Технологическая карта урока в 9 классе "Отмена крепостного права"
план-конспект занятия по истории (9 класс)

Михайлова Валентина Анатольевна

Технологическая карта урока в 9 классе "Отмена крепостного права"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отмена крепостного права Материал разработан учителем истории МБОУ Сулхаринская СОШ Михайловой В.А.

Слайд 2

Александр II – царь Освободитель 1855-1881

Слайд 3

Цель: Создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление об отмене крепостного права как «Великой реформе», имеющей огромное значение для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II в реформирование жизни общества.

Слайд 4

Актуализация знаний: Кто был императором в России во второй половине XIX века? Какое прозвище получил Александра II за то, что дал крестьянам свободу? Как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Назовите мероприятия, которые были проведены Павлом, Александром I , Николаем I Задание: Приведите в соответствие

Слайд 5

Мероприятия , которые были проведены Павлом, Александром I , Николаем I Павел I 1797 Указ “о вольных хлебопашцах” – разрешал помещикам отпускать за выкуп крестьян на волю с землей Александр I 1803 Отмена крепостного права Николай I 1842 Указ о трехдневной барщине, запрет продавать дворовых людей и безземельных крестьян Александр II 1861 Указ об “обязанных крестьянах” – помещик мог освобождать своих крестьян, оставляя за собой собственность на всю землю

Слайд 6

Мероприятия , которые были проведены Павлом, Александром I , Николаем I Павел I 1797 Указ о трехдневной барщине, запрет продавать дворовых людей и безземельных крестьян Александр I 1803 Указ “о вольных хлебопашцах” – разрешал помещикам отпускать за выкуп крестьян на волю с землей Николай I 1842 Указ об “обязанных крестьянах” – помещик мог освобождать своих крестьян, оставляя за собой собственность на всю землю Александр II 1861 Отмена крепостного права

Слайд 7

Почему не один из императоров не решился отменить крепостное право? Почему Александр II решает отменить крепостное право?

Слайд 9

Отмены не хотели дворяне. Подтверждением этого являются слова Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”

Слайд 10

Задание: Выполните в рабочих тетрадях задания и сделайте взаимопроверку: 1.№2:заполнить логическую цепочку о причинах отмены крепостного права. 2.№4:заполнить схему о предпосылках отмены крепостного права . (Приложение 2) Сформулируйте вывод

Слайд 11

Причины отмены крепостного права - Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования - Экономическая и военно-техническая отсталость России - Поражение в Крымской войне - Рост крестьянских волнений и восстаний

Слайд 12

Факт 1 После смерти Александра II в России появилось много памятников «Александру II - Освободителю», поставленных на деньги, собранные крестьянами. Вопрос: Как этот факт характеризует отношение крестьян к тому, что царь отменил крепостное право?

Слайд 13

Факт 2 Крестьянские волнения. Вопрос: Как многие крестьяне отреагировали на отмену крепостного права? (Приложение 3 ) Годы Волнения Ввод военной команды 1861 1889 937 1862 844 450 1863 509 185 1864 156 70 1865 135 61 1866 91 35 1867 68 24 1868 60 14 1869 65 7 Всего 3827 1783

Слайд 14

Бунт в деревне

Слайд 15

Факт 3 Из прокламации « Барским крестьянам от их доброжелателей поклон » (Н.Г. Чернышевский) Вопрос: Судя по этому источнику, как представители разночинной интеллигенции оценивали отмену крепостного права? (Приложение 4 ) «…А это наше письмецо промеж себя читайте да друг дружке раздавайте . А кроме своего брата-мужика да солдата, ото всех его прячьте , потому для мужиков да для солдат наше письмецо писано, а к другому ни к кому оно не писано, значит, окроме вас, крестьян да солдат, никому и знать об нем не следует»

Слайд 16

Факт 4 «Распалась цепь великая, Распалась и ударила, Одним концом по барину, Другим – по мужику» Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Вопрос: Как вы понимаете эти строки? Что значит «Распалась цепь великая»?; «Ударила одним концом по барину»?; «Ударила другим концом по мужику»? - Какие выводы следуют из этих фактов? - Сформулируйте проблему, решение которой позволит нам понять неоднозначность оценки крестьянской реформы.

Слайд 17

Вывод: Неоднозначность оценки реформы Проблемный вопрос: почему многие крестьяне и интеллигенция неоднозначно восприняли реформу 1861 года ? Вопрос: Какова цель нашего урока? Что нам нужно узнать, чтобы ответить на возникшие вопросы?

Слайд 18

План урока: 1.Подготовка крестьянской реформы 2. Основные положения реформы а) личное освобождение крестьян; б) наделение землей; в) выкупная операция; г) крестьянская община. 3. Порядок проведения реформы. 4. Значение реформы.

Слайд 19

Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II заявил в краткой речи, произнесенной 30 марта 1856 г. перед московским дворянством. При этом, зная настроения большинства дворян, подчеркнул : « И сами вы знаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным . Лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу»

Слайд 20

Вопрос: Как вы понимаете эти слова (« лучше отменить свыше, нежели снизу?») В сложных условиях проходила подготовка реформы, продолжавшаяся более четырех лет . Работа с текстом учебника – пар.16. с тр.121-123 Задание : Выписать этапы подготовки к реформе

Слайд 21

Этапы подготовки отмены крепостного права. 1. 03.01.1857 г . – образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». 2. Октябрь 1857 г . – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей. 3. 20.11.1857 г . – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян. 4. Февраль 1858 г. – секретный комитет переименован в Главный комитет по крепостному делу , председателем которого был назначен Великий князь Константин Николаевич 5. Март 1859 г .- учреждена Редакционная комиссия . Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев 6. 1860 г. – все материалы переданы в Главный комитет, а потом в Государственный совет для обсуждения. 7. 19.02.1861г . Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Слайд 24

Чтение манифеста

Слайд 25

Чтение манифеста

Слайд 26

Задания для групп: Группа №1. Вопрос о личном освобождении крестьян . Учебник Соловьева, Шевырева п.4, абзац 1-3; «Положения о крестьянах …» п.1,2. (Приложение 5 ) 1. Когда крестьяне становятся лично свободными? 2 . Как они теперь называются? 3 . Какие права им предоставляются?

Слайд 27

Группа №2. Вопрос о земле. Учебник Соловьева, Шевырева п.4, абзац 4 «Положения о крестьянах …» п.3,4,7(Приложение 5 ) 1. Чьей собственностью признавалась вся земля? 2. Получали ли крестьяне землю? 3. Становилась ли она их собственностью? 4. О чем говорится в п.4.? 5. Были ли определены «Положениями...» размер надела, повинности крестьян? 6. В каком документе определялись поземельные отношения крестьян и помещика? 7. Кто его должен был составить и в какой срок?

Слайд 28

Группа №3. Вопрос о земле. Учебник Соловьева, Шевырева п.4, абзац 4,5 (Приложение 5 ) 1 . На основе материала учебника расска - жите как определялся размер земельного надела и повинности крестьян. 2. Что такое «отрезки»? Прирезки? 3. Кого называли « временнообязанными »?

Слайд 29

Группа №4. Вопрос о выкупных платежах. ( Приложение 5) У чебник с. 125-126, 1-2 абзац ., «Положения о крестьянах …» 1 . Как осуществлялась выкупная операция? 2 . Сколько денег должен был заплатить за надел крестьянин ? Группа №5. Вопрос о крестьянской общине. « Положения о крестьянах …» п.17; Была ли ликвидирована крестьянская община? Как она теперь называлась? Какую роль играла круговая порука? ( Приложение 5)

Слайд 30

Группа №7. Анализ данных по таблице об изменении наделов помещичьих крестьян, вышедших из крепостной зависимости в общероссийском масштабе. (Приложение 6) Где и насколько были уменьшены наделы крестьян? Где и насколько были увеличены наделы крестьян? Сделайте вывод: в целом по стране количество земли у крестьян после реформы увеличилось или уменьшилось? На выполнение заданий отводится 10 минут. После чего каждая группа выступает с сообщением.

Слайд 32

Значение реформы (последствия) Явление Суть Личная свобода Крестьянин может выступать как юридическое лицо, освобожден от опеки. Ограничения свободы: общинная собственность на землю, сохранение подушных податей, рекрутской повинности и телесных наказаний Наделы Община получала часть помещичьих земель. Россия была разделена на три зоны, и для каждой из них был закреплен свой максимум и минимум отчуждаемой от помещика земли. Если община не могла договориться с помещиком, они обращались к мировому посредни -ку . Характерные черты формирования наделов: выгодная помещику чересполосица, сокращение размера крестьянских земель Выкуп Крестьяне должны были оплатить помещику изымаемые у него земли. 20 % стоимости оплачивала община, 80 % − крестьянский банк. Эти 80 % крестьяне должны были вернуть государству, учитывая ежегодную прибавку в 6 %. В 1906 г. все выкупные долги крестьян были ликвидированы Временнообязанные крестьяне Крестьяне, не выплатившие свои 20 %. Такие кресть-яне должны были выплачивать оброк и выполнять некоторые другие повинности. Статус ликвидирован в 1881 г.

Слайд 33

Крестьянская реформа 1861 г ., отменившая крепостное право, положила начало капиталистической формации в России. Она создала рынок дешевой рабочей силы. Крестьяне получили личную свободу, право покупать на свое имя землю, дома, заключать различные сделки. Реализация реформы была постепенной: в течение двух лет составлялись уставные грамо -ты , определявшие конкретные условия освобождения крестьян, затем они переводились на положение « временнообязанных » до момента перехода на выкуп и в последующие 49 лет выпла-чивали долг государству, купившему землю у помещиков. После этого земельные наделы должны были стать полной собственностью крестьян. З а освобождение крестьян от кре -постной зависимости император Александр II был назван «Освободителем». Крестьянская реформа 1861 г. являлась буржуазной реформой, способствовала превращению России в буржуаз-ную монархию. Однако она не решила всех социально- эконо - мических противоречий в стране , так как сохранила помещи -чье землевладение и ряд других феодально-крепостнических пережитков, положила начало обнищанию крестьян. Компромиссный характер реформы привел к дальнейшему обострению классовой борьбы, послужил одной из основных причин революции 1905–1907 гг.

Слайд 34

Вопрос: - Вновь возвращаемся к проблемному вопросу. Прочтите ваши записи: какие выгоды получили крестьяне, помещики, государство от отмены крепостного права? - Сделайте предположения: кто и почему был недоволен условиями отмены крепостного права? Представьте ответ в виде таблицы

Слайд 37

Сделайте вывод по проблеме урока. Н е решила всех социально-экономических проблем в стране, что привело к дальнейшему обострению классовой борьбы.

Слайд 38

Выполнить задания : Расположите в две группы понятия, которые характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б): 1) временнообязанный ; 2) дворовый; 3) барщина; 4) отрезки; 5) выкупные платежи; 6) крепостной. 2. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался: 1) наделом; 2) отрубом; 3) имением; 4) вотчиной. 3. Кто такой мировой посредник: 1) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы; 2) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами; 3) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах. 4. Развитие капитализма в России во второй половине XIX века способствовало: 1) освобождение крестьян от крепостной зависимости; 2) распространение временнообязанного состояния крестьян; 3) существование крестьянской общины. 5. В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?

Слайд 39

Рефлексия Задание : составить синквейн Назовите главное слово темы урока Напишите (проговорите) посовещавшись в группе, 2 прилагательных 3 глагола предложение, определяющее основную идею урока Существительное - ключевая идея темы и разместите на вашем листе

Слайд 40

Д омашнее задание 1. Параграф № 16, выучить новые понятия. 2 . Творческое задание: написать письмо (по выбору ): - От лица освобожденного крестьянина на имя царя - От лица помещика, на имя императора Александра II . 3 . Поразмышлять над вопр .: Почему , несмотря на такое решение основных вопросов, крестьянская реформа считается прогрессивной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»

Технологическая карта урока по истории Россиитема: «Александр II. Отмена крепостного права»8 класс Цели для ученика:Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.Понять истор...

технологическая карта урока Устройство увеличительного прибора. Правила работы с микроскопом.

Как интересно и познавательно с элементами истории рассказать о микроскопе и научить с ним  работать учащихся 5-х классов....

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина». 9 класс...

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина»....

Технологическая карта урока информатики по теме "Правило перевода целых десятичных чисел в системы счисления с основанием q."

Класс8Учебный предметИнформатикаТема урокаПравило перевода целых десятичных чисел в СС с основанием q.Планируемые результаты освоения обучающимися содержания урокаЛичностные результатыПонимают роль фу...