Конкурсный урок в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Урок был представлен на региональном конкурсе "Учитель года - 2009" (проводился, как открытый урок) и отмечен как лучший , набрав максимальное количество балов на данном этапе конкурса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого конкурсного урока в 5 классе по теме: "Рабство в Древнем Риме" | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»
Муниципальная общеобразовательное учреждение «Гимназия №20»
города Донской Тульской области
План - конспект конкурсного урока
по истории Древнего мира, 5 класс.
Тема:
« Рабство в Древнем Риме».
Разработала учитель истории и обществознания
высшей категории Корнеева Ирина Викторовна
апрель 2009 г.
Тип урока: комбинированный урок с элементами ИКТ и проектной технологии
Цели и задачи урока:
- Сформировать у учащихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме, познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов и показать всю глубину безнравственности и аморальности рабства, как социального явления, приведшее в будущем к падению Римской империи.
- Развивать аналитические и проектные умения учащихся, навыки сотрудничества в группах, самостоятельной работы с учебником и умения предъявлять результаты учебной деятельности.
- Осуществлять нравственное и духовное воспитание учащихся, формировать у них чувства сострадания к человеку, лишённого собственного достоинства и стойкое неприятия рабства, как грубейшего нарушение прав человека, через влияние на эмоциональную сферу ребёнка.
Основные понятия урока: классическое рабство, права человека, гладиатор, амфитеатр.
Оборудование: настенная карта «Древняя Италия»; историческая картина «В имении римского рабовладельца»; эпизоды из исторических фильмов «Спартак» и «Гладиатор»; мультимедийный проектор для демонстрации презентации урока; карточки раздаточного материала; текст Конституции РФ.
Эскиз доски
Дата
Тема урока: «Рабство в Древнем Риме»
«Теперь я буду говорить, какими орудиями труда
обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх
видов: говорящие - …, мычащие - быки,
немые – повозки, лопаты, плуги».
Римский учёный Варрон.
Расшифруйте анаграммы
1 группа 2 группа 3 группа
пелеби, публикарес, притации,
несат, футрим, куслоны,
ниганбал ломур ципинос
Линия времени
Р.Х.
____________________________________!_________________________________________
( Задание: расположите даты 509 г.до н.э., 146 г.до н.э., 753 г.до н.э., 216 г. до н.э. на линии времени и скажите с чем они связаны, задание по карточке)
Историческая карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.» вывешивается на стене около доски. Экран для презентации опускается на доску в ходе урока на этапе изучения нового материала.
Структура и содержание урока | Методы и методические приёмы |
1. Оргмомент: проверка готовности учащихся к уроку и их психологического настроения в начале урока. Уч-ся разделены на 3 группы. 2. Воспроизведение опорных знаний учащихся по пройденному материалу: Вопрос:- Историю какого древнего государства вы изучали на предыдущих уроках? Покажите на карте и дайте географическое определение страны Италии. 1) работа с настенной картой «Древняя Италия до середины III века до н.э.» Вопрос:- Какие наиболее яркие факты из истории этого государства вы помните? 2) работа по карточке с линией времени (зад. №62,63 из РТ) 3) работа с карточкой уч-ся у доски (зад №58 в РТ) 4) решите анаграммы: 1 вариант: пелеби (плебеи), несат (Сенат), ниганбал (Ганнибал) 2 вариант: публикарес (республика), футрим (триумф), ломур (Ромул) 3 вариант: притации (патриции), куслоны (консулы), ципинос (Сципион). Краткое подведение итогов работы уч-ся на этом этапе урока. 3. Актуализация знаний уч-ся: Учитель: - Римский учёный Варрон однажды сказал: ««Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие - …, мычащие - быки, немые – повозки, лопаты, плуги». Вопрос: - Кого он подразумевал под говорящими орудиями труда? Кого называли рабами? В каком положении они находились? В каких государствах, известных вам из истории, существовал институт рабства? Учитель: - Сегодня нам предстоит познакомиться с рабством в Древнем Риме. Внимание на экран (демонстрация фрагмента из фильма «Спартак», уч-ся записывают тему урока в тетради) Уч-ся записывают д/з : параграф 47, вопросы 1-3, творческое задание – написать небольшой рассказ (или нарисовать) об одном дне из жизни римского раба. Постановка целей урока: определить особенности рабовладения в Риме, познакомиться с источниками рабства, жесточайшем положением римских рабов, убедиться в глубокой безнравственности данного явления и падении нравов у жителей Рима и недопустимости рабства в современном мире. 4. Изучение нового материала. Учитель: - Итак, для того чтобы определить источники рабства в Риме, я предлагаю вам проанализировать данные из исторических источников и с результатами анализа познакомить всех уч-ся класса (уч-ся раздаются карточки с заданиями (см. Приложения) по группам и даётся время для выполнения задания) После выполнения задания уч-ся называют источники рабства в Риме: завоевательные войны (вопрос к 1 группе: - Какие крупнейшие войны Рима вы знаете? Чем они закончились?) пиратство, долговое рабство, сохранившееся в Римских провинциях, естественное размножение (дети рабынь). По ходу беседы на экране демонстрируется схема «источники рабства в Риме» (дети записывают схему в тетради) Учитель: - Итак, какой вывод вы можете сделать о численности рабов в Риме на основе фактов? (их было огромное количество). Как вы думаете, какова было цена на них на рынке рабов? (стоили дёшево). Вспомните, сколько стоили рабы в Древней Греции? (стоили дорого). Где было более бережное отношение к рабам? В Риме или Греции? (в Греции). Итак, рабство в Риме носило массовый характер. Это была одна из особенностей рабовладения в Риме. Подумайте к каким последствиям это могло привести в будущем для империи? Вопрос: - Предположите, где использовался труд рабов в Риме? (в с\х, в домах богатых рабовладельцев, на аренах амфитеатров) Внимание на экран. Уч-ся демонстрируется схема «Использование рабов в Риме». Уч-ся записывают схему в тетрадь. Для того, чтобы выяснить, как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю вам вновь поработать в группах с целью создания ролевого мини-проекта «Один день из жизни римского раба». Опираясь на материалы учебника (параграфа 47, п.п.2,3,4,) и данных карточек, инсценируйте эпизод из жизни рабов: - в имении землевладельца (1 группа) Вопрос: - Почему владельцы имений приобретали себе рабов разной национальности, говорящих на разных языках? - в доме богатого рабовладельца (2 группа); - в гладиаторской школе (3 группа). Затем уч-ся презентуют результаты своей работы в группах (защищают проект). На экране демонстрируются иллюстрации из жизни рабов. Даётся определение новых понятий: гладиатор, амфитеатр Демонстрируется самый крупный амфитеатр Колизей. Демонстрируется эпизод из к/ф «Гладиатор». Вопрос: - Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети). Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене? Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть). Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров. А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр) О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества). А как вы относитесь к рабству? Итак, ещё одной особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность. Вопрос: - Скажите, а в современном обществе существует рабство? (к сожалению, да, но оно не носит массовый характер и запрещено законом). Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция РФ). Учитель показывает Конституцию, говорит, когда она была принята. Давайте обратимся к тексту Конституции нашего государства. Демонстрируется презентация к уроку, и зачитываются статьи Конституции, защищающие наши права на жизнь, свободу, свободный труд и т.д. Таким образом, в нашей стране законом защищены наши права и зарождение и распространение рабства невозможно. 5. Закрепление пройденного на уроке. Учитель: - Итак, с какими особенностями рабовладения в Риме мы познакомились сегодня на уроке? Уч-ся демонстрируется презентация. Особенности выписываются в тетрадь (при наличии времени). 6. Подведение итогов урока, выставление оценок уч-ся (с комментарием), психологическая рефлексия (карточки настроения). | Использование сигнальных «карточек настроения» Развитие картографических умений уч-ся Повторение хронологии по теме Закрепление понятийного аппарата уч-ся Эвристическая беседа (фронтальная) Демонстрация компьютерной презентации (слайд №1,2) Уч-ся записывают д/з в дневники. Мотивация деятельности уч-ся на уроке, личностно-ориентированный подход. Частично-поисковый метод; работа в группах Фронтальная беседа Применение ИКТ (слайд №3) Эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов. Фронтальная беседа, применение ИКТ (слайд №4) Метод исторической персонификации с использованием проектной технологии и ИКТ (слайд №5,6,7) Развитие творческих способностей уч-ся Эвристическая беседа; иллюстративно-репродуктивный метод Связь с современностью, гражданское воспитание уч-ся. Применение ИКТ Обобщающая беседа |
Карточка № 1.
Тема: «Рабство в Древнем Риме»
Вспомните римские легенды. Кто мог бы сказать о себе такие слова? Объясните свою мысль.
1. С давних пор моих собратьев и сестёр преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то самый Рим, быть может, не был бы основан… Ведь статую, да ещё в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и тем горжусь.
2. Увы, нам не поставили статуй за совершённый подвиг! Не оттого ли, что язык наш непонятен, а научиться латинской речи мы не можем?! О люди, вы так неблагодарны! Заслуги наши перед Римом огромны. В тишине ночи пронзительные наши голоса подобны были звуками военных труб. Только благодаря нам – пусть об этом не забывают потомки римлян – город не был захвачен, разграблен и разрушен.
Карточка №2
Тема: «Рабство в Древнем Риме»
1. Расположите даты на линии времени и скажите, с чем они связаны: 509 г.до н.э , 146 г. до н.э., 753 г.до н.э., 216 г.до н.э..
2. Мог ли Ромул что-нибудь слышать об олимпийских играх? Мог ли он участвовать в Олимпийских играх?
3. Могли ли римляне в год установления республики что-нибудь слышать о Солоне? Мог ли о нём знать легендарный Ромул?
Карточка №1.
Во время первой Пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента – 30 тысяч пленных, в Карфагене захвачены и проданы в рабство 50 тысяч жителей.
Карточка №2
Из разговора двух рабов ночью после тяжёлого трудового дня:
«- Я сегодня слышал, как хозяин называл тебя человеком, пришедшим из моря… Почему он так говорил? Как ты попал сюда и стал рабом?
- Это очень грустная история. Я до сих пор с тоской вспоминаю свою родину. А жил я на далёком острове, окружённом со всех сторон морем. Мой отец занимался морской торговлей, перевозил разные товары с одного острова на другой. Наша семья была уважаемой, жили мы богато и счастливо. Однажды мы с отцом отправились в очередное плавание. Наш корабль был полон различными товарами. Ничего не предвещало беды. На второй день пути далеко на горизонте мы увидели паруса незнакомого судна. Корабль быстро приближался к нам, и вот уже можно было разглядеть, что на чужом корабле много вооружённых людей. Мы поздно поняли, что это пираты и не успели развернуть наш корабль назад. Пиратское судно атаковало нас. Отец был убит, а меня захватили в плен и привезли на рынок рабов в Карфаген, где наш хозяин и купил меня. И теперь он называет меня морским человеком».
Карточка №3
Однажды маленький мальчик, спросил свою маму, которая была рабыней в доме богатого римского рабовладельца:
-Мама, почему сыну нашего хозяина можно ходить везде, где он хочет? К нему приходят учителя, он умеет писать и читать, у него в доме много книг. Я тоже хочу учиться, играть и бегать по всему городу, но мне этого делать не разрешают. Почему, я ведь такой же, как он?
Мать с грустью посмотрела на сына, ласково погладила его по голове и задумчиво сказала:
- Да, сынок, ты такой же ребёнок, как и сын хозяина. Но между вами огромная пропасть, которую ты никогда в жизни не сможешь преодолеть, потому что ты раб и никогда не станешь свободным. Дети рабов обречены быть рабами. Смирись».
Мальчик в глубокой задумчивости отошёл от матери. В его глазах были слёзы.
Карточка №1.
Рассмотрите рисунок на стр. 227. Представьте, что картина ожила. Слышны рыдания стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Управляющий, кстати, тоже раб угодничает перед хозяином:
- Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в этом имении. Он был лучшим рабом на прессе. А теперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.
- Он - лодырь, - замечает рабовладелец, - накажи его.
- Всё уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на верёвках. Это не притворство, он не может больше работать.
- Попробуй продать его, - говорит рабовладелец, - лишний нахлебник нам не нужен.
- Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром – то никто не возьмёт.
- Пожалуй ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре, - отвечает рабовладелец. – Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они умирают там от голода и болезней.
Старик рыдает ещё громче. А рабовладелец продолжает поучать управляющего:
- Береги моё добро, волов жалей , они стоят дорого. А рабов заставляй работать и в праздники, когда даже скот отдыхает.
Рабовладелец продолжает обход своих владений.
Карточка №2
Представьте себе утро в доме богатого рабовладельца.
Не успел господин открыть глаза, как рабыня – служанка приготовила ему сандалии, тунику и тогу и помогла ему одеться. Другая рабыня принесла бритвенные принадлежности и причесала хозяина, при этом она неловко поставила зеркало, оно упало и чуть не разбилось, за что она тут же была наказана. За завтраком господину прислуживали несколько рабов, а певицы и музыканты услаждали слух хозяина дома. Этим утром господин завтракал с одним из сенаторов, поэтому блюда на столе были более роскошными, чем обычно. Рабу-повару пришлось встать затемно, чтобы приготовить их и угодить хозяину. После завтрака господин вместе со своим гостем удалились в библиотеку и пригласили туда раба-секретаря для составления каких-то важных бумаг. Это утро прошло более спокойно, чем это бывало обычно. Наверное, приход гостя смягчил поведение нашего господина.
Карточка №3
Из воспоминаний раба-гладиатора. «Эта история полна драматизма. Мы с моим другом по имени Сириец обучались в одной гладиаторской школе и уже несколько лет знали друг друга, но ещё ни разу мы не встречались в открытом бою. Но мы оба знали, что это рано или поздно произойдёт. И вот этот час настал. Завтра нам предстоял бой на арене самого крупного амфитеатра Рима – в Колизее. И вот мы сидим друг против друга глубокой ночью и боимся смотреть в глаза, ведь утром один из нас должен погибнуть от руки своего друга.
- Послушай, Сириец, это судьба всех гладиаторов Рима. Мы не должны были дружить. Тогда нам сейчас не было бы так больно.
- Да, но мы должны пройти это испытание. На потеху этой жестокой публике мы будем убивать друг друга.
- Да уж, они даже жён и детей своих берут смотреть на то, как люди убивают друг друга. Вид крови будоражит их.
- Может, завтра их пальцы будут подняты вверх?!
- Надежды мало, Сириец. Надо готовиться к смерти.
- Что ж, сражаться будем храбро и, умирать будем с достоинством
- Давай прощаться, друг. Прости меня.
Мы крепко обнялись, прощаясь навсегда».
Самоанализ урока.
Класс: 5
Тема урока: «Рабство в Древнем Риме»
Тип урока: комбинированный урок с элементами технологии развивающего обучения, с применением ИКТ.
При отборе содержания, форм и методов я ориентировалась на технологию развивающего обучения, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение, субъект-субъектные отношения в учебном процессе. Предусмотрела связь с современностью. Определяя безнравственный характер рабства, опиралась на социальный опыт уч-ся, формируя их гражданскую позицию.
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; - познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов; - показать всю глубину безнравственности и аморальности рабства, как социального явления, приведшее в будущем к падению Римской империи.
Развивающие:
Развивать: - аналитические и проектные умения учащихся; - навыки сотрудничества в группах, - самостоятельной работы с учебником и историческими источниками; - умения предъявлять результаты учебной деятельности.
Воспитательные:
- осуществлять нравственное, духовное и гражданское воспитание учащихся; - формировать у них чувства сострадания к человеку, лишённого собственного достоинства; - вырабатывать стойкое неприятия рабства, как грубейшего нарушение прав человека, через влияние на эмоциональную сферу ребёнка.
Задачи урока: - раскрыть источники рабства в Древнем Риме, показать, где и как использовался труд рабов в Риме, сформировать представление об ужасающем бесправии римских рабов.
Основные понятия урока: классическое рабство, права человека, гладиатор, амфитеатр.
Оборудование: настенная карта «Древняя Италия»; историческая картина «В имении римского рабовладельца»; эпизоды из исторических фильмов «Спартак» и «Гладиатор»; мультимедийный проектор для демонстрации презентации урока; карточки раздаточного материала; текст Конституции РФ.
Структура урока отражает следующие ступени обучения:
- Воспроизведение и актуализация опорных знаний учащихся;
- Изучение нового материала с элементами проектной технологии;
- Выявление уровня освоения учащимися основных понятий урока через выполнение заданий проектного характера и создание обучающих коллизий;
- Закрепление учебных навыков учащихся
Методы обучения
В соответствии с поставленными целями, задачами и содержанием урока я отдала предпочтение следующим активным методам обучения:
- Частично-поисковый и проблемный методы, побужда-
ющие учащихся к самостоятельному формированию
учебных задач, развивающие их аналитическое мыш-
ление и исследовательские умения;
- Иллюстративно-репродуктивный, способствующий
развитию познавательных способностей уч-ся;
- Наглядный, способствующий образному восприятию
изучаемого материала;
- Эвристический, систематизирующий новые
знания уч-ся;
- Метод исторической персонификации и драматизации
развивающий интерес школьников к предмету и их творческие
способности
Организация учебной работы на уроке.
Урок включал познавательные, коммуникативные и эмоциональные приёмы учебной деятельности. Приобретение знаний происходило в интерактивном режиме через поисково-аналитическую деятельность в группах и индивидуально.
Включила познавательные, волевые и эмоциональные приёмы мотивационной деятельности, такие как работа в группах, анализ исторических источников, персонификация и драматизация событий, что способствовало достижению успеха в обучении. Выбранные формы работы: эвристическая и фронтальная беседы, работа в группах, просмотр кинофрагментов, позволили создать условия для эффективной деятельности школьников по углублению и расширению знаний, развитию творчества. При решении задач воспитательного характера формировала гражданскую и нравственную сферу ребёнка, что является основой личностно-ориентированного обучения.
На этапе актуализации знаний активизировала деятельность уч-ся через задания (расшифровка анаграмм), выполнение которых носили соревновательный характер. Эвристическая беседа на этом же этапе позволила подвести детей к формулированию целей и задач урока, определить их внутреннее отношение к рабству, как социальному явлению древности. На этапе изучения нового материала использование наглядности, работа в группах, анализ исторических источников позволили создать условия для самостоятельной деятельности школьников, для образного восприятия исторических событий. А знакомство с текстом Конституции РФ окончательно закрепили понимание рабства, как одного из злейших явлений в истории человечества. На этапе закрепления знаний дети приобретали навыки обобщения и систематизации полученной информации, что является важнейшими компетенциями, формирующие комплексные свойства личности ребёнка.
Основные этапы урока были логически взаимосвязаны. Плотность урока высокая, время использовано рационально. Намеченный план урока выполнен.
Я считаю, что цель урока достигнута, задачи успешно реализованы.
Принципы наглядности, научности и доступности соблюдены.
К положительным моментам урока можно отнести эффективное использование элементов информационных технологий, его здоровье сберегающие аспекты, которые обеспечивались за счёт чередования различных видов деятельности, создание положительного психологического микроклимата в общении.
Считаю, что каждый ученик в результате деятельности на уроке приобрёл положительный личностно значимый опыт.
Корнеева Ирина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 5 класс "Олимпийские игры в Древней Греции"
Открытый урок с использованием презентации и дополнительного материала....
Урок "Афинская демократия при Перикле", "История древнего Рима".
На уроке ставится цель раскрыть понятие слова "демократия", противоречивый и ограниченный характер афинской демократии....
Конкурсный урок 7 класс по теме :Сила упругости
Показаны некоторые инновационные подходы, организация деятельности учащихся на разных этапах урока, организация развивающего обучения, включены экспериментальные формы освоения новой темы....
Разработка интегрированного урока по истории и математике с использованием ИКТ в 5 классе по теме: «Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по истории по теме «Культура Древнего Рима» и математике по темам «Действия с дробями», «Геометрические фигуры» и по истории по теме «Древний Рим», пока...
план конспект конкурсного урока 7 класс "Волейбол"
Урок был показан на конкурсе "Учитель новой школы"...
Нестандартный конкурсный урок , 9 класс, тема "Роботы"
Конкурсный урокТема: «Роботы»Тип урока: нестандартный комбинированный речевой урокВид урока: урок совершенствования речевых умений по темеФорма урока: ролевые, коммуникационные, лексически...
Конкурсный урок 9 класс
Урок на конкурс "Учитель года - 2022 года"Самоанализ урока...