Рабочая программа кружка "Литературное наследие Донского края"
методическая разработка по литературе (9 класс)
Рабочая программа
кружка
«Литературное наследие донского края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pragramma_kruzhka_dubinets.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
«Согласовано» Совет МБОУ ЕСОШ №11 Протокол № от «___» ________2020 г. | «Принято» Педагогическим советом МБОУ ЕСОШ №11 Протокол № от «___» ________2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №11 ___________ А.В.Зайцева Приказ №______ от «___» ________2020 г. |
Рабочая программа
кружка
«Литературное наследие донского края»
педагога дополнительного образования
высшей категории
Дубинец Татьяны Васильевны.
Реализация программы: 1 год
Возраст обучающихся:15-16 лет
Ст. Егорлыкская
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Литературное наследие Донского края» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и реализует региональный компонент образования по литературному чтению.
Рабочая программа по _кружку «Клуб любителей чтения» для 5-6 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.),
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации);
- Приказа от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507;
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644;
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Примерной программы основного общего образования, Устава МБОУ ЕСОШ №11;
- Учебным планом МБОУ ЕСОШ № 11 от 26.05.2020 г. утвержденным педагогическим советом протокол № 7;
- - Постановлением ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело-века «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Сани-тарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) от 30 июля 2020 г. № 16.
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11 на 2020-2021год, наличия выходных и праздничных дней (КАКИХ) в 2020-2021году, расписания учебных занятий МБОУ ЕСОШ №11 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа будет реализована в объеме____ час(а).
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о культурной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью кружка «Литературное наследие Донского края» является формирование у детей среднего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока. Изучение казачьих традиций, легенд и песен, литературных произведений поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.
Кружок предназначен для более полного ознакомления учащихся школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Содержание курса учитывает возрастные особенности подростка и предлагает детям исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о культуре Дона.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание
Задачи изучения курса:
Метопредметные:Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о культурном наследии и их традициях Донского края.
Личностные: Воспитание чувства любви к малой Родине на основе изучения литературных произведений Донского края.Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: Развитие творческих способностей детей на примерах донского фольклораРазвитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения поэтов и писателей Дона. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» .
Данный кружок «Литературное наследие Донского края»построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Ведущим из них является принципцелостности, который достигается за счёт интеграции содержания. Особенностью содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Культура Донского края есть многообразная система традиций и обычаев.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
- Культура Донского края – часть культуры Отечества.
Содержание курса базируется на следующих принципах:
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в учебной и внеурочной деятельности.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Принцип культуросообразностипредполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
Методические основы изучения кружка «Литературное наследие Донского края»
Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием литературного образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На занятиях кружкаэти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на занятиях дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала.
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.
Основные формы работы на занятии: работа в парах, групповые и коллективные формы работы
Структура занятия включает в себя изучение устного народного творчества. Литературных произведений родного края, через использование дидактического материала, ИКТ, технологий исследовательской и проектной деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Устное народное творчество | 11 | Участие в коллективном диалоге. Дискуссия о роли книги в современном обществе. Рассуждения учащихся, аргументация собственных примеров. Корректировка плана. |
2 | Донская поэзия | 9 | Выявление художественно - значимых изобразительно – выразительных средств языка. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование чтения учащихся. Подбор музыкального сопровождения. |
3 | Произведения донских писателей | 12 | Выразительное чтение фрагментов рассказов. Обсуждение произведений. Чтение вслух отрывка из произведений.Чтение по ролям. Выбор своей роли. Работа с текстом / интонация, ритм, жесты, мимика/ |
ИТОГО | 32 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | план | факт |
Введение | ||||
Вводное занятие. Инструктаж. | 1 | 14.09 | ||
Устное народное творчество-11ч. | ||||
Ростовская обл.-мой родной край. | 1 | 21.09 | ||
Легенды и предания Дона.Легенды о донском бессмертии. | 1 | 28.09 | ||
Героический эпос Дона. | 1 | 05.10 | ||
Трагедия Степана Разина. | 1 | 12.10 | ||
Пословица недаром молвится | 1 | 19.10 | ||
Донская казачья песня. | 1 | 26.10 | ||
Казачья песня «Трава моя трава.» | 1 | 09.11 | ||
Фольклорные посиделки.»Казачий курень».. | 1 | 16.11 | ||
Народные сказки Донского края. Сказка о песне легкоролый и казаке Макаре Бесслезном. | 1 | 23.11 | ||
Народные сказки донского края. Сказка о чуде-чудище заморском. | 1 | 30.11 | ||
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края. | 1 | 14.12 | ||
Донская поэзия-9ч. | ||||
Анатолий Софронов «Откуда Дон берет начало». | 1 | 21.12 | ||
Александр Туроверов–поэт, историк, журналист. «Проводы казака на службу». | 1 | 28.12 | ||
Виктор Гусев. «Казак уходил на войну». | 1 | 11.01 | ||
Владимир Калмыков «Хороши на Дону вечера». | 1 | 18.01 | ||
П.Н.Краснов. Офицер, литератор. «Донцы». «Атаманская памятка». | 1 | 25.01 | ||
П.С.Поляков «Вспомнят степи о казачьих песнях». Чтение стихов. «Казачья легенда». | 1 | 01.02 | ||
В.Боковой- наш земляк, певец земли . | 1 | 08.02 | ||
Подготовка и постановка вечера памяти поэтов-земляков «Свеча на ветру». | 1 | 15.02 | ||
Подготовка и постановка вечера памяти поэтов-земляков «Свеча на ветру». | 1 | 22.02 | ||
Произведения донских писателей-12ч. | ||||
«Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеденко- книга о величие и красоте донского края. | 1 | 01.03 | ||
«Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеденко- книга о величие и красоте донского края. | 1 | 15.03 | ||
Писавший сердцем Виталий Семин- человек, писатель. Его время и герои. | 1 | 22.03 | ||
Подготовка и театрализованная постановка произведения В. Закруткина «Костры детства». | 1 | 05.04 | ||
Подготовка и театрализованная постановка произведения В. Закруткина «Костры детства». | 1 | 12.04 | ||
Рассказы донских писателей. Алексей Коркищенко «Сивый отшельник». | 1 | 19.04 | ||
Петр Кучеренко. Рассказы. | 1 | 26.04 | ||
Выпуск литературной газеты «Донской колокол». | 1 | 03.05 | ||
| Творчество донского писателя Сергея Званцева как продолжение чеховских традиции. | 2 | 10.0517.05 | |
Вечный рай Ивана Колодкина. | 1 | 24.05 | ||
Презентация. «Писатели- классики на донской земле | 1 | 31.05 |
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического совета МБОУ ЕСОШ №11
МБОУ ЕСОШ №11
От «___»___________2020г №___«___»_____________2020г
____________/.__________________/ ___________/Жученко Е.П.________/
- Стихи Анатолия Сафронова.
- Рассказы донских писателей.
- Народные сказки донского края.
- Героический эпос Дона.
- П.С. Поляков «Вспомнят степи о казачьих песнях».
- П.В. Лебеденко «Сказки тихого Дона».
Лист корректировки учебной программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Донского края
Рабочая программа по истории Донского края для 5 класса. Расчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю....
Рабочая программа по истории Донского края 5-6 класс
Данная программа разработана на основе авторской программы О. Веряскиной, только без экскурсий и расчитанной на 34 часа...
Рабочая программа курса "Литература Донского края".
Основная функция регионального компонента – воспитание любви к малой родине, а через это – и это в традициях русской культуры – и к России в целом. Активизация социально-политических процессов, станов...
рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах
В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты учебники, а так же методические пособ...
рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах
В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты учебники, а так же методические пособ...
рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах
В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты учебники, а так же методические пособ...
рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах
В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты учебники, а так же методические пособ...