Программа кружка «Изучаем родной край»
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Программа дополнительного образования детей 12 – 16 лет
Срок реализации — 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_15.docx | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 29
ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
400006, Россия, Волгоград, ул.им.Дегтярева ,10, тел 74-02-94
_______________________________________________________________________
Утверждена методическим советом
Протокол № ___ от « » ______ 2015 г.
Директор МОУ СШ № 29
_______________ Т. В. Шумилина
«Изучаем родной край»
Программа дополнительного образования детей 12 – 16 лет
Срок реализации — 1 год.
Разработчик:
Силаева Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
МОУ СШ № 29
Волгоград 2015
Программа кружка «Изучаем родной край».
1. Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования кружка «Изучаем родной край» действует на базе средней общеобразовательной школы № 29. Руководителем кружка является учитель истории и обществознания Силаева И.А.
Программа разработана на основе программы образовательного курса «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности». Под редакцией Н.И. Чеботаревой. - М.: «Планета», 2011. – (Наш Волго-Донской край). Программа курса и учебное пособие для учащихся прошли соответствующую экспертизу в областном Комитете образования (экспертное заключение №10 от 1.04.2011 года).
Программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) и рассчитана на учащихся 7-11 классов.
Программа «Изучаем родной край» по содержанию является военно-патриотической и направлена на достижение следующей цели: создание условий для формирования духовно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны,
по функциональному предназначению — учебно-познавательной, по форме организации —кружковой, по времени реализации — годичной.
Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм – это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.
Новизна и актуальность программы состоит в том, что в ней конкретизировано и углублено понятие «история страны» до понятия «история одной судьбы» с изучением и исследованием конкретных фактов, событий. Использование нестандартных форм и методов работы.
На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Изучение истории родной земли, истинной истории остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.
Стержнем деятельности является направленность на формирование положительного личностного отношения школьников к истории родного края, их активной гражданственности формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории Волгограда и его районов в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, а также результатов самостоятельного творчества детей.
Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.
Особенностью программы является то, что она уделяет большое внимание музейным экскурсиям, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение любого города.
Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, встречи с земляками – героями войны и труда. совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.
На занятиях дети знакомятся с историческими документами, художественной литературой, личными письмами, воспоминаниями. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Так, в работе по подготовке материалов для экскурсий, встреч, бесед, дети всегда должны добиваться точности употребления терминов, стремиться к логическому изложению материала. В структуру программы входит два образовательных блока: теория, практические задания, исследовательская деятельность.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Цели программы:
- сформировать у детей целостную картину знаний по истории края,
- воспитание у детей потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.
Задачи программы:
- воспитание бережного отношения к культурному наследию;
- развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
- формирование исторического сознания;
- создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
- обучение основам исследовательской работы;
- воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
- формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
- воспитание активной жизненной позиции.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы обучения:
- приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
- проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
- беседы с учащимися в процессе изучения темы;
- самостоятельная работа с книгами;
- работа с иллюстрациями;
- просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
- практическая работа по созданию слайдов;
- развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
- экскурсии в государственные музеи города;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
- фотофиксация памятников истории и культуры на территории района и города
проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;
Методы обучения:
- Словесный:
- объяснение нового материала;
- рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
- беседы с учащимися в процессе изучения темы;
- Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
- Практический: работа с географическими картами, иллюстрациями,
- Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
- Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
- Проблемное обучение (проблемное изложение, частично- поисковый, исследовательский).
Технологии обучения:
Личностно – ориентированного образования
Информационный
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Основные формы работы кружка:
- Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа источниками и т. д.).
- Выездное занятие – занятие на основе посещение музеев, экскурсий и т. д.
- Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д.
- Семинар – занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.
- Игры
Ожидаемые результаты освоения программы:
Будет знать:
- Основные даты истории города
- Главные события истории Волгограда
- Основные биографические моменты известных жителей города
Будет уметь:
- Создавать и защищать презентации.
- Работать с документами, мультимедиа источниками и т. д
- Решать возникающие познавательные задачи
- Высказывать собственную точку зрения
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме бесед, диспутов, защиты презентаций, опроса в игровой форме, форме решения моделирования ситуации, выполнения тестовых заданий, результатов участия в конкурсах и олимпиадах по краеведению.
Содержание программы:
Тема 1.
Вводное занятие.
Содержание и задачи работы кружка на предстоящий год. Выборы штаба. Распределение поручений. Обучение работе с документами основного и вспомогательного фондов.
Организация занятий, формы и методы исследовательской работы.
Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия.
Формы работы: групповая работа с документами.
Методическое оснащение: компьютер, содержательная часть беседы.
Тема 2.
Первые обитатели Волгоградской земли.
Первые письменные источники по истории нашего края. Археологические раскопки на территории нашего края. Памятники среднего палеолита на территории Волгограда. Палеолитическая стоянка Сухая Мечетка.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, содержательная часть беседы.
Тема 3.
Волгоградская земля и эпоха верхнего палеолита, мезолита и неолита.
Общая характеристика верхнепалеотической, мезолитической и неолитической эпох. Орудия труда эпохи мезолита. Обработка камня в неолите. Археологические памятники верхнего палеолита, мезолита и неолита на территории Волгограда.
Форма работы: экскурсия.
Методическое оснащение: содержание экскурсии.
Тема 4.
Особенности развития Волгоградского края в энеолите и бронзовом веке.
Хронологические рамки энеолита (медно-каменный век). Памятники энеолита на территории Волгограда. Достижения бронзового века. Культуры бронзового века: ямная, катакомбная, срубная. Поселения срубной культуры на территории Волгограда.
Форма работы: экскурсия.
Методическое оснащение: содержание экскурсии.
Тема 5.
Ранний железный век и первые его обитатели на Волгоградской земле.
Хронологические рамки раннего железного века в Нижнем Поволжье. Исторические источники раннего железного века, характеризующие население нашего края. Савроматы. Археологические памятники савроматов на территории Волгограда и его округи.
Волгоградская земля во время господства сарматов. Археологические памятники сарматов на территории современного Волгограда и в близости от него.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, содержательная часть беседы.
Тема 6.
Волгоградский край в эпоху раннего средневековья
Гунны. Хазарский каганат.
Гунны. Вхождение Нижнего Поволжья в состав первых государств. Хазарский каганат, его народы, религия. Археологические памятники раннего средневековья на территории Волгограда.
Печенеги, огузы, половцы. Образование Золотой Орды.
Кочевники Нижнего Поволжья до образования Золотой Орды. Территория обитания, занятия. Кочевнические памятники на территории Волгограда. Образование Золотой Орды. Основы государственности в Золотой Орде. Политический центр Золотой Орды. Расцвет Золотой Орды. Города Золотой Орды. Религия в Золотой Орде. Золотоордынские города и поселения на территории Волгограда и в непосредственной близости от него.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тема 7.
Междуречье Волги и Дона в XV-XVII веке
Нижняя Волга и Дон в конце XV-XVI в. Татарские ханства на Волге. Образование казачества. Основание Царицына. Происхождение названия «Царицын». Отношения русского государства и казачества в XVI веке. События Смуты в нашем крае. Деятели Смутного времени в нашем крае.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тема 8.
Царицын и его окрестности в XVII веке
Царицынская крепость после Смуты Значение Царицынской крепости в XVII веке. Установление крепостного права в России и его влияние на события в нашем крае. Соседи кочевники Царицына в XVII веке. Восстание Степана Разина. Царицын в конце XVII века.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация , документы.
Тема 9.
Царицын и его окрестности в XVIII – первой половине XIX века
Царицын в первой половине XVIII века.
Петр Великий и Царицын. Роль Царицына в народных движениях начала XVIII века. Администрация и система управления Нижним Поволжьем. Строительство Царицынской укрепленной линии и её значение. Царицынская крепость и её обитатели. Территория Царицына в XVIII веке.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тема 10.
Царицын во второй половине XVIII века.
Государственные учреждения в Царицыне в конце XVIII века. Занятия жителей Царицына. Возникновение Сарепты. Всероссийская известность Сарепты. Народные движения второй половины XVIII века в нашем крае. Е.И. Пугачёв в Царицыне.
Форма работы:экскурсия, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тема 11.
Царицын в первой половине XIX века.
Царицын – уездный город. Официальный герб Царицына. Эпидемии. Церковь и образование. Царицын – торговый центр. Окрестности Царицына.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тема 12.
Царицын пореформенный
Царицын – «русский Чикаго». Царицын – транспортный узел. Железнодорожное и промышленное строительство. Изменение численного и социального состава жителей города. Положение различных слоев населения Царицына и их занятия Санитарное состояние и благоустройство города. Облик дореволюционного Царицына: архитектура, набережная, улицы, площади. Культурная жизнь и образование в Царицыне. Церкви Царицына Положение и общественное движение рабочих. Основные события революционных событий в Царицыне в годы Первой российской революции.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тема 13.
Царицын в годы революции и Гражданской войны
1917 год в Царицыне. Установление Советской власти. Гражданская война: причины, основные события, итоги, оценка. Оборона Красного Царицына. «Чокпрод». И. Сталин, К. Ворошилов, И. Тулак. «Белые» в Царицыне. Царицын в 1919 году. Политика «военного коммунизма». Взятие Царицына белыми. Победа Красной армии.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тема 14.
Царицын - Cталинград в 1920-1930-годы
Последствия Гражданской войны (разруха, голод). НЭП. Индустриализация и коллективизация: сущность, осуществление, итоги и оценка. Восстановление разрушенного хозяйства Сталинграда. Переименование города в Сталинград. Сталинградский тракторный завод. СталГРЭС. Социалистическое соревнование. Культурная и общественная жизнь сталинградцев. Разрушение церквей.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тема 15.
Сталинград в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война (июнь 1941-июль 1942). Оборонительный период Сталинградской битвы. Приказ № 227. Бои на улицах города. Героизм советских солдат. Остров Людникова. Дом Павлова. Мамаев Курган. Контрнаступление советских войск под Сталинградом. Операция «Уран» и разгром немецких войск. Значение Сталинградской битвы.
Форма работы: экскурсия, работа с документами, Встреча с ветеранами ,коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, документы.
Тема 16.
Сталинград-Волгоград: пути социально-экономического развития
Потери СССР в войне. Восстановление народного хозяйства страны. Восстановление Сталинграда. А. М. Черкасова. Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. Волжская ГЭС. Развитие города в середине 1950-х начале 1960-х гг. Волгоград в «эпоху застоя» (конец 1960-годов-начало 1980 годов). Развитие народного хозяйства страны. Пятилетки. Новые промышленные предприятия Волгограда. Жилищное строительство. Культура и образование.
Форма работы: экскурсия, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тема 17.
Волгоград в годы перестройки и реформ
Культура, образование, наука. Волгоград в годы перестройки и реформ. Промышленность. Облик современного города и перспективы развития.
Форма работы: фронтальная, групповая, коллективное обсуждение.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Календарно-тематический план.
№ п\п | тема занятий | кол-во часов | дата | ||||
прак- тика | теория | План | факт | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||||
2 | Первые обитатели Волгоградской земли | 1 | 1 | ||||
3 | Волгоградская земля в эпохи верхнего палеолита, мезолита, и неолита. | 1 | 1 | ||||
4 | Особенности развития Волгоградского края в энеолите и бронзовом веке | 1 | 1 | ||||
5 | Волгоградская земля в эпоху сарматов | 1 | 1 | ||||
6 | Волгоградский край в эпоху раннего средневековья | 1 | 1 | ||||
7 | Печенеги, огузы, половцы. Образование Золотой Орды | 1 | 1 | ||||
8 | Расцвет и упадок Золотой Орды | 1 | 1 | ||||
9 | Нижняя Волга и Дон во второй половине XVI века | 1 | 1 | ||||
10 | Царицын и окрестности в XVII веке | 1 | 1 | ||||
11 | Царицын в первой половине XVIII века | 1 | 1 | ||||
12 | Царицын во второй половине XVIII века | 1 | 1 | ||||
13 | Царицын в первой половине XIX века | 1 | 1 | ||||
14 | Царицын пореформенный | 4 | 2 | 2 | |||
15 | Царицын в годы революции и Гражданской войны | 3 | 2 | 1 | |||
16 | Город в эпоху НЭПа | 1 | 1 | ||||
17 | Сталинград в эпоху социалистической реконструкции | 1 | 1 | ||||
18 | Культурная и общественная жизнь сталинградцев в 1920-30 годы | 1 | 1 | ||||
19 | Великая Отечественная война: тыловой Сталинград | 1 | 1 | ||||
20 | Первый этап Сталинградской битвы | 1 | 1 | ||||
21 | Контрнаступление Советских войск под Сталинградом | 1 | 1 | ||||
22 | Возвращение к мирной жизни. Сталинград в середине 1940-начале 1950-х гг. | 1 | 1 | ||||
23 | Развитие города в середине 1950-начале 1960-х гг. | 1 | 1 | ||||
24 | Волгоград в эпоху застоя. Конец 1960-начало 1980-х гг. | 1 | 1 | ||||
25 | Волгоград в годы перестройки и реформ | 1 | 1 | ||||
26 | Конкурс презентаций | 2 | 2 | ||||
27 | Подведение итогов работы | 2 | 2 |
Итого: 34 часа
Список литературы
- Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVI 1917 г.). Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005.
- Авторские дополнительные образовательные программы по краеведению / Под редакцией М. Л. Горбовой. Волгоград. 2004.
- Андрианова Г. Н. Художественный облик Царицына - Сталинграда. Волгоград: Универсал, 1991.
- Битва за Сталинград: Фронтовые фотографии. Волгоград, 2001.
- В боях за Царицын: Сб. воспоминаний. Сталинград: Сталингр. кн. изд-во, 1959.
- Водолагин М. Л. Красный Царицын. Волгоград: Н.-Волж. изд-во, 1967.
- Волгоград: хроника истории. 1589 - 1989. Волгоград. 1988.
- Воротилова С. В. Программа «Твоя родословная»: пять авторских разработок. Волгоград. 2004.
- Героическая шестьдесят четвертая. Волгоград. 1981.
- Долгачев В. А. Язык родного края. Волгоград. 1990.
- Иванов СМ.. Супрун В. И. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына Сталинграда Волгограда. Водт флд: Пзд-во ВГИПК РО. 2003.
- Кнреев А. Ф. Наш край в далеком прошлом. Волгоград: I I.-Волж. пзд-во, 1965.
Методическое обеспечение
- Учебная комната
- Компьютер, проектор, экран
- Настенные карты
- Материалы археологических раскопок
- Фотоотчеты археологических экспедиций
- Компьютерные презентации:
«Царицын – Сталинград – Волгоград»
«Золотоордынские города на территории Волгоградской области»
«Основание Царицына. События Смуты в нашем крае»
«Восстание Степана Разина»
«Петр I в нашем крае. Царицынская сторожевая крепость»
«Колония Сарепта»
«Волго-Донское казачество»
«Царицын в годы гражданской войны»
«Сталинградский тракторный завод»
«Сталинградская битва. Основные этапы»
«Операция «Уран»
«Северный плацдарм»
«Босоногий гарнизон»
«Памятники и памятные места Волгограда»
«Герои той войны из нашего района»
- Литература для изучения:
Учебные пособия
Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. Учебное пособие – М.: Планета, 2011.
Чистяков С.Е. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. Практикум для учащихся. – М. Планета, 2012.
Сталинградская битва: Хроника, факты, люди. М.: Олмапресс. 2002.
Хрестоматия по истории родного края. Волгоград: Н-Волж. изд-во, 1970.
Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда (1589 - 1967).М., 1968.
Волгоград: Четыре века истории. Волгоград, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс
В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...
Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"
Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....
Рабочая программа кружка "Летопись родного края"
В рабочей программе рассматривается процесс привлечения учащихся к декоративно-прикладному искусству Кубани, рассказывает обыте и жизни казаков....
рабочая программа кружка "История родного края"
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Летопись родного края"
Дополнительная общеобразовательная программа "Летопись родного края" социально - педагогической направленности призвана способствовать развитию у подростков социальной адаптации и успешной с...
Рабочая программа кружка "История родного края"
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет...
Рабочая программа по образовательной программе «Юный турист: изучаю родной край"
Пояснительная запискаОбразовательная программа «Юный турист: изучаю родной край» является составной частью духовно-нравственного образования детей в учреждении дополнительного образования ...