Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Цели:
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях
воинской славы;
развивающая – умение анализировать события и давать им оценку;
воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к
историческому прошлому Родины, Российским
Вооруженным Силам, к ветеранам войны и
труженикам тыла.
Задачи: 1. Проверить знания учащихся исторического периода времен
Великой Отечественной войны;
2. Систематизировать знания героических страниц Дней воинской
славы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dni_voinskoy_slav1.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок история + литература и ОБЖ
Дни воинской славы
Учитель истории Попова Лидия Александровна,
учитель литературы Дозорова Валентина Федоровна,
учитель ОБЖ Хламов Сергей Владимирович
Цели:
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях
воинской славы;
развивающая – умение анализировать события и давать им оценку;
воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к
историческому прошлому Родины, Российским
Вооруженным Силам, к ветеранам войны и
труженикам тыла.
Задачи: 1. Проверить знания учащихся исторического периода времен
Великой Отечественной войны;
2. Систематизировать знания героических страниц Дней воинской
славы;
Оборудование: Книжная выставка «О доблести, подвигах, славе»;
Плакаты, репродукции картин, фотографии о времени
Великой Отечественной войны;
Запись песни из кинофильмов «Офицеры», «Белорусский
вокзал»
Текст ФЗ от 10.02.1995г.
Презентация «Они сражались за Родину»
Тип урока: урок повторения, систематизация и обобщение знаний,
закрепление умений
Форма урока: игра «Счастливый случай»
Структура урока строится на сочетании этапов урока: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания
Давным-давно была война,
Но память нам на то дана,
Чтоб помнить, как весь мир
пылал когда-то.
И. Дербенев
Ход урока.
- Организационный момент.
- Основной материал.
Учитель ОБЖ:
10 февраля 1995 года был принят Федеральный закон «О днях воинской славы» (победных днях) России». Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. Перед вами текст Федерального закона от 10 февраля 1995 года.
- Какие дни воинской славы мы соотносим с периодом Великой Отечественной войны?
( ученики выбирают из текста закона дни, относящиеся к дням воинской славы периода Великой Отечественной войны).
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск под Москвой (1941 год).
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)
27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 год).
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (1945 год).
24 июня – Парад Победы на Красной площади в Москве (1945 год)
Учитель истории:
( на фоне мелодии песни «Белорусский вокзал» учитель читает отрывок из стихотворения «Не ходите на Русь»)
«Сколь ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
«Не ходите на Русь!» -
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
«Не ходите на Русь!» -
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…»
У каждого народа есть свои героические страницы истории, свои славные имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны Дни славных Побед, в которые российские войска снискали почет, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звезды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами великого служения нашему Отечеству.
И наш сегодняшний урок мы посвятим памятным Дням времен Великой Отечественной войны. Выявим знатоков военных событий более чем 65-ти летней давности. Проведем его в виде игры «Счастливый случай». Делимся на 2 команды.
Начинаем.
I гейм
«Великие имена»
Вопросы первой команде:
1. Кто был Верховным главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны?
(И.В.Сталин)
2. Кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади – Москва!»
(В.Клочков)
3.Закрыл грудью амбразуру пулемета, спас жизнь своим товарищам.
(А.Матросов)
4. Композитор, в блокадном Ленинграде написал знаменитую Седьмую симфонию «Героическая»
(Д.Шостакович)
5. Московская партизанка, первая из женщин удостоена звания Героя Советского Союза.
(Зоя Космодемьянская)
Вопросы второй команде:
- Кто принимал парад на Красной площади в День Победы?
(маршал Г.К.Жуков)
- Кто совершил первый ночной воздушный таран в небе Москвы?
(летчик В.Талалихин)
- Ленинградская школьница, вела дневник в блокадном городе.
(Таня Савичева)
- Кому принадлежат слова: «За Волгой для нас земли нет!»
(снайперу М. Зайцеву)
- Советский разведчик, работал в Японии. Передал точную дату нападения Германии на СССР
(Рихард Зорге)
Учитель литературы:
Предлагаю продолжить игру и вспомнить литературных героев, названия произведений о войне 1941 – 1945 годов.
II гейм
«Заморочки из бочки»
(использовать бочонки из игры «Лото»)
I команда | II команда |
1. Кто написал роман «Молодая гвардия» про подпольщиков комсомольской организации, которые действовали в городе Краснодоне Луганской области? (А.Фадеев) | 1. Кто рассказал о подвиге летчика Алексея Маресьева в книге «Повесть о настоящем человеке»? (Б.Полевой) |
2. Как звали главного героя из книги В.Катаева «Сын полка»? (Ваня Солнцев) | 2. Как звали главного героя поэмы К.Симонова «Сын артиллериста»? (Ленька Деев) |
3. О каком событии времен Великой Отечественной войны идет речь в произведении Ю.Бондарева «Горячий снег»? (Сталинградская битва) | 3. О каком событии времен Великой Отечественной войны идет речь в произведении А.Бека «Волоколамское шоссе»? (Московской битве) |
4. Кто автор этих слов и как называется произведение? «Жди меня И я вернусь, Только очень жди! Жди, когда навеют грусть Желтые дожди…» (К.Симонов «Жди меня») | 4. Кто автор этих слов и как называется произведение? «Переправа, переправа, Берег правый как стена (А.Твардовский «Василий Теркин») |
Учитель ОБЖ:
Мы продолжаем наше соревнование на лучшее знание истории времен Великой Отечественной войны. Начинаем очередной
III гейм
«Темная лошадка»
К нам сегодня пришел удивительный человек. Я расскажу о нем, а вы угадайте, кто этот человек.
«Родился в 1896 году в деревне Стрелковка Калужской губернии в крестьянской семье. Участник Первой мировой и гражданской войн. Руководил разгромом японских войск в районе реки Халхин-Гол. В годы Великой Отечественной войны был командующим Ленинградским, 1-ым Украинским, 1-ым и 2-ым Белорусскими и другими фронтами. Стал маршалом, был четырежды удостоен звания Героя Советского Союза. Заключил акт о капитуляции Германии, принимал Парады Победы на Красной площади в Москве и в Берлине. Автор мемуаров «Воспоминания и размышления». Был похоронен в 1974 году на Красной площади в Кремлевской стене».
(Г.К.Жуков)
Учитель показывает его портрет и от его лица задает вопросы командам.
Первый вопрос:
«Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: «Тигр», «Пантера», «Фердинанд», «Фоке-Вульф-190». Отборные танковые дивизии Германии «Рейх», и «Адольф Гитлер» были уничтожены 5-ой гвардейской танковой армией генерала Ротмистрова. Сотни немецких солдат остались лежать в русской земле. Особенно ожесточенные и кровопролитные бои велись на орловском направлении».
-Что это за событие?
(Сражение на Курской дуге)
Второй вопрос:
12 июля фашистские войска вторглись в пределы области. 14 июля в ней было объявлено военное положение. 23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли город варварской бомбардировке. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года - самая скорбная дата в истории этого города»
- А где проходили эти события?
( В битве под Сталинградом)
Третий вопрос:
«Такое площадь знала лишь однажды,
Однажды только видела земля:
Солдаты волокли знамена вражьи,
Чтоб бросить их к подножию Кремля.
Они, свисая, пыль смели с брусчатки,
А наши воины в сиянии погон,
Все били, били в черные их складки
Надраенным кирзовым сапогом»
- Что знаете об этом событии?
( Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года)
Учитель истории:
А сейчас мы проведем последний гейм, который покажет нам победителей этой игры. Начинаем
IV гейм
Гонка за лидером.
I команда | II команда |
1.С каким событием связан День воинской славы, который мы отмечаем 5 декабря? (наступлением советских войск под Москвой) | 1.С каким событием связан День воинской славы, который мы отмечаем 2 февраля? (день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом) |
2.Что произошло 24 июня 1945 года? ( Парад Победы на Красной площади) | 2. Что произошло 23 августа 1943 года? (день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве) |
3. День снятия блокады Ленинграда. (27 января 1944 года) | 3.Это событие мы празднуем 9 мая. (День Победы) |
4. Город, где проходила встреча глав государств СССР, США и Англии в 1943 году? (В Тегеране) | 4. Город, где проходила встреча глав государств СССР, США и Англии в феврале 1945 года? (В Ялте) |
5 Руководитель США в годы Второй мировой войны. (Ф.Д.Рузвельт) | 5 Руководитель Англии в годы Второй мировой войны. (У. Черчилль) |
6. О чем говорит цифра «900 дней»? (Столько времени Ленинград находился в осаде) | 6. О чем говорит цифра «250»? (Столько дней защищался Севастополь) |
7 Немецкий план наступления немцев на СССР? («Барбаросса») | 7 Немецкий план наступления немцев на Москву? («Тайфун») |
8. Что произошло 6 июня 1944 года? (Открытие второго фронта на севере Франции в районе Нормандии) | 8. Что произошло 30 мая 1945 года? (В Берлине над рейхстагом был поднят советский флаг) |
9. Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года) | 9. Когда закончилась Великая Отечественная война? (8 мая 1945 года) |
10. Назовите Героя Советского Союза, уроженца с.Брыковка? (Н.В.Грибанов) | 10. Назовите Героя Советского Союза, уроженца с.Софьинка? (В.И. Лавров) |
11. Кого в нашем районе называли «Человек – легенда»? (А.С.Вшивцеву) | 11. Назовите нашего земляка, кавалера орденов Славы? (Скворцов) |
Учитель ОБЖ:
(Звучит мелодия песни из кинофильма «Офицеры»)
Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов, наших отцов. Память о них будет вечна, а значит и память о войне.
Дни воинской Славы – это всенародные праздники воинской доблести, подвига русского солдата, отстоявшего для нас мир.
И о них, немногих ветеранах, оставшихся в живых мы должны заботься и помнить.
Ученик читает стихи поэтессы М.Агашиной:
Пролетели года. Отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.
Но далекому мужеству
Верность храня,
Ты стоишь и молчишь
У святого огня.
Ты же выжил, солдат!
Хоть сто раз умирал,
хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер –
На сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь?
Говорят, что не плачет солдат:
Он – солдат,
И что старые раны
К ненастью болят.
Но всегда было солнце! И солнце с утра…
Что ж ты плачешь солдат,
У святого костра?
(В момент звучания стихов идет показ презентации «Они сражались за Родину», показывающая наших земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны)
Подводим итоги игры, объявляем победителя.
Домашнее задание. Подготовить рассказ о ветеране Великой Отечественной войны из числа своих родственников или земляков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гроза 12 года. Интегрированный урок ( история, литература)
На основе анализа исторических фактов и литературных текстов первой четверти 19 века учащиеся имеют возможность осознать связь между событиями Отечественной войны 1812 года и их отражением в литератур...
Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы
Структура урока строится на сочетании этапов урока: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и форму...
«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)
P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...
Интегрированный урок: история, литература, МХК. Донские казаки в Отечественной войне 1812г.
Цель урока:- сформировать представление об участии и роли казаков в Отечественной войне1812г. как об одной из славных страниц их ратной жизни;- с использованием произведений литературы и ж...
Интегрированный урок (история +литература) по теме "Бородинская битва" для 10 кл
Интегрированный урок для 10 кл для классов с гуманитарным уклоном разработан с использованием отрывков из фильма С. Бондарчука "Война и мир", поддерживается презентацией специально разработанной для э...
Конспект интегрированного урока (история, литература, МХК) на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
Урок проводится в 8 классе...
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...