технологическая карта урока истории для 5 класса урок 2
план-конспект урока по истории (5 класс)
технологическая карта урока истории для 5 класса урок 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока 2 | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2. НАУКИ – ПОМОЩНИЦЫ ИСТОРИИ
Педагогическая цель | Создать условия для формирования представлений об основных видах исторических источников, вспомогательных исторических дисциплинах |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-беседа |
Планируемые | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; идентификация своей принадлежности к народу, стране, государству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде |
Метапредметные результаты | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) |
Основное содержание темы, понятия и термины | Исторические источники: письменные и вещественные. Вспомогательные исторические науки (археология, антропонимика, геральдика, генеалогия, историческая метрология, нумизматика, лингвистика, сфрагистика, топонимика, хронология, этнография). 5 тыс. лет назад – изобретение письма |
Образовательные ресурсы | Учебник. Энциклопедии. Интернет-ресурсы. Иллюстрации с изображением монет, гербов, печатей, предметами раскопок и др. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | – Как мы узнаем о жизни людей много-много лет назад? Есть ли у науки «истории» помощники? | Слушают учителя | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Исторические источники: письменные и вещественные | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, исследовательский, наглядный. Работа с учебником, ил-люстрациями, беседа, составление схемы | Предлагает найти в учебнике (с. 8) ответ на вопрос: «Откуда мы знаем, как жили наши предки?». – Источники знаний – «следы» жизни древних людей. Организует работу с иллюстрациями (письменные и вещественные исторические источники), составляет с учащимися таблицу (см. Приложение 1) | На основе текста и иллюстраций составляют описание исторических источников; раскрывают смысл, значение важнейших исторических понятий; составляют и заполняют таблицу | Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства | Работа с текстом, беседа по вопросам, таблица |
Вспомогательные исторические дисциплины | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю- страциями, беседа, тезисы | Опираясь на наглядность, рассказывает о науках – помощницах истории, организует запись в виде тезисов (см. Приложение 2) | Раскрывают значения терминов (важнейших исторических понятий). Осуществляют запись в виде тезисов | Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: структурируют знания | Тезисы, беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Беседа | Предлагает ответить на поставленный в начале урока вопрос. – Как ученые узнают о жизни древнейших людей? | Излагают суждения. Называют исторические источники, вспомогательные исторические дисциплины | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Беседа по вопросам |
V. Подведение итогов. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какой материал был трудным, непонятным? – А что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку уроку | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Записи в тетради. Групповой проект «Науки – помощницы истории» | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Проект, термины |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Исторические источники | |
Вещественные | Письменные |
Глиняные таблички, древние книги, надписи на камне, сборники законов | Жилища, посуда, орудия труда, оружие, монеты, произведения искусства |
Приложение 2
Археология – «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Сфрагистика – наука, изучающая печати. Печати – это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.). С древнейших времен печати служили для удостоверения документов.
Антропонимика – наука, изучающая имена собственные.
Геральдика – наука о гербах.
Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.
Метрология – наука об измерении расстояния, веса, длины, объема и площади.
Нумизматика – наука о монетах.
Лингвистика – наука о языках.
Топонимика – наука, изучающая географические названия.
Хронология – наука об измерении времени, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
Этнография – наука о народах.
Урок 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Педагогическая цель | Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, процесса зарождения искусства, описания первых произведений искусства, созданных человеком |
Тип и вид урока | Усвоение навыков и умений / урок-беседа |
Планируемые | Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины | Первые произведения искусства древних людей. Представления об окружающем мире. Верования первобытных людей. Существование души. Причины появления первых религиозных верований. Зарождение веры в богов. Оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство |
Образовательные ресурсы | Учебник. Диск «История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы». Учебные картины: «Особенности первобытного искусства», «Первобытный колдовской обряд», «Древний похоронный обряд», «Представления первобытных людей о “стране мертвых”». Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Сообщение, работа с хронологией | Организует выступление учащихся с сообщениями, работу с хронологией: | Выступают с сообщениями о находках мамонтов на территории России | Познавательные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других | Сообщение, хронология |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка | Групповая, фронтальная. Словесный, исследовательский. | Организует работу с п. 1, 2 § 3 и беседу по вопросам: – Как была открыта пещерная живопись? – Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей? – Почему первобытные художники | Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись. На основе текста и иллюстраций учебника, картин составляют описание объектов. Излагают суждения о причинах событий | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов. Коммуникативные: умеют работать в группе | Работа с текстом, беседа по вопросам |
Человек «заколдовывает» зверя | Фронтальная. Объяснительно-ил- люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю- страцией, беседа | Рассказывает, опираясь на иллюстрации, картины. Знакомит с терминами: колдовство, оборотни | С помощью учителя раскрывают смысл, значения терминов | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Беседа по вопросам |
Религиозные верования | Фронтальная. Объяснительно-ил- люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю- страцией, беседа | Рассказывает о зарождении веры в души, «страну мертвых». Формулирует определение понятия «религиозные верования» | С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста | Беседа по вопросам |
V. Контроль знаний и способов действий | Индивидуальная. Практический. Работа по карточкам | Организует работу с компакт-диском. Комментирует задания по теме «Первобытные собиратели и охотники», контролирует выполнение | Самостоятельно работают с компакт-диском, выполняют дифференцированную работу по карточкам | Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме | Работа по карточкам |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? – Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках? – О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым? | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Сравнить древнейших людей и людей разумных. В чем между ними различие? в чем сходство? Задание 12 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Письменный ответ. Задание в рабочей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати
Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила
Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 16 Военные походы фараонов
Цель урока: создать условия для формирования представления об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружения...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 17 Религия древних египтян
Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 15 Жизнь египетского вельможи
Цель урока: знакомство с образом жизни и службы вельмож...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 18 Искусство древнего Египта
Цель урока: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта создать условия для рассмотрения устройства египетских храмов как величайших памятни...