Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Анищенко Тамара Николаевна

изучение связи древнерусского языка с природными символами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок биологии-литературы

«Природные символы в жизни древних славян».

Цели урока:

Образовательные:

  1. Изучить картину мира славянина -язычника.
  2. Изучить связь древнеславянского языка с природными символами.

Воспитательные:

  1. Познакомить учащихся с историей родного языка, его природностью и образностью (связать с экологией).
  2. Показать неразрывную связь древних славян с природой как источником жизни.
  3. Воспитывать уважение к предкам, к истории Руси.
  4. Подвести учащихся к пониманию биологической сущности человека как одного из видов живых организмов, населяющих нашу планету (связь с биологией )
  5. Показать необходимость сохранения природы и её богатств как условие дальнейшего существования человека (связь с биологией и экологией).

 Развивающие:

- организовать деятельность учащихся по развитию Учебно-интеллектуальных умений и навыков; работать с текстом; критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

Задачи:

-раскрыть происхождение  и значение слова «язык»

- раскрыть значение природы для жизни человека

- привить любовь и бережное отношение к природе

Тип урока: изучение нового материала

 Оборудование:  ИКТ, медиапроектор, , поделки из природного материала.

Тип урока: комбинированный.
Формы и методы организации урока: систематизация материала, познавательный рассказ с элементами беседы, выступления учащихся, познавательная игра «Угадай», выразительное чтение стихотворений, составление текста по опорным словам.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Активизация познавательной деятельности.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итоги урока, обобщение, оценочная деятельность.
  6. Рефлексия.


Ход урока:

1. Организационный момент (1 -2 мин.)

2. Активизация познавательной деятельности. Подготовка  учащихся к активному  и сознательному усвоению нового материала.(5  мин)

Слово учителя.

До конца Х века славяне были язычниками: христианской веры не знали, а поклонялись обожествленным силам природы .

Славяне верили, что природа вечна. Душа человеческая вечна. Мир населен духами). Трава, деревья, реки, камни – словом все, что окружало человека, казалось ему живым. Он наделял их умом, чувством.

В язычестве богам не поклоняются, их воспринимают скорее как неотъемлемую часть природы и всего мира. В язычестве человек является не властелином природы, а, скорее, ее составляющей, вместе с окружающими его духами, животными и растениями.

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели нашего урока?

Вопрос учащимся 1: Словарная работа.

 (Презентация. Слайд 1.) Что означает “язычество”? Я “зычу естество”, то есть: “я озвучиваю природу”. Это очень хорошее слово. В чем сила язычества? Жить с природой в единстве, не пытаться ее поработить.

Надо выйти за порог и идти неприметной тропой в лес. А там вслушиваться в шелест листьев, скрип высоких сосен, журчание ключа. И оно, язычество, придет и захватит вас.

Итак, понятие «язычество» тесно связано с словом «язык», имеет один корень.

Вопрос учащимся 2.

Что же такое- язык? Что же может обозначать это слово?

(орган речи, речь, блюдо).

(Сердюк  А).

Чтобы озвучить природу, своё существование человеку нужно было использовать речевой аппарат– орган речи.

Вопрос учащимся 3.

Что же представляет собой язык как орган?

Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи:

Голосовой аппарат – это система органов, которая участвует в образовании голоса и речи.

Артикуляционный аппарат – это система органов, благодаря которым формируются звуки речи и голоса.

 Язык как речь(Анищенко Т. Н.)

Язык  — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Вопрос 4: Как вы думаете, есть ли речь у животных?

Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет речи.

Членораздельные звуки могут издаваться лишь очень хорошо развитым речедвигательным аппаратом. Такого аппарата еще нет у животных. Он получил свое развитие и приобрел высокую степень совершенства лишь у человека в процессе трудовой деятельности, которая вызывала у людей потребность общения друг с другом.

3. Изучение нового материала.

Человек как биологический вид существовал и существует в неразрывной связи с природой. Русская языческая культура основана на культе природы: божествами признавались различные природные объекты: солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения, камни и т. д.

      Таким образом, язычники окружили себя целой системой языческих святынь, которые оберегали человеческий род. Воплощенные образы природных стихий следовало уважать, дружить с ними. Человек осознавал себя как часть мира, ступень его развития, человек был един с миром природы.
     Рассмотрим  основные
образы-тотемы .

Словарная работа: тотемы –

ТОТЕМ (его род) - существо, предмет или явление (чаще всего животные или растения), являющиеся объектом почитания (или культа) группы людей, считающих его своим покровителем и верящих в общее происхождение и кровную близость с ним. (Презентация)

- тотем
дерева как символа жизни;

Славяне почитали растения не меньше, чем животных. Почитались как отдельные деревья, чем-то выделявшиеся (большим дуплом, например, или пораженные ударом молнии), так и целые рощи. 


Из деревьев славяне больше всего почитали дуб и березу, что можно объяснить повсеместной распространенностью этих деревьев в зоне расселения славян, а так же их хозяйственной значимостью.

А) Игра: «Угадай, что это?)

Сообщения Учащихся (Ученик дает ботаническую справку (остальные учащиеся должны догадаться о каком растении идет речь

  1. Крупное мощное дерево до 40 м высотой с широко-пирамидальной и сильно ветвистой кроной. Молодые побеги красновато-бурых или сероватых оттенков, с многочисленными светлыми чечевичками. 
  2. Очень ценилась и до сих пор ценится древесина этого дерева. Древесинатвёрдая, тяжёлая и прочная и поэтому стоит на одном из первых мест и высоко ценится на мировом рынке.
  3. Листья обратнояйцевидные или продолговато-обратнояйцевидные, длиной 7-15 см, на черешках около 5 мм, перисто-лопастные.
    Плод —
     желудь продолговатый, длиной 2-3 см, односеменной. В зрелом состоянии серый или бурый с продольными зелеными полосками. Созревает в сентябре-октябре.
  4. Ответ учащихся – ДУБ.

 (ученики отвечают: дуб) . Что ещё вы можете рассказать о дубе? Например, о его применении в медицине?

Презентация.

Слово учителя.

Языческому богу  Перуну было посвящено  дерево могучий, развесистый дуб. У наших предков рубить дуб было большим грехом. Нечестивцев за это строго наказывали. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими хранителями.

 (Слайд 33.) Словарная работа:

Кумир- 1. Изваяние языческого божества; идол. // Божество.
2. перен. Тот, кто служит предметом восхищения, поклонения. // То, что признается
единственно достойным поклонения, является предметом исключительной преданности, служения, смыслом жизни .

Связь с литературой (Анищенко Т.Н.)

.Тема природы нашла отражение и творчестве писателей и поэтов, что подчёркивает неразрывную духовную связь человечества с природой , сохраняющуюся во все времена. Какие вы знаете произведения русских писателей и поэтов о дубе?

ученик читает отрывок о дубе.

Николай Заболоцкий - стихи

Завещание


Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Вопрос:

Какие ассоциативные связи вы заметили? (Человек и природа нераздельны, человека рождает природа, а после смерти он опять становится природой.)

В стихотворении отражена вера Заболоцкого в то же, во что верили древние славяне: душа человека после смерти переселяется в дуб, благословенное дерево. А так как дерево у славян считалось символом мироздания, то Заболоцкий учил своего "далекого правнука" понимать природу и оберегать ее, ведь человек и природа - единое целое.

Б) Берёза.

Игра «Угадай, что это?»

Справка о берёзе.

Справка о берёзе.

Хорошо известное всем дерево высотой до 20 м.

Только на Дальнем Востоке произрастают более 10 видов, среди которых имеются и деревья и кустарники. Используют в качестве лекарственных растений.Кора у этого дерева гладкая молочно-белая.

Листья  треугольные, яйцевидные или ромбовидные, заостренные, пахучие.

Цветки не имеют покрова, на концах ветвей собраны в длинные сережки.

Цветет в апреле — мае, в это же время распускается листва.

(Ученики отвечают: береза). Что вы ещё знаете об этом дереве, об его использовании в медицине?

Для изготовления лекарств используют почки, молодую листву и сок.

Слово учителя:

Береза — одно из самых почитаемых деревьев у славян. Наши предки сравнивали березу с красивой молодой девушкой. По мнению славян-язычников на ее ветвях летом качались русалки. Береза считалась солнечным, чистым деревом, которое приносило счастье, свет и радость в любой дом. Береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Березам посвящался праздник Семик (ныне — Троица), который отмечается в июне.

В славянских поверьях отношение к берёзе было двойственным: согласно одним традициям дерево и изделия из него, в том числе из берёсты, считались оберегом от нечистой силы; в частности, берёзовые веники, использовавшиеся в бане, рассматривались и как инструменты ритуального очищения, а накануне Ивана Купалы берёзовые ветки втыкали над дверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом.

Какие вы знаете произведения о берёзе?

Ученик читает стихотворение о  берёзе.

Всеволод Рождественский
Береза

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.


Звериные тотемы.

В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные - их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось.

Тотем дикого зверя (медведя) как старшего брата или дедушки;

Игра «Кто это?»

Сообщение учащихся

В. (МЕДВЕДЬ БУРЫЙ)

Крупный зверь, достигающий 350 кг веса. В отличие от других млекопитающих, относимых.к отряду хищных, питается не столько животным, сколько растительным кормом. Пищей ему служат ягоды, жёлуди, грибы.
Разоряет муравейники и добирается до куколок муравьёв (муравьиных яиц), а из-под дёрна достаёт червей и личинок жуков. На полях он поедает наливающиеся и спелые колосья хлебов, поспевающую гречиху. Иногда нападает на пчельники, грабит ульи и лакомится мёдом.

Перед наступлением зимы — периода бескормицы — устраивает себе берлогу в яме или в густой поросли среди пней и бурелома. Здесь он проводит зиму в сонном состоянии без пищи и к весне выходит из берлоги сильно отощавшим и голодным. В это время он становится хищником, тем более что растительного корма весной он находит слишком мало.

Игра «Угадай».  Какие произведения о медведе вы знаете? (народные сказки) («Маша и медведь», «Медведь и мужик», «Баба и медведь»)

Слово учителя:
У славян, как и у всех жителей лесной полосы, исключительным почитанием был окружен медведь. Хозяином языческого леса был медведь - самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия - именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XX в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях.  

 (Анищенко) Прочитать стихотворение о медведе).

Кто умеет так реветь?
Лишь рассерженный медведь!
Кто ему не угодил,
Кто медведя рассердил?
Что в него, вселился бес?
Просто мишка хочет в лес!
Там раздолье и простор!
В клетке жить, какой позор!
Там, в лесу живет родня
И медвежья вся семья.
С ними мишку разлучили
Жить в вольере научили.
Только мишка не сдается,
Все равно на волю рвется.
Он по клетке мечется,
Грусть его не лечится.


Н. Бацанова


Слово учителя:

Медведь был самым почитаемым животным у славян. Но почитанием были окружены и другие лесные звери:

волки, кабаны, зайцы, лоси, рыси.

Г. Волк. Игра :Кто это?

  1. Справка:
  2. Представители класса млекопитающие, относятся к семейству псовые.
  3. Практически по всем своим признакам напоминают собак, в частности немецких овчарок. Они настоящие хищники, их зубы могут перегрызать даже самые твёрдые и крупные кости.,
  4. Питаются как животной, так и растительной пищей. В качестве животной пищи употребляют практически всё что движется (олени, лоси), также не брезгуют поедать останки мёртвых животных и крупных насекомых, особенно во время голода. В качестве растительной пищи предпочитают ягоды, различные фрукты, листья растений, грибы и т.п.

Игра «Угадай». Какие произведения о волке вы знаете?(русские народные сказки) («Волк, медведь и лиса», «Лисичка-сестричка и Волк»…

Слово учителя:

Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух.

Сплоченность волков в стаю, распределение функций внутри стаи («законы стаи») напоминали древним людям их собственный коллектив, что и вело к представлениям о родственной связи людей с волками. На особую почитаемость волка у славян указывает тот факт, что в сказках славянских народов из всех диких зверей волк является самым частым персонажем. Кроме того, у славянских народов существуют личные мужские имена: Волк, Вук и уменьшительное Вучко (так же как у немцев общеизвестно имя Wolf). 

В нашем сознании образ волка наделен по большей части отрицательными характеристиками. Не совсем так обстоит дело в русском фольклоре: волк часто помогает героям сказок, он считается пожирателем чертей (первоначально: злых духов), а встреча с волком в пути - добрая примета. У сербов считается, что волк может предсказывать урожай. 

Вообще в славянской мифологии волк - существо, наделенное даром всеведения. Он и в русских народных сказках предстает если и не всеведущим, то искушенным в различных делах зверем. К тому же, по славянским поверьям, люди, обладающие даром сверхъестественного знания, могут превращаться в волков. В некоторых славянских языках оборотни называются именами, производными от глагола ведати (словен. vedomci, vedun-ci; укр. вiщуни).

Волк и медведь- звери прародители рода.


 Волк в литературе (Анищенко) Стихотворение о волке.

ВОЛЧЬЯ ТОСКА

Сергей Есенин

Сергей Есенин - стихи

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть...
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!

Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.

Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну да что же? Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.

Пусть для сердца тягучее колко,
Это песня звериных прав!..
...Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.


Слово учителя:

Среди птиц наиболее почитаемыми у славян тотемами были сокол, орел и одна хорошо вам известная домашняя птица (вопрос к учащимся Кто это? (подсказка – какой птице посвящен 2017 год ?)) петух.

А всегда ли петух был домашней птицей?

Происхождение петуха (сообщение ученика):

Пету́х (др.-рус. куръ) — самец курицы; птица семейства курообразных. Внешне от курицы обычно отличается крупным гребнем и серьгами, также пышным и часто разноцветным хвостовымоперением.

Родиной ДОМАШНИХ КУР является только Юго-Восточная Азия. Род кур содержит всего четыре вида. Наиболее распространен вид красных джунглевых кур (Gallusbankiva), или иначе банкивских. Банкивские куры — лесные птицы, населяющие места, покрытые кустарниками и бамбуком. Пищей их являются семена, зерна, фрукты, насекомые, черви. Они легкого, гармоничного сложения свободно перелетают с дерева на дерево, но гнезда строят на земле и откладывают в них от 4 до 13 яиц. Защита у этих кур при выводках выражается в том, что мать не бросается на врага, как часто это делают домашние куры, а отводит хищника в сторону от прячущихся цыплят.

Дикие куры легко приручаются, особенно когда их яйца насиживаются домашними курами и выведенные цыплята содержатся среди домашних. Но ночевать все-таки они предпочитают на деревьях, а не в курятниках.

Слово учителя:

Петух, с изумительной точностью отмечающий время, признавался вещей птицей, и редкая сказка обходилась без упоминания о нем.

Петух (Глашатый Солнца).  Петух связывается с солнцем, огнем, возрождением. Он выступает в качестве символа рассвета, пробуждения, активности, бдительности. Считается, что рассветное пение петуха отгоняет нечистую силу.

Петух связывался с солнцем как всевидящим и всеведающим светилом и по этой причине использовался во многих магических традициях, а также считался бдительным стражем; его изображения помещались на крышах домов, на флюгерах, на ларцах с драгоценностями.

Стихотворение о петухе:

Я всё о своём, всё о своём -
знаешь, когда поют петухи?
Перед рассветом,
перед дождём,
перед весной
поют петухи.
За полночь выйду
в снег, в тьму...
Спит моё счастье
в тёплом дому.
Снег под ногами
летит, свистит,
в чёрном разводье
звезда блестит...
Хорошо, что пурга,
хорошо, что звезда,
хорошо, что не ходят сюда
поезда,
что до самого неба -
леса, леса,
что случаются всё-таки
чудеса!
Где-то далеко запел петух, -
наверно, сейчас около двух.
Снега глубоки,
ночи глухи,
наверно, к весне
поют петухи.

(Вероника Тушнова, «Поют петухи»)

4.Закрепление материала –

Сочинить стихотворение о деревьях и природе:

--------------------------------------------вдруг

--------------------------------------------петух

Дуб------------------------------------------листочки

Берёза---------------------------------------почки

-----------------------------------------------медведь

О дружбе с волком-------------------------------------

-----------------------------------------------человек

-----------------------------------------------навек

V. Итог урока

- Что нового вы для себя узнали, открыли на уроке? О чем захотелось прочитать? Что вас удивило?

Обобщение.

Культ растений и животных не утратил значения и в наши дни. С экранов ТВ, страниц газет и журналов смотрят веселые изображения животных, в покровительство которых верят люди. Эти животные и птицы на рисунках одеваются в традиционные русские наряды. Так давайте же будем бережнее относиться к нашим природным богатствам, к «братьям нашим меньшим».  Ведь человек – это тоже дитя природы, и только приумножение и сохранение её богатств гарантирует продолжение жизни на нашей красивой зелёной планете - Земле!

“БОГИ РУССКИЕ НЕ ПРИЕМЛЮТ НИ ЛЮДСКОЙ ЖЕРТВЫ, НИ ЖИВОТНОЙ, А ТОЛЬКО ПЛОДЫ, ОВОЩИ, ЦВЕТЫ И ЗЕРНО, МОЛОКО, ПИТЬЕВУЮ СУРЬЮ, СБРОЖЕННУЮ НА ТРАВАХ, И МЕД И НИКОГДА ЖИВУЮ ПТИЦУ ИЛИ РЫБУ. ЭТО ВАРЯГИ И ЭЛЛИНЫ ДАЮТ БОГАМ ЖЕРТВУ ИНУЮ И СТРАШНУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ. НО МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ТАК ДЕЛАТЬ, ПОСКОЛЬКУ МЫ ДАЖДЬБОГОВЫ ВНУКИ, И НЕ ДОЛЖНЫ ИДТИ ЧУЖИМИ СТОПАМИ” (“Велесова книга” (ВК), дощ. 24-Б).(презентация).

“Велесова книга”– перевод священных текстов новгородских волхвов IX века, в которой рассказана древнейшая история славян и других народов от конца II тысячелетия до н.э. до конца I тысячелетия н.э. (IX век).

Дощечки,с трудно поддающимися расшифровке письменами, разрешают давний спор о происхождении славян, восстанавливает  пантеон прежде неведомых языческих богов, которым поклонялись наши предки.

Д/з Сочинить рассказ или стихотворение о тотемных растениях / животных древних славян

6. . Рефлексия

- Урок закончен. С каким настроением вы уйдете с этого урока? Удовлетворены ли вы? Давайте покажем это своими листочками. (желтые – хорошее настроение, коричневые – отчего-то стало грустно).

- Язычников всегда занимали свет и тьма. Темный лес их пугал, они считали, что он наполнен злыми духами. И не случайно темный цвет – цвет скорби, печали, тоски. Светлые цвета – отражение радости, бодрости, приносят успокоение.

- Выберите листочек и прикрепите к доске.

(Ребята за правильные ответы должны получать монетки, вырезанные из бумаги). В конце урока – выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел курса: «Страницы истории Отечества»4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».

Урок по теме: «Жизнь древних славян».    Урок  с использованием презентационного материала о жизни восточнославянских племен. Раскрываются начальные представления о...

Интегрированный урок биология-литература по теме: "Трудные дороги генетики"

Урок по произведениям В. Дудинцева "Белые одежды" и Д. Гранина  "Зубр" рассказывает о трудной судьбе ученых-генетиков....

"Происхождение планеты Земля". Интегрированный урок биология-литература в 5 классе.

Интегрированный урок по биологии-литературе предназначен для учащихся 5 классов. Раскрывает межпредметные связи при изучении предметов биологии и литературы. Развивает интерес учащихся к изучению данн...

"Жизнь древних славян".

Конспект урока "Жизнь древних славян"....

Интегрированный урок химии-географии "Природное углеводородное сырье Томской области

На интегрированном уроке "Природное углеводородное сырье Томской Области" необходимо сформировать представление о природном углеводородном сырье Томской области через использование ИКТ-технологий,...

интегрированный урок( биология - география) Природные зоны Северной Америки

В игровой форме обучающиеся 7 класса знакомятся с особенностями природы материка....

Интегрированный урок история и технология " Ремесла и занятия древних славян"

Интегрированное занятие история + технологияТема. Необычное путешествие - путешествие в старину« Ремесла и занятия древних славян»Цели. Закрепить полученные знания по теме «Восточные славяне – предки ...