5 класс Открытый урок по теме: Рабство в Древнем Риме
план-конспект урока по истории (5 класс)

Фёдоров Сергей Леонидович

 Аннотация

 Учащиеся 5 класса относятся к среднему  школьному возрасту (11 – 12 лет). в это время происходит дальнейшее активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная активность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования. Появляется потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны. Теоретическое мышление подростков находиться в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии АМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 55_urok_rabstvo_v_drevnem_rime.docx31.45 КБ
Office presentation icon 55_rabstvo_v_rime.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:

  Открытый урок               Тема: «Рабство в Древнем Риме».   5 К класс

Психолого – педагогическая характеристика 5 К класса

    Класс состоит из 13  учеников. Высокая активность учеников. Много задают дополнительных вопросов по темам. Сильных учеников – 3, средних- 7, слабых – 2, неуспевающих – нет.

Учащиеся 5 класса относятся к среднему  школьному возрасту (11 – 12 лет). в это время происходит дальнейшее активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная активность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования. Появляется потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны.

   Теоретическое мышление подростков находиться в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии АМО.        

 Цели и задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме, познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов и показать всю глубину безнравственного и аморального рабства, как социального явления, приведшее в будущем к падению Римской империи;
  • Развивать аналитические умения учащихся, навыки сотрудничества   группах, самостоятельной  работы с учебником и умения предъявлять результаты учебной деятельности;
  • Осуществлять нравственное  и духовное воспитание учащихся, формировать у них чувства сострадания нарушения прав человека через влияние на эмоциональную сферу ребёнка.

Планируемые результаты:

  • Предметные: овладевать целостными представлениями о причинах и сущность рабовладения; характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; аргументировать собственные версии и личностные позиции по дискуссионным и морально-этическим вопросам прошлого;
  • Метапредметные УУД: самостоятельно обнаруживать  и формировать учебную проблему; анализировать, классифицировать  и обобщать факты и явления; формировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; давать определение понятий, определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
  • Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать последствия римских завоеваний для покорённых народов и самих римлян; осмысливать важность изучения истории.

Оборудование:

   Проектор, мультимедийная презентация, карточки для проверки домашнего задания, сердечки, карточки – задания для работы в группах, настенная карта Древнего Рима

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению.

   Завоевания – главный источник рабства, где использовался труд рабов, какими способами римляне принуждали невольников  к тяжёлому труду.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент. 1 мин.

Цель: приветствие друг друга, проверка готовности к уроку

  Здравствуйте ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи и скажем дружно «Мы супер!»

Приветствуют учителя и друг друга

  1. Актуализация знаний. 5 мин.

- Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Я предлагаю совершить путешествие во времени во II век до н.э.  в страну, которую мы изучаем уже на протяжении нескольких уроков – Древний Рим

- Покажите на карте Древний Рим и Римское государство

Ученик показывает на карте Древний Рим

Слайд 2

- Что пригодится нам в путешествии?

- Давайте проверим свои знания

- Дети отвечают – «Знания»

Игра «Крестики – нолики»  (Приложение 1)

Учитель раздаёт карточки.

- А теперь проверим свои работы

И выставим свои оценки

- Дети выполняют задания

- Дети проверяют свои работы, сравнивая с ответами, выставляют оценки

Слайд 3

Сайд 4

  с ответами

  1. Вхождение в тему. 3 мин.

Внимание!  Мы отправляемся. И вот перед вашим взором открываются поля, вдали виднеется город. Но что это? Мы видим много, очень много людей, они сильно измучены.

- Что это за люди?

 Если дети затрудняются ответить, то им даётся подсказка. Учитель  зачитывает строчки стихотворения:

Он родился свободным

Под отеческим кровом,

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен,

Никогда не увидит

Он Отчизны просторы?

Дети делают свои предположения.

Дети дают ответ

Слайд 5

- Ребята, как вы думаете, какова же тема нашего урока?

- А что мы с вами должны узнать на уроке? Чему научиться?

Дети озвучивают тему урока

Слайд 6

  1. Ожидания и опасения. Метод «Что на сердце». 3 мин.

- Что вы ждёте сегодня от урока?  Что хотите узнать для себя?

Чему научиться? Когда мы ждём сюрпризов и подарков, то на сердце у нас легко. А когда мы чего-то боимся, то на сердце становится  тяжело.

- Я положил перед вами сердечки, где вы на одной стороне должны написать свои ожидания, а на другой – опасения. В конце урока мы посмотрим: оправдались ли ваши ожидания и опасения.

Дети записывают свои ожидания и опасения

  1. Инпут. (Объяснение нового материала). Метод «Мозговой штурм». 5 мин.

- А кто такие рабы?

- Кто такие рабовладельцы?

- Вы сегодня хотели узнать, как люди становились рабами. Сделайте свои предположения.

- Второй вопрос, который вы отметили: где использовался  труд рабов. Давайте подумает над этим вопросом.

- А что нового узнали о том, где использовался труд рабов? 

- «Говорящие орудия труда»

- Хозяева рабов

-

Слайд 7-8

Слайд 9

Слайд 10

  1. Отработка нового материала

        1. Работа в группах. 10 мин.

Учитель формирует группы.

- Те ребята, у которых  сердечки красного цвета, садятся за стол № 1 (на нём лежит большой листок красного цвета), синие сердечки – стол № 2, зелёные сердечки – сто № 3

- Каждая группа получает задания и в течение заданного  времени выполняет его

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 Дети развиваются по группам

- Выполняют групповые задания

СЛАЙДЫ  

11- 16 слайды

Проверка группового задания

- Дети дают ответы на вопросы

Метод «На линии огня» Дискуссия «За и против рабства» 4 мин.

Команда, которая лучше всех сегодня справилась с заданиями получает право вызвать на бой любую команду

- Команда 1 должна доказать, что рабство – это плохо, другая - хорошо

                    2. Видеосюжет «Гладиаторский бой». 3 мин+2 мин.

- Я приглашая вас посетить амфитеатр и посмотреть  на бой гладиаторов. Обычно найти свободного место там трудно, но нам повезло.

(после видеосюжета учитель задаёт вопросы)

- Кого вы видели на трибунах Колизея?

- Как  они вели себя, нравится ли им то, что происходит на арене?

- А чем любили заниматься греки?

Дети смотрят сюжет и отвечают на вопросы

ВИДЕОСЮЖЕТ о гладиаторских боях (12 мин 45 сек.-15 мин. 23 сек.)

или

17 - 21   слайды

  1. Релаксация. Метод «Скульптурные фигуры». 2 мин.

- А теперь встали из-за столов, вышли в круг подумайте несколько секунд и по моему хлопку изобразите фигуру работающего раба, используя знания: где использовался труд рабов

Дети замирают в разных позах

Расширение кругозора учащихся. Показ видеоролика «10 интересных фактов о рабстве». 2 мин.

Учитель демонстрирует сюжет

Дети смотрят

  1. Рефлексия. Оправдались ли ваши ожидания и опасения. 2 мин.

- А теперь нам пора домой! Я нажимаю на кнопку и  машина времени нас плавно опустила в нашем классе.

- Какие ваши ожидания сегодня на уроке оправдались?

- Какие опасения у вас остались?

Дети отвечают

  1. Оценка урока. 1 мин.

- Немного грубо, но в духе древних римлян. «Палец вверх» - здорово! Урок понравился!

-  «Палец вниз» - мне урок понравился. И давайте поблагодарим себя и товарищей за урок.

Дети поднимают или опускают палец

- Дети хлопают в ладоши.

  1. Домашнее задание. 1 мин.

- Прочитать п.49, ответить на вопросы. Выполнить творческое задание «Письмо обращение к жителям Древнего Рима с осуждением рабства»

Дети записывают домашнее задание.

Список используемой литературы:

  1. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Москва «Просвещение», 2012
  2. Копилочка активных методов обучения И.Л. Арефьева, Т.В. Лазарев 2005-2008. Международный институт  развития «ЭкоПро», 2005-2006

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проверка дом. задания по теме:

«Завоевание Римом всего Средиземноморья»

Ф.И. _____________________________

Игра «Крестики-нолики»  (верно, неверно)

Х – да, верно

0 – нет, неверно  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Консулы избирались на форуме
  2. Римляне применяли правило «Разделяй и властвуй!»
  3. Как правило, римский легион строился в 3 линии
  4. Ганнибалу не удалось перейти Альпы
  5. 216 г. до н.э. в городе Канны победили римляне
  6. Ганнибала победил Спицион
  7. Антиох – македонский царь
  8. Триумф – означает торжественный въезд победителей в город
  9. В 146 г. до н.э. римляне сравняли Карфаген с землёй

Ответы:

1

         Х

2

      Х

3

    Х

4

         0

5

      0

6

     Х

7

         0

8

      Х      

9

     Х

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 группа

Прочитайте текст учебника п.2 «Рабы в имении землевладельца».

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое имение?
  2. Какую работу выполняли рабы в имении?
  3. Составьте правила для рабов в имении?  (Какие были условия жизни и труда рабов в имении? Способы наказания рабов, избавления от тяжелобольных)

______________________________________________________________

2 группа

Изучите п. 3 учебника «Рабы в богатом доме». Ответьте на вопросы:

  1. Какую работу выполняли рабы в богатом доме?
  2. Можно ли утверждать, что из-за того, что рабы были учёными, артистами, поэтами, музыкантами, певцами, уровень культуры самих римлян начал постепенно снижаться?
  3. В Риме палку, которой били раба, сравнивали с бумерангом. В чём смысл этого сравнения?  

______________________________________________________________

3 группа:

Изучите  п. 4  учебника «Гладиаторы на арене амфитеатра».  Ответьте на вопросы:

  1. Кто такие гладиаторы? Что такое амфитеатр?
  2. Что означает поднятый кверху большой палец?  А опущенный книзу?
  3. Как вы относитесь к гладиаторским боям?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение: 1. Причины Пунических войн: ___ 2. I Пуническая война - _______ 3. II Пуническая война - _______ 4 . III Пуническая война - _______ 5. Какие страны Римские войска подчинили к Римскому государству во II веке до н. э.: ________________________________

Слайд 2

сирия македония греция карфаген

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 ИГРА «Крестики- нолики» Х – да, верно 0 – нет, неверно 1. Консулы избирались на форуме 2. Римляне применяли правило « Разделяй и властвуй! » 3. Как правило, римский легион строился в 3 линии 4. Ганнибалу не удалось перейти Альпы 5. 216 г. до н.э. в городе Канны победили римляне 6. Ганнибала победил Спицион 7. Антиох – македонский царь 8. Триумф – означает торжественный въезд победителей в город 9. В 146 г. до н.э. римляне сравняли Карфаген с землёй

Слайд 4

1 Х 2 Х 3 Х 4 0 5 0 6 Х 7 0 8 Х 9 Х ИГРА «Крестики- нолики» Х – да, верно 0 – нет, неверно 1. Консулы избирались на форуме 2. Римляне применяли правило « Разделяй и властвуй! » 3. Как правило, римский легион строился в 3 линии 4. Ганнибалу не удалось перейти Альпы 5. 216 г. до н.э. в городе Канны победили римляне 6. Ганнибала победил Спицион 7. Антиох – македонский царь 8. Триумф – означает торжественный въезд победителей в город 9. В 146 г. до н.э. римляне сравняли Карфаген с землёй

Слайд 6

Рабство в Древнем Риме.

Слайд 7

План урока 1.Источники рабства. 2.Использование рабов в имениях. 3.Рабы в богатом доме. 4.Рабы-гладиаторы.

Слайд 8

РАБЫ - «ГОВОРЯЩИЕ ОРУДИЯ ТРУДА»

Слайд 9

1. Источники рабства или как люди становились рабами? Долговое рабство Работорговля Пленники Преступники Наследственное рабство ! Главным источником рабс-тва были войны.Наместни-ки провинций делали раба-ми должников.

Слайд 11

1 группа Использование рабов в имениях. Рабы были бесправными работниками принадле-жавшими римским гражданам, или государству. Их продавали и покупали как обычное имущество на рынках.Жизнь раба зависела от воли господина. С ростом завоеваний количество рабов возрастало, а цены на них уменьшались.

Слайд 12

1 группа Использование рабов в имениях. Богатые римляне владели несколькими огромными имениями.Рабы выращивали оливки и виноград. Работами руководил раб-управляющий,он следил за тем,чтобы рабы трудились от зари до зари круг-лый год.«Раб должен или трудиться, или спать»-го-ворили римляне. Раб, управляющий косилкой.

Слайд 13

1 группа Использование рабов в имениях. Принудить рабов к тяжелому труду можно было лишь с помощью наказаний. За малейшую провинность надсмотрщики применя-ли телесные наказания-рабов били и пороли. Наиболее непокорных отправляли на особо тяжелые работы. Рабы в шахте.

Слайд 14

1 группа Использование рабов в имениях. Наказанных использовали на тяжелых работах в по подъёму воды в шахтах Других-делали гребцами на военных галерах.Что бы они не сбежали, их приковывали к веслам. Самыми тяжелыми были работы в каменнолом -нях,где рабы таскали тяжеленные глыбы.

Слайд 15

2 группа Рабы в богатом доме. Отсутствие рабов было признаком нищеты. Рабы широко использовались в домах римлян. Они убирались в доме , готовили пищу , ухаживали за хозяином и т.д. Среди рабов было много образованных людей-учи- телей, врачей, художников, библиотекарей(в основ-ном это были греки).

Слайд 16

2 группа Рабы в богатом доме. Римское правительство также имело рабов. Одни поддерживали в порядке здания мосты и акведуки. Другие были государственными служащими, помогая управлять страной. Некоторые из них становились весьма могущественными и влиятельными людьми.

Слайд 17

Любимым развлечением римлян были бои гладиаторов .Ими чаще всего становились рабы, пленники, или преступники. Сначала бои проходили в цирках,а затем для них стали стро-ить амфитеатры.Продолжительность боев доходила до 117 дней. Римский амфитеатр- Колизей, в наши дни 3 группа Рабы-гладиаторы.

Слайд 18

3 группа Рабы-гладиаторы. Игры начинались утром,их открывала процессия в честь распорядителя боев. Сначала шли гладиаторы,за ними танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Слайд 19

3 группа Рабы-гладиаторы. Затем следовала травля зверей.Редких животных просто показывали зрителям,а медведей пантер и быков стравливали друг с другом. Очень часто на арене устраивали охоту, используя лучников, или выпускали зверей на безоружных узников.

Слайд 20

3 группа Рабы-гладиаторы. Гладиаторские бои устраивались после полудня. Существовали 4-е типа гладиаторов, раз-личавшихся по вооружению и одеянию. Чтобы шансы гладиаторов были равны , бои устраивались в равных категориях- ретиарий и мурмиллон,самнит и фракиец. Ретиарий Мурмиллон Самнит Фракиец Бои продолжались до смерти одного из участников, или пока раненный не про-сил пощады.Его судьбу решали зрители поднимая или опуская большой палец. Зрители часто не выдерживали запаха кро-ви и вида растерзанных тел,поэтому на арене устанавливали специальные кури-тельницы с благовониями. А песок на арене окрашивали в красно-коричневый цвет,чтобы на нем не слиш-ком выделялась кровь.

Слайд 21

3 группа Рабы-гладиаторы. Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы и всеобщее поклонение. После побед во многих боях, гладиатору иногда вру- чали деревянный меч, что служило символом его свободы. Многие гладиаторы получавшие свободу становились тренерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе "Архитектура Древнего Рима"

Урок по теме " Архитектура Древнего Рима "10-й класс.Цели урока:1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениям...

План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР

Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

Урок по теме: «Рабство в Древнем Риме»

Урок по истории Древненго Рима 5 кл. по учебнику Вигасина. Включает работу по методу шести шляп....

Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...

Конспект открытого урока 5 класс: "Рабство в Древнем Риме"

Тема: «Рабство в Древнем Риме»Цели урока:Образовательная: учащиеся должны знать об основных источниках в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме...

Технологическая карта урока на тему: "Жизнь в Древнем Риме"

Технологическая карта урока по истории на тему Жизнь в древнем Риме. Урок построен в виде экскурсии....