Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Содержание данной разработки включает в себя различные современные образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabstvo_v_drevnem_rime.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Рабство в Древнем Риме.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме, расширить представление обучающихся о рабстве.
- Развивать речь, память, формировать умение высказывать свои мысли, работать с историческими источниками, текстом учебника, делать выводы.
- Воспитывать чувство сопереживания, отрицательное отношение к рабству, прививать интерес к истории.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа, презентация, раздаточный материал.
План урока:
1.Источники рабства.
2.Труд рабов в сельском хозяйстве.
3.Труд рабов в доме рабовладельца.
4.Гладиаторы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся по теме “Установление господства Рима во всем Средиземноморье”.
1.Как называется раздел, который мы изучаем?
2.Давайте вспомним, что мы знаем о Риме. Закончите предложения в стихах.
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на... (сапог).
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ... (Аппенинский).
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые ... (латины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ... (волчица).
Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал –
Тот карфагенский… (Ганнибал)
Установил господство Рим,
Много стран он покорил:
Стал хозяином всевластным
В … в одночасье.
Таким образом, Рим стал могущественной державой. Он покорил много стран. И в какой бы уголок мы не заглянули, везде можно встретить множество рабов.
III. Сообщение темы урока.
Подумайте и скажите, что бы вы хотели узнать по теме урока?
IV. Изучение новой темы.
1.Вступительное слово учителя.
В 30 г. до н. э. Римский император Октавиан, продолжая завоевательную политику Рима, разбил египетскую армию. Царица Египта Клеопатра послала Октавиану сообщение о своей капитуляции, но, узнав, что для нее заказаны золотые цепи, в которых поведут ее по Риму во время триумфа, покончила с собой. Египет стал очередной провинцией Рима. Всего же у Рима было 36 провинций.
К концу I в. до н.э. Римская армия завоевала северо-западную часть Пиренейского полуострова. Мужчины дрались до последнего, а женщины, прижимая к себе детей, бросались со скал или кидались в огонь горящих хижин, предпочитая смерть рабству.
Как вы думаете, почему эти люди так поступали?
2.Работа с понятийным материалом.
Кто же такие рабы?
Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.
Кого называли рабовладельцем?
Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.
Откуда в Риме было столько много рабов?
Источники рабства в Древнем Риме
пленники дети рабов
пиратство продажа детей в рабство
Римляне о рабах говорили: «Раб – не человек»; «Раб должен работать или спать». Рабы для них – говорящее орудие труда.
Таким образом, источниками рабства в Древнем Риме был плен, пиратство, неуплата налогов, дети рабов.
2.Работа с историческим документом.
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Марк Порций Катон. Земледелие
Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.
Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...
Содержание рабов
Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, а летом — по 4,5.
Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.
Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.
Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194
Вопросы к документам.
- Где применялся труд рабов? (докажите свое мнение строчками из документа)
- Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)
Итак, рабы в имении землевладельца выполняли очень тяжелую работу.
Физкультминутка.
3.Работа с учебником стр.240
Игра «Да, нет»
Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. (Да)
В доме богача было очень мало слуг. (Нет)
В богатом доме было немало образованных рабов. (Да)
Раб-врач лечил рабов. (Нет)
Раб-секретарь писал письма под диктовку. (Да)
Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имении. (Да)
- Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? Каким было отношение рабов к труду и почему?
Итак, несмотря на то, что рабам в богатом доме жилось легче они также были бесправны, считались вещью и хозяин мог ими распоряжаться как пожелает.
4.Просмот видео «Гладиаторские бои в Риме»
Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:
- Как выглядят гладиаторы?
- Каким оружием они сражались?
- Какова была реакция публики?
Вопрос-ассоциация
- Как называется этот цветок? (гладиолус) (слайд)
- Как вы думаете, какое отношение он имеет к нашему уроку?
(Гладиатор — произошло от латинского gladius - меч, т.к. бойцы были вооружены короткими мечами. А гладиолус свое название получил из-за сходства листьев с клинком. Гладиолус имеет второе название — шпажник).
Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.
V. Закрепление.
Работа в парах. Словарная работа.
Расположить в алфавитном порядке, объясняя значение этих слов.
Раб, провинция, триумф, амфитеатр, гладиатор, вольноотпущенник, капитуляция, Колизей.
Игра «Цветик - Семицветик»
Учащиеся отрывают лепесток и отвечают на вопросы.
VI. Итог урока.
Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства.
Почему люди предпочитали смерть жизни в рабстве?
Рефлексия. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание. Пор.49, вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"
Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....