Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край"
рабочая программа по географии (8 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край" напаравлена на изучение истории, природы и культуры Песчанокопского района Ростовской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneuroch._deyat.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснополянская средняя общеобразовательная школа № 32
им. Героя Советского Союза М.Г.Владимирова
Рассмотрено Утверждаю Протокол методического
объединения № 1 Директор МБОУ КСОШ №32
_______ Н.В.Немыкина _____Е.Н.Сасина
Приказ № 150 от
« 26_» 08_2022 г. «30.08.2022 г._»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
туристско-краеведческой направленности
«Край, родимый край»
Класс: 6-8
Автор- составитель:
Н.В. Немыкина – учитель географии
с. Красная Поляна
2022 г.
Пояснительная записка.
Направленность программы – туристско-краеведческое
Направление деятельности- формирования у учащихся гражданско-патриотических качеств, кругозора , познавательных интересов и способностей.
Нормативно-правовая база
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ»
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г.№1726-р)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «От примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г.№1008 г. Москва « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным программам от 01.03.2016 № 115.
Воспитание любви к родному краю, родной стороне - это одновременно и воспитание любви к Отечеству - России, частицей которой является и наша Ростовская область. Через познание малой родины человек осознаёт сопричастность к своей стране, к её истории. Знания о прошлом родного края является важнейшей задачей школьного исторического образования. Углубленное знакомство учащихся с отечественной историей, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, вызывает искреннее глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретённые во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки оказываются полезными и нужными, какую бы профессию в будущем не избрали школьники.
Занятия расширяют пространство саморазвития и самореализации личности, способствуют развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеет воспитательную и научно-познавательную ценность.
Поисковая работа в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы учащихся, стать мощным стимулом формирования у учащихся гражданско-патриотических качеств, кругозора и воспитания познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практической, навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования общего процесса средствами дополнительного образовании.
Актуальность данной программы состоит в необходимости патриотического воспитания подростков и приобретает сегодня для нашей страны судьбоносное значение в связи со сложными экономическими процессами, которые привели к изменению ценностных ориентаций молодёжи, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды.
Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающие принять активное участие в его развитии. Задачи, показ его сложной структуры.; воспитывать любовь к Малой родине, научить бережному отношению к традициям и святыням.
Задачи.
1. Сформировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения
2. Дать учащимся комплексные знания о важнейших событиях социально-политической, природной и историко-культурной жизни села, района
3. Выявить неизвестные и малоизвестные факты из истории района, села и передавать их историкам, ученым.
4.Воспитывать честность, общительность, трудолюбие, стремление к самопознанию; любовь к своему народу, Отечеству.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия 12-14 лет
Программа рассчитана на 1год обучения.
Планируемые результаты освоения данного курса.
Ученик научится:
- повышать уровень теоретической и практической подготовки.
- употреблению краеведческих и музейных терминов;
- навыкам исследовательской деятельности, проведению поиска исторической информации.
- характеризовать периоды в развитии исторических событий Ростовской области, Песчанокопского района;
- называть важнейшие события и процессы, место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий и рассказывать о них;
- работать с фондами музеев, использовать точные слова для выражения своих мыслей, вести беседу, записывать воспоминания;
- взаимодействовать при работе в группе, использовать приобретённые знания в практической деятельности.
В результате изучения курса учащиеся получат возможность:
расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
познакомиться с некоторыми способами изучения природы и общества, осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Малой родины и России, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
‒ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
‒ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
‒ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
‒ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
‒ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
‒ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
‒ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
‒ смысловое чтение;
‒ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
‒ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
‒ умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
‒ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
‒ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса должны отражать:
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
‒ формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей своей Малой Родины, экологических проблемах своего региона;
‒ овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
‒ овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
‒ овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
‒ формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
‒ формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
Содержание программы.
«Край, родимый край» (34ч)
Введение. (1ч)
Общее знакомство с задачами поисковой и пропагандистской работы. Требования к занятиям.
Тема 1. История села Красная Поляна. (2 ч)
История основания села. Переселенцы. Кто они? Отвага и самоотверженный труд первопроходцев. Освоение дикой степи. Агротехника. Животноводство. Культура и обряды. Традиции нашего села.
Форма организации: беседа.
Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций
Тема 2. Природные и экологические особенности Песчанокопского района.(5ч)
Растительный мир. Культурные и дикорастущие растения, места их произрастания. Характеристика растительных сообществ населенного пункта. Использование луговых растительных сообществ в качестве объектов познавательно- оздоровительных. Растения, широко употребляемые в пищу в настоящее время. Лекарственные травы. Применение лекарственных трав.
Растения, занесенные в Красную Книгу. Видовой состав редких и исчезающих растений.
Животный мир. Домашние и дикие животные в прошлом и настоящем.
Нарушение экологического равновесия в местах проживания в результате деятельности человека. Пути решения экологических проблем территории района, села. Влияние загрязненного воздуха на здоровье людей. Загрязнение атмосферы выбросами предприятий, транспорта. Экологическая карта села.
Форма организации: беседа, игра-путешествие
Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций
Тема 3. Природные и культурные памятники района и села. (2ч)
История создания памятников на территории Песчанокопского района. Сбор материала о Героях социалистического труда, земляках, награждённых трудовыми орденами и медалями, о почётных работниках. Создание памятных знаков: Пограничный столб, Воинам-Интернационалистам, Памятник морякам, Труженикам тыла, Павшим Воинам. Долина р. Егорлык.
Форма организации: беседа, эссе
Виды деятельности: работа с источниками информации, анализ жизненных ситуаций
Тема 4. Воды суши Ростовской области.(5 ч)
Речная сеть области. Река Дон. Реки Правобережья и Левобережья. Питание, режим рек, их хозяйственное значение. Озёра, их происхождение. Уникальный водоём Донской Земли – озеро Маныч-Гудило. Легенды и были в названиях рек и озёр.
Реки и водоемы Песчанокопского района. Практическая работа: «Речная система, питание, режим р. Большой Егорлык»
Форма организации: беседа, игра
Виды деятельности: работа с источниками информации, анализ жизненных ситуаций
Тема 5. Природные комплексы . (5ч)
Природные комплексы Ростовской области и Песчанокопского района. Основные типы почв на территории. Их распространение, плодородие. Эрозия почв и борьба с ней. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности человека. Типы почв Песчанокопского района. Практическая работа: «Определение особенностей почв своего населённого пункта.»
Форма организации: беседа, игра, эссе
Виды деятельности: анализ возникающих проблемных ситуаций, анализ жизненных ситуаций
Тема 6. Культурное наследие. (5ч)
Памятники истории, культуры, природы. История создания и реставрационные работы памятников. События, связанные с памятниками. Памятник, памятный знак и мемориальные доски. Авторская принадлежность.
Встречи с известными писателями и поэтами села, района.
Форма организации: беседа, уроки-экскурсия
Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций
Тема 7. Охраняемые природные территории. (5ч)
Заповедники, заказники и уникальные природные объекты Донского края. Ростовский заповедник. Мониторинг состояния окружающей среды своей местности.
Форма организации: беседа, игра
Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций
Проведение массовых мероприятий. (4ч)
Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военных действий в Чеченской республике и Афганистане.. Вахта памяти. Дни памяти героев. Путешествия по памятным местам.
Форма организации: беседы, интервью
Виды деятельности: отбор материала, анализ жизненных ситуаций
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание раздела, темы | Общее Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение. Знакомство с программой. Сущность, значение, цели и задачи краеведения. | 1 | 1 | - |
Тема 1. История села Красная Поляна. | 2 | 2 | ||
История основания села. Переселенцы. Кто они? | 1 | 1 | ||
Культура и обряды. Традиции нашего села. | 1 | 1 | ||
Тема 2. Природные и экологические особенности Песчанокопского района. | 5 | 3 | 2 | |
Растительный мир | 1 | 1 | ||
Растения, занесенные в Красную Книгу | 2 | 1 | 1 | |
Животный мир | 1 | 1 | 1 | |
Нарушение экологического равновесия в местах проживания в результате деятельности человека. | 1 | 1 | ||
Тема 3. Природные и культурные памятники села | 2 | 1 | 1 | |
История создания памятников на территории Песчанокопского района | 1 | 1 | ||
Сбор материала | 1 | 1 | ||
Тема 4. Воды суши Ростовской области | 5 | 4 | 1 | |
Речная сеть области. Река Дон. | 2 | 2 | ||
Озеро Маныч-Гудило | 1 | 1 | ||
Практическая работа: «Речная система, питание, режим р. Большой Егорлык» | 1 | 1 | ||
Реки и водоемы Песчанокопского района | 1 | 1 | ||
Тема 5. Природные комплексы | 5 | 4 | 1 | |
Природные комплексы Ростовской области и Песчанокопского района | 2 | 2 | ||
Основные типы почв на территории. | 1 | 1 | ||
Эрозия почв и борьба с ней. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности человека | 2 | 1 | 1 | |
Тема 6. Культурное наследие. | 5 | 3 | 2 | |
Памятники истории, культуры, природы | 2 | 2 | ||
.Памятник, памятный знак и мемориальные доски. Авторская | 3 | 2 | 1 | |
2 | Охраняемые природные территории. | 5 | 4 | 1 |
Заповедники, заказники и уникальные природные объекты Донского края | 3 | 3 | ||
Мониторинг состояния окружающей среды своей местности. | 2 | 1 | ||
3 | Проведение массовых мероприятий | 4 | 1 | 3 |
ИТОГО: | 34 | 30 | 8 |
Список литературы
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.
- Леонтович А.В. Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения); М.: 2005
- Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. – СПб., 2000. – 28 с.
- Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Программа курса. – СПб., 2000. – 20 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...
Рабочая программа, КТП внеурочных занятий для 6 кл "Азбука живой природы родного края"
УМК внеурочной деятельности в 6 классе. Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 6класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка программы исследовател...
рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе "Мой край" и "Юный математик"
Предназначена для ведения внеурочной работы в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию и по математике...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Традиции Ярославского края"
Программа предназначена для учащихся 6-7 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Северный край" -1 класс
Программа внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию...