технологическая карта урока Устройство увеличительного прибора. Правила работы с микроскопом.
методическая разработка по биологии (5 класс)
Как интересно и познавательно с элементами истории рассказать о микроскопе и научить с ним работать учащихся 5-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologichekaya_karta_uroka_po_biologii.docx | 35.32 КБ |
карточка с заданием | 522.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Название методической разработки: технологическая карта урока по биологии
Автор разработки: Фурса Марина Николаевна, учитель биологии ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия» Центрального района г. Санкт-Петербурга
Общая часть | ||||||||||
Предмет | Класс | Тема урока | ||||||||
Биология | 5 | Устройство увеличительных приборов. Правила работы с микроскопом. (комбинированный урок) | ||||||||
Используемый учебник | ||||||||||
Название | Класс | Авторы | ||||||||
Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. | 5 | Пасечник В.В. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
| Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
| признавать право каждого на собственное мнение, критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение. | ||||||||
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | |||||||||
Компьютерная панель «Prestigio», презентация, карточки-задания | … | |||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) | |||||
Перед началом урока | Организация рабочего места при проведении лабораторных работ по биологии (ответственность за сохранение школьного имущества, формирование алгоритма действий при организации лабораторных работ в кабинете биологии) | Школьные ученические световые микроскопы УМ-301, набор готовых препаратов «Растительная клетка» | Объясняет порядок действий | Мальчики учащиеся 5-го класса из лаборантской комнаты приносят и ставят на каждую парту световые микроскопы в нерабочем положении | 3-5 мин | |||||
1.Организационный | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, беречь здоровье. Создание положительного и эмоционального настроя у учащихся к работе на уроке и получению новых знаний и навыков. | Приветствует учащихся 5-го класса, проверяет готовность каждого к уроку, обращает внимание на настроение и самочувствие учащихся, выражает радость встрече с ними, сажает учащихся на рабочие места, отмечает отсутствующих в электронном журнале. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. Пожелали друг другу удачи. Обратили внимание на наличие на партах микроскопов. | 2 мин | ||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Выработка навыка целеполагания и формирования причинно-следственных связей, уважения к опыту предков. | презентация | Задает вопросы: Что за приборы стоят на ваших столах? Слайд №1: Капелька воды или росы на листе что помогла создать людям? Какие Вы знаете приборы и предметы, в которых есть увеличительные стекла – линзы? Что Вам нужно знать о микроскопе для работы с ним? Слайд №2 | Ответы учащихся: микроскопы, увеличительное стекло- линзу, лупа, очки, телескоп, микроскоп. Его устройство и правила работы. Запись в тетрадях темы урока. | 2-3 мин | |||||
3. Актуализация знаний. | Личностные: формирование ответственного отношения к получению информации Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей. | Зачем на уроках биологии нужен микроскоп? А что означает «микро»? А что вы знаете об изобретателях микроскопа? Слайды №№ 3-7. А кто из Вас дома имеет микроскоп? Проверите себя – знаете ли вы его устройство и правила работы. | Ответы: для изучения маленьких объектов, клеток. Маленький –микро. Кто из ученых им известен, об источнике информации – интернет, книги, рассказы родителей. | 5 мин | ||||||
4. Первичное усвоение новых знаний. | Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Учебник, карточка с заданием, тетрадь | Раздает каждому учащемуся карточки с фотографией микроскопа УМ-301. Включает слайд №8. Дает задание: откройте учебник параграф № 6, рассмотрите рисунок, прочитайте и подпишите на карточке все элементы строения микроскопа самостоятельно. | Выполняют задание учителя самостоятельно | 5 мин | |||||
5. Первичная проверка понимания | Коммуникативные: сформировать умение учебного сотрудничества с учителем, сформировать владение диалогичной речью Личностные: развитие опыта оценочной деятельности себя и другого. | Учебник, карточка с заданием, тетрадь | Все справились с заданием? Какие возникли вопросы? Тубус – трубка. В каких деталях микроскопа есть линзы? Слайд № 9. Как правильно рассчитать увеличение микроскопа? Объясняет где на окуляре и объективе посмотреть цифры увеличения. Задание: рассчитайте увеличение микроскопа на вашем столе. Слайд № 10. Есть современные микроскопы, использующие не свет, а поток электронов для изучения объекта, а их увеличение гораздо больше чем у световых. | Окуляр – смотрим глазом, Тубус – вставляется окуляр, Штатив – к нему прикреплены все детали микроскопа, Объективы – направлены на объект, Предметный столик с отверстием и зажимами – на него помещается объект изучения, Зажимы – закрепляют объект изучения на предметном столике, Зеркало вогнутое – собирает свет и направляет в отверстие предметного столика для освещения объекта, Винты – поднимают и опускают предметный столик, чтобы объект стал четко видимым. В окуляре и объективах. Нужно умножить увеличение окуляра на увеличение объектива. Выполняют задание учителя: рассчитывают увеличение своего микроскопа. | ||||||
6. Первичное закрепление | Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально. Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, соотносить свои действия с планируемым результатом. Познавательные: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей. | Тетрадь, микроскоп, презентация | Слайд № 11. Узнав устройство микроскопа и роль всех его деталей, теперь Вы готовы к практической части урока – овладеть алгоритмом работы с микроскопом. Раздает препарат «Растительная клетка» на каждый стол. Выполняйте каждое действие спокойно и четко. | Учащиеся в парах выполняют действия по алгоритму. 1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 3-5 см от ближнего к вам края стола посередине, 2. Поместите препарат на предметный столик и закрепите его зажимами, 3. Отклоните штатив на удобное для вас расстояние, 4. Смотрите одним глазом в окуляр, другой глаз старайтесь не закрывать, и направьте вогнутым зеркалом микроскопа свет в отверстие предметного столика, 5. Аккуратно, не спеша, пользуясь винтами, поднимайте предметный столик, пока не появится четкое изображение объекта, | 15 мин | |||||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей. Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально. Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности. | Микроскоп, презентация. | Переключает на слайд № 12. Если вы все делали правильно, то вы должны увидеть в микроскоп вот такую картинку. Успокаивает тех, кто не справился с первого раза, настраивает на достижение результата самостоятельно. Опять включает слайд № 11. Очень важное правило – это завершение работы с микроскопом. 6. По окончании работы с микроскопом нужно вернуть штатив в вертикальное положение, вынуть препарат, после звонка с урока убрать его в коробочку, а микроскоп отнести в шкаф (в лаборантской). | Эмоциональная реакция учащихся на правильно выполненное задание. У кого не получилось самостоятельно, повторяют алгоритм и добиваются результата, помощь оказывают друг другу в парах. Читают правило № 6 и выполняют его. | 10 мин | |||||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Личностные: формирование чувства ответственности и мотивации к выполнению самостоятельной работы для закрепления полученных знаний | Д/З к следующему уроку: прочитать параграф № 6, выучить устройство микроскопа и правила работы с ним, подготовиться к сам.работе. Опережающее Д/З: прочитать параграф № 7: строение клетки. | Учащиеся записывают Д/З в дневник. | 2-3 мин | ||||||
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, умение анализировать успешность своей деятельности. Коммуникативные: сознательное использование речевых средств при своем ответе на вопросы и одноклассников. Личностные: формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. | У кого-нибудь остались вопросы или непонимание изученного на данном уроке? Вам интересно и познавательно было на уроке? Вы узнали что-то новое? У вас все получилось? Вы хотите выполнять лабораторные работы с помощью микроскопа? Прощается с учащимися до следующего урока, желает им удачи. | Делятся впечатлениями и своими самооценками. После звонка с урока собирают портфели, уносят в лаборантскую микроскопы (мальчики), складывают препараты в коробочку. Благодарят учителя за урок. | 3 мин |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Устройства вывода информации" 7 класс
Разработка урока информатики в 7 классе по теме "Устройства вывода информации". Учебник Босовой Л.Л. В соответствии ФГОС....
Технологическая карта урока "Устройства ввода информации"
Технологическая карта урока "Устройства ввода информации"...
Технологическая карта урока " Устройство увеличительных приборов".
Технологическая карта урока биологии 5 класс "Устройство увеличительных приборов" разработана согласно требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока по физической культуре " Правила ЗОЖ " 3 "А" класс.
Правила ЗОЖ в начальной школе....
Технологическая карта урока « Устройство увеличительных приборов»
познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом; поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать...
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина». 9 класс...
Лабораторная работа" "Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними"
Данная презентация содержит ход лабораторной работы, задания для учащихся....