Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 17 Религия древних египтян
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_17_religiya_drevnih_egiptyan.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 17. Религия древних египтян.

Учитель истории и обществознания: Базунова Олеся Владимировна

УМК: «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.

Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта, развитие умений охарактеризовать понятие жречество как особого сословия в древневосточном обществе, содействовать формированию представлений о пантеоне древнегреческих богов

Тип и вид урока: Усвоение знаний, навыков и умений / урок-путешествие

Планируемые результаты (предметные):

1. Научаться определять понятия: храм, жрицы, мумия, саркофаг.

2. Получат возможность научиться называть характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст исторических источников и ответить на вопросы.

Личностные результаты: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Метапредметные результаты:

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. 

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позиции партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. 

Регулятивные: составляют план последовательности действий, осуществляют пошаговый контроль, оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной и неуспешной деятельности на уроке.

Основные понятия и термины: Религиозные верования египтян. Общие египетские боги: Амон Ра, Геб, Нут, Тот, Исида, Гор. Миф об Осирисе. Представления о суде Осириса. Атрибуты богов - священные животные. Место жреческого сословия в древнеегипетском обществе. Жрецы - хранители мудрости и научных знаний. Фараон - реформатор Эхнатон. Храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия.

Образовательные ресурсы: Учебник. Рабочая тетрадь. Учебная картина К. Бакташева  «Храмовое хозяйство в древнем Египте». АРМ учителя.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

1. Организационный момент

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Что называется религией, религиозными верованиями?

Объясняют значение терминов.

Познавательные: воспроизводят информацию.

Беседа по вопросам

3. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Сегодня мы отправимся в Древний Египет, в гости к египетским богам

Слушают учителя.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Боги и жрецы

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картиной, иллюстрациями, беседа

Рассказывает об отражении природы и жизни древних египтян в религии, месте жреческого сословия в древнеегипетском обществе.

- В чём сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

Знакомятся с религиозной системой Древнего Египта, учатся характеризовать понятия жречество как особого сословия в древнем восточном обществе. Сравнивают религиозные верования египтян и первобытных людей.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этому этапу обучения.

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. 

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. 

Беседа по вопросам

Обще египетские боги

Индивидуальная, фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Сообщение, работа с рисунками

Предлагает познакомиться с египетскими богами. Организует выступление учащихся сообщениями

Рассказывают о египетских богах, показывают их изображение на рисунках

Коммуникативные: владеют монологической формой  речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации. 

Сообщения рисунки

Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

Организует чтение мифа об Осирисе в учебнике, беседу по его содержанию. Читает «Суд Осириса».

- В чём клялся умерший?

- Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

Анализируют мифы. Объясняют, какие явления природы находят в них отражение

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений, используют доказательство, выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения. 

Беседа по вопросам

Фараон – реформатор Эхнатон

Фронтальная. Словесный. Работа с документом, беседа

Предлагает прочитать документ «Фараон Эхнатон и царица Нефертити».

- Объясните, почему Эхнатона называют реформатором

Находят в документе подтверждение реформаторской деятельности Эхнатона

Познавательные: осуществляют анализ документа. 

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушивается к мнению других. 

Работа с документом, беседа по вопросам

Обожествление фараона

Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с текстом, беседа

- Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящие лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. О чем свидетельствуют эти факты?

- Какой была власть фараонов в Древнем Египте? Какая связь существовала между религией государственной властью? 

Предлагает прочитатьп.5 §10 и ответить на данный вопрос

Объясняют причины обожествление фараона

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану, в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебных задач. 

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием текст учебника, строит логическую цепь рассуждений. 

Коммуникативные: высказывают свое мнение. 

Беседа по вопросам

5. Закрепление знаний и способов действий.

Причины обожествления сил природы. Роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа

- Почему бог Солнца стал главным богом египтян? Как это было связано с их жизнью?

- Предположите, почему в Древнем Египте почитались некоторые животные, например: бык, корова, кролик, крокодил и другие. Было ли это связано с религией?

- В чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе?

Раскрывают причина обожествления сил природы в египетской религии, роль религии в древнеегипетском обществе. Характеризует понятие жречества как особого сословия в древнем восточном обществе

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждения, используя доказательства. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

6. Информация о домашнем задании.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

Комментирует задание.

§ 10, термины. Задания 31-33 в рабочей тетради

Воспринимают задания, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

Задание в рабочей тетради


Ресурсный материал к уроку.

Приложение 1.

СУД ОСИРИСА

На сердце умершего клали амулет с изображением скарабея, что обеспечивало ему воскресенье. Каждый умерший отождествлялся с Осирисом. Он говорил: «Я - тот великий, кто создал свой свет, я пришел к тебе, Осирис, я молюсь тебе... Слава тебе... Открой мне путь... Проложи ему путь в Большую долину. Освети путь Осирису». Затем он произносил «Исповедь отрицания» и перечислял 42 преступления, которые он не совершал. Вот некоторые из них: «Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерб скоту. Я не творил дурного. Я не грабил бедных. Я не кощунствовал. Я не был причиной недуга. Я не был причиной слез. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сквернословил. Я не обманывал. И не отнимал молока от уст детей. Я не сгонял овец и коз с пастбища их. Я не ловил рыбу богов в прудах и ее. Я не гасил жертвенного огня в час его. Я не пропускал дни местных жертвоприношений. Я не чинил препятствий богу в его выходе. Я чист, я чист, я чист, я чист... Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории по теме: "Религия древних греков".

Технологическая карта урока истории по теме: "Религия древних греков" (5 класс)...

Урок истории "Письменность и знания древних египтян"

Дается представление о возникновении письменности и научных знаний в Древнем Египте...

Технологическая карта и презентация к уроку истории в 7 классе на тему "Династия Романовых в первой четверти 18 века".

Данная разработка предназначена для проведения урока в 7 классе в рамках ФГОС....

Технологическая карта урока истории по теме: Религия древних греков" 5 класс

Разработка урока в соответствии с ФГОС с использованием ИКТ....

Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".

Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....

Технологическая карта и презентация к уроку истории в 6 классе по теме :"Волжская Булгария"

В данной технологической карте урока по истории в 6 классе отображаются материалы по теме Волжская Булгария:города,культура и международные связи....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 19 Письменность и знания древних египтян

Цель урока: познакомить с системой письменности египтян, зарождением научных знаний в Древнем Египте...