Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 21 Древнее Двуречье
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Цель урока: способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, создать условия для развития умения сравнивать природные условия Египта и Двуречья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_21_drevnee_dvureche.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 21. Древнее Двуречье.
Учитель истории и обществознания: Базунова Олеся Владимировна
УМК: «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.
Цель урока: Способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, особенностями их хоз. использования, процессом появления и развития письменности; создать условия для развития умения осуществлять сравнение природных условий Египта и Двуречья, ознакомиться с главными богами Двуречья.
Тип и вид урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие
Планируемые результаты (предметные):
1. Научатся определять термины: клинопись, сыновья школы.
2. Получат возможность научиться называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Египта и Двуречья
Личностные результаты: Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают различные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания
Метапредметные результаты:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимает позиции партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цели, составляют план последовательности действий.
Основные понятия и термины: Природные условия Древнего Двуречья (Месопотамии), его пригодность для хоз.освоения. возникновение государства (более 5 тыс.лет назад). Царь Гильгамеш. Боги Двуречья. Канал, ирригация, дамба, шумеры, государство, царь, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».
Образовательные ресурсы: Учебник. Карта « Междуречье и Восточное Средиземноморье». Рабочая тетрадь №1. Рисунок «Междуречье в древности». АРМ учителя.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм. | |
2. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, работа с картой | - Вы закончили знакомство с Древним Египтом и теперь переходите к изучению новой темы. Прочтите название темы. Обращает внимание на карту, формулирует представление о Западной Азии (Передней Азии). - Мы отправимся в путешествие в одну из древнейших земледельческих стран Передней Азии. Эта страна – Междуречье – или Двуречье | Слушают учителя. Показывают на карте Переднюю Азию, Двуречье | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Работа с картой |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение Двуречья | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, рисунком, иллюстрациями, беседа | - Совершим путешествия из Мемфиса на восток. Рассказывает и показывает на карте местоположение Двуречья. Формулирует проблемное задание (см. Приложение 1) | Показывают на карте Мемфис, Переднюю Азию, реки Евфрат и Тигр, примерные границы Двуречья. Называют фараона –завоевателя Тутмоса. | Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий Познавательные: понимают знаки, символы, модели и схемы. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Работа с картой, беседа по вопросам |
Природные условия Египта и Двуречья | Парная. Практический, исследовательский. Работа с текстом, заполнение таблицы | Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1, 2 § 13) (см. Приложение 2) | Выявляют особенности природных условий и организации системы орошения в Египте и Двуречье, Заполняют таблицу | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста. | Работа с текстом, таблица |
Башни и земли до неба. Сказание о Гильгамеше. Миф о потопе | Фронтальная. Словесный. Чтение, работа с документом, беседа | Организует комментированное чтение п. 3 § 13 - Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? Предлагает познакомиться с документами. - Почему в Двуречье возни миф о потопе? | Называют и описывают главных богов Двуречья. Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире | Познавательные: извлекают необходимую информацию их текста, осуществляют анализ документа, устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи | Работа с документом, беседа по вопросам |
Клинопись и писцовые школы | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями, беседа | Рассказывают о клинописи, обучение в писцовой школе, опираясь на иллюстрации учебника. - Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями? | Определяют особенности клинописи, ее отличие от нашей азбуки. Характеризуют отношения между учителем и учениками в писцовой школе | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме Познавательные: высказывают свое мнение Коммуникативные: используют в общении правила вежливости | Беседа по вопросам |
4. Закрепление знаний и способов действий | Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой | - Опишите рисунки нашего времени по плану: 1.Поселок шумеров (с.66): а) река, каналы, растительность; б) хижины и загоны для скота; в) главные занятия; г) колесная повозка. 2.Школа в Двуречье (с.68) а) ученики; б) учитель; в) работник, разминающий глину. - Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь. Организует работу с контурной картой № 47, 50 в рабочей тетради | Рассказывают о природных условиях Двуречья, трудностях, условиях жизни и занятиях населения, обучения в школе. Составляют рассказы на основе иллюстраций по плану. Указывают на отсутствие лесов, дороговизну дерева | Регулятивные: составляют план последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено, а что еще предстоит усвоить, осознают качество и уровень усвоения Познавательные: используют знаково-символические средства; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; стоят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: принимают участие в работе группами | Рассказ по иллюстрации, беседа по вопросам, контурная карта |
5. Информация о домашнем задании. | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. | Комментирует задание. - Вы совершили путешествие в Двуречье. Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Можете прислать фото (рисунок). Задания 46,48,49,51,52 в рабочей тетради § 13 | Воспринимают задания, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з | Письмо, задание в р/т |
Рабочий лист к уроку.
Приложение 1.
Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая на оборот!». Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? как звали царя, который привел это войско к берегам Евфрата?
Приложение 2.
Линии сравнения | Двуречье | Египет |
Природные условия | Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращающее землю в пустыню, болотистые пространства, отсутствие лесов | Отсутствие дождей, жаркое солнце, превращающие землю в пустыню, регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил, плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположение вдоль реки |
Организация системы орошения | Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин, дамб, использование водоподъемных машин и насосов | Строительство каналов, использование шадуфов для подъема воды |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс
План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс. Учебник - История Древнего мира. 5 класс.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С...
Технологическая карта и презентация к уроку истории в 7 классе на тему "Династия Романовых в первой четверти 18 века".
Данная разработка предназначена для проведения урока в 7 классе в рамках ФГОС....
Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".
Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....
Технологическая карта и презентация к уроку "Природа и население Древней Индии"
Технологическая карта и презентация к уроку "Природа и население Древней Индии". (История Древнего мира, 5 класс)...
Технологическая карта и презентация к уроку истории в 6 классе по теме :"Волжская Булгария"
В данной технологической карте урока по истории в 6 классе отображаются материалы по теме Волжская Булгария:города,культура и международные связи....
Технологическая карта и презентация к уроку 7 класса по алгебре на тему «Умножение многочлена на многочлен»
Урок математики на тему «Умножение многочлена на многочлен» был проведен в 7 классе. Данный урок является первым уроком по данной теме. Тип урока – комбинированный (урок изучения и п...
Технологическая карта по географии,3 урок,9 класс
Тема: «Районирование России»Цели урока:Образовательные цели:- выявить функции районирования;- познакомить с историей районирования России;- раскрыть особенности районирования в современный...