Рабочая программа, КТП внеурочных занятий для 6 кл "Азбука живой природы родного края"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Карпова Марина Николаевна

УМК внеурочной деятельности в 6 классе. Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 6класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка программы исследовательско-краеведческого направления продиктована участием школы в РИП по теме: «Краеведение как технология становления и развития  сельской общественно-активной школы».Основной особенностью программы является то, что изучение эколого-краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомления и отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение  работ развивающих творческие способности.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланированы занятия в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований.

В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия,  полевые исследования, экскурсии в основном запланированы на осень и весну.

 Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
развития у учащихся любви и бережного отношения к природе,  формирования экологической культуры, навыков  исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.

Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение  природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности в 6 классе «Азбука живой природы родного края»

Пояснительная записка

Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 6класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учётом нормативно-правовых  документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Концепция национальной образовательной инициативы «наша новая школа»
  3. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС  НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».
  4. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795  // Вестник образования. – 2011. - № 1. – С. 24.

Программа составлена с учетом рекомендаций и на основе программ:

  1. Прохорова С.Ю, Хасьянова Е.А. Программы внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю»/ С.Ю.Прохорова, Е.А. Хасьянова.-М.:Планета, 2013.-40с.)
  2. Е.В. Спирина, М.Н. Карпова, Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для учащихся 5 класса. Методические рекомендации. Ульяновск. УИПКПРО, 2014.
  3. Ю.С. Суркова, В.Н. Воротникова, Л.А. Андриянова. Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край», включенных в сборник:

- Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В двух частях. Часть2/ составители А.П. Мишина,Н.Г.Шевцова; под общ.ред. Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной.- Ульяновск: УИПКПРО,2011.-76 с.

Разработка программы исследовательско-краеведческого направления продиктована участием школы в РИП по теме: «Краеведение как технология становления и развития  сельской общественно-активной школы»

Для человека понятие Родины чаще всего связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса направлена на углубление знаний о  природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, знакомство с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия  учебного материала и оказывает большое воспитывающее воздействие.

Общаясь с природой, учащиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.

Основной особенностью программы является то, что изучение эколого-краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомления и отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение  работ развивающих творческие способности.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланированы занятия в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований.

В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия,  полевые исследования, экскурсии в основном запланированы на осень и весну.

 Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
развития у учащихся любви и бережного отношения к природе,  формирования экологической культуры, навыков  исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.

Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение  природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся.

Задачи программы:

  1. Образовательные

- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края:знакомство с флорой, культурными и дикорастущими растениями родного края;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.

2.Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, любви к природе родного края;

- воспитание  у учащихся   понимания личной ответственности за природные объекты;

- воспитание инициативы, ответственности;

- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;

3. Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование стремления учащихся знать как можно больше о природе родного края, повышение интереса  к краеведению.

- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы  исследования;  делать выводы и предложения;  претворять предложения в жизнь.

- формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

Условия реализации программы

  1. Классные помещения
  2. Наличие технических средств
  3. Прикладной материал
  4. Методическая литература
  5. Возможность проведения занятий на природе.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические: беседы,  лекции,  доклады,  викторины, самостоятельная работа.

2) практические: экскурсии, встречи,  практикумы  в  библиотеке, музее,  работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями.

Объём учебного времени 34 часа в год. (1 час в неделю)

Сроки реализации:    1 год

Возраст детей:       12 – 14 лет

Набор детей:        свободный

Состав группы:    постоянный

Занятия:               групповые

Межпредметные связи:

  • с уроками биологии: знания о живых организмах;
  • с уроками с географии: работа с картами;
  • с уроками русского: работа с текстами изучаемых произведений, написание сочинений, сказок, загадок;        
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        
  • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
  • с уроками математики: статистическая обработка данных исследований;
  • с уроками технологии: применение трудовых и технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций.        

Планируемые результаты реализации программы

и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформировать действия

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать свою деятельность;
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

Личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

- знать видовое разнообразие растений своей малой родины;

- знать редкие растения и меры их охраны;

- знать экологические особенности растений разных мест обитания;

- иметь представление о практическом использовании растений;

- осознавать эстетическую роль растений и иметь потребность в озеленении населенных пунктов;

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • листовка;
  • аншлаг;
  • альбом;
  • газета;
  • плакат;
  • серия иллюстраций;
  • мультимедиа презентация;
  • справочник;
  • стенгазета;
  • сценарий праздника;
  • фотоальбом;

Содержание программы

Тема 1.«Введение» 1 ч.

Цель: мотивация, определение целей и задач, знакомство с программой курса.

Введение. Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование. Природные особенности Радищевского района.

Тема 2. Растения знакомые и не очень. 26 часов

Цель: расширение знаний о растениях Радищевского района, знакомство учащихся с особенностями их произрастания, практической значимостью, мерами охраны редких и исчезающих видов.

Занятия в основном строятся по плану:

- чтение и обсуждение статьи в книге; работа с энциклопедиями, справочниками, поиск информации в сети Интернет;

- работа с картой - выяснение места произрастания данного растения;

- отличительные особенности данного растения;

- полезные свойства растения;

- выполнение практических заданий (рисование, раскрашивание, решение задач,  кроссвордов, cоставление рекламы и т.д.);

- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;

- чтение произведений о растениях.

Растения редкие, требующие охраны: Адонис весенний. Астрагалы. Василек русский. Ирисы. Копеечник крупноцветковый. Нонеятемнобурая. Пион тонколистный. Рябчик русский. Чабрец. Шалфей поникающий. Эфедра.

Лекарственные растения: Мать-и-мачеха. Одуванчик. Очный цвет полевой. Ряска малая. Сныть. Черемуха. Шиповник. Шалфей. Щавель.

Цветы  у дома.

Дендрофлора поселка Октябрьский, лесов Радищевского района: Береза. «Дубки» - уникальное урочище. Ель европейская - украшение поселка. Сосна обыкновенная, меловая.

Это надо знать: Жизненные формы растений; Заказники на территории Радищевского района; Экологические группы растений; Удивительные факты о растениях;Фотосинтез.

Грибы-друзья и враги.

Тема 3: Я – исследователь. 4 часа.

Цель: ознакомление с основами ботанических исследований, совершенствование исследовательских компетентностей учащихся.

Теория: знакомство с методиками.

Практика: отработка методик в ходе экскурсии «Живая Красная Книга»

Тема 4: Подведем итоги. 3 часа.

Цель: рефлексия достижений, подведение итогов.

Практика: выполнение практических тестовых и творческих заданий.

Методы и формы: игра на местности, тестовый контроль знаний, выставка творческих работ, презентация полученных знаний умений и навыков, защита исследовательских проектов, итоговая краеведческая игра.

Формы контроля: итоговый контроль.

Экскурсии:

«Береза – символ России»;  «Живая Красная Книга»

««Жизненные формы растений». Экскурсия в парк.

Творческие работы:

Презентации «Моя клумба - лучшая», «Мой любимый цветок», «Удивительные факты о растениях» и др.

Учебно-тематический план курса

№ п\п

Сроки

Тема. Содержание.

Кол-вочасов

Тема 1. Введение. 1 час

1/09

Введение в курс.

1

Тема 2.Растения знакомые и не очень. 26 часов

2/09

Адонис весенний. Астрагалы.

1

3/09

Береза.

1

4/09

Василек русский.

1

1/10

Грибы-друзья и враги.

1

2/10

«Дубки»- уникальное урочище.

1

3/10

Ель европейская- украшение поселка

1

4/10

«Жизненные формы растений». Экскурсия в парк.

1

2/11

Заказники на территории Радищевского района.

1

3/11

Ирисы.

1

4/11

Копеечник крупноцветковый. Красная Книга.

1

1/12

Леса. Лекарственные растения.

1

2/12

Мать-и-мачеха.

1

3/12

Нонеятемнобурая. Незабудка.

1

4/12

Одуванчик. Очный цвет полевой.

1

2/01

Пион тонколистный. Папоротники.

1

3/01

Рябчик русский. Ряска малая.

1

4/01

Сосна обыкновенная, меловая. Сныть.

1

1/02

Тюльпаны степные и садовые.

1

2/02

Удивительные факты о растениях.

1

3/02

Фотосинтез.

1

4/02

Хвойные растения. Хвощ.

1

1/03

Цветы  у дома.

1

2/03

Чабрец. Черемуха.

1

3/03

Шиповник. Шалфей.

1

4/03

Щавель.

1

1/04

Экологические группы растений. Эфедра

1

Тема 3. Я – исследователь. 4 часа.

2/04

Юные исследователи. Методики ботанических исследований.

1

3/04

Я- исследователь.

1

4/04

Экскурсия «Живая Красная Книга»

2

1/05

Тема 4. Подведем итоги. 3 часа

2/05

Краеведческая игра «Экофотокросс».

1

3/05

Итоговое тестирование: «Проверь себя».

1

4/05

Подведение итогов года. Летние задания.

1

Всего

34

  • Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг»                         М. Ломоносов

Источники информации:

  1. Абрахина И.  Б.,  Осипова В. Б., Царёв Г. Н. Позвоночные животные Ульяновской области.– Ульяновск:  Симбирская книга, 1993. –  С. 167.
  2. Достопремечательности Ульяновской области http://ulobl.ucoz.ru/index/0-21
  3. Зелеева С.Г. Живая азбука природы Ульяновской области.— Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2014. — 328 с.: ил.
  4. Официальный сайт Радищевского района www.radishevo.region73.ru/index.php?..
  5. Праздник дикого пиона. Журнал «Маномах»№2(37)и2004г
  6. Праздник Дикого Пиона. Сайт Октябрьской средней школы. http://ossh.ru/index.php?newsid=165
  7. Радищевское чудо – дикий пион. http://www.ul.aif.ru/culture/article/12456
  8. Окроверцхова И.А. Путешествие Палласа по России. – Саратов, 1992. – 62 c
  9. Долина солнечных орлов. Бородин О.В. Берегиняhttp://www.greensalvation.org/old/Russian/Cooperation/Bereginya/08_05/6-2.htm
  10. Благовещенский В.В., Раков Н.С., Шустов В.С. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области. Саратов. Приволжское книжное издательство. 1989.
  11. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. – Ульяновск: “Дом печати”, 1997. – 182 с.
  12. Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю»: общеинтеллектуальное направление / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: Издательство «Планета», 2013 г. – 40 с.
  13. Природные условия Ульяновской области. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1978. 328
  14. Радищево. http://simturinfo.ru/pages/gorodaiseluo/radischevoist.htm
  15. Радищевский район

http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1622

  1. Качалина М.А. Радищево (к 250летию 1748-1998 г.г.). Ульяновск. Дом печати. 1998.
  2. Материалы Радищевского отдела ВООП.
  3. “Маномах” журнал для семейного чтения № 3 1996 г Печатный двор Ульяновск.
  4. ООПТ Ульяновской области / Под ред. В.В. Благовещенского.Ульяновск: “Дом печати”, 1997.
  5. Флора и растительность Среднего Поволжья. Межвузовский сборник / Под. Ред. В.В. Благовещенского. УПИ им. И.Н. Ульянова г. Ульяновск, 1979.
  6. Качалина М.А.СЛОВАРЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА

http://narod.yandex.ru/cgibin/yandmarkup?cluster=11&prog=0x2757571A


Календарно- тематическое планирование

№ урока план/факт

Тема урока

Кол-во часов

Тип занятия

Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование, ЭОР

Домашнее задание

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

5.1

5.2

5.3

6

7

8

9

Тема 1. «Введение» 1час

1/09

Введение в курс. Знакомство с целями и задачами курса.

1

Вводная эвристическая беседа

Цели и задачи курса, значение исследования, работы с различными источниками  в получении знаний.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

П:навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

К:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

формирование мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию;

Развитие познавательных интересов учащихся, развитие критического и творческого мышления.

Участие в диалоге;

формулирование учебных задач;

ПК, исследовательские проекты учащихся школы разных лет;

Презентация «Наши достижения»

Завести тетрадь, блокнот для работы на занятиях

Тема 2. Растения знакомые и не очень. 26 часов

Цель: Познакомить с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, произрастающими в Радищевском районе; особенностями их биологии и экологии, практической значимости, мерами охраны.

2/09

Адонис весенний, Астрагалы.

1

Открытия новых знаний

Редкие растения Ульяновской области

Р: умение определять цели деятельности. К: готовность слушать собеседника и вести диалог

готовность и способность к образованию;

Участие в диалоге, формулирование и решение  учебных задач;

книга «Живая азбука природы Ульяновской области» Зелеева С.Г. 

Зарисовать в тетради

3/09

Береза.

1

Рисование с натуры

Береза - жи-вой символ России

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира природы и общества;

осознавать себя гражданином России;

Чтение стихов, рисование с натуры

Фотоап-параты, альбомы для рисования, краски, карандаши, планшеты

Написать эссе, сочинение, стихотворение «Береза - живой символ России»

4/09

Василек русский.

1

Оформление страницы в «Азбуке…»

Редкие растения Ульяновской оьласти

П: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

формирование эсте-тических потребно-стей, ценностей и чувств;

осуществлять расширенный поиск ин-формации с использо-ванием ресурсов биб-лиотеки и Интернета.

Рисование растения

книги «Жи-вая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелее-ва С.Г., Красная Книга Ульяновской области

Провести опрос родных и знакомых о многообразии грибов

1/10

Грибы-друзья и враги.

1

Изготовление памятки «Грибы-друзья и враги»

Съедобные и ядовитые виды грибов

Р:планировать свое действие в соответствии с по-ставленной задачей и условиями ее реализации

П: выстраивать логическую цепь рассуждений

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Изготовле-ние памятки «Грибы-друзья и враги»

Муляжи съедобных и ядовитых грибов, атласы грибов, интернет-ресурсы

Закончить оформление памятки

2/10

«Дубки»- уникальное урочище.

1

Экскурсия (по погоде)

Девственные леса. Биоценоз дубравы.

К: Учиться выполнять различные роли в группе, умение координировать свои усилия с усилиями других, договариваться и приходить к общему решению в совместной дея-тельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

формулировать и соблюдать самому простые правила поведения в при-роде;

Наблюдение, запись дан-ных, беседа, фотографи-рование.

Фотоап-параты, блокноты, определи-тели рас-тений

Оформить отчет об экскурсии.

3/10

Ель европейская- украшение поселка

1

Занятие в природе

Интродуцированные виды растений.

П:         осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков;

К:        задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

формулировать и соблюдать самому простые правила поведения в при-роде;

Наблюдение, запись дан-ных, беседа, фотографи-рование, зарисовки с натуры.

Фотоап-параты, блокноты, определи-тели рас-тений, альбомы для рисования

Закончить рисунок.

4/10

Жизненные формы растений.

1

Экскурсия в парк.

Жизненные формы растений.

П: умения учиться: навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

формулировать и соблюдать самому простые правила поведения в при-роде;

Наблюдение, запись дан-ных, беседа, фотографи-рование.

Фотоап-параты, блокноты, определи-тели рас-тений

Опросить знакомых об уникальных территориях Ульяновской области

2/11

Заказники на территории Радищевского района.

1

Групповой проект «Заказники Радищевского района».

Особо охраняемые природные территории, статус, виды, значение

Р: планировать свое действие в соот-ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

Эвристическая беседа, усвоение новой информации, работа с картой

Презентация «ООПТ Радищевского района»

Рисунок «Они просят защиты»

3/11

Ирисы.

1

Индивидуального творчества.

Редкие рас-тения Улья-новской области

П: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

искать свою пози-цию в многообразии эстетических и культурных пред-почтений; испыты-вать чувство гордо-сти за красоту род-ной природы, свою малую Родину

Знакомство с художественными произведеними с изобр. цветов. Рисование и представление рисунков, оценка по критериям

.Выставка рисунков

На фотографиях семейного архива найти фотографии с цветами

4/11

Копеечник крупноцветковый. Красная Книга.

1

Знакомство с результатами проекта Юдахиной Д, 11 кл.

Редкие рас-тения Улья-новской оьласти

К:         формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

формирование эсте-тических потребно-стей, ценностей и чувств; испытывать чувство гордости и ответственности за красоту родной природы

Восприятие информации по результатам индивидуального поекта, составление краткой записи

книги «Живая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелеева С.Г., Красная Книга Уль-яновской области

Зарисовать рисунок копеечника.

1/12

Леса. Лекарственные растения.

1

работа с картой растительности Ульяновской области

Типы лесов Ульяновской области.

Лекарственные растения.

К: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа с картой, выявление типов лесов в Ульяновской области. Составление перечня лекарственых растений, используемых в семьях учащихся класса.

карта растительности Улья-новской области, книга «Лекарственные растения»

Найти изображения мать-и-мачехи

2/12

Мать-и-мачеха.

1

Урок из серии «Зеленый доктор»

Лекарствен-ные растения

П: умения учиться: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

развитие познава-тельных навыков учащихся с помощью практикоориентированной и личностнозначимой информации

Найти информацию о лекарственных свойствах растения

книга «Ле-карствен-ные расте-ния»

Оформить сраницу в «Азбуке…»

3/12

Нонея темнобурая. Незабудка.

1

Оформле-ние стра-ницы в «Азбу-ке…»

Редкие растения Ульяновской области.

П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учеб-ных заданий с использованием учебной литературы;

формирование эсте-тических потребно-стей, ценностей и чувств;

представление рисунков, оценка по критериям

Фотографии растений

Найти информацию об использовании одуванчиков

4/12

Одуванчик. Очный цвет полевой.

1

Урок из серии «Зеленый доктор»

Лекарствен-ные растения.

П: умения учиться: основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

искать свою пози-цию в многообразии эстетических и культурных пред-почтений; испыты-вать чувство гордо-сти за красоту род-ной природы, свою малую Родину

Знакомство с ин-формацией об исполь-зовании одуванчиков.

книга «Ле-карствен-ные расте-ния»

Принести семейные фотографии с пионом тонколистным.

2/01

Пион тонколистный. Папоротники.

1

Групповой проект «Лазоревые холмы»

Редкие рас-тения Улья-новской оьласти

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

К:организовывать взаимодействие в группе

формирование установки на природоохранный стиль жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природным и духовным ценностям

Совершенствование навыка работы в группе

книги «Живая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелее-ва С.Г., Красная Книга Уль-яновской области

Составить листовку в защиту пионов.

3/01

Рябчик русский. Ряска малая.

1

Оформле-ние стра-ницы в «Азбу-ке…»

Редкие рас-тения Улья-новской оьласти

П: умения учиться: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

испытывать чувство гордости и ответ-ственности за кра-соту родной приро-ды

Изучение статьи в книге, оформление страницы в «Азбуке…»

книги «Живая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелеева С.Г., Красная Книга Уль-яновской области

Найти информацию о сосне обыкновенной.

4/01

Сосна обыкновенная, меловая. Сныть.

1

Работа с картой растительности Ульяновской области

Сосна как лесообразующий вид.

Р:        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

развитие умений ис-кать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информа-цию

Заслушивание и обобщение информации.

Красная Книга Уль-яновской области

Найти иллюстрации тюльпанов разных сортов.

1/02

Тюльпаны степные и садовые.

1

Встреча с цветоводом Шибаевой Г.И.

Эфемероиды. Вегетативное размножение луковицами.

К: формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

формирование эсте-тических потребно-стей, ценностей и чувств;

Рассказ цветовода о выращивании и селекции тюльпанов.

Красная Книга Уль-яновской области

Составить памятку о выращивании растений.

2/02

Удивительные факты о растениях.

1

Групповой проект «Самые, самые – в мире растений»

Рекорды растительного мира.

К:        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Реализация группового проекта «Самые, самые – в мире растений»

книги «Живая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелее-ва С.Г., Красная Книга Уль-яновской области

Повторить информацию о «Фотосинтезе» в учебнике биологии.

3/02

Фотосинтез.

1

Актуализации и творческого представления знаний

Автотрофный тип питания растений.

Р: Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ, П:Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

развитие умений искать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию

Инсценировка, рисование процесса и егт значения малыми творческими группами.

Ватманы, фломастеры.

Найти изображения хвойных растений.

4/02

Хвойные растения. Хвощ.

1

Урок из серии «Зеленый доктор»

Разнообразие хвойных растений Ульяновской области.

П: выстраивать ло-гическую цепь рас-суждений

К:оформлять свои мысли в устной и письменной речи

развитие умений ис-кать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информа-цию

С помощью источников информации составить схему «Значение хвойных растений для человека»

Книги, справочники, интернет.

Оформить страницу в «Азбуке»

1/03

Цветы  у дома.

1

Инд. Проект озеленения придомовой территрии «Лучший полисадник –мой»

Деление растений на группы. Сорта цветочно-декоративных растений. Фотография как метод фиксации данных.

П: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты Р: в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Наблюдение, запись данных, беседа, фотографирование.

Определители растений, бланки, планшеты, фотоаппараты.

Познакомиться с многообразием цветочно-декоративных растений у своих соседей

2/03

Чабрец. Черемуха.

1

Урок из серии «Зеленый доктор»

лекарственные растения Ульяновской области.

Р: Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ, П:Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

развитие умений искать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию

Работа со справочной литературойй, ИКТ по поиску информации

справочная ли-тература, ИКТ

Исследо-вание  из серии «Народные рецепты»

3/03

Шиповник. Шалфей.

1

Урок из серии «Зеленый доктор»

Редкие рас-тения Улья-новской оьласти

Р:Использо-вать различные средства: справочную литературу, ИКТ, П:Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных пред-почтений; испытывать чувство гордо-сти за красоту родной природы, свою малую Родину

Работа со справочной литерату-рой, ИКТ по поиску информации

книги «Жи-вая азбука природы Ульянов-ской обла-сти» Зелее-ва С.Г., Красная Книга Уль-яновской области, «Лекарственные растения»

Исследо-вание  из серии «Народные рецепты»

4/03

Щавель.

1

Исследование  из серии «Народные рецепты»

Пищевые растения.

П: выстраивать ло-гическую цепь рас-суждений

К:организовывать взаимодействие в группе

К:оформлять свои мысли в устной и письменной речи

развитие умений ис-кать, анализировать, и оценивать содержа-щуюся в различных источниках информацию

Заслушивание и анализ рецептов об использовании щавеля.

Сообщения учащихся, книги

Исследо-вание  из серии «Народные рецепты»

1/04

Экологические группы растений. Эфедра.

1

Актуализации знаний.

Экологические группы растений.

Р:Использовать различные средства: справочную литературу, ИКТ, П:Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

развитие умений искать, анализировать, и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию

Работа в микрогруппах по обобщению знаний по отдельным ЖФР

Рисунки деревьев, кустарников, трав

Выполнение индивидуальных творческих заданий.

Тема 3. Я – исследователь. 4 часа.

2/04

Методики ботанических исследований.

1

Знакомство с новой информацией.

Методы исследований.

П: ознакомление с новыми способами получения информации.

Развитие умений получать, анализировать, и оценивать информацию

Фиксация новой информации

презентация, видеоролик «Методы ботанических иссследований»

Подготовиться к практикуму

3/04

Я - исследователь.

1

Практикум

Методы ботанических исследований.

П: ознакомление с но-выми способами полу-чения информации.

Развитие умений проведения полевых исследований, анализа результатов

Фиксация результатов исследования

блокноты, мерные ленты

Обработать данные.

4/04

Экскурсия «Живая Красная Книга»

1

Экскурсия-исследование

Маршрутный метод, метод пробных площадок, наблюдение, фиксация данных. Систематика растений.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты

искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений; испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину;

Наблюдение, фиксация данных, исследование

Определители растений, бланки, планшеты, фотоаппараты.

Привести в порядок записи полевых дневников

1/05

Тема 4. Подведем итоги. 3 часа

2/05

Краеведческая игра «Экофотокросс».

1

Игра- фотокросс на местности

Знания о природе и истории поселка

Р: планировать свое действие в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации К: организовывать взаимодействие в группе

формирование уважительного отношения к истории, культуре, природе малой родины

Выполнение заданий по условию игры

Необходимое для проведения игры оборудование

Подготовиться к тестированию

3/05

Итоговое тестирование: «Проверь себя».

1

Рефлексии

Знания о многообразии и осбенностях растений малой родины.

Р: планировать свое действие в соот-ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, итоговый и пошаговый контроль результата;

формирование мотивации к обучению,  способности самоор-ганизации и саморазвития

Выполнение заданий разного типа

Карточки с заданиями. ключи для проверки.

Подготовиться к презентации итогового проекта.

4/05

Подведение итогов года. Летние задания.

1

Конференция. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок.

Методы летних полевых исследований. Правила представления результатов исследования

Р:планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П: выстраивать логическую цепь рассуждений. Р:в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; К:оформлять свои мысли в устной и письменной речи

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений                          

Защита индивидуального проекта, оценка проекта одноклассника. Оценка своего труда, планирование исследовательской деятельности на лето

Презентация «Летние задания». Творческие работы и исследовательские проекты

Летние задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"

Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе  возможность комплексного формирования личности на основе исследования  преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Рабочая программа по внеурочной занятости, кружок Волшебная ленточка

Пояснительная записка    Рабочая программа внеурочной занятости  кружок «Волшебная ленточка» предназначена для учащихся  разновозрастного состава (5-7 классы). Для детей этого...

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края

Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....

Рабочая программа по внеурочной занятости "Практическая старина"

Программа внеурочной деятельности “Практическая старина” является продолжением одноименной программы для пятиклассников. В школьной программе по истории уделяется достаточное внимание на и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Природа Тульского края"

Программа рассчитана на поддкржку курса "Биология" 5 класс.Она раскрывает многообразие живой и неживой природы Тульской области, особенности сред жизни организмов и факторов, влияющих на орг...