Урок истории в 5 классе по теме " Рабство в Древнем риме"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Кургуз Екатерина Викторовна

Урок истории5-й класс

Тема: Рабство в Древнем Риме

Цель: познакомить учащихся с особенностями рабовладения в Древнем Риме.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме, выяснить источники рабства  в Древнем Риме;

2. Дать представление о тех видах работ, на которых были заняты лишенные свободы;

3. Продолжить работу по формированию умения работать в группе;

4. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и дополнительными источниками, иллюстрациями.

5 . Продолжить работу по формированию таких  умений, как умение устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа и сравнения, умение давать характеристику событиям и их участникам, умение оценивать свою работу с опорой на образец.

6. Воспитывать интерес к прошлому, литературным источникам древности, человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми.

Тип урока: комбинированный.

Используемое оборудование: мультимедиапроектор,

  • Карта «Рост Римского государства в III в. до н.э. – II в. н.э. или карта «Римская республика в III – II вв до н.э.»;
  • Картина «Продажа рабов» или «В имении римского рабовладельца»
  • Набор раздаточного материала.

Учебник: История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007.

План урока:

1. Самоорганизация деятельности

2. Актуализация знаний

3. Постановка целей и темы урока

4. Изучение нового материала

5. Закрепление

6. Подведение итогов

 7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Планируемый результат:

К концу урока учащиеся должны:

  • знать источники рабства,
  • описывать образ жизни рабов, используя документ и иллюстрации,
  • называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме,
  • объяснять значение понятий: рабы, гладиатор, амфитеатр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/sites/default/files/otkrytyy_urok.docx91.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории5-й класс

Тема: Рабство в Древнем Риме

Цель: познакомить учащихся с особенностями рабовладения в Древнем Риме.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме, выяснить источники рабства  в Древнем Риме;

2. Дать представление о тех видах работ, на которых были заняты лишенные свободы;

3. Продолжить работу по формированию умения работать в группе;

4. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и дополнительными источниками, иллюстрациями.

5 . Продолжить работу по формированию таких  умений, как умение устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа и сравнения, умение давать характеристику событиям и их участникам, умение оценивать свою работу с опорой на образец.

6. Воспитывать интерес к прошлому, литературным источникам древности, человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми.

Тип урока: комбинированный.

Используемое оборудование: мультимедиапроектор,

  • Карта «Рост Римского государства в III в. до н.э. – II в. н.э. или карта «Римская республика в III – II вв до н.э.»;
  • Картина «Продажа рабов» или «В имении римского рабовладельца»
  • Набор раздаточного материала. 

Учебник: История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007.

План урока:

1. Самоорганизация деятельности

2. Актуализация знаний

3. Постановка целей и темы урока

4. Изучение нового материала

5. Закрепление

6. Подведение итогов

 7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Планируемый результат:

К концу урока учащиеся должны:

  • знать источники рабства,
  • описывать образ жизни рабов, используя документ и иллюстрации,
  • называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме,
  • объяснять значение понятий: рабы, гладиатор, амфитеатр

                                   Ход урока

1. Самоорганизация деятельности

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнёмся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое настроение  не покидало вас в течение урока. Сегодня у нас на уроке гости. Надеюсь, что вы спокойно будете работать на уроке.

2. Актуализация знаний уч-ся:

А. Подготовь развёрнутый ответ на вопрос:

( карточка)

-Как воевала римская армия?

Для этого вспомни:

  1. Какие государства смог подчинить себе Рим во II в. до н.э.?
  2. Какие технические приспособления использовали римляне?
  3. Как были вооружены воины Рима?
  4. Какую тактику чаще использовали римские полководцы?

Сделай вывод.

Б. На ваших столах лежат тесты по  домашнему материалу. На  их выполнение вам дается 5 минут.

В. работа по карточкам

753г. до н.э. –….

509 г.до н.э. –….

216г.до н.э. –…

202 г.до н.э. – …

В. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ- КРОССВОРД-на доске

По вертикали:

 2. повелитель, главнокомандующий

3. член сената

4.  человек, лишенный всех прав

5. главная площадь города в Риме

По горизонтали:

1. головной убор, знак царской власти

Какое слово получилось?

6. ……………………….

1 

2 

4 

   

5 

6 

   

3 

       

3. сообщение темы и целей урока

Слово учителя: (Беседа с учащимися)

Давайте обратимся к учебнику на с.226.

- Что изображено на рисунке?

- Кого художник изобразил на первом плане?

-Почему одной из главных добыч во время похода римляне считали рабов?

Учитель ставит проблемный вопрос: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести речь на уроке?

-обратите внимание на ключевое слово кроссворда. Кто сможет сформулировать тему урока?

Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу, что темой урока будет «Рабство в древнем Риме»-запись в тетради

Формулирование целей урока:

- Итак,  тема  урока “Рабство в древнем Риме”.

-Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу  узнать …

                                            выяснить…

                                            понять…

Да, действительно, сегодня мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме, определить особенности рабовладения в Риме, познакомиться с источниками рабства, жесточайшем положением римских рабов, убедиться в глубокой безнравственности данного явления и падении нравов у жителей Рима и недопустимости рабства в современном мире. 

Проблемный вопрос:

Однажды на заседании римского сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее чем наше общество. У нас ничего что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов то их собственно не следует брать в расчёт».

??? Ну что же посмотрим так ли уж безоблачно и прекрасно было в Риме всем.

4. Изучение новой темы

План урока:

1)Основные источники рабства

2) Рабы в имении рабовладельца

3) Рабы в богатом доме

4) Гладиаторы на сцене амфитеатра

- на столах у вас будут лежать  рабочие листы  которые вы должны будете заполнять в ходе урока

Я хочу узнать

Я узнал новое

  1. откуда прибывали рабы

  1. источники рабства
  2. каким было положение рабов

  1. где использовали труд рабов

1)Испания, Галлия, Дакия, Македония, Малая Азия, Египет, Карфаген.

2)Завоевания, пиратство, дети рабов, продажа детей рабов.

3 )тяжелое, не было  свободного времени, работали без выходных,

4) в имении землевладельца, на арене амфитеатра, раб-врач, раб- учитель, раб- секретарь.

(вторая колонка походу урока)

 1)Основные источники рабства- групповая работа

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? «Подбери слово»- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам  раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете?

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин  рабов.

Учитель: - Итак, для того чтобы определить источники рабства в Риме, я предлагаю вам проанализировать данные из исторических источников и с результатами анализа познакомить всех уч-ся класса (уч-ся раздаются карточки с заданиями по группам и даётся время для выполнения задания) 

После выполнения задания уч-ся называют источники рабства в Риме: завоевательные войны (вопрос к 1 группе: - Какие крупнейшие войны Рима вы знаете? Чем они закончились?) пиратство, долговое рабство, сохранившееся  в Римских  провинциях, естественное размножение (дети рабынь).

По ходу беседы на экране демонстрируется схема «источники рабства в Риме» (дети записывают схему в тетради)                 

                                       Основные источники рабства                                  

Завоевательные

войны               пиратство            долговое рабство       дети рабынь

Карточка №1.- 1 группа

Во время первой Пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента – 30 тысяч пленных, в Карфагене захвачены и проданы в рабство 50 тысяч жителей.

Карточка №2- 2 группа

Из разговора двух рабов ночью после тяжёлого трудового дня:

«- Я сегодня слышал, как хозяин называл тебя человеком, пришедшим из моря… Почему он так говорил? Как ты попал сюда и стал рабом?

- Это очень грустная история. Я до сих пор с тоской вспоминаю свою родину. А жил я на далёком острове, окружённом со всех сторон морем. Мой отец занимался морской торговлей, перевозил разные товары с одного острова на другой. Наша семья была уважаемой, жили мы богато и счастливо. Однажды мы с отцом отправились в очередное плавание. Наш корабль был полон различными товарами. Ничего не предвещало беды. На второй день пути далеко на горизонте мы увидели паруса незнакомого судна. Корабль быстро приближался к нам, и вот уже можно было разглядеть, что на чужом корабле много вооружённых людей. Мы поздно поняли, что это пираты и не успели развернуть наш корабль назад. Пиратское судно атаковало нас. Отец был убит, а меня захватили в плен и привезли на рынок рабов в Карфаген, где наш хозяин и купил меня. И теперь он называет меня морским человеком».

Карточка №3

Однажды маленький мальчик, спросил свою маму, которая была рабыней в доме богатого римского рабовладельца:

-Мама, почему сыну нашего хозяина можно ходить везде, где он хочет? К нему приходят учителя, он умеет писать и читать, у него в доме много книг. Я тоже хочу учиться, играть и бегать по всему городу, но мне этого делать не разрешают. Почему, я ведь такой же, как он?

Мать с грустью посмотрела на сына, ласково погладила его по голове и задумчиво сказала:

- Да, сынок, ты такой же ребёнок, как и сын хозяина. Но между вами огромная пропасть, которую ты никогда в жизни не сможешь преодолеть, потому что ты раб и никогда не станешь свободным. Дети рабов обречены  быть рабами. Смирись».

Мальчик в глубокой задумчивости отошёл от матери. В его глазах были слёзы. 

учитель:-  Наверно, вам интересно знать, как много было рабов в Римской империи? Ответить можно так: рабов со временем стало так много, что правителям  Рима поступило предложение дать рабам особую одежду, чтобы так их отличать от свободных. Это предложение отвергли. Как вы думаете, почему?

А вообще многие ученые считают, что в среднем соотношение рабов к свободным было 1: 3- диаграмма

- Итак, какой вывод вы можете сделать о численности рабов в Риме на основе фактов? (их было огромное количество). Как вы думаете, какова было цена на них на рынке рабов? (стоили дёшево). 

Учитель: - Римский учёный Варрон однажды сказал: ««Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх     видов:мычащие -  быки, немые – повозки, лопаты, плуги,  говорящие - …».

Вопрос: - Кого он подразумевал под говорящими орудиями труда?

                  2) Рабы в имении рабовладельца

Вопрос: - Предположите, где использовался труд рабов в Риме? (в с\х, в домах богатых рабовладельцев, на аренах амфитеатров) Внимание на экран. Уч-ся демонстрируется схема «Использование рабов в Риме».  Уч-ся записывают схему в тетрадь.

 

Для того, чтобы выяснить,  как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю поработать с историческим источником

Работа с историческим документом.
-Ребята, возьмите печатные листочки.

-Каждый про себя внимательно прочитайте  текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу  даётся 5 минут. Если возникают вопросы, то поднимайте  руки.

Марк Порций Катон. Земледелие

Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...

Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194-196.

Вопросы к документам.

  1. Где применялся труд рабов? (докажите свое мнение строчками из документа)
  2. Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)

3) Рабы в богатом доме

А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 227 и прочитать 3 пункт § 49 «Рабы в богатом доме», просмотреть иллюстрации к параграфу.

Имение-зто земельное владение богатого человека

Беседа по вопросам:

  1. Где еще применяли труд рабов?

Схема «Применение труда рабов»

  1. Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? ( Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели). Каким было отношение рабов к труду и почему?

Задание. Прочитайте  источник «Римские ученые о рабах», с. 228 (высказывание Колумелла) и ответьте на вопрос: Чем можно объяснить подобное отношение рабов труду?»

                                             Отношение к рабам

Р             орудие труда

А             бесправен

Б             подвержен пыткам и казням

  1. Падению урожаев
  2. Обнищанию крестьян
  3. Восстанию рабов

4)Гладиаторы на сцене амфитеатра- доклад учащегося

- Учитель показывает цветок гладиолус и задает вопрос: «Как вы думаете, какое отношение имеет данный цветок к теме нашего урока?» (учащиеся отвечают).

Сообщение учащегося:  В переводе с латинского этот цветок — «меч», поэтому у древних римлян он считался цветком гладиаторов. По легенде, один жестокий римский полководец взял в плен фракийских воинов и приказал сделать из них гладиаторов. Среди пленников были отважные, сильные и красивые верные друзья Севт и Терес. Им поручили биться друг с другом первыми, пообещав победителю свободу и руку дочери полководца. И вот затрубили трубы, призывая друзей к битве, но Севт и Терес воткнули мечи в землю и обнялись. Зрители возмущенно зашумели, но юноши не повиновались. Тогда их казнили. Но как только тела благородных гладиаторов коснулись земли, из рукоятей их мечей расцвели эти цветы. Как они называются?

  • Слово «Гладиатор» произошло от латинского gladius – меч, так как бойцы были вооружены короткими мечами.
  • Объяснение данного вопроса осуществляется с помощью рассказа учителя или при возможности просмотра фильма «Гладиатор» и дальнейшей беседой по просмотренному.

Сообщение ученика. Сейчас вы прослушаете небольшое сообщение и постарайтесь выписать новые исторические понятия.
«В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли
гладиаторами.( Гладиаторы – это сильные и ловкие рабы, которых помещали в особые школы, где обучали владеть оружием.) Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боёв. Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н. э. он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.
 Гладиаторы сражались парами или целыми отрядами. Они обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан.  Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.
  Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом "Отпусти!". Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя "Добей!". Вердикт толпы не оспаривался даже императором. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.»

- Назовите новые исторические понятия, которые необходимо запомнить и выписать.
после прослушивания и просмотра фильма:

Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного и услышанного?

-Как выглядели гладиаторы?

-Какое оружие было у гладиаторов?

Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.


Вопрос: - Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети). Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене? Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть).

- Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров.  А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр)

-О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества).

- А как вы относитесь к рабству?

Итак, ещё одной особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность.

Вопрос: - Скажите, а в современном обществе существует рабство? (к сожалению, да, но оно не носит массовый характер и запрещено законом).

-Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция РФ). ---

-Учитель показывает  Конституцию, говорит, когда она была принята. –

-Давайте обратимся к тексту Конституции нашего государства.

-Демонстрируется презентация к уроку, и зачитываются статьи Конституции,

защищающие наши права на жизнь, свободу, свободный труд и т.д.

Таким образом, в нашей стране законом защищены наши права и зарождение и распространение рабства невозможно.

5.Закрепление изученного

Опираясь на текст п.49, пункт 1, закончи предложения:
А) Главный источник рабства – (завоевания);
Б) Покоряя страны, римские полководцы обращали в рабство – (десятки тысяч военнопленных и мирных жителей);
В) В результате завоеваний в Риме появилось – (большое количество дешевых рабов).

  1. Восстановить «белые пятна истории». Пользуясь ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫМИ  СЛОВАМИ»):  восстановите текст.
    Наказ управляющему о содержании рабов: 1. Одежда рабов. Тунику (… …) и плащ выдавать через … . 2. Прежде чем выдать тунику или плащ, старую одежду отдать на … … . 3. Спать в … помещении, окна под самым потолком закрыть … . 4. На земляной пол бросить немного … . 5. Кормить палыми … . 6. Когда они будут съедены, давать … … и … .

(Восстановленные слова: нательная рубашка, год, лоскутное одеяло, полуподвальное, решетки, солома, маслины, рыбный рассол и уксус).

  1. Подведение итога урока

Технология критического мышления- 6 шляп

 Составить синквейн – ( метод развития образной речи); (образец разложить на парты).

Правила составления синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (имя сущ.);
  2. Во второй строке описание темы двумя словами (имя прил.);
  3. В третьей строке описание действия в рамках темы (3 гл.);
  4. Четвертая строка – фраза из 4 слов, показывающая ваше отношение к теме;
  5. Пятая строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Я узнал новое….(заполнение 2 графы в таблице)

  1. раб
  2. лишенный свободы, бесправный;
  3. трудиться, обслуживает; терпит оскорбления
  4.  я осуждаю  жестокость и несправедливое отношение
  5. осуждение.

7.рефлексия

-Кто сегодня из вас работал лучше всех?  

-Кого бы вы хотели похвалить?

-Кому бы вы сегодня пожелали удачи на будущее?

Технология критического мышления- рисование ладони

8. Домашнее задание на выбор (разноуровневое):  

А) Написать мини-сочинение на тему «Как я отношусь к рабству?»;

Б) Составить кроссворд по теме урока;

В) Чтение п. 49, ответить на вопросы после п. 49.

        

1. Восстановить «белые пятна истории». Пользуясь ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫМИ  СЛОВАМИ»):  восстановите текст.
Наказ управляющему о содержании рабов: 1. Одежда рабов. Тунику (… …        ) и плащ выдавать через …    .

2. Прежде чем выдать тунику или плащ, старую одежду отдать на     … … .

3. Спать в …         помещении, окна под самым потолком закрыть … .

 4. На земляной пол бросить немного … .

5. Кормить палыми … .

6. Когда они будут съедены, давать … … и … .

(Восстановленные слова: нательная рубашка, год, лоскутное одеяло, полуподвальное, решетки, солома, маслины, рыбный рассол и уксус).

1. Восстановить «белые пятна истории». Пользуясь ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫМИ  СЛОВАМИ»):  восстановите текст.
Наказ управляющему о содержании рабов: 1. Одежда рабов. Тунику (… …        ) и плащ выдавать через …    .

2. Прежде чем выдать тунику или плащ, старую одежду отдать на     … … .

3. Спать в …         помещении, окна под самым потолком закрыть … .

 4. На земляной пол бросить немного … .

5. Кормить палыми … .

6. Когда они будут съедены, давать … … и … .

(Восстановленные слова: нательная рубашка, год, лоскутное одеяло, полуподвальное, решетки, солома, маслины, рыбный рассол и уксус).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Содержание данной разработки включает в себя различные современные образовательные технологии....

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"...

Урок истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Форма проведения урок - знакомство с новым материалом с использованием театрализованного представления и музыкальным сопроводением...

Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Рабство в Древнем Риме»

Цель: достичь образовательных результатов:Познавательные:Регулятивные:Коммуникативные:Личностные:– самостоятельно делать выводы, сравнивать ;– структурировать тексты, включая...

Презентация к уроку истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"

Данную презентацию можно ипользовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Рабство в Древнем Риме".  Она станет отличным помощником учителя....