Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
методическая разработка (8 класс)
Технологическая карта
интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся заранее были разделены на две творческие группы: «литераторы» и «историки» и получили опережающее домашнее задание к уроку, который был проведен с использованием электронных образовательных ресурсов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Самофаловская средняя школа» п. Самофаловка Городищенский район Волгоградская область
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка
«Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 урока/
Направление «Интегрированные уроки»
Науменко Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория;
Кокарева Елена Алексеевна, учитель
истории, высшая квалификационная категория
2019 год
Технологическая карта
интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся заранее были разделены на две творческие группы: «литераторы» и «историки» и получили опережающее домашнее задание к уроку, который был проведен с использованием электронных образовательных ресурсов.
Педагогические задачи | Сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.; способствовать формированию представлений учащихся о важных исторических событиях древней Руси, закреплению ощущения связи времен, подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества, к истории развития русского языка, литературы и культуры в целом. Создать яркое образное представление о периоде вассальной зависимости Русского государства от монголо-татар; о ярких страницах истории нашей Родины, о выдающихся личностях этого периода. |
Тип урока | интегрированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные результаты: изучить событиях русской истории 18 века периода правления Екатерины II , видеть результаты политической, экономической политики России данного периода; знать причины и итоги Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева , сформировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории , видеть различия между Пугачевым как исторической личности и художественного образа в русской литературе 19 века. Метапредметные результаты: познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете, учебной литературе, в художественном тексте/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей. регулятивные : планировать свою учебную деятельность на уроке,рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке. коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, работать в составе группы, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции. Личностные результаты: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; осознавать эстетическую ценность русской литературы и языка; развитие интереса к истории страны, уважительное отношение к культурным традициям других народов и друг к другу в многонациональном коллективе. |
Методы и приемы обучения | Фронтальная беседа, индивидуальная и групповая работа, выразительное чтение , художественный пересказ , опережающее задание / подбор и изготовление костюмов для инсценирования эпизода произведения А.Пушкина «Капитанская дочка»/, защита творческого проекта учащихся «Театральная постановка фрагмента «Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку» |
Образовательные ресурсы - основные - дополнительные | Учебник истории А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательныхучреждений, М.: Просвещение. 2009 г. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков 6 класс. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г. Литература. 8 кл., Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. и др. / Под ред. Коровиной В.Я., 2015 Текст произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/ Образовательный ресурс : slovaronlain.com – Толковый словарь Ожегова/|; Словарь устаревших слов./ Электронный образовательный ресурс: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. 2006. Электронный образовательный ресурс "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия". Уроки литературы. 7-8 кл., 2006 г. Выставка исторических книг и художественная выставка иллюстраций картин русских художников П.Соколова, А. Пластова, С.Герасимова, Ю. Бубнова об истории восстания под предводительством Емельяна Пугачева; Фрагменты художественного фильма «Капитанская дочка» |
Оборудование | Компьютер, экран, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, С.Герасимова, Ю. Бубнова об истории восстания под предводительством Емельяна Пугачева, |
Демонстрационный материал | Атлас и контурные карты “Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева Раздаточный материал / исторические тексты/ для групповой работы . |
Основные понятия | Крестьянская война, предводитель восстания, народные массы, самодержавная власть, работные люди, государственные крестьяне, крепостные крестьяне, барщина, подушная подать, «прелестные грамоты», пугачевщина, лобное место, изобразительно-выразительные средства художественного произведения,, художественный образ и средства его создания /портрет, речь, взаимодействие с другими персонажами, поступки, пейзаж/ |
Организационная структура урока
Этапы урока и постановка целей на каждом этапе: | Обучаю-щие и развиваю-щие компонен-ты урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия | Про-межу-точ-ный конт-роль |
I.Организацион-ный момент Цель: Включе-ние учащихся в деятель-ность на личностно-значимом уровне. II. Актуа-лиз-ация проблемы и целепо-ла-гание Цель: Повторение изучен-ного материа-ла, необходимого для «открытия нового знания» | Эмоциональное погружение в эпоху 18 века периода правления Екатерины II. Просмотр фрагмента художественного фильма «Капитанская дочка» / Пугачев вступает в Белогорскую крепость/ |
Учитель литературы: *Ребята, скажите, что вам уже известно об эпохе правления Екатерины II и о восстании под предводительством Емельяна Пугачева? Учитель истории: Эпоха правления Екатерины II и история крестьянской войны под предводительством Пугачева интересовала не только историков , она отражена и в других видах искусства, и прежде всего в литературе. *Скажите, какие цели будут стоять перед нами на интегрированном уроке истории и литературы, посвященном пугачевскому бунту? | 1.Опережающее задание: Класс разделен на две творческие группы: /исследователи –«историки», исследователи –«литераторы»/, каждая группа работает со своим лексическим материалом с использованием ЭОР: , /образовательный ресурс : slovaronlain.com – Толковый словарь Ожегова/|, словарь устаревших слов: крестьянская война, предводитель восстания, народные массы, самодержавная власть, работные люди, государственные крестьяне, крепостные крестьяне, барщина, подушная подать, «прелестные грамоты», пугачевщина, лобное место, изобразительно-выразительные средства художественного произведения, , художественный образ. 2. Учащиеся просматривают видеофрагмент художественного фильма, проникаются атмосферой эпохи 18 века, в которой происходит действие романа, вспоминают имена героев произведения Пушкина «Капитанская дочка» *Скажите , что будет интересовать историков при изучении событий крестьянского бунта под предводительством Е.Пугачева? *А что будет волновать писателя при создании художественного произведения о событиях пугачевского бунта? Учащиеся обеих творческих групп формулируют цели урока, заканчивая предложения: * изучить ….. * сопоставить… *раскрыть особенности... | Индивидуаль-ная работа с различными видами словарей и справочников. Осознание тесной связи истории, литературы и кинематогра-фа | личностные: проявлять готовность к саморазвитию и творческому самовыражению; осознание тесной связи исторических событий и их отражения в худож.литературе; коммуникативные: развитие опыта работы в группе; умение задавать вопросы, слушать и отвечать, формулировать свою собственную точку зрения, умение высказывать и обосновывать ее. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать устные высказывания; Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, развития речевых навыков. Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи | Творческие группы делятся своими впечатле-ниями о видео-фрагментах с историчес-кой и художественной т.зр |
III. Вклю-чение в систему знаний с опорой на ранее изучен-ный литера-турный материал | А) Эмоцио-нальное слово учителя. Б) Работа творческих групп с раздаточ-ным материалом и художественным текстом произведения.. Г) Подведение итогов работы творческих групп | 1.Учитель истории: 18 век вошел в историю России как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. Все эти факторы привели к росту крестьянских волнений и недовольству народных масс. В 1762 году был свергнут с престола и тайно убит император Петр III, на трон взошла Екатерина II, которая была ярой противницей усиления крепостного права, в ее бумагах того времени сохранилось много высказываний об этом, но сделать что-то конкретное в этом направлении она не смогла. Кроме того она была убеждена в духовной неразвитости народных масс и потому в опасности предоставления народу свободы, считая, что жизнь у помещиков и работа на них для крестьян достаточно благополучна. Ответом на закрепощение народных масс и стали крестьянские бунты. Наиболее массовым и кровавым стала крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.
Учитель раздает группам тексты. Учитель истории: У вас на партах лежит раздаточный материал. Давайте на основе приведенных отрывков документов проанализируем события эпохи правления Екатерины II, Какие ключевые слова говорят нам о происходящих событиях ? / подготовлен учителем истории текст о положении крестьян во второй половине 18 века./ Учитель литературы: Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор. Он написал в 1834 году «Историю Пугачева», а в 1836 году произведение «Капитанская дочка», которое было посвящено событиям 1873-1875 годов. *Какие средства литературы помогли Пушкину показать жестокость крестьянской войны? В каких эпизодах это показано наиболее выразительно и ярко? Учитель истории: С точки зрения истории восстание Пугачева – закономерный процесс сопротивления народных масс усилению государственного гнета и крепостного права , а жестокость и зверства в ходе войны объясняются враждебностью межсословного противостояния и не связаны исключительно с личностью Пугачева как предводителя восстания. Учитель литературы: Пушкин-писатель создает художественный образ предводителя восстания, показывает противоречивость образа Пугачева, писатель не оправдывает жестокость героя, но по-человечески сочувствует герою, запутавшемуся, преданному, но способному на сострадание, благородство и милосердие. Это герой-человек со всеми присущими ему положительными и отрицательными поступками, за которым пошло столько людей, и не только из народа. | 1.Учащиеся-историки работают с историческим текстом о периоде правления Екатерины II и выполняют задание. * Докажите и приведите факты говорящие о бедственном положении крестьян и усилении крепостного гнета. ----а) по указу Екатерины II в 1765 г. помещики получили…….. -б) запрещено крестьянам подавать…….. -в) торговля крестьянами……… 2. Учащиеся-литераторы работают с фрагментами текста «Капитанской дочки» : * Докажите и приведите факты говорящие о жестокости крестьянского войны в произведении Пушкина: * пленение башкирца * казнь капитана Миронова, гибель Василисы Егоровны. «литераторы» подтверждают ответы своих товарищей выразительным чтением фрагментов текста из произведения Пушкина «Капитанская дочка» Работа творческих групп с раздаточным материалом и художественным текстом произведения Пушкина. / глава «Приступ»/ Учащиеся читают фрагменты текста, по ключевым словам определяют , какими художественными средствами писатель показывает жестокость крестьянской войны в «Капитанской дочке», доказывают свою точку зрения. * Чем же можно объяснить различия во взглядах между историками и литераторами в оценке личности Пугачева? Учащиеся обобщают учебный материал и делают выводы | Групповая работа с текстами Повторение композиции текста-рассуждения (последовательность мыслей от тезиса к доказательству через аргументы) Групповая работа с текстом . | познавательные: ориентироваться в учебном материале, обобщать учебный материал, сопоставлять и анализировать исторический и художественный материал, делать выводы; личностные: развитие познавательной активности учащихся. коммуникативные: развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции в различных источниках. Коммуникативные: развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции. познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал, делать выводы. личностные: формирование уважения к историческому прошлому своего народа. личностные: формирование чувства гордости за несокрушимую силу русского духа. познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке. личностные: осознают данной эпохи для исторического развития страны коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации об эпохе правления Екатерины II. | Работа с ключевыми словами по группам: «историки»: бедственное положение крестьян, усиление крепостного гнета. Работа с ключевыми словами по группам: *«литераторы»: художественный образ и средства его создания Пушкиным в «Капитанской дочке», Заслушива-ние ответов каждой творческой группы и их оценка Делятся своими впечатле-ниями о видео-фрагментах Оценивание ответов учащихся учителем, взаимо- оценка ответов учащимися |
IV.Изуче-ние нового учебного материа-ла Цель: Включение нового V. Закрепле-ние изучен-ого материала в ходе представ-ления результа-тов собствен-ной деятельности. Цель: Накапливание знаний, логически организо-ванное запоминание учебного материала | Актуализация проблемы урока Работа учащихся с параграфом учебника Стр. 26-27 Параграф 18 Творческая практичес-кая деятель-ность учащихся с историческим текстом по аналогии с заданием ЕГЭ | Учитель истории: *Такое положение народа к чему может привести?/ к бунту/ *Что такое бунт? Учитель истории: Ниже указана одна из точек зрения на характер восстания (крестьянской войны) 1773—1775 гг. Повстанцы во главе с Е. И. Пугачевым казнили воевод и помещиков, но при этом пытались копировать существовавшую модель государственного устройства. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её? Учитель литературы: Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность всегда остается литературным героем, и автор использует в произведении свое право на художественный вымысел. Поэтому историческая личность Емельян Пгачев и литературный герой не всегда один и тот же человек. *Какие средства литературы помогли Пушкину создать высокохудожественный образ предводителя пугачевского бунта? б) Учитель литературы:. К теме пугачевского бунта многократно обращались художники, поэты, музыканты. * Чем объясняется интерес историков и деятелей искусства к эпохе, быту и культуре эпохи правления Екатерины II? * Какими изобразительно-выразительными средствами авторам удалось создать образ Пугачева? | Лексическая работа со словами: «бунт, восстание, крестьянская война, «прелестные грамоты», работные люди и др. » Образовательный ресурс : slovaronlain.com – Толковый словарь Ожегова, словарь устаревших слов по группам//А)Учащиеся работают с учебным материалом параграфа № 18, стр.26-27 Выясняют : причины крестьянского восстания, его этапы, состав, причины поражения и итоги восстания. Б) Работа с атласом и контурными картами и ЭОР | lesson-history.su Карты – История России- Компьютер на уроках истории, обществоведения и права. Крестьянская война под предводительством Пугачева/ Б)Индивидуальная работа с данным текстом / см. в приложении/ в тетрадях Учащиеся записывают ответ в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)...(«мужицкий царь» основы существующего строя не изменились) 2)...(«прелестные грамоты» обещания пожаловать землю. Угодья, освободить от податей…) Аргументы в опровержение: 1)...( Среди целей восстания были ликвидация дворянского сословия и отмена крепостного права ) 2)...( Восставшие хотели установить справедливую власть с выборными должностями, что не соответствовало существующей модели государства.) а) Учащиеся отвечают на вопрос: *Какие средства литературы помогли Пушкину создать высокохудожественный образ предводителя пугачевского бунта?: /*портретные зарисовки, *особенности речи и поведения Пугачева в разных эпизодах/ * Пугачев как «государь» и самозванец в «Капитанской дочке» *Как относятся к Пугачеву герои произведения Пушкина? *Как меняется отношение Гринева к Пугачеву? /Диалог Гринева с Пугачевым во время поездки в Белогорскую крепость. Что узнаем нового о Пугачеве ? В чем противоречивый характер образа Пугачева? *Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. В чем ее иносказательный смысл? Опережающее домашнее задание по группам: *Пугачев в фольклоре; * Пугачев в живописи; * Пугачев в музыке и театре *Создают тексты разных типов: повествование, описание | Индивиду-альная работа учащихся со словарями. Фронтальная работа Индивиду-альная работа учащихся с материалами учебника. Фронталь-ная работа Индивидуальная работа с текстом-рассуждением (последова-тельность мыслей от тезиса к доказательст-ву через аргументы Индивиду-альная работа учащихся с художественным произведением Пушкина. Анализ фрагментов художественного текста /VI-XII главы/ Анализ фрагментов художественного текста /VI-XII главы Просмотр видеофрагмента « Гринев и Пугачев в Бердской слободе» Анализ фрагментов художественного текста /VI-XII главы /VI-XII гл/ Защита творческого проекта группы «литераторы»: «Театраль-ная инсцениров-ка эпизода «Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку» Групповая работа учащихся с Интернет- ресурсами: *Пугачев в фольклоре; * Пугачев в живописи; * Пугачев в музыке и театре. | познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить необходимый учебный материал, уметь работать с ЭОР; регулятивные : овладевать различными способами решения учебных задач, осознают недостаточность своих знаний, объективно оценивать свои достижения на уроке. личностные: развитие самостоятельности учащихся в отборе учебного материала, умений работать с ЭОР. коммуникативные: построение связного монологического высказывания на основе исторического материала познавательные: формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, работать с картой, атласом и ЭОР. познавательные: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи исторических событий; коммуникативные: умения публично представить результаты своей творческой работы, развитие образных и логических рассуждений, умения творчески аргументировать свою позицию. познавательные: построение связного монологического высказывания на основе исторического материала личностные: осознание своей причастности к историческому прошлому своей страны познавательные: формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать и обобщать текст художественного произведения. познавательные: формирование представления о взаимоотношениях Пугачева с другими персонажами произведения «Капитанская дочка» и раскрытие противоречивости образа Пугачева как вождя и человека. Регулятивные: последовательность работы по характеристике образа Пугачева в произведении. коммуникативные: формирование умений создавать устное монологическое высказывание – характеристика художественного образа произведения. личностные: развитие творческих способностей учащихся; формирование чувства гордости и уважительного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны, к народному творчеству, осознание тесной связи фольклора и литературы в создании образа Пугачева . коммуникативные: художественное выразительное чтение наизусть фрагментов художественного текста; регулятивные: определение цели учебной деятельности, умения составить план решения проблемы творческого характера. Создание текста-описания. | Фронталь-ные ответы учащихся *Провер-ка опорного конспекта *проверка работы в контур-ных картах за партой и у доски: /Показать на карте территории, охваченные восстанием/ Проверка итогов работы с текстом Индивидуальные задания учащихся- «литерато-ров» Устные монологи-ческие высказыва-ния учащих-ся Сопостави-тельный анализ худож.текста и фрагментов фильма Оценивание защиты творческого проекта учащихся. Сообщение групп учащихся «Образ Пугачева в фольклоре, живописи, музыке» |
VI. Обоб-щение изучен-ного материала | Учителя истории и литературы обобщают ответы творческих групп учащихся. | Группы «историков» и «литераторов» обобщают полученные знания, подводят итоги сопоставительного анализа Пугачева как исторической личности и как героя произведения Пушкина *Отвечают на вопрос: *Чем же можно объяснить различия во взглядах между историками и литераторами в оценке личности Пугачева? | Групповая работа учащихся | познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать и сопоставлять исторический и художественный учебный материал, делать выводы; личностные: умение объективно оценивать свои способности, развитие интереса к русской истории, формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории и литературы. коммуникативные: умение выслушивать точку зрения товарища по группе, принимать свои решения | Учащиеся дополняют информа-цию, оценива-ют работу групп | |
VII. Реф-лексия Цель: Осозна-ние учащими-ся своей учебной деятель-ности, само-оценка результа-тов деятель-ности своей и всего класса.
| Рефлексия ученическая и учительская. | Учитель: * Закончите предложения: На уроке мне было интересно…. На уроке я узнал….. На уроке у меня хорошо получилось…… Мне понравились ответы ….. На уроке мне было трудно….. | Работа по группам 1 группа- учащиеся-историки работают над составлением синквейна «Пугачев как историческая личность» , оценивают свои знания и умения, полученные на уроке, оценивают работу своих товарищей. 2 группа – учащиеся-«литераторы» составляют синквейна « Пугачев как художественный образ в произведении Пушкина «Капитанская дочка» , оценивают свои знания и умения, полученные на уроке, оценивают работу своих товарищей. | Метод «Микрофон» Групповая работа | личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию и творческому самовыражению; коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции. регулятивные : уметь оценивать свои результаты работы на уроке как индивидуальные, так и в составе группы, оценивать свои достижения поставленной цели и причины своих неудач на уроке. | Оценивают свою работу на уроке свою работу, работу групп, подводят итоги урока |
VIII. Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание: а)Параграф учебника истории Используя текст учебника , Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Значение Крестьянской войны под предводительством Пугачева в истории России» б) творческое задание: составить кроссворд по теме «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и в литературе» | личностные: умение объективно оценивать свои способности, формирование готовности к интеллектуальному и творческому росту, осознание значимости учения в жизни человека. | Диффе-ренциа-ция дом/зад | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в Царство Берендея" (Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе)
На примерах рассказов М.М.Пришвина раскрывается мир единения человека и природы, простота, точность и живописность языка автора. Показывается, как значение слова связано с его строением и описанием....
Реализация требований ФГОС НОО с использованием электронных образовательных ресурсов.
Важность использования электронных образовательных ресурсов бесспорна, поскольку ФГОС фактически обязывают использовать в образовательном процессе ИКТ....
Технологическая карта интегрированного урока истории и английского языка
Данная технологическая карта была составлена для проведения комбинированного урока (история, английский язык) в 7 классе.Тема: В центре событий : Политическая система Соединённого королевства Великобр...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса
Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса...
Технологическая карта интегрированного урока история и обществознание "Социальные группы. Категории населения по "Русской Правде" 10 класс
Технологическая карта к интегрированному уроку история и обществознание. В старшей школе учащиесе уже владеют основными историческими фактами. Данная разработка позволяет систематизировать уже имеющие...