Урок по изобразительному искусству на тему «Пейзаж-настроение, природа и художник».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Урок по изобразительному искусству на тему
«Пейзаж-настроение, природа и художник».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc | 663.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВО "ОГУ имени И.С. Тургенева" Художественно-графический факультет Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (Изобразительное искусство и дополнительное образование)
Урок по изобразительному искусству на тему
«Пейзаж-настроение, природа и художник».
Составила: Настепанина Елисавета Всеволодовна
Студентка 4 курса группы 71ПГОиидо
Орел 2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||||
Предмет – Изобразительное искусство | Класс - 6 | |||||||
Тема урока – Пейзаж-настроение, природа и художник | ||||||||
Цель урока - Формировать представление о прекрасном, познакомится с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; расширить знания учащихся о пейзаже как о таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками; | ||||||||
Тип урока | Практическое применение знаний | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления. - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся. - определять характер цветовых отношений. -познакомится с художниками импрессионистами. -научится применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения. | -умение самостоятельно определять цель урока; -умение соотнести свои действия с планируемыми результатами, - умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение. - умение давать эстетическую оценку выполненным работам. -умение анализировать работу. | - воспитание любви к природе родного края; - развитие эстетического сознания через творческую деятельность. -проявлять познавательную активность. -осознавать свои эмоции, интересы и цели. -учится критически осмысливать результаты деятельности. | ||||||
Методы и формы обучения | Беседа, объяснительно-иллюстративный поиск, выставка работ учащихся; Индивидуальный и фронтальный подход. | |||||||
Словарь урока (основные понятия и термины): пейзаж, художники-импрессионисты, колорит. | ||||||||
Образовательные ресурсы урока: http://stat18.privet.ru/lr/0a1dec3c776830f9f627c185eff1ce74 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:RouenCathedral_Monet_1894.jpg?uselang=ru http://ru.wahooart.com/A55A04/w.nsf/OPRA/BRUE-5ZKDNL/$File/Paul%20Cezanne%20-%20Mont%20Sainte-Victoire%20(Courtauld)%20.JPG http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/113/88113121_large_Krasnuye_vinogradniki_1888__GMII__im_Pushkina.jpg http://smallbay.ru/images7/gauguin11.jpg http://stat17.privet.ru/lr/0a0df565ab83f6f722a091a13b75f2d2 | ||||||||
Оборудование: компьютерная презентация “Пейзаж – настроение. Природа и художник”. Репродукции с картин художников. Гуашь, кисти, акварельная бумага А3, баночки, палитра. | ||||||||
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, репродукция картин. | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||
1 этап. Организационный момент | Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, нам понадобятся: альбомный лист, краски (акварель либо гуашь) баночка, кисти, карандаши, ластик. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, наличие всех необходимых материалов к работе. | Личностные: планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией. Настроить себя на продуктивную работу. Самостоятельно организовать свое рабочее место в соответствии с последующей целью задания. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. | |||||
2 этап. Повторение изученного материала. | Стимулирует интерес учащихся к уроку Создает для учеников проблемную ситуацию. -Мы уже знаем с вами, что цвет является непосредственным выражением душевных переживаний людей. И по тому, в какой цветовой гамме выполнено, например, живописное полотно, можно определить эмоциональное состояние художника, те ощущения, которые он испытывал при написании картины. Ребята, на прошлых уроках мы изучали виды и жанры изобразительного искусства. Перечислите, пожалуйста, виды изобразительного искусства. (Живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство). А какие жанры вы знаете? К какому жанру живописи вы отнесете эти строки: Осыпаются астры в садах, | Вступают в диалог с учителем. Ответ на вопрос: Пейзаж. | Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. | |||||
3 этап. Актуализация знаний | Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме); — Что такое пейзаж? — Это вид искусства или жанр искусства? — Ребята, сегодня я пришла на урок в хорошем настроении. Думаю, что его можно окрасить в оранжево-желтый цвет. А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено? (Учащиеся размышляют о «цвете» своего настроения) — А что же такое настроение? — Мы говорим: «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый». Почему так говорят? — А разве природа одушевленное существо? Тогда почему так говорят? — Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения. Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Нет, не пейзаж влечет меня, — Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения художников – пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях. | Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) Ответ: Рисунок, картина, изображающая природу. Ответ (Жанр искусства) Ответ (Это внутреннее душевное состояние человека.) Ответ (Передают настроение природы) Ответ (Нет) Ответ (Это образ, созданный человеком, то есть человек присваивает природе свое настроение.) | Коммуникативные: воспринимать информацию на слух Слушать, наблюдать, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: ориентироваться в своей системе знания (определять границы знания/незнания) Личностные: уметь находить смысл, слушать себя и свои эмоции. | |||||
4 этап. Целеполагание и планирование | Создает проблемную ситуацию. Задает вопрос: -Как вы думаете, какова тема нашего урока? — Тема нашего урока «Пейзаж-настроение. Природа и художник». Учитель формулирует цели урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Обсуждает последующие действия, содержание занятия для решения поставленных задач. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Определяют тему урока. Ответ Пейзаж-настроение. | Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы. Регулятивные: определяют проблему будущей деятельности. Целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. | |||||
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение нового материала) | - Организует работу учащихся по поиску и обработке информации - Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы - Формулирует обобщающие вопросы - Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. - Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. - Открытие осуществляется в несколько шагов (в соответствии с пунктами плана), каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением. — Ребята, какое может быть настроение? Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в VII веке появились пейзажи — картины, в которых природа стала их главным содержанием. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката — зыбкие и тонкие изменения в природе — приходят в искусство пейзажной живописи. Понятие «пейзаж настроения» в XIX веке ввели импрессионисты. Название этого движения возникло от французского слова «впечатление». Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать картины на воздухе — на пленэре. Он создавал целые живописные циклы — серии картин, в которых один и тот вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток. Импрессионисты первые начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгое время (месяца, годы) писали свои картины, то импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа. Художники открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее мы видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании. На открытом воздухе мы не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов. Четкие контуры предметов исчезают. На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно. У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени разводить краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления. В природе все предметы имеют свой цвет. Этот цвет может меняться от воздействия цвета других предметов, освещения, расположения в пространстве, состояния воздуха. Все богатство красок окружающего мира и передают художники в живописных картинах красками. С помощью цвета, гармонии холодных и теплых цветов, цветового сочетания художник может передать разнообразные чувства и настроение (радость, грусть, тревогу, ожидание). Ярким примером передачи настроения могут служить красоты осенних пейзажей на картинах известных художников. — Как вы думаете, почему роль цвета в живописи важна? — Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке? От чего зависит подбор красок для работы над пейзажем? — Что же такое колорит? — Колорит — богатство и согласованность цветов. Важнейший компонент художественного образа. Колорит — это одно из средств художественной выразительности в живописи. Он помогает передать художнику настроение: грустное, тревожное, спокойное, радостное, веселое... Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Чувство колорита очень ценный дар. — Непревзойденным мастером создания пейзажа настроения был художник Исаак Ильич Левитан. На какой картине И.И. Левитана изображен следующий сюжет? «По колено застыли в воде, Как неловкие сестры-подростки, И дрожат на весеннем ветру Тонкоствольные эти березки» — Правильно, это картина «Весна. Большая вода». (Приложение 1) Какое настроение пробуждает в вас эта картина? Какие цвета создают радостное настроение? — В Тверском озерном крае нашел Исаак Ильич Левитан мотив, который превратился в картину «Весна. Большая вода». Лирическое настроение этого полотна рождает в нас чувство просветленной радости, оживления, всё наполнено жизнью. Тончайшая гармония мягких цветовых отношений — неба, земли, воды, деревьев — рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Ритм тоненьких хрупких стволов, их отражение в воде словно дает начало прозрачной легкой мелодии, заполняющей пространство картины. — Теперь рассмотрим пейзаж Ильи Семёновича Остроухова «Первая зелень». (Приложение 2) Какое настроение передает эта картина? Каковы ваши впечатления от этой картины? — В картине есть четкое ощущение тихого, но холодного весеннего утра, когда и вода, и деревья, и трава, и даже воздух застыли в ожидании первых лучей солнца. А солнце близко – оно уже зажигается и на дрожащих от утренней свежести листочках, и в траве, и на воде. Явные признаки ранней весны на картине – это островки темной земли, с которой, как будто бы только что сошел снег, в сочетании с яркой и сочной зеленью молодой травы, которая уже начала отвоевывать свое законное пространство. Как истинный художник, И.С. Остроухов показывает все многообразие и буйство зеленого цвета. Вдалеке, темными пятнами проглядывают вечнозеленые подмосковные ели, а на их фоне светится зеленым огоньком молодая листва берез. Тонкие деревца на переднем плане только выпустили свои первые листочки, а деревья на другом берегу реки отражаются в ней еще по-зимнему строгими силуэтами. И только гнезда на голых ветках говорят о том, что прилетели птицы и для них весна уже началась. В зеленой траве есть и свежесть первой зелени, и желтые воспоминания о прошедшей осени, и голубые отблески то ли еще не растаявшего после холодной ночи инея, то ли первых весенних цветов. Картина удивительна, в ней много воздуха, которым хочется дышать, и чем дольше смотришь на картину, тем больше ощущаешь его прозрачность и свежесть. Далее продолжается экскурс по презентации с картинами импрессионистов. | Фиксируют на бумаге в тетради новую тему. Оценивают правильность своих выводов, решений. - Вступают в диалог - Выполняют задания учителя - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Отвечают на поставленные вопросы учителя. Смотрят презентацию. | Познавательная: осуществляют поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении, определяют характер цветовых отношений, знакомятся с художниками импрессионистами Коммуникативная: соблюдают нормы коллективного общения, излагают свое мнение. Личностные: проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции. | |||||
6 этап. Творческая практическая деятельность | — Сегодня на уроке вам предстоит выполнить рисунок пейзажа. Создать пейзаж настроения. — Теперь можно приступать к рисованию. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка, как всегда, начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Нарисуйте контуры деревьев и других предметов, обязательно проверьте пропорции. Не забывайте о перспективе, ближних и дальних планах. Выразите настроение. Во время практической работы учащихся учителем оказывается индивидуальная помощь. При выявлении часто повторяющейся ошибки проводится фронтальная работа с классом. Наиболее удачные работы периодически демонстрируются классу с комментариями о достоинствах работы. | Учащиеся выполняют практическое задание | Познавательные: умеют применять средства выражения, характер освещения, цветовые отношения; применяют правила перспективы. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют способы достижения цели, выполняют работу по памяти и представлению. Личностные: осознают свои интересы и цели. | |||||
7 этап. Рефлексия и оценивание | Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Выставляет и комментирует отметки. Вызываю к доске некоторых учеников. Вместе с классом и автором работы проводим анализ. Выявляем ошибки. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). Анализируют и рассматривают работы. | Познавательные: анализируют, выделяют главное и обобщают изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже. Регулятивные: дают эстетическую оценку выполненным работам. Личностные: осознают свои мировоззренческие позиции, учатся критически осмысливать результаты деятельности. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. | |||||
8 этап. Домашнее задание | Учитель задает домашнее задание по пройденной теме. Необходимо либо завершить пейзаж, кто не успел, доделать, либо сделать новый. | Запись домашнего задания. |
Этапы составления пейзажа
1.Выбор мотива, разработка композиции. Легкими линиями намечаем главные плоскости: небо, землю, воду и т.д.
2.Проработка деталей. Если все расположено верно и не нарушает структуру композиции, линии рисуются четче.
3. Заливка больших масс: неба, земли, воды и т.д.
4. Заливка дальних планов.
5. Заливка передних планов.
6. Детальная проработка всего рисунка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...
Урок по изобразительному искусству на тему "России яркие букеты. Жостово."
Этот урок разработан и проведён с использованием деятельностного подхода в обучении. Конспект урока проиллюстрирован фотографиями, что даёт представление об описаных методах и приёмах....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ: «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СЕВЕРНЫХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Иллюстрирование сказок – один из самых любимых в тематической композиции. Ученики с огромным удовольствием окунаются в мир сказки, мир детства и создают свой мир, своё видение сказки только свои...
План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 3 класса "Что сделал художник на улицах моего города"
Для достижения учебной и воспитательной цели используется коммуникативная технология. Просутствует сочетание различных форм учебной деятельности, осуществляется принцип развивающего обучен...
Конспект к уроку изобразительного искусства по теме "Красота родной природы"- рисование пейзажа
Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по картинам художников-пейзажистов, а также подробное объяснение выполнения задания....
Урок по изобразительному искусству на тему: «Современное выставочное искусство»
Цель: сформировать у школьников представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи материала, формы и содержания, о новом понимании красоты современными художн...
Урок по изобразительному искусству на тему: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие».
Ознакомление учащихся с искусством гжели, истоками и современным развитием промысла, особенностями гжельской росписи, гжельской керамической продукцией её многообразием....