ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»
методическая разработка (история, 8 класс) по теме
Технологическая карта урока по истории России
тема: «Александр II. Отмена крепостного права»
8 класс
Цели для ученика:
Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.
Понять историческое значение реформы для страны.
Цели для учителя:
Познакомить учащихся с личностью Александра II.
Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крестьянского права.
Способствовать развитию информационной культуры учащихся.
Содействовать воспитанию уважения к истории России.
Развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщат, определять и объяснять понятия.
Тип урока: урок изучения нового
Технология: проблемного обучения
Опорные понятия, термины: крепостное право, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 81 КБ |
otmena_krepostnogo_prava.pptx | 1011.85 КБ |
osnovnye_polozheniya_manifesta.docx | 14.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Технологическая карта урока по истории России
тема: «Александр II. Отмена крепостного права»
8 класс
ВЫПОЛНИЛА:
Ходжер Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания
2013
Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Понять историческое значение реформы для страны. | Цели для учителя: Познакомить учащихся с личностью Александра II. Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крестьянского права. Способствовать развитию информационной культуры учащихся. Содействовать воспитанию уважения к истории России. Развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщат, определять и объяснять понятия. | ||||
Опорные понятия, термины: крепостное право, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи | Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран | ||||
Деятельность ученика | Типы и виды образовательных ресурсов, в том числе ЭОР их содержание | Результат взаимодействия (сотрудничества) | |||
1.Целевой 3 мин. | Организатор-фасилитатор - Какие проблемы оставил Александру II его отец? | Активные формы Отвечают на вопрос Тяжелое экономические, социальное положение в стране, разруха, нестабильность, крепостное право… | Слайд № 1 18 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны умирает император Николай I. «Сдаю тебе мною команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» - говорил умирая Николай I своему сыну. | Учебно-организационные: определение индивидуальных и коллективных учебных задач Учебно-интеллектуальные: выявление существенных признаков объекта, формулирование проблемы | Создание мотивационной среды для дальнейшей работы Активизация внимания |
2.Содержательный 10 мин. | Информатор Александр Николаевич родился 17 апреля 1818г. Получил блестящее воспитание. Поэт В.А.Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды. М.М.Сперанский преподавал ему право, а Е.Ф.Канкрин – экономику. - Как воспитание Александра II повлияло на его характер? - Назовите главную задачу с которой должен был справится император? | Активно-пассивные формы (активное слушание) Записывают название нового раздела Императора, годы правления Отмена крепостного права Записывают тему урока | Слайд № 2 Россия в годы правления Александра II (1855 —1881) Слайд № 3 Портреты В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина и молодого Александра II Слайд № 4 | Учебно-интеллектуальные: выявление существенных признаков объекта, классификация информации | Получены знания об императоре. Определена тема и цель урока |
Организатор-фасилитатор - Что такое крепостное право? - Какого было положение крепостных крестьян? - Попробуйте назвать предпосылки отмены крепостного права. | Активные формы Высказывают предположения. Записывают предпосылки. | Слайд № 5 Предпосылки отмены крепостного права: 1) Поражения в Крымской войне. 2) Массовое крестьянское движение. 3) Военно-техническое и социально-экономическое отставание России от европейских государств. | Учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других, владение культурой речи Учебно-интеллектуальные: установление причинно-следственных связей | Систематизированы знания о крепостном праве, сформированы предпосылки отмены крепостного права | |
3.Операционно-деятельностный 18 мин. | Организатор - Из пазла вы должны собрать фразу, которую сказал Александр II 30 марта 1854 г., выступая перед дворянами. - Как вы понимаете эту фразу? | Деятельностные формы Собирают пазл Если не отменить крепостное право сейчас, то начнутся волнения. Восстания, беспорядок … который приведет к разрухе ... | Слайд № 6 «…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда это совершится снизу» | Учебно-интеллектуальные: установление причинно-следственных связей Учебно-коммуникативные: организация совместной деятельности | Сформировано понимание необходимости реформы |
Организатор-фасилитатор - Как Вы думаете, какой вариант избрал император и почему? - Почему император выбирает второй вариант? Освобождение крестьян с землёй за выкуп Учитель сообщает дату подписания манифеста - Прочитайте статьи манифеста и ответьте на вопросы: - Как вы думаете, как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? - Стал ли русский крестьянин благодаря манифесту собственником своей земли? - Раскройте смысл терминов: временнообязанный крестьянин и выкупные операции (платежи) Учитель просит найти и прочитать значение отмены крепостного права | Активные формы Высказывают мнения Записывают факт Знакомятся с текстом Озвучивают и записывают значения отмены крепостного права | Слайд № 7 «Варианты освобождения крестьян, слои общества, поддерживающие их» 1.Освобождение крестьян без земли 2.Освобождение крестьян с землёй за выкуп 3.Освобождение крестьян с землей без выкупа Слайд № 8 19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. Слайд № 9 «Основные положения манифеста» Слайд № 10 Значение отмены крепостного права - Ликвидировано право собственности на людей - Реформа 1861 года способствовала развитию капитализма в России. | Учебно-интеллектуальные: владение компонентами доказательства, классификация информации Учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других, владение приемами риторики. Учебно-информационные: работа с документом | Обозначен вариант освобождения крестьян от крепостной зависимости Выявлены плюсы и минусы крестьянской реформы; историческое значение реформы. | |
4.Рефлексивный 4 мин. | - Как вы понимаете слова Николая Алексеевича Некрасова? | Высказывают свое мнение | Слайд № 11 Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину Другим – по мужику? | Учебно-интеллектуальные: выявление существенных признаков объекта, установление причинно-следственных связей | Сформировано представление о крестьянской реформе 1861 г. |
Домашнее задание | Написать «письмо» императору Александру II от имени освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьянина на свободу. Прочитать и ответить на вопросы к документам стр. 164-165 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Россия в годы правления Александра II 1855 —1881
Портрет Александра в юности Жуковский, Василий Андреевич ( русского язык) Канкрин , Егор Францевич (финансы) Сперанский, Михаил Михайлович (законодательство)
Крестьянская реформа 1861г. Отмена крепостного права
1) Поражения в Крымской войне. 2) Массовое крестьянское движение. 3) Военно-техническое и социально-экономическое отставание России от европейских государств. Предпосылки отмены крепостного права:
Александр II 30 марта 1854г. Выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: «…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда это совершится снизу» Александр II
«Варианты освобождения крестьян, слои общества, поддерживающие их » Как Вы думаете, какой вариант избрал император и почему?
19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. Художник Б.М. Кустодиев. Освобождение крестьян. Чтение манифеста.
Как вы думаете, к ак восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин благодаря манифесту собственником своей земли ? Раскройте смысл терминов: временнообязанный крестьянин и выкупные операции (платежи) «Основные положения манифеста » Художник Г.Г. Мясоедов. Чтение положения 19 февраля 1861 года.
- Ликвидировано право собственности на людей - Реформа 1861 года способствовала развитию капитализма в России. Значение отмены крепостного права
Как вы понимаете эти строки Н.А . Некрасова Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину Другим – по мужику? Художник С . А. Виноградова . Нищие
Домашнее задание: Написать «письмо» императору Александру II от имени освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьянина на свободу . Прочитать и ответить на вопросы к документам стр. 164-165
Предварительный просмотр:
«Основные положения манифеста»
Пункт 2
Порядок личного освобождения крестьян: лично свободны. Но! Сохранились: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины.
Пункт 6
Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Лично свободные крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного её выкупа.
Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными.
Выкупная операция:
25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство; государство выдает крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга.
Пункт 17
Порядок управления крестьянской общиной.
Государство проводило расчет за землю с крестьянской общиной. Контроль осуществлялся мировыми посредниками.
«Основные положения манифеста»
Пункт 2
Порядок личного освобождения крестьян: лично свободны. Но! Сохранились: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины.
Пункт 6
Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Лично свободные крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного её выкупа.
Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными.
Выкупная операция:
25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство; государство выдает крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга.
Пункт 17
Порядок управления крестьянской общиной.
Государство проводило расчет за землю с крестьянской общиной. Контроль осуществлялся мировыми посредниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме "Заседание Государственного Совета: Отмена крепостного права
Интегрированный урок литературы и истории в 8 классе...
Интегрированный урок по теме "Заседание Государственного Совета: Отмена крепостного права
Интегрированный урок истории и литературы...
Конспект урока по теме: "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс
Конспект урока по теме "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс....
Технологическая карта урока истории в 8 классе "Отмена крепостного права"
Тема, тип, цели, задачи, технологии урока...
Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права" для 8-х классов...
Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"
Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный п...
Конспект урока по истории России 10 класс "Отмена крепостного права"
разработка урока...