Урок по теме: «Рабство в Древнем Риме»
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Романенко Наталья Александровна

Урок по истории Древненго Рима 5 кл. по учебнику Вигасина. Включает работу по методу шести шляп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabstvo_v_drevnem_rime.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Рабство в Древнем Риме»

 Романенко Наталья Александровна

 МБОУ «СОШ № 2»  г. Долинск, Сахалинской области

  Всеобщая история      5 класс

Тема:  урок по теме: «Рабство в Древнем Риме»

Учебник:  А. А. Вигасин, Г. И. Годер «История Древненго мира» ФГОС второго поколения

Цель урока:  выяснить причину  распространения рабства в Древнем Риме. Познакомить учащихся с понятиями  раб, рабовладелец, рабство,  имения, гладиатор, амфитеатр.

Проблема:  Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?»

Задачи урока: 

Личностные   воспитание    отрицательного отношения к рабству,  развивать  интерес к изучению истории.

Метапредметные (развивающая)  развитие речи;   анализировать исторические факты формирование способностей сравнивать, обобщать факты; развитие у учащихся  способностей применять полученные знания на практике; развитие внимательности при поиске ошибок.

 Предметные (обучающие) развитие умений работать с учебником  при помощи методов и приемов технологии  проблемного мышления, овладение понятием   раб, рабовладелец, рабство,  имения, гладиатор, амфитеатр.

   Тип урока: Урок открытия нового знания

Методы обучения:   проблемный, эвристический.

 Формы организации познавательной деятельности обучающихся:  индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика

1. Организацион-ный этап.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, друг друга.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

2.Актуализация знаний.

 Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся

 На доске   слайд с  высказыванием римского ученого Варрона.

Вопросы к классу

–Ребята,  как вы думайте, что это за говорящие орудия? Дайте определения понятия раб?

А кому принадлежит раб? Дайте определение понятию рабовладелец?

Значит, мы говорим о чем?

 Так сформулируйте тему и цель нашего урока?  А что такое рабство?

Рассмотрим источники рабства в Древнем Риме.

Прочитайте п. 49 раздел № 1. И выявите основной источник рабства.

 А откуда еще брались рабы?

 

    Ученики отвечают на вопрос. Раб.

   Раб это человек лишенный всех прав. Принадлежит хозяину как вещь. Раб принадлежит рабовладельцу. Рабовладелец-это хозяин раба.

О рабстве в Древнем Риме.

Рабство –форма угнетения человека.

Тема: Рабство в Древнем Риме.

Цель: 1. Определить основной источник рабства

  1. Рассмотреть труд рабов 3. Выявить отношение к рабам в римском обществе.

Ученики читают раздел и находят основной источник рабства- завоевание.

   

 

Познавательные УУД:   углубление знаний  и расширение знаний

Коммуникативные УУД:  умение слушать собеседника;

Умение давать ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.

3. Изучение новой темы.

 

    Давайте разберем  жизнь рабов в Древнем Риме.

  1.  Имения
  2. Что выращивали в имениях?
  3. Сколько рабов трудилось в имении?
  4. Кто руководил всеми работами в имении?
  5. Как жили рабы в имении?
  6. Для чего был остров Тибр?
  7. Какие рабы были в богатом доме?
  8. Гладиатор
  9. Амфитеатр

И так смотрим на цель нашего урока. Так  перечислите основные занятия рабов в Древнем Риме. А, что вы узнали об отношении к рабам в обществе?

Почему рабы работали плохо? Как рабов заставить работать лучше?

 

  Работа с п.  49   Ребята   читают параграф и отвечают на вопросы. Составляют конспект по вопросам.    

 Ребята перечисляют основные занятия.   Римляне относились к рабам как к орудиям труда, жестоко наказывали их, заставляли работать их без отдыха.

- Труд рабов не оплачивался, они не были заинтересованы в результатах своего труда, поэтому плохо обрабатывали поля, крали зерно.

- Чтобы изменить ситуацию, рабов нужно освободить и за труд платить им деньги.

Познавательные УУД:   Умение выделять нужную информацию из текста. Работать с картой.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы  товарищей.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

5. Первичное закрепление.

 

 Работа текстом, тестом  

Задание № 1 Вставьте пропущенные слова в текст 

Главным источником рабства в Риме были ___. Труд рабов использовали в ___, на _____.

Но больше всего римляне любили зрелища, которые устраивали в _____. Это были бои ______

Война, плебеи, сельское хозяйство, рудники, праздники,  театр, амфитеатр, гладиаторы.

Задание № 2  Вставить пропущенное слово в текст «В какой бы уголок мы не заглянули, везде нам встретятся фигуры работающих _____________. Это были люди, которые создали богатство Рима, всё, чем гордилось римское общество»

РАБОВ КРЕСТЬЯН ПЛЕБЕЕВ

  1. Большое количество дешевых рабов в Риме появилось в результате:
    а. Самопродажи   б. Завоеваний    в. Долгового рабства
    2.  Безнадежно больных рабов свозили на остров:
    а.  Крит б.  Тибр в.  Сицилия
    3. Общим в положении рабов было:
    а. Бережное отношение к ним.   б. Полное бесправие.    в. Уважение к личности раба.

4.  Раб –  

5. Амфитеатр-

Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы, работать с тестовыми заданиями.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

6. Рефлексия.

Работа  по методике «Шесть шляп мышления».

 

Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения по поводу рабства в Древнем Риме.

Слова-помощники:

«Я считаю, что..., потому что ….»

«Мне кажется, что…, потому что…»

«Я думаю, что…, потому что…»

Белая шляпа – перечень фактов о рабстве в Древнем Риме. Для чего было нужно рабство в Риме.

Черная шляпа – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Что плохого в рабстве для самих рабов?

Желтая шляпа – позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Что хорошего в рабстве для рабовладельцев?

Зеленая шляпа - ответы на вопрос, где и как можно применить информацию о рабстве в Древнем Риме, которую ты получил на уроке.

Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.

Значение рабства для Рима. Для чего оно было нужно?

Высказывание учащихся о теме урока в рамках методики «Шесть шляп мышления

Коммуникативные УУД:

Умение полно и точно выражать свою мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный урок в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Урок был представлен на региональном конкурсе "Учитель года - 2009" (проводился, как открытый урок) и отмечен как лучший , набрав максимальное количество балов на данном этапе конкурса....

План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР

Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

Урок истории в 5 классе по теме " Рабство в Древнем риме"

Урок истории5-й классТема: Рабство в Древнем РимеЦель: познакомить учащихся с особенностями рабовладения в Древнем Риме.Задачи: 1. Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме, выяснить исто...

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Содержание данной разработки включает в себя различные современные образовательные технологии....

Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...

5 класс Открытый урок по теме: Рабство в Древнем Риме

Аннотация Учащиеся 5 класса относятся к среднему  школьному возрасту (11 – 12 лет). в это время происходит дальнейшее активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной...