Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Летопись родного края"
рабочая программа (6 класс)
Дополнительная общеобразовательная программа "Летопись родного края" социально - педагогической направленности призвана способствовать развитию у подростков социальной адаптации и успешной самореализации в обществе по средствам краеведения, т.н. изучения истории и становления родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛАДЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
391400, с. Аладьино Чучковского района Рязанской области, ул. Школьная, д.4.
Телефон: (49138) 7-62-97, 7-62-44, E-mail: aladyino.chk@bk.ru
| Утверждаю Директор школы: ___________А.А.Еремина Приказ № 4/1 от 15.01.2016 г.
|
Дополнительная общеобразовательная программа
«Летопись родного края»
Программа рассчитана на детей в возрасте 11 - 12 лет
Срок реализации – 1 год
Аладьино 2015 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Летопись родного края» социально-педагогической направленности призвана способствовать развитию у подростков социальной адаптации и успешной самореализации в обществе по средствам краеведения, т.е. изучения истории и становления родного края.
Краеведение – один из элементов общего образования в школе, одна из важнейших отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниям родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Экологическое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно – политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а также занимает важное место в формировании патриотических качеств личности. «Краеведение» - это изучение данного края.
В настоящее время краеведение включает в себя практическую деятельность и популяризаторскую, является одной из форм общественной деятельности. За основу взято одно из краеведческих направлений – эколого - нравственное. Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, способствует познанию законов общественного развития, прививает детям любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории своего села с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края и людей, живущих рядом.
Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к проблемам села, способствует воспитанию поколения патриотов родного края. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогику сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно.
Новизна программы основывается на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», знающего историю родного края и умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, имеющего собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
Цель курса: создание условий для формирования творческой личности, способной к самореализации и успешной социализации в обществе.
Задачи:
- способствовать развитию чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
- способствовать расширению, углублению знаний по истории России, предусмотренные федеральным компонентом образовательного стандарта, и конкретизации их на примере одного села;
- побуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
- формировать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
- формировать понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни села;
- формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
- формировать природо - и культуроохранное, экологическое сознание;
- воспитывать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни села;
- воспитывать культуру межнационального общения;
- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
- содействовать интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности;
- способствовать накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа). В том числе на проведение исследовательских работ –10 часов, экскурсий – 7 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Занятия содержат теоретическую и практическую часть. Предпочтение отдается интерактивным методам обучения и воспитания. Возраст обучающихся 11-12 лет.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Учащиеся познакомятся с основными моментами и ключевыми событиями истории Рязанского края, получат первичные представления о традициях народов, населяющих Рязанский край; героических подвигах односельчан в годы Великой Отечественной войны.
- Учащиеся получат возможность развивать опыт работы с информацией.
- Учащиеся получат опыт участия в проектной деятельности, опыт коллективной работы.
- Учащиеся получат опыт общения с людьми разных профессий и возрастов.
Учащиеся будут знать/понимать:
- место и роль Рязанского края в контексте отечественной и всемирной истории;
- источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
- хронологические рамки истории возникновения села Аладьино;
- виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения села Аладьино.
Уметь:
- осмыслять доступный исторический материал;
- объяснять значение основных понятий;
- соотносить историю своей семьи, села с историей России;
- вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, села, Рязанского края;
- составлять своё генеалогическое древо.
Применять знания и умения в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни;
- участвовать в сохранении памятников истории и культуры, в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях.
Результативность работы кружка «Летопись родного края»
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности работы кружка. Наглядным результатом является устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Повышение уровня воспитанности учащихся и уровня социальной активности. Утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения современного человека.
Формы оценки достижения планируемых результатов
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.
Индикаторами результативности станут следующие материалы:
- Буклеты
- Размещение результатов исследовательской деятельности на сайте школы
- Участие детей в школьных, районных, региональных конкурсах, конференциях.
- Обновление и пополнение архивных материалов
- Выпуск альбома
Основными формами краеведческой работы являются: экскурсии, походы, сбор информации, участие в конференциях, конкурсах, защита проектов, создание презентаций и т.д.
Основные условия, которые обеспечивают успешность работы:
- Добровольность
- Ответственность
- Реалистичность и значимость своей работы.
- Самостоятельность в поиске.
Используются современные педагогические технологии:
- проектные методы в обучении;
- здоровьесберегающие технологии;
- исследовательский метод;
- информационно-коммуникационные технологии;
- интерактивный метод;
- технология «Развитие критического мышления» и др.
Содержание программы
Введение. 1час. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Что изучает «Краеведение»?
1.Письменные источники. 2 часа.
Письменные источники - знания о прошлом. Древнейшие рукописные памятники: краеведческие сборники, фотоальбомы. Лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.
Практическое занятие. Знакомство с документами - письменными источниками школы, фотодокументами.
2. Прошлое и настоящее села Аладьино. 14 часов.
Географическое расположение села. История возникновения села Аладьино. ХVI век – центр Аладьинской волости. ХIХ век – село Аладьино в составе Рязанской губернии. Село Аладьино ХХ – нач. ХХI в.в. История парка 50 лет ВЛКСМ. Аладьинский клуб и его история. Спортивное движение на селе (футбол). Личности в становлении и развитии села. Национальный состав села. Лекция, работа с исследовательскими материалами.
Практические занятия. Встречи со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Улицы, места и происхождение их названий. Составление карты села и его окрестностей. Экскурсия в аладьинский клуб. Благоустройство обелиска ВОВ.
3. Архив. 4 часа.
Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Лекция с практическим занятием. Знакомство с архивными документами школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы). Выявление архивных документов, связанных с историей села, школы.
Практическое занятие. Встречи с жителями села с целью сбора материала: беседы, интервью. Экскурсия в архив п.г.т.Чучково. Экскурсия в администрацию сельского поселения.
4. Аладьинский консервный завод. - 8 часов.
Предпосылки строительства плодово-перерабатывающего комплекса. Строительство завода. Выпуск продукции. Люди, работавшие на этом заводе. Причина закрытия. Лекция, изучение материалов из письменных и устных источников, фотоальбом.
Практическое занятие. Сбор материала о заводе. Встреча со старожилами села. Интервью у людей, работавшие на заводе.
5. Аладьинский храм св.Николая Чудотворца. - 4часа.
Аладьинский храм св.Николая Чудотворца. Архивные документы о происхождении храма. Лекция, изучение материалов из письменных и устных источников.
Практическое занятие. Экскурсия в Аладьинский храм св.Николая Чудотворца. Встреча с настоятелем храма св.Николая чудотворца отцом Феофана.
6. Подведение итогов работы кружка. - 1час. подготовка и проведение краеведческой выставки с творческими отчетами по интересам членов кружка.
Тематический план
№ п.п. | Наименование разделов | Кол. час. | В том числе на: | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Письменные источники. | 2 | 1 | 1 |
3. | Прошлое и настоящее села Аладьино. | 14 | 9 | 5 |
4. | Архив. | 4 | 1 | 3 |
5. | Аладьинский консервный завод. | 8 | 5 | 3 |
6. | Аладьинский храм св.Николая Чудотворца. | 4 | 2 | 2 |
7. | Подведение итогов работы кружка. | 1 | 1 | |
Всего: | 34 | 19 | 15 |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Наименование разделов | Количество час. | В том числе: | |
Теор. | Практ | |||
1. | Введение. | 1 | ||
1.1 | Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Что изучает «Краеведение»? | 1 | ||
2. | Письменные источники. | 2 | 1 | 1 |
2.1 | Лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг. | 1 | ||
2.2 | Письменные источники - знания о прошлом. Древнейшие рукописные памятники: краеведческие сборники, фотоальбомы. | 1 | ||
3. | Прошлое и настоящее села Аладьино. | 14 | 9 | 5 |
3.1 | Географическое расположение села. | 1 | ||
3.2 | История возникновения села Аладьино. ХVI век – центр Аладьинской волости. | 1 | ||
3.3 | ХIХ век – село Аладьино в составе Рязанской губернии. | 1 | ||
3.4 | История парка 50 лет ВЛКСМ. Обелиск памяти односельчанам, погибшим в ВОВ 1941-1945 г.г. | 1 | ||
3.5 | Село Аладьино ХХ – нач. ХХI в.в. | 1 | ||
3.6 | Аладьинский клуб и его история. Экскурсия в аладьинский ДК. | 1 | ||
3.7 | Спортивное движение на селе (футбол). | 1 | ||
3.8 | Улицы, места и происхождение их названий. Составление карты села и его окрестностей. | 1 | ||
3.9 | Национальный состав села. | 1 | ||
3.10 | Личности в становлении и развитии села. | 1 | ||
3.11 | Встречи со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. | 1 | ||
3.12 | Встречи со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. | 1 | ||
3.13 | Работа с исследовательскими материалами. | 1 | ||
3.14 | Личности в становлении и развитии села. | 1 | ||
4. | Архив. | 4 | ||
4.1 | Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. | 1 | ||
4.2 | Знакомство с архивными документами школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы). Выявление архивных документов, связанных с историей села, школы. | 1 | ||
4.3 | Экскурсия в администрацию сельского поселения. | 1 | ||
4.4 | Встречи с жителями села с целью сбора материала: беседы, интервью. | 1 | ||
5. | Аладьинский консервный завод | 8 | ||
5.1 | Предпосылки строительства плодово-перерабатывающего комплекса. Строительство завода. Выпуск продукции. Причина закрытия. | 1 | ||
5.2 | Люди, работавшие на этом заводе. | 1 | ||
5.3 | Сбор материала о заводе. | 1 | ||
5.4 | Сбор материала о заводе. | 1 | ||
5.5 | Встреча со старожилами села. Интервью у людей, работавшие на заводе. | 1 | ||
5.6 | Встреча со старожилами села. Интервью у людей, работавшие на заводе. | 1 | ||
5.7 | Изучение материалов из письменных и устных источников, фотоальбом. | 1 | ||
5.8 | Обобщение материалов. Выпуск буклета, альбома | 1 | ||
6. | Аладьинский храм св.Николая Чудотворца. | 4 | ||
6.1 | Аладьинский храм св.Николая Чудотворца. | 1 | ||
6.2 | Архивные документы о происхождении храма. | 1 | ||
6.3 | Встреча с настоятелем храма св.Николая чудотворца отцом Феофана. | 1 | ||
6.4 | Экскурсия в Аладьинский храм св.Николая Чудотворца. | 1 | ||
7. | Подведение итогов работы кружка. | 1 | 1 | |
Всего: | 34 | 19 | 15 |
Список используемой литературы
- «АПК Рязанской области» - каталог ведущих предприятий, 2008 г.
- «Города и районы Рязанской области» .Историко – краеведческие очерки ., С.Д. Чуканова : Рязань – 1990 г.
- «Золотая книга Рязанского края» РИНФО, 2000 год.
- «На земле Рязанской». – М.: Московский рабочий , 1968 г.
- «Рязань», Рязанский дом, 2008 г.
- «Рязанский край – душа России» Фотоальбом. – Рязань: Пресса,2003 г.
- «Строительные комплексы . Рязанская область».- Рязань: ООО « Макинтош », 2008 г.
- Фотоальбом совхоза «Аладьино».
Источники
- Материалы архивного сектора администрации Чучковский муниципальный район Рязанской области.
- Материалы Государственного архива Рязанской области (ГАРО)
- Материалы сельской библиотеки ДК с. Аладьино.
- Материалы исследовательских работ педагогов и учащихся МОУ «Аладьинская школа»
- Семейный архив агронома — садовода совхоза «Аладьино» Татарниковой Людмилы Константиновны.
Газетные статьи:
- Васильев Иван, «Вздохнуть полной грудью и думать о будущем!»/Новая искра.- 2013 год.
15. Васильев Иван, «Можно ли сохранить на земле крестьянское сословие?»./Новая искра.- №39 от 25 сентября 2015 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"
Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...
дополнительная общеобразовательная программа Хранители родной природы
Дополнительная общеобразовательная программа «Хранители родной природы» естественнонаучной направленности. Она является инструментом приобщения детей к эколого-природоведческому образ...
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при освоении раздела «Воздушная оболочка Земли» дополнительной общеобразовательной программы «Экология Ставропольского края»
Формирование новых информационных технологий стимулирует потребность в создании новых программно-методических комплексов, направленных на качественное повышение эффективности занятий.Конкурсный матери...
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край»
Цель программы: освоение истории родного края и развитие мотивации детей к познанию и творчеству через увлечение краеведением и фольклором, через изучение родного края и культуры народов Югры....
Дополнительная общеобразовательная программа 2Край родной, познакомимся с тобой!"
Программа по краеведению ориентирована на учащихся 5 - 9 общеобразовательного класса, рассчитана на базовое (факультативное) изучение предмета. Рабочая программа составлена в соответствии с Феде...