Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
7 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часа, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а так же принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представление о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Для реализации программного содержания используются:
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 7 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.
Задачи программы:
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 7 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 7 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Содержание тем учебного курса:
- изображение фигуры человека и образ человека (изображение фигуры человека в истории искусства; пропорции и строение фигуры человека; лепка фигуры человека; набросок фигуры человека с натуры; понимание красоты человека в европейском и русском искусстве);
- поэзия повседневности (поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов; тематическая картина, бытовой и исторический жанры; сюжет и содержание в картине; жизнь каждого дня – большая тема в искусстве; жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре); праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре));
- великие темы жизни (исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох; тематическая картина в русском искусстве 19 века; процесс работы над тематической картиной; библейские темы в изобразительном искусстве; монументальная скульптура и образ истории народа; место и роль картины в искусстве 20 века);
- реальность жизни и художественный образ (искусство иллюстрации, слово и изображение; конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве; Зрительские умения и их значение для современного человека; история искусства и история человечества, стиль и направления в изобразительном искусстве; личность художника и мир его времени в произведениях искусства; крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре).
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Основные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- роли художественной иллюстрации;
- поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графики и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;
- получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.
Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема раздела. | Содержание. | Количество часов. | Дата |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека. | Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение фигуры человека курскими художниками. | 1 |
|
Пропорции и строение фигуры человека. | 2 |
| ||
Лепка фигуры человека. | 2 |
| ||
Набросок фигуры человека с натуры. | 2 |
| ||
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | 1 |
| ||
2 | Поэзия повседневности. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 |
|
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой и исторический жанры в картинах художников Курской области. | 1 |
| ||
Сюжет и содержание в картине. | 1 |
| ||
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 1 |
| ||
Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Жизнь в Курской губернии в прошлых веках | 2 |
| ||
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). | 2 |
| ||
3 | Великие темы жизни. | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 1 |
|
Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве курских художников 19 века. | 1 |
| ||
Процесс работы над тематической картиной. | 3 |
| ||
Библейские темы в изобразительном искусстве. | 3 |
| ||
Монументальная скульптура и образ истории народа. | 2 |
| ||
Место и роль картины в искусстве 20 века. | 1 |
| ||
4 | Реальность жизни и художественный образ. | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Курской губернии. | 2 |
|
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 |
| ||
Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 |
| ||
История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. | 1 |
| ||
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 1 |
| ||
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. . "Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки". | 1 |
|
Итого.........34 часа
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания. | Домашнее задание | ИКТ (информационное обеспечение урока) | Дата | ||||||
план | факт | ||||||||||||||||
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов). | |||||||||||||||||
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение фигуры человека курскими художниками. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека. | Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур. | Знать: - виды изобразительного искусства. Уметь: -соблюдать пропорции при изображении фигуры человека; - изображать человека в движении. | Устный опрос. Практическая работа. | Изображение человека в древних культурах Индии. | Подобрать зрительный материал по видам искусств. | Мультимедийная презентация «Человек в искусстве». |
|
| |||||
2-3 | Пропорции и строение фигуры человека. | 2 | Урок формирования новых умений. | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека. | Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация. | Знать пропорции фигуры человека. Уметь рисовать схемы движений человека. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | Академический рисунок. | Зарисовки с натуры членов своей семьи. | Мультимедийная презентация «Академический рисунок». |
|
| |||||
4-5 | Лепка фигуры человека. | 2 | Урок формирования новых умений. | Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения. | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений. | Знать имена великих скульпторов и их произведения. Уметь использовать выразительные свойства материала (глины, пластилина, солёного теста) для передачи движения и пропорций в скульптуре. | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | _ | Подобрать зрительный материал с изображением человека. | Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре». |
|
| |||||
6-7 | Набросок фигуры человека с натуры. | 2 | Комбинированный. | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь , выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении. | Наброски с натуры одетой фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору. | Знать понятие силуэт. Уметь: пользоваться графическими материалами; - видеть и передавать характер движения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | - | Наброски с натуры друзей и знакомых. | Мультимедийная презентация «Процесс выполнения наброска». |
|
| |||||
8 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве курских художников 19-21 веков. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. | Беседа «Соединение двух путей поиска красоты человека. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья». | Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве. Уметь воспринимать произведения искусства. |
| Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст. | Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту. | - |
|
| |||||
Поэзия повседневности (8 часов). | |||||||||||||||||
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | Комбинированный. | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве. | Изображение мотивов из жизни разных народов (древнегреческие росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра). | Знать жанровую систему и её значение для анализа развития искусства. Уметь владеть материалами для графического рисунка. | Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками. | - | Подобрать иллюстрации или подготовить мультимедийную презентацию о жанрах. | Мультимедийная презентация «Искусство разных народов». |
|
| |||||
10 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой и исторический жанры в картинах художников Курской области. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. | Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников. | Знать: - виды жанров и тематическое богатство внутри них; - подвижность границ между жанрами. Уметь анализировать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников. | Подобрать иллюстрации с картин разных жанров. | Мультимедийная презентация «Жанры в изобразительном искусстве». |
|
| |||||
11 | Сюжет и содержание в картине. | 1 | Комбинированный. | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору). | Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т. п.. | Знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь строить тематическую композицию. Владеть навыками использования материалов графики. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Наброски с натуры предметов, необходимых для сюжета рисунка. | Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в графике». |
|
| |||||
12 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. | 1 | Комбинированный. | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. | Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору). | Знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь - строить тематическую композицию; - видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Наброски с натуры или по памяти сценок на улице или дома. | Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в живописи». |
|
| |||||
13-14 | Жизнь в Курскойгубернии в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | 2 | Урок формирования новых умений. | Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками. | Создание композиции на темы жизни людей Курской области в прошлом с использованием архивных материалов из истории курян и собранного зрительного материала. | Знать: - изученное о роли и истории тематической картины и её жанровых видов; - особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников. Уметь построить тематическую композицию. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Наиболее важные исторические события в Курской губернии.. | Подобрать зрительный материал к своей работе на тему праздника. | Мультимедийная презентация «Исторический жанр в изобразительном искусстве». |
|
| |||||
15-16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. | Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей Курской области. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж. | Знать имена художников и их произведения. Уметь - передавать цветом настроение, национальный характер; - воспринимать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Венецианский и бразильский карнавалы. Карнавальные костюмы и маски. | Выполнить наброски карнавального костюма к новогоднему празднику. | Мультимедийная презентация «Тема праздника в живописи». |
|
| |||||
Великие темы жизни (10 часов). | |||||||||||||||||
17 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века. | Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художники Т.Мазаччо, С.Боттичелли, Рафаэль, Д.Веласкес. | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров. | Выступления с анализом произведений известных художников. | Исторические произведения Ф.Гойи. | Подобрать зрительный ряд с тематическими картинами русских живописцев. | Мультимедийная презентация «исторические и мифологические темы в искусстве». |
|
| |||||
18 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве курских художников 19 века. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание современности. | Беседа о великих русских живописцах 19 столетия. К.Брюллов «Последний день Помпеи», В Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров. | Выступления с анализом тематических произведений известных художников. |
| Подобрать сообщение или мультимедийную презентацию о художниках Курской области. | Мультимедийная презентация «Творчество К.Брюллова и В.Сурикова». |
|
| |||||
19-21 | Процесс работы над тематической картиной. | 3 | Комбинированный. | Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали. | Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала. | Знать этапы создания картины. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. |
| Принести репродукции с картин на библейские темы. | Мультимедийная презентация «Композиция в тематической картине». |
|
| |||||
22-24 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 3 | Комбинированный. | Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. | Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша. | Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве. Уметь строить тематическую композицию. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. | Подобрать репродукции с изображением монументальной скульптуры. | Мультимедийная презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве». |
|
| |||||
25-26 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | 2 | Комбинированный. | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. | Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или герою. | Знать мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны. Уметь работать с пластическими материалами (пластилином, глиной, солёное тесто). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны. Мемориалы, установленные на Курской земле. | Подготовить свои работы к творческому отчёту. | Мультимедийная презентация «Монументальная скульптура». |
|
| |||||
27 | Место и роль картины в искусстве 20 века. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. | Беседа и дискуссия о современном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека. | Знать имена выдающихся художников 20 века и их произведения. Уметь анализировать картины художников и выражать своё собственное мнение. | Аргументировано анализировать картины художников. | Монументальная живопись Мексики. | Монументальная живопись Курского региона. | Мультимедийная презентация «Творчество С.Дали, П.Пикассо, М.Шагала». |
|
| |||||
Реальность жизни и художественный образ (7 часов). | |||||||||||||||||
28-29 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Курской губернии. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. | Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала. | Знать - имена известных художников-иллюстраторов книг; - роль художественной иллюстрации. Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.
| Творческое обсуждение работ. | Творчество Г.Доре, О.Домье и художников Курской области. | Сбор материала, эскизы для проекта. | Мультимедийная презентация «Художники иллюстраторы Курской губнрнии"». |
|
| |||||
30 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 | Урок формирования новых умений. | Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. | Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения. | Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре. Уметь создавать творческую композицию по воображению. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Абстрактное искусство 20 века». |
|
| |||||
31 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения. | Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом. | Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства. Уметь аргументировано анализировать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Творческий характер зрительского восприятия. | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Язык искусства на примере известных картин». |
|
| |||||
32 | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм и пост импрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». | Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом. | Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Аргументировано анализировать картины. | - | Подобрать иллюстративный материал по теме урока для беседы о художниках и их творчестве. | Мультимедийная презентация «Различные стили в искусстве». |
|
| |||||
33 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. | Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальностьхудожника. Великие художники в истории искусства и их произведения. | Знать - имена великих художников в истории искусства и их произведения; - особенности роли и истории тематической картины и её жанровых видах. | Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы. |
| Подготовить сообщение или мультимедийную презентацию о музеях Курской области или России. | Мультимедийная презентация «Великие художники и их творения». |
|
| |||||
34 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре""Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки".. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Музеи мира. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Обобщение материала по темам раздела и года. | Беседа. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр. Выставка работ, выполненных в течение года. Экскурсия по выставке. | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. | Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года. | Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. | Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям на каникулах (по желанию). | Мультимедийная презентация «Музеи мира». |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.7_klass.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №56» города Курска
Рассмотрена на заседании МО учителей _______________________ протокол № _______ от ___. ____. 201__г. руководитель МО ____________Е.А.Холодняк | Согласована на заседании школьного методического совета протокол № _______ от ___. ____. 201__г. руководитель ШМС ____________Г.Н.Лихонина | Утверждена на заседании педагогического совета протокол № _______ от ___. ____. 201__г. Введена в действие приказом № ______ от ___. ____. 201___г. Директор МБОУ «СОШ № 56» _____________ В.И.Панюков |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для 7 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Самохина Светлана Васильевна,
учитель изобразительного искусства
7 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часа, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а так же принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представление о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Для реализации программного содержания используются:
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 7 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.
Задачи программы:
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 7 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 7 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Содержание тем учебного курса:
- изображение фигуры человека и образ человека (изображение фигуры человека в истории искусства; пропорции и строение фигуры человека; лепка фигуры человека; набросок фигуры человека с натуры; понимание красоты человека в европейском и русском искусстве);
- поэзия повседневности (поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов; тематическая картина, бытовой и исторический жанры; сюжет и содержание в картине; жизнь каждого дня – большая тема в искусстве; жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре); праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре));
- великие темы жизни (исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох; тематическая картина в русском искусстве 19 века; процесс работы над тематической картиной; библейские темы в изобразительном искусстве; монументальная скульптура и образ истории народа; место и роль картины в искусстве 20 века);
- реальность жизни и художественный образ (искусство иллюстрации, слово и изображение; конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве; Зрительские умения и их значение для современного человека; история искусства и история человечества, стиль и направления в изобразительном искусстве; личность художника и мир его времени в произведениях искусства; крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре).
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Основные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- роли художественной иллюстрации;
- поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графики и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;
- получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.
Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема раздела. | Содержание. | Количество часов. | Дата |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека. | Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение фигуры человека курскими художниками. | 1 | |
Пропорции и строение фигуры человека. | 2 | |||
Лепка фигуры человека. | 2 | |||
Набросок фигуры человека с натуры. | 2 | |||
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | 1 | |||
2 | Поэзия повседневности. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | |
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой и исторический жанры в картинах художников Курской области. | 1 | |||
Сюжет и содержание в картине. | 1 | |||
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 1 | |||
Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Жизнь в Курской губернии в прошлых веках | 2 | |||
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). | 2 | |||
3 | Великие темы жизни. | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 1 | |
Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве курских художников 19 века. | 1 | |||
Процесс работы над тематической картиной. | 3 | |||
Библейские темы в изобразительном искусстве. | 3 | |||
Монументальная скульптура и образ истории народа. | 2 | |||
Место и роль картины в искусстве 20 века. | 1 | |||
4 | Реальность жизни и художественный образ. | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Курской губернии. | 2 | |
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 | |||
Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | |||
История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. | 1 | |||
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 1 | |||
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. . "Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки". | 1 |
Итого.........34 часа
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания. | Домашнее задание | ИКТ (информационное обеспечение урока) | Дата | ||||||
план | факт | ||||||||||||||||
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов). | |||||||||||||||||
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение фигуры человека курскими художниками. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека. | Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур. | Знать: - виды изобразительного искусства. Уметь: -соблюдать пропорции при изображении фигуры человека; - изображать человека в движении. | Устный опрос. Практическая работа. | Изображение человека в древних культурах Индии. | Подобрать зрительный материал по видам искусств. | Мультимедийная презентация «Человек в искусстве». | |||||||
2-3 | Пропорции и строение фигуры человека. | 2 | Урок формирования новых умений. | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека. | Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация. | Знать пропорции фигуры человека. Уметь рисовать схемы движений человека. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | Академический рисунок. | Зарисовки с натуры членов своей семьи. | Мультимедийная презентация «Академический рисунок». | |||||||
4-5 | Лепка фигуры человека. | 2 | Урок формирования новых умений. | Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения. | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений. | Знать имена великих скульпторов и их произведения. Уметь использовать выразительные свойства материала (глины, пластилина, солёного теста) для передачи движения и пропорций в скульптуре. | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | _ | Подобрать зрительный материал с изображением человека. | Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре». | |||||||
6-7 | Набросок фигуры человека с натуры. | 2 | Комбинированный. | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь , выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении. | Наброски с натуры одетой фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору. | Знать понятие силуэт. Уметь: пользоваться графическими материалами; - видеть и передавать характер движения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | - | Наброски с натуры друзей и знакомых. | Мультимедийная презентация «Процесс выполнения наброска». | |||||||
8 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве курских художников 19-21 веков. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. | Беседа «Соединение двух путей поиска красоты человека. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья». | Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве. Уметь воспринимать произведения искусства. | Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст. | Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту. | - | ||||||||
Поэзия повседневности (8 часов). | |||||||||||||||||
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | Комбинированный. | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве. | Изображение мотивов из жизни разных народов (древнегреческие росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра). | Знать жанровую систему и её значение для анализа развития искусства. Уметь владеть материалами для графического рисунка. | Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками. | - | Подобрать иллюстрации или подготовить мультимедийную презентацию о жанрах. | Мультимедийная презентация «Искусство разных народов». | |||||||
10 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой и исторический жанры в картинах художников Курской области. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. | Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников. | Знать: - виды жанров и тематическое богатство внутри них; - подвижность границ между жанрами. Уметь анализировать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников. | Подобрать иллюстрации с картин разных жанров. | Мультимедийная презентация «Жанры в изобразительном искусстве». | |||||||
11 | Сюжет и содержание в картине. | 1 | Комбинированный. | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору). | Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т. п.. | Знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь строить тематическую композицию. Владеть навыками использования материалов графики. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Наброски с натуры предметов, необходимых для сюжета рисунка. | Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в графике». | |||||||
12 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. | 1 | Комбинированный. | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. | Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору). | Знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь - строить тематическую композицию; - видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Наброски с натуры или по памяти сценок на улице или дома. | Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в живописи». | |||||||
13-14 | Жизнь в Курскойгубернии в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | 2 | Урок формирования новых умений. | Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками. | Создание композиции на темы жизни людей Курской области в прошлом с использованием архивных материалов из истории курян и собранного зрительного материала. | Знать: - изученное о роли и истории тематической картины и её жанровых видов; - особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников. Уметь построить тематическую композицию. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Наиболее важные исторические события в Курской губернии.. | Подобрать зрительный материал к своей работе на тему праздника. | Мультимедийная презентация «Исторический жанр в изобразительном искусстве». | |||||||
15-16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. | Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей Курской области. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж. | Знать имена художников и их произведения. Уметь - передавать цветом настроение, национальный характер; - воспринимать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Венецианский и бразильский карнавалы. Карнавальные костюмы и маски. | Выполнить наброски карнавального костюма к новогоднему празднику. | Мультимедийная презентация «Тема праздника в живописи». | |||||||
Великие темы жизни (10 часов). | |||||||||||||||||
17 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века. | Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художники Т.Мазаччо, С.Боттичелли, Рафаэль, Д.Веласкес. | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров. | Выступления с анализом произведений известных художников. | Исторические произведения Ф.Гойи. | Подобрать зрительный ряд с тематическими картинами русских живописцев. | Мультимедийная презентация «исторические и мифологические темы в искусстве». | |||||||
18 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве курских художников 19 века. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание современности. | Беседа о великих русских живописцах 19 столетия. К.Брюллов «Последний день Помпеи», В Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров. | Выступления с анализом тематических произведений известных художников. | Подобрать сообщение или мультимедийную презентацию о художниках Курской области. | Мультимедийная презентация «Творчество К.Брюллова и В.Сурикова». | ||||||||
19-21 | Процесс работы над тематической картиной. | 3 | Комбинированный. | Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали. | Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала. | Знать этапы создания картины. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Принести репродукции с картин на библейские темы. | Мультимедийная презентация «Композиция в тематической картине». | ||||||||
22-24 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 3 | Комбинированный. | Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. | Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша. | Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве. Уметь строить тематическую композицию. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. | Подобрать репродукции с изображением монументальной скульптуры. | Мультимедийная презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве». | |||||||
25-26 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | 2 | Комбинированный. | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. | Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или герою. | Знать мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны. Уметь работать с пластическими материалами (пластилином, глиной, солёное тесто). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны. Мемориалы, установленные на Курской земле. | Подготовить свои работы к творческому отчёту. | Мультимедийная презентация «Монументальная скульптура». | |||||||
27 | Место и роль картины в искусстве 20 века. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. | Беседа и дискуссия о современном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека. | Знать имена выдающихся художников 20 века и их произведения. Уметь анализировать картины художников и выражать своё собственное мнение. | Аргументировано анализировать картины художников. | Монументальная живопись Мексики. | Монументальная живопись Курского региона. | Мультимедийная презентация «Творчество С.Дали, П.Пикассо, М.Шагала». | |||||||
Реальность жизни и художественный образ (7 часов). | |||||||||||||||||
28-29 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Курской губернии. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. | Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала. | Знать - имена известных художников-иллюстраторов книг; - роль художественной иллюстрации. Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме. | Творческое обсуждение работ. | Творчество Г.Доре, О.Домье и художников Курской области. | Сбор материала, эскизы для проекта. | Мультимедийная презентация «Художники иллюстраторы Курской губнрнии"». | |||||||
30 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 | Урок формирования новых умений. | Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. | Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения. | Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре. Уметь создавать творческую композицию по воображению. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Абстрактное искусство 20 века». | |||||||
31 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения. | Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом. | Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства. Уметь аргументировано анализировать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Творческий характер зрительского восприятия. | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Язык искусства на примере известных картин». | |||||||
32 | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм и пост импрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». | Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом. | Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Аргументировано анализировать картины. | - | Подобрать иллюстративный материал по теме урока для беседы о художниках и их творчестве. | Мультимедийная презентация «Различные стили в искусстве». | |||||||
33 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. | Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальностьхудожника. Великие художники в истории искусства и их произведения. | Знать - имена великих художников в истории искусства и их произведения; - особенности роли и истории тематической картины и её жанровых видах. | Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы. | Подготовить сообщение или мультимедийную презентацию о музеях Курской области или России. | Мультимедийная презентация «Великие художники и их творения». | ||||||||
34 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре""Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки".. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Музеи мира. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Обобщение материала по темам раздела и года. | Беседа. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр. Выставка работ, выполненных в течение года. Экскурсия по выставке. | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. | Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года. | Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. | Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям на каникулах (по желанию). | Мультимедийная презентация «Музеи мира». |
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе. Знания и умения учащихся.
(Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;
- роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;
- влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- роли художественной иллюстрации;
- поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства;
- разности сюжета и содержания в картине;
- роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;
- понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе;
- содержательных изменениях картины мира и способах её выражения;
- о существовании стилей и направлений в искусстве;
- о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенном событии пути российского и мирового изобразительного искусства в 20 веке.
В процессе практической работы учающиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности.
- Викторины.
- Кроссворды.
- Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
- Тестирование.
Перечень учебно-методического обеспечения
(УМК – учебно-методический комплект).
Основная литература.
Класс. | Программа. | Кол-во часов. | Пособия для учащихся. | Методические пособия для учителя. |
7 | Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ). | 34 | «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. | - «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. - Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с.. - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с.. |
Список литературы.
Основная литература:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
Дополнительная литература.
- а) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..
- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..
-б) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37
Приложение № 1.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.artsait.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа составлена на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта ООО; 2. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся школы-интерната VIII вида
Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образовани...
Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год
Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год по УМК Л.Л.Босова...
Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа Основы проектирования для учащихся 11 класса на 2014/2015 учебный год
Программа спецкурса «Учебное исследование»Пояснительная запискаПрограмма спецкурса «Учебное исследование» разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, и направлена на вне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ___6____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по литературе для 6 класса. Структура школьного курса литературы в 6 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...