Интегрированный урок Истории, литература, русский язык "Театр и жизнь"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Шумилова Жанна Валерьевна

Знакомство с развитием театра с древнейших времен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы: Алексеева Людмила Андреевна

Учитель истории и обществознания: Шумилова Жанна Валерьевна

Интегрируемые предметы: литература, история, русский язык

Класс: 5

Тип урока: комбинированный урок.

УМК: Литература под ред. Коровиной В.Я., русский язык под ред. Т.А. Ладыженской, история под ред. А.А. Вигасина.

Тема урока: Театр и жизнь

Методы и средства обучения: информационно-коммуникативный; частично-поисковый; эвристическая беседа; современные электронные средства обучения

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Технологическая карта

Тема

Театр и жизнь

Комплексная цель

Познакомить учащихся с развитием театра.

Задачи

обучающие:

-повторение, обогащение культурным наследием Древнегреческой цивилизации в современном мире, познакомить с понятиями: скене, орхестра, трагедия, комедия;

-Изучение сходств и различий между современным и Древнегреческим театрами, на примере юмористического рассказа А.П.Чехова «Хирургия» и комедийной постановки Аристофана «Птицы» Древнегреческого театра;

- Совершенствовать навыки анализа текста;

- Изучение читательских интересов обучающихся.

развивающие:

- развитие творческих способностей обучающихся и способностей к самообучению;

- развитие речи обучающихся, умение точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос;

- формирование умения вести диалог, договариваться в группе;

- совершенствовать навыки работы со словарями.

-воспитательные:

- воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова, а так же воспитание информационной культуры;

- воспитание квалифицированного читателя, чуткого к художественному слову;

- воспитание интереса и уважительного отношения к истории и культуре одной из древнейших цивилизаций;

- воспитание гордости за культурное наследие своей Родины;

- воспитание интереса и уважения к родному языку.

Формируемые УУД

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, умение управлять своей познавательной деятельностью

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка

Познавательные: умение строить высказывания, рефлексия деятельности

Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение организовывать учебное сотрудничество

Основные понятия

Театр, комедия, сатира, трагедия, юмор, сцена, скена, орхестра, оркестр, А.П. Чехов, Аристофан.

Ресурсы:

Компьютер, экран, проектор, доска, карточки для заданий в группе, презентация «Жизнь и театр»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Материалы для учащихся, использование которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята!

Желаю всем хорошего настроения. Я вижу, что большинство готовы к познанию нового.

Учащиеся поприветствовали учителей, сели и внимательно слушают учителя.

Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Напомните, творчество какого писателя мы с вами изучили на прошлом уроке.

Ребята называют тему прошлого урока: Юмор в литературном произведении А.П. Чехова «Хирургия»

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока

Послушайте отрывок одного стихотворения. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Уж полон зал. Вот-вот начало,
Надет костюм, наложен грим.
И ты готов, к восторгу зала,
К нему прийти совсем уже другим!

Оваций шум и крики "Браво!"
Приятны, что уж там таить?!
Но всё же главное - не слава,
Когда выходишь ты на сцену жить!

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…

Догадались ли вы о чем идет речь?

Молодцы! Скажите, пожалуйста, а какое место театр занимает в вашей жизни? А теперь посмотрите на слайд и давайте определим цель нашего урока? Чем же мы займёмся сегодня?

Учащиеся приходят к выводу о теме занятия «Театр и жизнь»

Записывают тему урока в тетрадь

Речь идёт о театре.

Что общего между современным и Древнегреческим театрами?

Презентация со стихотворением

Презентация с картинками современного и Древнегреческого театров.

Самостоятельное формулирование темы урока

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с заданными задачами.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с понятиями «театр», сатира, комедия, юмор, трагедия.

А что же такое театр? Давайте с вами найдём лексическое значение этого слова в словарях, которые лежат у вас на столах.

ТЕАТР –это помещение, где происходит изображение художественных произведений на сцене.

Ребята, для того, чтоб нам достигнуть цели, мы с вами послушаем сообщение о современном театре (на примере нашего Тюменского драматического театра), которое подготовила для нас Агапова Евгения.

Жанна Валерьевна:

Многие любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад.  Послушайте сообщение о Древнегреческом театре. Назовите, что общего, а в чем различия Современного и Древнегреческого театра. 5 минут

Чтобы более полно представить Древнегреческий театр я вас попрошу прочитать пункт 2 в учебнике истории и заполнить вторую колонку таблицы 5 минут.

Назовите общее в театрах

Рассмотрите слайд и назовите части Древнегреческого театра 2 минуты

Посмотрите на столах каждого ряда, представлены атрибуты Древнегреческого театра (подушка, билет, маска).

Что это, для чего они нужны были грекам и как они связаны с театром. 3 минут

Работа со словарём

Делят листок тетради на две половины. Заполняют половину «Современный театр»

Учащиеся слушают и называют сходства и отличия театров

Заполнение таблицы с помощью  учебника

«Сравнительная характеристика театра Современного и древнего»

 Учащиеся называют части театра

Работа с атрибутами.

Работа в команде.

Фронтальный опрос

Тетрадь, видеофрагмент, словари

Тетрадь, презентация

Текст учебника

Слайды

Слайд презентации

(подушка, билеты, маски)

Определение понятия «театр».

Учащиеся сравнивают новое и старое в театре. Размышляют о роли древнегреческого театра в развитии современной культуры.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию 

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию 

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания о Древнегреческом театре

Закрепить знания о творчестве А.П. Чехова

Фронтальный опрос,  работа с текстом на слайде. 5 минут

Обратите внимание на доску. Назовите автора, который изображен на фотографии? И какова же связь между театром и А.П. Чеховым?

Ребята, а вы знаете, что А.П. Чехов был в Тюмени?

На столах у вас лежит текст, который поможет вам найти ответ на вопрос. Прочитайте его.

Совершенно верно! Так вот в Тюменском драматическом театре очень часто ставят спектакли на произведения А.П. Чехова, в том числе и юмористический рассказ «Хирургия», с которым мы с вами уже знакомились.

На сегодняшнем уроке мы постараемся показать то, что мы увидели в тексте средствами театра.

Учащиеся находят ошибки, исправляют их вслух

Ученики называют автора: А.П. Чехов.

Уже в гимназические годы Чехов увлекался театром. В театр он ходил с братом Иваном. На утро следующего дня Антон Павлович разыгрывал сцены, мастерски перевоплощался то в сатирика, то в женщину, то в юношу. Именно поэтому в нашей стране и не только, существуют театры, которые названы в честь А.П. Чехова

Весной 1890 года Антон Павлович Чехов (1860-1904), направляясь на остров Сахалин. Прибыв в Тюмень по железной дороге 3 мая, Чехов остановился не один день в Тюмени. Большое впечатление на Чехова произвела сибирская природа. Чехов на столько проник в сердца тюменцев, что в честь его названа улица в г. Тюмени.

Инсценировка по рассказу А.П. Чехова «Хирургия»

слайд

Презентация

Слайд

Презентация с театрами Чехова.

Презентация с улицей, названной в честь Чехова.

Закрепление знание о Древнегреческом театре

Закрепление знаний о современном театре

Познавательные: поиск информации с помощью предложенных ресурсов; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с партнерами 

VI. Работа в парах

Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Ребята, а как вы думаете, почему рассказ Чехова юмористический, а не сатирический?

Теперь вам необходимо заполнить таблицу.

В таблице даны слова, ваша задача соотнести слово с его лексическим значением. А где разъясняется лексическое значение слов? И определить, сходства и различия современного и Древнегреческого театров. Красным цветом обведите те слова, которые являются общими, а синим те, которые являются различием. Найдите слова-синонимы и слова-антонимы.

Заполняют. Проверяю и выставляют себе оценки.

Словари, презентация, учебник русского языка.

Выявление связи между дисциплинами: биологии, химии, географии.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию 

VII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

А теперь проверьте, на сколько вы справились с заданием, и оцените свою работу.


Мы реализовали нашу цель урока?

На ваших столах лежат картинки театральных масок, возьмите и приклейте на доску ту маску, которая соответствует вашему настроению.

Спасибо всем за работу!

Молодцы!

Сверяют правильность выполнения с ответами, которые расположены на доске. Выставляют оценки.

Да.

Презентация

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; владения основами самоанализа и самооценки

VII. Д/з.

Литература – нарисовать рисунок к юмористическому рассказу А.П. Чехова (на выбор);

Русский язык – подготовить публичное выступление на тему: «Что я знаю о лексике?»

История - п 39 прочитать,

Подготовить рассказ от лица, посетившего древнегреческий театр.

Записывают д/з в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Гроза 12 года. Интегрированный урок ( история, литература)

На основе анализа исторических фактов и литературных текстов первой четверти 19 века учащиеся имеют возможность осознать связь между событиями Отечественной войны 1812 года и их отражением в литератур...

Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы

Цели:           образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».

изучение связи древнерусского языка с природными символами...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...