Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Ступак Галина Николаевна

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: "Патриотизм - чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества". Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен. По своему профилю музей МОУ Егорлыкской СОШ №1 является историко-краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx22.36 КБ
Файл programma_kruzhka.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  кружка  «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

Рабочая программа дополнительного образования составлена в соответствии со ст.26 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Федерального компонента государственного стандарта  общего образования, письма Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16, областного закона «Об образовании в Ростовской области» № 184-ЗС от 22.10.2004.

Программа групповых занятий «Музейное дело» составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

Автор  программы: Г.А. Кудрина.- М.: Просвещение, 2006г. «Положения о школьном музее», принятом на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 27.80.2008г.,                                                   Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры»,

«Федеральной программы развития образования»,

«Программы развития МОУ ЕСОШ №1»,                            «Устава МОУ ЕСОШ №1».

Программа рассчитана на 1 года,   возраст учащихся от 13 до 18 лет.                             Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю,                                                                                                                                                                       35 часов в год.

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен.

Целью моей программы является обобщение собственного опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся через музейную деятельность в условиях сельской Егорлыкской средней общеобразовательной школы.

   Музей является центром патриотического воспитания школьников. Еще он является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Основные задачи

Школьный музей призван способствовать формированию убеждённости у учащихся, русского патриотизма, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов и способностей, содействовать развитию общественно-политической, исследовательской работы, служить целями совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Жизнь идет вперед, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами. К этому следует добавить, что, когда уже музей создан, становятся видны «белые пятна», которые требуют к себе внимания, дополнительного поиска.

У поисково-исследовательской работы предела нет, как нет его в совершенствовании экспозиций. Здесь надо иметь в виду главное: поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно.

Обоснование программы:

  

Музей – одно из эффективных средств воспитания учащихся, он является хранителем истории родного края. Школа имеет определенный опыт работы по воспитанию детей, собран материал для школьного музея.

Работа в музее помогает активно поддерживать связь с общественностью.

 

Ожидаемые результаты:

 

 

1.     Расширение диапазона мероприятий для школьников.

2.     Сохранение и пополнение фондов музея.

3.      Создание условий для развития творческих способностей у учащихся

4.     Написание учащимися исследовательских работ

5.     Укрепление деятельности музея с учебным процессом в школе и военно – патриотическим воспитанием.

 

 

Формы организации работы

• лекции
• экскурсии
• консультации
• литературные и исторические гостиные
• киносеансы
• встречи с интересными людьми
• исторические игры, викторины
• проектная и исследовательская деятельность
• использование интернет – технологий
• создание видеопрезентаций
• посещение школьных музеев и музеев города и области
• оформление выставок, обновление экспозиций
• встречи с ветеранами войны

• поисковая деятельность и работа отряда «ПОИСК»

Прогнозируемые результаты:

1.  В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории нашей Малой Родины, Ростовской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2.  В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3.  В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

кружка «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

                                                                        «Благородство  школьного  музея,

                              Как  всегда  ни  фонда  и  ни  смет.

                                                            Пишут  дети,  ищут  чей – то  след,

                             Чтобы  не  ушло  ничто  в  забвенье»

 

   Цель  программы:

Создание оптимальных условий  для  учителей  и  учащихся  в  использовании  краеведения  при  обучении  и  воспитании  подрастающего  поколения 

   Задачи  программы:

 Формировать  у  школьников  исследовательские  навыки,  научное  мышление, организовывать  объединения  учащихся  на  принципах :  

  Чувство  гражданственности  и  патриотизма,  гордости  за  принадлежность  к  своей  нации,  гордости  за  свою  Родину;

  Чувство  личной ответственности  за  все  происходящее  в  окружающем мире,  потребность  быть деятельным  соучастником  во всех сферах жизни;

  Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;

  Способность  к  творчеству,  потребность  в углубленном  изучении  какой-либо  науки,  умение  самостоятельно  добывать  новые  знания;

  Физическое  совершенство;  умение избегать  всего,  что  может  вредить  здоровью,  адаптироваться  и  самостоятельно  выбирать  здоровый  образ  жизни. 

 

Описание  программы

        Центром  воспитательной работы является поисковая деятельность и школьный музей.  Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников  разных лет. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому не  только своей школы, но и Родины, т.к. судьба России, как в капле воды, отражается в истории школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения,  музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим,  ветеранам войны и труда.

 

В рамках программы  музей выполняет следующие функции:

 

  •  Поисковая и исследовательская работа  с учащимися;
  •  Проведение Вахт Памяти;
  •  Координаторская работа с общественными организациями;
  •  Организационное проведение общешкольных мероприятий,   объединяющих усилия учащихся и учителей;
  •  Встречи с ветеранами ВОВ, бывшими учителями и выпускниками школы;

         

        

Работа в музее

«История создания школы»

Цели:  Воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей школы; создавать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении  и воспитания подрастающего поколения.

Задачи:

  •       Воспитывать у школьников чувство патриотизма, гордости за свою школу, за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности по улучшению своей школы;
  •      Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, организовывать объединение учащихся на принципах самоуправления.
  •      Набор детей в клуб «Поиск»
  •      Распределение обязанностей
  •      Знакомство учащихся с историей создания школы
  •      Подготовка материалов для оформления музейного уголка
  •     Встречи и беседы учащихся с первыми учителями школы
  •      Выпуск материалов по результатам бесед с учителями
  •      Оформление материалов об учителях школы, находящихся на заслуженном отдыхе
  •     Оформление материалов о работающих учителях школы
  •    Оформление материалов о бывших выпускниках.
  •      Оформление уголка «Наши мамы – ученицы нашей школы»
  •      Встреча  с мамами – выпускницами нашей школы в музейном уголке, оформление выставки «Это могут наши мамы»
  •      Выпуск папок о выпускниках  «Ими гордится школа»
  •      Встречи с ветеранами войны
  •      Посещение районного музея
  •      Оформление материалов по итогам празднования Дня Победы

Работа в музее

«История создания станицы»

Цели: Привить любовь к своей малой Родине. Собрать материал о станице Егорлыкской

 Задачи:

  •      Воспитать патриотическое качество;
  •      Привить интерес к историческому прошлому своей станицы

 

     Создание краеведческой группы;

     Знакомство с темой и планом работы.

     Сбор материала о станице Егорлыкской

     Печатание текста;

     Закупка материала для оформления стенда.

     Оформление стендов;

     Поиск фотографий;

     Связь с районным музеем

     Сбор фотографий

     Встреча с жителями станицы  

     Связь со старожилами

     История открытия мемориальных  памятников

     Подведение итогов работы группы;

     Анализ работы.

 

Работа в музее

«Защитники отечества»

 

Цель: Продолжать знакомство с ветеранами ВОВ; знать их и помнить их     подвиги.

 

Задачи:

  • Увековечить память погибших солдат

     Необходимо с каждым ветераном индивидуально провести встречу, беседу;

     Попросить у каждого фото и интервью для музейного уголка;

     Воспитывать у себя такие качества характера, как доблесть и мужество.

  • Подготовка и проведение Вахты Памяти – октябрь, май

     Ознакомление учащихся с ветеранами ВОВ;

     Закупка материала для оформления уголка.

     Посещение на дому.

     Оформление уголка, работа с архивом

     Встреча с воинами ВОВ – участниками битвы под Москвой.

     История боевых наград.

     Оформление стенда

     Оформление альбома о воинах ВОВ.

     Проведение операции «Поздравь защитника»

     Тимуровский десант.

     Операция «Памятник»

     Акция «Поздравь ветерана»

Литература для учителя

  1. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
  2. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.
  3. Креин А. 3. Рождение музея. – М., Изд-во Советская Россия, 1969.
  4. “Школьные краеведческие викторины”. (В помощь учителю.)  - Тамбов, 1963.
  5. Богоявленский Г., Смирнова Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. – М., “Молодая гвардия”, 1965.
  6. 3аруцкий Б. А., Следников А. А., Солдатов И. М Олимпиады по краеведению (из опыта работы). – М., “Просвещение”, 1965.
  7. С.Н.Корсаков. Краеведение – комплексное воспитание человека.  (Из Интернета).
  8. Вопросы экскурсионной работы под ред. М.А. Казарина.- М., 1973.
  9. Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсии. – М., Профиздат, 1965.

Литература для детей

  1. Бушланов М.М «Сказание о Ленском» Ленск,1986
  2. Камкин А.В. «Истоки» М.,2002
  3. Новосёлов А.И. «Здесь начиналась Сибирь». Екатеринбург
  4. Архивные материалы  газеты «Известия – Тур».
  5. «Русская старина».Екатеринбург, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаем...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов,  количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе  учебного издан...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов,  количество учебных часов- 68, разработана на основе  уче...

Программа внеурочной деятельности "Давайте Делать Добро"

Программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности...