Рабочая программа по внеурочной деятельности "История Донского края"
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

ЕЛЕНА НИКОЛАЙЧУК

Рабочая программа разработана для курса внеурочной деятельности "История Донского края" в 5 классе.

В программе содержатся следующие разделы:

1.Введение - 1 час

2. С чего начинается Родина ? - 4 часа

3.Символы Ростовской области - 3 часа

4.Жизнь на Дону - 4 часа.

5. Казаки люди вольные - 21 час.

6.Итоговое повторение - 2 часа.

Всего программа расчитана на 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.istoriya_donskogo_kraya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

х.Апаринский Усть-Донецкого района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Апаринская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                                                  «Утверждено»

                                                                                 Директор МБОУ АСОШ  

                                                                                 Приказ от         №         

                                                                                 Подпись руководителя          Толочко С.В.

                                                                                 Печать

РАБОЧАЯ        ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ»

Основное общее  образование  (базовый уровень)  5  КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:  35

Составитель: учитель  Николайчук Елена Александровна

2018-2019 учебный год

                                                                              Раздел «Планируемые результаты»    

         Личностные:

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

       Регулятивные:

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства еѐ осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта, презентации по материалам;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные  

приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

     Познавательные:

 предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,  

сеть Интернет);

• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств  

       Коммуникативные:

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением  

средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Раздел «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины»

ВВЕДЕНИЕ: ( 1 час)

ТЕМА 1: С чего начинается Родина? (4 часа)

Понятие Родина большая и малая. История образования области, района, хутора.  Исторические факты. Чем наш район знаменит? Виды народного творчества на Дону.

ТЕМА 2: Символы Ростовской области (3 часа)

Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага. Как выглядит герб Ростовской области? Что такое гимн? История гимна Ростовской области.

ТЕМА 3:   Жизнь на Дону (4 часа)

Кто жил на территории нашего края в древние (первобытные) времена? Кто такие кочевники? Что такое «курган»? Что такое «Дикое поле». Первые поселения. Казачья усадьба. Что такое «курень», «хата»?

ТЕМА  4. Казаки – люди вольные (21 час)

История происхождения казачества. Версии. Виды казачьих поселений. Станицы. Первые казачьи городки. Семейный уклад. Роли в семье. Что такое «родословная»? Формировать на примере героических детских образов чувство гордости за юных патриотов края.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

                                                                       Раздел  «Тематическое планирование».

№ раздела

Название раздела

Количество часов.

1

Введение. С чего начинается Родина?

1+4

2

Символы Ростовской области.

3

3

Жизнь на Дону

4

4

Казаки – люди вольные

21

5

Итоговое повторение

2

                                    Раздел «КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ».

№ урока

Дата урока

Раздел, тема урока

Теоретическая часть

Практическая часть

Кол-во часов

1

06.09.

Введение. Донской край – часть России.

Фронтальная беседа о родном крае.

Работа с понятиями: история, археология, век, исторические источники

1

                                 ТЕМА 1: С чего начинается Родина?

2-3

13.09.-20.09.

Донской край – мой край!

Памятники истории Донского казачества.

Просмотр презентации по  теме урока

Рисунок «Памятники истории Донского края»

1

4

27.09.

Ростов – на – Дону – жемчужина Дона.

Фронтальная беседа с просмотром презентации «Ростов-на-Дону: история города»

1

5

04.10.

Пословицы и поговорки жителей Дона. Наши  умельцы.

Просмотр презентации «Умельцы Дона»

Пословицы и поговорки жителей Дона

6

11.10

Первые поселения на Дону. История казачества

Рассказ У. о первых поселениях на Дону.

Знакомство с литературой о Донском крае. Выступление библиотекаря Апаринского ДК

                              ТЕМА 2: Символы Ростовской области

7

18.10.

Флаг Ростовской области.

Рассказ У. о государственной символике – флаг РО, истории его возникновения, символе каждого цвета.

1

8

25.10.

Герб Ростовской области.

Рассказ У. о государственной символике – герб РО, истории его возникновения,  особенностях

Раскрашивание картинок «Символы РО»

1

9

08.11.

Гимн Ростовской области.

Рассказ У. о государственной символике – гимн РО, истории создания, авторе.

Знакомство с текстом произведения

1

                                ТЕМА 3:   Жизнь на Дону  

10

15.11.

Что изучает история Дона? Памятные даты из истории Донского казачества.

Беседа и просмотр презентации о памятных датах для Донского края, знакомство с «казачьим словарем»

Работа с «казачьими словарем»

1

11

22.11.

Тайны донской земли.

Знакомство с тайнами и легендами Донского края.

Легенды о Донской земле

1

12

29.11.

Дикое поле.

Рассказ У. о первых поселениях на Дону

Решение кроссворда по теме «Донской край»

1

                                  ТЕМА  4. Казаки – люди вольные.

13 -14

06.12.-13.12

Кто такие казаки? Православие и казачество.

Рассказ У. и просмотр презентации по теме урока

Рассказы о казаках

2

15

20.12.

Казачьи городки.

Рассказ У. о казачьих городах и станицах, просмотр презентации.

1

16-17

27.12.-10.01.

Жилище казака. Красные угол в казачьей хате. Быт  казачьей семье.

Посещение школьного музея

2

18

17.01.

История вещей. Посуда.

Посещение школьного музея

1

19

24.01.

История вещей. Одежда.

Посещение школьного музея

1

20

31.01.

Казачьи семьи. История моей казачьей семье.

Рассказ У. о казачьих семьях, их укладе жизни.

Составление рассказа о истории казачьей семьи

1

21

07.02.

Воспитание в семье. Семейный фотоальбом.

Рассказ У. о воспитании в семье казака.

Просмотр и участие художественной зарисовке «Воспитание казака»

1

22-23

14.02.-21.02.

Казачья служба. Казак-патриот.

Рассказ У. о службе казаков, значении чести для казака.

Доклад на тему «Казаки - патриоты»

2

24

28.02.

Жизнь казака. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казака.

Посещение школьного музея

1

25-

26-27-

07.03.-14.03.-21.03.

Казачьи праздники и обряды. Казачьи игры. Казачий фольклор.

Просмотр презентации  «Казачьи праздники и обряды»

Просмотр и участи в художественной зарисовке «праздники и обряды казаков»

Участие в казачьих играх.

3

28-29-30

04.04.-11.04.-18.04.

Поэты Дона о родном крае. Писатели о юных жителя Дона в годы ВОВ.

Рассказ У. о поэтах Дона, просмотр презентации по теме урока

Чтение произведений из серии «Жизнь - подвиг», посвященных  подвигам детей в годы ВОВ.

3

31-32

25.04.

Народные сказки Донского края. Сказки Тихого Дона.

Знакомство с народными сказками Донского края.

Чтение П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

2

33-34

16.05.-23.05.

Что мы узнали и чему научились.

Викторина «Донской край - мой край!»

2

35

30.05.

Итоговые занятия по курсу «История Донского края»

Казачьи посиделки «Край родной  - земля донская!»

1

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                     Заместитель директора по ВР

методического совета

МБОУ АСОШ         _______                                                                   __  Никепелова Е.И.

от «      » 2018   года №

подпись руководителя МС

                   Овчинникова О.В.                                                             Дата __________2018  года

__________        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Природа Донского края»

Предлагаемая  программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре региональ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Рабочая программа, КТП внеурочных занятий для 6 кл "Азбука живой природы родного края"

УМК внеурочной деятельности в 6 классе. Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 6класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка программы исследовател...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Северный край" -1 класс

Программа  внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Край, родимый край" напаравлена на изучение истории, природы и культуры Песчанокопского района Ростовской области....

Рабочая программа кружка "Литературное наследие Донского края"

Рабочая   программакружка «Литературное наследие донского края»...