Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ivaniy_m.m._5_klass_istoriya.docx | 15.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Отрытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме «Рабство в Древнем Риме»
Учитель: Иваний Мария Михайловна
ГБОУ СОШ № 1393 «Школа РОСТ»
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
2. Продолжить формирование умений работы с историческими источниками, текстом учебника, с исторической картой, давать характеристику событиям и их участникам.
3. Познакомить учащихся с древнеримскими мерами веса.
Учебное оборудование: доска, наглядное пособие по опорным терминам темы, картина «Продажа рабов», карта
Методы: 1. Дифференцированный опрос домашнего задания
2. Решение логических задач
3. Работа с историческим источником
4. Работа с учебником, продолжение формирования навыков составления опорного конспекта.
5. Метод «в роли учителя» - сообщение ученика о гладиаторских боях (дается заранее на дом) + учащийся готовит 3 вопроса к рассказанному.
6. Подготовка к контрольной работе по главе: «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией».
План:
1) Труд рабов в сельском хозяйстве
2) Труд рабов в доме рабовладельца
3) Гладиаторы, гладиаторские бои
На доске: 9.04 Тема: Рабство в Древнем Риме карта Домашнее задание §49 читать, повторить рабы гладиатор §44-48 к контрольной работе источники рабства: Определения, даты - военнопленные - долговое рабство (до 326 г.до н.э.) Марк Порций Катон п.3 §49 с. 56 - какую работу рабы делали в богатом доме? В доме богатых рабы: |
I. Организационный момент
I I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье во I Iв. до н.э.»
1) Подготовка устного ответа по карточке № 43
Карточка № 43 Подготовь рассказ о том, как воевала римская армия. Для этого вспомни: - какие государства смог подчинить себе Рим во II в. до н.э. (воспользуйся картой) - какие технические приспособления использовали римляне? - как были вооружены воины Рима? - какую тактику чаще всего использовали римские полководцы? Сделай вывод.
|
Примерный ответ учащегося: Во II в. до н.э. римляне начали завоевательную политику в Восточном Средиземноморье. Они покорили Македонию, Грецию, Сирию, разрушили Карфаген и Коринф. Подчинить эти земли смогли, благодаря армии, в которой использовались стенобитные машины, лестница для штурма стен, машины для метания камней. Говоря про вооружение римлянина, хочется отметить: длинное копье, короткий меч, щит и шлем. Чаще всего использовали наступательную тактику. Именно поэтому, римляне сумели установить господство над всем Средиземноморьем.
2) дифференцированная письменная работа по карточкам, 5-7 человек
- «3» проектируемый репродуктивный уровень – работа с определениями и датами.
-«4» конструктивный уровень – Тест
- «5» творческий уровень – дать развернутый ответ на вопрос: « К чему привели завоевания Рима?»
3) работа с классом.
1. «Данетка» (требует ответа «да» или «нет»):
А. Древняя Италия находится на Балканском полуострове / нет
Б. Первоначально в Риме правил царь, которого позже сменили 2 консула /да
В. В Сенате заседало 300 сенаторов, избираемых пожизненно /да
Г. Рабы в Древней Греции называются илоты /да
Д. В Риме выбирали 3-х консулов /нет
Е. Право управлять государством принадлежало богатым патрициям и плебеям /да
Ж.Народный трибун представлял интересы только патрициев
2. Вставить пропущенное:
- плебеи обладали правом управления государством с…… /509 г. до н.э.
- Система государственного управления Рима называется …… / Республика
- Жители Рима делятся на …… / патрициев и плебеев, богатых и бедных, свободных и зависимых/
3.Работа с терминами по карточкам (патриции, плебеи..)
4. Взаимоконтроль. Данный вид работы предполагает контроль знаний учащихся друг у друга и включает устный опрос соседей по парте дат и определений.
4) Заслушивание устного ответа по карточке № 43.
Выставление оценок
I I I. Переход к изучению новой темы.
Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобрели дешевую рабочую силу – рабов. Изучая историю Древней Эллады, мы говорили с вами о рабском труде. Давайте вспомним, где использовался труд рабов в Древней Греции?
Задача урока: Выяснить, где применялся труд рабов в Древнем Риме.
IV. Изучение новой темы.
1) Работа с историческим документом.
Марк Порций Катон. Земледелие
Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) – видный государственный деятель, оратор, историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.
Если стояла дождливая погода, то вот время работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…
Содержание рабов
Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой – по 4 модия (8,75литра) пшеницы, а летом – по 4,5.
Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть он три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 литра) на день.
Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых – таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию ( 0,547 литра), модия соли хватит каждому на год.
Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. – с.194-196
Вопросы к документу:
- где применялся труд рабов? / сельское хозяйство
- какие работы они должны были выполнять?
- какие меры веса мы встретили в документе?
- как содержались рабы? Как к ним относились?
Задание к документу – составьте по 2 вопроса к документу.
2)Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п.3 §49, с. 56 учебника Вигасина (часть 3). Ответить на вопрос:
- какую работу делали рабы в богатом доме?
НО! Рабы, совершенно бесправные существа, эти «говорящие орудия труда», не только трудились, они еще должны были развлекать римлян. А вот о том, как это происходило, кто такие гладиаторы нам расскажет мой молодой коллега (имя отчество учащегося).
3) Сообщение ученика «в роли учителя» о гладиаторских боях
После сообщения следуют заранее подготовленные 3 вопроса классу, остальные ученики могут задать свои вопросы. Далее обсуждение выступления ученика классом.
Выступающему ставится оценка.
V. Закрепление изученного на уроке.
Таким образом, в Древнем Риме, как и в Древней Элладе, повсеместно использовался труд рабов, сами римляне не работали.
- кто же мог стать рабом?
- где применялся труд рабов?
- как жилось рабам в Древнем Риме?
1) Решение логической задачи.
Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско.
- какие выводы можно сделать из этих данных? /Постепенно рабов в Риме становилось больше, чем свободных жителей. И из-за непереносимых условий жизни, это грозило сильными социальными потрясениями, например, восстаниями рабов/
VI. Итог урока
1) Домашнее задание - Учебник Вигасина-Годера § 44-48 повторить, § 49 читать. Повторить определения, даты. Подготовиться к контрольной работе.
2) Данный курс направлен на:
- формирование исторического стиля мышления
- умение работать с историческим источником, что особенно важно при подготовке к ЕГЭ. При работе с историческим источником формируется умение находить факты, сопоставлять их, делать выводы и задавать вопросы.
- формирование грамотной устной речи.
- нацеливание и подготовка к успешной сдаче экзаменов в любой форме.
3) Для подготовке к диагностике проводятся следующие мероприятия:
-актуализация повышенного уровня сложности;
- умение высказывать собственное мнение и давать развернутый ответ по историческому источнику;
- выполняются типичные для диагностических работ задания: нахождение правильного ответа или нескольких ответов, заполнение ответов с пропусками, задание соотнести, ответить «да» или «нет» на вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе по теме " Рабство в Древнем риме"
Урок истории5-й классТема: Рабство в Древнем РимеЦель: познакомить учащихся с особенностями рабовладения в Древнем Риме.Задачи: 1. Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме, выяснить исто...
Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
Содержание данной разработки включает в себя различные современные образовательные технологии....
Открытый урок по истории в 5 классе "Возникновение Древнего Рима"
Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности. ...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"...
Урок истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
Форма проведения урок - знакомство с новым материалом с использованием театрализованного представления и музыкальным сопроводением...
Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»
Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»...
Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Рабство в Древнем Риме»
Цель: достичь образовательных результатов:Познавательные:Регулятивные:Коммуникативные:Личностные:– самостоятельно делать выводы, сравнивать ;– структурировать тексты, включая...