Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: "Патриотизм - чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества". Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен. По своему профилю музей МОУ Егорлыкской СОШ №1 является историко-краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 22.36 КБ |
programma_kruzhka.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
кружка «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
Рабочая программа дополнительного образования составлена в соответствии со ст.26 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письма Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16, областного закона «Об образовании в Ростовской области» № 184-ЗС от 22.10.2004.
Программа групповых занятий «Музейное дело» составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Автор программы: Г.А. Кудрина.- М.: Просвещение, 2006г. «Положения о школьном музее», принятом на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 27.80.2008г., Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры»,
«Федеральной программы развития образования»,
«Программы развития МОУ ЕСОШ №1», «Устава МОУ ЕСОШ №1».
Программа рассчитана на 1 года, возраст учащихся от 13 до 18 лет. Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год.
Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен.
Целью моей программы является обобщение собственного опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся через музейную деятельность в условиях сельской Егорлыкской средней общеобразовательной школы.
Музей является центром патриотического воспитания школьников. Еще он является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Основные задачи
Школьный музей призван способствовать формированию убеждённости у учащихся, русского патриотизма, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов и способностей, содействовать развитию общественно-политической, исследовательской работы, служить целями совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Жизнь идет вперед, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами. К этому следует добавить, что, когда уже музей создан, становятся видны «белые пятна», которые требуют к себе внимания, дополнительного поиска.
У поисково-исследовательской работы предела нет, как нет его в совершенствовании экспозиций. Здесь надо иметь в виду главное: поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно.
Обоснование программы:
Музей – одно из эффективных средств воспитания учащихся, он является хранителем истории родного края. Школа имеет определенный опыт работы по воспитанию детей, собран материал для школьного музея.
Работа в музее помогает активно поддерживать связь с общественностью.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение диапазона мероприятий для школьников.
2. Сохранение и пополнение фондов музея.
3. Создание условий для развития творческих способностей у учащихся
4. Написание учащимися исследовательских работ
5. Укрепление деятельности музея с учебным процессом в школе и военно – патриотическим воспитанием.
Формы организации работы
• лекции
• экскурсии
• консультации
• литературные и исторические гостиные
• киносеансы
• встречи с интересными людьми
• исторические игры, викторины
• проектная и исследовательская деятельность
• использование интернет – технологий
• создание видеопрезентаций
• посещение школьных музеев и музеев города и области
• оформление выставок, обновление экспозиций
• встречи с ветеранами войны
• поисковая деятельность и работа отряда «ПОИСК»
Прогнозируемые результаты:
1. В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории нашей Малой Родины, Ростовской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2. В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3. В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ кружка «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» «Благородство школьного музея, Как всегда ни фонда и ни смет. Пишут дети, ищут чей – то след, Чтобы не ушло ничто в забвенье»
Цель программы: Создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения Задачи программы: Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, организовывать объединения учащихся на принципах : Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину; Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником во всех сферах жизни; Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно; Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо науки, умение самостоятельно добывать новые знания; Физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и самостоятельно выбирать здоровый образ жизни.
Описание программы Центром воспитательной работы является поисковая деятельность и школьный музей. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому не только своей школы, но и Родины, т.к. судьба России, как в капле воды, отражается в истории школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда.
В рамках программы музей выполняет следующие функции:
Работа в музее «История создания школы» Цели: Воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей школы; создавать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитания подрастающего поколения. Задачи:
Работа в музее «История создания станицы» Цели: Привить любовь к своей малой Родине. Собрать материал о станице Егорлыкской Задачи:
Создание краеведческой группы; Знакомство с темой и планом работы. Сбор материала о станице Егорлыкской Печатание текста; Закупка материала для оформления стенда. Оформление стендов; Поиск фотографий; Связь с районным музеем Сбор фотографий Встреча с жителями станицы Связь со старожилами История открытия мемориальных памятников Подведение итогов работы группы; Анализ работы.
Работа в музее «Защитники отечества»
Цель: Продолжать знакомство с ветеранами ВОВ; знать их и помнить их подвиги.
Задачи:
Необходимо с каждым ветераном индивидуально провести встречу, беседу; Попросить у каждого фото и интервью для музейного уголка; Воспитывать у себя такие качества характера, как доблесть и мужество.
Ознакомление учащихся с ветеранами ВОВ; Закупка материала для оформления уголка. Посещение на дому. Оформление уголка, работа с архивом Встреча с воинами ВОВ – участниками битвы под Москвой. История боевых наград. Оформление стенда Оформление альбома о воинах ВОВ. Проведение операции «Поздравь защитника» Тимуровский десант. Операция «Памятник» Акция «Поздравь ветерана» |
Литература для учителя
Литература для детей
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...
Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаем...
Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"
Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов, количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе учебного издан...
Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"
Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов, количество учебных часов- 68, разработана на основе уче...
Программа внеурочной деятельности "Давайте Делать Добро"
Программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности...