5 класс Открытый урок по теме: Рабство в Древнем Риме
план-конспект урока по истории (5 класс)
Аннотация
Учащиеся 5 класса относятся к среднему школьному возрасту (11 – 12 лет). в это время происходит дальнейшее активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная активность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования. Появляется потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны. Теоретическое мышление подростков находиться в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии АМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
55_urok_rabstvo_v_drevnem_rime.docx | 31.45 КБ |
55_rabstvo_v_rime.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок Тема: «Рабство в Древнем Риме». 5 К класс
Психолого – педагогическая характеристика 5 К класса
Класс состоит из 13 учеников. Высокая активность учеников. Много задают дополнительных вопросов по темам. Сильных учеников – 3, средних- 7, слабых – 2, неуспевающих – нет.
Учащиеся 5 класса относятся к среднему школьному возрасту (11 – 12 лет). в это время происходит дальнейшее активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная активность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования. Появляется потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны.
Теоретическое мышление подростков находиться в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии АМО.
Цели и задачи урока:
- Сформировать у учащихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме, познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов и показать всю глубину безнравственного и аморального рабства, как социального явления, приведшее в будущем к падению Римской империи;
- Развивать аналитические умения учащихся, навыки сотрудничества группах, самостоятельной работы с учебником и умения предъявлять результаты учебной деятельности;
- Осуществлять нравственное и духовное воспитание учащихся, формировать у них чувства сострадания нарушения прав человека через влияние на эмоциональную сферу ребёнка.
Планируемые результаты:
- Предметные: овладевать целостными представлениями о причинах и сущность рабовладения; характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; аргументировать собственные версии и личностные позиции по дискуссионным и морально-этическим вопросам прошлого;
- Метапредметные УУД: самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; давать определение понятий, определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
- Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать последствия римских завоеваний для покорённых народов и самих римлян; осмысливать важность изучения истории.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация, карточки для проверки домашнего задания, сердечки, карточки – задания для работы в группах, настенная карта Древнего Рима
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению.
Завоевания – главный источник рабства, где использовался труд рабов, какими способами римляне принуждали невольников к тяжёлому труду.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: приветствие друг друга, проверка готовности к уроку | |||
Здравствуйте ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи и скажем дружно «Мы супер!» | Приветствуют учителя и друг друга | ||
| |||
- Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Я предлагаю совершить путешествие во времени во II век до н.э. в страну, которую мы изучаем уже на протяжении нескольких уроков – Древний Рим | |||
- Покажите на карте Древний Рим и Римское государство | Ученик показывает на карте Древний Рим | Слайд 2 | |
- Что пригодится нам в путешествии? - Давайте проверим свои знания | - Дети отвечают – «Знания» | ||
Игра «Крестики – нолики» (Приложение 1) Учитель раздаёт карточки. - А теперь проверим свои работы И выставим свои оценки | - Дети выполняют задания - Дети проверяют свои работы, сравнивая с ответами, выставляют оценки | Слайд 3 Сайд 4 с ответами | |
| |||
Внимание! Мы отправляемся. И вот перед вашим взором открываются поля, вдали виднеется город. Но что это? Мы видим много, очень много людей, они сильно измучены. - Что это за люди? Если дети затрудняются ответить, то им даётся подсказка. Учитель зачитывает строчки стихотворения: Он родился свободным Под отеческим кровом, Но в железные цепи Был врагами закован. Он теперь на чужбине, Он теперь не свободен, Никогда не увидит Он Отчизны просторы? | Дети делают свои предположения. Дети дают ответ | Слайд 5 | |
- Ребята, как вы думаете, какова же тема нашего урока? - А что мы с вами должны узнать на уроке? Чему научиться? | Дети озвучивают тему урока | Слайд 6 | |
| |||
- Что вы ждёте сегодня от урока? Что хотите узнать для себя? Чему научиться? Когда мы ждём сюрпризов и подарков, то на сердце у нас легко. А когда мы чего-то боимся, то на сердце становится тяжело. - Я положил перед вами сердечки, где вы на одной стороне должны написать свои ожидания, а на другой – опасения. В конце урока мы посмотрим: оправдались ли ваши ожидания и опасения. | Дети записывают свои ожидания и опасения | ||
| |||
- А кто такие рабы? - Кто такие рабовладельцы? - Вы сегодня хотели узнать, как люди становились рабами. Сделайте свои предположения. - Второй вопрос, который вы отметили: где использовался труд рабов. Давайте подумает над этим вопросом. - А что нового узнали о том, где использовался труд рабов? | - «Говорящие орудия труда» - Хозяева рабов - | Слайд 7-8 Слайд 9 Слайд 10 | |
1. Работа в группах. 10 мин. | |||
Учитель формирует группы. - Те ребята, у которых сердечки красного цвета, садятся за стол № 1 (на нём лежит большой листок красного цвета), синие сердечки – стол № 2, зелёные сердечки – сто № 3 - Каждая группа получает задания и в течение заданного времени выполняет его (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) | Дети развиваются по группам - Выполняют групповые задания | СЛАЙДЫ 11- 16 слайды | |
Проверка группового задания | - Дети дают ответы на вопросы | ||
Метод «На линии огня» Дискуссия «За и против рабства» 4 мин. | |||
Команда, которая лучше всех сегодня справилась с заданиями получает право вызвать на бой любую команду - Команда 1 должна доказать, что рабство – это плохо, другая - хорошо | |||
2. Видеосюжет «Гладиаторский бой». 3 мин+2 мин. | |||
- Я приглашая вас посетить амфитеатр и посмотреть на бой гладиаторов. Обычно найти свободного место там трудно, но нам повезло. (после видеосюжета учитель задаёт вопросы) - Кого вы видели на трибунах Колизея? - Как они вели себя, нравится ли им то, что происходит на арене? - А чем любили заниматься греки? | Дети смотрят сюжет и отвечают на вопросы | ВИДЕОСЮЖЕТ о гладиаторских боях (12 мин 45 сек.-15 мин. 23 сек.) или 17 - 21 слайды | |
| |||
- А теперь встали из-за столов, вышли в круг подумайте несколько секунд и по моему хлопку изобразите фигуру работающего раба, используя знания: где использовался труд рабов | Дети замирают в разных позах | ||
Расширение кругозора учащихся. Показ видеоролика «10 интересных фактов о рабстве». 2 мин. | |||
Учитель демонстрирует сюжет | Дети смотрят | ||
| |||
- А теперь нам пора домой! Я нажимаю на кнопку и машина времени нас плавно опустила в нашем классе. - Какие ваши ожидания сегодня на уроке оправдались? - Какие опасения у вас остались? | Дети отвечают | ||
| |||
- Немного грубо, но в духе древних римлян. «Палец вверх» - здорово! Урок понравился! - «Палец вниз» - мне урок понравился. И давайте поблагодарим себя и товарищей за урок. | Дети поднимают или опускают палец - Дети хлопают в ладоши. | ||
| |||
- Прочитать п.49, ответить на вопросы. Выполнить творческое задание «Письмо обращение к жителям Древнего Рима с осуждением рабства» | Дети записывают домашнее задание. |
Список используемой литературы:
- История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Москва «Просвещение», 2012
- Копилочка активных методов обучения И.Л. Арефьева, Т.В. Лазарев 2005-2008. Международный институт развития «ЭкоПро», 2005-2006
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проверка дом. задания по теме:
«Завоевание Римом всего Средиземноморья»
Ф.И. _____________________________
Игра «Крестики-нолики» (верно, неверно)
Х – да, верно
0 – нет, неверно
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
- Консулы избирались на форуме
- Римляне применяли правило «Разделяй и властвуй!»
- Как правило, римский легион строился в 3 линии
- Ганнибалу не удалось перейти Альпы
- 216 г. до н.э. в городе Канны победили римляне
- Ганнибала победил Спицион
- Антиох – македонский царь
- Триумф – означает торжественный въезд победителей в город
- В 146 г. до н.э. римляне сравняли Карфаген с землёй
Ответы:
1 Х | 2 Х | 3 Х |
4 0 | 5 0 | 6 Х |
7 0 | 8 Х | 9 Х |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 группа
Прочитайте текст учебника п.2 «Рабы в имении землевладельца».
Ответьте на вопросы:
- Что такое имение?
- Какую работу выполняли рабы в имении?
- Составьте правила для рабов в имении? (Какие были условия жизни и труда рабов в имении? Способы наказания рабов, избавления от тяжелобольных)
______________________________________________________________
2 группа
Изучите п. 3 учебника «Рабы в богатом доме». Ответьте на вопросы:
- Какую работу выполняли рабы в богатом доме?
- Можно ли утверждать, что из-за того, что рабы были учёными, артистами, поэтами, музыкантами, певцами, уровень культуры самих римлян начал постепенно снижаться?
- В Риме палку, которой били раба, сравнивали с бумерангом. В чём смысл этого сравнения?
______________________________________________________________
3 группа:
Изучите п. 4 учебника «Гладиаторы на арене амфитеатра». Ответьте на вопросы:
- Кто такие гладиаторы? Что такое амфитеатр?
- Что означает поднятый кверху большой палец? А опущенный книзу?
- Как вы относитесь к гладиаторским боям?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
сирия македония греция карфаген
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ИГРА «Крестики- нолики» Х – да, верно 0 – нет, неверно 1. Консулы избирались на форуме 2. Римляне применяли правило « Разделяй и властвуй! » 3. Как правило, римский легион строился в 3 линии 4. Ганнибалу не удалось перейти Альпы 5. 216 г. до н.э. в городе Канны победили римляне 6. Ганнибала победил Спицион 7. Антиох – македонский царь 8. Триумф – означает торжественный въезд победителей в город 9. В 146 г. до н.э. римляне сравняли Карфаген с землёй
1 Х 2 Х 3 Х 4 0 5 0 6 Х 7 0 8 Х 9 Х ИГРА «Крестики- нолики» Х – да, верно 0 – нет, неверно 1. Консулы избирались на форуме 2. Римляне применяли правило « Разделяй и властвуй! » 3. Как правило, римский легион строился в 3 линии 4. Ганнибалу не удалось перейти Альпы 5. 216 г. до н.э. в городе Канны победили римляне 6. Ганнибала победил Спицион 7. Антиох – македонский царь 8. Триумф – означает торжественный въезд победителей в город 9. В 146 г. до н.э. римляне сравняли Карфаген с землёй
Рабство в Древнем Риме.
План урока 1.Источники рабства. 2.Использование рабов в имениях. 3.Рабы в богатом доме. 4.Рабы-гладиаторы.
РАБЫ - «ГОВОРЯЩИЕ ОРУДИЯ ТРУДА»
1. Источники рабства или как люди становились рабами? Долговое рабство Работорговля Пленники Преступники Наследственное рабство ! Главным источником рабс-тва были войны.Наместни-ки провинций делали раба-ми должников.
1 группа Использование рабов в имениях. Рабы были бесправными работниками принадле-жавшими римским гражданам, или государству. Их продавали и покупали как обычное имущество на рынках.Жизнь раба зависела от воли господина. С ростом завоеваний количество рабов возрастало, а цены на них уменьшались.
1 группа Использование рабов в имениях. Богатые римляне владели несколькими огромными имениями.Рабы выращивали оливки и виноград. Работами руководил раб-управляющий,он следил за тем,чтобы рабы трудились от зари до зари круг-лый год.«Раб должен или трудиться, или спать»-го-ворили римляне. Раб, управляющий косилкой.
1 группа Использование рабов в имениях. Принудить рабов к тяжелому труду можно было лишь с помощью наказаний. За малейшую провинность надсмотрщики применя-ли телесные наказания-рабов били и пороли. Наиболее непокорных отправляли на особо тяжелые работы. Рабы в шахте.
1 группа Использование рабов в имениях. Наказанных использовали на тяжелых работах в по подъёму воды в шахтах Других-делали гребцами на военных галерах.Что бы они не сбежали, их приковывали к веслам. Самыми тяжелыми были работы в каменнолом -нях,где рабы таскали тяжеленные глыбы.
2 группа Рабы в богатом доме. Отсутствие рабов было признаком нищеты. Рабы широко использовались в домах римлян. Они убирались в доме , готовили пищу , ухаживали за хозяином и т.д. Среди рабов было много образованных людей-учи- телей, врачей, художников, библиотекарей(в основ-ном это были греки).
2 группа Рабы в богатом доме. Римское правительство также имело рабов. Одни поддерживали в порядке здания мосты и акведуки. Другие были государственными служащими, помогая управлять страной. Некоторые из них становились весьма могущественными и влиятельными людьми.
Любимым развлечением римлян были бои гладиаторов .Ими чаще всего становились рабы, пленники, или преступники. Сначала бои проходили в цирках,а затем для них стали стро-ить амфитеатры.Продолжительность боев доходила до 117 дней. Римский амфитеатр- Колизей, в наши дни 3 группа Рабы-гладиаторы.
3 группа Рабы-гладиаторы. Игры начинались утром,их открывала процессия в честь распорядителя боев. Сначала шли гладиаторы,за ними танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.
3 группа Рабы-гладиаторы. Затем следовала травля зверей.Редких животных просто показывали зрителям,а медведей пантер и быков стравливали друг с другом. Очень часто на арене устраивали охоту, используя лучников, или выпускали зверей на безоружных узников.
3 группа Рабы-гладиаторы. Гладиаторские бои устраивались после полудня. Существовали 4-е типа гладиаторов, раз-личавшихся по вооружению и одеянию. Чтобы шансы гладиаторов были равны , бои устраивались в равных категориях- ретиарий и мурмиллон,самнит и фракиец. Ретиарий Мурмиллон Самнит Фракиец Бои продолжались до смерти одного из участников, или пока раненный не про-сил пощады.Его судьбу решали зрители поднимая или опуская большой палец. Зрители часто не выдерживали запаха кро-ви и вида растерзанных тел,поэтому на арене устанавливали специальные кури-тельницы с благовониями. А песок на арене окрашивали в красно-коричневый цвет,чтобы на нем не слиш-ком выделялась кровь.
3 группа Рабы-гладиаторы. Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы и всеобщее поклонение. После побед во многих боях, гладиатору иногда вру- чали деревянный меч, что служило символом его свободы. Многие гладиаторы получавшие свободу становились тренерами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе "Архитектура Древнего Рима"
Урок по теме " Архитектура Древнего Рима "10-й класс.Цели урока:1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениям...
План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР
Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....
Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"
Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...
Урок по теме: «Рабство в Древнем Риме»
Урок по истории Древненго Рима 5 кл. по учебнику Вигасина. Включает работу по методу шести шляп....
Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.
Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...
Конспект открытого урока 5 класс: "Рабство в Древнем Риме"
Тема: «Рабство в Древнем Риме»Цели урока:Образовательная: учащиеся должны знать об основных источниках в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме...
Технологическая карта урока на тему: "Жизнь в Древнем Риме"
Технологическая карта урока по истории на тему Жизнь в древнем Риме. Урок построен в виде экскурсии....