Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок истории в 5 классе "Введение" | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока по истории по теме «Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов»
ФИО: Фролова Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 42
5 А класс
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Образовательные ресурсы: ИКТ- презентация (http://easyen.ru/), учебник «История Древнего мира" 5 класс, Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. , М, 2015г, карта Древнего мира, Политическая карта мира , атласы , рабочая тетрадь №1, маркеры, стикеры, лист со словарем.
Цель урока: Создание условий для формирования целостных представлений об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.
Задачи:
Образовательная :научить понимать, что, как и зачем изучает история Древнего мира, сделать вывод о значимости исторической науки.
Развивающая: научить применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.
Воспитательная: формировать стартовую мотивацию к изучению нового.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (знания, умения, представления)
-овладевать целостным представлением о предмете История; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников, формулировать собственные гипотезы
Личностные: (личностные УУД)
Осознанное отношение к науке «История».
Метапредметные:
-познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,
- регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделят необходимую информацию
коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации.
Формы и методы обучения: проблемного обучения, педагогика сотрудничества, активных методов обучения («Автобусная остановка»). Индивидуальная, фронтальная, групповая форма.
Основные термины и понятия: - история, всеобщая история, исторические источники, археология, антропология, хронология.
Ход урока
Организационная структура урока
| |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Учитель раздает листы с напечатанным словарем Приветствие учителя . Всем пожать друг другу руку Требование к урокам: на уроках должны быть учебник, атласы, дневник, тетрадь 48 листов, в конце тетради –словарик, сдать тонкие тетради для письменных работ. | Проверяют наличие школьных принадлежностей. В конце тетради пишут слово «словарь» Подписывают тетради для письменных работ. | Быстрое включение в деловой ритм |
Создание проблемной ситуации (Формулирование темы урока). | С каждым из нас случалась какая-нибудь история. У всего на свете есть своя история. Например – компьютер, благодаря развитию науки и техники появился этот замечательный предмет. Или рубель – приспособление для глажения белья – история современного утюга. Слово «история» (описание) появилось в 5в. до н.э. (3 тыс. л.н.). Отец Истории – Геродот. Среди множества муз была Клио, покровительствующая истории . А что такое история? Итак, история изучает прошлое человечества. Перед вами земной шар. (слайд1): на карте покажите континенты, где находятся страны и народы. Итак, мы изучаем всемирную историю. Рассмотрим хронологию всемирной истории. Время развития называется хронология («хронос»). (Древняя (4 млн.л.н.- 5 в, средние века (5 в. – 15 в.), новая история (16в-19 в.), новейшая (20-21в.). На (слайд2) рассмотрите диаграмму и распределите по хронологии этапы, после проверим правильный ответ ( слайд 3): Как видите, древний мир имеет самые большие временные границы. Вопрос «Что мы будем изучать в 5 классе?» Древнюю историю как часть Всемирной истории. ( слайд4): Задание мини-группам (по 2 парты):Выберите 3 вопроса, которые нужны для формулировки нашей темы самого первого урока истории (что, где, когда, как, кому, зачем,) и глагол (получает, прилагает, восклицает, изучает, одолевает) Итак, наша тема одновременно и проблема, которую нам надо сегодня решить. (слайд5) | 1. Делают записи в тетрадь (оставляя место для темы урока) Геродот –отец истории Муза истории -Клио 2.Высказываются разные предположения, что такое история. Например: История - наука о развитии общества в прошлом и настоящим. История - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. Запись в словарь На карте показывают полушария Запись в словаре «всемирная история – история человечества (всего мира)» «хронология – наука о времени» Работают в тетради, один у доски Варианты ответов. Версии: Что, как и зачем изучает история Древнего мира Запись темы в тетрадях | Познавательные (П): - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи - анализировать - определять понятия Коммуникативные (К): - излагают свое мнение, аргументируя его, - использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: (Р) - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии |
Физкультминутка | Нам поможет незаменимый помощник на каждом уроке – карта. Физкультминутка «Роза ветров» (движения в разных направлениях, учитель называет эти направления) | -Рисуют «розу ветров» | |
Поиск решения проблемы (первичное усвоение новых знаний). | «ЧТО?»изучает история (слайд 6) Сравните современную карту и карту Древнего мира. Какое отличие вы найдете? Что ответили бы древние, если бы у них спросили: Сколько на земле континентов? (обсуждение в мини-группах) Откройте содержание учебника и на установите последовательность изучения истории древних стран и народов. Запишите в словарь определение Истории древнего мира ( слайд 7) «Как?»- Подумайте, откуда мы можем узнать о жизни людей в Далеком Прошлом? Ученые ищут следы жизни древнего человека, т.е. информацию, которую анализируют, а затем раскрывают картины исторического прошлого. Эти следы истории называются ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ. Задание: на каждой парте листок с историческим источником. У доски сгруппируйтесь по видам источников Анализ с детьми. Напишите по 2 примера в тетради -Итак, изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. История не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. Науки – помощницы, которые добывают исторические источники называют ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Задание: Работаем со словарем: определите по словарю и по иллюстрациям на слайде (слайд 8), какой источник какая наука изучает Главный вопрос – ЗАЧЕМ человечеству нужно знать историю с Древнего мира? Может, достаточно того, что мы знаем о сегодняшних событиях? Так зачем человечеству древняя история? | -Находят отличие – древний мир- два континента (Африка, Евразия) Устанавливают последовательность Первобытность Древний Восток Древняя Греция Древний Рим -Запись в словарьИстория Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим -письма, отпечатки , оружие Запись – Исторические источники – следы (ИНФОРМАЦИЯ) жизни людей И.И. Веществен письменные устные ные Работа парами, взаимопроверка Ответы детей Ответ: Знать и гордиться достижениями (теорема Пифагора) Учитывать ошибки, сделанные человечеством Использовать знания, добытые в прошлом (республика, стекло, бумага, алфавит | Р: -уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, -проговаривать вслух последовательность производимых действий П: - строить логическую цепь рассуждений, используя знаково-символические средства для решения учебной задачи К: -высказывать свое мнение, - прислушиваться к мнению других, - уметь работать в группах |
Выражение решения проблемы (первичная проверка понимания) | ЧТО изучает история Древнего мира? КАК историки узнают о том, что происходило миллионы и сотни тысяч лет назад? Главный вопрос – ЗАЧЕМ человечеству нужно знать историю с Древнего мира? | Устные фронтальные ответы | П: - обобщать, делать выводы; - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. К: 1.Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Создавать устные и письменные тексты. 3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Первичное закрепление. | 1. Соотнести понятие и определение (слайд 9) 2.Подчеркни в тексте вещественные исторические источники: Летописи, пословицы, предметы быта, одежда, песни, легенды, храмы, жилища, статуи, мемуары, монеты, оружие, украшения, мозаика, орудия труда, книжная миниатюра, хроники, законы, прикладное искусство 3. Задание №1 в Рабочей тетради (если будет время, если нет, то в д\з) | Индивидуальная работа, работа парами, взаимопроверка | П: 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2.Анализировать (выделять главное). 4. Обобщать, делать выводы. К: 1.Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Создавать устные и письменные тексты. 3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Домашнее задание
| (слайд10) Базовый уровень - выучить словарь, Повышенный уровень - выучить словарь + по желанию: ИЛИ - дополнить в словаре значения наук-помощниц из интернета; ИЛИ - небольшое сообщение «История одной вещи» по плану (вещь принести на урок или фото): 1.Название, 2. Описание вещи, сколько ей лет, 3. Какой это исторический источник, 4. Науки –помощницы и почему. (5-6 предложений) | Запись в дневниках | Р: - принимать цель, содержание и способы выполнения дом. задания |
Рефлексия деятельности | Выходя из кабинета приклеить стикеры: - Я активно добывал знания (зеленый) - Я мог бы и лучше применить знания (желтый) - На следующих уроках постараюсь активней действовать на уроке (белый) | Р: - проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества |
Список используемой литературы:
1. КТП к УМК А. А. Вигасина, М., «Просвещение»,2015г.;
2. Учебник «История Древнего мира" 5 класс, Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. , М, 2015г.
3. Т.В. Ковригина Поурочное планирование «История древнего мира» Технологические карты , Волгоград, «Учитель»;
4. Романова Евгения Александровна http://easyen.ru/load/istorija/5_klass/chto_izuchaet_istorija_vvedenie_v_predmet_istorija/89-1-0-1873,
5. Эрик Анатольевич Ласточкин. Сайт Про школу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Технологическая карта урока 7 класс история
Используется при работе с ФГОСами, формируются УУД. Особо выделена работа учащихся и учителя на уроке....
Разработка технологической карты урока на тему "Счет лет в истории" для 5 класса
Данная технологическая карта представляет собой разработку конкретного урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Технологическая карта урока по теме «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
Цель урока: Развитие познавательного, интереса и творческих способностей учащихся, развитие познавательных УУД у учащихся в процессе изучения географического положения, история откры...