Рабочая программа кружка "История родного края"
рабочая программа по краеведению (7 класс)
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Метелевская средняя школа»
Принята на заседании педагогического совета от «__» ______________ 20__ г. Протокол № ___________________ | Утверждаю: Директор МОУ «Метелевская СШ» _____________ /Гиниятуллин Г.Ф./ «___» ______________ 20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа туристско-краеведческой направленности
«История родного края»
Возраст обучающихся: 12–13 лет
Срок реализации: один год
Год разработки- 2020
Автор-составитель:
Нажметдинова Гульфия Хамидулловна, педагог
дополнительного образования
Содержание программы
- Пояснительная записка......................................................................................3
- Учебно-тематический план...............................................................................5
- Содержание программы....................................................................................6
- Календарный учебный график.........................................................................7
- Условия реализации программы......................................................................7
- Формы аттестации.............................................................................................8
- Методические материалы................................................................................12
- Список литературы..........................................................................................13
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История родного края» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41); методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242), «Положением о порядке разработки и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МОУ «Метелевская СШ».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История родного края» направлена на повышение познавательного интереса, по форме организации образовательного процесса она рассчитана на один год изучения программы. Принципиальным отличием программы является воспитательная, патриотическая направленность содержания. Она выражается, прежде всего, в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «История родного края» - туристско-краеведческая.
Уровень освоения - базовый.
Срок реализации – один год (35 часов)
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев - основные направления историко - краеведческой деятельности.
Кружковая работа позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает им импульс к самостоятельной деятельности.
Кружковая работа по краеведению способствует развитию у обучающихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Благодаря краеведению появляется возможность глубже уяснить положение: история- история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа; в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость. Чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд- основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем поселке, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально - педагогических задач нашего времени.
Адресат программы - обучающиеся возраста 12-13 лет. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности обучающихся.
Цель программы: развитие социально - активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Задачи программы:
Обучающие:
− расширить знания и умения, полученные на уроках истории, обществознания;
− научить умениям и навыкам владения историческими источниками и документами;
− расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
− изучать быт, культуру, обычаи и традиции нашего края;
− обучить приемам работы с различными историческими материалами;
− обучить приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие:
− гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление духовно-нравственной сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им исследовательской деятельности;
− формирование нравственной позиции с использованием воспитательного потенциала краеведения;
− развитие внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
− Воспитание интереса к истории родного края; воспитать уважительное отношение к результатам труда;
− воспитать трудолюбие, аккуратность, бережливость, усидчивость, целеустремлённость, терпение;
− воспитать культуру общения, доброе отношение к товарищам, умение работать в коллективе;
− воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой;
Мотивационные:
− создать комфортную обстановку, ситуацию успеха у подростка;
− определить дальнейшую жизненную перспективу.
Социально-педагогические:
− создавать условия для самореализации личности в практической деятельности и социальной адаптации;
− способствовать формированию детского коллектива, в котором у детей формируется опыт совместной коммуникативной и трудовой деятельности, передача опыта друг другу, налаживаются дружеские отношения.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты по программе соотнесены с задачами и содержанием программы.
Обучающиеся к концу обучения должны иметь следующие результаты:
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, стремление к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию;
Метапредметные:
- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные: в результате прохождения программного материала воспитанники будут знать:
− приемы исследовательской работы;
− историю «малой родины»;
− навыки исследовательской деятельности;
− методы создания творческих проектов;
− навыки написания творческих работ;
− методы создания и ведения экскурсии;
− технику работы в историческими документами;
уметь:
− правильно обустроить своё рабочее место, соблюдать технику безопасности при работе с документами, материально-техническим обеспечением;
− синхронизировать, анализировать полученную информацию из различных исторических источников;
− самостоятельно выполнять работу от замысла до готового проекта;
у них будут развиты:
− воображение, творческая активность, фантазия;
− свободное владение понятийным аппаратом;
− умение анализировать, давать оценку;
− самостоятельность в создании новых оригинальных проектов;
будут обладать следующими качествами:
− самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
− ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;
− потребность в самообразовании, дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области патриотического воспитания;
− самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей.
Учебно-тематический план на один год обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
всего | теория | практика | |||
| Тема 1 «Древнейшие люди нашего края и их занятия». | 3 | 1 | 1 |
|
1 | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами и историческими материалами | 1 | 1 |
| Текущий контроль Зачет по ТБ
|
2-3 | «Я- житель деревни Метелева.» | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль выполнения работы |
| Тема 2 «Моя родная сторона – Аргаяшская земля» | 4 | 3 | 1 |
|
4 | Аргаяшские земли и их богатства. | 1 | 1 |
| Текущий контроль выполнения работы |
5 | Развитие Аргаяшского края. Аргаяш: вчера и сегодня. | 1 | 1 |
| Текущий контроль выполнения работы |
6 | Природа и достопримечательности нашего района. | 1 | 1 |
| Текущий контроль выполнения работы |
7 | Интересные люди нашей малой Родины
| 1 |
| 1 | Текущий контроль выполнения работы |
| Тема 3 Музей и история родного края | 4 | 2 | 1 |
|
8 | История основания деревни. | 1 | 1 |
| Текущий контроль выполнения работы |
9 | Быт жителей деревни Метелева. | 1 | 1 |
| Текущий контроль выполнения работы |
10 | Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. | 1 |
| 1 | Текущий контроль выполнения работы |
11 | Легенды о нашем крае | 1 |
| Текущий контроль выполнения работы | |
| Тема 4 «Быт, обычаи и традиции населения нашего края». | 4 | 2 | 2 |
|
12-13 | Различные племена нашей деревни. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль выполнения работы |
14-15 | Быт, обычаи, традиции населения нашего края, поселка.
| 2 | 1 | 1 | Текущий контроль выполнения работы |
| Тема 5 «Отчизны верные сыны». | 2 | 2 |
| |
16-18
| Наши земляки - участники афганской войны. | 3
| 1 | 1 | Текущий контроль выполнения работы |
19-21
| Наши земляки – участники контртеррористических операций в Чеченской республике. | 3
| 1
| 1
| Текущий контроль выполнения работы |
| Тема 6 «Мой край в годы Великой Отечественной войны». | 6 | 3 | 3 |
|
22-23 | Никто не забыт, и ничто не забыто.
| 2 | 1 | 1 | Текущий контроль выполнения работы |
24-25 | Метелевцы- участники Великой Отечественной войны. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль выполнения работы |
26-27 | Участники Великой Отечественной войны. Детство, опаленное войной (о тружениках тыла).
| 2 | 1 | 1 | Текущий контроль выполнения работы |
| Тема7 «Отзовись, фотография» | 4 | 2 | 1 |
|
28-29 | История нашей школы. Традиция нашей школы. | 2 | 1 |
| Текущий контроль выполнения работы |
30 | Ветераны педагогического труда. | 1 |
| 1 | Текущий контроль выполнения работы |
31 | Выпускники, которыми гордится школа.
| 1 | 1 |
| Текущий контроль выполнения работы |
| Тема 8. «Моя малая родина» | 3 | 1 |
| |
32-34 | История моей малой родины. Представление проектной деятельности | 2 | 1 | Текущий контроль выполнения работы | |
35 | Промежуточная аттестация | 1 |
| Промежуточный контроль | |
| ИТОГО | 35 | 23 | 12 |
|
Содержание программы
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого учащегося вне зависимости от первоначального уровня их способностей. Такой подход к обучению предусматривает универсальную доступность дополнительной общеобразовательной программы «История родного края» для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (имеющих заключение ПМПК, разрешающий данный вид деятельности), для детей, проявивших выдающиеся способности, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «История родного края» может быть использована в любом учреждении дополнительного образования и адаптирована под кадровые и материальные ресурсы учреждения. Объектом реализации программы может являться как учащиеся муниципального центра, так и удаленного сельского поселения. Программа реагирует также на образовательные запросы общества. В случае необходимости, когда ребенок по каким-либо уважительным причинам не имеет возможности посещать занятия, появилась возможность проводить занятия в дистанционных формах обучения через ресурсы Интернет (электронная почта, социальные сети «ВКонтакте», мессенджер WatsApp, Скайп, ZOOM, др.), которые позволяют обучающимся успешно осваивать программу, не выходя из дома.
Тема 1. Древнейшие люди нашего края и их занятия .
Тема 2. Моя родная сторона – Аргаяшская земля.
Тема 3. Музей и история родного края.
Тема 5. Отчизны верные сыны.
Тема 6. Мой край в годы Великой Отечественной войны.
Тема 7. Отзовись, фотография.
Тема 8. Моя малая родина. Заключение.
Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.
Оценка знаний
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
- Защита практических работ.
- Защита рефератов и творческих проектов.
Календарный учебный график
Начало учебного года | Окончание учебного года | Продолжительность учебного года (в неделях) | Количество часов в год | Сроки промежуточной аттестации |
02.09.2019 | 25.05.2020 | 35 | 7 класс 1 год | Май 2022 |
Срок освоения программы: 1 год.
Выходные дни: 04.11.2020г., 01 -08.01.2021г., 23.02.2021г., 08.03.2021г., 01.05.2021г., 09.05.2021 г..
Условия реализации программы
Программа разработана с учётом интересов и возрастных особенностей обучающихся, направлена на создание ситуации успеха и удовлетворение потребности обучающихся в самоопределении.
При реализации программы учитываются такие принципы обучения как индивидуальность каждого из воспитанников, доступность подачи материала, преемственность и результативность. Реализация программы предусматривает использование различных методов и форм организации учебно-воспитательного процесса. Необходимые теоретические знания даются путем лекций, бесед, а также методом проблемного обучения, когда перед определенным учеником ставится проблема, и он должен самостоятельно найти ответ на данный вопрос. Практические навыки и умения вырабатываются на практических занятиях.
В качестве одной из основных форм обучения предусматривается вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу. Исследовательская деятельность, пронизывающая все этапы обучения, дает возможность развития у воспитанников важнейшего инструмента оперативного освоения действительности - методов освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.
В результате реализации программы формируется своеобразная образовательная среда, благоприятствующая развитию личности, появлению у нее профессионально-ориентированных установок. В такой среде происходит самообучение и саморазвитие, включаются механизмы внутренней активности обучаемого, происходит гуманизация содержания образования, выражающаяся в возрастании роли дисциплин, формирующих духовную культуру личности, и в обогащении научных дисциплин экологически и социально значимыми аспектами. Это обеспечивает воспитаннику возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
На занятиях применяются репродуктивные технологии, такие как традиционного обучения, технологии дифференцированного обучения, технологии полного усвоения знаний. Кроме того, используются технологии проблемного обучения, технологии игры, технологии дискуссии, технологии обучения как исследования.
Для проведения занятий требуется следующее:
Технические средства обучения
- Компьютер (1 шт)
- Фотоаппарат (1шт)
- Блокнот
- ручка
Формы аттестации
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года (в конце раздела) | Определение степени освоения обучающимися учебного материала. Определение готовности восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление обучающихся отстающих и опережающих обучение. | Тестирование, практическая работа |
Промежуточная / Итоговая аттестация | ||
В конце учебного года (обучения по программе) | Определение результатов обучения. | Тестирование, проектная работа, защита рефератов. |
Критерии оценки образовательных результатов по разделам (темам) и планируемых оцениваемых параметров метапредметных и личностных результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в рамках текущего контроля, промежуточной/ итоговой аттестации обучающихся
Показатели (оцениваемые параметры) | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов | Методы диагностики |
Образовательные результаты | |||
Теоретические знания по разделам/темам учебно-тематического плана программы Практические умения и навыки , предусмотренные программой | овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой | 1 | Тестирование
Практическая работа, проектная работа, подготовка и защита проекта |
объем усвоенных знаний составляет более ½ | 2 | ||
освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный год обучения | 3 |
Личностные результаты | |||
Активность, организаторские способности | мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая | 1 | Наблюде-ние, беседа |
активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов | 2 | ||
активен, проявляет стойкий познавательный интерес, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других | 3 | ||
Коммуникативные навыки, коллективизм | поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает | 1 | Наблюде-ние, беседа |
вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией | 2 | ||
легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией | 3 | ||
Ответственность, самостоятельность, дисциплинированност ь | неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. | 1 | Наблюде-ние, беседа |
справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя; выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других | 2 | ||
выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. | 3 |
Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других | |||
Креативность, склонность к самостоятельному творчеству, исследовательско- проектной деятельности | может работать в проектно- исследовательской группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы | 1 | Наблюде-ние, беседа |
может разработать свой творческий проект с помощью педагога. Способен на творческие решения, но в основном использует традиционные способы | 2 | ||
высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет работы. Является разработчиком творческих проектов. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий | 3 | ||
Метапредметные результаты | |||
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом | овладел менее чем ½ объема задач, предусмотренных программой | 1 | Наблюде-ние, беседа |
объем усвоенных задач составляет более ½ | 2 | ||
демонстрирует полное понимание, предусмотренных программой задач за конкретный период | 3 | ||
сочетает специальную навыки с бытовыми | 2 | ||
проявляет творческие способности осознанно и в полном соответствии с их содержанием | 3 | ||
Планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания | овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой | 1 | Наблюде-ние, беседа |
демонстрирует неполное освоение планируемых действий, но более ½ | 2 | ||
освоил план действий в заданных условиях | 3 | ||
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий | знает, но избегает их употреблять в деятельности | 1 | |
демонстрирует неполное освоение заданных параметров, но более ½ | 2 | ||
освоил план действий в заданных условиях | 3 |
Текущий контроль проводится после изучения каждой темы и вносится в мониторинговую карту.
Промежуточная аттестация проводится для обучающихся, желающих перейти на следующий год обучения.
Итоговая аттестация проводится для обучающихся, завершивших обучение по программе в целом. Форма проведения: защита проектов, рефератов, тестирование (на выбор учащихся)
Оценочные материалы обновляются ежегодно.
Методические материалы
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения обучающихся. Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий:
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технология проектной деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающие технологии.
- технологии дистанционного обучения
Алгоритм учебного занятия.
Главная методическая цель учебного занятия при системном обучении – создание условий для проявления творческой, познавательной активности обучающихся. На занятиях решается одновременно несколько задач – повторение пройденного материала, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений. Решение этих задач используется на основе накопления познавательных способностей и направлены на развитие творческих способностей обучающихся.
Требования современного учебного занятия:
- четкая формулировка темы, цели, задачи занятия;
- занятие должно быть проблемным и развивающим;
- вывод делают сами обучающиеся;
- учет уровня и возможностей обучающихся, настроения детей;
- планирование обратной связи;
Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Программа кружка "Родной край"
Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы....
Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"
Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...
Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы
Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...
Образовательная программа "Знатоки родного края"
Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...
Рабочая программа "История родного края", 5 класс
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...