технологическая карта урока Устройство увеличительного прибора. Правила работы с микроскопом.
методическая разработка по биологии (5 класс)

Фурса Марина Николаевна

Как интересно и познавательно с элементами истории рассказать о микроскопе и научить с ним  работать учащихся 5-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название методической разработки: технологическая карта урока по биологии

Автор разработки: Фурса Марина Николаевна, учитель биологии ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия» Центрального района г. Санкт-Петербурга

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Биология

5

Устройство увеличительных приборов. Правила работы с микроскопом. (комбинированный урок)

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс.

5

Пасечник В.В.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. формировать умение выделять существенные признаки строения увеличительных приборов – лупы и микроскопа, их сходные  и различные черты;
  2. формировать умение определять основные части светового оптического микроскопа и их назначение;
  3. формировать умение понимать смысл биологических терминов: микро-, микроскоп, увеличительное стекло, линза, окуляр, объектив, штатив, предметное стекло, объект изучения, предметный столик, зажимы, тубус, вогнутое собирающее свет зеркало, винты, алгоритм действий при работе с микроскопом в паре и индивидуально.

Познавательные:

  1.  умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
  3. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой, информации, воспринимать наглядную информацию – рисунки в учебнике и на слайдах презентации.

Коммуникативные:

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально,
  2. Сформировать умение учебного сотрудничества с учителем
  3. Сформировать владение диалогичной речью

Регулятивные:

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии отметки.
  3. Сформировать умения работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Через самооценку учиться объективно оценивать свои знания и учиться оценивать других

признавать право каждого на собственное мнение, критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютерная панель «Prestigio», презентация, карточки-задания

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Перед началом урока

Организация рабочего места при проведении лабораторных работ по биологии (ответственность за сохранение школьного имущества, формирование алгоритма действий при организации лабораторных работ в кабинете биологии)

Школьные ученические световые микроскопы УМ-301, набор готовых препаратов «Растительная клетка»

Объясняет порядок действий

Мальчики учащиеся 5-го класса из лаборантской комнаты приносят и ставят на каждую парту световые микроскопы в нерабочем положении

3-5 мин

1.Организационный

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, беречь здоровье.

Создание положительного и эмоционального настроя у учащихся к работе на уроке и получению новых знаний и навыков.

Приветствует учащихся 5-го класса, проверяет готовность каждого к уроку, обращает внимание на настроение и самочувствие учащихся, выражает радость встрече с ними, сажает учащихся на рабочие места, отмечает отсутствующих в электронном журнале.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. Пожелали друг другу удачи. Обратили внимание на наличие на партах микроскопов.

2 мин

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выработка навыка целеполагания и формирования причинно-следственных связей, уважения к опыту предков.

презентация

Задает вопросы: Что за приборы стоят на ваших столах?

Слайд №1: Капелька воды или росы на листе что помогла создать людям? Какие Вы знаете приборы и предметы, в которых есть увеличительные стекла – линзы?

Что Вам нужно знать о микроскопе для работы с ним? Слайд №2

Ответы учащихся: микроскопы, увеличительное стекло- линзу, лупа, очки, телескоп, микроскоп.

Его устройство и правила работы.

Запись в тетрадях темы урока.

2-3 мин

3. Актуализация знаний.

Личностные: формирование ответственного отношения к получению информации

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:  умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей.

Зачем на уроках биологии нужен микроскоп? А что означает «микро»? А что вы знаете об изобретателях микроскопа? Слайды №№ 3-7.

А кто из Вас дома имеет микроскоп? Проверите себя – знаете ли вы его устройство и правила работы.

Ответы: для изучения маленьких объектов, клеток.

Маленький –микро.

Кто из ученых им известен, об источнике информации – интернет, книги, рассказы родителей.

5 мин

4. Первичное усвоение новых знаний.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Познавательные:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Учебник, карточка с заданием, тетрадь

Раздает каждому учащемуся карточки с фотографией микроскопа УМ-301. Включает слайд №8.

Дает задание: откройте учебник параграф № 6, рассмотрите рисунок, прочитайте и подпишите на карточке все элементы строения микроскопа самостоятельно.

Выполняют задание учителя самостоятельно

5 мин

5. Первичная проверка понимания

Коммуникативные: сформировать умение учебного сотрудничества с учителем, сформировать владение диалогичной речью

Личностные: развитие опыта оценочной деятельности себя и другого.

Учебник, карточка с заданием, тетрадь

Все справились с заданием? Какие возникли вопросы? Тубус – трубка.

В каких деталях микроскопа есть линзы? Слайд № 9. Как правильно рассчитать увеличение микроскопа?

Объясняет где на окуляре и объективе посмотреть цифры увеличения. Задание: рассчитайте увеличение микроскопа на вашем столе.

Слайд № 10. Есть современные микроскопы, использующие не свет, а поток электронов для изучения объекта, а их увеличение гораздо больше чем у световых.

Окуляр – смотрим глазом,

Тубус – вставляется окуляр,

Штатив – к нему прикреплены все детали микроскопа,

Объективы – направлены на объект,

Предметный столик с отверстием и зажимами – на него помещается объект изучения,

Зажимы – закрепляют объект изучения на предметном столике,

Зеркало вогнутое – собирает свет и направляет в отверстие предметного столика для освещения объекта,

Винты – поднимают и опускают предметный столик, чтобы объект стал четко видимым.

В окуляре и объективах.

Нужно умножить увеличение окуляра на увеличение объектива.

Выполняют задание учителя: рассчитывают увеличение своего микроскопа.

6. Первичное закрепление

Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально.

Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, соотносить свои действия с планируемым результатом.

Познавательные: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей.

Тетрадь, микроскоп, презентация

Слайд  № 11. Узнав устройство микроскопа и роль всех его деталей, теперь Вы готовы к практической части урока – овладеть алгоритмом работы с микроскопом.

 Раздает препарат «Растительная клетка» на каждый стол.

Выполняйте каждое действие спокойно и четко.

Учащиеся в парах выполняют действия по алгоритму.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 3-5 см от ближнего к вам края стола посередине,

2. Поместите препарат на предметный столик и закрепите его зажимами,

3. Отклоните штатив на удобное для вас расстояние,

4. Смотрите одним глазом в окуляр, другой глаз старайтесь не закрывать, и направьте вогнутым зеркалом микроскопа свет в отверстие предметного столика,

5. Аккуратно, не спеша, пользуясь винтами, поднимайте предметный столик, пока не появится четкое изображение объекта,

15 мин

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей.

Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально.

Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности.

Микроскоп, презентация.

Переключает на слайд № 12.

Если вы все делали правильно, то вы должны увидеть в микроскоп вот такую картинку.

Успокаивает тех, кто не справился с первого раза, настраивает на достижение результата самостоятельно.

Опять включает слайд № 11.

Очень важное правило – это завершение работы с микроскопом.

6. По окончании работы с микроскопом нужно вернуть штатив в вертикальное положение, вынуть препарат, после звонка с урока  убрать его в коробочку, а микроскоп отнести в шкаф (в лаборантской).

Эмоциональная реакция учащихся на правильно выполненное задание. У  кого не получилось самостоятельно, повторяют алгоритм и добиваются результата, помощь оказывают друг другу в парах.

Читают правило № 6 и выполняют его.

10 мин

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Личностные: формирование чувства ответственности и мотивации к выполнению самостоятельной работы для закрепления полученных знаний

Д/З к следующему уроку: прочитать параграф № 6, выучить устройство микроскопа и правила работы с ним, подготовиться к сам.работе.

Опережающее Д/З: прочитать параграф № 7: строение клетки.

Учащиеся записывают Д/З в дневник.

2-3 мин

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, умение анализировать успешность своей деятельности.

Коммуникативные: сознательное использование речевых средств при своем ответе на вопросы и одноклассников.

Личностные:  формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

У кого-нибудь остались вопросы или непонимание изученного на данном уроке? Вам интересно и познавательно было на уроке? Вы узнали что-то новое? У вас все получилось? Вы хотите выполнять лабораторные работы с помощью микроскопа?

Прощается с учащимися до следующего урока, желает им удачи.

Делятся впечатлениями и своими самооценками.

После звонка с урока собирают портфели, уносят в лаборантскую микроскопы (мальчики), складывают препараты в коробочку.

Благодарят учителя за урок.

3 мин



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Устройства вывода информации" 7 класс

Разработка урока информатики в 7 классе по теме "Устройства вывода информации". Учебник Босовой Л.Л. В соответствии  ФГОС....

Технологическая карта урока "Устройства ввода информации"

Технологическая карта урока "Устройства ввода информации"...

Технологическая карта урока " Устройство увеличительных приборов".

Технологическая карта урока биологии 5 класс "Устройство увеличительных приборов" разработана согласно требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока « Устройство увеличительных приборов»

познакомить учащихся с материалом об истории открытия и  устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом; поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать...

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина». 9 класс...

Лабораторная работа" "Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними"

Данная презентация содержит ход лабораторной работы, задания для учащихся....