Программа школьного музея "Музейное дело"
рабочая программа по краеведению

Черкасова Ангелина Витальевна

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая   программа "Музейное дело" предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу в рамках учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynoe_delo_ktp.docx46.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» г.Сафоново Смоленской области

(МБОУ «СОШ № 9» г.Сафоново)

215500 Смоленская область,г.Сафоново, ул. Строителей, д.22

тел.8(48142)4-34-49,  e-mail: school_9safonovo@mail.ru, официальный сайт: www.saf-schooll9.ucoz.ru

ОКПО 25768328, ОГРН 1026700947811ИНН 6726002827, КПП 672601001

   

«Рассмотрено»

ШМО кл. руководителей

_____/А.П. Фролова

Протокол № 1 от

27.08.2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР

_________/А.П.Фролова

28.08.2019 г.

Утверждено

на заседании педагогического совета школы

протокол № 1

от30.08.2019 г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ«СОШ №9»

_______/ Л.В.Тимашкова

Приказ № 248

 от 30.08.2019 г.

                   

                                                                             

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности

 «Музейное дело»  

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 1 года

 Учитель:

Черкасова Ангелина Витальевна,

учитель истории и обществознания

 

 г. Сафоново, 2019

Пояснительная записка

        Рабочая программа  школьного кружка «Музейное дело»  составлена на основе:

Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- Основной образовательной программы основного общего образования;

- программы дополнительного образования «Музейное дело»  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через  кружковую работу  «Музейное дело»  в рамках учебно-воспитательного процесса .

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории, культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.

Музейная комната  – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.  

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего города

Актуальность программы.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 72 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю  по 45мин. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.

Количество обучающихся в группе: 10 человек

Цель:

- создание  оптимальных условий  для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:  

- активизировать познавательную  и исследовательскую деятельность учащихся

- развивать  творческие способности

- приобщать  школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать  чувства любви к родному краю

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм

- привлечь  внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края

- формировать  и пополнять музейные коллекции, обеспечивать  сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.  

Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории родного края.

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Содержание программы

Введение 

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах  

         

Происхождение музея. Музейный предмет и способы его изучения

          Происхождение музея. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

         Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  

        Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила оформления текстов для музейной экспозиции

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Экспозиция школьного музея  

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно - художественного решения, их обсуждение.

Работа с аудиторией

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

Изучение истории школьного музея

           Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея:  воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.  Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Историческое краеведение

          Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с участниками войны и ее очевидцами, запись их воспоминаний; встречи с интересными людьми.

Проведение проектно-исследовательских работ

      Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам исследований.

Подведение итогов

         Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

Формы организации учебных занятий.

По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.

По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами  беседы, рассказ, практикум, исследование, проект,  презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.  

По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Основные виды деятельности:  познавательная, исследовательская.

 

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

кол-во

часов

Теория

Практ.

Форма аттестации, контроля

Введение

1

1

1

Происхождение музея. Музейный предмет и способы его изучения

5

4

1

2

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  

5

4

1

5

Экспозиция школьного музея  

8

6

2

6

Работа с аудиторией

10

6

4

Экскурсия

7

Изучение истории школьного музея

10

5

5

8

Историческое краеведение

14

5

9

9

Проведение проектно-исследовательских работ                

14

5

9

10

Подведение итогов

5

5

Фотоальбом

ВСЕГО:

72

36

36

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма занятия

Дата план.

Дата факт.

1

Введение.

1

беседа

03.09

03.09

2

Происхождение музея. Профили и типы музеев.

1

презентация

03.09

03.09

3

Понятия: музейный предмет. Классификация и способы изучения музейных предметов

1

лекция с элементами беседы

10.09

10.09

4

Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний

1

беседа

10.09

10.09

5

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

1

беседа

17.09

17.09

6

Работа с первоисточниками; каталогами; знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний

1

беседа

практикум

17.09

17.09

7

Фонды школьного музея и их значение.

1

лекция с элементами беседы

24.09

24.09

8

Комплектование музейных фондов.

1

беседа

24.09

24.09

9

Учёт и хранение музейных фондов. Правила оформления текстов для музейной экспозиции

1

лекция с элементами беседы

01.10

01.10

10

Составление тематико-экспозиционного плана.

1

практикум

01.10

01.10

11

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс.

1

презентация

08.10

08.10

12

Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций.

1

беседа

08.10

08.10

13

Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.

1

лекция с элементами беседы

15.10

15.10

14

Основные приёмы экспонирования музейных предметов

1

лекция

15.10

15.10

15

Экспозиционное оборудование

1

лекция

22.10

22.10

16

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления

1

беседа

22.10

22.10

17

Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций

1

практикум

29.10

29.10

18

Подготовка концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения

1

практикум

29.10

29.10

19

Понятие: аудитория школьного музея. Формы работы с аудиторией. 

1

лекция с элементами беседы

05.11

05.11

20

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Ее виды

1

лекция

05.11

05.11

21

Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки.

1

беседа

12.11

12.11

22

Приёмы подготовки экскурсии. Подготовка текстов

1

лекция

12.11

12.11

23

Работа экскурсовода.

1

лекция

19.11

19.11

24

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

1

беседа

19.11

19.11

25

Составление текста обзорной и тематической экскурсий,

1

практикум

26.11

26.11

26

Подготовка экскурсоводов

1

практикум

26.11

26.11

27

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме

1

практикум

03.12

03.12

28

Экскурсия по г. Сафоново

1

практикум

03.12

03.12

29

Школьный музей как источник изучения родного края.

1

беседа

10.12

10.12

30

История создания школьного музея

1

лекция

10.12

10.12

31

Профиль музея

1

лекция

17.12

17.12

32

Фонды и экспозиции школьного музея.

1

беседа

17.12

17.12

33

Направления работы школьного музея,

1

        беседа

24.12.

24.12.

34-38

Поиск документов по истории школы

5

практикум

24.12

14.01

14.01

21.01

21.01

24.12

14.01

14.01

21.01

21.01

39

Историческое краеведение как наука.

1

лекция

28.01

28.01

40

Объекты изучения.

1

лекция

28.01

28.01

41

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

практикум

04.02

04.02

42

Порядок ведения дневника исторических событий.

1

практикум

04.02

04.02

43

Изучение родного края.

1

лекция

11.02

11.02

44

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

1

беседа

11.02

11.02

45

Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее.

1

практикум

18.02

18.02

46-47

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

2

практикум

18.02

25.02

18.02

25.02

48

 Фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов.

1

практикум

25.02

25.02

49-51

Происхождение названий улиц города.

3

практикум

03.03

03.03

10.03

03.03

03.03

10.03

52-53

Подготовка пособий и материалов для школьного музея.

2

практикум

10.03

17.03

10.03

17.03

54

Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов

1

беседа

17.03

17.03

55-56

Переписка, связанная с поисками материалов

2

беседа

24.03

24.03

24.03

24.03

57

Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах.

1

беседа

31.03

31.03

58

Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин.

1

беседа

31.03

31.03

59-67

Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов.

9

Комбинированное занятие

07.04

07.04

14.04

14.04

21.04

21.04

28.04

28.04

12.05

07.04

07.04

14.04

14.04

21.04

21.04

28.04

28.04

12.05

68-72

Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом.

5

практикум

12.05

19.05

19.05

26.05

26.05

12.05

19.05

19.05

26.05

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по слесарному делу 4-9 кл.

Рабочая программа по слесарному делу для обучающихся с ОВЗ составленна на основе программыдля специальных коррекционных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой с учетом требований Федеральног...

пояснительная записка к рабочей программе по швейному делу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА учебно-тематическому плану по «Трудовое обучение» профиль «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» (5-9 классы)...

Программа по швейному делу для 10-11 классов(девочки) профессиональной школы.

Эта программа была разработана для учащихся 10-11 классов . Она давала возможность девочкам по окончании школы получить профессию на только аттестат но и профессиональные навыки швеи....

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты».

Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты»....

Рабочая программа по столярному делу 6 класс на основе образовательной программы коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по столярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 8 КЛАСС

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...