Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Кузнецова Надежда Викторовна

 Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, об эмблемах в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема сценария урока:                                    

автор Кузнецова Надежда Викторовна

Учитель изобразительного искусства

ГБОУ Гимназии №1516 г. Москвы,  ВОУО

Средняя школа 5 класс

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Цель: сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, об эмблемах в современном обществе.

Ожидаемый учебный результат:

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба или эмблемы.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

Приобретать опыт использования полученных знаний в самостоятельной, практической  работе.

 Развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Продолжительность:  (2 урока)

Ход урока:

  1. Включение учащихся в учебную деятельность, проблематизация темы урока (2 мин.).

Просмотр цветных рисунков и фото и презентации (12-15 мин.) (http://www.zavuch.info/methodlib/172/62513/) отличительных знаков в современном обществе (таблички-эмблемы школьных кабинетов; эмблемы фирм, магазинов; гербы городов России, геральдические и негеральдические фигуры, значения условных обозначений, символическое значение цвета, элементы герба) – http://www.geraldic.taba.ru/. Обратиться к истории, к истокам развития искусства, а впоследствии появления науки – геральдики. Входе беседы, донести до сознания учащихся сущность герба как отличительного знака человека (своеобразного шифра человеческих качеств), города или государства (каждая фигура и цвет на гербе наделены особым смыслом - учебник стр.134-138 М. Просвещение).

  1. Этап «первичное закрепление знаний»

Работа с классом (3-4 мин.). Ответы на вопросы  учебник -  Школа Неменского «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская. Стр. 139 (с 1 по 4 вопрос).

  1. Этап отработка навыков или применение изученного:

Практическое выполнение творческой работы (15 мин.).

На первом уроке учащиеся продумывают эскиз эмблемы, герба и выполняют композиционный рисунок, предельно упрощая формы.

На втором уроке, включая в работу цвет, стремятся к цветовой согласованности.

Вариативность решения темы:

  • На материале западноевропейского Средневековья (эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов);
  • На материале современности (эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы, герб районов Москвы,  свой собственный герб).
  • В рабочей тетради на стр. 26 придумать и нарисовать герб, включив в него предметы, «говорящие» о характере, увлечений его владельца.
  • Разгадать кроссворд по теме «геральдика»  рабочая тетрадь стр. 27

  1. Обратная связь и рефлексия.

Учащиеся заполняют оценочные листы  (3 мин.)(см. задание 2).

 Задание 2. Необходимо заполнить оценочные листы, в которых учащиеся обводят кружочек:

  • Красный с улыбкой          –  у меня всё получилось, я доволен
  • Синий           – не всё задуманное получилось,

Жёлтый –       мне мало что удалось, я не доволен результатом.

 Учитель вывешивает работы детей и проводит анализ творческих работ (4 мин) с точки зрения следующих критериев:

  • Декоративность и содержательность
  • Условная выразительность
  • Оригинальность решения творческого задания

Отобрать лучшие работы для выставки и создания эмблем школьных кабинетов.

  1. Применение изученного материала. Домашнее задание (2 мин.):
  • Подготовить по желанию презентацию по теме «гербы и эмблемы», просмотр на втором уроке;
  •  Вместе с родными, составить герб своей семьи (нарисовать от руки или с помощью графических редакторов) просмотр на втором уроке.

Возможные варианты организации занятия: проведение урока в классе информатики, с теми же предложенными выше заданиями, только рисовать в графических редакторах, изученных учащимися (COREL DRAW, PAINT, ARTRAGE   и др.)

Методические рекомендации: Возможно применение различных художественных материалов (гуашь, фломастеры, или акварель – выполняется фон щитов, а негеральдические фигуры вырезать из журналов и наклеиваются в технике аппликации).  В процессе выполнения задания используется учебник.  Предложить учащимся, «прочесть» гербы (3-4) т.е. понять смысл, который выражает изображение, цвет.

Информационно-технологические материалы (использование ЦОР и ЭОР)

                   http://seninvg07.narod.ru/izo.htm

                   http://www.geraldic.taba.ru/

                   http://www.excurs.ru

                   http://ru.wikipedia.org

                   http://geraldsch40.narod.ru

                   http://www.zavuch.info/methodlib/172/62513/

Учебные и методические материалы по изобразительному искусству. Школа Неменского «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...

Урок изобразительного искусства на тему "Фигура человека в движении", проведенного в 6 классе

Материал содержит план -конспект урока изобразительного искусства ,прведенного в 6 классе, на тему "Фигура человека в движении"....

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса .

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса по программе Б.М. Неменского. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС) по программе Б. М.Неменского

Рабочая программа разработана по ФГОС  для работы с учащимися 5 классов, по программе Б.М.Неменского...

Схема сценария урока по изобразительному искусству. 6 класс.Городской пейзаж

Тема урока (III триместра): Городской пейзаж.  Москва – мост из прошлого в будущее.Ожидаемый учебный результат:- приобретение навыков выполнения городского пейзажа в графике, создавая о...

Урок по изобразительному искусству на тему: «Современное выставочное искусство»

Цель: сформировать у школьников представление о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи материала, формы и содержания, о новом понимании красоты современными художн...

Урок по изобразительному искусству на тему: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие».

Ознакомление учащихся с искусством гжели,  истоками и совре­менным развитием промысла, особенностями гжельской росписи, гжельской керамической  продукцией её многообразием....