Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
8 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Этот учебный год посвящён художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.
Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лето бучения архитектуре и дизайну.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год – 35.
Количество часов в неделю – 1.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
- Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : методическое пособие / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 8 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.
Задачи программы:
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 8 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 8 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Содержание тем учебного курса
отражено
в учебно-тематическом плане:
№ п/п | Тема раздела. | Содержание. | Количество часов. | Дата | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
| |||
1 | Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1 |
| |||
Прямые линии и организация пространства. | 1 |
| |||||
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | 1 |
| |||||
Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | 2 |
| |||||
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | 1 |
| |||||
Многообразие форм полиграфического дизайна. Полиграфический дизайн на курских полиграфических предприятиях. | 2 |
| |||||
2 | Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | 1 |
| |||
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Курска. | 1 |
| |||||
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | 1 |
| |||||
Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 |
| |||||
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | 2 |
| |||||
Роль и значение материала в конструкции. | 1 |
| |||||
Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура и дизайн центра города Курска. | 1 |
| |||||
3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | 1 |
| |||
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | 1 |
| |||||
Живое пространство города. Город, микрорайон. Улица. Курск – город, его микрорайоны и улицы. | 2 |
| |||||
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 2 |
| |||||
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. | 1 |
| |||||
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 2 |
| |||||
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы города Курска и его районов. | 2 |
| |||||
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. | Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Функционально-архитектурная планировка дворца - усадьбы "Марьино" в Курске. | 1 |
| |||
Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | 1 |
| |||||
Дизайн и архитектура моего сада. | 1 |
| |||||
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 |
| |||||
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | 1 |
| |||||
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. | 1 |
| |||||
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир. | 1
|
| |||||
Итого......34 часа
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания. | Домашнее задание | ИКТ (информационное обеспечение урока) | Дата | ||||
план | факт | ||||||||||||||
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов). | |||||||||||||||
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст. | Задания: 1) расположить на формате один большой прямоугольник и, обрезая его, добиться баланса массы и поля; 2) уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими. | Знать: - определение композиции и её закономерности; -типы композиций; -центр внимания в композиции: доминанта. Уметь: организовывать пространство, создавая уравнове шенную композицию. | Устный опрос. Практическая работа. | Композиции художника Василия Кандинского и «Чёрный квадрат Казимира Малевича». | Учебник, с. 7-20. Задание № 4 на с. 20. | Мультимедийная презентация «Авангард в живописи». |
|
| |||
2 | Прямые линии и организация пространства. | 1 | Комбинированный. | Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции членение плоскости. | Задания: 1) введение в композицию от трёх до пяти прямых линий; 2) выполнение коллажно-графических работ с разными композициями. | Знать образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций. Уметь выполнять коллаж на заданную тему. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | Работа на компьютере в программе Paint. | Учебник, с. 21-22. Задание № 1-3 на с. 22. | Мультимедийная презентация «Авангард в живописи». |
|
| |||
3 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | 1 | Комбинированный. | Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. | Создание композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста. | Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Уметь – применять локальный цвет при создании композиции; - определять средства художественной выразительности. | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | Работа на компьютере в программе Paint. | Учебник, с. 23-27. Задание № 1 на с. 27. | Мультимедийная презентация «Авангард в живописи». |
|
| |||
4-5 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | 2 | Комбинированный. | Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры. | Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения. | Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания. Уметь использовать шрифты в композиции. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | - | Учебник, с. 29-31. Задание № 1, 3 (а) на с. 31. | Мультимедийная презентация «История шрифта». |
|
| |||
6 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | 1 | Комбинированный. | Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве. | Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике; 2) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката. | Знать: - искусство композиции лежит в основе графического дизайна; - отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины. Уметь применять правила дизайнерской грамоты. | Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома. | - | Учебник, с. 33-39. Задание № 3 на с. 39. Подобрать зрительный материал (журналы, открытки, книги). | Мультимедийная презентация «Язык плаката». |
|
| |||
7-8 | Многообразие форм полиграфического дизайна. Полиграфический дизайн на курских полиграфических предприятиях. | 2 | Урок формирования новых умений. | Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. | Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся). | Знать: - историю полиграфии; - изобразительный стиль книги или журнала. Уметь выполнять коллажную композицию. | Анализ творческих работ. | Работа на компьютере в программе Paint. | Учебник, с. 41-45. | Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн». |
|
| |||
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8 часов). | |||||||||||||||
9 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения. | Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы; 2) баланс объёма и поля на макете; 3) баланс объёмов. | Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Уметь прочитать плоскостные композиции. | Анализ творческих работ, выполненных на уроке. | - | Учебник, с. 49-53. Задание № 2 или 3 (по выбору). | Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств». |
|
| |||
10 | Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Курска. | 1 | Комбинированный. | Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. | Задания: 1) прочтение линии как проекции объекта; 2) построение трёх уровней рельефа; 3) добавление архитектурного объекта. | Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Учебник, с. 54-57. Задание на с. 57. | Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре». |
|
| |||
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | 1 | Комбинированный. | Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль. | Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объёмов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям. | Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм). Уметь моделировать из бумаги. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Учебник, с. 59-64. Задание № 3 на с. 64. | - |
|
| |||
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | Комбинированный. | Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. | Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания. | Знать главные архитектурные элементы здания. Уметь использовать элементы здания в макете проектируемого объекта. | Творческое обсуждение работ. | - | Учебник, с. 65-69. Задание № 2 на с. 69. | Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки». |
|
| |||
13-14 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | 2 | Урок формирования новых умений. | Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального. | Задания: 1) аналитическое упражнение – исследование формы вещей; 2) проектное упражнение на функциональное использование форм; 3) создание тематической образно-вещной инсталляции на выбранную тему. | Знать: - определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция. Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Китч. Основная стилевая идея китча – насмешка над историей и художественными традициями, вкусами, стилями. | Учебник, с. 71-75. Задание № 2 на с. 75. Подобрать материал для инсталляции. | Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире». |
|
| |||
15 | Роль и значение материала в конструкции. | 1 | Комбинированный. | Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. | Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, автомобиль и т. п. (полуфантастическое соединение функций). | Знать - особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи; - взаимосвязь формы и материала. Уметь использовать разнообразные материалы. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Учебник, с. 76-81. Задание № 2 на с. 81. | Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире». |
|
| |||
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура и дизайн центра города Курска. | 1 | Комбинированный. | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска. | Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения. | Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства. Уметь работать по воображению. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Психофизическое влияние цвета на состояние человека. | Учебник, с. 82-87. Задание № 2 на с. 87. | Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне». |
|
| |||
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 часов). | |||||||||||||||
17 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма. | Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённого стиля и эпохи. | Знать - основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм; - памятники архитектуры.
| Анализ образцов архитектуры разных стилей. | - | Учебник, с. 89-101. Задания № 1-3 на с. 101 или мультимедийная презентация. | Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма». |
|
| |||
18 | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. | Современные поиски новой эстетически архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего». | Знать - основные школы: Баухауз, ВХУТЕ-МАС; - имена архитекторов 20 века. Уметь Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами. | Анализ образцов архитектуры разных стилей. | Создание Оскаром Нимейером оригинального архитектурного стиля. | Учебник, с. 103-109. Задания № 1-3 на с. 109 (по выбору). | Мультимедийная презентация «О. Нимейер». |
|
| |||
19-20 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Курск – город, его микрорайоны и улицы. | 2 | Комбинированный. | Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда. | Задания: 1) аналитическое прочтение схем городов; 2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города. | Знать - различные композиционные виды планировки города; - роль цвета в формировании пространства. Уметь создавать композиционный макет пространства. | Творческое обсуждение работ. | - | Учебник, с. 111-115. Задания № 1-3 (по выбору). | - |
|
| |||
21-22 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 2 | Комбинированный. | Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизациии индивидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком. | Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д.. | Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды. Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Реклама в нашем городе. | Учебник, с. 117-119. Задание № 1 или 2 на с. 119 (по выбору). | Мультимедийная презентация «Малые архитектурные формы». |
|
| |||
23 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. | 1 | Комбинированный. | Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст. | Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент). | Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий. Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека. | Учебник, с. 121-125. Задание № 1 или 2 на с. 125 (по желанию). | Мультимедийная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека». |
|
| |||
24-25 | Природа и архитектура.организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования. | Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т. п.), использование имитирующих фактур. | Знать термин ландшафтная архитектура. Уметь создавать архитектурные образы различными материалами. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | - | Учебник, с. 126-131. Задания № 1 и 2 на с. 131. | Мультимедийная презентация «Ландшафтная архитектура». |
|
| |||
26-27 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы города Курска и его районов. | 2 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. | Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов. | Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | - | Учебник, с. 132-135. Подобрать материал к теме «Мой дом – мой образ жизни». | - |
|
| |||
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов). | |||||||||||||||
28 | Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. . Функционально-архитектурная планировка дворца - усадьбы "Марьино" в Курске. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Принципы организации членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне. | Технический рисунок (эскиз) частного домав городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация. | Знать Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.
| Творческое обсуждение работ. | Возможное выполнение задания на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др.. | Учебник, с. 139-142. Подобрать иллюстративный материал по теме «Интерьер». | Мультимедийная презентация «Проекты частного домовладения». |
|
| |||
29 | Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | 1 | Комбинированный. | Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера. | Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения. | Знать принципы организации пространства квартиры. Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека. | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «дизайн интерьера». |
|
| |||
30 | Дизайн и архитектура моего сада. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Виды организации садов: английский,французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории. | Задание: 1) создание плана земельного участка; 2) макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся). | Знать - композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана). Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании. | Творческое обсуждение работ. | - | Учебник, с. 147-153. Подобрать материал. | Мультимедийная презентация «Виды организации садов». |
|
| |||
31 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт. | Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж. | Знать - законы композиции в одежде; - два композиционных принципа конструкции костюма. Уметь работать над эскизом костюма. | Творческое обсуждение работ. | - | Учебник, с. 155-161. задания № 1 и 2. подобрать зрительный материал. | Мультимедийная презентация «Мода на протяжении веков». |
|
| |||
32 | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | 1 | Комбинированный. | О психологии индивидуального и массового.Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и кич. | Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и пр.), подбор цветовой гаммы. | Знать: - демократичность в моде; - принцип функциональности. Уметь трансформировать одежду.
| Творческое обсуждение работ. | - | Учебник, с. 162-168. Задания 1 и 2. | Мультимедийная презентация «Современные дизайнеры одежды». |
|
| |||
33 | Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке. | 1) Рисование причёски и макияжа на фотографии. 2) Упражнения в нанесении макияжа и создании причёски на «живой натуре» (попарно). | Знать: - каждая эпоха рождает свой стиль и моду; - грим и причёска являются продолжением костюма; - профессии стилиста и визажиста. | Творческое обсуждение работ. | Боди-арт татуаж как мода. Работа на компьютере в программе Adobe Photoshop/ | Учебник, с. 169-173. Задания 1 и 2. | Мультимедийная презентация «Искусство грима и причёски». |
|
| |||
34 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». | Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария –проекта с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов. | Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. | Эстетическая оценка результата работы. | - | - | Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года. |
|
| |||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._8_klass.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №56» города Курска
Рассмотрена на заседании МО учителей _______________________ протокол № _______ от ___. ____. 201__г. руководитель МО ____________Е.А.Холодняк | Согласована на заседании школьного методического совета протокол № _______ от ___. ____. 201__г. руководитель ШМС ____________Г.Н.Лихонина | Утверждена на заседании педагогического совета протокол № _______ от ___. ____. 201__г. Введена в действие приказом № ______ от ___. ____. 201___г. Директор МБОУ «СОШ № 56» _____________ В.И.Панюков |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для 8 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Самохина Светлана Васильевна,
учитель изобразительного искусства
8 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Этот учебный год посвящён художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.
Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лето бучения архитектуре и дизайну.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год – 35.
Количество часов в неделю – 1.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
- Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : методическое пособие / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 8 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.
Задачи программы:
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 8 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 8 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Содержание тем учебного курса
отражено
в учебно-тематическом плане:
№ п/п | Тема раздела. | Содержание. | Количество часов. | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1 | |
Прямые линии и организация пространства. | 1 | |||
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | 1 | |||
Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | 2 | |||
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | 1 | |||
Многообразие форм полиграфического дизайна. Полиграфический дизайн на курских полиграфических предприятиях. | 2 | |||
2 | Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | 1 | |
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Курска. | 1 | |||
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | 1 | |||
Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | |||
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | 2 | |||
Роль и значение материала в конструкции. | 1 | |||
Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура и дизайн центра города Курска. | 1 | |||
3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | 1 | |
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | 1 | |||
Живое пространство города. Город, микрорайон. Улица. Курск – город, его микрорайоны и улицы. | 2 | |||
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 2 | |||
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. | 1 | |||
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 2 | |||
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы города Курска и его районов. | 2 | |||
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. | Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Функционально-архитектурная планировка дворца - усадьбы "Марьино" в Курске. | 1 | |
Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | 1 | |||
Дизайн и архитектура моего сада. | 1 | |||
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | |||
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | 1 | |||
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. | 1 | |||
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир. | 1 |
Итого......34 часа
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания. | Домашнее задание | ИКТ (информационное обеспечение урока) | Дата | |
план | факт | |||||||||||
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов). | ||||||||||||
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст. | Задания: 1) расположить на формате один большой прямоугольник и, обрезая его, добиться баланса массы и поля; 2) уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими. | Знать: - определение композиции и её закономерности; -типы композиций; -центр внимания в композиции: доминанта. Уметь: организовывать пространство, создавая уравнове шенную композицию. | Устный опрос. Практическая работа. | Композиции художника Василия Кандинского и «Чёрный квадрат Казимира Малевича». | Учебник, с. 7-20. Задание № 4 на с. 20. | Мультимедийная презентация «Авангард в живописи». | ||
2 | Прямые линии и организация пространства. | 1 | Комбинированный. | Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции членение плоскости. | Задания: 1) введение в композицию от трёх до пяти прямых линий; 2) выполнение коллажно-графических работ с разными композициями. | Знать образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций. Уметь выполнять коллаж на заданную тему. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | Работа на компьютере в программе Paint. | Учебник, с. 21-22. Задание № 1-3 на с. 22. | Мультимедийная презентация «Авангард в живописи». | ||
3 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | 1 | Комбинированный. | Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. | Создание композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста. | Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Уметь – применять локальный цвет при создании композиции; - определять средства художественной выразительности. | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | Работа на компьютере в программе Paint. | Учебник, с. 23-27. Задание № 1 на с. 27. | Мультимедийная презентация «Авангард в живописи». | ||
4-5 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | 2 | Комбинированный. | Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры. | Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения. | Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания. Уметь использовать шрифты в композиции. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | - | Учебник, с. 29-31. Задание № 1, 3 (а) на с. 31. | Мультимедийная презентация «История шрифта». | ||
6 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | 1 | Комбинированный. | Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве. | Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике; 2) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката. | Знать: - искусство композиции лежит в основе графического дизайна; - отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины. Уметь применять правила дизайнерской грамоты. | Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома. | - | Учебник, с. 33-39. Задание № 3 на с. 39. Подобрать зрительный материал (журналы, открытки, книги). | Мультимедийная презентация «Язык плаката». | ||
7-8 | Многообразие форм полиграфического дизайна. Полиграфический дизайн на курских полиграфических предприятиях. | 2 | Урок формирования новых умений. | Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. | Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся). | Знать: - историю полиграфии; - изобразительный стиль книги или журнала. Уметь выполнять коллажную композицию. | Анализ творческих работ. | Работа на компьютере в программе Paint. | Учебник, с. 41-45. | Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн». | ||
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8 часов). | ||||||||||||
9 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения. | Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы; 2) баланс объёма и поля на макете; 3) баланс объёмов. | Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Уметь прочитать плоскостные композиции. | Анализ творческих работ, выполненных на уроке. | - | Учебник, с. 49-53. Задание № 2 или 3 (по выбору). | Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств». | ||
10 | Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Курска. | 1 | Комбинированный. | Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. | Задания: 1) прочтение линии как проекции объекта; 2) построение трёх уровней рельефа; 3) добавление архитектурного объекта. | Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Учебник, с. 54-57. Задание на с. 57. | Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре». | ||
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | 1 | Комбинированный. | Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль. | Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объёмов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям. | Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм). Уметь моделировать из бумаги. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Учебник, с. 59-64. Задание № 3 на с. 64. | - | ||
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | Комбинированный. | Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. | Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания. | Знать главные архитектурные элементы здания. Уметь использовать элементы здания в макете проектируемого объекта. | Творческое обсуждение работ. | - | Учебник, с. 65-69. Задание № 2 на с. 69. | Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки». | ||
13-14 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | 2 | Урок формирования новых умений. | Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального. | Задания: 1) аналитическое упражнение – исследование формы вещей; 2) проектное упражнение на функциональное использование форм; 3) создание тематической образно-вещной инсталляции на выбранную тему. | Знать: - определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция. Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Китч. Основная стилевая идея китча – насмешка над историей и художественными традициями, вкусами, стилями. | Учебник, с. 71-75. Задание № 2 на с. 75. Подобрать материал для инсталляции. | Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире». | ||
15 | Роль и значение материала в конструкции. | 1 | Комбинированный. | Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. | Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, автомобиль и т. п. (полуфантастическое соединение функций). | Знать - особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи; - взаимосвязь формы и материала. Уметь использовать разнообразные материалы. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Учебник, с. 76-81. Задание № 2 на с. 81. | Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире». | ||
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура и дизайн центра города Курска. | 1 | Комбинированный. | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска. | Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения. | Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства. Уметь работать по воображению. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Психофизическое влияние цвета на состояние человека. | Учебник, с. 82-87. Задание № 2 на с. 87. | Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне». | ||
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 часов). | ||||||||||||
17 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма. | Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённого стиля и эпохи. | Знать - основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм; - памятники архитектуры. | Анализ образцов архитектуры разных стилей. | - | Учебник, с. 89-101. Задания № 1-3 на с. 101 или мультимедийная презентация. | Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма». | ||
18 | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. | Современные поиски новой эстетически архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего». | Знать - основные школы: Баухауз, ВХУТЕ-МАС; - имена архитекторов 20 века. Уметь Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами. | Анализ образцов архитектуры разных стилей. | Создание Оскаром Нимейером оригинального архитектурного стиля. | Учебник, с. 103-109. Задания № 1-3 на с. 109 (по выбору). | Мультимедийная презентация «О. Нимейер». | ||
19-20 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Курск – город, его микрорайоны и улицы. | 2 | Комбинированный. | Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда. | Задания: 1) аналитическое прочтение схем городов; 2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города. | Знать - различные композиционные виды планировки города; - роль цвета в формировании пространства. Уметь создавать композиционный макет пространства. | Творческое обсуждение работ. | - | Учебник, с. 111-115. Задания № 1-3 (по выбору). | - | ||
21-22 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 2 | Комбинированный. | Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизациии индивидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком. | Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д.. | Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды. Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Реклама в нашем городе. | Учебник, с. 117-119. Задание № 1 или 2 на с. 119 (по выбору). | Мультимедийная презентация «Малые архитектурные формы». | ||
23 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. | 1 | Комбинированный. | Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст. | Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент). | Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий. Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека. | Учебник, с. 121-125. Задание № 1 или 2 на с. 125 (по желанию). | Мультимедийная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека». | ||
24-25 | Природа и архитектура.организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования. | Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т. п.), использование имитирующих фактур. | Знать термин ландшафтная архитектура. Уметь создавать архитектурные образы различными материалами. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | - | Учебник, с. 126-131. Задания № 1 и 2 на с. 131. | Мультимедийная презентация «Ландшафтная архитектура». | ||
26-27 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы города Курска и его районов. | 2 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. | Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов. | Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | - | Учебник, с. 132-135. Подобрать материал к теме «Мой дом – мой образ жизни». | - | ||
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов). | ||||||||||||
28 | Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. . Функционально-архитектурная планировка дворца - усадьбы "Марьино" в Курске. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Принципы организации членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне. | Технический рисунок (эскиз) частного домав городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация. | Знать Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта. | Творческое обсуждение работ. | Возможное выполнение задания на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др.. | Учебник, с. 139-142. Подобрать иллюстративный материал по теме «Интерьер». | Мультимедийная презентация «Проекты частного домовладения». | ||
29 | Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | 1 | Комбинированный. | Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера. | Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения. | Знать принципы организации пространства квартиры. Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека. | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «дизайн интерьера». | ||
30 | Дизайн и архитектура моего сада. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Виды организации садов: английский,французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории. | Задание: 1) создание плана земельного участка; 2) макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся). | Знать - композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана). Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании. | Творческое обсуждение работ. | - | Учебник, с. 147-153. Подобрать материал. | Мультимедийная презентация «Виды организации садов». | ||
31 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт. | Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж. | Знать - законы композиции в одежде; - два композиционных принципа конструкции костюма. Уметь работать над эскизом костюма. | Творческое обсуждение работ. | - | Учебник, с. 155-161. задания № 1 и 2. подобрать зрительный материал. | Мультимедийная презентация «Мода на протяжении веков». | ||
32 | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | 1 | Комбинированный. | О психологии индивидуального и массового.Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и кич. | Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и пр.), подбор цветовой гаммы. | Знать: - демократичность в моде; - принцип функциональности. Уметь трансформировать одежду. | Творческое обсуждение работ. | - | Учебник, с. 162-168. Задания 1 и 2. | Мультимедийная презентация «Современные дизайнеры одежды». | ||
33 | Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке. |
2) Упражнения в нанесении макияжа и создании причёски на «живой натуре» (попарно). | Знать: - каждая эпоха рождает свой стиль и моду; - грим и причёска являются продолжением костюма; - профессии стилиста и визажиста. | Творческое обсуждение работ. | Боди-арт татуаж как мода. Работа на компьютере в программе Adobe Photoshop/ | Учебник, с. 169-173. Задания 1 и 2. | Мультимедийная презентация «Искусство грима и причёски». | ||
34 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». | Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария –проекта с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов. | Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. | Эстетическая оценка результата работы. | - | - | Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года. |
Основные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся к концу 8 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства;
- единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать объёмно-пространственные композиции;
- моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими средствами изобразительного искусства;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные плёнки, краски (гуашь, акварель), графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объёме (картон, бумага, пластилин, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности.
- Викторины.
- Кроссворды.
- Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
- Тестирование.
Перечень учебно-методического обеспечения
(УМК – учебно-методический комплект).
Основная литература.
Класс. | Программа. | Кол-во часов. | Пособия для учащихся. | Методические пособия для учителя. |
8 | Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ). | 34 | «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. | - «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. - Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с.. - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с.. |
Список литературы.
Основная литература:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
Дополнительная литература.
- а) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..
- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..
-б) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Приложение № 1.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов и мультимедийных презентаций:
- http://ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа составлена на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта ООО; 2. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся школы-интерната VIII вида
Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образовани...
Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год
Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год по УМК Л.Л.Босова...
Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа Основы проектирования для учащихся 11 класса на 2014/2015 учебный год
Программа спецкурса «Учебное исследование»Пояснительная запискаПрограмма спецкурса «Учебное исследование» разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, и направлена на вне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ___6____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по литературе для 6 класса. Структура школьного курса литературы в 6 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...