Конспект интегрированного урока (история, литература, МХК) на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
план-конспект урока (8 класс)
Урок проводится в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_literatureistoriimhk.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока
(история, литература, МХК)
на тему:
«Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
Выполнили : учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №60 г. Тюмени
Четверкина Лилия Петровна;
учитель истории
Коновченко Татьяна Викторовна;
учитель МХК
Зуева Олеся Константиновна
Тюмень 2019
Тема: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
Цели урока:
- Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, нашедшей отражение в литературе, живописи;
- подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества.
- акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого для современного человека – патриота своей страны.
План урока.
- Орг.момент. Создание проблемной ситуации. Искусство.
- Историческая часть:
- Причины и характер войны. Соотношение сил.
- Начальный период войны.
- Портретная живопись.
- Историческая часть:
- Причины отступления русской армии
- Работа с таблицей «Основные события Отечественной войны 1812 г»
- Бородинское сражение.
- Оставление Москвы. Выводы.
- Литературная часть:
- Актуализация материала теоретического по басни (терминологический диктант).
- Прослушивание басни, мозговая атака (выполнение заданий к басне).
- Обобщение материала.
- Итоги.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент. Создание проблемной ситуации. Искусство
«У русского царя в чертогах есть палата,
Но не найдете в ней ни серебра, ни злата…»
Что может быть в этой палате?
Ученики: Картины, оружие
Учитель
Эти строчки посвящены галерее в Эрмитаже, связанной с событиями 1812. Мы «посетим» её виртуально в рамках нашего урока. Хочется сказать о нашем городе, где 1 ноября открылся мультимедийный исторический парк «Россия – моя история». Зал, посвященный династии Романовых также включает в себя период войны 1812 года.
- наш интегрированный урок посвящен времени, когда в Европе бушевали пожары наполеоновских войн. В нем мы соединили три темы: «Отечественная война 1812г», «Аллегорическое изображение событий войны 1812г. в басне И.А. Крылова «Обоз», «Портреты наших великих соотечественников».
2.. Историческая часть:
Учитель истории
В 1812 году «Великая армия» французского императора, не знавшая до этого поражений, вторглась в пределы России и была разгромлена. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы. На прошлом уроке мы изучили внешнюю политику России в начале 19в. И определили основные противоречия между Францией и Россией.
Ребятам предлагается вспомнить
- Вспомните, какие цели преследовал Наполеон?
У.: - стремился к мировому господству;
- главный противник не Россия, а Англия, поэтому он стремился нанести военное поражение России, заставить ее присоединиться к Континентальной блокаде и принять участие в походе в Индию.
- А Александр I к чему стремился ?
У.: - сам желал влиять на европейскую политику;
- нарушил Континентальную блокаду.
Итак, Отечественная война 1812 года явилась следствием серьезных противоречий между Францией и Россией.
Подготовленный ученик представляет сравнительную характеристику французской и русской армии.
- Подумайте, что отличало наполеоновских солдат от русских.
У.: - солдаты Наполеона – захватчики, русские – освободители;
- со стороны России война освободительная, Франции – завоевательная.
- Конечно же нельзя не сказать о талантливых военачальниках русской армии.
3. Портретная живопись.
Учитель МХК.
А теперь переносимся в Эрмитаж в галерею, посвященную героям войны 1812 года.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ - Общая картинка (Ребята, рассмотрите портреты и определите, чей портрет лишний?)
Правильно, портрет И.А. Крылова находится в Третьяковской галерее. И он действительно не является участником военных действий.
Портреты с краткой характеристикой
- М.Б.Барклай-де-Толли
- П.И.Багратион
- М.И.Кутузов
- А.П.Тормасов
- Александр 1
4. Историческая часть:
Учитель истории
- Доблестью, стойкостью отличались русские солдаты, ими командовали талантливые полководцы, но в ходе начального периода войны русская армия отступала.
Но в ходе начального периода войны русская армия отступала. Почему? Давайте обратимся к карте.
- Так почему отступало русское войско?
У.: - разрозненность армий, они далеко отстояли друг от друга;
- не было единого командования;
- потери значительные, необходимо их было восполнить.
По ходу объяснения нового материала в тетради вы должны составить таблицу: «Основные события Отечественной войны 1812 г.».
В ночь на 12 июня 1812 года большая часть французской армии форсировала приграничную реку Неман и вступила в пределы России.
- Русские войска не давали генерального сражения, отступая в глубь страны, вынуждая врага распылять свои силы. Барклай де Толли полагал, что каждый новый шаг врага по русской земле (в условиях начавшейся партизанской войны) будет даваться ценой больших усилий и жертв.
Первоначально армии Багратиона и Барклая де Толли должны были соединится под Витебском. Однако лишь во второй половине июля встретились в Смоленске. Тем самым замысел Наполеона – окружить армии по одиночке и разбить – был сорван. В начале августа произошло крупное сражение под Смоленском. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли 20 тыс. солдат.
- Барклай-де-Толли, исполнявший обязанности главнокомандующего, не был популярен в армии. Отступление войск - тактика, которой он придерживался, так же вызывала в русском обществе недовольство, его называли изменником и шпионом.
Однако, назначенный главнокомандующим М.И.Кутузов, изучив состояние русской армии, местность, так же решил отступать. У деревни Бородино он решился на генеральное сражение.
СЛАЙД
Подумайте, какими были цели сторон и соотношение сил накануне Бородинского сражения?
Русская и французская армии сошлись на Бородинском поле.
Рассмотрите схему Бородинского сражения
- Почему М.И. Кутузов именно так расположил войска, какой стратегический и тактический замысел был у главнокомандующего? (Вводятся понятие флеши и редуты) .
Сделайте выводы достигнуты ли цели сторон?
У.: - цели не достигнуты у обеих сторон, однако положение русской армии было более выгодным.
-1 сентября в деревне Фили в избе крестьянина Фролова состоялся Военный совет русского командования. Было принято решение оставить Москву, чтобы спасти армию. Это решение поддержал и Барклай де Толли. Тактика отступления вызывала много критики в народе, в армии и в кругах высшего дворянского общества, сам Александр 1 был не доволен затянувшейся войной. Данная оценка отражена и в литературе 19 века в произведениях великого баснописца Ивана Андреевича Крылова.
5. Литературная часть.
Слово учителя литературы.
Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца.
Московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю».
Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков, в письме к своему другу он писал:„Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть“. Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий.
Сегодня на уроке мы должны узнать, как в басне «Обоз» отражаются исторические события,
- что высмеивает баснописец в своём произведении, что становится объектом внимания автора,
- образы каких басенных героев соответствуют главным историческим персонажам. (слайды 30,31)
Актуализация материала теоретического по басни (терминологический диктант).
Чтобы разговор получился грамотным и насыщенным, я предлагаю вам вспомнить понятия, связанные с жанром басни в виде терминологического диктанта. На листочках, пожалуйста, стрелочками соотнесите термин и его определение
Подберите термину
соответствующее определение
БАСНЯ | поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни |
АЛЛЕГОРИЯ | короткий иносказательный рассказ в стихотворной форме нравоучительного характера |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ | умение замаскировать главную мысль, скрыть подлинный смысл |
МОРАЛЬ | иносказание, скрытый смысл, намек |
ЭЗОПОВ ЯЗЫК | наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы |
Правильный вариант
БАСНЯ | короткий иносказательный рассказ в стихотворной форме нравоучительного характера |
АЛЛЕГОРИЯ | иносказание, скрытый смысл, намек |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ | наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы |
МОРАЛЬ | поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни |
ЭЗОПОВ ЯЗЫК | умение замаскировать главную мысль, скрыть подлинный смысл |
Работа проводится в течение 3 минут. Далее ребята осуществляют самопроверку, опираясь на подсказку, данную на слайде .(слайд 32)
Прослушивание басни, выполнение заданий к ней.
Учитель литературы
Ну а теперь после успешного этапа повторения теоретических знаний мы переходим к практической части. На слайде дана последовательность ваших действий
На слайде
Мозговая атака
- Чтение басни.
- Работа с основной мыслью басни.(Можно выделить строчки карандашом в тексте самой басни)
- Отметить героев. (записать на листке с распечаткой басни, после текста)
- Найти, кто «спрятан» в аллегориях.(работа в паре)
- Аргументировать ответ (доказать, объяснить свой выбор-работа в паре)
Включается аудиозапись чтения басни "Обоз",читает Алина Покровская (можно дать прочитать басню наизусть талантливому ученику)
Работа с моралью
В каких строчках дана основная мысль басни? Прочтите.
Что высмеивает И.А.Крылов в басне? Попробуйте назвать отрицательные качества.
Самонадеянность – чрезмерна уверенность в своих силах и достоинствах
Высокомерие – пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность
в своем превосходстве над ними
Зазнайство – манеры, поступки, действия того, кто зазнается.
Каких героев басни вы выписали ?Как они ведут себя?
У.- Хозяин-" Хозяин стал сводить легонько первый воз"
Конь добрый-"... на крестце почти его понес, Катиться возу не давая..."
Лошадь молодая.-" Ругает бедного коня за каждый шаг..."
6.Обобщение материала.
Теперь я предлагаю вам обобщить материал, услышанный на уроке .Сделать это нужно в таблице лежащей у вас на парте. В ней даны три колонки :
1.Исторические личности .
2. Портреты.(она заполнена)
3. Герои басни.
7. Итоги урока.
Подведём итоги урока ответом на вопрос:
- Ребята, возвращаясь к картинной галерее нашего урока, удалось нам доказать ,что портрет И.А.Крылова здесь не случаен?
8. Домашнее задание.
Ваше домашнее задание представлено вам также в виде таблицы по каждому из трёх предметов, объединённых нашим интегрированным уроком
Искусство: Подобрать картины, в которых отражены события и герои Отечественной войны 1812 года. | Литература: 1уровень:выписать названия басен, где показаны события 1812года.Какие аллегории использует И.А. Крылов? 2 уровень: выписать литературные произведения, достоверно изображающие события 1812 года? (использовать разные источники информации) | История: Сообщение-исследование «Французская армия в Москве» |
9.Рефлексия
Наш урок подошёл к концу. Насколько вам было интересно и комфортно мы попросим вас отразить в нашей портретной галерее:
- красный стикер и первый ряд портретов покажет, что вам было некомфортно на занятии и осталось много вопросов по материалу урока;
- оранжевый стикер и средний ряд портретов покажет , что вам было достаточно комфортно на уроке , но не весь материал был усвоен и остались некоторые вопросы;
- зелёный стикер и верхний ряд портретов покажет, что на уроке вам было комфортно на уроке, весь материал усвоен вами, не разрешённых вопросов для вас не осталось.
Материал к уроку
Таблица рефлексии
Историческая личность | Портрет | Герой басни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов
Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание рол...
Презентация - приложение к внеклассному мероприятию по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов
Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание роли личн...
Урок истории в 8 классе"Отечественная война 1812 года в истории России"
Урок с презентацией в 8 классе по истории....
«Отечественная война 1812 года в истории, литературе, искусстве»
Отечественная война 1812 года в истории , литературе,искусстве....
Отечественная война 1812 года в истории и литературе
События 1812 года в истории России и в литературных произведениях....
Урок истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года в истории России "
Открытый урок по истории в 8 классе. Цель занятия: омочь учащимся понять причины Отечественной войны 1812 г., её итоги и значение, рассмотреть основные события (военные операции) войн...
метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»
Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...