Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Шеботинова Юлия Григорьевна

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_2.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

                     Технологическая карта урока.

           Урок по теме «Рабство в Древнем Риме».

                                      5 класс.

Шеботинова Ю.Г.- учитель истории,

обществознания МБОУ СОШ№ 2 г. Мценск.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

           Планируемые образовательные результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

-смогут назвать источники рабства в Древнем Риме;

-узнают и смогут дать определение понятиям «имение». «амфитеатр», «гладиатор».

Регулятивные УУД:

-примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-научатся находить информацию в тексте, в фильме;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, её анализ и преобразование;

- смогут высказать свои аргументы по проблеме.

Коммуникативные УДД:

-смогут продолжить формирование способности к согласованным действиям с учётом мнения других в ходе работы в малой группе.

- смогут задуматься о ценности человеческой жизни, о нормах морали, о значимости общечеловеческих ценностей;

-сформулируют и выскажут своё мнение о последствиях роста числа рабов в Древнем Риме;

 

Словарь урока: имение, амфитеатр, гладиатор.

Ресурсы урока:

-учебник Вигасин А. А. « Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс.

- компьютер, мультимедийный проектор;

-листы с тестами ;

-тексты с заданиями;

-  рабочие листы с заданиями ( рефлексия).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап.

 Орг. момент

1 мин.

Организованное начало урока.

Создание позитивного настроя.

Самоконтроль

готовности к уроку

2 этап.

 Проверка

домашнего

задания

4 мин.

Организация проверки домашнего задания.

1. – Проверим знания по теме «Установление господства Рима во всём Средиземноморье». Прочитай те утверждения, вспомните, соответствуют ли они действительности  и подчеркните «да» или «нет».

( Приложение 1).

2.- На экран выведены правильные ответы, проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. Поставьте себе оценку, соответствующую количеству правильных заданий.

Выполняют бинарный тест.

 Самопроверка.

 Самооценка.

3 этап .

Мотивация

3 мин.

Проблемные вопросы.

- Римский консул Гай Теренций Варрон говорил следующее: «Орудия бывают трёх видов: мычащие- быки, немые- повозки, лопаты, плуги, говорящие-…» . Как вы думаете, кого называл Варрон говорящими  орудиями?

- Как вы думаете, каковы были источники рабства?             ( Варианты записываются на доске, фиксируется затруднение , вызванное нехваткой информации).

- Как вы думаете, что мы узнаем на сегодняшнем уроке?

Анализируют информацию, высказывают гипотезы.

Общий вывод: Мы узнаем , каковы были источники рабства, где римляне использовали труд рабов, как относились к рабам.

Тема урока- запись на доске:

« Рабство в Древнем Риме».

Проблема (запись на доске):   « В чём заключалась опасность роста числа рабов в Древнем Риме?»

Делают записи в тетрадях.

Участвуют в формулировании проблемы.

4 этап

 Целеполагание и планирование.

3 мин.

Вопрос классу:- Какие вопросы нам надо рассмотреть, чтобы узнать, что представляло рабство в Древнем Риме?

 План урока (на доске):

1. Источники рабства.

2. Отношение к рабам.

3. Как использование труд  рабов:

  -в имении землевладельца;

  - в богатом доме;

  - для развлечений.

( подпункты можно дописывать по ходу урока).

-В результате урока вы сможете назвать

- источники рабства;

-ответить на вопросы:

- как относились к рабам,

-чем занимались рабы?

- узнаете значение понятий   « имение», « амфитеатр», «гладиатор».

 - Как вы думаете, какими источниками можно воспользоваться, чтобы ответить на поставленные вопросы?

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.

Высказывают предположения( учебник, рассказ учителя, документы и т.д.)

5 этап.

 Актуализация

знаний.

2 мин.

- Посмотрите на карту «Рост Римского государства». Стрелками обозначены основные направления завоеваний римлян. Что вам напоминают эти стрелки?

- Действительно, направления римских завоеваний как щупальца спрута направлены во все стороны . Римская империя захватывала, поглощала всё новые и новые территории. Для чего нужны были эти завоевания Риму?

Отвечают на вопросы:  (щупальца осьминога, спрута).

Отвечают на вопросы.

6 этап.

 « Открытие» нового знания.

13 мин.( 5+8)

1. Работа в малых группах.

1.1Деление уч- ся на группы.

1.2.Напоминание правил работы в группе.

1.3.Раздаёт задания группам   ( приложение 2).

1 группа- источники рабства в древнем Риме;

2 группа-отношение к рабам в Древнем Риме;

3 группа- труд рабов в имении рабовладельца;

4 группа - рабы в богатом доме.

1.4. Организация и корректировка деятельности уч- ся при работе в группах. Напоминает о времени.

Вспоминают правила работы в малых группах.

Работают в группах: анализируют информацию                   ( учебника и текстов раздаточного материала), отвечают на вопросы, оформляют письменный ответ в тетради на у вопрос к тексту.

2. Организует выступление уч- ся по группам.

 Слушают ответы выступающих и записывают в тетрадях ответы.          ( Источники рабства:

-

-

-

-

и т.д.)

  Перед выступлением 3 группы в тетрадь записывают значение понятия « имение».

3 мин.

3. Организация работы с учебной картиной « Рабы в имении».

- Рассмотрите картину « Рабы в имении»( стр. 239.- можно вывести на экран).

- Кого вы видите на переднем плане?

-…..на заднем плане?

- Чем занимаются рабы?

- Представьте, что эта картина ожила. Какой диалог мы могли бы услышать?

Рассматривают картину и отвечают на вопросы.

7 мин.

4.Работа с видеофильмом BBS «Колизей. Арена смерти».

- Вспомните и назовите самые тяжёлые наказания, которые применяли  к провинившимся рабам?

- Кто такие гладиаторы?

-Посмотрите фрагмент фильма « Колизей. Арена смерти» и ответьте на вопросы ( проговаривает и раздаёт вопросы группам):

1 гр.- Как Вэрус стал гладиатором?

2 гр.-Для чего служил Колизей, кроме гладиаторских боёв?

3 гр.- Что означал деревянный меч для гладиатора?

4 гр.- Как характеризует римлян любовь к гладиаторским боям?

( Вопрос для всех) - Как вы думаете, как могла сложиться жизнь этого гладиатора?

 Смотрят фильм, отвечают на вопросы.

Записывают в тетради значение понятия «амфитеатр».

7этап.Включение нового знания в систему знаний.

2 мин.

- Кем считали рабов в Древнем Риме?

- Почему их жизнь не ценилась?

Отвечают на вопросы.

8 этап. Рефлексия.

2 мин.

1. – Какую проблему мы ставили в начале урока?

- В чём же заключалась опасность роста числа рабов в Древнем Риме?

Отвечают на вопросы. Формулируют ответ на проблемный вопрос.

4 мин.

2. Заполните и сдайте рабочий лист.

Заполняют и сдают рабочий лист.

9 этап. Домашнее задание.

1 мин.

Инвариативная часть-п.49, в раб. тетр.№58, стр.55-56.

Вариативная часть- сочинение « Рассказ раба- философа» или « Рассказ гладиатора».

                                                   

                                                  Приложение 1.

      Тема: « Установление господства Рима во всём Средиземноморье».

       Прочитай утверждения и отметь, соответствуют ли они действительности - подчеркни «да» или «нет».

1. Сирийский царь Антиох оказал Македонии поддержку в борьбе с Римом.

               а) да                         б) нет

2.  Триумф- это въезд в Рим проигравшего полководца.            

               а) да                         б) нет

3. В переводе с латинского император- повелитель, главнокомандующий.        

               а) да                         б) нет  

4. Карфаген был разрушен римлянами в 196 г. до н.э.

               а) да                         б) нет

5. Провинции- это области, освободившиеся от власти Рима.

               а) да                        б) нет

                                                   

                                                          Приложение 2 .

                              Материалы для работы в группах.

                                                      Группа 1.

Задание. Познакомьтесь с материалом учебника ( п. 1, стр. 238) , а также с приведённым ниже текстом. Ответьте на вопросы.

    Войны Рима служили главным источником рабства. Во время

  I пунической войны римляне захватили в Африке 20 000 пленных, при взятии Тарента- 30 000 пленных, в Карфагене были захвачены и проданы в рабство 50 000 жителей.

     Другим источником рабства было пиратство. Пираты нападали на торговые суда, а людей продавали в рабство. Беглые рабы пополняли ряды пиратов и сами становились поставщиками «живого товара».

    Источником пополнения рабов являлось и долговое рабство. Хотя в Риме рабство за долги и было отменено, но в провинциях оно оставалось. Рабами также становились и дети, рождённые рабынями. Эти дети, воспитанные в рабстве, были послушны и высоко ценились.

     Существовали и другие способы попадания в рабство- по приговору суда, за дезертирство. Отец мог продать в рабство за непослушание своих детей.

Вопросы: Какие были источники рабства в Древнем Риме? К чему могло привести такое большое количество рабов?

                                                               Группа 2. 

Задание. Познакомьтесь с материалом учебника (стр. 239-240) , а также с приведённым ниже текстом. Ответьте на вопросы.

    Римский рабовладелец был хозяином жизни и смерти раба. За малейшую провинность раба могли жестоко избить или даже убить. Римляне относились к рабам хуже, чем к рабочей скотине, так как быки стоили дорого, а рабов можно было дёшево купить на невольничьих рынках, которых было очень много. Самый крупный рынок рабов был на острове Делос, где продавалось до 10 000 рабов ежедневно. Старых и больных рабов не лечили, а отвозили на остров Эскулапа, где они были обречены на мучительную смерть. Провинившихся рабов секли и заставляли работать в поте лица на самых тяжёлых работах. За воровство или побег на невольников надевали колодки, истязали на дыбе или даже казнили. Разрешалось допрашивать рабов под пыткой. Тяжелейшим наказанием для раба была продажа его в каменоломню, на рудник или в в гладиаторскую школу

                 Вопросы: Как относились к рабам в Древнем Риме? Почему больше жалели быков, нежели рабов?

                                                                   Группа 3.

 Задание. Познакомьтесь с материалом учебника (стр. 238-239) , а также с приведённым ниже текстом. Ответьте на вопросы.

     В Древнем Риме в каждой семье были рабы. Даже в бедных семьях было по 2-3 раба. Труд рабов  активно использовался в имениях богатых землевладельцев. Там рабы выращивали виноград и оливки, делали из них масло и виноград. Зерна сеяли мало, а часто и не сеяли вовсе за ненадобностью. В имениях рабы также плели корзины, пасли скот. На нерадивых рабов налагали цепи и ставили на самые тяжёлые работы - таскать воду или вращать мельничные жернова. Этот тяжёлый монотонный труд сильно изматывал рабов и сокращал их жизнь. Раб- управляющий в имении не выполнял тяжёлую работу. Он знал толк в сельскохозяйственных работах и умел их организовать, следил за рабами и порой даже пускал средства хозяина в оборот, чтобы получить дополнительную прибыль. Он даже мог иметь семью, о чём не мог помыслить обычный раб.

               Вопросы: Какие работы выполняли рабы в имениях?  Почему рабовладелец  покупал для работы в имении рабов разных национальностей?

                                                                Группа 4.

 Задание. Познакомьтесь с материалом учебника (стр. 240) , а также с приведённым ниже текстом. Ответьте на вопросы.

      Ни в одной стране Древнего мира  не было такого огромного количества рабов и такой их дешевизны, как в Древнем Риме. Цены колебались в зависимости от притока рабов на рынок от 4 до 400 денариев. Образованные рабы, а также танцовщицы, повара стоили значительно выше рабов, занимавшихся физическим трудом. Положение образованных рабов — врачей, чтецов, актеров, учителей и музыкантов  в богатых домах, было лучше положения остальной массы рабов, но крайне унизительно. В некоторых домах имелись даже рабы – художники,  литераторы, философы.  Иногда за особые заслуги хозяин отпускал такого раба на волю и он становился вольноотпущенником.

      В привилегированном положении находились рабы, становившиеся доверенными людьми своих хозяев: казначеями, секретарями, управляющими. Эти рабы имели средства и даже владели собственными рабами и также могли стать вольноотпущенниками.

       

               Вопросы: Чем занимались рабы в богатом доме? Какими качествами должны были обладать рабы, работавшие в богатом доме?

                                       

                                                      Приложение 3.

                                                     РАБОЧИЙ ЛИСТ

1.Назовите источники рабства в Древнем Риме ( не менее 3-х источников).

1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________

2. Дайте определение понятиям:

Имение - __________________________________________________________

Амфитеатр - _____________________________________________________

3. Как называли специально обученных рабов, которые сражались насмерть в амфитеатрах, развлекая зрителей?

_________________________________________________________________

4. Выберите правильный ответ.

Вручение деревянного меча гладиатору означало:

А. разрешение завести семью

Б. освобождало от боя

В. освобождение от рабства.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

                                              Приложение 4.

                                      Источники и литература.

1. Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И. С. « Всеобщая история. История Древнего мира», 5 класс. М., Просвещение, 2013.

2. Годер Г. И. Всеобщая история. Рабочая тетрадь.5 класс., М., Просвещение,2014.

3. « Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в период поэтапного введения ФГОС». Учебное издание. Под ред. Лабейкиной Г. А. «Орловский институт усовершенствования учителей», Орёл, 2015.

4. Северина О. А., « История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы», Волгоград, 2003.

5. « Я иду на урок истории. Древнейшая и древняя история» Книга для учителя. Под ред. Головатенко А., М., Изд. « Первое сентября»,1999.

6. https://www.youtube.com/watch?v=uJlq4_ctTtI&spfreload=10

7. http://otvet.mail.ru/question/39278869


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 17 Религия древних египтян

Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 18 Искусство древнего Египта

Цель урока: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта создать условия для рассмотрения устройства египетских храмов как величайших памятни...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 19 Письменность и знания древних египтян

Цель урока: познакомить с системой письменности египтян, зарождением научных знаний в Древнем Египте...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 21 Древнее Двуречье

Цель урока: способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, создать условия для развития умения сравнивать природные условия Египта и Двуречья...