Рабочая программа по краеведению
рабочая программа по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ФИЛИАЛ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 18» г. АЧИНСКА
Рассмотрено: Педагогическим советом МБОУ «СШ № 18» Протокол № 1 от «__» августа 2019 г. |
| Утверждено: Директор МБОУ «СШ № 18» ________/ Н.В.Ягодкина Приказ № _____________ от «__» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История Красноярского края»
основного общего образования
6-9 класс
| Программу составила: учитель истории Фомичева Галина Валентиновна |
Ачинск, 2019 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы
Программа по Истории Красноярского края составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае.
Программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Учебный предмет «История Красноярского края» на ступени основного общего образования изучается с 5 по 9 класс. Данная программа разработана для учащихся 6-9 классов. На изучение данного предмета отводится по 18 часов в каждом классе (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Курс является интегрированным и позволяет формировать целостный взгляд обучающихся на Красноярский край. Интегрированный характер учебного предмета проявляется на разных уровнях: от межпредметных связей и взаимного иллюстрирования до целостного взаимопроникновения в рамках одного предмета.
Интегрированное взаимодействие курсов истории, географии и обществознания позволяет обучающимся получить целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую об обществе информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многонациональном и многоконфессиональном обществе, сложившемся на территории Красноярского края.
В программу включены следующие разделы: «Археология и история Красноярского края», «Социально-экономическое развитие Красноярского края на современном этапе», «Система органов публичной власти и нормативные правовые акты Красноярского края». В 6-7 классах изучаются сведения по археологии и истории Красноярского края; в 8 классе - по археологии и истории Красноярского края и социально-экономическом развитии края на современном этапе; в 9 классе - по археологии и истории Красноярского края и о системе органов публичной власти и нормативно правовых актах края.
Цели изучения курса:
- воспитание чувства любви и уважения к своему краю;
- формирование устойчивого интереса к социально-экономическому, политическому и географическому положению Красноярского края, его истории и археологии, развитию и современному состоянию Красноярского края;
- освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Красноярского края, особенностях и проблемах его социально-экономического развития;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности обучающихся посредством ознакомления с нормативными правовыми актами красноярского края.
II. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения Истории Красноярского края учащиеся должны:
- знать исторические памятники Красноярского края;
- знать важнейшие этапы исторического развития Красноярского края, его традиции, вклад выдающихся исторических личностей в развитие Красноярского края;
- уметь выделять общее и особенное в истории развития Красноярского края;
- знать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения Красноярского края в период с VIII по XXI века;
- знать особенности социально-экономического развития Красноярского края;
- знать специфику и уметь выявлять проблемы социально-экономического развития края в современный период;
- знать об основных направлениях внутренних и внешних экономических связях Красноярского края;
- знать особенности отраслевой структуры хозяйства Красноярского края;
- знать сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Красноярского края;
- знать устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края;
- знать основные положения Устава Красноярского края и устава муниципального образования;
- уметь пользоваться нормативной правовой базой Красноярского края.
III. Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Древнейшая история и археология Красноярского края | 9 |
2 | История Красноярского края в средние века | 9 |
Всего | 18 |
Календарно-тематическое планирование курса
Археология и история Красноярского края 6 класса
Родной край в древности
№ | Глава. Тема урока | Домашнее Задание | Дата | Кол-во часов |
I Древнейшая история и археология Красноярского края (9 часов) | ||||
1 | Расселение первобытного человека по территории Приенисейского края | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
2 | Орудия труда и занятия людей в древнейшее время на территории Красноярского края | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
3 | Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
4 | Известные археологические находки на территории Красноярского края | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
5 | Художественное творчество и верования человека. От камня к бронзе | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
6 | Приенисейские земледельцы и скотоводы | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
7 | Сибирь и «Великое переселение народов» | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
8 | Топонимика сибирских названий («Сибирь», «Енисей», Чулым) | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
II История Красноярского края в средние века (9 часов) | ||||
9 | Появление государства на территории Красноярского края | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
10 | Государство древних кыргызов | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
11 | Занятия, быт, обычаи и культура древних хакасов | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
12 | Влияние геополитического фактора на историю Приенисейского края | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
13 | Вторжение монголо-татар в Приенисейские земли | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
14 | Приенисейский край с древнейших времен до XVI века | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
15 | Народы Приенисейского края накануне присоединения к России | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
16 | Хозяйственная деятельность. Быт и культура. Религия | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
17 | Сказания и легенды народов Приенисейского края | Подготовиться к тестированию | 1 | |
18 | Итоговое тестирование | Без задания | 1 |
7 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Этапы борьбы и присоединение Приенисейского края в XVII – XVIII вв. к России | 7 |
2 | Особенности хозяйственного освоения о социально-политической жизни Приенисейского края в XVII – начале XIX веков | 11 |
Всего | 18 |
Календарно-тематическое планирование курса
Истории Красноярского края 7 класс
Приенисейский край в новое время: от уездов до губернии
№ | Глава. Тема урока | Домашнее Задание | Дата | Кол-во часов |
I Этапы борьбы и присоединение Приенисейского края в XVII – XVIII вв. к России (7 часов) | ||||
1 | Причины и характер русской колонизации Сибири | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
2 | Характер русского освоения Приенисейского края | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
3 | Основание городов и острогов | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
4 | Начало присоединения Приенисейского края к России | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
5 | Основание Красноярска. Основание Уяра. | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
6 | Завершение присоединения Приенисейского края к России | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
II Особенности хозяйственного освоения о социально-политической жизни Приенисейского края в XVII – начале XIX веков (11 часов) | ||||
7 | Русские первожители Приенисейского края | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
8 | Земледелие и крестьянская колонизация | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
9 | Ремесла и торговля | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
10 | Посадские люди | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
11 | Казачество | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
12 | Промыслы | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
13 | Коренное население | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
14 | Воеводское управление. Народные восстания | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
15 | Экономическое развитие. Промышленность | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
16 | Особенности материальной культуры | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
17 | Фольклор, обряды, традиции, верования сибиряков | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
Итоговое тестирование | Без задания | 1 |
8 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Политическая жизнь | 3 |
2 | Социально-экономическое развитие | 10 |
3 | Культурная жизнь Енисейской губернии | 5 |
Всего | 18 |
Календарно-тематическое планирование курса
Истории Красноярского края 8 класс
Енисейская губерния в XIX веке
№ | Глава. Тема урока | Домашнее Задание | Дата | Кол-во часов |
I Политическая жизнь (3 часа) | ||||
1 | Заселение Приенисейского края. Реформа М.М. Сперанского | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
2 | Первый губернатор Енисейской губернии. Губернская власть. | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
3 | Городское и крестьянское самоуправление | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
II Социально-экономическое развитие (10 часов) | ||||
4 | Экономическое развитие Енисейской губернии | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
5 | Формы организации торговли. Внешняя торговля. | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
5 | Особенности промышленного переворота в Енисейской губернии | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
6 | Изменения в социальном составе населения | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
7 | Особенности уклада жизни сибирских крестьян | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
8 | Пути формирования енисейской буржуазии. Меценатство | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
9 | Формы социального протеста и сотрудничества | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
10 | Особенности городов Енисейской губернии | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
11 | Декабристы в ссылке. Их влияние на развитие культуры | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
12 | Коренные народы Енисейской губернии | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
13 | Фольклор, обряды, традиции, верования сибиряков | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
III Культурная жизнь Енисейской губернии (5 часов) | ||||
14 | Народное образование и здравоохранение | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
15 | Музеи Енисейской губернии Издательское дело. | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
16 | Научное изучение Енисейской губернии | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
17 | Будни и праздники сибиряков | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
18 | Итоговое тестирование | Без задания | 1 |
9 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Енисейская губерния и Красноярский край в XX веке | 7 |
2 | Система органов публичной власти и нормативно-правовые акты Красноярского края | 11 |
Всего | 18 |
Календарно-тематическое планирование курса
Истории Красноярского края 9 класс
№ | Глава. Тема урока | Домашнее Задание | Дата | Кол-во часов |
I Енисейская губерния и Красноярский край в XX веке (7 часов) | ||||
1 | Енисейская губерния в начале XX века | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
2 | Революционные события (1905–1907, 1917 г.) и гражданская война | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
3 | НЭП в Енисейской губернии. Коллективизация. Раскулачивание. | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
4 | Образование Красноярского края. Репрессии 30-х годов | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
5 | Становление советской культуры | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
6 | Красноярский край в годы Вов | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
7 | Красноярский край в годы перестройки (1985 – 1991 гг.) | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
II Система органов публичной власти и нормативно-правовые акты Красноярского края (11 часов) | ||||
8 | Край, в котором мы живем. Символы Красноярского края | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
9-10 | Органы государственной власти в Красноярском крае | Подготовить сообщение по теме | 2 | |
11-12 | Местное самоуправление в Красноярском крае | Подготовить сообщение по теме | 2 | |
13-14 | Нормативно-правовые акты Красноярского края | Подготовить сообщение по теме | 2 | |
15 | Экономическое развитие Красноярского края | Подготовить сообщение по теме | 1 | |
16 | Итоговое повторение | Подготовиться к тестированию | 1 | |
17 | Итоговое тестирование | Подготовить проект | 1 | |
18 | Социально проектирование | Подготовить проект | 1 |
IV. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
6 класс
Родной край в древности
Раздел I. Древнейшая история и археология Красноярского края.
Расселение первобытного человека по территории Приенисейского края. Орудия труда и занятия людей в древнейшее время на территории Красноярского края. Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края. Известные археологические находки на территории Красноярского края. Художественное творчество и верования человека. От камня к бронзе. Приенисейские земледельцы и скотоводы. Сибирь и «Великое переселение народов». Топонимика сибирских названий («Сибирь», «Енисей», Чулым). Наша местность в древности.
Раздел II. История Красноярского края в средние века.
Появление государства на территории Красноярского края. Государство древних кыргызов. Занятия, быт, обычаи и культура древних хакасов. Влияние геополитического фактора на историю Приенисейского края. Вторжение монголо-татар в Приенисейские земли. Приенисейский край с древнейших времен до XVI века. Народы Приенисейского края накануне присоединения к России. Хозяйственная деятельность. Быт и культура. Религия. Сказания и легенды народов Приенисейского края.
7 класс
Приенисейский край в новое время: от уездов до губернии
Раздел I. Этапы борьбы и присоединение Приенисейского края в XVII – XVIII вв. к России.
Причины и характер русской колонизации Сибири. Характер русского освоения Приенисейского края. Основание городов и острогов. Начало присоединения Приенисейского края к России. Основание Красноярска. Завершение присоединения Приенисейского края к России. Основание Ачинска.
Раздел II. Особенности хозяйственного освоения о социально-политической жизни Приенисейского края в XVII – начале XIX веков.
Русские первожители Приенисейского края. Земледелие и крестьянская колонизация. Ремесла и торговля. Посадские люди. Казачество. Промыслы. Коренное население. Воеводское управление. Народные восстания. Экономическое развитие. Промышленность. Особенности материальной культуры. Фольклор, обряды, традиции, верования сибиряков.
8 класс
Енисейская губерния в XIX веке
Раздел I. Политическая жизнь.
Заселение Приенисейского края. Реформа М.М. Сперанского. Первый губернатор Енисейской губернии. Губернская власть. Городское и крестьянское самоуправление.
Раздел II. Социально-экономическое развитие.
Экономическое развитие Енисейской губернии. Формы организации торговли. Внешняя торговля. Особенности промышленного переворота в Енисейской губернии. Изменения в социальном составе населения. Особенности уклада жизни сибирских крестьян. Пути формирования енисейской буржуазии. Меценатство. Формы социального протеста и сотрудничества. Особенности городов Енисейской губернии. Декабристы в ссылке. Их влияние на развитие культуры. Коренные народы Енисейской губернии. Фольклор, обряды, традиции, верования сибиряков.
III Культурная жизнь Енисейской губернии
Народное образование и здравоохранение. Музеи Енисейской губернии. Издательское дело. Научное изучение Енисейской губернии. Будни и праздники сибиряков.
9 класс
I Енисейская губерния и Красноярский край в XX веке.
Енисейская губерния в начале XX века. Революционные события (1905–1907, 1917 г.) и гражданская война. НЭП в Енисейской губернии. Коллективизация. Раскулачивание. Образование Красноярского края. Репрессии 30-х годов. Становление советской культуры. Красноярский край в годы Вов. Красноярский край в годы перестройки (1985 – 1991 гг.).
II Система органов публичной власти и нормативно-правовые акты Красноярского края. Край, в котором мы живем. Символы Красноярского края. Органы государственной власти в Красноярском крае. Местное самоуправление в Красноярском крае. Нормативно-правовые акты Красноярского края. Экономическое развитие Красноярского края.
VI. Формы и средства контроля.
1. Итоговое тестирование
2. Сообщения
3. Рефераты
4. Презентации
VII. Перечень учебно- методических средств обучения.
Пособие | Содержание | Количество |
Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. – Красноярск: группа компаний «Платина», 2005. – 240 с., илл. | Историко-географические сведения о Красноярском крае, его городах, районах. | 1 |
Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX-начала XX вв.: учебное пособие для учащихся и студентов / Б.Е. Андюсев; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т. – Красноярск, 2006. | Представлены комплексные характеристики субэтноса русских старожилов Сибири, сибирской общины, семьи, хозяйственной жизни, быта, особенностей материальной и духовной культуры крестьян. | 1 |
Быконя Г.Ф. история Приенисейского края XVII-первая половина XIX века. / Учебное пособие и материалы для внеклассного чтения по курсу «История родного края» для учащихся общеобразовательной школы. – Красноярск, 1997. | Историко-географические сведения о Красноярском крае, его городах, районах в XVII-первой половине XIX века. | 1 |
Презентация «Родное Красноярье» | Электронная картотека по краеведению | 1 |
Презентация «Коренное население Красноярского края» | Национальный состав Красноярского края, численность места проживания коренного населения края. | 1 |
Презентация «Губернаторы Енисейской губернии и Красноярского края». | Сведения о губернаторах края с 1823 по 2008 гг. | 1 |
Презентация «Айдашенская пещера» | Описание Айдашенской пещеры и археологических находок | 1 |
Презентация «Присоединение Красноярского края» | Причины движения в Сибирь, маршруты движения, строительство острогов | 1 |
Презентация «Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края» | Географическое положение первобытных стоянок стоянок, археологические находки, орудия труда | 1 |
Карта Красноярского края | Для наглядной демонстрации и закрепления пройденного материала. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....