Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край"
рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Край, родимый край" напаравлена на изучение истории, природы и культуры Песчанокопского района Ростовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneuroch._deyat.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

             

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                   Краснополянская средняя общеобразовательная школа № 32

                               им. Героя Советского Союза М.Г.Владимирова

                                                                                                       

  Рассмотрено                                                                          Утверждаю                                  Протокол методического

объединения № 1                                                                   Директор МБОУ КСОШ №32

    _______  Н.В.Немыкина                                                                      _____Е.Н.Сасина

                                                                                                  Приказ № 150 от

   « 26_» 08_2022 г.                                                                «30.08.2022 г._» 

                                                                                                                     

                                   

                                                    Рабочая программа

                                                 внеурочной деятельности                    

                                туристско-краеведческой направленности                          

                                               «Край, родимый край»

                                                                                                                 

Класс: 6-8

Автор- составитель:                                                                                                                              

Н.В. Немыкина – учитель географии                                                                          

с. Красная Поляна

2022 г.

Пояснительная  записка.

Направленность программы – туристско-краеведческое

Направление деятельности- формирования у учащихся   гражданско-патриотических  качеств, кругозора , познавательных   интересов  и  способностей.

Нормативно-правовая база

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ»

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г.№1726-р)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.  

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «От примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г.№1008 г. Москва « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

- Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным программам от 01.03.2016 № 115.

    Воспитание любви к родному краю, родной стороне  -  это  одновременно  и  воспитание     любви   к  Отечеству  -  России, частицей  которой  является  и  наша Ростовская область. Через познание малой родины человек   осознаёт сопричастность к своей стране, к её истории. Знания о прошлом родного края    является    важнейшей задачей   школьного исторического   образования. Углубленное знакомство учащихся с отечественной   историей, деятельностью замечательных людей оказывает    непосредственное    воздействие на   формирование   их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, вызывает   искреннее   глубокое переживание, оставляет след на  всю  жизнь, а  приобретённые    во  время  поиска    и  в  ходе  музейной  работы   знания  и  навыки  оказываются  полезными     и  нужными, какую  бы   профессию   в  будущем  не  избрали  школьники.

     Занятия расширяют   пространство   саморазвития и самореализации личности, способствуют    развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся     в процессе сбора исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеет воспитательную и научно-познавательную ценность.

     Поисковая работа в состоянии удовлетворить самые разнообразные    интересы   учащихся, стать мощным стимулом   формирования    у учащихся   гражданско-патриотических качеств, кругозора и воспитания познавательных   интересов и способностей, овладению   учебно-практической, навыками   поисковой, исследовательской деятельности, служить целям     совершенствования    общего процесса средствами дополнительного    образовании.

     Актуальность данной программы состоит в необходимости   патриотического воспитания подростков и   приобретает сегодня для  нашей  страны  судьбоносное  значение в  связи    со  сложными  экономическими  процессами, которые  привели  к  изменению  ценностных  ориентаций  молодёжи, деформировали  самые  устойчивые    убеждения  и  взгляды.

     

       Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,  (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающие принять активное участие в его развитии. Задачи, показ его сложной структуры.;  воспитывать  любовь   к  Малой   родине, научить  бережному   отношению  к  традициям  и  святыням.

Задачи.

1. Сформировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения

2. Дать учащимся комплексные знания о важнейших событиях    социально-политической, природной   и историко-культурной жизни села, района

3. Выявить   неизвестные и   малоизвестные факты из истории   района, села и передавать   их историкам, ученым.

4.Воспитывать честность, общительность, трудолюбие, стремление к самопознанию; любовь к своему народу, Отечеству.

 Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия 12-14 лет

     Программа   рассчитана на 1год обучения.

Планируемые результаты освоения данного курса.

Ученик научится:

-  повышать уровень теоретической   и   практической подготовки.

- употреблению краеведческих и музейных терминов;

-   навыкам   исследовательской   деятельности, проведению поиска исторической информации.

-  характеризовать периоды   в   развитии исторических событий   Ростовской области, Песчанокопского района;

- называть важнейшие события и процессы, место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий и рассказывать о них;

- работать   с фондами музеев, использовать точные слова для выражения своих мыслей, вести беседу, записывать воспоминания;

- взаимодействовать при работе в группе, использовать приобретённые знания в практической деятельности.

В результате изучения курса учащиеся получат возможность:

расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

познакомиться с некоторыми способами изучения природы и общества, осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты:

 российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);

 сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;

 готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

 сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Малой родины и России, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

 сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

‒ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

‒ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

‒ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

‒ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

‒ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

‒ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

‒ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

‒ смысловое чтение;

‒ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

‒ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

‒ умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

‒ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

‒ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса должны отражать:

формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

‒ формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей своей Малой Родины, экологических проблемах своего региона;

‒ овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

‒ овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

‒ овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

‒ формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

‒ формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

Содержание  программы.

«Край, родимый край» (34ч)

Введение. (1ч)

Общее знакомство с задачами   поисковой   и пропагандистской работы. Требования к занятиям.

Тема 1. История села Красная Поляна. (2 ч)

История основания села. Переселенцы. Кто они?  Отвага и самоотверженный труд первопроходцев.  Освоение дикой степи. Агротехника. Животноводство. Культура и обряды. Традиции нашего села.

Форма организации: беседа.

Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций

Тема 2.  Природные и экологические особенности Песчанокопского района.(5ч)

Растительный мир. Культурные и дикорастущие растения, места их произрастания. Характеристика растительных сообществ населенного пункта.  Использование луговых растительных сообществ в качестве объектов познавательно- оздоровительных. Растения, широко употребляемые в пищу в настоящее время. Лекарственные травы. Применение лекарственных трав.

Растения, занесенные в Красную Книгу. Видовой состав редких и исчезающих    растений.

Животный мир. Домашние и дикие животные в прошлом и настоящем.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания в результате деятельности человека. Пути решения экологических проблем территории района, села. Влияние загрязненного воздуха на здоровье людей. Загрязнение атмосферы выбросами предприятий, транспорта. Экологическая карта села.

Форма организации: беседа, игра-путешествие

Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций

Тема 3. Природные и культурные памятники района и села. (2ч)

История создания памятников на территории Песчанокопского района. Сбор материала о Героях социалистического труда, земляках, награждённых   трудовыми орденами  и  медалями, о  почётных  работниках. Создание памятных знаков: Пограничный столб, Воинам-Интернационалистам, Памятник морякам, Труженикам тыла, Павшим Воинам. Долина р. Егорлык.

Форма организации: беседа, эссе

Виды деятельности: работа с источниками информации, анализ жизненных ситуаций

Тема 4. Воды суши Ростовской области.(5 ч)

Речная сеть области. Река Дон. Реки Правобережья и Левобережья. Питание, режим рек, их хозяйственное значение. Озёра, их происхождение. Уникальный водоём Донской Земли – озеро Маныч-Гудило. Легенды и были в названиях рек и озёр.

Реки и водоемы Песчанокопского района.  Практическая работа: «Речная система, питание, режим р. Большой Егорлык»

Форма организации: беседа, игра

Виды деятельности: работа с источниками информации, анализ жизненных ситуаций

Тема 5. Природные комплексы . (5ч)

Природные комплексы Ростовской области и Песчанокопского района.  Основные типы почв на территории. Их распространение, плодородие. Эрозия почв и борьба с ней. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности человека. Типы почв Песчанокопского района. Практическая работа: «Определение особенностей почв своего населённого пункта.»

Форма организации: беседа, игра, эссе

Виды деятельности: анализ возникающих проблемных ситуаций, анализ жизненных ситуаций

Тема 6. Культурное наследие. (5ч)

Памятники истории, культуры, природы.  История создания и реставрационные работы памятников.  События, связанные с памятниками. Памятник, памятный знак и мемориальные доски. Авторская принадлежность.

Встречи с известными писателями и поэтами села, района.

Форма организации: беседа, уроки-экскурсия

Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций

Тема 7. Охраняемые природные территории. (5ч)

Заповедники, заказники и уникальные природные объекты Донского края. Ростовский заповедник.  Мониторинг состояния окружающей среды своей местности.

Форма организации: беседа, игра

Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций

Проведение массовых мероприятий. (4ч)

Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военных действий в Чеченской  республике и Афганистане.. Вахта памяти. Дни памяти героев. Путешествия по памятным местам.

Форма организации: беседы, интервью

Виды деятельности: отбор материала, анализ жизненных ситуаций

                                          Тематическое планирование

п/п

Содержание раздела, темы

Общее

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Введение. Знакомство с программой. Сущность, значение, цели и задачи  краеведения.

1

1

-

Тема 1. История села Красная Поляна.

2

2

История основания села. Переселенцы. Кто они?  

1

1

Культура и обряды. Традиции нашего села.

1

1

Тема 2. Природные и экологические особенности Песчанокопского района.

5

3

2

Растительный мир

1

1

Растения, занесенные в Красную Книгу

2

1

1

Животный мир

1

1

1

Нарушение экологического равновесия в местах проживания в результате деятельности человека.

1

1

Тема 3. Природные и культурные памятники села

2

1

1

История создания памятников на территории Песчанокопского района

1

1

Сбор материала

1

1

Тема 4. Воды суши Ростовской области

        5

4

1

Речная сеть области. Река Дон.

2

2

Озеро Маныч-Гудило

1

1

Практическая работа: «Речная система, питание, режим р. Большой Егорлык»

1

1

Реки и водоемы Песчанокопского района

1

1

Тема 5. Природные комплексы

5

4

1

Природные комплексы Ростовской области и Песчанокопского района

2

2

 Основные типы почв на территории.

1

1

Эрозия почв и борьба с ней. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности человека

2

1

1

Тема 6.  Культурное  наследие.

5

3

2

Памятники истории, культуры, природы

2

2

.Памятник, памятный знак и мемориальные доски. Авторская

3

2

1

2

Охраняемые природные территории.

5

4

1

Заповедники, заказники и уникальные природные объекты Донского края

3

3

Мониторинг состояния окружающей среды своей местности.

2

1

3

 Проведение массовых мероприятий

4

1

3

ИТОГО:

34

30

8

Список литературы

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68
  2. Арцев М.Н.   Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.
  3. Леонтович А.В. Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения); М.: 2005
  4. Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. – СПб., 2000. – 28 с.
  5. Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Программа курса. – СПб., 2000. – 20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Рабочая программа, КТП внеурочных занятий для 6 кл "Азбука живой природы родного края"

УМК внеурочной деятельности в 6 классе. Рабочая программа по краеведческой деятельности во внеурочное время для 6класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка программы исследовател...

рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе "Мой край" и "Юный математик"

Предназначена для ведения внеурочной работы в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию и по математике...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Северный край" -1 класс

Программа  внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию...