Схема сценария урока: изобразительное искусство 5 класса Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Тамбовцева Ирина Николаевна

Сценарий урока с главной задачей: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учителям изобразительного искусства 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_stsenariya_uroka.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема сценария урока:    изобразительное искусство 5 класс

Автор: Тамбовцева Ирина Николаевна преподаватель мировой художественной культуры и изобразительного искусства

Место работы: ГБОУ СОШ № 868, г. Москва

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора»

Цель: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.

Задачи:

1.Учить выделять элементы геометрического узора росписи глиняной игрушки (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

2.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

3.Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Ожидаемый учебный результат: 

Личностные:

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Предметные:

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, представление о народных промыслах – глиняной игрушки.
  •  умение видеть форму, цвет, декор игрушки и  передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
  •  умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

Умение выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком при росписи объёмной формы;

Ход урока:

  1. Этап «Актуализация, мотивация, проблематизация»  (могут быть):
  • Просмотр видеофрагменты http://fcior.edu.ru/card/1782/glinyanaya-igrushka.html  в  сопровождении текста на повторение материала прошлого урока.
  • Проблематизация – Рассмотрите и сопоставьте орнаменты и разнообразные  формы  глиняных игрушек, ответьте на вопрос: « Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?»

Проверяем, кто внимательно смотрел, закрепляя знания с помощью интерактивной мини-игры 

  • Вариант 1 «Угадайка»

-http://fcior.edu.ru/card/5179/glinyanaya-igrushka-baryni-prakticheskaya-tvorcheskaya-rabota.html (Глиняная игрушка. Барыни. Практическая творческая работа)  или

http://fcior.edu.ru/card/9223/glinyanaya-igrushka-zhivotnye-prakticheskaya-tvorcheskaya-rabota.htm  (Глиняная игрушка. Животные. Практическая творческая работа) 

соотнося формы игрушек с видами промыслов и сочетанием орнаментов. Индивидуально.

Необходимо под изображение игрушки, с помощью указки на интерактивной доске  перетащить название промысла, которое соответствует данному изображению. Далее выбрать одно из трех изображений и подобрать  гармоничное сочетание орнаментов. Через несколько минут, проверяем всем классом, для того, чтобы найти ошибки у тех, кто не справился.

  • Вариант 2   “Собери игрушки”.

Дидактическая задача: закреплять умение узнавать и отличать игрушки разных народных промыслов (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)
Игровая задача: быстро и правильно собрать игрушки.

Суть игры: При въезде на ярмарку столкнулись телеги из трех ремесленных центров народной глиняной игрушки. Игрушки разбились и перемешались. Чтобы не терпеть убытки ремесленники должны найти осколки своих игрушек и склеить их.

Правила игры: Учащиеся (ремесленники) делятся на три ремесленных центра. Каждой команде необходимо собрать  игрушки заданной росписи.

На  общем столе перемешаны фрагменты (пазлы) с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских  игрушек. Каждая команда должна отобрать элементы для составления игрушек  определенного вида.

По одному человеку из команды подходят к общему столу и выбирают по одному элементу своей росписи (время ограничено). За каждый подобранный элемент команда получает по 1 баллу.

Смотритель ярмарки (учитель)  проверяет соответствие элементов заданной росписи. За хищение чужих элементов предусмотрен штраф (за каждый неправильно подобранный элемент минус 2 балла)

Собрав все детали росписи с общего стола, участники командой составляют из фрагментов  изображение игрушек.  

Правильно составленная игрушка – получает 5 баллов, с небольшими ошибками – 4 балла, с серьезными ошибками – 3 балла.

Команда закончившая работу первой получает – 15 баллов, второй -  10 баллов, третьей -5баллов.

Побеждает  команда,  набравшая наибольшее количество баллов.

  1. Этап «первичное закрепление знаний» 

Тематические подборки заданий 

Заполни таблицу, используя предложенные варианты ответов (индивидуальные карточки или вариант таблицы на компьютере):

Глиняная игрушка

Населённый пункт, название промысла

Субъект РФ

Характерные элементы орнамента (зарисовать)

http://festival.1september.ru/articles/524676/f_clip_image057.jpg

деревня Филимоново
Филимо́новская игрушка

 

http://festival.1september.ru/articles/524676/f_clip_image059.jpg

 

Архангельской области

http://festival.1september.ru/articles/524676/f_clip_image061.jpg

Аба́шевская игрушка

 

 

http://festival.1september.ru/articles/524676/f_clip_image063.jpg

 

Кировская область

 

Варианты ответов:1)дымковская игрушка; 2)каргопольская игрушка; 3) Тульская область; 4) город Каргополь; 5) Пензенская область; 6) Беднодемьяновский район; 7) город Киров;

Примечание Изображения с промыслами можно распечатать отдельно, тогда учащиеся распределяют и наклеивают их в таблице самостоятельно.

Выполнение задания проверяется фронтально с классом или как вариант взаимопроверка.

  1. Этап отработка навыков или применение изученного:

Практическое выполнение творческой работы:

Распиши игрушку по мотивам одного из промыслов.

Памятка:

  1. Подбери цветовую палитру характерную для выбранной росписи
  2. Вначале распредели по поверхности игрушки цветовые пятна, сохраняя, где возможно, белую основу.
  3. Все мелкие детали росписи выполняй после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.
  4. Узоры выстраивай, применяя принципы чередования, повтора, ритма.
  5. Украшая игрушку декоративными элементами, фантазируй, но старайся делать роспись в традициях промыслов.

Творческая работа может сопровождаться музыкальным видео роликом http://www.youtube.com/watch?v=73EKB5-F_44 с образцами игрушек, где

песенные мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном со сменой ритма и громкости.

  1. Обратная связь и рефлексия.

 «Контроль»:

     Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием, фото (Глиняная игрушка  Контрольная работа) 

http://fcior.edu.ru/card/9361/glinyanaya-igrushka-kontrolnaya-rabota.html 

«Графическая рефлексия»

Подними (или нарисуйте) карточку с определенным значком соответствующим уровню трудности и  эмоционального отношения к заданию

- понравилось выполнять                              - было трудно

- не очень понравилось                                - не очень было трудно

- не понравилось вообще                              - не трудно

Применение изученного: Работа как часть проекта по народным художественным промыслам России. Создание выставки творческих работ в школе. Стоит помнить, что не только можно, но и необходимо разрешать учащимся дорабатывать свои идеи во внеурочное время – на кружке или дома.  Эмоциональное проживание материала, присвоение и осознание художественной составляющей задания может потребовать совершенно разных временных отрезков. Необходимо предоставить учащемуся возможность завершить свой замысел.

Возможные варианты организации занятия: Дети могут работать над творческим заданием как индивидуально, так  и в малых группах, создавая образ сказочной композиции в одном из видов промыслов, объединяя несколько фигурок общим действием.

На предварительном уроке можно выполнить заготовки из глины или пластилина. Если это невозможно сделать на уроке, такую работу можно сделать во внеурочное время, или дома – самостоятельно.

Методические рекомендации: Возможна подборка материалов к уроку в виде предварительного домашнего задания. Учителю необходимо учесть, что по теме глиняная игрушка в народном искусстве очень много разнообразных и не всегда достоверных материалов. Если строить урок на предварительно выданном домашнем задании, то необходимо:

-  указать ресурсы и материалы, по которым будет выполняться задание, так как учащемуся сложно самостоятельно разобраться в этом вопросе.

- поставить перед учащимися проблемный вопрос, например: «Как проявляется в игрушках конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность?»

В таком случае актуализация урока может быть построена на подготовленных материалах.

Информационно-технологические материалы (использование ЦОР и ЭОР)

  1. Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)- http://fcior.edu.ru/card/1782/glinyanaya-igrushka.html (Глиняная игрушка)
  2. Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)-http://fcior.edu.ru/card/5179/glinyanaya-igrushka-baryni-prakticheskaya-tvorcheskaya-rabota.html (Глиняная игрушка. Барыни. Практическая творческая работа)  или
  3. Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)-http://fcior.edu.ru/card/9223/glinyanaya-igrushka-zhivotnye-prakticheskaya-tvorcheskaya-rabota.htm  (Глиняная игрушка. Животные. Практическая творческая работа)
  4. Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)-

http://fcior.edu.ru/card/9361/glinyanaya-igrushka-kontrolnaya-rabota.html 

 (Глиняная игрушка  Контрольная работа)  

  1. Видео – ролик с музыкальным сопровождением

http://www.youtube.com/watch?v=73EKB5-F_44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора». (Обобщение знаний) Класс: 5 класс, II четверть

Предмет: Изобразительное искусствоЦель урока: Систематизация знаний о росписи народной игрушки. Закрепление знаний с учётом регионального компонента.Задачи урока:...

Древние образы в современных народных игрушках. Урок изобразительного искусства.

Урок знакомит с видами русской народной глиняной игрушки, способствует развитию творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса, учит видеть красоту в мире и в искусстве....

Открытый урок по изобразительному искусству "Древние образы в современных народных игрушках.

Урок по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.Н.Неменского....

Урок изобразительного искусства в 5 классе "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  по изобразительному искусству   в 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках»...

Технологическая карта по изобразительному искусству «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта по изобразительному искусству «Древние образы в современных народных игрушках»...