Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело
календарно-тематическое планирование (11 класс)
Происхождение музея. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynoe_delo_19-20.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО /Р. Б. Овкаджиева/ Протокол № ___ от «____»____________201__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _______ /Б. Б. Довуркаева/ «____»____________201__ г. | «Утверждаю» Директор _______ /И. А. Бургуева/ Приказ № ___ от «___»____201__ г. |
МКОУ «Ергенинская СОШ им. Л. О. Инджиева»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Музейное дело»
Учитель: Бургуева Инна Анатольевна
Класс: 7
Всего часов в год: 23 (начало курса со 2.12.2019)
Всего часов в неделю: 1
Категория учителя: высшая
п. Ергенинский 2019
Содержание программы
Введение (1ч)
Цели, задачи, участники музейного движения. Формы участия в движении. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Музей как институт социальной памяти (1ч)
Происхождение музея. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе.
Музейный предмет и способы его изучения (1ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Проведение научных исследований (2ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (2ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Экспозиция школьного музея (2ч)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и художественного решения, их обсуждение.
Работа с аудиторией (7ч)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий. Проведение экскурсий в школьном музее
Изучение истории школьного музея (1ч)
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Историческое краеведение (2ч)
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Изучение родного края. Территория и границы родного края. История Калмыкии. Наш республика в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Республика Калмыкия сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц поселка.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и поселка, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Моя семья и родной край (2ч)
Теоретическое занятие
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Военно-патриотическая работа (2ч)
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Пропаганда героического пути ергенинцев – участников Великой Отечественной войны.
Работа со стендом «Мы – потомки победителей».
Школа в годы Великой Отечественной войны. Учителя школы – защитники Отечества. Ученики школы – участники Великой Отечественной войны .
Практические занятия: сбор материалов о ергенинцах-участниках ВОВ для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Изучение истории школы( 2ч)
Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.
Практические занятия: поиск и обработка документов по истории Ергенинской школы
Подведение итогов (1ч)
Результаты практических работ. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с детьми войны, встреча с интересными людьми
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
- укрепится устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного поселка, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории малой родины
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;
- укрепится любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявится более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепится уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявится осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего кол-во часов | Теория | Практ. |
Введение. Знакомство с музеем боевой и трудовой славы школы | 1 | 1 | ||
Музей как институт социальной памяти История музейного дела | 1 | 1 | ||
Музейный предмет и способы его изучения | 1 | 1 | ||
Проведение научных исследований | 2 | 1 | 1 | |
Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы | 2 | 2 | ||
Экспозиция школьного музея | 2 | 1 | 1 | |
Работа с аудиторией | 7 | 2 | 5 | |
Изучение истории школьного музея | 1 | 1 | ||
Историческое краеведение | 2 | 1 | 1 | |
Моя семья и родной край | 2 | 1 | 1 | |
Военно-патриотическая работа | 2 | 2 | ||
Изучение истории школы | 2 | 1 | 1 | |
Подведение итогов | 1 | 1 | ||
ВСЕГО: | 23 | 23 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
курс: Музейное дело
класс: 7
учитель: Бургуева Инна Анатольевна
2019-2020 у.г.
№ занятия | тема | Количество часов | Причины корректировки | Способ корректировки | |
По плану | дано | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеоло...
Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаем...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело" 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"
Программа "Музейное дело" по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...
Рабочая программа внеурочнй деятельности по курсу "Музейное дело", 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Музейное дело", направление социальное, 7 класс. Содержит следующие разделы:Результаты освоения курса внеурочной деятельности «...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) "Музейное дело"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности для детей 11-17 лет. Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музе...