Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка (6 класс) по теме
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ». Учителя поставили следующие педагогические задачи: сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.; способствовать формированию представлений учащихся о важных исторических событиях древней Руси, закреплению ощущения связи времен, подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества, к истории развития русского языка, литературы и культуры в целом, создать яркое образное представление о периоде вассальной зависимости Русского государства от монголо-татар; о ярких страницах истории нашей Родины, о выдающихся личностях этого периода. На уроке были использованы различные формы и приемы работы с учащимися, которые дали возможность учащимся активно овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке, проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции, осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; осознавать эстетическую ценность русской литературы и языка; проявлять интерес к истории страны, уважительное отношение к культурным традициям других народов и друг к другу в многонациональном коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
интегрированного урока истории и литературы и русского языка
«Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние
Золотой Орды на Русь»/ 2 урока/
в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС.
Педагогические задачи | Сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.; способствовать формированию представлений учащихся о важных исторических событиях древней Руси, закреплению ощущения связи времен, подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества, к истории развития русского языка, литературы и культуры в целом. Создать яркое образное представление о периоде вассальной зависимости Русского государства от монголо-татар; о ярких страницах истории нашей Родины, о выдающихся личностях этого периода. |
Тип урока | интегрированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные результаты: иметь представление о событиях русской истории периода Золотой Орды , видеть результаты политической, экономической зависимости и культурного влияния Золотой Орды на Русь; формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории и русского языка и литературы, знать пути и причины заимствования лексики в русский язык из других языков мира. Метапредметные результаты: познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности. регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке. коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции. Личностные результаты: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; осознавать эстетическую ценность русской литературы и языка; развитие интереса к истории страны, уважительное отношение к культурным традициям других народов и друг к другу в многонациональном коллективе. |
Методы и приемы обучения | Фронтальная беседа, индивидуальная работа/ выразительное чтение наизусть, пересказ/, элементы театрализации, опережающее задание / подбор и изготовление костюмов для инсценирования/, защита творческого проекта учащихся |
Образовательные ресурсы | А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательныхучреждений, М.: Просвещение. 2009 г. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков 6 класс. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. 2006. Толковые и этимологические словари |
Оборудование | Компьютер, экран, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, выставка исторических книг и художественная выставка иллюстраций картин русских художников Васнецова, Кившенко, Корина, Ромадина об истории Древней Руси. |
Демонстрационный материал | Карты “Киевская Русь”, “Борьба с иноземными захватчиками”, репродукция картины Сергея Иванова «Баскаки» Раздаточный материал для групповой работы с историческими текстами. |
Основные понятия | Татаро-монгольское иго, великий хан, баскак, ордынское владычество, ярлык на княжение, тюркские заимствования, художественное полотно, изобразительно-выразительные средства картины, композиция, художественный образ. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучаю-щие и развиваю-щие компонен-ты урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия | Про-межуточ-ный конт-роль |
I.Организационный момент | Эмоциональное погружение в эпоху древней Руси |
| 1.Опережающее задание: Класс разделен на три творческие группы. / каждая группа готовит костюм/ хана, баскака, русского князя/, работает с толковым словарем , словарем заимствованных и устаревших слов 2.Учащиеся слушают звуки тревожного колокольного перезвона, на фоне которого ученица читает наизусть текст из “Слова о погибели Русской земли”. | Индивидуаль-ная творческая работа по выразитель-ному чтению отрывка | Личностные: проявлять готовность к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; Коммуникативные развитие опыта работы в группе; умение задавать вопросы, слушать и отвечать, формулировать свою собственную точку зрения, умение высказывать и обосновывать ее. | Вырази-тельное чтение наизусть |
2.Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние ранее изучен-ного материа-ла | А)Эмоцио-нальное слово учителя. Б) Работа творческих групп с раздаточным материалом. В) просмотр фрагментов видеофиль-мов Г)Обобще-ние и выводы | 1.Учитель истории: Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Монголы! Они! Татары! Большим валом валят!» Учитель раздает группам тексты. Учитель истории: У вас на партах лежит раздаточный материал. Давайте на основе приведенных отрывков документов проанализируем те события, участниками которых были монголо-татары, с одной стороны и русичи, с другой. Какие ключевые слова говорят нам о происходящих событиях ? / подготовлены тексты о штурме Владимира, об обороне Киева, о городе Козельске./
Учитель истории: Несмотря на героическое сопротивление, оказываемое русским народом, города один за другим пали перед грозным завоевателем Батыем. Но почему? Разве у нас были плохие воины, а может быть плохое оружие? Какие причины способствовали победам монголо-татар? (тактика монголов, несогласованность действий русских князей, феодальная раздробленность). | 1.Учащиеся отвечают на вопрос: *Кто же такие татары и почему они вызывали ужас у тех, кто уже был с ними знаком? 2. Учащийся одной из творческих групп подтверждает ответы своих товарищей выразительным чтением наизусть фрагментов художественной литературы /стих-е «Стонала земля наша русская …»/ Работа творческих групп с раздаточным материалом. Учащиеся читают тексты, по ключевым словам определяют , о каком историческом событии идет речь в данном тексте, доказывают свою точку зрения. Учащиеся просматривают фрагменты видеофильмов. Учащиеся обобщают учебный материал и делают выводы | Индивидуаль-ная творческая работа по выразитель-ному чтению отрывка Групповая работа После анализа текста и ответа на вопрос каждый текст иллюстрируется просмотром видеофильма. | Личностные: развитие творческих способностей учащихся. Коммуникативные: развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции в различных источниках. Коммуникативные: развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции. познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал, делать выводы. личностные: формирование уважения к историческому прошлому своего народа. личностные: формирование чувства гордости за несокрушимую силу русского духа. познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке. личностные: осознают значимость побед и поражений для исторического развития страны коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации о причинах поражений русского войска. | Вырази-тельное чтение наизусть Заслушива-ние ответов каждой творческой группы и их оценка Делятся своими впечатле-ниями о видео-фрагмен-тах Оценивание ответов учащихся учителем, взаимо- оценка ответов учащимися |
3.Изучение нового учебного материала | Актуализация проблемы и целепола-гание Работа учащихся с учебником. Параграф Страница Творческая практическая деятельность учащихся с опережаю-щим домашним заданием по защите группового творческого проекта | Учитель истории: Слово учителя: Не смогли князья объединить свои усилия в тревожные и грозные времена. Русь была разорена Батыевыми полчищами. Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю, которая получила название Золотая Орда. Как же это произошло? РАБОТА В ТЕТРАДЯХ: - Записать тему урока - Год создания Орды? - Территория Орды (работа в картах)? - особенности хозяйственной деятельности Орды?
Учитель истории: Так в чем проявилась зависимость Руси от Орды? Учитель русского языка и литературы: Какое же влияние Золотая Орда оказала на культурное развитие Руси? Сегодня На нашем уроке идет речь о том, какую роль сыграло татаро-монгольское иго в истории нашей. Продолжая этот разговор , мы сейчас поговорим о том, как тюрки изменили русский язык. «Поскреби русского — найдешь татарина», гласит пословица. Изучение того, как иго преобразило Московскую Русь, удобно изучать на конкретном материале — лингвистическом. б) Учитель русского языка. К теме Древней Руси многократно обращаются художники, поэты, музыканты. Работа с репродукцией картины Сергея Иванова «Баскаки» Учитель русского языка: * Как художнику удалось показать на картине особенности эпохи, быта и культуры той поры? * Какими изобразительно-выразительными средствами удалось художнику достичь своих целей? | А)Учащиеся работают с учебным материалом параграфа № 8, стр.30 Б)Индивидуальная работа с учебником в тетрадях В) Работа с атласом и контурными картами /Показать на карте границы Золотой Орды, в контурной карте обозначить границы княжеств, охваченных восстаниями против ордынцев/ а)Защита творческого проекта: театральная постановка сцены вручения ханом Батыем ярлыка на княжение князю Владимиру. а)Сообщение учащихся о результатах предварительной домашней работы учащихся с толковым словарем, словарем заимствованных и устаревших слов/ по группам/ 1 группа: Сообщение о словах « боярин, лошадь, ватага» 2 группа: сообщение о происхождении слов «орда,деньга, сан» 3 группа : Сообщение о происхождении слов «кафтан, караул» б)работа учащихся с толковым словарем и материалом учебника со словами «ярлык,баскак» Работа по развитию речи учащихся : а) сообщение ученицы об истории создании картины «Баскаки» б) учащиеся описывают эпоху, изображенную на картине художника?/ герои картины, ее сюжет, быт русского народа, идея картины/. | Индивиду-альная работа учащихся Фронтальная работа Индивиду-альная работа учащихся Фронталь-ная работа Групповая работа учащихся Индивиду-альная работа учащихся Групповая работа Групповая работа Индивиду-альная работа Индивиду-альное задание учащегося Фронталь-ная работа с классом | познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить необходимый учебный материал. регулятивные : овладевать различными способами решения учебных задач, осознают недостаточность своих знаний, объективно оценивать свои достижения на уроке. личностные: развитие самостоятельности учащихся в отборе учебного материала коммуникативные: построение связного монологического высказывания на основе исторического материала познавательные: формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, работать с картой. познавательные: формирование общего представления о взаимоотношении-ях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига. личностные: воспитание уважительного отношения к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за принадлежность к корням России. коммуникативные: умения публично представить результаты своей творческой работы, развитие образных и логических рассуждений, умения творчески аргументировать позицию от лица участников событий. познавательные: построение связного монологического высказывания на основе лингвистического материала личностные: осознание роли русского языка и литературы как культурной ценности русского народа познавательные: формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, умение работать с различными видами словарей. познавательные: формирование общего представления о взаимоотношении-ях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига. Регулятивные: последовательность работы по описанию картины личностные: формирование чувства гордости и уважительного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны. коммуникативные: формирование составлять устный монолог –описание картины | Устные ответы Работа в контур-ных картах за партой и у доски Защита проекта группой учащихся Сообщения учащихся Сообщения учащихся Сообщения уч-ся Работа над текстом –описанием картины Отвечают на вопросы |
4.Обоб-щение изучен-ного материала | Учитель истории: Последствия ордынского владычества. Стр. 32 п. 8 ( письменное задание работа в группах по материалам учебника и материалов урока) | Работа учащихся с учебником Параграф 8, стр. 32 | Индивиду-альная работа учащихся | познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы; личностные: умение объективно оценивать свои способности, развитие интереса к русской истории, формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории и русского языка и литературы. коммуникативные: умение выслушивать точку зрения товарища по группе, принимать свои решения | Отвечают на вопрос | |
5. Реф-лек-сия | Учитель: * Закончите предложения: На уроке мне было интересно…. На уроке я узнал….. На уроке у меня хорошо получилось…… Мне понравились ответы ….. На уроке мне было трудно….. | Учащиеся работают над составлением предложений, оценивают свои знания и умения, полученные на уроке, оценивают работу своих товарищей. | Метод «Микрофон» | личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию и творческому самовыражению; коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции. | Делают выводы Подводят итоги работы | |
6. Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание: а)Параграф 18. Используя текст учебника , Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Последствия ордынского ига для развития Руси» б) творческое задание: составить кроссворд по изученному материалу; | личностные: умение объективно оценивать свои способности, формирование готовности к интеллектуальному и творческому росту, осознание значимости учения в жизни человека. | Диффе-ренциа-ция дом/зад | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-178893-1358161752.jpg)
Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"
Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-232482-1365328986.jpg)
Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-431304-1396542538.jpg)
Конспекты уроков русского языка в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС
В данной работе представлены конспекты уроков русского языка по темам: "Наречие как часть речи", "Слитное и раздельное написание производных предлогов", "Суффиксы кратких страдательных причастий", "По...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-215180-1362257148.jpg)
Разработка урока по родной (чувашской) литературе в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»
Тема: «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»Цели:1. Образовательная цель: — Развивать универсальные учебные действия обучающихся при прохождении новой темы. — Пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-92643-1548008311.jpg)
Конспект урока открытого русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технология проблемно- развивающего обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/08/picture-50718-1683564096.jpg)
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...