Рабочая программа кружка "Литературное наследие Донского края"
методическая разработка по литературе (9 класс)

tanya.dubinets.48

 

Рабочая   программа

кружка

 «Литературное наследие донского края»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_pragramma_kruzhka_dubinets.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

«Согласовано»

Совет МБОУ ЕСОШ №11

Протокол №

от «___» ________2020 г.

«Принято»

Педагогическим советом МБОУ ЕСОШ №11

Протокол №

от «___» ________2020 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ ЕСОШ №11

___________ А.В.Зайцева

Приказ №______

от «___» ________2020 г.

Рабочая   программа

кружка

 «Литературное наследие донского края»

педагога дополнительного образования

высшей категории

Дубинец Татьяны Васильевны.

Реализация программы: 1 год

Возраст обучающихся:15-16 лет

Ст. Егорлыкская

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Литературное наследие Донского края» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и реализует региональный компонент  образования по литературному чтению.

Рабочая программа по _кружку «Клуб любителей чтения» для 5-6 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.),
  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации);
  • Приказа от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507;
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644;
  • Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Примерной программы основного общего образования, Устава  МБОУ  ЕСОШ №11;
  • Учебным  планом  МБОУ ЕСОШ № 11 от 26.05.2020 г. утвержденным педагогическим советом протокол № 7;
  • - Постановлением ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело-века «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Сани-тарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) от 30 июля 2020 г. № 16.

   В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11  на 2020-2021год, наличия выходных и праздничных дней (КАКИХ) в 2020-2021году, расписания учебных занятий МБОУ ЕСОШ №11  в условиях пятидневной рабочей недели данная программа будет  реализована в объеме____ час(а).

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о культурной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью кружка «Литературное наследие Донского края» является формирование у детей среднего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока. Изучение казачьих традиций, легенд и песен, литературных произведений  поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.

Кружок предназначен для более полного ознакомления учащихся школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Содержание курса учитывает возрастные особенности подростка  и предлагает детям исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о культуре Дона.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание

 Задачи изучения курса:

Метопредметные:Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о  культурном наследии и их традициях Донского края.

Личностные: Воспитание чувства любви к малой Родине на основе изучения литературных произведений Донского края.Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: Развитие творческих способностей детей на примерах донского фольклораРазвитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения поэтов и писателей Дона. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» .

Данный кружок «Литературное наследие Донского края»построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Ведущим из них является принципцелостности, который достигается за счёт интеграции содержания. Особенностью содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Культура Донского края есть многообразная система традиций и обычаев.
  2. Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
  3. Культура Донского края – часть культуры Отечества.

Содержание курса базируется на следующих принципах:

           Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в  учебной и внеурочной деятельности.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

 Принцип культуросообразностипредполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

Методические основы изучения кружка «Литературное наследие Донского края»

Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием литературного образования и краеведческим  материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На занятиях кружкаэти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на занятиях   дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. Для детей целесообразно рекомендовать такие  задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала.

При  подготовке  к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание  младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах.

В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.

Основные формы работы на занятии: работа в парах, групповые и коллективные формы работы

Структура занятия включает в себя изучение устного народного творчества. Литературных произведений родного края,  через использование дидактического материала, ИКТ, технологий исследовательской и проектной деятельности.

Тематическое планирование

п/п

Основное содержание

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Устное народное творчество

11

Участие в коллективном диалоге. Дискуссия о роли книги в современном обществе. Рассуждения учащихся, аргументация  собственных примеров. Корректировка плана.

2

Донская поэзия

9

Выявление художественно - значимых изобразительно – выразительных средств языка. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование чтения учащихся. Подбор музыкального сопровождения.

3

Произведения донских писателей

12

Выразительное чтение фрагментов рассказов. Обсуждение произведений. Чтение вслух отрывка из произведений.Чтение по ролям. Выбор своей роли.  Работа с текстом / интонация, ритм, жесты, мимика/

ИТОГО

32

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

план

факт

Введение

Вводное занятие. Инструктаж.

1

14.09

Устное народное творчество-11ч.

Ростовская обл.-мой родной край.

1

21.09

Легенды и предания Дона.Легенды о донском бессмертии.

1

28.09

Героический эпос Дона.

1

05.10

Трагедия Степана Разина.

1

12.10

Пословица недаром молвится

1

19.10

Донская казачья песня.

1

26.10

Казачья песня «Трава моя трава.»

1

09.11

Фольклорные посиделки.»Казачий курень»..

1

16.11

Народные сказки Донского края. Сказка о песне легкоролый и казаке Макаре Бесслезном.

1

23.11

Народные сказки донского края. Сказка о чуде-чудище заморском.

1

30.11

Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края.

1

14.12

Донская поэзия-9ч.

Анатолий Софронов «Откуда Дон берет начало».

1

21.12

Александр Туроверов–поэт, историк, журналист. «Проводы казака на службу».

1

28.12

Виктор Гусев.  «Казак уходил на войну».

1

11.01

Владимир Калмыков «Хороши на Дону вечера».

1

18.01

П.Н.Краснов. Офицер, литератор. «Донцы». «Атаманская памятка».

1

25.01

П.С.Поляков «Вспомнят степи о казачьих песнях». Чтение стихов. «Казачья легенда».

1

01.02

В.Боковой- наш земляк, певец земли .

1

08.02

Подготовка и постановка вечера памяти поэтов-земляков «Свеча на ветру».

1

15.02

Подготовка и постановка вечера памяти поэтов-земляков «Свеча на ветру».

1

22.02

Произведения донских писателей-12ч.

«Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеденко- книга о величие и красоте донского края.

1

01.03

«Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеденко- книга о величие и красоте донского края.

1

15.03

Писавший сердцем Виталий Семин- человек, писатель. Его время и герои.

1

22.03

Подготовка и театрализованная постановка произведения В. Закруткина «Костры детства».

1

05.04

Подготовка и театрализованная постановка произведения В. Закруткина «Костры детства».

1

12.04

Рассказы донских писателей. Алексей Коркищенко «Сивый отшельник».

1

19.04

Петр Кучеренко. Рассказы.

1

26.04

Выпуск литературной газеты «Донской колокол».

1

03.05

  1. 31.

Творчество донского писателя Сергея Званцева как продолжение чеховских традиции.

2

10.0517.05

Вечный рай Ивана Колодкина.

1

24.05

Презентация. «Писатели- классики на донской земле

1

31.05

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания                                                                         Заместитель директора по ВР

методического совета                                                                                         МБОУ ЕСОШ №11

МБОУ ЕСОШ №11

От «___»___________2020г  №___«___»_____________2020г

____________/.__________________/                           ___________/Жученко Е.П.________/

  1. Стихи Анатолия Сафронова.
  2. Рассказы донских писателей.
  3. Народные сказки донского края.
  4. Героический эпос Дона.

  1. П.С. Поляков «Вспомнят степи о казачьих песнях».
  2. П.В. Лебеденко «Сказки тихого Дона».

Лист корректировки учебной программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Донского края

Рабочая программа по истории Донского края для 5 класса. Расчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю....

Рабочая программа по истории Донского края 5-6 класс

Данная программа разработана на основе авторской программы О. Веряскиной, только без экскурсий и расчитанной на 34 часа...

Рабочая программа курса "Литература Донского края".

Основная функция регионального компонента – воспитание любви к малой родине, а через это – и это в традициях русской культуры – и к России в целом. Активизация социально-политических процессов, станов...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...