Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Летопись родного края"
рабочая программа (6 класс)

Загудаев Алексей Евгеньевич

Дополнительная общеобразовательная программа "Летопись родного края" социально - педагогической направленности призвана способствовать развитию у подростков социальной адаптации и успешной самореализации в обществе по средствам краеведения, т.н. изучения истории и становления родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -  ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

 РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

АЛАДЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

391400, с. Аладьино Чучковского района Рязанской области, ул. Школьная, д.4.

Телефон: (49138) 7-62-97, 7-62-44,  E-mail: aladyino.chk@bk.ru

        

              Утверждаю

     Директор школы:

             ___________А.А.Еремина

    Приказ № 4/1 от 15.01.2016 г. 

        

Дополнительная общеобразовательная программа

«Летопись родного края»

Программа рассчитана на детей в возрасте 11 - 12 лет

Срок реализации – 1 год

Аладьино 2015 г.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Летопись родного края»  социально-педагогической  направленности призвана способствовать развитию  у подростков социальной адаптации и успешной самореализации в обществе по средствам краеведения, т.е. изучения истории и становления родного края.

Краеведение – один из элементов общего образования в школе, одна из важнейших отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниям родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Экологическое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно – политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а также занимает важное место в формировании патриотических качеств личности. «Краеведение» - это изучение данного края.

В настоящее время краеведение включает в себя практическую деятельность и популяризаторскую,  является одной из форм общественной деятельности. За основу взято одно из краеведческих направлений –  эколого - нравственное. Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, способствует познанию законов общественного развития, прививает детям любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории своего села с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края и людей, живущих рядом.

Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к проблемам села, способствует воспитанию поколения патриотов  родного края. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогику сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен, позволяет  объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно.

 Новизна  программы основывается на  комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», знающего историю родного края и умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, имеющего собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Цель курса: создание условий для формирования творческой личности, способной к самореализации и успешной социализации в обществе.

Задачи: 

  • способствовать развитию чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
  • способствовать расширению, углублению знаний по истории России, предусмотренные федеральным компонентом образовательного стандарта, и  конкретизации  их на примере одного села;
  • побуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
  • формировать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном  своеобразии родного края;
  • формировать  понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни села;
  • формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
  • формировать  природо - и культуроохранное, экологическое сознание;
  • воспитывать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни села;
  • воспитывать культуру межнационального общения;  
  • развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
  •  содействовать интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности;
  • способствовать накоплению  субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа). В том числе на проведение исследовательских работ –10  часов, экскурсий – 7 часов. Занятия проводятся  один раз в неделю по 1 часу. Занятия содержат теоретическую и практическую часть. Предпочтение отдается интерактивным методам обучения и воспитания. Возраст обучающихся 11-12 лет.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Учащиеся познакомятся с основными моментами и ключевыми событиями истории Рязанского края, получат первичные представления о традициях народов, населяющих Рязанский край; героических подвигах односельчан в годы Великой Отечественной войны.
  • Учащиеся получат возможность развивать опыт работы с информацией.
  • Учащиеся получат опыт участия в проектной деятельности, опыт коллективной работы.
  • Учащиеся получат опыт общения с людьми разных профессий и возрастов.

Учащиеся будут знать/понимать: 

  • место и роль Рязанского края в контексте отечественной и всемирной истории;
  • источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
  • хронологические рамки истории возникновения села Аладьино;
  • виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения села Аладьино.

 Уметь: 

  • осмыслять доступный исторический материал;
  • объяснять значение основных понятий;
  • соотносить историю своей семьи, села с историей России;
  • вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, села, Рязанского края;
  • составлять своё генеалогическое древо.

Применять знания и умения в общении, социальной среде: 

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни;
  • участвовать в сохранении памятников истории и культуры, в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях.

Результативность работы кружка  «Летопись родного края» 

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности работы кружка. Наглядным результатом является устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Повышение уровня воспитанности учащихся и уровня социальной активности.  Утверждение  нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения современного человека.  

 Формы оценки достижения планируемых результатов

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.

Индикаторами результативности станут  следующие материалы:

  • Буклеты
  • Размещение результатов исследовательской деятельности на сайте школы
  • Участие детей в школьных, районных, региональных  конкурсах, конференциях.
  • Обновление  и пополнение архивных материалов
  • Выпуск альбома

Основными формами краеведческой работы являются: экскурсии, походы, сбор информации, участие в конференциях, конкурсах, защита проектов, создание презентаций и т.д.

Основные условия, которые обеспечивают успешность работы:

  • Добровольность
  • Ответственность
  • Реалистичность и значимость своей работы.
  • Самостоятельность в поиске.

Используются современные педагогические технологии:

  • проектные методы в обучении;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательский метод;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • интерактивный метод;
  • технология «Развитие критического мышления» и др.

 

Содержание программы

Введение. 1час. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Что изучает «Краеведение»?

1.Письменные источники. 2 часа.

Письменные источники - знания о прошлом. Древнейшие рукописные  памятники: краеведческие  сборники, фотоальбомы. Лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.

Практическое занятие. Знакомство с документами - письменными источниками школы, фотодокументами.

2. Прошлое и настоящее села Аладьино. 14 часов.

 Географическое расположение села. История возникновения села Аладьино.  ХVI век – центр Аладьинской волости.  ХIХ век – село Аладьино в составе Рязанской губернии. Село Аладьино ХХ – нач. ХХI в.в. История парка 50 лет ВЛКСМ. Аладьинский клуб и его история. Спортивное движение на селе (футбол). Личности в становлении и развитии села. Национальный состав села.  Лекция, работа с исследовательскими материалами. 

Практические занятия. Встречи со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Улицы, места и происхождение их названий. Составление карты села и его окрестностей. Экскурсия в аладьинский клуб. Благоустройство обелиска ВОВ.

 3. Архив. 4 часа.

Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Лекция с практическим занятием.  Знакомство с архивными документами школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы). Выявление архивных документов, связанных  с историей села, школы.

 Практическое занятие. Встречи с жителями села с целью сбора материала: беседы, интервью. Экскурсия в архив п.г.т.Чучково. Экскурсия в администрацию сельского поселения.

4. Аладьинский консервный завод. - 8 часов.

Предпосылки строительства плодово-перерабатывающего комплекса. Строительство завода. Выпуск продукции. Люди, работавшие на этом заводе. Причина закрытия. Лекция, изучение материалов из письменных и устных источников, фотоальбом.

Практическое занятие. Сбор материала о заводе. Встреча со старожилами села. Интервью у людей, работавшие на заводе.

5. Аладьинский храм св.Николая Чудотворца. - 4часа.

Аладьинский храм св.Николая Чудотворца. Архивные документы о происхождении храма. Лекция, изучение материалов из письменных и устных источников.

 Практическое занятие.  Экскурсия в Аладьинский храм св.Николая Чудотворца. Встреча с настоятелем храма св.Николая чудотворца отцом Феофана.

6. Подведение итогов работы кружка. - 1час. подготовка и проведение краеведческой выставки с творческими отчетами по интересам членов кружка. 

Тематический план

№ п.п.

Наименование разделов

Кол. час.

В том числе на:

Теор.

Практ.

1.

Введение.

1

1

2.

Письменные источники.

2

1

1

3.

Прошлое и настоящее села Аладьино.

14

9

5

4.

Архив.

4

1

3

5.

Аладьинский консервный завод.

8

5

3

6.

Аладьинский храм св.Николая Чудотворца.

4

2

2

7.

Подведение итогов работы кружка.

1

1

Всего:

34

19

15

Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Наименование разделов

Количество час.

В том числе:

Теор.

Практ

1.

Введение.

1

1.1

Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Что изучает «Краеведение»?

1

2.

Письменные источники.

2

1

1

2.1

Лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.

1

2.2

Письменные источники - знания о прошлом. Древнейшие рукописные  памятники: краеведческие  сборники, фотоальбомы.

1

3.

Прошлое и настоящее села Аладьино.

14

9

5

3.1

Географическое расположение села.

1

3.2

История возникновения села Аладьино.  ХVI век – центр Аладьинской волости.  

1

3.3

ХIХ век – село Аладьино в составе Рязанской губернии.

1

3.4

История парка 50 лет ВЛКСМ. Обелиск памяти  односельчанам, погибшим в ВОВ 1941-1945 г.г.

1

3.5

Село Аладьино ХХ – нач. ХХI в.в.

1

3.6

Аладьинский клуб и его история. Экскурсия в аладьинский ДК.

1

3.7

Спортивное движение на селе (футбол).

1

3.8

Улицы, места и происхождение их названий. Составление карты села и его окрестностей.

1

3.9

Национальный состав села.  

1

3.10

Личности в становлении и развитии села.

1

3.11

Встречи со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий.

1

3.12

Встречи со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий.

1

3.13

Работа  с исследовательскими материалами.  

1

3.14

Личности в становлении и развитии села.

1

4.

Архив.

4

4.1

Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами.

1

4.2

Знакомство с архивными документами школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы). Выявление архивных документов, связанных  с историей села, школы.

1

4.3

Экскурсия в администрацию сельского поселения.

1

4.4

Встречи с жителями села с целью сбора материала: беседы, интервью.

1

5.

Аладьинский консервный завод

8

5.1

Предпосылки строительства плодово-перерабатывающего комплекса. Строительство завода. Выпуск продукции. Причина закрытия.

1

5.2

Люди, работавшие на этом заводе.

1

5.3

Сбор материала о заводе.

1

5.4

Сбор материала о заводе.

1

5.5

Встреча со старожилами села. Интервью у людей, работавшие на заводе.

1

5.6

Встреча со старожилами села. Интервью у людей, работавшие на заводе.

1

5.7

Изучение  материалов из письменных и устных источников, фотоальбом.

1

5.8

Обобщение материалов. Выпуск буклета, альбома

1

6.

Аладьинский храм св.Николая Чудотворца.

4

6.1

Аладьинский храм св.Николая Чудотворца.

1

6.2

Архивные документы о происхождении храма.

1

6.3

Встреча с настоятелем храма св.Николая чудотворца отцом Феофана.

1

6.4

Экскурсия в Аладьинский храм св.Николая Чудотворца.

1

7.

Подведение итогов работы кружка.

1

1

Всего:

34

19

15

Список используемой литературы

  1. «АПК Рязанской области» - каталог ведущих предприятий, 2008 г.
  2.  «Города и районы Рязанской области» .Историко – краеведческие очерки ., С.Д. Чуканова : Рязань – 1990 г.
  3. «Золотая книга Рязанского края» РИНФО,  2000 год.
  4.  «На земле Рязанской». – М.: Московский рабочий , 1968 г.
  5. «Рязань», Рязанский дом, 2008 г.
  6.  «Рязанский край – душа России» Фотоальбом. – Рязань: Пресса,2003 г.
  7. «Строительные комплексы . Рязанская область».- Рязань:  ООО « Макинтош », 2008 г.
  8. Фотоальбом совхоза «Аладьино».

Источники

  1.  Материалы архивного сектора администрации Чучковский муниципальный район Рязанской области.
  2.  Материалы Государственного архива Рязанской области (ГАРО)
  3.  Материалы сельской библиотеки ДК с. Аладьино.
  4.  Материалы исследовательских работ педагогов и учащихся МОУ «Аладьинская школа»
  5. Семейный архив агронома — садовода совхоза «Аладьино» Татарниковой Людмилы Константиновны.

Газетные статьи:

  1. Васильев Иван, «Вздохнуть полной грудью и думать о будущем!»/Новая                искра.- 2013 год.

15. Васильев Иван, «Можно ли сохранить на земле крестьянское сословие?»./Новая искра.- №39 от 25 сентября 2015 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"

Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...

дополнительная общеобразовательная программа Хранители родной природы

Дополнительная общеобразовательная программа «Хранители родной природы» естественнонаучной направленности.  Она является инструментом приобщения детей к  эколого-природоведческому образ...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при освоении раздела «Воздушная оболочка Земли» дополнительной общеобразовательной программы «Экология Ставропольского края»

Формирование новых информационных технологий стимулирует потребность в создании новых программно-методических комплексов, направленных на качественное повышение эффективности занятий.Конкурсный матери...

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край»

Цель программы: освоение истории родного края и развитие мотивации детей к познанию и творчеству через увлечение краеведением и фольклором, через изучение родного края и культуры народов Югры....

Дополнительная общеобразовательная программа 2Край родной, познакомимся с тобой!"

Программа по краеведению ориентирована на учащихся 5 - 9 общеобразовательного класса, рассчитана на базовое (факультативное) изучение предмета. Рабочая программа составлена в соответствии с Феде...