Рабочая программа, КТП внеурочных занятий для 6 кл "Азбука живой природы родного края"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
УМК внеурочной деятельности в 6 классе. Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 6класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка программы исследовательско-краеведческого направления продиктована участием школы в РИП по теме: «Краеведение как технология становления и развития сельской общественно-активной школы».Основной особенностью программы является то, что изучение эколого-краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомления и отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ развивающих творческие способности.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланированы занятия в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований.
В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия, полевые исследования, экскурсии в основном запланированы на осень и весну.
Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
развития у учащихся любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_iktp_vneurochnye_zanyatiya_azbuka_zhivoy_prirody_rodnogo_kraya.docx | 85.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности в 6 классе «Азбука живой природы родного края»
Пояснительная записка
Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 6класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учётом нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Концепция национальной образовательной инициативы «наша новая школа»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».
- Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 // Вестник образования. – 2011. - № 1. – С. 24.
Программа составлена с учетом рекомендаций и на основе программ:
- Прохорова С.Ю, Хасьянова Е.А. Программы внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю»/ С.Ю.Прохорова, Е.А. Хасьянова.-М.:Планета, 2013.-40с.)
- Е.В. Спирина, М.Н. Карпова, Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для учащихся 5 класса. Методические рекомендации. Ульяновск. УИПКПРО, 2014.
- Ю.С. Суркова, В.Н. Воротникова, Л.А. Андриянова. Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край», включенных в сборник:
- Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В двух частях. Часть2/ составители А.П. Мишина,Н.Г.Шевцова; под общ.ред. Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной.- Ульяновск: УИПКПРО,2011.-76 с.
Разработка программы исследовательско-краеведческого направления продиктована участием школы в РИП по теме: «Краеведение как технология становления и развития сельской общественно-активной школы»
Для человека понятие Родины чаще всего связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса направлена на углубление знаний о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, знакомство с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учебного материала и оказывает большое воспитывающее воздействие.
Общаясь с природой, учащиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.
Основной особенностью программы является то, что изучение эколого-краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомления и отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ развивающих творческие способности.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланированы занятия в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований.
В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия, полевые исследования, экскурсии в основном запланированы на осень и весну.
Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
развития у учащихся любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся.
Задачи программы:
- Образовательные
- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края:знакомство с флорой, культурными и дикорастущими растениями родного края;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.
2.Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, любви к природе родного края;
- воспитание у учащихся понимания личной ответственности за природные объекты;
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
3. Развивающие:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления учащихся знать как можно больше о природе родного края, повышение интереса к краеведению.
- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь.
- формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
Условия реализации программы
- Классные помещения
- Наличие технических средств
- Прикладной материал
- Методическая литература
- Возможность проведения занятий на природе.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические: беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа.
2) практические: экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями.
Объём учебного времени 34 часа в год. (1 час в неделю)
Сроки реализации: 1 год
Возраст детей: 12 – 14 лет
Набор детей: свободный
Состав группы: постоянный
Занятия: групповые
Межпредметные связи:
- с уроками биологии: знания о живых организмах;
- с уроками с географии: работа с картами;
- с уроками русского: работа с текстами изучаемых произведений, написание сочинений, сказок, загадок;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
- с уроками математики: статистическая обработка данных исследований;
- с уроками технологии: применение трудовых и технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций.
Планируемые результаты реализации программы
и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформировать действия |
|
|
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
Личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- знать видовое разнообразие растений своей малой родины;
- знать редкие растения и меры их охраны;
- знать экологические особенности растений разных мест обитания;
- иметь представление о практическом использовании растений;
- осознавать эстетическую роль растений и иметь потребность в озеленении населенных пунктов;
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
- листовка;
- аншлаг;
- альбом;
- газета;
- плакат;
- серия иллюстраций;
- мультимедиа презентация;
- справочник;
- стенгазета;
- сценарий праздника;
- фотоальбом;
Содержание программы
Тема 1.«Введение» 1 ч.
Цель: мотивация, определение целей и задач, знакомство с программой курса.
Введение. Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование. Природные особенности Радищевского района.
Тема 2. Растения знакомые и не очень. 26 часов
Цель: расширение знаний о растениях Радищевского района, знакомство учащихся с особенностями их произрастания, практической значимостью, мерами охраны редких и исчезающих видов.
Занятия в основном строятся по плану:
- чтение и обсуждение статьи в книге; работа с энциклопедиями, справочниками, поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой - выяснение места произрастания данного растения;
- отличительные особенности данного растения;
- полезные свойства растения;
- выполнение практических заданий (рисование, раскрашивание, решение задач, кроссвордов, cоставление рекламы и т.д.);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
- чтение произведений о растениях.
Растения редкие, требующие охраны: Адонис весенний. Астрагалы. Василек русский. Ирисы. Копеечник крупноцветковый. Нонеятемнобурая. Пион тонколистный. Рябчик русский. Чабрец. Шалфей поникающий. Эфедра.
Лекарственные растения: Мать-и-мачеха. Одуванчик. Очный цвет полевой. Ряска малая. Сныть. Черемуха. Шиповник. Шалфей. Щавель.
Цветы у дома.
Дендрофлора поселка Октябрьский, лесов Радищевского района: Береза. «Дубки» - уникальное урочище. Ель европейская - украшение поселка. Сосна обыкновенная, меловая.
Это надо знать: Жизненные формы растений; Заказники на территории Радищевского района; Экологические группы растений; Удивительные факты о растениях;Фотосинтез.
Грибы-друзья и враги.
Тема 3: Я – исследователь. 4 часа.
Цель: ознакомление с основами ботанических исследований, совершенствование исследовательских компетентностей учащихся.
Теория: знакомство с методиками.
Практика: отработка методик в ходе экскурсии «Живая Красная Книга»
Тема 4: Подведем итоги. 3 часа.
Цель: рефлексия достижений, подведение итогов.
Практика: выполнение практических тестовых и творческих заданий.
Методы и формы: игра на местности, тестовый контроль знаний, выставка творческих работ, презентация полученных знаний умений и навыков, защита исследовательских проектов, итоговая краеведческая игра.
Формы контроля: итоговый контроль.
Экскурсии:
«Береза – символ России»; «Живая Красная Книга»
««Жизненные формы растений». Экскурсия в парк.
Творческие работы:
Презентации «Моя клумба - лучшая», «Мой любимый цветок», «Удивительные факты о растениях» и др.
Учебно-тематический план курса
№ п\п | Сроки | Тема. Содержание. | Кол-вочасов |
Тема 1. Введение. 1 час | |||
1/09 | Введение в курс. | 1 | |
Тема 2.Растения знакомые и не очень. 26 часов | |||
2/09 | Адонис весенний. Астрагалы. | 1 | |
3/09 | Береза. | 1 | |
4/09 | Василек русский. | 1 | |
1/10 | Грибы-друзья и враги. | 1 | |
2/10 | «Дубки»- уникальное урочище. | 1 | |
3/10 | Ель европейская- украшение поселка | 1 | |
4/10 | «Жизненные формы растений». Экскурсия в парк. | 1 | |
2/11 | Заказники на территории Радищевского района. | 1 | |
3/11 | Ирисы. | 1 | |
4/11 | Копеечник крупноцветковый. Красная Книга. | 1 | |
1/12 | Леса. Лекарственные растения. | 1 | |
2/12 | Мать-и-мачеха. | 1 | |
3/12 | Нонеятемнобурая. Незабудка. | 1 | |
4/12 | Одуванчик. Очный цвет полевой. | 1 | |
2/01 | Пион тонколистный. Папоротники. | 1 | |
3/01 | Рябчик русский. Ряска малая. | 1 | |
4/01 | Сосна обыкновенная, меловая. Сныть. | 1 | |
1/02 | Тюльпаны степные и садовые. | 1 | |
2/02 | Удивительные факты о растениях. | 1 | |
3/02 | Фотосинтез. | 1 | |
4/02 | Хвойные растения. Хвощ. | 1 | |
1/03 | Цветы у дома. | 1 | |
2/03 | Чабрец. Черемуха. | 1 | |
3/03 | Шиповник. Шалфей. | 1 | |
4/03 | Щавель. | 1 | |
1/04 | Экологические группы растений. Эфедра | 1 | |
Тема 3. Я – исследователь. 4 часа. | |||
2/04 | Юные исследователи. Методики ботанических исследований. | 1 | |
3/04 | Я- исследователь. | 1 | |
4/04 | Экскурсия «Живая Красная Книга» | 2 | |
1/05 | |||
Тема 4. Подведем итоги. 3 часа | |||
2/05 | Краеведческая игра «Экофотокросс». | 1 | |
3/05 | Итоговое тестирование: «Проверь себя». | 1 | |
4/05 | Подведение итогов года. Летние задания. | 1 | |
Всего | 34 |
Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» М. Ломоносов
Источники информации:
- Абрахина И. Б., Осипова В. Б., Царёв Г. Н. Позвоночные животные Ульяновской области.– Ульяновск: Симбирская книга, 1993. – С. 167.
- Достопремечательности Ульяновской области http://ulobl.ucoz.ru/index/0-21
- Зелеева С.Г. Живая азбука природы Ульяновской области.— Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2014. — 328 с.: ил.
- Официальный сайт Радищевского района www.radishevo.region73.ru/index.php?..
- Праздник дикого пиона. Журнал «Маномах»№2(37)и2004г
- Праздник Дикого Пиона. Сайт Октябрьской средней школы. http://ossh.ru/index.php?newsid=165
- Радищевское чудо – дикий пион. http://www.ul.aif.ru/culture/article/12456
- Окроверцхова И.А. Путешествие Палласа по России. – Саратов, 1992. – 62 c
- Долина солнечных орлов. Бородин О.В. Берегиняhttp://www.greensalvation.org/old/Russian/Cooperation/Bereginya/08_05/6-2.htm
- Благовещенский В.В., Раков Н.С., Шустов В.С. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области. Саратов. Приволжское книжное издательство. 1989.
- Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. – Ульяновск: “Дом печати”, 1997. – 182 с.
- Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю»: общеинтеллектуальное направление / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: Издательство «Планета», 2013 г. – 40 с.
- Природные условия Ульяновской области. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1978. 328
- Радищево. http://simturinfo.ru/pages/gorodaiseluo/radischevoist.htm
- Радищевский район
http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1622
- Качалина М.А. Радищево (к 250летию 1748-1998 г.г.). Ульяновск. Дом печати. 1998.
- Материалы Радищевского отдела ВООП.
- “Маномах” журнал для семейного чтения № 3 1996 г Печатный двор Ульяновск.
- ООПТ Ульяновской области / Под ред. В.В. Благовещенского.Ульяновск: “Дом печати”, 1997.
- Флора и растительность Среднего Поволжья. Межвузовский сборник / Под. Ред. В.В. Благовещенского. УПИ им. И.Н. Ульянова г. Ульяновск, 1979.
- Качалина М.А.СЛОВАРЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА
http://narod.yandex.ru/cgibin/yandmarkup?cluster=11&prog=0x2757571A
Календарно- тематическое планирование
№ урока план/факт | Тема урока | Кол-во часов | Тип занятия | Планируемые результаты | Учебные действия | Оборудование, ЭОР | Домашнее задание | Примечания | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5.1 | 5.2 | 5.3 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
Тема 1. «Введение» 1час | ||||||||||||||||
1/09 | Введение в курс. Знакомство с целями и задачами курса. | 1 | Вводная эвристическая беседа | Цели и задачи курса, значение исследования, работы с различными источниками в получении знаний. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; П:навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | формирование мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию; Развитие познавательных интересов учащихся, развитие критического и творческого мышления. | Участие в диалоге; формулирование учебных задач; | ПК, исследовательские проекты учащихся школы разных лет; Презентация «Наши достижения» | Завести тетрадь, блокнот для работы на занятиях | |||||||
Тема 2. Растения знакомые и не очень. 26 часов Цель: Познакомить с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, произрастающими в Радищевском районе; особенностями их биологии и экологии, практической значимости, мерами охраны. | ||||||||||||||||
2/09 | Адонис весенний, Астрагалы. | 1 | Открытия новых знаний | Редкие растения Ульяновской области | Р: умение определять цели деятельности. К: готовность слушать собеседника и вести диалог | готовность и способность к образованию; | Участие в диалоге, формулирование и решение учебных задач; | книга «Живая азбука природы Ульяновской области» Зелеева С.Г. | Зарисовать в тетради | |||||||
3/09 | Береза. | 1 | Рисование с натуры | Береза - жи-вой символ России | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира природы и общества; осознавать себя гражданином России; | Чтение стихов, рисование с натуры | Фотоап-параты, альбомы для рисования, краски, карандаши, планшеты | Написать эссе, сочинение, стихотворение «Береза - живой символ России» | |||||||
4/09 | Василек русский. | 1 | Оформление страницы в «Азбуке…» | Редкие растения Ульяновской оьласти | П: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | формирование эсте-тических потребно-стей, ценностей и чувств; | осуществлять расширенный поиск ин-формации с использо-ванием ресурсов биб-лиотеки и Интернета. Рисование растения | книги «Жи-вая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелее-ва С.Г., Красная Книга Ульяновской области | Провести опрос родных и знакомых о многообразии грибов | |||||||
1/10 | Грибы-друзья и враги. | 1 | Изготовление памятки «Грибы-друзья и враги» | Съедобные и ядовитые виды грибов | Р:планировать свое действие в соответствии с по-ставленной задачей и условиями ее реализации П: выстраивать логическую цепь рассуждений | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. | Изготовле-ние памятки «Грибы-друзья и враги» | Муляжи съедобных и ядовитых грибов, атласы грибов, интернет-ресурсы | Закончить оформление памятки | |||||||
2/10 | «Дубки»- уникальное урочище. | 1 | Экскурсия (по погоде) | Девственные леса. Биоценоз дубравы. | К: Учиться выполнять различные роли в группе, умение координировать свои усилия с усилиями других, договариваться и приходить к общему решению в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | формулировать и соблюдать самому простые правила поведения в при-роде; | Наблюдение, запись дан-ных, беседа, фотографи-рование. | Фотоап-параты, блокноты, определи-тели рас-тений | Оформить отчет об экскурсии. | |||||||
3/10 | Ель европейская- украшение поселка | 1 | Занятие в природе | Интродуцированные виды растений. | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков; К: задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | формулировать и соблюдать самому простые правила поведения в при-роде; | Наблюдение, запись дан-ных, беседа, фотографи-рование, зарисовки с натуры. | Фотоап-параты, блокноты, определи-тели рас-тений, альбомы для рисования | Закончить рисунок. | |||||||
4/10 | Жизненные формы растений. | 1 | Экскурсия в парк. | Жизненные формы растений. | П: умения учиться: навыки поиска, анализа и интерпретации информации. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | формулировать и соблюдать самому простые правила поведения в при-роде; | Наблюдение, запись дан-ных, беседа, фотографи-рование. | Фотоап-параты, блокноты, определи-тели рас-тений | Опросить знакомых об уникальных территориях Ульяновской области | |||||||
2/11 | Заказники на территории Радищевского района. | 1 | Групповой проект «Заказники Радищевского района». | Особо охраняемые природные территории, статус, виды, значение | Р: планировать свое действие в соот-ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину | Эвристическая беседа, усвоение новой информации, работа с картой | Презентация «ООПТ Радищевского района» | Рисунок «Они просят защиты» | |||||||
3/11 | Ирисы. | 1 | Индивидуального творчества. | Редкие рас-тения Улья-новской области | П: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; | искать свою пози-цию в многообразии эстетических и культурных пред-почтений; испыты-вать чувство гордо-сти за красоту род-ной природы, свою малую Родину | Знакомство с художественными произведеними с изобр. цветов. Рисование и представление рисунков, оценка по критериям | .Выставка рисунков | На фотографиях семейного архива найти фотографии с цветами | |||||||
4/11 | Копеечник крупноцветковый. Красная Книга. | 1 | Знакомство с результатами проекта Юдахиной Д, 11 кл. | Редкие рас-тения Улья-новской оьласти | К: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | формирование эсте-тических потребно-стей, ценностей и чувств; испытывать чувство гордости и ответственности за красоту родной природы | Восприятие информации по результатам индивидуального поекта, составление краткой записи | книги «Живая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелеева С.Г., Красная Книга Уль-яновской области | Зарисовать рисунок копеечника. | |||||||
1/12 | Леса. Лекарственные растения. | 1 | работа с картой растительности Ульяновской области | Типы лесов Ульяновской области. Лекарственные растения. | К: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | Работа с картой, выявление типов лесов в Ульяновской области. Составление перечня лекарственых растений, используемых в семьях учащихся класса. | карта растительности Улья-новской области, книга «Лекарственные растения» | Найти изображения мать-и-мачехи | |||||||
2/12 | Мать-и-мачеха. | 1 | Урок из серии «Зеленый доктор» | Лекарствен-ные растения | П: умения учиться: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. | развитие познава-тельных навыков учащихся с помощью практикоориентированной и личностнозначимой информации | Найти информацию о лекарственных свойствах растения | книга «Ле-карствен-ные расте-ния» | Оформить сраницу в «Азбуке…» | |||||||
3/12 | Нонея темнобурая. Незабудка. | 1 | Оформле-ние стра-ницы в «Азбу-ке…» | Редкие растения Ульяновской области. | П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учеб-ных заданий с использованием учебной литературы; | формирование эсте-тических потребно-стей, ценностей и чувств; | представление рисунков, оценка по критериям | Фотографии растений | Найти информацию об использовании одуванчиков | |||||||
4/12 | Одуванчик. Очный цвет полевой. | 1 | Урок из серии «Зеленый доктор» | Лекарствен-ные растения. | П: умения учиться: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; | искать свою пози-цию в многообразии эстетических и культурных пред-почтений; испыты-вать чувство гордо-сти за красоту род-ной природы, свою малую Родину | Знакомство с ин-формацией об исполь-зовании одуванчиков. | книга «Ле-карствен-ные расте-ния» | Принести семейные фотографии с пионом тонколистным. | |||||||
2/01 | Пион тонколистный. Папоротники. | 1 | Групповой проект «Лазоревые холмы» | Редкие рас-тения Улья-новской оьласти | Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем К:организовывать взаимодействие в группе | формирование установки на природоохранный стиль жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природным и духовным ценностям | Совершенствование навыка работы в группе | книги «Живая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелее-ва С.Г., Красная Книга Уль-яновской области | Составить листовку в защиту пионов. | |||||||
3/01 | Рябчик русский. Ряска малая. | 1 | Оформле-ние стра-ницы в «Азбу-ке…» | Редкие рас-тения Улья-новской оьласти | П: умения учиться: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | испытывать чувство гордости и ответ-ственности за кра-соту родной приро-ды | Изучение статьи в книге, оформление страницы в «Азбуке…» | книги «Живая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелеева С.Г., Красная Книга Уль-яновской области | Найти информацию о сосне обыкновенной. | |||||||
4/01 | Сосна обыкновенная, меловая. Сныть. | 1 | Работа с картой растительности Ульяновской области | Сосна как лесообразующий вид. | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | развитие умений ис-кать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информа-цию | Заслушивание и обобщение информации. | Красная Книга Уль-яновской области | Найти иллюстрации тюльпанов разных сортов. | |||||||
1/02 | Тюльпаны степные и садовые. | 1 | Встреча с цветоводом Шибаевой Г.И. | Эфемероиды. Вегетативное размножение луковицами. | К: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; | формирование эсте-тических потребно-стей, ценностей и чувств; | Рассказ цветовода о выращивании и селекции тюльпанов. | Красная Книга Уль-яновской области | Составить памятку о выращивании растений. | |||||||
2/02 | Удивительные факты о растениях. | 1 | Групповой проект «Самые, самые – в мире растений» | Рекорды растительного мира. | К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | Реализация группового проекта «Самые, самые – в мире растений» | книги «Живая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелее-ва С.Г., Красная Книга Уль-яновской области | Повторить информацию о «Фотосинтезе» в учебнике биологии. | |||||||
3/02 | Фотосинтез. | 1 | Актуализации и творческого представления знаний | Автотрофный тип питания растений. | Р: Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ, П:Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | развитие умений искать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию | Инсценировка, рисование процесса и егт значения малыми творческими группами. | Ватманы, фломастеры. | Найти изображения хвойных растений. | |||||||
4/02 | Хвойные растения. Хвощ. | 1 | Урок из серии «Зеленый доктор» | Разнообразие хвойных растений Ульяновской области. | П: выстраивать ло-гическую цепь рас-суждений К:оформлять свои мысли в устной и письменной речи | развитие умений ис-кать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информа-цию | С помощью источников информации составить схему «Значение хвойных растений для человека» | Книги, справочники, интернет. | Оформить страницу в «Азбуке» | |||||||
1/03 | Цветы у дома. | 1 | Инд. Проект озеленения придомовой территрии «Лучший полисадник –мой» | Деление растений на группы. Сорта цветочно-декоративных растений. Фотография как метод фиксации данных. | П: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты Р: в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Наблюдение, запись данных, беседа, фотографирование. | Определители растений, бланки, планшеты, фотоаппараты. | Познакомиться с многообразием цветочно-декоративных растений у своих соседей | |||||||
2/03 | Чабрец. Черемуха. | 1 | Урок из серии «Зеленый доктор» | лекарственные растения Ульяновской области. | Р: Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ, П:Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | развитие умений искать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию | Работа со справочной литературойй, ИКТ по поиску информации | справочная ли-тература, ИКТ | Исследо-вание из серии «Народные рецепты» | |||||||
3/03 | Шиповник. Шалфей. | 1 | Урок из серии «Зеленый доктор» | Редкие рас-тения Улья-новской оьласти | Р:Использо-вать различные средства: справочную литературу, ИКТ, П:Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных пред-почтений; испытывать чувство гордо-сти за красоту родной природы, свою малую Родину | Работа со справочной литерату-рой, ИКТ по поиску информации | книги «Жи-вая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелее-ва С.Г., Красная Книга Уль-яновской области, «Лекарственные растения» | Исследо-вание из серии «Народные рецепты» | |||||||
4/03 | Щавель. | 1 | Исследование из серии «Народные рецепты» | Пищевые растения. | П: выстраивать ло-гическую цепь рас-суждений К:организовывать взаимодействие в группе К:оформлять свои мысли в устной и письменной речи | развитие умений ис-кать, анализировать, и оценивать содержа-щуюся в различных источниках информацию | Заслушивание и анализ рецептов об использовании щавеля. | Сообщения учащихся, книги | Исследо-вание из серии «Народные рецепты» | |||||||
1/04 | Экологические группы растений. Эфедра. | 1 | Актуализации знаний. | Экологические группы растений. | Р:Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ, П:Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | развитие умений искать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию | Работа в микрогруппах по обобщению знаний по отдельным ЖФР | Рисунки деревьев, кустарников, трав | Выполнение индивидуальных творческих заданий. | |||||||
Тема 3. Я – исследователь. 4 часа. | ||||||||||||||||
2/04 | Методики ботанических исследований. | 1 | Знакомство с новой информацией. | Методы исследований. | П: ознакомление с новыми способами получения информации. | Развитие умений получать, анализировать, и оценивать информацию | Фиксация новой информации | презентация, видеоролик «Методы ботанических иссследований» | Подготовиться к практикуму | |||||||
3/04 | Я - исследователь. | 1 | Практикум | Методы ботанических исследований. | П: ознакомление с но-выми способами полу-чения информации. | Развитие умений проведения полевых исследований, анализа результатов | Фиксация результатов исследования | блокноты, мерные ленты | Обработать данные. | |||||||
4/04 | Экскурсия «Живая Красная Книга» | 1 | Экскурсия-исследование | Маршрутный метод, метод пробных площадок, наблюдение, фиксация данных. Систематика растений. | Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты | искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений; испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину; | Наблюдение, фиксация данных, исследование | Определители растений, бланки, планшеты, фотоаппараты. | Привести в порядок записи полевых дневников | |||||||
1/05 | ||||||||||||||||
Тема 4. Подведем итоги. 3 часа | ||||||||||||||||
2/05 | Краеведческая игра «Экофотокросс». | 1 | Игра- фотокросс на местности | Знания о природе и истории поселка | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации К: организовывать взаимодействие в группе | формирование уважительного отношения к истории, культуре, природе малой родины | Выполнение заданий по условию игры | Необходимое для проведения игры оборудование | Подготовиться к тестированию | |||||||
3/05 | Итоговое тестирование: «Проверь себя». | 1 | Рефлексии | Знания о многообразии и осбенностях растений малой родины. | Р: планировать свое действие в соот-ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, итоговый и пошаговый контроль результата; | формирование мотивации к обучению, способности самоор-ганизации и саморазвития | Выполнение заданий разного типа | Карточки с заданиями. ключи для проверки. | Подготовиться к презентации итогового проекта. | |||||||
4/05 | Подведение итогов года. Летние задания. | 1 | Конференция. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. | Методы летних полевых исследований. Правила представления результатов исследования | Р:планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П: выстраивать логическую цепь рассуждений. Р:в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; К:оформлять свои мысли в устной и письменной речи | готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений | Защита индивидуального проекта, оценка проекта одноклассника. Оценка своего труда, планирование исследовательской деятельности на лето | Презентация «Летние задания». Творческие работы и исследовательские проекты | Летние задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"
Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе возможность комплексного формирования личности на основе исследования преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа по внеурочной занятости, кружок Волшебная ленточка
Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной занятости кружок «Волшебная ленточка» предназначена для учащихся разновозрастного состава (5-7 классы). Для детей этого...
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края
Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....
Рабочая программа по внеурочной занятости "Практическая старина"
Программа внеурочной деятельности “Практическая старина” является продолжением одноименной программы для пятиклассников. В школьной программе по истории уделяется достаточное внимание на и...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Природа Тульского края"
Программа рассчитана на поддкржку курса "Биология" 5 класс.Она раскрывает многообразие живой и неживой природы Тульской области, особенности сред жизни организмов и факторов, влияющих на орг...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России» ансамбль Родничок
Рабочая программа Родничок...