Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Самохина Светлана Васильевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Для реализации программного содержания используется УМК (учебно-методический комплект):

- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 6 класс/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 6 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

Задачи программы:

- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 6 классе;

- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 6 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания образования), а также степень их трудности;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Содержание тем учебного курса:

- виды изобразительного искусства и основы образного языка (изобразительное искусство; семья пространственных искусств; рисунок – основа изобразительного творчества; линия и её выразительные возможности; ритм линий; пятно как средство выражения; ритм пятен; цвет; основы цветоведения; цвет в произведениях живописи; объёмные изображения в скульптуре; основы языка изображения);

 

- мир наших вещей; натюрморт (реальность и фантазия в творчестве художника; изображение предметного мира – натюрморт; понятие формы; многообразие форм окружающего мира; изображение объёма на плоскости и линейная перспектива; освещение; свет и тень; натюрморт в графике; цвет в натюрморте; выразительные возможности натюрморта);

 

- вглядываясь в человека; портрет (образ человека – главная тема в искусстве; конструкция головы человека и её основные пропорции; изображение головы человека в пространстве; портрет в скульптуре; графический портретный рисунок; сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века);

 

- человек и пространство; пейзаж (жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж – большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж; выразительные возможности

изобразительного искусства; язык и смысл).

         Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

 

Учебно-тематический план:

 

п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

Дата

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Изобразительное искусство и семь пластических искусств.

1

 

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

 

Линия и её выразительные возможности.

1

 

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

 

Цвет. Основы цветоведения.

1

 

Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.

1

 

Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Курска.

1

 

Основы языка изображения.

1

 

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских художников.

1

 

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

 

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

 

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

 

Освещение. Свет и тень.

1

 

Натюрморт в графике.

1

 

Цвет в натюрморте.

1

 

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

1

 

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

Образ человека – главная тема в искусстве.

1

 

Конструкция головы человека и её пропорции.

1

 

Изображение головы человека в пространстве.

1

 

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

1

 

Портрет в скульптуре.

1

 

Сатирические образы человека.

1

 

Образные возможности освещения в портрете.

1

 

Портрет в живописи.

1

 

Роль цвета в портрете.

2

 

Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты-куряни.

1

 

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Жанры в изобразительном искусстве.

1

 

Изображение пространства.

1

 

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

 

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

 

Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты-куряни.

1

 

Городской пейзаж.

1

 

Выразительные возможности

изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

 

      

 

                                                                                                      Итого.......34 часа

 

 

Тематическое планирование. 

Настоящее поурочное планирование представляет сис­тему уроков по курсу «Искусство» в 6 классе.

 

№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

Домашнее задание

ИКТ (информационное обеспечение урока)

Дата

план

факт

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов).

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

Урок изучения новых знаний.

Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы.

Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

Знать:

- виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их выразительные возможности.

Устный опрос. Практическая работа.

-

Подобрать зрительный материал с видами искусств.

Мультимедийная презентация «Виды изобразительного искусства».

 

 

2

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

Урок формирования новых умений.

Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы.

Зарисовка с натуры отдельных растений (произрастающих на территории Курской области), не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).

Знать:

- виды рисунка;

- графические  материалы.

Уметь пользоваться графическими материалами.

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел.

Наброски с натуры комнатных растений.

Мультимедийная презентация «В. Серов. Графика.».

 

 

3

Линия и её выразительные возможности.

1

Урок формирования новых умений.

Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения.

Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав (произрастающих на территории Курской области), которые колышет ветер (линейный ритм).

Знать:

- ритм линий;

- роль ритма.

Уметь использовать выразительные средства туши.

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

Штриховка. Виды штриховки.

Наблюдения за тем, где встречаются линии в природе.

Мультимедийная презентация. Работа на компьютере.

 

 

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Комбинированный.

Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Линия и пятно.

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

Знать понятия силуэт, тон, ритм.

Уметь: пользоваться графическими материалами;

- видеть и передавать характер освещения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наброски с натуры деревьев с передачей тоновых отношений.

Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.

 

 

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

Комбинированный.

Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.

Знать основные и составные цвета;

- тёплые и холодные цвета.

Уметь использовать выразительные средства гуаши.

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.

Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту.

-

 

 

6

Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.

1

Урок изучения новых знаний.

Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д..

Знать понятия:

локальный цвет,тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства.

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

Художники-импрессионисты.

Подобрать материал с объёмными изображениями.

Мультимедийная презентация «Художники-импрессионисты».

 

 

7

Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Курска.

1

Урок изучения новых знаний.

Выразительные возможности объёмного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.

Объёмные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин, солёное тесто (по выбору учащихся).

Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.

Уметь владеть приёмами лепки.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Художники-анималисты.

Найти иллюстрации с мелкой пластикой.

Мультимедийная презентация «Художники-анималисты».

 

 

8

Основы языка изображения.

1

Урок обобщения и систематизации.

Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие, зрительские умения».

Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.

Знать виды изобразительного искусства.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

-

Наблюдения за окружающим нас миром.

-

 

 

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).

9

Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских худо жников.

1

Комбинированный.

Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.

Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?

Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.

Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками.

-

Подобрать иллюстрации натюрмортов.

Мультимедийная презентация «Контраст языка изображения в произведениях искусства».

 

 

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

Комбинированный.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация.

Знать:

 - основные этапы развития натюрморта;

- имена выдающихся художников в жанре натюрморта.

Уметь составлять композицию натюрморта.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстрации с натюрмортами.

Мультимедийная презентация «Жанр в изобразительном искусстве: натюрморт».

 

 

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Комбинированный.

Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Выразительность формы.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллепипед, пирамида).

Знать:

 - понятие формы;

- правила изображения и средства выразительности.

Уметь конструировать из бумаги.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наброски с натуры простых по форме предметов быта.

-

 

 

12

Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива.

1

Комбинированный.

Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объёма графическими средствами (карандаш).

Знать:

 - правила объёмного изображения геометрических тел;

- понятие ракурса.

Уметь изображать в перспективе объём геометрических тел.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наблюдения за одним и тем же предметом при разном освещении.

Мультимедийная презентация «Изображение геометрических тел».

 

 

13

Освещение. Свет и тень.

1

Урок формирования новых умений.

Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс.

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чёрной гуаши.

Знать понятия свет, блик, рефлекс.

Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объёма.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике.

-

 

 

14

Натюрморт в графике.

1

Урок изучения новых знаний.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.

Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне.

Знать понятие гравюра и её свойства.

Уметь работать графическими материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля и т.п.).

Мультимедийная презентация «Гравюра. Офорт.».

 

 

15

Цвет в натюрморте.

1

Урок формирования новых умений.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д..

Знать имена художников и их произведения.

Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подготовить свои работы к итоговой выставке.

Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».

 

 

16

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Жанр натюрморта и его развитие.

Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Знать имена художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Выступления с анализом произведений, выполненных на уроках.

-

-

Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».

 

 

Вглядывась в человека. Портрет (11 часов).

17

Образ человека – главная тема искусства.

1

Урок формирования новых знаний.

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете.

Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет.

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Выступления с анализом произведений известных художников.

-

Подобрать зрительный ряд с изображением человека.

Мультимедийная презентация «Человек в истории искусства».

 

 

18

Конструкция головы человека и её пропорция.

1

Урок изучения новых знаний.

Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица., мимика. Пропорции лица человека.

Работа над изображением головы человека с соотнесёнными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.).

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Творческое обсуждение работ.

Академический рисунок черепа и обрубовочнойголовы (гипс).

Подобрать зрительный ряд с изображением головы человека.

Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».

 

 

19

Изображение головы человека в пространстве.

1

Комбинированный.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека.

Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.

Знать закономерности конструкции головы человека.

Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Академический рисунок.

Принести фотографию друга или любимого актёра, певца, художника и т.п..

-

 

 

20

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

1

Комбинированный.

Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.

Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.

Уметь

- передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;

- пользоваться графическими материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов.

Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».

 

 

21

Портрет в скульптуре.

1

Комбинированный.

Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры.

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.

Знать:

 - выразительные возможности скульптуры;

- особенности лепки пластическим материалом.

Уметь работать с пластическим материалом (пластилином, глиной, солёным тестом).

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Жизнь и творчество О.Родена.

Подобрать комические изображения человека.

Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре».

 

 

22

Сатирические образы человека.

1

Урок изучения новых знаний.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).

Знать

Сходство и различия карикатуры и дружеского шаржа.

Уметь

Подмечать и изображать индивидуальные особенности.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различия.

Присмотреться к лицам родных и близких людей. Подобрать репродукции портретов.

Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.

 

 

23

Образные возможности освещения в портрете.

1

Комбинированный.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия при различном освещении.

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

Знать:

 - приёмы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете;

- контрастность освещения.

 

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подготовить сообщение о творчестве художника-портретиста.

Мультимедийная презентация «Роль освещения в портрете».

 

 

24

Портрет в живописи.

1

Урок изучения новых знаний.

Роль и место портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в разные эпохи.

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников технике акварельной живописи.

Знать:

 - типы портретов (парадный, конный и т.д.);

- имена художников и их выдающиеся произведения.

 

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Портрет на фоне пейзажа. «Мона Лиза (Джоконда)».

Подготовить сообщение о творчестве художника-портретиста.

Мультимедийная презентация «Портрет в живописи».

 

 

25-26

Роль цвета в портрете.

2

Комбинированный.

Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся).

Знать определение цвета и тона в живописи.

Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Биография и творчество Рембрандта.

Подобрать репродукции портретов с картин известных художников.

Мультимедийная презентация «Цвет и живописная натура».

 

 

27

Великие портретисты (обобщение темы).

Портретисты-куряни.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.

Уметь выражать своё мнение о произведениях искусства.

Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

Художники-портретисты Курского региона.

Подобрать репродукции картин с изображением пейзажей.

Выставка графических и живописных работ учащихся.

 

 

Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов).

28

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Урок изучения новых знаний.

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве.

Беседа «Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина.

Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж (исторический, бытовой, батальный и другие).

 

Аргументированно анализировать картины, написанные в разных жанрах.

Творчество художников Курской области.

Зарисовки с натуры.

Мультимедийная презентация «Жанры изобразительного искусства».

 

 

29

Изображение пространства.

1

Урок формирования новых умений.

Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения.

Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве 20 века».

Знать понятия точка зрения и линия горизонта.

Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал с изображением пространства художников Курской области.

Мультимедийная презентация «Виды перспективы».

 

 

30

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

Урок практического применения знаний, умений.

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов.

Знать правила воздушной перспективы.

Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал с использованием правил линейной и воздушной перспективы.

Мультимедийная презентация «Линейная и воздушная перспективы».

 

 

31

Пейзаж. Организация изображаемого пространства.

1

Урок практического применения знаний.

Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.

Знать правила линейной и  воздушной перспективы.

Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал с изображением пейзажа.

Мультимедийная презентация «Пейзаж в искусстве разных народов».

 

 

32

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Пейзажисты-куряни..

1

Урок практического применения знаний.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит.

Создание пейзажа-настроения – работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

Знать особенности роли колорита в пейзаже-настроении.

Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения.

Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

Биография и творчество художника – пейзажиста -курянина.

Подобрать иллюстративный материал, отражающий пейзаж-настроение.

Мультимедийная презентация «Пейзаж и творчество импрессионистов и русских художников 19 века».

 

 

33

Городской пейзаж.

1

Урок практического применения знаний.

Разные образы города Курска в истории искусства и в российском искусстве 20 века.

Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне.

Знать правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал на тему «Сельский пейзаж».

Мультимедийная презентация «Пейзажи 17 – начала 20 века».

 

 

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Обобщение материала по темам и года. Повторение жанров изобразительного искусства.

Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.

Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.

-

Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию).

-

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p_6_klass.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №56» города Курска

Рассмотрена

на заседании МО учителей

_______________________

протокол № _______

от ___. ____. 201__г.

руководитель МО

____________Е.А.Холодняк

Согласована

на заседании школьного методического совета

протокол № _______

от ___. ____. 201__г.

руководитель ШМС

____________Г.Н.Лихонина

Утверждена

на заседании педагогического совета протокол № _______

от ___. ____. 201__г.

Введена в действие

приказом  № ______

от ___. ____. 201___г.

Директор МБОУ «СОШ № 56»

_____________   В.И.Панюков

Рабочая программа

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

для 6 класса

на 2014 – 2015 учебный год

Самохина Светлана Васильевна,

учитель изобразительного искусства

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Для реализации программного содержания используется УМК (учебно-методический комплект):

- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 6 класс/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 6 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

Задачи программы:

- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 6 классе;

- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 6 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания образования), а также степень их трудности;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Содержание тем учебного курса:

- виды изобразительного искусства и основы образного языка (изобразительное искусство; семья пространственных искусств; рисунок – основа изобразительного творчества; линия и её выразительные возможности; ритм линий; пятно как средство выражения; ритм пятен; цвет; основы цветоведения; цвет в произведениях живописи; объёмные изображения в скульптуре; основы языка изображения);

- мир наших вещей; натюрморт (реальность и фантазия в творчестве художника; изображение предметного мира – натюрморт; понятие формы; многообразие форм окружающего мира; изображение объёма на плоскости и линейная перспектива; освещение; свет и тень; натюрморт в графике; цвет в натюрморте; выразительные возможности натюрморта);

- вглядываясь в человека; портрет (образ человека – главная тема в искусстве; конструкция головы человека и её основные пропорции; изображение головы человека в пространстве; портрет в скульптуре; графический портретный рисунок; сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века);

- человек и пространство; пейзаж (жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж – большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж; выразительные возможности

изобразительного искусства; язык и смысл).

        Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Учебно-тематический план:

п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

Дата

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Изобразительное искусство и семь пластических искусств.

1

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

Линия и её выразительные возможности.

1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Цвет. Основы цветоведения.

1

Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.

1

Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Курска.

1

Основы языка изображения.

1

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских художников.

1

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

Освещение. Свет и тень.

1

Натюрморт в графике.

1

Цвет в натюрморте.

1

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

1

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

Образ человека – главная тема в искусстве.

1

Конструкция головы человека и её пропорции.

1

Изображение головы человека в пространстве.

1

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

1

Портрет в скульптуре.

1

Сатирические образы человека.

1

Образные возможности освещения в портрете.

1

Портрет в живописи.

1

Роль цвета в портрете.

2

Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты-куряни.

1

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Изображение пространства.

1

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты-куряни.

1

Городской пейзаж.

1

Выразительные возможности

изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

                                                                                                      Итого.......34 часа

Тематическое планирование. 

Настоящее поурочное планирование представляет систему уроков по курсу «Искусство» в 6 классе.

№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

Домашнее задание

ИКТ (информационное обеспечение урока)

Дата

план

факт

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов).

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

Урок изучения новых знаний.

Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы.

Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

Знать:

- виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их выразительные возможности.

Устный опрос. Практическая работа.

-

Подобрать зрительный материал с видами искусств.

Мультимедийная презентация «Виды изобразительного искусства».

2

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

Урок формирования новых умений.

Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы.

Зарисовка с натуры отдельных растений (произрастающих на территории Курской области), не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).

Знать:

- виды рисунка;

- графические  материалы.

Уметь пользоваться графическими материалами.

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел.

Наброски с натуры комнатных растений.

Мультимедийная презентация «В. Серов. Графика.».

3

Линия и её выразительные возможности.

1

Урок формирования новых умений.

Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения.

Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав (произрастающих на территории Курской области), которые колышет ветер (линейный ритм).

Знать:

- ритм линий;

- роль ритма.

Уметь использовать выразительные средства туши.

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

Штриховка. Виды штриховки.

Наблюдения за тем, где встречаются линии в природе.

Мультимедийная презентация. Работа на компьютере.

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Комбинированный.

Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Линия и пятно.

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

Знать понятия силуэт, тон, ритм.

Уметь: пользоваться графическими материалами;

- видеть и передавать характер освещения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наброски с натуры деревьев с передачей тоновых отношений.

Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

Комбинированный.

Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.

Знать основные и составные цвета;

- тёплые и холодные цвета.

Уметь использовать выразительные средства гуаши.

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.

Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту.

-

6

Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.

1

Урок изучения новых знаний.

Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д..

Знать понятия:

локальный цвет,тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства.

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

Художники-импрессионисты.

Подобрать материал с объёмными изображениями.

Мультимедийная презентация «Художники-импрессионисты».

7

Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Курска.

1

Урок изучения новых знаний.

Выразительные возможности объёмного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.

Объёмные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин, солёное тесто (по выбору учащихся).

Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.

Уметь владеть приёмами лепки.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Художники-анималисты.

Найти иллюстрации с мелкой пластикой.

Мультимедийная презентация «Художники-анималисты».

8

Основы языка изображения.

1

Урок обобщения и систематизации.

Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие, зрительские умения».

Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.

Знать виды изобразительного искусства.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

-

Наблюдения за окружающим нас миром.

-

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).

9

Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских худо жников.

1

Комбинированный.

Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.

Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?

Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.

Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками.

-

Подобрать иллюстрации натюрмортов.

Мультимедийная презентация «Контраст языка изображения в произведениях искусства».

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

Комбинированный.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация.

Знать:

 - основные этапы развития натюрморта;

- имена выдающихся художников в жанре натюрморта.

Уметь составлять композицию натюрморта.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстрации с натюрмортами.

Мультимедийная презентация «Жанр в изобразительном искусстве: натюрморт».

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Комбинированный.

Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Выразительность формы.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллепипед, пирамида).

Знать:

 - понятие формы;

- правила изображения и средства выразительности.

Уметь конструировать из бумаги.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наброски с натуры простых по форме предметов быта.

-

12

Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива.

1

Комбинированный.

Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объёма графическими средствами (карандаш).

Знать:

 - правила объёмного изображения геометрических тел;

- понятие ракурса.

Уметь изображать в перспективе объём геометрических тел.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наблюдения за одним и тем же предметом при разном освещении.

Мультимедийная презентация «Изображение геометрических тел».

13

Освещение. Свет и тень.

1

Урок формирования новых умений.

Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс.

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чёрной гуаши.

Знать понятия свет, блик, рефлекс.

Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объёма.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике.

-

14

Натюрморт в графике.

1

Урок изучения новых знаний.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.

Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне.

Знать понятие гравюра и её свойства.

Уметь работать графическими материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля и т.п.).

Мультимедийная презентация «Гравюра. Офорт.».

15

Цвет в натюрморте.

1

Урок формирования новых умений.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д..

Знать имена художников и их произведения.

Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подготовить свои работы к итоговой выставке.

Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».

16

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Жанр натюрморта и его развитие.

Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Знать имена художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Выступления с анализом произведений, выполненных на уроках.

-

-

Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».

Вглядывась в человека. Портрет (11 часов).

17

Образ человека – главная тема искусства.

1

Урок формирования новых знаний.

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете.

Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет.

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Выступления с анализом произведений известных художников.

-

Подобрать зрительный ряд с изображением человека.

Мультимедийная презентация «Человек в истории искусства».

18

Конструкция головы человека и её пропорция.

1

Урок изучения новых знаний.

Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица., мимика. Пропорции лица человека.

Работа над изображением головы человека с соотнесёнными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.).

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Творческое обсуждение работ.

Академический рисунок черепа и обрубовочнойголовы (гипс).

Подобрать зрительный ряд с изображением головы человека.

Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».

19

Изображение головы человека в пространстве.

1

Комбинированный.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека.

Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.

Знать закономерности конструкции головы человека.

Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Академический рисунок.

Принести фотографию друга или любимого актёра, певца, художника и т.п..

-

20

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

1

Комбинированный.

Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.

Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.

Уметь

- передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;

- пользоваться графическими материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов.

Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».

21

Портрет в скульптуре.

1

Комбинированный.

Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры.

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.

Знать:

 - выразительные возможности скульптуры;

- особенности лепки пластическим материалом.

Уметь работать с пластическим материалом (пластилином, глиной, солёным тестом).

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Жизнь и творчество О.Родена.

Подобрать комические изображения человека.

Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре».

22

Сатирические образы человека.

1

Урок изучения новых знаний.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).

Знать

Сходство и различия карикатуры и дружеского шаржа.

Уметь

Подмечать и изображать индивидуальные особенности.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различия.

Присмотреться к лицам родных и близких людей. Подобрать репродукции портретов.

Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.

23

Образные возможности освещения в портрете.

1

Комбинированный.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия при различном освещении.

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

Знать:

 - приёмы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете;

- контрастность освещения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подготовить сообщение о творчестве художника-портретиста.

Мультимедийная презентация «Роль освещения в портрете».

24

Портрет в живописи.

1

Урок изучения новых знаний.

Роль и место портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в разные эпохи.

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников технике акварельной живописи.

Знать:

 - типы портретов (парадный, конный и т.д.);

- имена художников и их выдающиеся произведения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Портрет на фоне пейзажа. «Мона Лиза (Джоконда)».

Подготовить сообщение о творчестве художника-портретиста.

Мультимедийная презентация «Портрет в живописи».

25-26

Роль цвета в портрете.

2

Комбинированный.

Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся).

Знать определение цвета и тона в живописи.

Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Биография и творчество Рембрандта.

Подобрать репродукции портретов с картин известных художников.

Мультимедийная презентация «Цвет и живописная натура».

27

Великие портретисты (обобщение темы).

Портретисты-куряни.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.

Уметь выражать своё мнение о произведениях искусства.

Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

Художники-портретисты Курского региона.

Подобрать репродукции картин с изображением пейзажей.

Выставка графических и живописных работ учащихся.

Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов).

28

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Урок изучения новых знаний.

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве.

Беседа «Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина.

Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж (исторический, бытовой, батальный и другие).

Аргументированно анализировать картины, написанные в разных жанрах.

Творчество художников Курской области.

Зарисовки с натуры.

Мультимедийная презентация «Жанры изобразительного искусства».

29

Изображение пространства.

1

Урок формирования новых умений.

Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения.

Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве 20 века».

Знать понятия точка зрения и линия горизонта.

Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал с изображением пространства художников Курской области.

Мультимедийная презентация «Виды перспективы».

30

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

Урок практического применения знаний, умений.

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов.

Знать правила воздушной перспективы.

Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал с использованием правил линейной и воздушной перспективы.

Мультимедийная презентация «Линейная и воздушная перспективы».

31

Пейзаж. Организация изображаемого пространства.

1

Урок практического применения знаний.

Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.

Знать правила линейной и  воздушной перспективы.

Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал с изображением пейзажа.

Мультимедийная презентация «Пейзаж в искусстве разных народов».

32

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Пейзажисты-куряни..

1

Урок практического применения знаний.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит.

Создание пейзажа-настроения – работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

Знать особенности роли колорита в пейзаже-настроении.

Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения.

Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

Биография и творчество художника – пейзажиста -курянина.

Подобрать иллюстративный материал, отражающий пейзаж-настроение.

Мультимедийная презентация «Пейзаж и творчество импрессионистов и русских художников 19 века».

33

Городской пейзаж.

1

Урок практического применения знаний.

Разные образы города Курска в истории искусства и в российском искусстве 20 века.

Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне.

Знать правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал на тему «Сельский пейзаж».

Мультимедийная презентация «Пейзажи 17 – начала 20 века».

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Обобщение материала по темам и года. Повторение жанров изобразительного искусства.

Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.

Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.

-

Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию).

-

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.

Знания и умения учащихся.

(Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.
  • О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.
  • Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.
  • Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
  • Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.
  • Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
  • Общие правила построения изображения головы человека.
  • О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.
  • О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки
  • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
  • Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
  • Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.
  • Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности.

  1. Викторины.
  2. Кроссворды.
  3. Отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.
  4. Тестирование.

Перечень учебно-методического обеспечения

(УМК – учебно-методический комплект).

Основная литература.

Класс.

Программа.

Кол-во часов.

Пособия для учащихся.

Методические пособия для учителя.

6

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

М 2010 г.

(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

34

«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

- «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2011.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Список литературы.

Основная литература:

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. -  М.: Просвещение, 2011.  

- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Дополнительная литература.

- а) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

      Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

      Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

      Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

      Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

      Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..

- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..

-б) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

Приложение № 1.

                                                                                                                                Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов.

- http://ru.wikipedia.org/wiki

- http://www.artsait.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа составлена  на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта ООО;   2. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся школы-интерната VIII вида

Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов,  (допущенной Министерством образовани...

Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год

Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год по УМК Л.Л.Босова...

Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История »  в 6 классе на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа Основы проектирования для учащихся 11 класса на 2014/2015 учебный год

Программа спецкурса «Учебное исследование»Пояснительная запискаПрограмма спецкурса «Учебное исследование» разработана с учетом из­менений, происходящих в общеобразовательной школе, и направлена на вне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ___6____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа по литературе для 6 класса. Структура школьного курса литературы  в 6 классе.  Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...