Схема сценария урока по изобразительному искусству. 6 класс.Городской пейзаж
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Волкова Влада Юрьевна

Тема урока (III триместра): Городской пейзаж.  Москва – мост из прошлого в будущее.

Ожидаемый учебный результат:

- приобретение навыков выполнения городского пейзажа в графике, создавая образное решение города;

– развитие творческого воображения;

– воспитание творческого отношения и интереса к формам совместной деятельности, эстетического вкуса, чуткости и любви к родному городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Схема сценария урока по ИЗО28.15 КБ

Предварительный просмотр:

МОЙ «ОТКРЫТЫЙ УРОК»

Современное учебное занятие по изобразительному искусству

(урочная деятельность)

                                                Выполнила: учитель ИЗО                            

                                                 ГБОУ Школа Перспектива

                                                Волкова Влада Юрьевна

Схема сценария урока по изобразительному искусству:

Класс: 6

Тема урока (III триместра):

 Городской пейзаж.

 Москва – мост из прошлого в будущее.

Цель: сформировать эстетическое восприятие  своеобразия  городской архитектуры  на примере   историко-культурного и архитектурного наследия  Москвы.

Ожидаемый учебный результат: 

- приобретение навыков выполнения городского пейзажа в графике, создавая образное решение города;

– развитие творческого воображения;

– воспитание творческого отношения и интереса к формам совместной деятельности, эстетического вкуса, чуткости и любви к родному городу.

Продолжительность:  ( 2 урока)

Ход урока:

  1. Этап «Актуализация, мотивация, проблематизация»  :

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

- Звучит песня из кинофильма «А я иду, шагаю по Москве» со старыми черно-белыми видео-кадрами известных  улиц, проспектов, парков Москвы.( Общее оживление в классе, многие подпевают )

- Ребята, скажите, из какого известного кинофильма прозвучала песня?(А я иду, шагаю по Москве)

– А как называется жанр изобразительного искусства, который мы изучали на прошлых уроках?   (пейзаж)

– Всегда ли художник предпочитает изображать только природу или может добавить еще что-то? (архитектурные постройки, город, улицы, животных)

2.  А теперь попробуйте сами озвучить тему нашего урока. (ответы учеников :городской пейзаж, московские улицы.) Все верно, молодцы- догадались, тема нашего урока звучит так:

« Городской пейзаж.  Москва –мост из прошлого в будущее».

- Ребята, как вы понимаете фразу «мост из прошлого в будущее», почему, например, не «в настоящее» (Ответы.  Без памяти  о прошлом нет будущего, необходимо чтить традиции предков, знать историю своей Отчизны и сохранять культуру, передавая  ее будущим поколениям. В Москве много старых, древних построек и в тоже время много современных, как бы «из будущего» и все это переплетается и сочетается в едином архитектурном ансамбле. )

– А что такое архитектура? (Искусство проектировать и строить, конструктивное искусство )

– Для чего служит архитектура? (Постройки служат для практического использования и в тоже время могут являться произведениями искусства)

– С незапамятных времен город является постоянно действующей выставкой, непрерывно развивающимся художественным музеем. Веками украшение фасадов зданий, украшение площадей фонтанами сливалась в сознании с образом города.

– Городской пейзаж – это рассказ о преобразованной руками человека природе, о прошлом и настоящем, которое переплетается в старой и новой архитектуре. Рисуя родной город, многие по-новому открывают для себя знакомые места, казалось бы, ничем не примечательные, но подкупающие такой трогательной и простой красотой, что могут вызывать даже чувство гордости за свой город.

- В русском искусстве одним из первых мастеров городского пейзажа был Федор Яковлевич Алексеев. Он оставил нам яркий образ Москвы еще  до пожара 1812года. В 1800 г художник получил задание от императора Павла I запечатлеть виды Москвы, исполнение которых принесло ему широчайшую известность.

(Просмотр слайдов картин художников Федора Алексеева, Михаила Махаева, Ж. Деламбарта в музыкальном сопровождении:  М.П. Мусоргского  «Картинки с выставки»)  

– Как может выполняться городской пейзаж? (По фотографиям и зарисовкам, натурно).

– Натурный пейзаж отличается богатством красок, оттенков, ощущением льющегося света со всех сторон. Чаще выполняется в технике аля-прима в один прием. Сегодня ребята подготовили коллективное сообщение и слайд-шоу о разных техниках изображения городского пейзажа. Но сначала мы с вами запишем новые слова в наш словарь художественных терминов.

Ребята рассказывают о техниках: аля-прима, граттаж, монотипия, гравюра и показывают слайды картин художников  18-20 в. в технике гравюра) Художники: А.Мартынов, С Галактионов, В Садовников.

– Итак, сегодня на уроке мы будем рисовать  городской пейзаж в графике.

 Беседа о городе-столице России Москва.

Что вы знаете о своем городе, в котором живете? (диалог с ребятами о Москве)

Слово учителя (на фоне муз. сопровождения )

Века пролетают над Москвой, волны времени бьются о древние стены Кремля - а столица все стоит, гордая и величавая, крепкая своими историческими зданиями и строениями. Ее архитектурный облик является одним из самых своеобразных в мире. Немало изменяясь за 869 лет своего существования, Москва самым причудливым образом объединила в себе старину и современность, став мостом из прошлого в будущее.

Москва — город-колыбель самобытной культуры, один из центров мировой цивилизации, посетить который стремится множество туристов из самых разных уголков планеты. Ее почти тысячелетняя история запечатлена в памятниках, ставших достоянием не только одного народа, но и всего человечества. Среди них Кремль, собор Василия Блаженного, Большой театр, Пушкинский музей, Третьяковская галерея. Это Москва классическая. Летопись, которую город хранит и которой гордится. В ХХI в. стремительно развивается Москва новая. Деловые небоскребы, обновленные парки, экспериментальные театры, арт-кластеры, стрит-арт, фестивали…

Рассматривание фото. Фотографии из альбома "Москва и ее окрестности" 1896 года на экране :

1.Лобное место. Церковь Василия Блаженного

2.Архангельский собор.

3 Колокольня «Иван Великий»

4.Благовещенский собор. Вид Кремля от Москворецкого моста.

5.Вид Москвы с «Ивана Великого»

6.Вознесенский монастырь и Спасские ворота.

7.Большой театр.

8.Сухарева башня.  

Мы посмотрим фотографии одних и тех же мест Москвы спустя десятки, а то и сотни лет. Интересно посмотреть, как изменились улицы и здания за прошедшее время.

(Ученица)На улице Солянке, на развилке с Подколокольным переулком, стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (на Стрелке).

Первый храм на этом месте известен с 1547 г., каменный построен около 1600 г. Здесь тоже можно вспомнить о героях Куликовской битвы, потому что на склонах Алабовой горы, где стоит храм, тоже хоронили павших на Куликовом поле. Ныне существующий храм построен в 1801–1821 гг. с включением частей древнего храма XVIII в. После закрытия храма в 1930 г. здание было занято административным учреждением, главы и колокольня разобраны. Сейчас храм возвращен Церкви и реставрируется. Богослужение в храме имеет особенность – оно совершается на аланском и церковнославянском языках. Так что жители Северной Осетии-Алании (аланы приняли крещение еще в IV в.) имеют возможность молиться на своем родном языке.

Васильевский спуск проезд вдоль Кремлёвской стены от Красной площади к Кремлёвской набережной. Назван по храму Василия Блаженного (собор Покрова что на Рву). Васильевский спуск образовался в результате реконструкции Красной площади после пожара 1812, когда был засыпан ров, снесена отводная стрельница Константино-Еленинских ворот Кремля, расчищен и выровнен спуск, но сохранялась застройка от собора Покрова что на Рву к берегу Москвы-реки. В 1909 по Васильевскому спуску были проложены трамвайные пути. В 1936 в связи со строительством нового Москворецкого моста вся застройка на Васильевском спуске была уничтожена, и он стал транспортным проездом.

(Ученик)Христа Спасителя Храм в Москве, построен в 1837—83 на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К.А. Тона (1832) как храм-памятник, посвящённый Отечественной войне 1812. Сооружённое в  русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м)

здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства (скульптуры П.К. Клодта,  А.В.Логановского, Н.А. Рамазанова, Ф.П. Толстого, росписи В.В. Верещагина, К.Е. Маковского, В.И. Сурикова и др.).

Взорван 5 декабря 1931. До 1993 на его месте существовал плавательный бассейн "Москва".

В 1995 начаты работы по воссозданию храма.

19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

  1. Этап «первичное закрепление знаний» 
  • Задания с выбором ответа :

 Тематические подборки заданий на тему: Городской пейзаж

На экране под номерами показаны городские пейзажи, выполненные в разных техниках.

Задача учеников: выбрать правильные ответы и записать.

3) Практическое выполнение творческой работы

Методические рекомендации

Подготовка к практической работе.

– Стоя на улице, обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше.

– Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке. Через эту точку проходит линия горизонта.

– До выполнения работы обратите внимание на правила выполнения «городского пейзажа».

1) Выбор точки зрения, чтобы наилучшим образом выявлять характерные особенности задания

2) Надо стремиться передать монолитность, тяжесть постройки или устремленность, воздушность.

3) Глядя на фасад, надо представлять его боковые и задние стены.

4) Штрихи наносить, учитывая конструкцию.

5) Первый план трактуется контрастными тонами, по мере удаления планов тон теряется.

– На уроке мы поговорили об истории нашего города, вспомнили виды пейзажа, законы перспективы и тона, узнали о различных  техниках изображения пейзажа, правилах выполнения пейзажа.

 Зарисовка по впечатлению городского пейзажа на фото.

4).Обратная связь и рефлексия.

Выставка и обсуждение работ: Какие местные виды изобразили школьники на своих рисунках? Выставление оценок за работы.

   - вопросы для самооценки  «Контроль» 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

5.Применение изученного.

 как часть домашнего задания: узнать, что такое литография? Вырезать из разной фактурной бумаги 4-х цветов силуэты городского пейзажа для создания общего коллективного панно

6. .Информационно-технологические материалы (использование ЦОР и ЭОР)

                         http://www.museum.ru/M410item 

                         http://www.5arts.info/category/art/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой

Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет  познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского

Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...

Схема сценария урока: изобразительное искусство 5 класса Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора

Сценарий урока с главной задачей: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы ра...

Разработка урока по изобразительному искусству по теме: "Пейзаж в графике"

Разработка урока поизобразительному искусству в 6 классе "Пейзаж в графике"...

Проект урока по изобразительному искусству в 6 классах по теме: «Морской пейзаж. Образ водной стихии в искусстве», учителя МБОУ «Средняя школа № 2», города Гагарин, Смоленской области, Марковой О.А.

Конспект урока создан в рамках внедрения проектной технологии в систему обучения. Основной задачей обучающихся является создание проекта морского пейзажа в технике живопись.Цель: Познакоми...

Урок по изобразительному искусству на тему «Пейзаж-настроение, природа и художник».

Урок по изобразительному искусству на тему«Пейзаж-настроение, природа и художник»....