программа дополнительного образования "Основы музейного дела"
рабочая программа по истории (6 класс)
Направленность: туристско-краеведческая.
Уровень программы: ознакомительный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_muzeynogo_dela.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Направленность: туристско-краеведческая.
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность программы:
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка - психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Программа дополнительного образования детей «Основы музейного дела» - это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Данная программа предполагает изучение внеурочного материала по истории Отчества, учитывая особые образовательные потребности детей с разной степенью нарушений развития, позволяет обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации данной программы, позволяют ребенку не только получить ответы, но и самому познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Адресат программы – программа предназначена для обучающихся по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Курс «Основы музейного дела» - практический, основная его цель –Особенность данного курса в том, что занятия с учащимися проводятся на базе школьного музея.
Возраст обучающихся по программе: 11-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 34 часа
Принцип комплектования групп - свободный. Для обучающихся по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 11-14 лет
Форма обучения – очная.
Методы обучения:
• объяснительно-иллюстративные,
• частично-поисковые (вариативные задания),
• творческие, практические.
Форма занятий - групповые. Виды занятий – теоретические, практические
Цель и задачи программы
Согласно заключениям ЦПМПК всем обучающимся данной категории рекомендовано формирование всех компонентов речи, формирование математических представлений, расширение знаний об окружающем мире, практических и учебных навыков. Опираясь на заключения, были поставлены следующие цель и задачи:
Цель программы:
Целью реализации программы является создание условий для индивидуально-личностного развития и раскрытие познавательных способностей ребенка с ОВЗ через внеурочную деятельность, дать учащимся навыки музейной (фондовой, экспозиционной и экскурсионной) работы.
Задачи программы:
Коррекционные:
• Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
• Формирование общедеятельностных умений и навыков: ориентировки в задании, планирования предстоящей деятельности, осуществления ее в соответствии с наглядным образцом и/или словесными указаниями учителя, самоконтроля и самооценки.
• Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
Образовательные:
• формирование устойчивого интереса школьника к изучению истории Отечества и других естественных наук;
• ознакомление учащегося с представлением о музейной культуре, являющимся достоянием всего человечества;
• ознакомление учащегося с работой музейного работника: реставратора, хранителя, экскурсовода;
• умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• способствовать профориентации учащихся.
Воспитательные:
• способствовать формированию у ребенка коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, интереса к краеведческой работе;
• воспитывать любовь к народным традициям;
• воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность);
• формировать чувство самоконтроля.
Развивающие:
• побуждать и поддерживать стремление ребенка с ОВЗ к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями;
• развивать творческие способности обучающихся;
• содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, речи;
• создавать условия для развития творческих способностей учащегося, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
1.2. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
• развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории Отечества методами искусства и естественных наук;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
• приобретение учащимися социальных знаний переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
• формирование мотивации дальнейшего изучения истории Отечества.
Предметные результаты
• получение исторических и краеведческих знаний и умений школьниками;
• повышение интереса к занятиям во внеклассное время, чтение дополнительной литературы,
• активное участие в общественно-полезной работе;
• получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
• приобретение практических навыков работы с интернет-ресурсами.
Раздел 2.
Содержание программы
2.1 Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Темы занятий | Виды деятельности | Кол-во часов |
1. | Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе. | Социальные функции музея, принципы работы. Основные направления деятельности школьного музея | 1 |
2. | Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | Заочное знакомство фондами школьных музеев страны | 4 |
3. | Поисково – исследовательская работа. | Организация поисково-исследовательской деятельности по темам экспозиций школьного музея | 8 |
4. | Учёт и хранение фондов. | Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с инвентарной книгой | 7 |
5. | Экспозиционная работа. | Сбор и систематизация материалов по экспозициям школьного музея | 8 |
6 | Подготовка и проведение музейной экскурсии. | Разработка и проведение экскурсии по теме «Герои Советского Союза - жители Бабушкинского района» (оформление материала, подготовка рассказа) | 6 |
Итого | 34 |
2.2. Содержание программы
п/п | Наименование раздела, темы | Форма проведения | Содержание. Теория. Практика. | Формы контроля | |||
Вводное занятие: Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе | Беседа | Организационное занятие. Знакомство с планом работы. | Входная диагностика | ||||
«Я поведу тебя в музей…» | Обзорная экскурсия по школьному музею «Я поведу тебя в музей…» | Прослушивание, анализ, выполнение записей. Знакомство с нормативно-правовой базой музея. | Индивидуальный опрос | ||||
Музей - хранилище исторических источников. | Интерактивная программа | Интерактивная программа «По музейным дорожкам» (знакомство с основными экспонатами музея в игровой форме) | Творческий отчет | ||||
История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея | Творческая лаборатория | Интервью, беседа, анкетирование. Подготовка к беседе. | Творческий отчет | ||||
История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея | Творческая лаборатория | Рассказы о людях –участниках знаменательных событий. | Опрос, составление вопросов. | ||||
Сбор и систематизация материала | Практикум | Работа в группах по составление вопросов интервью. | Творческий отчет | ||||
Сбор и систематизация материала | Практикум | Интервьюирование друг друга, составление плана описания экспонатов. | Творческий отчет | ||||
Что такое архив | Экскурсия в школьный архив | Работа в архиве школы. Рассматривание и анализ описания архивных карточек | Составление рассказа «Архив моей семьи» | ||||
О чем рассказывают собранные материалы? | Творческая лаборатория | Работа с архивом школьного музея. Рассматривание фото, фоно картотеки, рассматривание этикеток и карточек в картотеке. Усвоение правил оформления карточек и этикеток | Оформления карточек и этикеток | ||||
Музейная коллекция | Практикум | Практическая работа по правилам оформления инвентарной книги. | Творческий отчет | ||||
Музейная коллекция | Практикум | Реставрация, обновление экспонатов. | Творческий отчет | ||||
Практическая работа по систематизации материала в школьном музее | Практикум | Составление презентаций по темам | Творческий отчет | ||||
Я - архивариус | Практикум | Изготовление и наклеивание этикеток, оформление инвентарной книги, оцифровка материалов | Творческий отчет | ||||
Все экскурсии ведет человек - …экскурсовод | Экскурсия | Экскурсии в московские музеи. | Творческий отчет | ||||
Все экскурсии ведет человек - …экскурсовод | Практикум | Мастер класс по проведению экскурсии по школьному музею активом музея | Экскурсия | ||||
Искусство экспозиции. Экспозиция и выставка. | Теоретическое занятие с элементами виртуальной экскурсии | Знакомство с экспозициями и выставками (виртуальная экскурсия). Участие в работе по созданию экспозиции, выставки. | Подготовка визитной карточки школьного музея | ||||
Искусство экспозиции. Экспозиция и выставка. | Теоретическое занятие с элементами виртуальной экскурсии | Знакомство с экспозициями и выставками (виртуальная экскурсия). Участие в работе по созданию экспозиции, выставки. | Презентация музейной экспозиции | ||||
Основные этапы подготовки музейной экскурсии | Практикум с элементами теории | Составление маршрута экскурсии; извлечение необходимой информации из различных источников; ориентировка в экспозиционно -выставочном пространстве | Музейный маршрут | ||||
История одной вещи (анализ экспонатов) | Теоретическое занятие | Упражнения по определению значения музейного предмета, его содержания, возможностей экспонирования | Опрос, творческий отчет | ||||
История одной вещи (анализ экспонатов) | Практическое занятие | Упражнения по определению значения музейного предмета, его содержания, возможностей экспонирования | Опрос, творческий отчет | ||||
Составление плана экскурсии | Теоретическое занятие | Составление плана экскурсии. Написание плана конспекта текста сопровождающего экскурсию | Творческий отчет | ||||
Составление плана экскурсии | Практическое занятие | Подготовка и сдача учебной экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов | Творческий отчет | ||||
Я - экскурсовод | Практикум | Пробная экскурсия для обучающихся начальной школы | Экскурсия | ||||
Обзор виртуальных экскурсий по музеям мира | Виртуальное путешествие | Показ и анализ экспонатов, просмотр виртуальных экскурсий с последующим анализом | Творческий отчет | ||||
«Живая книга» | Встреча, интервьюирование | Встреча с ветеранами Вов, ветеранами локальных конфликтов, тружениками тыла, интересными людьми. Интервьюирование | Творческий отчет | ||||
«Живая книга» | Творческая мастерская | На основе интервью выполнить презентации, оформление выставки - экспозиции, посвященной защитникам Родины | Презентации, оформление выставки - экспозиции, посвященной защитникам Родины | ||||
Интерактивная программа «День сказок» (подготовка) | Групповая работа (групповой проект) | Каждой группе дается задание (в виде какого-либо предмета). Задача: описать предмет и включить его в действующие экспозиции в виде элемента экскурсии. Предметы: экспонаты музея. Поиск информации, составление описания предмета | Творческий отчет | ||||
Интерактивная программа «День сказок» (подготовка) | Работа над групповым проектом | Каждой группе дается задание (в виде какого-либо предмета). Задача: описать предмет и включить его в действующие экспозиции в виде элемента экскурсии. Предметы: экспонаты музея. Поиск информации, составление описания предмета | Творческий отчет | ||||
Интерактивна я программа «День сказок | Презентация проектов и проведение | Проведение Дня сказок | Презентация проектов | ||||
Участие в интерактивной краеведческой игре, посвященной годовщине Побед | Интерактивная игра | Прохождение маршрута, поиск информации, составление фотолетописи и репортажа | Творческий отчет | ||||
Участие кружка совместно с активом музея в городских конкурсах школьных музеев | Передвижная выставка, статьи на сайт школы | Оформление передвижной выставки, презентация, статьи на сайт школы | Творческий отчет | ||||
Создание мультимедийной презентации “Наш школьный музей” | Практикум | Создание мультимедийной презентации “Наш школьный музей” | Опрос, творческий отчет | ||||
Устный журнал «Музейная азбука от А до Я» или составление текста экскурсии и проведение самостоятельной экскурсии. | Практикум | Подведение итогов | Творческий отчет | ||||
Проведение традиционных городских музейных суббот | Практикум | Презентация проектов, проведение элементов экскурсии | Творческий отчет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеоло...
Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаем...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Музейное дело"
Программа "Музейное дело" для 2-5 классов, срок реализации 1 год....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело" 5 класс...
Программа кружка дополнительного образования "Музейное дело"
Представленная программа соотвествует требованиям организации дополнительного образования в условиях реализации ФГОС второго поколения....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело
Происхождение музея. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе....
Программа дополнительного образования "Музейное дело"
Для развития межкультурной толерантности в молодежной среде, распространения уважительного отношения к истории, духовному культурному наследию народов России, изучени...