Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 11. Появление неравенства и знати.
Учитель истории и обществознания: Базунова Олеся Владимировна
УМК: «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.
Цель урока: Способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда; содействовать пониманию изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской, процессом разрушения первобытного неравенства, выделение знати, военных вождей и их дружин.
Тип и вид урока: Усвоение и контроль знаний и способов действий / учебный практикум
Планируемые результаты (предметные):
1. Научаться определять понятия ремесло, плуг, соседская община, неравенства, вождь, знать, раб.
2. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.
Личностные результаты: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, оценивают собственную учебную деятельность.
Метапредметные результаты:
Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы.
Коммуникативные: сотрудничаю с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Основные понятия и термины: Развитие ремесел. Обработка металлов (около 9 тыс. лет назад). Изобретение плуга. Соседская община. Выделение знати. Ремесленник, гончарный круг, медь, топор, плуг, вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь, медно-каменный век.
Образовательные ресурсы: Учебник. Картина «Поселок первобытных земледельцев и скотоводов». Схема-рисунок и слайды «Раздел земли в общине». Тест «Жизнь первобытных людей». АРМ учителя.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм. | |
2. Проверка выполнения д/з | Индивидуальная, фронтальная, Творческий, словесный. Рассказ. | Организует проверку д/з, и ее выполнение. | Рассказывает, как первобытные земледельцы вырастили зерно | Коммуникативные: оформляют рассказ, «удерживая» логику повествования, используя инфо-ю, полученную из разных источников | Рассказ |
3. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя, беседа | Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Беседа по вопросам |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Развитие ремесел. Начало обработки металлов | Индивидуальная, фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Работа с текстом, работа с иллюстрацией, рассказ | Знакомит с новой датой – 9 тыс. лет назад (начало обработки металлов), раскрывает понятие «медно-каменный век» (см. Приложение 1). Организует самостоятельную работу с п. 1 § 5. предлагает, используя иллюстрации, рассказать о технологии изготовления орудий труда из меди. | На основе текста и иллюстраций учебника, составляют описание орудий труда, технологию изготовления. Объясняют с помощью учителя значение терминов | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Работа с текстом учебника, рассказ |
Зарождение плужного земледелия | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Организует ознакомление с изобретением упряжного пахотного орудия труда путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии в ходе объяснительного чтения п.2 § 5 | Узнают о зарождении плужного земледелия на основе работы с текстом | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника | Работа с текстом, беседа по вопросам |
От родовой общины к общине соседской | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-рисунком, слайдами, беседа. | На основе работы с рисунком-схемой и слайдами «Раздел земли в общине», рассказывает о переходе от родовой общины к соседской. - Почему стало возможно и выгодно вести хоз-во силами одной семьи? | Под руководством учителя излагают суждения о причинах и следствиях исторических процессов, характеризуют условия и образ жизни, занятия людей. | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение, делают вывод | Беседа по вопросам, термины |
Выделение знати. Возникновение городов | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-рисунком, слайдами, беседа. | Формулирует представление о возникновении имущественного неравенства, используя схему-рисунок и слайды. Подчеркивает главную мысль урока: равенство между людьми постепенно исчезало, среди общинников появились бедные и богатые, знатные и незнатные. | Прослеживают процесс возникновения неравенства между людьми. Устанавливают значения новых терминов: вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: извлекают необходимую информацию и прослушанного рассказа; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи | Беседа по вопросам, термины |
5. Контроль знаний и способов действий | Индивидуальная. Репродуктивный, проблемный. Тест. | Организует работу с тестом | Самостоятельно выполняют тест по теме «Жизнь первобытных людей» | Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных | Тест |
6. Информация о домашнем задании. | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. | Комментирует задание. § 5, задания в раб. тетради 15-17 | Воспринимают задания, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з | Задание в раб. тетради |
Рабочий лист
Приложение 1.
То время, о котором говорилось прежде, в науке называют каменным веком, потому что большую часть орудий труда люди, жившие в ту далекую эпоху, изготавливали из камня. Когда люди научились делать орудия труда из меди, они, как вы уже знаете, все равно продолжали широко использовать камень. Поэтому следующая эпоха и называется медно-каменный век.
Почему даже после появления медных орудий люди продолжали пользоваться изделиями из камня? Ответ на данный вопрос крайне прост: медь – очень мягкий металл. Медным топором почти не возможно срубить крепкое дерево, медным копьем трудно убить врага, а плугом из меди – вскопать землю. Потому что особо сложных хозяйственных и военных задач люди продолжали использовать орудия труда и оружие из остро отточенного камня, из рога, из кости. Лишь когда медь научились соединять с другими металлами – оловом, цинком – и получать сплав, называемый бронзой, металл постепенно вытеснил камень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Появление неравенства и знати
Урок "Появление неравенства и знати". 5-й классЦели:1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»...
Технологическая карта и презентация к уроку истории в 7 классе на тему "Династия Романовых в первой четверти 18 века".
Данная разработка предназначена для проведения урока в 7 классе в рамках ФГОС....
Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".
Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....
Технологическая карта и презентация к уроку истории в 6 классе по теме :"Волжская Булгария"
В данной технологической карте урока по истории в 6 классе отображаются материалы по теме Волжская Булгария:города,культура и международные связи....
Технологическая карта и презентация к уроку 7 класса по алгебре на тему «Умножение многочлена на многочлен»
Урок математики на тему «Умножение многочлена на многочлен» был проведен в 7 классе. Данный урок является первым уроком по данной теме. Тип урока – комбинированный (урок изучения и п...
Технологическая карта по географии,3 урок,9 класс
Тема: «Районирование России»Цели урока:Образовательные цели:- выявить функции районирования;- познакомить с историей районирования России;- раскрыть особенности районирования в современный...
Технологическая карта по географии,4 урок,9 класс
Тема: «Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская»Цели урока:Образовательные цели:- раскрыть особенности Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин как пр...