Программа факультативного курса «Природа Донского края»
элективный курс (экология, 5 класс) по теме
Предлагаемая программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре регионального содержания географического образования и организации процесса обучения. Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов. Особенность данной программы заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении, в саморазвитии учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 27.42 КБ |
pourochnoe_planirovanie.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса
«Природа Донского края»
5 класс.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре регионального содержания географического образования и организации процесса обучения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.
Структура данной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, а также проекта регионального стандарта географического образования Ростовской области (Практические советы учителю, № 3, 2005 г.), включая рекомендуемый перечень практических работ. (В основу взята программа среднего (полного) образования по географии- базовый уровень: авторская программа под редакцией И.В. Душеной м. Дрофа, 2006 г.)
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа раскрывает основные подходы к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Методической основой программы является исследовательский метод и метод проектов. В учебный комплекс регионального компонента входит рабочая тетрадь Ростовской области с географическим атласом «Ростовская область» (М.:ООО «ДИ ЭМ ВИ», 2006), набор настенных карт и учебное пособие «География Ростовской области» (М.И. Мартынова, В.Н. Алексеенко.- Ростов-на-Дону: «Терра», 2007). Все материалы, вошедшие в рабочую тетрадь, отвечают требованию Госстандарту общего образования, а также проекта регионального стандарта географического образования Ростовской области.
Таким образом, в основу содержания учебной программы положено изучение географической среды региона- Ростовской области, для жизни и деятельности человека и общества. Особенность данной программы заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении, в саморазвитии учащихся.
Целью данной программы является формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории Донского края, развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Для реализации данной цели необходимо:
- освоение знаний о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины; об особенностях природных характеристик и влиянии деятельности человека на состояние природы Донского края, влиянии природы на развитие хозяйства на Дону, организации рационального природопользования в регионе;
- овладение умениями ориентироваться на местности по характерным признакам Донской природы; составлять план местности; применять географические знания для объяснения и оценки природных, социальных и экологических явлений и процессов на территории Ростовской области; работать с географо-краеведческими источниками информации для решения практических задач.
- развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности; образовательных потребностей в исследовании и преобразовании географического пространства своего региона.
- воспитание ценностного отношения к природе Донского края, ответственного поведения по отношению к природной, социокультурной среде региона в решении экологических проблем Ростовской области.
Изучение данного курса в школе позволит не только систематизировать знания, полученные учащимися при изучении природоведения, биологии, географии, но и сформировать представление учащихся о целостности и особенностях природы Донского края, особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей. Таким образом, создается база, для изучения страноведческих курсов, включая географию родного края, на следующих ступенях географического образования.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате обучения по программе учащиеся должны:
Знать /понимать
- Традиционные и новые методы географических исследований своей местности;
- Географические явления и процессы, характерные для природы Ростовской области, компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
- Специфику географического положения объектов природы Ростовской области;
- Минералы и полезные ископаемые, характерные для территории Ростовской области;
- Характерные черты рельефа, природные и антропогенные формы рельефа Ростовской области;
- Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашего края;
- Особенности использования и охраны подземных вод в Ростовской области;
- Особенности гидрографической сети Ростовской области;
- Характерные черты природы Азовского моря;
- Антропогенные водные объекты Донского края;
- Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов области;
- Характеризовать основные метеоэлементы Ростовской области и района проживания, сезоны года на Дону;
- Особенности растительного и животного мира, почв Ростовской области, их использование человеком;
- Охраняемые природные объекты на территории Ростовской области;
- Связь особенностей жизни и хозяйственной деятельности населения Ростовской области с природными, историческими и социально-экономическими факторами;
- Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем в Ростовской области в целом, и в населенном пункте проживания учащихся, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь
- Описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, происходящих на территории Ростовской области;
- Находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Ростовской области;
- Приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения.
- Составлять: план своей местности, краткую географическую характеристику своего административного района, а также различных территорий Ростовской области на основе разнообразных источников информации и форм её представления;
- Определять: на местности, плане и карте Ростовской области расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик природы своей местности, представлять результаты измерений в различной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (результативность):
- Ориентирования на местности и проведения глазомерной топографической съемки территории, чтения карт различного содержания;
- Проведения фенологических наблюдений в природе своей местности, наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности, определения параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- Проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Формы и методы проведения занятий:
Беседа.
Экскурсия.
Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.
Рефераты, доклады и сообщения о станице, области.
Беседы – встречи.
Конкурсы.
Кроссворды, викторина, олимпиада.
Урок вопросов и ответов.
Презентации.
Конференции.
Литература.
- Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981.
- Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2006 г.
- Долженко Г.П. Я ваш гид. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1991.
- Изучаем свой край. Учебное пособие. /Под общей редакцией Долженко Г.П./ Ростов-на-Дону, 1992.
- Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
- Нагорный Б.А. География Ростовской области. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1995.
- Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. облИУУ, 1995.
Литература для учителя.
- Донские страницы. Сборник. Ростов: Книжное издательство, 1983
- Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов. М. Центр «Педагогический поиск», 2006.
- Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. М. Центр педагогического образования, 2007.
- Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. М. Педагогическое общество России, 2006.
- Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. М. Педагогическое общество России, 2008.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. М. Центр педагогического образования, 2007.
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ»
дата | № УРОКА | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ | Основные виды учебной деятельности | |
пплан | факт | Ростовская область на карте России - 3 часа | ||||
1 | Географическое положение области | 1 | Определять географические координаты объектов, расстояние в градусах и километрах. | Просмотр учебных фильмов | ||
2 | Освоение территории Ростовской области | 1 | Историю заселения области, площадь, положение области на территории государства, положение Егорлыкского района на карте области. | Работа с картой | ||
3 | Практическая работа№1: Выявление преимуществ и недостатков современного географического положения области. Влияние географического положения на его природные особенности, условия жизни населения и его хозяйственной деятельности. | 1 | На контурную карту нанести границы Ростовской области, обозначить соседние территории. Определить координаты крайних точек, города Ростова – на- Дону, определить протяженность области с севера на юг. | Работа с картой | ||
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Ростовской области – 4 часа | ||||||
4 | Особенности рельефа Ростовской области. Геологическое строение, основные формы рельефа. Практическая работа № 2 « По топографической карте определить максимальную и минимальную высоту области». | 1 | Название основных форм рельефа, минимальные максимальные высоты. Показывать на карте основные формы рельефа. Определять по карте высоту местности. | Работа с картой | ||
5 | Геологическое строение. Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые и рациональное использование. Антропогенные изменения в результате добычи полезных ископаемых. | 1 | Показывать на карте основные виды полезных ископаемых их размещение. | Работа с картой | ||
6 | Практическая работа № 3 « Нанесение на контурную карту основных форм рельефа и полезных ископаемых Ростовской области» | 1 | Умение работать с контурной картой | Написание рефератов и докладов | ||
7-9 | Исследовательско-практическая работа № 4 «Уникальные природные ландшафты на территории Егорлыкского района» ОВРАГИ | 3 | Практические навыки работы на местности | Просмотр учебных фильмов | ||
Климат и агроклиматические ресурсы Ростовской области – 11 часов | ||||||
10 | Климатообразующие факторы | 1 | Факторы, влияющие на формирование климата области | Написание рефератов и докладов | ||
11 | Особенности атмосферной циркуляции | 1 | Воздушные массы, их особенности | |||
12 | Температурный режим области | 1 | Закономерности распределения тепла и влаги | |||
13 | Условия увлажнения | 1 | Распределение осадков на территории области по сезонам года | |||
14 | Давление и ветровой режим | 1 | Особенности « розы ветров» | |||
15 | Практическая работа № 5 «Составление климатограммы и «розы ветров» | 1 | Умение составлять диаграммы погоды | Работа с климатической картой | ||
16 | Местные признаки погоды | 1 | ||||
17 | Живые « барометры» | 1 | Дидактические игры | |||
18 | Агроклиматические ресурсы Ростовской области | 1 | Умение работать с агроклиматической картой. | Написание рефератов и докладов | ||
19 | Практическая работа № 6 « Подсчет сумм температур и сумм осадков за вегетационный период» | 1 | Умение работать с агроклиматической картой. | Выполнение простейших исследований (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) | ||
20 | Анализ исследовательских и практических работ | 1 | Анализ полученных знаний | |||
Внутренние воды Ростовской области – 4 часа | ||||||
21 | Реки и озера Ростовской области Практическая работа № 7 « Нанесение на контурную карту крупных рек и озер области» | 1 | Умение работать с контурной картой | Работа с картой | ||
22 | Характеристика основных рек | 1 | Питание, режим, годовой сток рек. | |||
23 | Подземные воды. Искусственные водоемы. Водные ресурсы. | 1 | Неравномерность распределения водных ресурсов Ростовской области. Озера и водохранилища. | Написание рефератов и докладов | ||
24 | Экология внутренних вод Ростовской области. | 1 | Необходимость мелиорации, опасные явления, связанные с водами, подземные воды и их охрана. | Сообщения, презентации | ||
Почвы Ростовской области – 3 часа | ||||||
25 | Типы почв Ростовской области | 1 | Основные типы почв, структуру. Размещение почв по территории области. Описывать почвы, определять почвы по карте. | Объяснение расположение почвенных ресурсов | ||
26 | Влияние человека на почвы. Рациональное использование почв в области. | 1 | Рациональное природопользование. Мелиорация почв. | Просмотр учебных фильмов | ||
27 | Практическая работа № 8 « Изучение почвенного покрова» | 1 | Умение применять знания на местности | Практическое за ятие | ||
Животный и растительный мир Ростовской области – 3 часа | ||||||
28 | Растительный Ростовской области. Природные ландшафты. | 1 | Растения Ростовской области, занесенные в « Красную книгу», природные зоны | Сообщения, презентации | ||
29 | Животный мир | 1 | Животных Ростовской области, занесенные в « Красную книгу», природные зоны | Сообщения, презентации | ||
30 | Антропогенные ландшафты и их влияние на растительный и животный мир Ростовской области | 1 | Изменение растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности человека | Просмотр учебных фильмов | ||
Влияние климатических условий на рост и развитие сельскохозяйственных культур, выращиваемых в Ростовской области – 3 часа | ||||||
31 | Основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в Ростовской области. Суммы температур выше 10 градусов, необходимых для их развития и роста. | 1 | Основные сельскохозяйственные растения, выращиваемые в области. | |||
32 | Оптимальные сроки сева кукурузы, пшеницы, подсолнечника, овощных и бахчевых культур. | 1 | Суммы t, необходимые для созревания. Оптимальные сроки сева. | |||
33 | Урок – практикум: « Составление прогноза сроков созревания яровой пшеницы». | 1 | Умение составлять прогнозы | Систематизация учебного материала | ||
Рациональное природопользование и охрана природы –4 часа | ||||||
34 | Экологическая ситуация в Ростовской области | 1 | Особенности экологии области. | Систематизация учебного материала | ||
35 | Экскурсия на окраину станицы Егорлыкской и прилегающие поля | 1 | Умение анализировать ситуацию | Сообщения, презентации | ||
ИТОГО: 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по факультативному курсу "Певцы донского края"
Данная программа создана мною на основе материала регионального компонента Ростовской области. Она знакомит детей с укладом жизни донских казаков. Дети знакомятся с произведениями известных писателей ...
Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса
Программные материалы для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...
Рабочая программа учебного курса "Природа Алтайского края"
Школьный компонент учебного плана 7 класс....
Рабочая программа по курсу " Природа родного края" 6 класс. Ленинградская область
Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт...
Программа факультативного курса Природа и человек
Программа факультативного курса Природа и человек...
Методическая разработка факультативного курса «Природа, ресурсы, экологические проблемы о. Сахалин» 8 – 9 класс
Программа имеет экологическую направленность с элементами туристско-краеведческой деятельности....
Рабочая программа кружка "Литературное наследие Донского края"
Рабочая программакружка «Литературное наследие донского края»...