Рабочая программа по внеурочной деятельности "Северный край" -1 класс
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному краю, семье, родному языку.
Усвоение с младшего школьного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_severnyy_kray.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Питлярская средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
Программа
по развитию хантыйской речи
«Северный край»
1 класс
2020-2021 учебный год
Составитель учитель родного (ханты) языка
Серасхова Э.П.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному краю, семье, родному языку.
Усвоение с младшего школьного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа.
Декоративно-прикладное искусство как феномен и вид изобразительного искусства связаны с местным бытом и со средой обитания этноса. Художественное творчество связано с историей народа, его обычаями, праздниками, с традиционной жизнью народа ханты.
Главное направление деятельности кружка «Северный край» воспитывать интерес к культуре, народному искусству и языку народа ханты.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории родного края, родного языка, к культуре народов Севера.
Задачи программы:
Образовательные: обеспечить самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей. Использовать внедрение современных инновационных и компьютерных технологий обучения родному (ханты) языку, средствами прикладного искусства народа ханты.
развивающие: приобщение детей к устному народному творчеству, фольклору. Формирование и развитие у детей художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
воспитательные: воспитание патриотических чувств путем формирования знаний и представлений о родном языке, крае. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности;
- знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения. Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации; разучивание и исполнение песенок, стишков, инсценировка сказок, игры-загадки. Работа над произношением проводится поэтапно: усвоение правильного звуко и слово произношения, развитие артикуляционных навыков, умение различать звуки хантыйского языка на слух;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, поделок, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, поделок, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Северный край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, изготовление поделок, аппликаций, инсценировки коротких сказок. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. В программе большое место уделяется художественно - эстетическому воспитанию, применяя разнообразные средства приобщения детей к хантыйской культуре через национальное прикладное искусство: знакомство с орнаментом, с традиционной одеждой, предметами быта, национальными игрушками и играми, мастерами народа ханты.
Условия реализации программы
Сроки реализации программы «Северный край»: 1 учебный год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 68 часов, предназначена для занятий с детьми 7-8 лет. Проводится один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия – 30 минут.
Календарно-тематический план кружка «Северный край» 1класс
Раздел I | Тема и содержание занятий | Количество часов | |
Знакомство с языком 1.Ведение. Наш Северный край. 2.Знакомство с символикой ЯНАО, Шурышкарского района, п.Питляр. 3.Подготовка проекта «Дом мой - Ямал!». 4.Творческая работа. Собери герб 5.Чтение и заучивание стих. И.Истомин «Мы на Севере живем!» 6.Экскурсия по поселку 7.Творческая работа «Мой поселок Питляр» | Теория | Практика | |
Ознакомление с окружающим и развитие хантыйской речи | 4 | 3 | |
Моя семья 1.Мой дом, моя улица. Экскурсия 2.Я и моя семья 3.Творческая работа «Моя семья» 4.Моя фамилия. Гипотезы возникновения фамилий. 5.Понятие о родословном древе 6.Творческая работа «Моя родословная» 7.Где работают наши родители 8.Разучивание стих-я на родном языке «Ма семьяем» | 4 | 4 | |
Одежда 1.Одежда народов Севера Презентация 2.Женская одежда Ягушка Творческая работа 3.Мужская одежда Кувщ Творческая работа 4.Детская одежда Малица Творческая работа 5.Обувь 6. Выкройка и шитье национального платья для куклы 2ч 7.Работа над проектом «Дом мой - Ямал! | 4 | 4 | |
4.Дом и предметы быта 1.Жилище коренных народов Севера Презентация 2.Просмотр фильма «В стойбище у оленеводов» 3 Предметы быта 4.Посуда 5.Творческая работа «В стойбище» 3ч | 4 | 3 | |
Раздел II | Тема и содержание занятий | ||
Ознакомление с природой и развитие хантыйской речи Раздел III Ознакомление с ДПИ и фольклором народа ханты | Времена года 1.Времена года (зима, весна, лето, осень) Р.Ругин 2.Экскурсия в зимний лес 3.Месяцы года. 4.Приметы и загадки о природных явлениях 5.Работа над мини-проектом «Кладовая родного края» 6. Проект «Кладовая родного края» Презентация 7.Викторина «Знаешь ли ты родную природу? | 4 | 3 |
Домашние и дикие животные 1.Знаете ли вы, что такое Красная книга? 2.Звери и птицы нашего края. Загадки 3.Просмотр северного мультфильма «Кукушка» 4. Чтение и рисование по сказке «Снегирь и мышонок» 5.Чтение сказки И.Истомин «Черный и белый» 6.Лепка из пластилина белого и бурого медведей. 7.Чтение М.Шульгин «Северный олень» рисование 8.Собака – друг человека | 4 | 4 | |
7. Рыбы нашего края 1.Река – жилище рыб. Знакомство с названиями рыб. 2.Рисование рыб. 3.Чтение сказки И.Истомина «Почему рыбы живут в воде?» 4. Просмотр фильма «Летняя и зимняя рыбалка» 5.Пословицы, поговорки, загадки 6.Викторина «Люби и знай родной край!» (по 2 разделу) | 4 | 2 | |
Орнамент – символическое изображение животных, птиц, растений, рыб. 1.Что такое орнамент? Знакомство с некоторыми видами орнаментов Презентация 2.Расматривание изделий ДПИ 3.Рисование орнаментов по шаблону 4.Аппликация Летняя женская одежда, Детская малица. Орнамент на бурки. 5.Мини-проект «Мама мастерица» с родителями | 3 | 2 | |
Игрушки народа ханты 1.Знакомство с игрушками народов Севера. Рассматривание игрушек Презентация 2.Творческая работа «Хантыйская кукла – акань» 3ч 3.Творческая работа «Хантыйский платок» | 1 | 4 | |
| Игры и танцы северных народов 1.Подвижные игры народов Севера «Перетягивание палки», «Кусы», «Важенка и оленята», прыжки ч\з нарты и другие. Проводятся на свежем воздухе. 2.Интеллектуальные игры: «Кто быстрей посчитает до 10 на ханты языке?», «На ощупь», «Слова-наоборот» и др. 3.Самобытные упражнения и танцы народов Севера. Прослушивание песен 4. Разучивание хантыйского танца «Куренька» 5. Проект «Дом мой - Ямал!» Презентация | 2 | 5 |
Итого | 68 часов из них | 34 | 34 |
Основное содержание программы
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения полученных знаний на уроках окружающего мира, литературного краеведения. Программа кружка составлена из трех разделов:
- «Ознакомление с окружающим»
- «Ознакомление с природой родного края»
- «Ознакомление с искусством и фольклором народа ханты»
Практическая направленность работы кружка:
- Проведение тематических, комплексных занятий;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Практическая деятельность школьников
Первый раздел: (сентябрь - декабрь) «Ознакомление с окружающим и развитие хантыйской речи» составлены занятия по темам: «Знакомство с языком» - 7 занятий – дети знакомятся со словами, часто употребляемыми в общении, учатся задавать вопросы и отвечать на них. Занятия построены так, что дети в них живо участвуют. «Моя семья» - 8 занятий – дети знакомятся со словами родственной терминологии, дети наглядно проигрывают ситуации взрослых, то есть своих родителей, братьев и сестер. Работают над проектами «Моя фамилия» с родителями. «Одежда» - 8 занятий – дети знакомятся с традиционной одеждой народа ханты, посещают музей фино-угорской культуры. Практические работы детей по теме. «Дом и предметы быта» - 7 занятий – продолжают знакомство с жилищем коренных жителей – чум. Его предметами быта. Изготовление композиции по технике оригами «В стойбище»
Второй раздел: (январь – март) «Ознакомление с природой и развитие хантыйской речи» составлены занятия по темам: «Времена года» - 7 занятий – дети знакомятся с писателями Севера. Знакомятся с приметами погодных явлений. Заучивают стихи о природе. Работа над мини-проектом «Кладовая родного края». «Домашние и дикие животные» - 8 занятий – дети знакомятся со сказками о животных северных писателей. Практические работы по теме. Знакомство с Красной книгой ЯНАО. «Рыбы нашего края» -6 занятий – дети знакомятся с названиями рыб, выполняют практические задания.
Третий раздел: (апрель – май) «Ознакомление с искусством и фольклором народа ханты» составлены занятия по темам «Орнамент – символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы» - 5 занятий – дети знакомятся с народным искусством народа ханты. Орнамент – важная часть народной культуры является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа. «Игрушки народа ханты» - 5 занятия – дети знакомятся и изготавливают национальные игрушки – акань. «Игры и самобытные физические упражнения, танцы народов Севера» - 7 занятий - знакомство с национальными играми и танцами народа ханты. Прослушивание и заучивание хантыйских песен. Итоговое занятие – презентация проекта «Дом мой Ямал!»
Дети могут участвовать в фольклорном празднике ханты «Ворна хатл», традиционном празднике «С днем рождения, Ямал». Посещают школьный музей, дом-мастерскую Г.Хартаганова, экскурсии в осенний, зимний лес, на природу. Приглашаем народных умельцев, которые знакомят с прикладным искусством. Знакомятся с поэтами Севера и их творчеством, исполняют театральные постановки по сказкам народов Севера, разучивают танцы, песни на ханты языке.
Развитие хантыйской речи детей осуществляется в естественной обстановке, в соответствии с целями и задачами занятий: во время прогулок, когда учитель проводит беседы с детьми, при выполнении режимных моментов, на встречах с родителями. Естественная обстановка помогает на занятиях создать речевой стимул для высказывания ребенка, так как усвоение новых знаний у детей осуществляется в интересной и доступной форме. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Планируемые результаты на конец 1-го года обучения:
Личностные результаты:
- знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
- уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
- знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле;
- знать растительный и животный мир родных мест,
- уметь экологически грамотно вести себя в природе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- иметь представление о себе; собственной принадлежности;
- уметь слышать и понимать речь учителя, пытаться говорить на хантыйском языке о семье, игрушках;
- знать символику ЯНАО, Шурышкарского района, родного поселка;
- знать наиболее типичных представителей животного мира Шурышкарского района;
- знать какую пользу приносят представители животного мира;
- знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных, предметах быта, одежды.
- знать о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов;
- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции на темы окружающей жизни родного края;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
Материально-техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Северный край» необходимо:
- Классная доска.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Сканер
- Мультмедиапроектор
Литература для учителя
Методические указания по обучению хантыйской грамоте \\ Просвещение. №18, с.124-141.
Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок / Авт.-сост. Е.А.Немысова. г.Ханты-Мансийск, 1990. 18с.
Монщат па потрат / Авт.-сост. В.Н.Соловар. Нижневартовск. 1996 64с.
Методические рекомендации по развитию хантыйской речи в старшей группе детского сада. Ханты-Мансийск, 1990. 75с.
Национальная газета «Лух Авт». Ангальский мыс.
Орнамент и вещь в культуре хантов. А.М.Сязи. Изд.Томск. универ-та. 2000
Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под ред. М.И.Лисиной. – М.: Педагогика.
Обучение 6-х детей общению на русском языке / Е.В.Коток. НИИ преподав. Рус. Языка в школе АПН СССР // Русский язык в нац. школе. 1986. №5. С.25-28.
Попова С.А.Пособие по развитию устной мансийской речи детей дошкольного возраста, не владеющим родным языком. М., 1996. 121с.
Негневицкая Е.И. Ин. Язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. – «Ин. язык в школе» №6, 1987г. с. 20-26.
Ребенок и декоративно-прикладное искусство. В.Т. Кудрявцев, Р.Г.Решетникова. Москва изд.ИКАР., 2003.
Русско-хантыйский тематический словарь. – Ханты-Мансийск, 1999. 224с.
Русская Ю.Н. Самоучитель хантыйского языка. Л., 1961. 245с.
Соловьева В.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду. Для дошкольных педагогических училищ. Изд. 3-е, испр.ь М.: Просвещение, 1996.
Сказки народа ханты: Ханты мир мощ, Книга для чтения младших классах. Под ред. Н.А.Немысовой, - СПб.: «Алфавит», 1995, 143с.
Технологическая карта занятия
Ф.И.О. учителя: Серасхова Э.П.
Класс/год обучения:1 класс/ 1 год обучения
Дата: 18. 11. 2015 год
Занятие кружка «Северный край»
Тема урока/занятия/: " Работа в парах. Аппликация «Летняя женская одежда». Работа по шаблону ".
Цель: Формирование представления об орнаментах, об их видах, о назначении и применении их в быту.
Задачи
Образовательные:
1. Учить украшать модель летней ягушки
2. Закреплять навыки работы с картоном.
Развивающие:
1. Развивать навыки мелкой моторики рук;
2. Развивать речь обучающихся
Воспитательные:
- Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к культуре народов Ямала.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знать значение растений и животных в жизни человека,
- узнавать животных на картинках, по описанию;
- применять знания в практической деятельности при работе с режущимися предметами, при работе с шаблоном, при работе с клеем;
- оформлять результаты работы в виде аппликации.
Личностные результаты:
- уметь правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;
- формирование чувства гордости за свою малую родину
- Формирование установки на безопасный труд, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составления плана и последовательности, учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- общеучебные универсальные действия (находить ответы на вопросы в иллюстрациях);
- логические универсальные действия (делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других (на уровне предложения);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися
Оборудование: тематические слайды – презентация, мультимедийный проектор, компьютер, экран, образецы изделия, клей, ножницы, простой карандаш
Материалы: 2 листа цветного картона разных цветов, шаблоны летней ягушки, узоров из картона).
Расход материалов на группу 12 человек (+ учитель и образец)
№ п/п | Наименование материала | Характеристика материала | Количество |
1. | Лист цветного картона | - | 14 шт. |
2. | Полоска цветного картона | 14 шт. | |
3. | Белый картон для шаблонов | - | 14 шт. |
Этап урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент | 1 | Включение в деловой ритм урока -Здравствуйте, ребята. Повернулись друг другу, улыбнулись и сели. Давайте проверим вашу готовность к занятию. | Подготовка класса к уроку Дети проверяют свои инструменты и принадлежности, находящие у каждого на их рабочем месте (клей, ножницы, простой карандаш, лист цветного картона одного цвета, полоска цветного картона другого цвета, шаблон летней ягушки, шаблоны узоров из картона). | Личностные: самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (проверка усвоения знаний прошлого урока) | 3 | Выявляет уровень знаний обучающихся. Определяет типичные недостатки Скажите, какая была тема прошлого занятия? (Слайд №1) -Сегодня также мы продолжаем работать над орнаментами. -Вспомним что такое орнамент? - Вспомним названия орнаментов. -Какие названия орнаментов вы помните? («Чумики», «Уши зайца», «Головки», «Рога оленя», «Локоть лисы»). (Слайд №2) При работе вам понадобятся приёмы работы по шаблону, применённые на прошлых уроках. - Как будете работать по шаблону? -Вспомним геометрические фигуры (Слайд №3) - Молодцы! | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Обучающие отвечают, что орнамент - это узор из одинаковых повторяющихся фигур, называют приёмы работы по шаблону уже изученные на прошлых уроках, называют геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат и т.п.) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися; познавательные:анализ объектов с целью выделения ведущих признаков |
3.Постановка учебной цели и задач (подготовка к восприятию нового) | 3 | Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию -Сейчас отгадайте загадку и вы узнаете, что мы будем делать на занятии. -(В одно отверстие войдёшь, из трёх отверстий появишься) -Молодцы, конечно, это малица. -А что носят девочки, мамы? -Да, совершенно верно, женщины носят ягушки. Как вы думаете, что мы будем делать на занятии? (Будем делать ягушку) Мы будем делать аппликацию летней ягушки. -Давайте хором произнесём слово аппликация Чему вы научитесь? (Мы научимся делать аппликацию летней ягушки). (Слайд №4) | Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему урока и определяют задачи, ставят проблему Обучающиеся по словам-подсказкам отгадывают одежду, о которой идет речь в загадке. -Малица. Затем отгадывают женскую ягушку. Отвечают на вопросы учителя. Хором произносят слово аппликация | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы урока; логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | 3 | Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации -Ребята, что это? -Вы можете отличить женские кисы от мужских? (Слайд № 5) -Что нарисовано на женских кисах? -На женских кисах можно увидеть чум, как вы думаете, почему нарисован чум? -Потому, что хозяйка, она следит, чтобы в чуме всегда было тепло, чтобы все члены семьи были обогреты и накормлены. - А что нарисовано на мужских кисах? -На них нарисована нарта, вид сверху. -Почему нарисована нарта? - Потому, что мужчина добытчик, он ездит на охоту, на рыбалку, он пасёт оленей. А ещё можно увидеть мужскую колотушку (янгаць), которой он проверяет ягель, разгребая колотушкой снег. -А сейчас увидим отличия женской и мужской одежды? (Слайд № 6) - Почему ягушка с разрезом спереди, а малица цельная, без разреза? - Потому, что женщина может покормить ребёнка в любой момент и даже в дороге. У женской ягушки, где располагаются узоры? - Спереди, по подолу, по рукавам, а у сорочки по подолу и по рукавам, по вороту. Значит, орнаменты мы будем располагать спереди у ягушки, по подолу и по рукавам. -А какие цвета орнамента подойдут к красной ягушке? (Зелёный, синий, жёлтый) - Правильно, красный сочетается с зелёным, с синим, с жёлтым цветом. (Показать контрастные цвета картона) | Обучающиеся при помощи педагога выясняют различия рисунков на женских и мужских кисах Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель, действие и т.д.) Дети, опираясь на свой жизненный опыт, вспоминают, что у женской ягушки орнаменты располагаются по бокам, по подолу, по рукавам. Женщина может покормить ребёнка в пути. У сорочки орнаменты располагаются по подолу и по рукавам. Обучающиеся отвечают на вопросы педагога. Говорят, какие цвета контрастные | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление, (подготовка к самостоятельной работе) | 5 | Устанавливает осознанность восприятия, присвоения. Первичное обобщение - Как легче работать, по одному или вдвоём? -Вы будете работать в паре, с соседом. (Слайд №7) - Сначала каждый обводит шаблон орнамента карандашом на полоске, затем вырезает орнамент. У вас на парте должно получиться четыре орнамента. Тот, кто раньше закончит вырезать узор, обводит шаблон ягушки на картоне, а другой вырезает ягушку, затем обдумываете, как оформить ягушку орнаментом и потом приклейте орнамент на модель, один намазывает клеем, а другой приклеивает орнамент на модель ягушки, всё лишнее отрезать. Учитель направляет их рассуждения в нужное русло. Физминутка: «Ма луиилам» | Решают (выполняют) типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (можно в парах) Обучающие рассказывают, какие названия орнаментов бывают, рассматривают предлагаемый план выполнения работы, после этого выбирают шаблон орнамента Варианты ответов детей: - Орнамент «Чумики», «Головки», «Уши зайца» - Взять шаблон, положить на картон, обвести карандашом, вырезать орнамент - Приклеить на ягушку и т.д. Обучающиеся с опорой на слайд изготавливают и приклеивают к модели ягушки орнаменты. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | 15 | Организует деятельность по применению новых знаний Приступаем к работе (Учитель помогает, направляет, указывает, оказывает всяческую помощь). (Слайд №7) | Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Дети выполняют задание учителя, сравнивая с образцом, данным на слайде. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: смыслообразование; Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Познавательные: логические: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; |
7. Подведение итогов, выставка работ | 3 | -Ребята, у вас получилась аппликация ягушки. Можно ли такую красивую поделку подарить маме? -Чему научились? (Мы научились украшать ягушку орнаментом) -Вы очень хорошо потрудились. Вам удалось выполнить аппликацию женской летней одежды. - Вот какие красивые модели ягушек у нас получились. Давайте мы их прикрепим на доску, выберите самые красивые поделки пар. | Обучающиеся отвечают на вопросы педагога. - Да, можно подарить маме. Научились украшать орнаментом модель ягушки. Обучающиеся выбирают наиболее красивые модели ягушек, крепят на доске. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: смыслообразование |
8. Рефлексивная деятельность | 2 | Оцените свою работу, своё настроение, покажите смайликом. Приберите своё рабочее место, благодарю вас за работу, до свидания! (Слайд №8) | Обучающиеся отмечают свое настроение от проделанной работы. РЕФЛЕКСИЯ на смайликах - солнышко | Коммуникативные – контроль, коррекция, оценка действий партнёров; Познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс "Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки"
РП по внеурочной деятельности - литература - региональный компонент. Программа расчитана на 35 часов и составлена по учебнику; Учебное пособие Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные ...
- Мне нравится (1)