Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
рабочая программа на тему

Боярова Людмила Валентиновна

          Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностное отношение к своей стране, краю, району; дети научатся работать с различными источниками информации; анализировать, обобщать и представлять готовый продукт деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_v_kotorom_ya_zhivu_2-4.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV, V вида № 6»

Прошла обсуждение на МО

Протокол № __ от _________

Согласовано

Заместитель директора по ВР_________Р. В. Бодрова

______________ 20      г.

Утверждаю

Директор ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 6»

_________ Н. В. Соловьёва

______________ 20      г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

(модифицированная)

«Край, в котором я живу»

направление развития личности - духовно-нравственное

2 - 4 классы, возраст 8-10 лет

срок реализации – 3 года

Составитель: Боярова Л. В., воспитатель высшей квалификационной категории

Волгоград, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно- нравственное направление. Данное направление представлено в форме реализации курса «Край, в котором я живу».

Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностное отношение к своей стране, краю, району; дети научатся работать с различными источниками информации; анализировать, обобщать и представлять готовый продукт деятельности.

Программа первого года обучения представляет собой курс «Мой родной дом». Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Волгоград и людях, его прославивших.

Программа второго года обучения представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.

В ходе изучения программы необходимо научить ребенка видеть историко – культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры, формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории и культуры, развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и исторического наследия малой родины.

Основные направления краеведения в третий год обучения – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Волгоградской области, ее выдающихся людях, литературе, образованию и искусстве родного края. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.

Практическая часть занятий отводится на экскурсии, составление схем, выпуск стенных газет, оформление тематических альбомов, ведение журналов, инсценирование сказок, заучивание стихотворений.

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, поселок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи программы:

  •  формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта, края и его населения;
  •  ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Волгоградской области;
  •  изучение проблем развития края;
  •  развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  •  формирование личностно – ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  •  формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  •  укрепление семейных связей:

- наличие возможностей для большего количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родственников;

- изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно – сберегающего отношения к окружающей среде и социально – ответственного поведения в ней;

  •  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины;
  •  адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  •  ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  •  формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
  •  стимулирование участия учащихся в повседневной жизни своего края, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего города, реализацию культуротворческой инициативы.

ОЖИДАЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты изучения курса:

Личностные результаты:

- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической социальной, духовной жизни своей страны;

- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Метапредметные результаты:

- способность принимать для решения задач умственные операции;

- владение способами организации, планирования различных видов деятельности (поисковой, исследовательской, творческой);

- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

- соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;

- анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

- создавать по изображениям словесный портрет его героя;

- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;

- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

 - оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;

 - работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Предметные результаты отражены в разделе «Содержание программы».

Система отслеживания и оценивания результатов представлена в виде бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми, творческими конкурсами, викторинами, интеллектуально-познавательными играми, наблюдениями, акциями, фестивалями, праздниками, выставками, концертами, индивидуальными самостоятельными работами.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2 – 4  классов. Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 2-4 классах всего34 часа в год.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Занятия по программе «Край, в котором я живу» проходит в помещении школы – интернат №6 Краснооктябрьского района г.Волгограда, в классной комнате. Для проведения занятий используется фиксирующее и воспроизводящее оборудование (телевизор, ноутбук, проигрыватель, доска).

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

  1. Нормативные документы, материалы, инструкции по технике безопасности;
  2. Методические материалы для педагогов;
  3. Материалы периодической печати;
  4. Экспозиции музея;
  5. Фототека (фотопортфель по истории края);
  6. Атлас РФ, Волгоградской области, карты-схемы Сталинградской битвы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

2 класс. «Мой родной дом».

Введение. Что изучает краеведение?

Мой дом. Понятие «дом»: дом – семья, дом – это место жизни человека. Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.

Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Практическая работа: лепка интерьера.

Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, когда в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказов о домашних делах. Использование семейных фотографий.

Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.

Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Родная школа. История школы. Возведение здания, его значение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.

Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.

Практическая работа. Экскурсия по школе.

Составление макета «Школа – мой дом».

Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Практическая работа. Разучивание песен, поговорок, стихов, пословиц.

Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.

Практическая работа. Подготовка к Новому году.

Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.

Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.

Обобщающий урок.

Мой город. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей.

Практическая работа. Подготовка выставки «Волгоград сегодня».

Заочное путешествие по древнему Волгограду.

Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.

Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Названия улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?

Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек, глины, спичек, пластилина).

Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.

История одежды. История вещей. Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.

Такие разные профессии.

Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»

Экскурсия на предприятие (виртуальная). Знакомство с работой почты, типографии и т.д.)

Наш современный город.

Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно –духовной жизни города.

Практическая работа. Экскурсия на предприятие (виртуальная).

Отечество. Наша Родина – Россия.

Содержание. Россияне – граждане России. Русский язык. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

О гербе, флаге и гимне.

Государственная символика России. Герб Волгограда.

Практическая работа. Рисование флага России.

Москва – столица нашей Родины.

Содержание. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.

Практическая работа. Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы».

Сто народов – одна страна.

Содержание. Россия – многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями, с изображением национальных костюмов народов России.

Я – надежда Отечества.

Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человека. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».

Земля – общий дом для всех людей.

Содержание. Страны, государства, языки, способы обобщения и взаимодействия людей.

Практическая работа. Ролевая игра: «Мы из разных стран».

Обобщающий урок «Мой родной дом».

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»

 

3 класс.  «Памятники старины».

Введение. Что такое культура, культурное наследие? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов.

Практическая работа. Работа с репродукциями картин.

Что такое музей? Музей- машина времени. Какие бывают музеи. Музейные профессии.

Практическая работа. Игра «В музее».

Источники изучения жизни народа. Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ – книга, обычай, ритуал и т.д.)

Практическая работа. Работа в тетради творческих заданий: «Нарисуй исторические источники (по выбору детей) и отнеси их к какой-либо группе».

Путешествие в страну книг. Посещение библиотеки, знакомство с писателями Волгоградского края.

Что такое время? Содержание понятий «время», «дата», «год», «век».

Практическая работа. Работа с «лентой времени».

Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник.

Практическая работа. Игра «Составь портрет вещи».

Как были придуманы и развивались предметы. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к Практическая работа. Творческое задание: «Нарисуй предмет, который хранят в твоем доме как реликвию».

Город. Как он появился и развивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. План и карта города.

Практическая работа. Рисуем карту родного города.

Областные музеи. Областной краеведческий музей. Музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

Памятники истории и культуры на территории Волгоградского края. Этнографический музей казачьей народной архитектуры и быта, Солдатское поле, парк-музей сказки им. А.С. Пушкина, музей-панорама «Сталинградская битва», Мамаев курган.

Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.

Обобщающий урок.

Музей. Музейные экспозиции, работа в музее.

Практическая работа. Устный рассказ.

Каменные ветераны. Дом Павлова, Тракторный завод и площадь Дзержинского, Универмаг ЦУМ и музей «Память», Старая Сарепта.

Практическая работа. «Нарисуй, как ты представляешь себе обитателей этих мест».

Церковные архитектурные памятники. Казанский кафедральный собор,

Усть- Медведицкий Спасо –Преображенский монастырь, Храм Николая Чудотворца в станице Голубинская.

Практическая работа. «Найди на рисунке русскую церковь и дорисуй недостающие детали».

Путешествие по главным улицам г. Волгограда.

Практическая работа. «Нарисуй современную улицу».

Памятники на волгоградской земле. Экскурсия к памятникам.

Обобщающий урок. «Люби и знай свой край». Место и значение музеев, памятников в истории развития города Волгограда и области.

Практическая работа. Рассказ «Как люди жили в древности».

4 класс.

«Волгоград – город творчества и грамоты».

Введение. Знакомство с правилами ведения тематических журналов, оформлением и изданием детских журналов.

Практическая работа. Работа над оформлением и созданием детского классного журнала.

Люди творчества. Кто они? Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение».

Практическая работа. Работа в группах над иллюстрациями.

А.Н. Пахмутова. Очерк жизни и творчества. Жизнь и литературная деятельность Пахмутовой.

Практическая работа. Разучивание понравившихся стихотворений.

Литературная гостиная. Художественное чтение стихов.

Практическая работа. Разучивание понравившихся стихотворений.

Областная библиотека г. Волгограда. Знакомство с библиотекой, ее фондами, краеведческим отделом.

Волгоградская школа. Распространение грамотности в Волгоградском крае. Народные училища. Домашнее обучение детей дворянства. Частные школы на дому.

Волгоградская школа. Гимназия. Уездные училища. Приходские училища. Пансионы. Частные школы. Начальное образование.

Заочная экскурсия к зданиям, в которых располагались школы.

Фольклор – духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества.

Практическая работа. Оформление альбома «Местный фольклор».

Праздники, календарные обряды. Обрядовая культура. Знакомство с церковными основами.

Как сказки попали в книгу. Истоки сказок. Чтение сказок и их анализ.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».

Русские народные сказители.

Практическая работа. «Сочиняем сказку».

Обобщающий урок.

Моя школа, мой класс. Мой любимый предмет, книга.

Практическая работа. Проект «Школа будущего».

Люди интересных профессий: журналист, диктор, экскурсовод.

Практическая работа. «Моя будущая профессия».

Информационные службы Волгограда: телевидение, радио, пресса.

Практическая работа. Знакомство с газетами Волгограда.

Учебные заведения Волгограда.

Учреждения культуры Волгограда.  Театр юного зрителя, кукольный театр, Музыкальная комедия, цирк.

Практическая работа. «Мое любимое место в Волгограде» рассказ.

Памятник – скульптор – архитектор. Достопримечательности моего города.

Практическая работа. «Расскажи о памятниках и памятных местах города- героя».

Природа в городе – художник и целитель.

Практическая работа. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» пропаганда здорового образа жизни.

Выдающиеся люди Волгограда. Поэты, писатели, актеры.

Обобщающий урок- викторина «Знаете ли вы их имена?»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Для учащихся

  1. Брылев В.А. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. - Волгоград, 1972.
  2. «Отчий край» журнал 1995-2000 гг.
  3. Родная земля Волгоградская. – Волгоград, 1975.
  4. Рябов С.И. История родного края 16-19 вв. – Волгоград, 1988.
  5. Сорокина Л.П. Дети Сталинграда. – Волгоград, 1972.
  6. Стоят мальчишки на посту. – М., 1983.
  7. Шепелев Н.С., Абалихин Б.С. Хрестоматия по истории родного края. – Волгоград, 1970.

Для педагога

  1. Атлас Волгоградской области
  2. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной  школе. –М., 2000.
  3. Брылев В.А. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. - Волгоград, 1972.
  4. Брылев В.А. Экскурсия в родную природу. –Волгоград, 1984.
  5. Гусарова Т.П., Дмитриев О.В. Введение в социально – исторические дисциплины. Учебное пособие. –М., 1990.
  6. Историко- краеведческие записки / под ред. Абалихина Б.С. –Волгоград, 1985.
  7. Исторический подвиг Сталинграда. Материалы научной конференции. –Волгоград, 1985.
  8. Колесник А. О тех, кто защищал Сталинград. –Волгоград, 1973
  9. Краеведение / под ред. Дарицкого. –М., 1987.
  10. Материалы краеведческих чтений / под ркд. Волгоградского Областного краеведческого музея, ВолГУ. – Волгоград, 2000
  11. Материкин А.В. Волгоград в названиях улиц. – Волгоград, 1992
  12. Мухина С., Рагозин М. Беседуя о славной старине. –М., 1985
  13. Рамазанов С.И. Из истории Царицына и уезда. – Волгоград, 1996.
  14. Чиров Д. Писатели Нижней Волги. –Волгоград, 1973
  15. Юдин В.Н. Слава отчему краю. – Волгоград, 1987.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Раздел, тема

Общее

Количество часов

В том числе

теоретические

практические

  1. Вводное занятие. Что изучает краеведение.

1

1

2. Мой дом.

1

1

3.  Мир твоего дома.

1

1

4. Жизнь каждого члена семьи.

1

0, 5

0, 5

5. Отношения в семье.

1

1

6. Моя родословная.

1

7. Я и мое имя.

2

1

1

8. Родная школа.

1

1

9. Трудовая жизнь в школе.

1

1

10. Составление макета «Школа – мой дом»

1

11. Народные праздники и обряды.

1

1

12. Новый год.

1

1

13. Рождественские колядки.

1

1

14. Обобщающий урок.

1

15. Мой город.

1

1

16.Заочной путешествие по древнему Волгограду.

1

1

17. Моя улица.

1

0, 5

0, 5

18. Крестьянская изба.

1

1

19. Экскурсия в краеведческий музей.

1

1

20. История одежды. История вещей.

1

1

21. Такие разные профессии.

1

1

22. Профессии в моей семье.

1

1

23. Экскурсия на предприятие.

2

2

24. Наш современный город.

1

1

25. Отечество. Наша Родина – Россия.

1

1

26.О гербе, флаге и гимне.

1

1

27. Москва – столица нашей Родины.

1

1

28. Сто народов – одна страна.

1

1

29. Я – надежда Отечества.

1

0, 5

0, 5

30. Земля – общий дом для всех

2

1

1

31. Обобщающий урок «Знатоки родного края».

1

Итого за год

34

Второй год обучения

  1. Вводное занятие. Что такое культурное наследие, что такое культура?

1

1

  1. Что такое музей?

1

1

3. Источники изучения жизни народа

1

1

4. Путешествие в страну книг (библиотека)

1

1

5. Что такое время?

1

1

6. Что такое вещь? Вещь как портрет эпохи; портрет человека.

1

1

7. Как были придуманы и развивались предметы

2

2

8. В доме старого волгоградца.

2

1

1

9. Город. Как он появился и развивался.

2

2

10. Областные музеи.

2

1

1

11. Памятники истории и культуры на территории Волгограда.

3

3

12. Обобщающий урок.

1

13. Музей. Музейные экспозиции.

2

2

14. Каменные ветераны

6

1

5

15. Церковные памятники архитектуры.

2

2

16. Путешествие по главным улицам Волгограда.

3

3

17. Памятники на волгоградской земле

4

2

2

18. Обобщающий урок «люби и знай свой край».

1

Итого за год

34

Третий год обучения

  1. Вводное занятие. Знакомство с правилами ведения тематических журналов, оформлением и изданием детских журналов.

1

1

  1. Люди творчества, кто они?

1

1

3.  А.Н. Пахмутова. Очерк жизни и творчества.

2

2

4. Литературная гостиная.

1

1

5. Областная библиотека г. Волгограда.

1

1

6. Волгоградская школа.

2

1

1

7. Здания, в которых располагались школы.

1

1

8. Фольклор – духовное богатство народа.

1

1

9. Праздники, календарные обряды.

1

1

10. Как сказки попали в книгу.

1

1

11. Русские народные сказители.

1

1

12. «Сказка сказывается, дело делается»

2

1

1

13. Обобщающий урок.

1

14. Моя школа, мой класс.

1

1

15. Проект «Школа будущего»

1

1

16. Люди интересных профессий.

2

1

1

17. Информационные службы Волгограда

1

1

18. Высшие учебные заведения Волгограда

1

1

19. Учреждения культуры Волгограда.

3

2

1

20. Памятник – скульптор – архитектор.

2

2

21. Поэты родного края

2

1

1

22. Природа в городе – художник и целитель.

2

2

23. Выдающиеся люди Волгоградского края

2

2

24. Обобщающий урок –викторина «А знаете ли вы их имена?»

1

Итого за год

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.   ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...

Рабочая программа элективного курса "Мир, в котором я живу. Экология чреды обитания человека". 9 класс.

Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а именно от экологического качества окружающей среды обитания.Если вы хотите побольше...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс

   Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса "Живое прошлое"

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, напр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом в котором я живу"

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:·         Сформировать экологическ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе "Живой этикет"

Разработаны  специальные методики обучения детей школьного возраста правилам этикета....