Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
методическая разработка (8 класс)

Науменко Людмила Ивановна

Технологическая карта

 интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся заранее были разделены на две творческие группы: «литераторы» и «историки» и получили опережающее домашнее задание  к уроку, который был проведен с использованием электронных образовательных ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Самофаловская средняя школа»  п. Самофаловка Городищенский район Волгоградская область

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка

«Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 урока/  

                 Направление «Интегрированные уроки»

                    Науменко Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория;

Кокарева Елена Алексеевна, учитель

истории, высшая квалификационная категория

2019 год

Технологическая карта

 интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся заранее были разделены на две творческие группы: «литераторы» и «историки» и получили опережающее домашнее задание  к уроку, который был проведен с использованием электронных образовательных ресурсов.

Педагогические задачи

Сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.; способствовать формированию представлений учащихся  о важных исторических событиях древней Руси, закреплению ощущения связи времен, подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества,  к истории развития русского языка, литературы и культуры в целом. Создать яркое образное представление о периоде вассальной зависимости Русского государства от монголо-татар; о ярких страницах истории нашей Родины, о выдающихся личностях этого периода.

Тип урока

интегрированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты: изучить событиях русской истории  18 века периода правления Екатерины  II , видеть результаты политической, экономической политики России данного периода; знать причины  и итоги Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева , сформировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории , видеть различия между Пугачевым как исторической личности и художественного образа в русской литературе  19 века.

Метапредметные результаты:

познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете, учебной литературе, в художественном тексте/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей.  

регулятивные : планировать  свою учебную деятельность на уроке,рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке.

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог,  работать в составе группы, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные результаты: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; осознавать эстетическую ценность русской литературы и языка; развитие  интереса  к истории страны, уважительное отношение  к культурным традициям других народов и друг к другу в многонациональном коллективе.

Методы и приемы обучения

Фронтальная беседа, индивидуальная и групповая работа, выразительное чтение , художественный пересказ , опережающее задание / подбор и изготовление костюмов для инсценирования эпизода произведения А.Пушкина «Капитанская дочка»/, защита творческого проекта учащихся «Театральная постановка фрагмента «Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку»

Образовательные ресурсы

- основные

- дополнительные

Учебник истории  

  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательныхучреждений, М.: Просвещение. 2009 г. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков 6 класс. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г.

Литература. 8 кл., Коровина В.Я.,  Журавлёв В.П., Коровин В.И. и др. / Под ред. Коровиной В.Я., 2015

Текст  произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/

Образовательный ресурс : slovaronlain.com – Толковый словарь Ожегова/|; Словарь  устаревших слов./

Электронный образовательный ресурс:  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. 2006.

Электронный образовательный ресурс "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия". Уроки литературы. 7-8 кл., 2006 г.

Выставка исторических книг  и художественная выставка иллюстраций картин русских художников  П.Соколова, А. Пластова,  С.Герасимова, Ю. Бубнова  об истории  восстания под предводительством Емельяна Пугачева;

Фрагменты художественного фильма  «Капитанская дочка»

Оборудование

Компьютер, экран, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку,  С.Герасимова, Ю. Бубнова  об истории  восстания под предводительством Емельяна Пугачева,

Демонстрационный материал

Атлас и контурные карты “Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

Раздаточный материал / исторические тексты/ для групповой работы .

Основные понятия

 Крестьянская война, предводитель восстания, народные массы, самодержавная власть, работные люди, государственные крестьяне, крепостные крестьяне, барщина, подушная подать, «прелестные грамоты», пугачевщина, лобное место, изобразительно-выразительные средства  художественного произведения,, художественный образ и средства его создания /портрет, речь, взаимодействие с другими персонажами, поступки, пейзаж/

Организационная структура урока

Этапы

урока и постановка целей на каждом этапе:

Обучаю-щие и развиваю-щие компонен-ты урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия на уроке

Универсальные

учебные действия

Про-межу-точ-ный конт-роль

I.Организацион-ный момент

Цель:

Включе-ние учащихся в деятель-ность на личностно-значимом уровне.

II. Актуа-лиз-ация проблемы и целепо-ла-гание

Цель:

Повторение изучен-ного материа-ла, необходимого для «открытия нового знания»

Эмоциональное погружение в  эпоху 18 века  периода правления Екатерины II.

Просмотр фрагмента художественного фильма «Капитанская дочка» / Пугачев вступает в Белогорскую крепость/

  • Психологический настрой учащихся; создание обстановки эпохи правления Екатерины 2.

Учитель литературы:

*Ребята, скажите, что вам уже известно об эпохе правления Екатерины II и о восстании под предводительством Емельяна Пугачева?

Учитель истории: Эпоха правления Екатерины II и история крестьянской войны  под предводительством Пугачева интересовала не только историков , она отражена и в других видах искусства, и прежде всего в литературе.

*Скажите, какие цели будут стоять перед нами  на интегрированном уроке истории и литературы, посвященном пугачевскому бунту?

1.Опережающее задание: 

 Класс разделен на две творческие группы:

/исследователи –«историки», исследователи –«литераторы»/,  

 каждая группа  работает со своим лексическим материалом с использованием ЭОР: , /образовательный ресурс : slovaronlain.com – Толковый словарь Ожегова/|, словарь устаревших слов:

крестьянская война, предводитель восстания, народные массы, самодержавная власть, работные люди, государственные крестьяне, крепостные крестьяне, барщина, подушная подать, «прелестные грамоты», пугачевщина, лобное место, изобразительно-выразительные средства  художественного произведения, , художественный образ.

2.  Учащиеся

просматривают видеофрагмент художественного фильма, проникаются атмосферой эпохи 18 века, в которой происходит действие романа, вспоминают  имена героев произведения Пушкина «Капитанская дочка»

*Скажите , что будет интересовать историков при изучении событий крестьянского бунта под предводительством Е.Пугачева?

*А что будет волновать писателя при создании художественного произведения о событиях пугачевского бунта?

Учащиеся  обеих творческих групп формулируют цели урока, заканчивая предложения:

*  изучить …..

* сопоставить…

*раскрыть особенности...

Индивидуаль-ная  работа с различными видами словарей и справочников.

Осознание тесной связи истории, литературы и кинематогра-фа

личностные: проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению;

осознание тесной связи исторических событий и их отражения в худож.литературе;

коммуникативные:

развитие опыта работы в группе; умение  задавать вопросы, слушать и отвечать, формулировать свою собственную точку зрения, умение высказывать и обосновывать ее.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать устные высказывания; Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, развития речевых навыков.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Творческие группы делятся своими впечатле-ниями о видео-фрагментах

с историчес-кой  и художественной т.зр

III. Вклю-чение в систему знаний

  с опорой на ранее изучен-ный литера-турный материал

А) Эмоцио-нальное слово учителя.

Б) Работа творческих групп с раздаточ-ным материалом и художественным текстом произведения..

Г) Подведение итогов работы творческих групп

1.Учитель истории: 18 век вошел в историю России как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. Все эти факторы привели к росту крестьянских волнений и недовольству народных масс. В 1762 году был свергнут с престола и тайно  убит император Петр III, на трон взошла Екатерина II, которая была ярой противницей усиления крепостного права, в ее бумагах того времени сохранилось много высказываний об этом, но сделать что-то конкретное в этом направлении она не смогла. Кроме того она была убеждена в духовной неразвитости народных масс и потому в опасности предоставления народу свободы, считая, что жизнь у помещиков и работа на них для крестьян достаточно благополучна. Ответом на закрепощение народных масс и стали крестьянские бунты. Наиболее массовым и кровавым стала крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.

 

Учитель раздает группам тексты.

Учитель истории:

У вас на партах лежит раздаточный материал. Давайте на основе приведенных отрывков документов проанализируем события эпохи правления Екатерины II,

Какие ключевые слова говорят нам о происходящих событиях ?

/ подготовлен учителем истории  текст о положении крестьян во второй половине 18 века./

Учитель литературы: Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор. Он написал в 1834 году  «Историю Пугачева», а в 1836 году произведение «Капитанская дочка», которое было посвящено событиям 1873-1875 годов.

*Какие средства литературы помогли Пушкину показать жестокость крестьянской войны? В каких эпизодах это показано наиболее выразительно и ярко?

Учитель истории: С точки  зрения истории восстание Пугачева – закономерный процесс сопротивления народных масс усилению государственного гнета и крепостного права , а жестокость и зверства в ходе войны объясняются враждебностью межсословного противостояния и не связаны исключительно с личностью Пугачева как предводителя восстания.

Учитель литературы:

Пушкин-писатель создает художественный образ предводителя восстания, показывает противоречивость  образа Пугачева, писатель не оправдывает жестокость героя, но по-человечески сочувствует герою, запутавшемуся, преданному, но способному на сострадание, благородство  и милосердие. Это герой-человек со всеми присущими ему положительными и отрицательными поступками, за которым пошло столько людей, и не только из народа.

1.Учащиеся-историки работают с историческим  текстом  о периоде правления Екатерины  II и  выполняют задание.

* Докажите и приведите факты говорящие о бедственном положении крестьян и усилении крепостного гнета.

----а) по указу Екатерины II в 1765 г. помещики получили……..

-б) запрещено крестьянам подавать……..

-в) торговля крестьянами………

2. Учащиеся-литераторы работают с  фрагментами текста «Капитанской дочки» :

* Докажите и приведите факты говорящие о жестокости крестьянского войны в произведении Пушкина:

*  пленение башкирца

* казнь капитана Миронова, гибель Василисы Егоровны.

«литераторы» подтверждают  ответы своих товарищей выразительным чтением  фрагментов  текста из произведения Пушкина «Капитанская дочка»

Работа творческих групп с раздаточным материалом и художественным текстом произведения Пушкина.

/ глава «Приступ»/

Учащиеся читают фрагменты текста, по ключевым словам определяют , какими художественными средствами писатель показывает жестокость крестьянской войны в «Капитанской дочке», доказывают свою точку зрения.

* Чем же можно объяснить различия во взглядах между историками и литераторами  в оценке личности Пугачева?

Учащиеся обобщают учебный материал и делают выводы

Групповая работа с текстами

Повторение композиции  текста-рассуждения (последовательность мыслей от тезиса к доказательству через аргументы)

Групповая работа с текстом

.

познавательные: ориентироваться в учебном материале, обобщать учебный материал, сопоставлять и анализировать исторический и художественный материал, делать выводы;

личностные:

развитие познавательной активности  учащихся.

коммуникативные:

развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции в различных источниках.

Коммуникативные:

развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал, делать выводы.

личностные:

формирование уважения к историческому прошлому своего народа.

личностные:

формирование чувства  гордости за несокрушимую силу русского духа.

познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал,  устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке.

личностные:

осознают данной эпохи  для исторического развития страны

коммуникативные:

задают вопросы с целью получения необходимой информации об эпохе правления Екатерины II.

Работа с ключевыми словами  по группам:

«историки»:

бедственное положение крестьян, усиление крепостного гнета.

Работа с ключевыми словами  по группам:

*«литераторы»:

художественный образ и средства его создания Пушкиным в «Капитанской дочке»,

Заслушива-ние ответов каждой творческой группы  и их оценка  

Делятся своими впечатле-ниями о видео-фрагментах

Оценивание ответов учащихся учителем, взаимо-

оценка  ответов учащимися

IV.Изуче-ние нового учебного материа-ла

Цель:

Включение нового
знания в систему изученного материала

V. Закрепле-ние изучен-ого материала в ходе представ-ления результа-тов собствен-ной деятельности.

Цель:

Накапливание знаний, логически организо-ванное запоминание учебного материала

Актуализация проблемы

урока

Работа учащихся с параграфом учебника

Стр. 26-27

Параграф 18

Творческая практичес-кая деятель-ность учащихся  с историческим текстом по аналогии с заданием ЕГЭ

Учитель истории:

*Такое положение народа к чему может привести?/ к бунту/

*Что такое бунт?  

Учитель истории:

Ниже указана одна из точек зрения на характер восстания (крестьянской войны) 1773—1775 гг.

Повстанцы во главе с Е. И. Пугачевым казнили воевод и помещиков, но при этом пытались копировать существовавшую модель государственного устройства.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её?

Учитель литературы: Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность всегда остается литературным героем, и автор использует в произведении свое право на художественный вымысел.  Поэтому историческая личность Емельян Пгачев и литературный герой не всегда один и тот же человек.

*Какие средства литературы помогли Пушкину создать высокохудожественный образ предводителя пугачевского бунта?  

б)  Учитель литературы:.

К теме  пугачевского бунта многократно обращались художники, поэты, музыканты.

* Чем объясняется интерес историков и деятелей искусства к  эпохе, быту и культуре эпохи правления Екатерины II?

* Какими

изобразительно-выразительными средствами авторам удалось  создать образ Пугачева?  

Лексическая работа со словами:

«бунт, восстание, крестьянская война, «прелестные грамоты», работные люди и др. »

 Образовательный ресурс : slovaronlain.com – Толковый словарь Ожегова,  словарь устаревших слов по группам// 

А)Учащиеся работают с учебным материалом

параграфа № 18, стр.26-27

Выясняют :

причины  крестьянского восстания, его этапы, состав, причины поражения и итоги восстания.

Б) Работа с атласом и контурными картами и ЭОР

| lesson-history.su  Карты – История России- Компьютер на уроках истории, обществоведения и права.  Крестьянская война под предводительством Пугачева/

Б)Индивидуальная работа с данным текстом / см. в приложении/ в тетрадях

Учащиеся записывают ответ в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...(«мужицкий царь» основы существующего строя не изменились)

2)...(«прелестные грамоты» обещания пожаловать землю. Угодья, освободить от податей…)

Аргументы в опровержение:

1)...( Среди целей восстания были ликвидация дворянского сословия и отмена крепостного права )

2)...( Восставшие хотели установить справедливую власть с выборными должностями, что не соответствовало существующей модели государства.)

а)  Учащиеся  отвечают на вопрос: *Какие средства литературы помогли Пушкину создать высокохудожественный образ предводителя пугачевского бунта?:

/*портретные зарисовки, *особенности речи и поведения Пугачева в разных эпизодах/

* Пугачев  как «государь» и самозванец в «Капитанской дочке»

*Как относятся к Пугачеву герои произведения Пушкина?

*Как меняется отношение Гринева к Пугачеву?

/Диалог Гринева с Пугачевым во время поездки в Белогорскую крепость. Что узнаем нового о Пугачеве ? В чем противоречивый характер образа Пугачева?

*Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку.  В чем ее иносказательный смысл?

Опережающее домашнее задание по группам:

*Пугачев в фольклоре;

* Пугачев в живописи;

* Пугачев в музыке и театре

*Создают тексты разных типов:

повествование, описание

Индивиду-альная работа учащихся  со словарями.

Фронтальная работа

Индивиду-альная работа учащихся с материалами учебника.

Фронталь-ная работа

Индивидуальная  работа с текстом-рассуждением (последова-тельность мыслей от тезиса к доказательст-ву  через аргументы

Индивиду-альная работа учащихся с художественным  произведением Пушкина.

Анализ фрагментов художественного текста

/VI-XII главы/

Анализ фрагментов художественного текста

/VI-XII главы

Просмотр видеофрагмента « Гринев и Пугачев в Бердской слободе»

Анализ фрагментов художественного текста

/VI-XII главы

/VI-XII гл/

Защита творческого проекта группы «литераторы»:

«Театраль-ная инсцениров-ка эпизода «Пугачев рассказывает  Гриневу калмыцкую сказку»

Групповая работа

учащихся с Интернет-

ресурсами:

*Пугачев в фольклоре;

* Пугачев в живописи;

* Пугачев в музыке и театре.

познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить необходимый учебный материал, уметь работать с ЭОР;

регулятивные : овладевать различными способами решения учебных задач, осознают недостаточность своих знаний, объективно оценивать свои достижения на уроке.

личностные:

развитие самостоятельности учащихся в отборе учебного материала, умений работать с ЭОР.

коммуникативные:

построение связного монологического высказывания на основе исторического материала

познавательные:

формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, работать с картой, атласом и ЭОР.

познавательные:

 формирование умений устанавливать причинно-следственные связи исторических событий;

коммуникативные:

умения публично представить результаты своей творческой работы,

 развитие образных и логических рассуждений, умения творчески аргументировать свою позицию.

познавательные: 

построение связного монологического высказывания на основе исторического материала

личностные:

осознание своей причастности к историческому прошлому своей страны

познавательные:

формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать  и обобщать текст художественного произведения.

познавательные:

 формирование  представления о взаимоотношениях  Пугачева с другими персонажами произведения «Капитанская дочка» и  раскрытие противоречивости образа  Пугачева как вождя и человека.

Регулятивные: последовательность работы по характеристике образа Пугачева в произведении.

коммуникативные:

формирование  умений создавать  устное монологическое высказывание – характеристика художественного образа произведения.

личностные:

развитие творческих способностей учащихся;

формирование чувства гордости и уважительного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны, к народному творчеству, осознание тесной связи фольклора и литературы в создании образа Пугачева .

коммуникативные:

художественное выразительное чтение наизусть фрагментов художественного текста;

регулятивные:

определение  цели учебной деятельности, умения составить план решения проблемы творческого характера. Создание текста-описания.

Фронталь-ные

 ответы  учащихся

*Провер-ка опорного конспекта

*проверка работы в контур-ных картах

за партой и у доски:

/Показать на карте  территории, охваченные восстанием/

Проверка итогов работы с текстом

Индивидуальные задания  учащихся- «литерато-ров»

Устные монологи-ческие  высказыва-ния учащих-ся

Сопостави-тельный анализ  худож.текста и фрагментов

фильма

Оценивание

защиты творческого проекта учащихся.

Сообщение

групп  учащихся

«Образ Пугачева в фольклоре, живописи, музыке»

VI.

Обоб-щение изучен-ного материала

Учителя истории и литературы обобщают ответы творческих групп учащихся.

Группы «историков» и «литераторов»  

обобщают полученные знания, подводят итоги сопоставительного анализа Пугачева как исторической личности и как героя произведения Пушкина

*Отвечают на вопрос:

*Чем же можно объяснить различия во взглядах между историками и литераторами в оценке личности Пугачева?

 Групповая работа

учащихся

познавательные:

ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать и сопоставлять исторический и художественный учебный материал, делать выводы;

личностные:

умение объективно оценивать свои способности, развитие   интереса к русской истории,

формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории  и литературы.

коммуникативные:

умение выслушивать точку зрения товарища по группе, принимать свои  решения

Учащиеся дополняют информа-цию, оценива-ют работу групп

VII.

Реф-лексия

Цель:

Осозна-ние учащими-ся своей учебной деятель-ности, само-оценка результа-тов деятель-ности своей и всего класса.

 

Рефлексия ученическая и учительская.

Учитель:

* Закончите предложения:

На  уроке мне было интересно….

На уроке я узнал…..

На уроке у меня хорошо

 получилось……

Мне понравились

ответы …..

На уроке мне было трудно…..

Работа по группам

1 группа- учащиеся-историки работают над составлением синквейна «Пугачев как историческая личность» , оценивают свои знания и умения, полученные на уроке, оценивают работу своих товарищей.

2 группа – учащиеся-«литераторы»  составляют  синквейна « Пугачев как художественный образ в произведении Пушкина «Капитанская дочка» , оценивают свои знания и умения, полученные на уроке, оценивают работу своих товарищей.

Метод

«Микрофон»

Групповая работа

личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению;

коммуникативные:

проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

регулятивные :

уметь оценивать свои результаты работы на уроке как индивидуальные, так и   в составе группы, оценивать свои достижения поставленной цели  и причины своих неудач на уроке.

Оценивают свою работу на уроке свою работу, работу групп, подводят итоги урока

VIII. Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

а)Параграф  учебника истории

Используя текст учебника , Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Значение Крестьянской войны под предводительством Пугачева в истории России»

б) творческое задание:  составить кроссворд по теме «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и в литературе»

личностные:

умение объективно оценивать свои способности,

формирование готовности к интеллектуальному и творческому росту, осознание значимости учения в жизни человека.

Диффе-ренциа-ция

дом/зад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Царство Берендея" (Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе)

На примерах рассказов М.М.Пришвина раскрывается мир единения человека и природы, простота, точность и живописность языка автора. Показывается, как значение слова связано с его строением и описанием....

Реализация требований ФГОС НОО с использованием электронных образовательных ресурсов.

Важность использования электронных образовательных ресурсов бесспорна, поскольку ФГОС фактически обязывают использовать в образовательном процессе ИКТ....

Технологическая карта интегрированного урока истории и английского языка

Данная технологическая карта была составлена для проведения комбинированного урока (история, английский язык) в 7 классе.Тема: В центре событий : Политическая система Соединённого королевства Великобр...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса

Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса...

Технологическая карта интегрированного урока история и обществознание "Социальные группы. Категории населения по "Русской Правде" 10 класс

Технологическая карта к интегрированному уроку история и обществознание. В старшей школе учащиесе уже владеют основными историческими фактами. Данная разработка позволяет систематизировать уже имеющие...