Программа школьного музея "Музейное дело"
рабочая программа по краеведению
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Музейное дело" предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу в рамках учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynoe_delo_ktp.docx | 46.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» г.Сафоново Смоленской области
(МБОУ «СОШ № 9» г.Сафоново)
215500 Смоленская область,г.Сафоново, ул. Строителей, д.22
тел.8(48142)4-34-49, e-mail: school_9safonovo@mail.ru, официальный сайт: www.saf-schooll9.ucoz.ru
ОКПО 25768328, ОГРН 1026700947811ИНН 6726002827, КПП 672601001
«Рассмотрено» ШМО кл. руководителей _____/А.П. Фролова Протокол № 1 от 27.08.2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по ВР _________/А.П.Фролова 28.08.2019 г. | Утверждено на заседании педагогического совета школы протокол № 1 от30.08.2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ«СОШ №9» _______/ Л.В.Тимашкова Приказ № 248 от 30.08.2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности
«Музейное дело»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 1 года
Учитель:
Черкасова Ангелина Витальевна,
учитель истории и обществознания
г. Сафоново, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования;
- программы дополнительного образования «Музейное дело» и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса .
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории, культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.
Музейная комната – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего города
Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 72 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45мин. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.
Количество обучающихся в группе: 10 человек
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся
- развивать творческие способности
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории родного края.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
Содержание программы
Введение
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Происхождение музея. Музейный предмет и способы его изучения
Происхождение музея. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Экспозиция школьного музея
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно - художественного решения, их обсуждение.
Работа с аудиторией
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
Изучение истории школьного музея
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Историческое краеведение
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с участниками войны и ее очевидцами, запись их воспоминаний; встречи с интересными людьми.
Проведение проектно-исследовательских работ
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам исследований.
Подведение итогов
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего кол-во часов | Теория | Практ. | Форма аттестации, контроля |
Введение | 1 | 1 | |||
1 | Происхождение музея. Музейный предмет и способы его изучения | 5 | 4 | 1 | |
2 | Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы | 5 | 4 | 1 | |
5 | Экспозиция школьного музея | 8 | 6 | 2 | |
6 | Работа с аудиторией | 10 | 6 | 4 | Экскурсия |
7 | Изучение истории школьного музея | 10 | 5 | 5 | |
8 | Историческое краеведение | 14 | 5 | 9 | |
9 | Проведение проектно-исследовательских работ | 14 | 5 | 9 | |
10 | Подведение итогов | 5 | 5 | Фотоальбом | |
ВСЕГО: | 72 | 36 | 36 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Форма занятия | Дата план. | Дата факт. |
1 | Введение. | 1 | беседа | 03.09 | 03.09 |
2 | Происхождение музея. Профили и типы музеев. | 1 | презентация | 03.09 | 03.09 |
3 | Понятия: музейный предмет. Классификация и способы изучения музейных предметов | 1 | лекция с элементами беседы | 10.09 | 10.09 |
4 | Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний | 1 | беседа | 10.09 | 10.09 |
5 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. | 1 | беседа | 17.09 | 17.09 |
6 | Работа с первоисточниками; каталогами; знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний | 1 | беседа практикум | 17.09 | 17.09 |
7 | Фонды школьного музея и их значение. | 1 | лекция с элементами беседы | 24.09 | 24.09 |
8 | Комплектование музейных фондов. | 1 | беседа | 24.09 | 24.09 |
9 | Учёт и хранение музейных фондов. Правила оформления текстов для музейной экспозиции | 1 | лекция с элементами беседы | 01.10 | 01.10 |
10 | Составление тематико-экспозиционного плана. | 1 | практикум | 01.10 | 01.10 |
11 | Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. | 1 | презентация | 08.10 | 08.10 |
12 | Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. | 1 | беседа | 08.10 | 08.10 |
13 | Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. | 1 | лекция с элементами беседы | 15.10 | 15.10 |
14 | Основные приёмы экспонирования музейных предметов | 1 | лекция | 15.10 | 15.10 |
15 | Экспозиционное оборудование | 1 | лекция | 22.10 | 22.10 |
16 | Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления | 1 | беседа | 22.10 | 22.10 |
17 | Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций | 1 | практикум | 29.10 | 29.10 |
18 | Подготовка концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения | 1 | практикум | 29.10 | 29.10 |
19 | Понятие: аудитория школьного музея. Формы работы с аудиторией. | 1 | лекция с элементами беседы | 05.11 | 05.11 |
20 | Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Ее виды | 1 | лекция | 05.11 | 05.11 |
21 | Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки. | 1 | беседа | 12.11 | 12.11 |
22 | Приёмы подготовки экскурсии. Подготовка текстов | 1 | лекция | 12.11 | 12.11 |
23 | Работа экскурсовода. | 1 | лекция | 19.11 | 19.11 |
24 | Как вести занятия по экспозициям школьного музея | 1 | беседа | 19.11 | 19.11 |
25 | Составление текста обзорной и тематической экскурсий, | 1 | практикум | 26.11 | 26.11 |
26 | Подготовка экскурсоводов | 1 | практикум | 26.11 | 26.11 |
27 | Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме | 1 | практикум | 03.12 | 03.12 |
28 | Экскурсия по г. Сафоново | 1 | практикум | 03.12 | 03.12 |
29 | Школьный музей как источник изучения родного края. | 1 | беседа | 10.12 | 10.12 |
30 | История создания школьного музея | 1 | лекция | 10.12 | 10.12 |
31 | Профиль музея | 1 | лекция | 17.12 | 17.12 |
32 | Фонды и экспозиции школьного музея. | 1 | беседа | 17.12 | 17.12 |
33 | Направления работы школьного музея, | 1 | беседа | 24.12. | 24.12. |
34-38 | Поиск документов по истории школы | 5 | практикум | 24.12 14.01 14.01 21.01 21.01 | 24.12 14.01 14.01 21.01 21.01 |
39 | Историческое краеведение как наука. | 1 | лекция | 28.01 | 28.01 |
40 | Объекты изучения. | 1 | лекция | 28.01 | 28.01 |
41 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | практикум | 04.02 | 04.02 |
42 | Порядок ведения дневника исторических событий. | 1 | практикум | 04.02 | 04.02 |
43 | Изучение родного края. | 1 | лекция | 11.02 | 11.02 |
44 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | 1 | беседа | 11.02 | 11.02 |
45 | Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. | 1 | практикум | 18.02 | 18.02 |
46-47 | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. | 2 | практикум | 18.02 25.02 | 18.02 25.02 |
48 | Фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов. | 1 | практикум | 25.02 | 25.02 |
49-51 | Происхождение названий улиц города. | 3 | практикум | 03.03 03.03 10.03 | 03.03 03.03 10.03 |
52-53 | Подготовка пособий и материалов для школьного музея. | 2 | практикум | 10.03 17.03 | 10.03 17.03 |
54 | Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов | 1 | беседа | 17.03 | 17.03 |
55-56 | Переписка, связанная с поисками материалов | 2 | беседа | 24.03 24.03 | 24.03 24.03 |
57 | Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. | 1 | беседа | 31.03 | 31.03 |
58 | Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин. | 1 | беседа | 31.03 | 31.03 |
59-67 | Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов. | 9 | Комбинированное занятие | 07.04 07.04 14.04 14.04 21.04 21.04 28.04 28.04 12.05 | 07.04 07.04 14.04 14.04 21.04 21.04 28.04 28.04 12.05 |
68-72 | Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. | 5 | практикум | 12.05 19.05 19.05 26.05 26.05 | 12.05 19.05 19.05 26.05 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по слесарному делу 4-9 кл.
Рабочая программа по слесарному делу для обучающихся с ОВЗ составленна на основе программыдля специальных коррекционных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой с учетом требований Федеральног...
пояснительная записка к рабочей программе по швейному делу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА учебно-тематическому плану по «Трудовое обучение» профиль «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» (5-9 классы)...
Программа по швейному делу для 10-11 классов(девочки) профессиональной школы.
Эта программа была разработана для учащихся 10-11 классов . Она давала возможность девочкам по окончании школы получить профессию на только аттестат но и профессиональные навыки швеи....
рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы
данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...
Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты».
Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты»....
Рабочая программа по столярному делу 6 класс на основе образовательной программы коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа по столярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 8 КЛАСС
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...