МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по изобразительному искусству в 6 классе "Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Швагрина Людмила Павловна

 "Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского » 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanr_peyzazha_v_tekhnike_puantilizma.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Новодевичье

муниципального  района  Шигонский  Самарской  области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по  изобразительному искусству в 6 классе

"Жанр пейзажа в технике пуантилизма"

по программе Б.М. Неменского »

РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ  изобразительного искусства

государственного бюджетного общеобразовательного  учреждения

средней общеобразовательнаой школы с. Новодевичье

муниципального  района  Шигонский  Самарской  области

Швагрина Людмила Павловна

                                                                                              Тема урока: 

«Жанр пейзажа в технике пуантилизма»

 6 «Б» класс.

(содержание урока соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного образования по  изобразительному искусству, федеральному базисному учебному плану). 

Базовый учебник: Изобразительное искусство «Искусство в жизни человека»  6 класс. /Л.А. Неменская,  под редакцией Б.М. Неменского.   М.:  «Просвещение», 2010.

ТИП УРОКА:       урок объяснения нового материала и закрепления знаний.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Сформировать представление о направлении во французской живописи – пуантилизме.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с художественными техниками (направлениями) в живописи: “Пуантилизм”, повторяя тему: “Импрессионизм”;
  • научить детей использовать технику рисования “Пуантилизм”.

Развивающие:

  • Развить умение смешивать цвета не на палитре, а на листе;
  • развитие логического мышления: внимания, памяти;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие чувства ответственности.

Воспитательные:

  • формирование учебной деятельности через познавательный интерес;
  • эмоционально откликаться на разнообразные направления в искусстве.

Формы организации урока:

- групповые;

- общеклассные;

- индивидуальные.

Оборудование: 

- Проектор

- интерактивная доска,

- компьютер.

Материалы:   Бархатная бумага, гуашь, кисть.

Визуальный ряд:   Презентация, иллюстрации, газета “Искусство”.

Видео ряд:   Видео зарисовка “И опять Мондильяне…” – на фоне Парижа Анна Ахматова читает стихотворение о художнике.

Музыкальный ряд:   Клод Дебюсси “Лунный свет на террасе” – слушание.

Задание:

Выполнить   пейзаж  в технике ПУАТИЛИЗМА.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация новых знаний.

В конце XIX века русская поэтесса А.Ахматова и поэт Н. Гумилев посетили эту страну. Какую?

Давайте посмотрим ролик.

Видеофрагмент – И ОПЯТЬ МОДИЛЬЯНИ... Ожившая поэзия (А.Ахматова)

Действительно, наш урок будет посвящен живописи Франции XIX века

Самостоятельные задания для детей (на 3-5 мин):

А) Раздаю пяти учащимся тест:

1. Найдите представителей импрессионизма:

А) К.Моне;
Б) П. Синьяк;
В) И. Шишкин.

2. Характерной чертой импрессионизма является:

А) Впечатление;
Б) Успех;
В) Интерес к природе.

3. В каком веке возникло это направление в живописи

А) XVIII век;
Б) XIX век;
В) XX век.

4) Родиной импрессионистов является …

А) Голландия;
Б) Испания;
В) Франция.

2. Найдите значения трех слов в интернете, далее эти определения сохраните в вор-де на рабочем столе:

Б) Двое детей работают в интернете:

Пуанты – это…
Пуантилизм – это…
Дивизионизм – это…

3. Остальные ребята в классе, работают со мной:

Слайд 1 – 4

Картины импрессионистов: 
“Пруд с кувшинками”.
Э. Дега “Танцовщицы”.
К. Моне “Женщина в саду”.

– Посмотрите на экран и назовите авторов этих картин

В каком направлении работали эти художники?

– Какие характерные черты присущи импрессионизму? (сиюминутность, впечатление от увиденного.)

Слушание музыки Клода Дебюсси “Лунный свет на террасе”.

Итак, мы повторили тему импрессионизм

III. Изучение нового материала:

Слайд 5

Рассказ учителя.

– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о неоимпрессионистах. Научимся применять на практике технику живописи – пуантилизм.

– Приставка “нео” означает новый.

Слайд 6

В этом направлении работали два художника: Ж. Сёра и П. Синьяк.

Слайд 7 – тема урока.

Итак, сегодня тема нашего урока жанр пейзажа в технике ПУАНТИЛИЗМА. Презентация

Слайд 8

Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское.

– А что оно означает оно означает?

Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины.

Именно поэтому слово “пуанты” в первую очередь ассоциируется с балетом. И если человек впервые сталкивается с таким понятием как “художник-пуантилист”, то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и легкое недоумение: неужели эти художники ходили на пуантах?! 
На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма

– А что означает слово пуантилизм (от французского pointiller – “писать точками”, пуантилизм – от французского pointel – “письмо точками”).

– А Дивизионизм?

Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи, возникшим во Франции, но во второй половине 19 века. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось

Слайд 9

Жорж-Пьер Сера (1859-1891) разработал оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов, что предполагало их слияние на сетчатке глаза – то есть так, как происходит это при восприятии солнечного света и цвета в природе. Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды.

В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный – рядом с зеленым, желтый цвет – возле синего.

Слайд 10

Анализ картины Ж.Сёра “Воскресный день на острове Гранд – Жатт”

Художник создал живое, словно колеблющееся от движения теплого воздуха пространство, в котором обобщенные силуэты не кажутся плоскими, а резкая грань между пространственными зонами, созданная густой тенью на переднем плане, не позволяет изображению стать обыкновенным узором на плоскости.

Слайд 11

Плавно подвожу к цвету:

В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный – рядом с зеленым, желтый цвет – возле синего.

КРАСНЫЙ (1) = ЖЕЛТЫЙ (2)+ СИНИЙ (3) = ЗЕЛЕНЫЙ

ЖЕЛТЫЙ (2)= СИНИЙ (3) + КРАСНЫЙ (1) = ФИОЛЕТОВЫЙ

СИНИЙ (3) = КРАСНЫЙ (1) + ЖЕЛТЫЙ (2) = ОРАНЖЕВЫЙ

Слайды 12

А вот на картинах пуантилиста Поля Синьяка (1863-1935) мозаика точечных мазков приобретает энергию, отличную от замедленного ритма живописных изображений Сера. Мазки то сближены, то чуть удалены друг от друга, создавая эффект цветовой массы, которая словно рождается на глазах у зрителя. И картины просто завораживают своей красотой и необыкновенностью.

IV. Закрепление материала.

Слайд 13-16

С каким направлением в живописи мы познакомились?

Назовите художников неоимпрессионистов?

Что означает приставка НЕО?

Каким способом художники пуантилисты наносят краски на лист?

V. Переход к практической работе. Эмоциональный настрой:

Как балерина на пуантах
Танцует кисть по полотну
Цвета, звучащие бельканто
Совьют мелодию одну.
И мозаичная картинка
Вдруг соберется воедино.

И в Сен – Тропез, как из тумана
Возникнет парусник в порту
И лик печальной арльской дамы
И порт в Марселе, и Сосну
Увидим словно через призму.

Так в технике пуантилизма
Творил Синьяк и Жорж Сёра
И мы сподвинимся сегодня
На пробу своего пера!

VI. Практическая работа:

Выполнить работу на освоение нового метода живописи – нарисовать жанр пейзажа в технике ПУАТИЛИЗМА.

VII. Физ. Минутка. Упражнения для рук:

1.Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.

2.Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.

VIII. Подведение итогов – зачитывают свои мнения.

Выставка и анализ детских работ.

IX. Рефлексия.

Я предлагаю вам на выбор закончить одно из двух, или кто желает, может закончить два предложения.

  • Мне удалось на уроке…
  • Меня больше всего заинтересовало…
  • Я оцениваю свою работу на уроке…

Я предлагаю вам оценить свое участие на уроке, выставив себе отметку, если отметка объективная я поставлю ее в журнал, если нет – то выставлю две отметки и объясню почему

X. Домашнее задание.

Слайд 17

Знания о цвете и свете в природе Жоржа Сёра основываются на открытиях Исаака Ньютона. Выясните, какой восьмой цвет в радуге является ошибочным открытием Исаака Ньютона?

Презентация



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского)

В методической разработке урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС ...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: «Посуда у тебя дома» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностны...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского)

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...