Гроза 12 года. Интегрированный урок ( история, литература)
методическая разработка (10 класс) по теме
На основе анализа исторических фактов и литературных текстов первой четверти 19 века учащиеся имеют возможность осознать связь между событиями Отечественной войны 1812 года и их отражением в литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «Гроза двенадцатого года»
(литература и история)
10 класс
Цель урока:
- На основе анализа исторических фактов и литературных текстов первой четверти XIX века подвести учащихся к осознанию связи между событиями Отечественной войны 1812 года и их отражением в литературе для получения нового знания;
- Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение и сопоставление знаний из различных научных областей: литературы и истории;
- Продолжить воспитание у обучающихся личностных качеств, способствующих осознанию гордости за историю и культурное наследие собственного народа.
Пояснительная записка
Война 1812 года – благодатная тема для интегрирования, хотя литературный материал используется в основном не программный, а дополнительный. Образы русских полководцев, мощная фигура Наполеона, патриотический взлёт русского народа – всё нашло самое широкое отражение в произведениях литературы, живописи, музыки. Недостатка в материале нет, поэтому ребята самостоятельно подбирают материал для первого урока по войне 1812 года. На уроке используется сцена, в которой семья Ростовых читает воззвание Александра 1 к москвичам. Готовится инсценировка или чтение по ролям. Звучит на уроке отрывок «Дубина народной войны…». Наряду с классическими стихотворениями Жуковского, Пушкина, Лермонтова и Давыдова используются две исторические миниатюры В.Пикуля. Достоверность исторических произведений этого писателя иногда вызывает сомнения, но литература давно превратила войну 1812 года в подобие патриотической легенды, а в таком ракурсе новеллы Пикуля, создающие почти былинной мощи образы героев войны, подходят как нельзя лучше. В течение всего урока даётся как можно больше портретов – как бы оживляя эрмитажную «Галерею 12-го года».
Немало времени уделено и Наполеону, чтобы после прочтения романа Льва Толстого у ребят не создалось слишком одностороннего представления об этой исторической личности.
Урок рассчитан на два учебных часа.
Оформлением служат учебные карты «Европа в годы завоевательных войн Наполеона», «Нашествие Наполеона на Россию», схема Бородинской битвы и портреты: Наполеон, Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, Денис Давыдов, Николай Раевский и другие. Используются музыкальные фрагменты – песня Окуджавы «Батальное полотно»,
романс на стихи Цветаевой М. «Генералам 12- года».
Ход урока
На доске эпиграф – вопрос – слова А.Пушкина:
Гроза 12-года настала, кто нам тут помог –
Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?
На протяжении урока возвращаемся к этому вопросу – и ответом служит лермонтовское: «Да, были люди в наше время». Именно о героях, без которых не было бы победы, и ведём разговор, а исторические события – фон для этого разговора.
Используя карту, вспоминаем события начала 19 века, завоевания Наполеона в Европе: капитуляция Австрии, Пруссии, континентальная блокада Англии, Тильзитский мир, народная война в Испании. Обсуждаем причины похода Наполеона на Россию, его мечты о господстве над Европой.
Затем переходим к портрету Наполеона, кратко рассказываем о его головокружительной карьере (достаточно материала из учебника «Новая история»). Отмечаем, что его ум, воля и дерзость способствовали тому, что Наполеон Бонапарт в скором времени оказывается героем многих романтических произведений литературы. Даже русские поэты, несмотря на то, что Наполеон воевал с Россией, отдают ему дань уважения и восхищения, а его трагическая судьба, поражение и заточение на острове Святой Елены лишь увеличивают романтический ореол над ним. Наполеон вызывает восхищение у героев литературы (пример – князь Андрей у Льва Толстого, у Пушкина Онегин в кабинете держит «столбик с куклою чугунной» - фигуркой императора).
Далее звучат стихотворение М.Лермонтова «Воздушный корабль» и отрывок из «Последнего новоселья»:
… и он явился с строгим взором,
Отмеченный божественным перстом.
И призван за вождя всеобщим приговором,
И ваша жизнь слилася в нём…
Один – он был везде, холодный, неизменный,
Отец седых дружин, любимый сын молвы,
В степях египетских, у стен покорной Вены,
В снегах пылающей Москвы…
Как будет он жалеть, печалию томимый,
О знойном острове, под небом дальних стран,
Где сторожил его, как он непобедимый,
Как он великий, океан!
Может быть использовано также стихотворение А.Пушкина «Наполеон».
Таков полководец, бросивший против России громадную армию. И такому врагу Россия смогла противопоставить не меньшую мощь, хотя поначалу и пришлось отступать.
По карте – рассказ о плане Наполеона разбить три русские армии поодиночке, об отступлении русских.
Подробнее даются портреты Барклая де Толли и Багратиона (сообщение учеников): используется материал из романа Л.Раковского «Кутузов».
Барклай де Толли – лифляндец по происхождению, быстро сделал карьеру,
честно служил России, но с его именем не соединилось ни одно знаменитое сражение. Участвовал во взятии Очакова, отличился в войне со шведами, но до его назначения на пост военного министра большинство русских о нём ничего не слышало.
Был по – немецки точен, сух, аккуратен, холоден, замкнут, требователен к себе и к другим. Всегда держал дистанцию с подчинёнными. был талантливым стратегом, но слишком отличался от полководцев суворовского образца – был далёк от солдат, поэтому его считали чужаком, да и нерусская фамилия этому способствовала.
В штабе его уму и достоинствам завидовали, поэтому Барклай стал жертвой сплетен. В 1812 году был главнокомандующим 1-й русской армии и вынужден был отступать под натиском французов, сохраняя армию. Вокруг видел озлобленные лица, слышал незаслуженное прозвище «изменник». Горячий, несдержанный Багратион в письмах к Ростопчину называл его трусом. В июле армии Барклая и Багратиона встретились в районе Смоленска, и сговориться между собой столь противоположные по характеру и темпераменту полководцы не смогли.
Горькую судьбу Барклая де Толли лучше всех передал А.С.Пушкин в стихотворении «Полководец». Поэт высоко оценил заслуги полководца и пишет о нём:
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принёс земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шёл один ты с мыслью великой.
И, в имени твоём звук чуждый не взлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
и тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал…
И долго укреплён могущим убежденьем
Ты был неколебим пред общим заблужденьем:
И на полпути ты должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там устарелый вождь, как ратник молодой,
Свинца весёлый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти,-
Вотще!-
О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведёт в восторг и умиленье!
Иван Петрович Багратион был грузин, из знатного княжеского рода. Народ любил его как верного и любимого ученика Суворова. Человек горячий, откровенный, резкий, мужественный, он пользовался, в отличие от Барклая де Толли, большой любовью в войсках. Во время отступления командует 2-й армией, но если Барклай, отступая, осторожен, его цель – сохранить армию, то Багратион часто идёт на рискованные столкновения с врагом. Это выглядит гораздо патриотичнее, но вряд ли разумнее. Барклай отмалчивается, Багратион постоянно выступает с пламенными патриотическими речами, призывая дать врагу отпор.
В Шевардинском сражении Кутузову постоянно приходится отправлять Багратиону депеши, чтобы он, руководя левым флангом, зря не лил кровь своих солдат.
В Бородинском сражении он оказывается в самом жарком месте боя. Французы постоянно наступают на Багратионовы флеши, но войска стоят насмерть. Здесь Багратион был тяжело ранен и вскоре скончался.
В.А.Жуковский в стихотворении «Певец во стане русских воинов» пишет:
И ты… и ты, Багратион?
Вотще друзей молитвы.
Вотще их плач… во гробе он,
Добыча лютой битвы.
Ещё дружин надежда в нём;
Всё мнит: с одра восстанет:
И робко шепчет враг с врагом:
«Увы нам! скоро грянет».
А он… навеки взор смежил,
Решитель бранных споров,
Он в область храбрых воспарил
К тебе, отец Суворов.
Говорим несколько слов о срыве планов Наполеона, о соединении двух русских армий под Смоленском, о продвижении наполеона к Москве, которое вызвало патриотический подъём народа.
Инсценировка из романа Л.Толстого «Война и мир»: Ростовы слушают воззвание Александра и всей душой на него откликаются.
Звучит песня Б.Окуджавы «Батальонное полотно», подчёркиваем строки: «Не понять, кто главный, кто слуга, кто барин, из дворца, из хаты- // Все они солдаты, вечностью объяты, бедны ли, богаты».
На фоне народной войны нужен был полководец, которому бы верил народ. Главнокомандующим назначают Кутузова.
Сообщение о Михаиле Илларионовиче Кутузове начинаем со стихотворения В.А.Жуковского:
Он взором жизнь даёт полкам:
Он махом мощной длани
Их мчит во сретенье врагам
В средину шумной брани;
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!
С ним опыт, сын труда и лет;
Он бодр и с сединою;
Ему знаком победы след…
Доверенность к герою!
Нет, други, нет! не предана
Москва на расхищенье;
Там стены!... в россах вся она:
Мы здесь, - и бог наш – мщенье.
Пушкин говорил о Кутузове: «Кутузов один обличён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал».
Он избран главнокомандующим армии после Смоленска, ему 67 лет. Глаз он потерял во время взятия Очакова, а в 1788 году, во время кампании против турок, вновь ранен в голову. Александр 1 держит его в «почётной ссылке» - отправляет дипломатом в Стамбул, боясь, что Кутузову известны подробности убийства Павла 1. В 1805 году при Аустерлице, когда оба императора бежали, старается спасти полки, при этом ранен в левую бровь… В 1809 году он – военный губернатор в Вильно, в 1811 командует Дунайской армией, выполняет задачу – заключить с Турцией мир, что ему удаётся. Но в 1812 году прозябает в своём имении.
Его назначение и приезд в армию вызывает ликование. Поют частушки:
Барклай де Толли
Не нужен боле.
Приехал Кутузов
Бить французов.
Кутузов любим армией и умеет использовать моральную силу русских, борющихся за свою родную землю.
Используя схему, рассказываем о Бородинском сражении.
Читаем отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Бородино».
Кот же были эти чудо – богатыри, сражающиеся с французами и приблизившие победу?
Николай Николаевич Раевский (рассказывает учитель).
Наполеон сказал: « Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы».
Службу начал в 15 лет в чине гвардейского прапорщика. Прошёл русско – турецкие войны, войну с Персией в чине полковника. До Тильзита командует арьергардом русской армией. В 1808 – 1809 годах сражается со шведами на территории Финляндии, а в 1810 – 1811 годах – в Молдавии с турками.
1812 год – жесточайшее сражение под Салтановской, обеспечивающее соединение армий под Смоленском. Раевский оставлен в заграждении против основных сил французов. Был момент – русские дрогнули. Раевский выходит вперёд с сыновьями ( Николаю 11 лет, Александру – 16).
Жуковский пишет:
Раевский, слава наших дней,
Хвала! перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами.
Сам генерал об этом случае говорить не любил, даже отрицал участие Николая в сражении.
Денис Давыдов пишет: « Гибель Раевского причинила бы взятие Смоленска и немедленно после того истребление наших армий. Без сего великого дня не было бы ни Бородинского сражения, ни Таратутинской позиции, ни спасения России».
В Бородинском бою 7-й корпус Раевского был в самом горячем месте и к полудню перестал существовать.
Раевский был учеником Суворова и писал сыну Николаю заветы, подобные суворовским:
«Бойся опасной праздности, не будь ленив ни физически, ни морально.
Презирай опасность, но не подвергай ей себя из щегольства.
Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека.
Служи не как слепая машина, но узнавай своё ремесло»
Под Лейпцигом адъютантом Раевского был поэт Батюшков. Он вспоминает, что раненый Раевский командовал до конца. Его последние слова: « У меня нет больше крови, которая питала бы мою жизнь, эта кровью до капли пролита за отечество».
Жена Раевского Софья Алексеевна Константинова – внучка Ломоносова.
Дочь Мария – будущая жена декабриста Сергея Волконского.
Сын Николай – друг Чаадаева и Пушкина.
Надпись на могиле Н.Н.Раевского:
Он был в Смоленске – щит,
В Париже – меч России.
Яков Петрович Кульнев ( по новелле Пикуля «Жизнь генерала – рыцаря» готовит сообщение ученик).
Личность легендарная. Денис Давыдов писал о нём:
Был век бурный, дивный век,
Громкий, величавый,
Был огромный человек,
расточитель славы.
Был действительно огромен: богатырь громадного роста и зверского вида – лохматый, с большим носом, но добрый и благородный души человек.
Ещё юношей отличился в сражениях, был замечен Потёмкиным и Суворовым, жил в бедности, в обществе не блистал, но в атаках был первым, а при отступлении – последним. Говорят, по ночам часто не спал, а, сидя на барабане, охранял покой солдат. Славой овеяны его походы, особенно против шведов. В Финляндии выковал тактику партизанской войны, которая пригодилась в 1812 году. На финнов сначала навёл страх, но затем они проникаются к завоевателю уважением – он не допускает насилия над пленными и мирным населением. Из Стокгольма в шведскую армию приходит удивительный приказ – не стрелять в Кульнева. Финско – шведский поэт Иоганн Рунеберг посвящает ему поэму, существовали лубочнык картинки, где лохматый Кульнев держит на руках младенца – Рунеберга.
Ты б посмотрел его черты!
Между картин убогой хаты
Ещё порой увидишь ты
Какой – то облик волосатый,
Ты подойдёшь, проглянет рот,
Улыбка кроткая блеснёт
И взор приветливый, открытый,
Вглядись, то Кульнев знаменитый!
На нас рука его несла
Беду и смерть и ужас боя,
Но честь его и нам мила,
Как честь родного нам героя.
Сражаясь против турок на Дунае, получает саблю, осыпанную алмазами. остаётся в бедности и не имеет семьи. женщина, которую он любил, поставила условие, что он оставит военную службу. Кульнев ответил: « Сударыня, долг перед службой Отечеству я считаю выше долга супружеского».
В 1812 году со своими гусарами прикрывает Москву в корпусе генерала Витгенштейна. В бою взял в плен любимца Наполеона – Сен – Жени – это был первый пленный французский генерал. Возле деревни Сивошино Кульнев, не дождавшись подмоги из тыла, вынужден был вступить в бой с превосходящими силами французов. Ядром ему оторвало ноги. Он умер, завернувшись в солдатскую шинель, так как не хотел, чтобы Наполеон радовался смерти «самого Кульнева».
Москва облеклась в траур. Кульнев оказался первым русским генералом, погибшим в Отечественной войне. Вечером в оперном театре знаменитая певица Сандунова не могла вести свою арию. Она остановила оркестр и запела: «Слава нашему генералу Кульневу, положившему жизнь за отечество». Зал поднялся, рыдая.
Василий Григорьевич Костенецкий (сообщение ученика по исторической миниатюре Пикуля «Конная армия, марш – марш»).
Ещё один представитель русских чудо – богатырей. Родился в семье мелкопоместных конотопских дворян. Обладал большой физической силой – мог свалить с ног быка.
Учился в инженерном корпусе, поддерживал у кадетов дисциплину, выдвинулся в капралы. Говорят, здорово наказывал хулигана Лёшку Аракчеева, не ведая, как судьба вознесёт этого человека.
При взятии Очакова отличился.
Князь Потёмкин – Таврический сказал: « сего верзилу, который янычар, будто снопы худые, через плечо швыряет, жалую в подпоручики».
В конце 18 века зарождалась конная артиллерия. Костенецкий отправлен к Платону Зубову, ведавшему формированием новых войск. Так он стал гусаром – гвардейцем и артиллеристом.
Его прозвали «Василий Великий». В любые морозы спал он без одеял и подушек с открытым окном, вместо завтрака пил стакан крепкого чая, закусывая листочками заварки. Яды на него не действовали – потехи ради разгрызал кусок мышьяка.
Во время компании 1805 года нашёл себе товарища под стать – богатыря Маслова. При отступлении под Аустерлицем они вдвоём вернулись и отбили свои пушки. После Аустерлица наполеон в Париже соорудил Вандомскую колонну, отлив её из русских орудий, но пушек Костенецкого там не было.
В 1812 году за сражение под Смоленском получает орден Анны.
В Бородинском бою, разгромив батареи Раевского, французы двинулись на батареи Костенецкого. В рукопашном бою он схватил банник (пест для прочищения стволов пушек) и стал им крушить врагов. Награждён был шпагой «За храбрость».
После 1812 года его военная карьера кончается, так как манера говорить правду в глаза не всем нравится. Припомнил ему прошлые обиды и всесильный министр граф Аракчеев.
Костенецкий отправляется к себе на хутор, работает и живёт, как простой крестьянин, в избе – мазанке, на которой, однако, висит его дворянский герб.
О нём вспоминают в 1831 году и назначают начальником артиллерии на Кавказ, где он скоро умирает от холеры… Его портрет есть в Эрмитаже в «Галерее 12 – го года».
Несмотря на мужество русских на Бородинском поле, Кутузов принимает решение оставить Москву.
Читаются строки А.Пушкина:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар.
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.
В России начинается партизанская война, у истоков которой стоит замечательный офицер и поэт Денис Давыдов.
Сообщение о Денисе Васильевиче Давыдове.
Родился в Москве в семье полкового командира. Большую роль для него сыграла встреча с Суворовым. В 1793 году тот сказал, увидев девятилетнего мальчика: «Этот будет военный человек, я ещё не умру, а он уже три сражения выиграет».
В 17 лет поступает в гвардию, но за свои стихи переведён в армию. Становится гусаром. Его стихи «написаны на привалах, на дневках, между двух дежурств, между двух сражений».
Участвует в войне в 1805 – 1807 годах как адъютант Багратиона, затем – в кампании против Швеции и Турции. Получает ордена и золотое оружие «За храбрость».
В начале 1812 года – в действующей армии, но в сентябре подаёт Кутузову рапорт с предложением организовать партизанские отряды. Становится командиром такого отряда. войну закончил в Париже в чине генерал – майора.
С 1814 года занимается в основном поэзией. Пушкин говорил, что многим, как поэт, обязан Давыдову: «Он дал мне почувствовать, что можно быть оригинальным, не попадать под влияние Жуковского или Батюшкова».
В своих стихотворениях Давыдов даёт портреты боевых товарищей.
Читаем отрывок из стихотворения «Партизан»:
Умолкнул бой. Ночная тень
Москвы окрестность покрывает.
Вдали Кутузов курень
Один, как звёздочка, сверкает.
Громада войск во тьме кипит,
И над пылающей Москвою
Багрово зарево лежит
Необозримой полосою.
И мчится тайною тропой
Воспрянувший с долины битвы
наездников весёлый рой
На отдалённые ловитлы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.
Начальник в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской.
Сын белокаменной Москвы,
Но рано брошенный в тревоги,
Он жаждет сечи и молвы,
А там что будет – вольны боги!
Под музыку «Бородинская симфония» Бородина звучат слова Л.Толстого:
«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие…
…Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшую дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».
Краткий рассказ об изгнании Наполеона из России, о значении войны 1812 года и победы русских.
Память о героях 1812 года увековечена в стихах и прозе, в живописи и архитектуре. Вспоминаем об Александровской колонне на дворцовой площади Петербурга, о панораме «Бородинское сражение» в Филях, о комплексе на Бородинском поле, о галерее 12 – го года в Эрмитаже и храме Христа Спасителя.
Кто же помог нам выстоять в грозу 12-го года?
Героев было множество, память о них сохраняем и по сей день, хотя успеваем сказать лишь о немногих. Пушкин сам отвечает на свой вопрос в «Воспоминаниях в Царском селе»:
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За веру, за царя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы
Цели: образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях...
Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы
Структура урока строится на сочетании этапов урока: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и форму...
«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)
P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...
Интегрированный урок: история, литература, МХК. Донские казаки в Отечественной войне 1812г.
Цель урока:- сформировать представление об участии и роли казаков в Отечественной войне1812г. как об одной из славных страниц их ратной жизни;- с использованием произведений литературы и ж...
Интегрированный урок (история +литература) по теме "Бородинская битва" для 10 кл
Интегрированный урок для 10 кл для классов с гуманитарным уклоном разработан с использованием отрывков из фильма С. Бондарчука "Война и мир", поддерживается презентацией специально разработанной для э...
Конспект интегрированного урока (история, литература, МХК) на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
Урок проводится в 8 классе...
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...