Урок по изобразительному искусству на тему «Пейзаж-настроение, природа и художник».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Настепанина Елисавета Всеволодовна

Урок по изобразительному искусству на тему

«Пейзаж-настроение, природа и художник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc663.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО "ОГУ имени И.С. Тургенева" Художественно-графический факультет Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (Изобразительное искусство и дополнительное образование)

Урок по изобразительному искусству на тему

«Пейзаж-настроение, природа и художник».

                                           

Составила: Настепанина Елисавета Всеволодовна

Студентка 4 курса группы 71ПГОиидо

Орел 2020


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – Изобразительное искусство

Класс  - 6

Тема урока – Пейзаж-настроение, природа и художник

Цель урока - Формировать представление о прекрасном, познакомится с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; расширить знания учащихся о пейзаже как о таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками;

Тип урока

Практическое применение знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления.

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

- определять характер цветовых отношений.

-познакомится с художниками импрессионистами.

-научится применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения.

-умение самостоятельно определять цель урока;

-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

- умение давать эстетическую оценку выполненным работам.

-умение анализировать работу.

- воспитание любви к природе родного края;

- развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

-проявлять познавательную активность.

-осознавать свои эмоции, интересы и цели.

-учится критически осмысливать результаты деятельности.

Методы и формы обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный поиск, выставка работ учащихся;

Индивидуальный и фронтальный подход.

Словарь урока (основные понятия и термины): пейзаж, художники-импрессионисты, колорит.

Образовательные ресурсы урока:

http://stat18.privet.ru/lr/0a1dec3c776830f9f627c185eff1ce74 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:RouenCathedral_Monet_1894.jpg?uselang=ru http://ru.wahooart.com/A55A04/w.nsf/OPRA/BRUE-5ZKDNL/$File/Paul%20Cezanne%20-%20Mont%20Sainte-Victoire%20(Courtauld)%20.JPG http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/113/88113121_large_Krasnuye_vinogradniki_1888__GMII__im_Pushkina.jpg http://smallbay.ru/images7/gauguin11.jpg http://stat17.privet.ru/lr/0a0df565ab83f6f722a091a13b75f2d2

Оборудование: компьютерная презентация “Пейзаж – настроение. Природа и художник”. Репродукции с картин художников. Гуашь, кисти, акварельная бумага А3, баночки, палитра.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, репродукция картин.

        

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, нам понадобятся: альбомный лист, краски (акварель либо гуашь) баночка, кисти, карандаши, ластик.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, наличие всех необходимых материалов к работе.

Личностные: планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией. Настроить себя на продуктивную работу. Самостоятельно организовать свое рабочее место в соответствии с последующей целью задания.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

2 этап. Повторение изученного материала.

Стимулирует интерес учащихся к уроку

Создает для учеников проблемную ситуацию.

-Мы уже знаем с вами, что цвет является непосредственным выражением душевных переживаний людей. И по тому, в какой цветовой гамме выполнено, например, живописное полотно, можно определить

эмоциональное состояние художника, те ощущения, которые он испытывал при написании картины.

 Ребята, на прошлых уроках мы изучали виды и жанры изобразительного искусства. Перечислите, пожалуйста, виды изобразительного искусства. (Живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство). 

А какие жанры вы знаете?

К какому жанру живописи вы отнесете эти строки:

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
И.А.Бунин

  Вступают в диалог с учителем.

Ответ на вопрос:  Пейзаж.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

3 этап. Актуализация знаний

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме);

— Что такое пейзаж?

— Это вид искусства или жанр искусства?

— Ребята, сегодня я пришла на урок в хорошем настроении. Думаю, что его можно окрасить в оранжево-желтый цвет.

А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?

(Учащиеся размышляют о «цвете» своего настроения)

— А что же такое настроение? 

— Мы говорим: «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».

Почему так говорят?

— А разве природа одушевленное существо?

Тогда почему так говорят?

— Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока:

«Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.»
(И.А.Бунин)

— Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения художников – пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях.

Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

Ответ: Рисунок, картина, изображающая природу.

Ответ (Жанр искусства)

Ответ (Это внутреннее душевное состояние человека.)

Ответ (Передают настроение природы)

Ответ (Нет)

Ответ (Это образ, созданный человеком, то есть человек присваивает природе свое настроение.)

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух

Слушать, наблюдать, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знания (определять границы знания/незнания)

Личностные: уметь находить смысл, слушать себя и свои эмоции.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Создает проблемную ситуацию. Задает вопрос:

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

— Тема нашего урока «Пейзаж-настроение. Природа и художник».

Учитель формулирует  цели урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Обсуждает последующие действия, содержание занятия для решения поставленных задач.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Определяют тему урока.

Ответ Пейзаж-настроение.

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы.

Регулятивные: определяют проблему будущей деятельности. Целеполагание.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение нового материала)

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы

- Формулирует обобщающие вопросы

- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Открытие осуществляется в несколько шагов (в соответствии с пунктами плана), каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.

— Ребята, какое может быть настроение?

Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в VII веке появились пейзажи — картины, в которых природа стала их главным содержанием. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката — зыбкие и тонкие изменения в природе — приходят в искусство пейзажной живописи. 

Понятие «пейзаж настроения» в XIX веке ввели импрессионисты. Название этого движения возникло от французского слова «впечатление». Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать картины на воздухе — на пленэре. Он создавал целые живописные циклы — серии картин, в которых один и тот вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток. 

Импрессионисты первые начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгое время (месяца, годы) писали свои картины, то импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа.

Художники открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее мы видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании.

На открытом воздухе мы не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов. Четкие контуры предметов исчезают. На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно.

У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени разводить краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления.

В природе все предметы имеют свой цвет. Этот цвет может меняться от воздействия цвета других предметов, освещения, расположения в пространстве, состояния воздуха. Все богатство красок окружающего мира и передают художники в живописных картинах красками. С помощью цвета, гармонии холодных и теплых цветов, цветового сочетания художник может передать разнообразные чувства и настроение (радость, грусть, тревогу, ожидание). Ярким примером передачи настроения могут служить красоты осенних пейзажей на картинах известных художников.

— Как вы думаете, почему роль цвета в живописи важна?

— Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?

От чего зависит подбор красок для работы над пейзажем?

— Что же такое колорит?

— Колорит — богатство и согласованность цветов. Важнейший компонент художественного образа. Колорит — это одно из средств художественной выразительности в живописи. Он помогает передать художнику настроение: грустное, тревожное, спокойное, радостное, веселое... Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Чувство колорита очень ценный дар.

— Непревзойденным мастером создания пейзажа настроения был художник Исаак Ильич Левитан.

На какой картине И.И. Левитана изображен следующий сюжет?

«По колено застыли в воде,

Как неловкие сестры-подростки,

И дрожат на весеннем ветру

Тонкоствольные эти березки»

— Правильно, это картина «Весна. Большая вода». (Приложение 1)

Какое настроение пробуждает в вас эта картина?

Какие цвета создают радостное настроение?

— В Тверском озерном крае нашел Исаак Ильич Левитан мотив, который превратился в картину «Весна. Большая вода». Лирическое настроение этого полотна рождает в нас чувство просветленной радости, оживления, всё наполнено жизнью. Тончайшая гармония мягких цветовых отношений — неба, земли, воды, деревьев — рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Ритм тоненьких хрупких стволов, их отражение в воде словно дает начало прозрачной легкой мелодии, заполняющей пространство картины.

— Теперь рассмотрим пейзаж Ильи Семёновича Остроухова «Первая зелень». (Приложение 2)

Какое настроение передает эта картина?

Каковы ваши впечатления от этой картины?

— В картине есть четкое ощущение тихого, но холодного весеннего утра, когда и вода, и деревья, и трава, и даже воздух застыли в ожидании первых лучей солнца. А солнце близко – оно уже зажигается и на дрожащих от утренней свежести листочках, и в траве, и на воде. Явные признаки ранней весны на картине – это островки темной земли, с которой, как будто бы только что сошел снег, в сочетании с яркой и сочной зеленью молодой травы, которая уже начала отвоевывать свое законное пространство.

Как истинный художник, И.С. Остроухов показывает все многообразие и буйство зеленого цвета. Вдалеке, темными пятнами проглядывают вечнозеленые подмосковные ели, а на их фоне светится зеленым огоньком молодая листва берез. Тонкие деревца на переднем плане только выпустили свои первые листочки, а деревья на другом берегу реки отражаются в ней еще по-зимнему строгими силуэтами. И только гнезда на голых ветках говорят о том, что прилетели птицы и для них весна уже началась. В зеленой траве есть и свежесть первой зелени, и желтые воспоминания о прошедшей осени, и голубые отблески то ли еще не растаявшего после холодной ночи инея, то ли первых весенних цветов.

Картина удивительна, в ней много воздуха, которым хочется дышать, и чем дольше смотришь на картину, тем больше ощущаешь его прозрачность и свежесть.

Далее продолжается экскурс по презентации с картинами импрессионистов.

Фиксируют на бумаге в тетради новую тему.

Оценивают правильность своих выводов, решений.

- Вступают в диалог

- Выполняют задания учителя  

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

Отвечают на поставленные вопросы учителя. Смотрят презентацию.

Познавательная: осуществляют поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении, определяют характер цветовых отношений, знакомятся с художниками импрессионистами

Коммуникативная: соблюдают нормы коллективного общения, излагают свое мнение.

Личностные: проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции.

6 этап. Творческая практическая деятельность

 — Сегодня на уроке вам предстоит выполнить рисунок пейзажа. Создать пейзаж настроения.

— Теперь можно приступать к рисованию. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка, как всегда, начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Нарисуйте контуры деревьев и других предметов, обязательно проверьте пропорции. Не забывайте о перспективе, ближних и дальних планах. Выразите настроение.

Во время практической работы учащихся учителем оказывается индивидуальная помощь. При выявлении часто повторяющейся ошибки проводится фронтальная работа с классом. Наиболее удачные работы периодически демонстрируются классу с комментариями о достоинствах работы.

Учащиеся выполняют практическое задание

Познавательные: умеют применять средства выражения, характер освещения, цветовые отношения; применяют правила перспективы.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют способы достижения цели, выполняют работу по памяти и представлению.

Личностные: осознают свои интересы и цели.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Выставляет и комментирует отметки.

Вызываю к доске некоторых учеников. Вместе с классом и автором работы проводим анализ. Выявляем ошибки.
Делаем выставку детских работ.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Анализируют и рассматривают работы.

Познавательные: анализируют, выделяют главное и обобщают изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже.

Регулятивные: дают эстетическую оценку выполненным работам.

Личностные: осознают свои мировоззренческие позиции, учатся критически осмысливать результаты деятельности.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

8 этап. Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание по пройденной теме.

Необходимо либо завершить пейзаж, кто не успел, доделать, либо сделать новый.

Запись домашнего задания.

Этапы составления пейзажа

1.Выбор мотива, разработка композиции. Легкими линиями намечаем главные плоскости: небо, землю, воду и т.д.

2.Проработка деталей. Если все расположено верно и не нарушает структуру композиции, линии рисуются четче.

3.  Заливка больших масс: неба, земли, воды и т.д.

4. Заливка дальних планов.

5. Заливка передних планов.

6. Детальная проработка всего рисунка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...

Урок по изобразительному искусству на тему "России яркие букеты. Жостово."

Этот урок разработан и проведён с использованием деятельностного подхода в обучении. Конспект урока проиллюстрирован фотографиями, что даёт представление об описаных методах и приёмах....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ: «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Иллюстрирование сказок – один из самых любимых в тематической композиции. Ученики с огромным удовольствием окунаются в мир сказки, мир детства и создают свой мир, своё видение сказки только свои...

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 3 класса "Что сделал художник на улицах моего города"

Для достижения учебной и воспитательной цели  используется коммуникативная технология. Просутствует  сочетание различных форм учебной деятельности, осуществляется принцип развивающего обучен...

Конспект к уроку изобразительного искусства по теме "Красота родной природы"- рисование пейзажа

Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по картинам художников-пейзажистов, а также подробное объяснение выполнения задания....

Урок по изобразительному искусству на тему: «Современное выставочное искусство»

Цель: сформировать у школьников представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи материала, формы и содержания, о новом понимании красоты современными художн...

Урок по изобразительному искусству на тему: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие».

Ознакомление учащихся с искусством гжели,  истоками и совре­менным развитием промысла, особенностями гжельской росписи, гжельской керамической  продукцией её многообразием....