Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены системы уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое
планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Для реализации программного содержания используется УМК (учебно-методический комплект):
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 5 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.
Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.
Задачи программы:
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 5 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 5 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к ФГОС), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Содержание тем учебного курса
определены
учебно-тематическим планом:
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов | Дата |
1 | Древние корни народного искусства. | Древние образы в народном искусстве. | 1 |
|
Декор русской избы. | 1 |
| ||
Декор курской избы. | 1 |
| ||
Внутренний мир русской избы. | 1 |
| ||
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 |
| ||
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 1 |
| ||
Народный праздничный костюм. Народные женский и мужской праздничные костюмы Курской губернии. | 1 |
| ||
Народные праздничные обряды. | 1 |
| ||
Народные праздничные обряды на Курской земле. | 1 |
| ||
2 | Связь времён в народном искусстве. | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 |
|
Древние образы в современных народных игрушках Курской области. | 1 |
| ||
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 2 |
| ||
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1 |
| ||
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 |
| ||
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1 |
| ||
Зачем людям украшения. | 1 |
| ||
3 | Декор – человек, общество, время. | Декор и положение человека в обществе. | 2 |
|
Одежда говорит о человеке. | 3 |
| ||
Истоки и современная школьная форма. | 1 |
| ||
О чём рассказывают гербы и эмблемы. | 1 |
| ||
Герб города Курска и гербы районов Курской области. | 1 |
| ||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 1 |
| ||
Особенности и роль декоративного искусства в жизни курян. | 1 |
| ||
Современное выставочное искусство. | 1 |
| ||
4 | Декоративное искусство в современном мире. | "Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки". | 1 |
|
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | 1 |
| ||
Подготовка и изготовление тряпичной куклы. | 1 |
| ||
Подготовка и изготовление декоративной вазы для украшения интерьера (из солёного теста). | 1 |
| ||
. Подготовка и изготовление кожлянской игрушки (глина, пластилин, солёное тесто) | 1 |
| ||
Истоки декоративного искусства (экскурсия в краеведческий музей). | 1 |
| ||
|
|
|
Итого........34 часа
Тематическое (поурочное) планирование.
Настоящее поурочное планирование представляет систему уроков по курсу
«Изобразительное искусство» в 5 классе.
№ п/п | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания. | Домашнее задание | ИКТ (информационное обеспечение урока) | Дата | ||
план | факт | ||||||||||||
Древние корни народного искусства (9 часов). | |||||||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Традиционные образы народно-прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки. | Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент. | Устный опрос. Практическая работа. | Зооморфный орнамент. | Подобрать зрительный материал деревянной резьбы на избах. | В\ф «Народные промыслы». Мультимедийная презентация «Солярные знаки». |
|
| |
2 | Декор русской избы. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы. | Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками. | Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и другие). Уметь выстраивать орнаментальную композицию. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ. | Орнаментальные композиции: линейная, сетчатая, рамочная. | Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы. | В\ф «Народные промыслы». Мультимедийная презентация «Русская изба». |
|
| |
3 | Декор курской избы. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы. | Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками. | Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и другие). Уметь выстраивать орнаментальную композицию. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ. | Орнаментальные композиции: линейная, сетчатая, рамочная. | Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы Курского региона. | Мультимедийная презентация «Декор курской избы». |
|
| |
4 | Внутренний мир русской избы. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь. | Рисунок на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалёвка). Вырезание из картона предметов быта. | Знать жизненно важные участки крестьянского дома. Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства. | Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока. | Хранители домашнего очага: домовой, банник. | Составить кроссворд по пройденному материалу. | Мультимедийная презентация «Интерьер русской избы». |
|
| |
5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | Комбинированный. | Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля. | Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. | Знать названия предметов народного быта и труда. Уметь – почувствовать особый склад мышления наших предков; - создавать объекты предметной среды. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Процесс прядения нити в мирах разных народов. Прядение как творение мира. | Подбор изображения орнаментов русской народной вышивки. | В\ф «Народные промыслы». |
|
| |
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 1 | Комбинированный. | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка. | Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель). | Просмотр и обсуждение работ. | - | Подобрать изображения людей в русских народных костюмах. | Мультимедийная презентация «Русское вышитое полотенце». |
|
| |
7 | Народный праздничный костюм. Народные женский и мужской праздничные костюмы Курской губернии. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Народные женский и мужской праздничные костюмы Курской губернии. | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. | Знать крестьянский костюм – образная модель мироздания. Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы. | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка выполненных костюмов. | Разнообразие форм и украшений русского народного праздничного костюма разных губерний. | Подобрать материал к теме «Народные праздники». | Мультимедийная презентация «Народный праздничный костюм». |
|
| |
8 | Народные праздничные обряды. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Изготовление куклы-Масленицы. Материалы: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка. | Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами. | Творческое обсуждение работ. | Обрядовые действия праздника, их символическое значение. | Найти иллюстрации с русскими народными игрушками. | Мультимедийная презентация «Праздничные гулянья». |
|
| |
9 | Народные праздничные обряды на Курской земле. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
| Выполнение эскизов современного костюма с элементами курского народного творчества. | Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни курского народа. Уметь работать с различными материалами. | Творческое обсуждение работ. | Обрядовые действия праздника, их символическое значение. | Найти иллюстрации с курскими народными игрушками. | Мультимедийная презентация «Праздничные гулянья курян». |
|
| |
Связь времён в народном искусстве (7 часов). | |||||||||||||
10 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | Комбинированный. | Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек. | Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Мастера русской деревянной игрушки. | Подобрать иллюстрации с кожлянской игрушкой. | В\ф «Народные промыслы. Игрушки». |
|
| |
11 | Древние образы в современных народных игрушках Курской области. | 1 | Комбинированный. | Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек. | Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Знать кожлянскую игрушку. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мастер кожлянской игрушки. | Подобрать иллюстрации с гжельской посудой. | Мультимедийная презентация «Кожлянская игрушка». |
|
| |
12-13 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | Комбинированный. | История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. | Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Гжели. | Знать: Особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. Уметь - передавать единство формы и декора; - выполнять приёмы письма в манере мастеров Гжели. | Творческое обсуждение работ. | Городецкая игрушка. История развития промысла. | Подобрать иллюстрации с изделиями городецких мастеров. | В/ф «Народные промыслы. Гжель». Мультимедийная презентация «Гжель. Посуда и игрушки». |
|
| |
14 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Комбинированный. | История развития промысла. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции городецкой росписи. | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти. | Знать основные приёмы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Полхов-Майдан. История развития промысла. | Подобрать иллюстрации с жостовскими подносами. | В/ф «Народные промыслы. Городецкие мастера». |
|
| |
15 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Комбинированный. | История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветовых композиций. Основные приёмы жостовского письма. | Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. | Знать основные приёмы жостовской росписи. Уметь выполнять орнаментальную композицию определённого типа. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Подготовить свои работы к итоговой выставке. Разгадать кроссвордв рабочей тетради. | В/ф «Народные промыслы. Жостовские букеты». |
|
| |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства Курской области. | Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках. | Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Филимоново, Кожлянская игрушка). Уметь анализировать произведения народных мастеров. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | Традиционные художественные промыслы и ремёсла. Отличие художественного промысла от ремесла. | Подготовить фотогаллерею украшений, хранящихся дома (с разрешения родителей). | Мультимедийная презентация «Роль народных художественных промыслов в современной жизни». |
|
| |
Декор – человек, общество, время (11 часов). | |||||||||||||
17 | Зачем людям украшения. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. | Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его людей». | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. | Фронтальный опрос (устно). | - | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений Древнего Египта. | Мультимедийная презентация «Украшения в жизни человека». |
|
| |
18-19 | Декор и положение человека в обществе. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы. | Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей. | Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)определяется ролью его хозяина. Уметь работать с выбранным материалом. | Презентация своих работ учащимися и оценка результата. | Различие национальных особенностей русского орнамента и орнамента Древнего Египта. | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран, книжные иллюстрации. | В\Ф Великие творения людей». Мультимедийная презентация «орнаментальные мотивы в украшениях Древнего Египта». |
|
| |
20-22 | Одежда говорит о человеке. | 3 | Комбинированный. | Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. | Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал по выбору учащихся. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Эпоха и стиль. | Подобрать материал о школьной форме. | В\Ф «Великие творения людей». |
|
| |
23 | Истоки и современная школьная форма. | 1 | Комбинированный. | Одежда как знак положения человека в обществе. | Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника в школьной форме. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Школьная форма курских учеников. | Подобрать материал о гербе России. | Мультимедийная презентация «Истоки и современная школьная форма». |
|
| |
24 | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | 1 | Комбинированный. | История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе. | Создание проекта собственного герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики. | Знать сущность герба как отличительного знака человека. Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои. | Защита проекта, оценивание результата работы. «Чтение» гербов одноклассников. | Эпоха рыцарства. | Подобрать материал о гербе Курской области. | Мультимедийная презентация «История геральдики». |
|
| |
25 | Герб города Курска и гербы районов Курской области. | 1 | Комбинированный. | История возникновения герба Курской области. Символика цвета и изображения в гербе Курской области. | Создание проекта личного герба с использованием декоративно-символического языка геральдики. | Знать сущность герба как отличительного знака человека. Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои. | «Чтение» гербов одноклассников. |
| Подобрать материал о роли декоративного искусства в жизни человека и общества. | Мультимедийная презентация «герб Курска». |
|
| |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Обобщение тематического блока «Декор – человек, общество, время». | Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор – человек, общество, время». | Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён и народов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках. | Подготовить сообщение о декоративном искусстве в жизни курян. | Мультимедийная презентация «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». |
|
| |
27 | Особенности и роль декоративного искусства в жизни курян. | 1 | Комбинированный. | Закрепление тематического блока «Декор – человек, общество, время». | Игра-викторина по изученной теме «Декор – человек, общество, время». | Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён и народов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | Презентации учащихся о декоративном искусстве в жизни курян. | Подобрать материал о современном выставочном искусстве. | Мультимедийные презентации о роли декоративного искусства в жизни курян. |
|
| |
Декоративное искусство в современном мире (7 часов). | |||||||||||||
28 | Современное выставочное искусство. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло. | Беседа на тему «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства». | Знать - о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; - о специфике языка разных художественных материалов.
| Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоративного искусства. | Творчество художников Курской области. | Подготовить материал о "Курской картинной галереи имени А.А.Дейнеки". | Мультимедийная презентация «Современное выставочное искусство». |
|
| |
29 | "Курская картинная галерея имени А.А.Дейнеки" | 1 | Урок комбинированный. | Залы "Курской картинной галереи имени А.А.Дейнеки" | Беседа на тему «Современные художники декоративно-прикладного искусства». | Знать - о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; - о специфике языка разных художественных материалов.
| Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоративного искусства. | Творчество великих художников Курской земли. | Принести работы, выполненные руками бабушек и дедушек. | Мультимедийная презентация "Курская картинная галерея имени А.А.Дейнеки". |
|
| |
30 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | 1 | Урок формирования новых умений. | Виды декоративно-прикладного искусства. Русская тряпичная кукла. | Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы. | Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. | Обмен мнениями в процессе знакомства с работой. | Знакомство с творчеством художников Курской области. | Выполнить задание на с. 32-33 в рабочей тетради. | Мультимедийная презентация «Изготовление русской куклы-закрутки». |
|
| |
31 | Подготовка и изготовление тряпичной куклы. | 1 | Урок практического применения знаний. | Виды декоративно-прикладного искусства. Русская тряпичная кукла. | Декоративная работа. | Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Куклы-сувениры, куклы-обереги. | Подобрать иллюстративный материал, изготовленный из солёного теста. | Мультимедийная презентация «изготовление тряпичной куклы». |
|
| |
32 | Подготовка и изготовление декоративной вазы для украшения интерьера (из солёного теста). | 1 | Урок практического применения знаний. | Виды декоративно-прикладного искусства. | Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера (из солёного теста, пластилина). | Знать технологию работы с солёным тестом, пластилином. Уметь работать с солёным тестом, пластилином. | Эстетическая оценка результата работы. | Мастера курской керамики. | Подобрать иллюстративный материал с изображением филимоновской игрушки. | Мультимедийная презентация «Вазопись». |
|
| |
33 | Подготовка и изготовление филимоновской игрушки (глина, пластилин, солёное тесто). | 1 | Урок практического применения знаний. | Виды декоративно-прикладного искусства. | Изготовление дубликата филимоновской игрушки. | Знать технологию изготовления филимоновской игрушки. Уметь работать с глиной, пластилином, солёным тестом.. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мастера филимоновской игрушки. | Подобрать иллюстративный материал музея. | Мультимедийная презентация «Филимоновское чудо». |
|
| |
34 | Истоки декоративного искусства (экскурсия в Курский краеведческий музей). | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Обобщение материала по темам и года. Повторение жанров изобразительного искусства. | Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы. | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. | Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года. |
| Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию). | Мультимедийная презентация «Курский краеведческий музей». |
|
| |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._5_klass.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №56» города Курска
Рассмотрена на заседании МО учителей _______________________ протокол № _______ от ___. ____. 201__г. руководитель МО ____________Е.А.Холодняк | Согласована на заседании школьного методического совета протокол № _______ от ___. ____. 201__г. руководитель ШМС ____________Г.Н.Лихонина | Утверждена на заседании педагогического совета протокол № _______ от ___. ____. 201__г. Введена в действие приказом № ______ от ___. ____. 201___г. Директор МБОУ «СОШ № 56» _____________ В.И.Панюков |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для 5 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Самохина Светлана Васильевна,
учитель изобразительного искусства
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены системы уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое
планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Для реализации программного содержания используется УМК (учебно-методический комплект):
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 5 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.
Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.
Задачи программы:
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 5 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 5 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к ФГОС), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Содержание тем учебного курса
определены
учебно-тематическим планом:
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов | Дата |
1 | Древние корни народного искусства. | Древние образы в народном искусстве. | 1 | |
Декор русской избы. | 1 | |||
Декор курской избы. | 1 | |||
Внутренний мир русской избы. | 1 | |||
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | |||
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 1 | |||
Народный праздничный костюм. Народные женский и мужской праздничные костюмы Курской губернии. | 1 | |||
Народные праздничные обряды. | 1 | |||
Народные праздничные обряды на Курской земле. | 1 | |||
2 | Связь времён в народном искусстве. | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | |
Древние образы в современных народных игрушках Курской области. | 1 | |||
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | |||
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | |||
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | |||
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1 | |||
Зачем людям украшения. | 1 | |||
3 | Декор – человек, общество, время. | Декор и положение человека в обществе. | 2 | |
Одежда говорит о человеке. | 3 | |||
Истоки и современная школьная форма. | 1 | |||
О чём рассказывают гербы и эмблемы. | 1 | |||
Герб города Курска и гербы районов Курской области. | 1 | |||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 1 | |||
Особенности и роль декоративного искусства в жизни курян. | 1 | |||
Современное выставочное искусство. | 1 | |||
4 | Декоративное искусство в современном мире. | "Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки". | 1 | |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | 1 | |||
Подготовка и изготовление тряпичной куклы. | 1 | |||
Подготовка и изготовление декоративной вазы для украшения интерьера (из солёного теста). | 1 | |||
. Подготовка и изготовление кожлянской игрушки (глина, пластилин, солёное тесто) | 1 | |||
Истоки декоративного искусства (экскурсия в краеведческий музей). | 1 | |||
Итого........34 часа
Тематическое (поурочное) планирование.
Настоящее поурочное планирование представляет систему уроков по курсу
«Изобразительное искусство» в 5 классе.
№ п/п | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания. | Домашнее задание | ИКТ (информационное обеспечение урока) | Дата | |
план | факт | |||||||||||
Древние корни народного искусства (9 часов). | ||||||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Традиционные образы народно-прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки. | Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент. | Устный опрос. Практическая работа. | Зооморфный орнамент. | Подобрать зрительный материал деревянной резьбы на избах. | В\ф «Народные промыслы». Мультимедийная презентация «Солярные знаки». | ||
2 | Декор русской избы. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы. | Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками. | Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и другие). Уметь выстраивать орнаментальную композицию. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ. | Орнаментальные композиции: линейная, сетчатая, рамочная. | Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы. | В\ф «Народные промыслы». Мультимедийная презентация «Русская изба». | ||
3 | Декор курской избы. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы. | Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками. | Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и другие). Уметь выстраивать орнаментальную композицию. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ. | Орнаментальные композиции: линейная, сетчатая, рамочная. | Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы Курского региона. | Мультимедийная презентация «Декор курской избы». | ||
4 | Внутренний мир русской избы. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь. | Рисунок на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалёвка). Вырезание из картона предметов быта. | Знать жизненно важные участки крестьянского дома. Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства. | Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока. | Хранители домашнего очага: домовой, банник. | Составить кроссворд по пройденному материалу. | Мультимедийная презентация «Интерьер русской избы». | ||
5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | Комбинированный. | Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля. | Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. | Знать названия предметов народного быта и труда. Уметь – почувствовать особый склад мышления наших предков; - создавать объекты предметной среды. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Процесс прядения нити в мирах разных народов. Прядение как творение мира. | Подбор изображения орнаментов русской народной вышивки. | В\ф «Народные промыслы». | ||
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 1 | Комбинированный. | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка. | Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель). | Просмотр и обсуждение работ. | - | Подобрать изображения людей в русских народных костюмах. | Мультимедийная презентация «Русское вышитое полотенце». | ||
7 | Народный праздничный костюм. Народные женский и мужской праздничные костюмы Курской губернии. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Народные женский и мужской праздничные костюмы Курской губернии. | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. | Знать крестьянский костюм – образная модель мироздания. Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы. | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка выполненных костюмов. | Разнообразие форм и украшений русского народного праздничного костюма разных губерний. | Подобрать материал к теме «Народные праздники». | Мультимедийная презентация «Народный праздничный костюм». | ||
8 | Народные праздничные обряды. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Изготовление куклы-Масленицы. Материалы: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка. | Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами. | Творческое обсуждение работ. | Обрядовые действия праздника, их символическое значение. | Найти иллюстрации с русскими народными игрушками. | Мультимедийная презентация «Праздничные гулянья». | ||
9 | Народные праздничные обряды на Курской земле. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Выполнение эскизов современного костюма с элементами курского народного творчества. | Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни курского народа. Уметь работать с различными материалами. | Творческое обсуждение работ. | Обрядовые действия праздника, их символическое значение. | Найти иллюстрации с курскими народными игрушками. | Мультимедийная презентация «Праздничные гулянья курян». | ||
Связь времён в народном искусстве (7 часов). | ||||||||||||
10 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | Комбинированный. | Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек. | Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Мастера русской деревянной игрушки. | Подобрать иллюстрации с кожлянской игрушкой. | В\ф «Народные промыслы. Игрушки». | ||
11 | Древние образы в современных народных игрушках Курской области. | 1 | Комбинированный. | Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек. | Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Знать кожлянскую игрушку. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мастер кожлянской игрушки. | Подобрать иллюстрации с гжельской посудой. | Мультимедийная презентация «Кожлянская игрушка». | ||
12-13 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | Комбинированный. | История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. | Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Гжели. | Знать: Особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. Уметь - передавать единство формы и декора; - выполнять приёмы письма в манере мастеров Гжели. | Творческое обсуждение работ. | Городецкая игрушка. История развития промысла. | Подобрать иллюстрации с изделиями городецких мастеров. | В/ф «Народные промыслы. Гжель». Мультимедийная презентация «Гжель. Посуда и игрушки». | ||
14 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Комбинированный. | История развития промысла. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции городецкой росписи. | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти. | Знать основные приёмы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Полхов-Майдан. История развития промысла. | Подобрать иллюстрации с жостовскими подносами. | В/ф «Народные промыслы. Городецкие мастера». | ||
15 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Комбинированный. | История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветовых композиций. Основные приёмы жостовского письма. | Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. | Знать основные приёмы жостовской росписи. Уметь выполнять орнаментальную композицию определённого типа. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Подготовить свои работы к итоговой выставке. Разгадать кроссвордв рабочей тетради. | В/ф «Народные промыслы. Жостовские букеты». | ||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства Курской области. | Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках. | Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Филимоново, Кожлянская игрушка). Уметь анализировать произведения народных мастеров. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | Традиционные художественные промыслы и ремёсла. Отличие художественного промысла от ремесла. | Подготовить фотогаллерею украшений, хранящихся дома (с разрешения родителей). | Мультимедийная презентация «Роль народных художественных промыслов в современной жизни». | ||
Декор – человек, общество, время (11 часов). | ||||||||||||
17 | Зачем людям украшения. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. | Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его людей». | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. | Фронтальный опрос (устно). | - | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений Древнего Египта. | Мультимедийная презентация «Украшения в жизни человека». | ||
18-19 | Декор и положение человека в обществе. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы. | Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей. | Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)определяется ролью его хозяина. Уметь работать с выбранным материалом. | Презентация своих работ учащимися и оценка результата. | Различие национальных особенностей русского орнамента и орнамента Древнего Египта. | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран, книжные иллюстрации. | В\Ф Великие творения людей». Мультимедийная презентация «орнаментальные мотивы в украшениях Древнего Египта». | ||
20-22 | Одежда говорит о человеке. | 3 | Комбинированный. | Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. | Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал по выбору учащихся. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Эпоха и стиль. | Подобрать материал о школьной форме. | В\Ф «Великие творения людей». | ||
23 | Истоки и современная школьная форма. | 1 | Комбинированный. | Одежда как знак положения человека в обществе. | Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника в школьной форме. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Школьная форма курских учеников. | Подобрать материал о гербе России. | Мультимедийная презентация «Истоки и современная школьная форма». | ||
24 | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | 1 | Комбинированный. | История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе. | Создание проекта собственного герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики. | Знать сущность герба как отличительного знака человека. Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои. | Защита проекта, оценивание результата работы. «Чтение» гербов одноклассников. | Эпоха рыцарства. | Подобрать материал о гербе Курской области. | Мультимедийная презентация «История геральдики». | ||
25 | Герб города Курска и гербы районов Курской области. | 1 | Комбинированный. | История возникновения герба Курской области. Символика цвета и изображения в гербе Курской области. | Создание проекта личного герба с использованием декоративно-символического языка геральдики. | Знать сущность герба как отличительного знака человека. Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои. | «Чтение» гербов одноклассников. | Подобрать материал о роли декоративного искусства в жизни человека и общества. | Мультимедийная презентация «герб Курска». | |||
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Обобщение тематического блока «Декор – человек, общество, время». | Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор – человек, общество, время». | Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён и народов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках. | Подготовить сообщение о декоративном искусстве в жизни курян. | Мультимедийная презентация «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». | ||
27 | Особенности и роль декоративного искусства в жизни курян. | 1 | Комбинированный. | Закрепление тематического блока «Декор – человек, общество, время». | Игра-викторина по изученной теме «Декор – человек, общество, время». | Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён и народов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | Презентации учащихся о декоративном искусстве в жизни курян. | Подобрать материал о современном выставочном искусстве. | Мультимедийные презентации о роли декоративного искусства в жизни курян. | ||
Декоративное искусство в современном мире (7 часов). | ||||||||||||
28 | Современное выставочное искусство. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло. | Беседа на тему «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства». | Знать - о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; - о специфике языка разных художественных материалов. | Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоративного искусства. | Творчество художников Курской области. | Подготовить материал о "Курской картинной галереи имени А.А.Дейнеки". | Мультимедийная презентация «Современное выставочное искусство». | ||
29 | "Курская картинная галерея имени А.А.Дейнеки" | 1 | Урок комбинированный. | Залы "Курской картинной галереи имени А.А.Дейнеки" | Беседа на тему «Современные художники декоративно-прикладного искусства». | Знать - о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; - о специфике языка разных художественных материалов. | Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоративного искусства. | Творчество великих художников Курской земли. | Принести работы, выполненные руками бабушек и дедушек. | Мультимедийная презентация "Курская картинная галерея имени А.А.Дейнеки". | ||
30 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | 1 | Урок формирования новых умений. | Виды декоративно-прикладного искусства. Русская тряпичная кукла. | Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы. | Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. | Обмен мнениями в процессе знакомства с работой. | Знакомство с творчеством художников Курской области. | Выполнить задание на с. 32-33 в рабочей тетради. | Мультимедийная презентация «Изготовление русской куклы-закрутки». | ||
31 | Подготовка и изготовление тряпичной куклы. | 1 | Урок практического применения знаний. | Виды декоративно-прикладного искусства. Русская тряпичная кукла. | Декоративная работа. | Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Куклы-сувениры, куклы-обереги. | Подобрать иллюстративный материал, изготовленный из солёного теста. | Мультимедийная презентация «изготовление тряпичной куклы». | ||
32 | Подготовка и изготовление декоративной вазы для украшения интерьера (из солёного теста). | 1 | Урок практического применения знаний. | Виды декоративно-прикладного искусства. | Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера (из солёного теста, пластилина). | Знать технологию работы с солёным тестом, пластилином. Уметь работать с солёным тестом, пластилином. | Эстетическая оценка результата работы. | Мастера курской керамики. | Подобрать иллюстративный материал с изображением филимоновской игрушки. | Мультимедийная презентация «Вазопись». | ||
33 | Подготовка и изготовление филимоновской игрушки (глина, пластилин, солёное тесто). | 1 | Урок практического применения знаний. | Виды декоративно-прикладного искусства. | Изготовление дубликата филимоновской игрушки. | Знать технологию изготовления филимоновской игрушки. Уметь работать с глиной, пластилином, солёным тестом.. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мастера филимоновской игрушки. | Подобрать иллюстративный материал музея. | Мультимедийная презентация «Филимоновское чудо». | ||
34 | Истоки декоративного искусства (экскурсия в Курский краеведческий музей). | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Обобщение материала по темам и года. Повторение жанров изобразительного искусства. | Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы. | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. | Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года. | Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию). | Мультимедийная презентация «Курский краеведческий музей». |
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.
Знания и умения учащихся.
(Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- умело передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных и геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности.
- Викторины.
- Кроссворды.
- Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
- Тестирование.
Перечень учебно-методического обеспечения
(УМК – учебно-методический комплект).
Основная литература.
Класс. | Программа. | Кол-во часов. | Пособия для учащихся. | Методические пособия для учителя. |
5 | Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ). | 34 | «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2010. - Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» (автор Н.А.Горяева). | - «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2010. - Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» (автор Н.А.Горяева). - Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 55 с.. - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с.. |
Список литературы.
Основная литература:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- «Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2010;
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
Дополнительная литература.
- а) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..
- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..
-б) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Приложение № 1.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов, мультимедийных презентаций:
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- www.artprojekt.ru/libraru/rus18/st019. html
- dic.academic.ru/dik.nsf/bse/83575/?
- http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=690551
- http://franky-bou2.livejournal.com/191069.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа составлена на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта ООО; 2. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся школы-интерната VIII вида
Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образовани...
Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год
Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год по УМК Л.Л.Босова...
Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа Основы проектирования для учащихся 11 класса на 2014/2015 учебный год
Программа спецкурса «Учебное исследование»Пояснительная запискаПрограмма спецкурса «Учебное исследование» разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, и направлена на вне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ___6____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по литературе для 6 класса. Структура школьного курса литературы в 6 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...