Программа кружка дополнительного образования "Музейное дело"
рабочая программа (10 класс)

Десятникова  Марина Александровна

 Представленная программа соотвествует требованиям организации дополнительного образования в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_muzeynoe_delo_2019.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лаишевская средняя школа»

433306 г. Ульяновск, с. Лаишевка, ул. Школьная, д.1А

Рассмотрено на заседании                       Утверждаю

Педагогического совета                           Директор МБОУ«Лаишевская СШ»

МБОУ «Лаишевская СШ»                       _____________  Е.С.Зацепина

Протокол №                                              Приказ____ «____» ______________

От «___»   _______  2019г

Программа по дополнительному образованию

 «Музейное дело»

__16-17 лет_____ (возраст)

Срок реализации программы ___1 год______

Разработчик программы:

  Десятникова Марина Александровна, учитель истории, руководитель школьного комплексно-краеведческого музея

Ульяновск, 2019

Пояснительная записка к программе кружка «Музейное дело»

Направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая.

По отношению к программам общего образования дополняет  знания обучающихся по вспомогательным историческим дисциплинам,  историческому краеведению, музееведению.

Актуальность программы – обусловлена реализацией историко-культурного стандарта в образовательном процессе основного общего и среднего общего образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Изучение музейного дела и краеведения способствует формированию этих качеств у современных подростков.

Отличительные особенности программы:

 - основные идеи программы: в условиях партнерского общения обучающихся и педагога, увлеченных общим социально значимым делом, открываются реальные возможности для самоопределения, самоутверждения, самореализации подростков;

- соответствие программы социальному заказу общества, государства: формирование устойчивого интереса к истории страны, региона, воспитание гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к культурному и историческому наследию – важный воспитательный аспект программы; соответствие ценностям воспитательной системы школы, учета сложившихся традиций и системы работы  школьного комплексно-краеведческого музея «История села Лаишевки»;

- новизна программы заключается в реализации принципа преемственности технологий урочной и внеурочной деятельности;

- инновационность программы заключается в реализации принципа продуктивности: дети и взрослые в процессе совместной деятельности производят совместный продукт: новые экспозиции, материалы экскурсий, исследования, проекты, систематизированные музейные материалы и т.п.;

Адресат программы - программа кружка ориентирована на работу с обучающимися 8-11 классов, проявляющих интерес к изучению истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения, музееведения.

Объем и срок освоения программы – 35 учебных часов  на 1 год.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса —  сформирована в группа обучающихся 8-11 классов.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – 35 учебных часов в год  раз в неделю, по 40 минут.

Уровень реализуемой программы – базовый.

Цель программы: создание условий постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирования у учащихся осознанной активной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому Родины, родного края, развитие исторического мышления на основе осуществления музейной деятельности, использования возможностей музейной среды, музейной педагогики.

-        Воспитательные (личностные) - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; формировать уважительное отношения к истории страны, малой родины, к памятникам прошлого, артефактам; формировать ценностное отношения к культурному наследию предков.

-         Развивающие (метапредметные) – обеспечить условия осуществления разносторонней музейной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов, социального опыта; развивать навыки поисковой, исследовательской, проектной, экспозиционной, экскурсоводческой, общественно-значимой деятельности учащихся; формировать научные и профессиональные интересы.

-        Образовательные (предметные) – формировать музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии; расширить представления учащихся об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей.

Содержание программы кружка «Музейное дело»

Вводная занятие. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов. Информация о технике безопасности  при  участии в краеведческих исследованиях.

Тема 1.  Музейная экспозиция. Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев Школьный музей. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

Тема 2. Основы работы с фондами. Фонды музея и их значение. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация  выставок. Акты приёма и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов.

Тема 3. Классификация музейных предметов.  Структура фондов. Основной фонд и научно-вспомогательный фонд. Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

 Тема 4. Музейная терминология.   Нормативная база. Паспорт музея. Экспонат. Экспозиция. Фонды музея. Этикетка экспоната. Экскурсия. Тематико-экспозиционный план. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

 Практическое занятие: встреча с работником краеведческого музея и составление тематико-экспозиционного плана.

 Тема 5. История музейного дела в России.  Коллекционирование древностей. Первые музеи в России. Петр 1 и его Кунсткамера. Частные собрания.  Музеи советской эпохи. Новые возможности музея.

  Тема 6. Краеведение и школьные музеи. Историческое краеведение как наука.  Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения.   Фонды и экспозиция школьного музея.

 Тема 7.Школьные музеи в системе образования. Основные признаки школьного музея. Учетная документация школьного музея.  Роль и место музея в образовательном учреждении. Паспорт школьного музея.

  Тема 8. Нормативная база и паспорт школьного  музея.   Положение о школьном музее и музейной комнате.Паспорт школьного музея. Книга поступлений. Основной, научно-вспомогательный, обменный и дублетный фонды.

Практическое занятие: встреча с работником Областного краеведческого музея

 Тема 9. Работа экскурсовода. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией.

  Тема 10. Как вести занятия по экспозициям школьного музея. Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

 Тема 11.История родного села в документах.  Классификация письменных исторических источников. Основные правила работы с письменными историческими источниками.

 Тема 12.Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц сёл Лаишевки, Подгородной Каменки и Протопоповки. Знакомство с памятными местами родных сёл и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

 Тема 13. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Школа в годы  Великой Отечественной войн. Ученики школы –герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов российских воинов. Встречи с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка временных выставок.

 Тема 14. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания,работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

 Тема 15. .Изучение  истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.  Выпускники школы. Поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).  

Практическое занятие. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции Поисковая экспедиция по сбору предметов и документов музейного значения у местного населения. Знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Итоговое занятие.

                                                         Учебно-тематический план кружка

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

теоретические занятия

Практические занятия

1.

 Вводное занятие

1

1

2-3

Музейная экспозиция

2

1

1

4-5

Основы работы с фондами

2

1

1

6

Классификация музейных предметов

1

1

 7

Музейная терминология

1

1

8

Практическое занятие. Встреча с работником  краеведческого музея

1

1

9-10

История музейного дела в России

2

2

11-12

Краеведение и школьные музеи

2

1

1

13

Школьные музеи в системе образования

1

1

14

Нормативная база и паспорт школьного  музея

1

1

15

Встреча с работником Областного краеведческого музея

1

1

16

Работа экскурсовода

1

1

17-19

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

3

1

2

20-22

История родного села в документах

3

3

23-24

Родной край сегодня, перспективы развития.

2

1

1

25-27

Военно-патриотическая работа

3

1

2

28-29

Записи историко-краеведческих наблюдений.

2

2

30-31

Практическое занятие. Беседа с очевидцами исторических событий и запись их воспоминаний.

2

2

32-33

Изучение истории школы.

2

1

1

34-35

Практическое занятие. Поисковая экспедиция по сбору предметов и документов музейного значения у местного населения

2

2

Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования, проектная деятельность, встречи с интересными людьми,  подготовка к участию в краеведческих конференциях, практические занятия.

                                     Планируемые результаты работы кружка

Формирование таких качеств школьников как:

  • любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
  • осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества;
  • социальная активность,
  • уважение других людей, умение вести конструктивный диалог,
  • достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. 

Когнитивный компонент:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, России как основополагающим ценностям;                                                      - активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории родного села, сотрудничеству со школьным музеем.                                                                 - формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.                                                                                                                     - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

Эмоциональный компонент:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;                          - проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.                                                                  - укрепиться  доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативный компонент:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;                                                                       - умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательный компонент:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;                                       - сформируются представление о музееведение как о науке;                                                                                        - усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;                                           - реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;                                        - сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.                                                                       - разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;                                                                                                                                                          - сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Календарный учебный график

Тема занятия

План

Факт проведения

1

 Вводное занятие

1

2-3

Музейная экспозиция

2

4-5

Основы работы с фондами

2

6

Классификация музейных предметов

1

7

Музейная терминология

1

8

Практическое занятие. Встреча с работником  краеведческого музея

1

9-10

История музейного дела в России

2

11-12

Краеведение и школьные музеи

2

13

Школьные музеи в системе образования

1

14

Нормативная база и паспорт школьного  музея

1

15

Встреча с работником Областного краеведческого музея

1

16

Работа экскурсовода

1

17-19

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

3

20-22

История родного села в документах

3

23-24

Родной край сегодня, перспективы развития.

2

25-27

Военно-патриотическая работа

3

28-29

Записи историко-краеведческих наблюдений.

2

30-31

Практическое занятие. Беседа с очевидцами исторических событий и запись их воспоминаний.

2

32-33

Изучение истории школы.

2

34-35

Практическое занятие. Поисковая экспедиция по сбору предметов и документов музейного значения у местного населения

2

Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение: занятия проходят в помещениях кабинета истории (56 кв.м) и школьного музея (16 кв.м).

 При организации занятий используются материалы основного и вспомогательного фондов музея.

            Фото-, видеоаппаратура , необходимая для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ; съёмок видеосюжетов, просмотра отснятых материалов.

Компьютерная и техника, программное обеспечение

Информационное обеспечение: справочная и краеведческая литература из школьной библиотеки и кабинета истории, сайты Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова, Ульяновского областного государственного архива Ульяновской области, Ульяновского государственного архива новейшей истории.

Кадровое обеспечение – руководителем кружка является учитель истории и обществозания высшей квалификационной категории, руководитель школьного комплексно-краеведческого музея «История села Лаишевки»  Десятникова М.А.

Формы аттестации:

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, свидетельствоа (сертификаты) о выступлениях на краеведческих конференциях и конкурсах, статьи в местной периодической печати и краеведческих сбрниках и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в научно-практических конференция, краеведческих олимпиадах и конкурсах.

Список литературы

Литература для учителя:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М: Просвещение, 2011.
  3. Примерные  программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией В. А. Горского, М: Просвещение, 2014.
  4. Блохинцев А.Н. И жизни след оставили своей…: [Очерки]/А.Н. Блохинцев. – Саратов: Поволж. Кн. Изд-во (Ульян. Отд-ние), 1985.
  5. Куклы в народных костюмах. ООО Де Агостини, Россия, вып. 2012-2013.
  6. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие/О.Ю. Стрелова, Е.Е.Вяземский. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2014. (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся).

Литература для обучающихся :

1. Альманах "Памятники Отечества" № 42 (7-8/1998.)

2. Аржанцев Б.В., Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска: (вторая половина XYII-начало XX вв.).- Ульяновск: Симбирская книга, 1994.

3. Барашков В.Ф. Русские говоры Ульяновской области. Ульяновск, 1977.

4. Барашков В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области.

5. Ульяновск, «Симбирская книга», 1994.

6. Симбирская-Ульяновская энциклопедия.- Ульяновск: "Симбирская книга", 2000.- том 1.-

397 с.

  1. Симбирск и его прошлое.- Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск: «Лаборатория Культурологи», 1993
  2. Аржанцев Б.И. Архитектурные образы Симбирска – Ульяновска /Б.И. Аржанцев. - Ульяновск, 2003.
  3. Народы России: науч.- поп. Изд./М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская и др.; Сост. Е.В. Широнина. – М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2012.

                                  Интернет-ресурсы

  • История: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
  • Путеводитель «В мире науки» для школьников:  http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
  • Сайт энциклопедий:  http://www.encyclopedia.ru/
  • Интернет – ресурсы:
  • 1.http://www.kvv.mv.ru›simbirsk
  • 2.http://www ulyanovsk73.narod.ru›history.htm
  • 3.http://www.ulgrad73.ru›istoriya-ulyanovska…simbirska/
  • 4.http://www.simbir-archeo.narod.ru›Russian/index.htm
  • 5.http://www.ru.wikipedia.org›wiki/
  • 6.http://www.ulmeria.ru›


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...

Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"

Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"  военно-патриотической направленности и  направлена на обученние подростков правилам  выполнения стрельб и обращению с оружием....

Программа кружка дополнительного образования

Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...

программа кружка дополнительного образования "Ритмика"

Программа кружка  «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на ос­нове корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...

Рабочая программа кружка дополнительного образования

Курс программы «Что  я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что  я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...

Программа кружка дополнительного образования "Радуга" (1-4 классы)

Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно...

Программа кружка дополнительного образования "Хоровое пение"

Программа дополнительного образования детей 7 – 17лет для общеобразовательной школы...