Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Краткое описание: В технологической карте прописаны планируемые образовательные результаты, отражены деятельность учителя, деятельность учащихся. Показан прием самостоятельной формулировки темы учащимися с помощью эпиграфа к уроку и подборки иллюстраций. Представлена схема "Природные особенности Финикии" для самостоятельного заполнения с опорой на информацию учебника. Представлены исторические документы, в частности Геродот "Путешествие финикийцев" и вопросы к данному документу. Урок разработан в технологии проблемно-диалогового обучения, соблюдены все этапы урока. Акцент данного урока сделан на самостоятельных выводах учащихся. Применены приемы групповой работы, составления рассказа, самостоятельного достраивания с восполнением недостающих компонентов, составление кластера, на этапе рефлексии - упражнение "плюс - минус".На уроке используется презентация. в двух частях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Часть 1 | 815 КБ |
Часть 2 | 1.4 МБ |
Часть 3 | 223.5 КБ |
Технологическая карта | 72.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Древняя Финикия – страна морей. Её жители черпают богатства морей, из песка добывают сокровища!»
Тема: Финикийские мореплаватели
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поселения финикийцев. Колонии – новые поселения финикийцев.
Здесь было изобретено прозрачное стекло . Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь как медную руду.
Финикийский алфавит Образец финикийского письма Финикийцы писали «справа-налево»
? Почему финикийцы стали лучшими мореплавателями Востока? Наличие хороших кораблей Природные условия Финикии Расположение Финикии на перекрёстке торговых путей Торговля и ремесло Изобретение алфавита помогало вести торговлю
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключ к тесту: 1-1, 2-2, 3-3.
«Я считаю, что…». «Потому что …». «Я могу это доказать это на примере …». «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». Финикийцы – лучшие мореплаватели Востока
П люс М инус И нтересно что понравилось на уроке, информация и формы работы , которые вызвали положительные эмоции , что может быть полезно для достижения каких-то целей что не понравилось на уроке, показалось скучным, информация, которая оказалась бесполезной что бы еще хотелось узнать по данной проблеме
Презентацию подготовила учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с.Арка Полох Марина Анатольевна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Аркинского сельского поселения 2015 год
В презентации использованы: Клипарты: http://img-fotki.yandex.ru/get/5640/981986.21/0_8271b_90da2cad_orig http://s55.radikal.ru/i147/0902/ee/ff962c65118d.png http://img-fotki.yandex.ru/get/4117/981986.21/0_82754_8aa4b779_orig
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока №4
Учитель:Полох Марина Анатольевна
Класс:5
Дата:11.11.2015
Предмет: история
Тема урока:Финикийские мореплаватели
Место и роль урока в изучаемой теме:Часть II «Древний Восток», Раздел III«Цивилизации речных долин», урок 15; освоение знаний по истории человеческих цивилизаций, характерных особенностей исторического пути других народов мира, понимание культурного многообразия мира.
Автор учебника и УМК: Михайловский Ф.А.
Формы работы учащихся:индивидуальная, групповая.
Оборудование: карточки для групповой работы с учебным материалом и документами, учебник, атлас, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», проектор, интерактивная доска, компьютер.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:формирование знаний об общих и особенных чертах древнего государства Востока Финикии;развитие умения извлекать, анализировать и обобщать историческую информацию; воспитание интереса к прошлому.
Задачи урока:выяснить особенности месторасположения и природные условия страны;
- образовательная: подвести учащихся к пониманию влияния природно-климатических условий на жизнь государства, к определению главных занятий жителей страны и достижений финикийцев.
- развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, историческими документами и картой;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету; формировать нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами;
- деятельностная: развивать умение работать в сотрудничестве, совершенствование навыков проектирования заданий для решения учебных задач, работы со схемами.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов-государств Финикии. Города Финикии: Тир, Библ, Сидон. Финикийцы – лучшие мореплаватели Древнего мира. Международная торговля финикийцев, образование колоний. Изобретения и открытия финикийских ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита. Благовония, пурпурная краска, колония, алфавит.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: природно-климатические условия Финикии и влияние их на жизнь и устройство государства; главные занятия жителей страны, достижения и открытия народа этой страны.
Уметь:работать с текстом учебника, историческими документами и картой.
Личностные результаты:
Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Метапредметныерезультаты:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Характеристика этапов урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Мотивация 2 мин | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Саморегуляция | Регулятивные: Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. | Настраивает обучающихся на урок: -создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») -актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») -устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). Представьте, что мы в жарких странах Востока. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. | Проверяют готовность к уроку. Настрой на плодотворную работу. | ||
Актуализация знаний 5 мин | Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Сравнение природных условий Египта и Междуречья и влияние их на развитие государств | Заполнение таблицы | Познавательные: Структурирование знаний по пройденным темам, анализ влияния географического положения Египта и Междуречья на занятия населения государственное устройство с целью выделения существенных признаков Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи | Организует заполнение сравнительной таблицы по предыдущим темам. Активизация сравнения, обобщения знаний об изученных странах, и познавательных процессов (внимания, памяти). Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемной задачи, которую надо решить. Мы изучили 2 крупных государства – это Древний Египет и Междуречье. Слайд 1 Сделайте вывод по таблице. Вы заметили, что мы не заполнили еще одну колонку – это страна, о которой мы сегодня узнаем на уроке. Только название ее записано как-то странно и это не случайно. Попробуйте угадать ее название. | Заполняют таблицу, делают вывод. Обсуждение и представление знаний, полученных на предыдущих уроках. | |
Выявление места и причины затруднения 4 мин | Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Финикийцы – мореплаватели.Местоположение страны. Занятия населения. | Проблемная ситуация. Объяснительно-иллюстративный метод. Работа с текстом. Диалоговое взаимодействие. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации,восприятие текстов художественного стиля, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Выявление проблемы. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предстоит для себя узнать о жизни древних финикийцев. Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Предлагает определить тему урока, его цель и определить, почему тема звучит именно так. Слайд 2 Прочитайте эпиграф к уроку: «Древняя Финикия – страна морей. Её жители черпают богатства морей, из песка добывают сокровища!» Какую информацию мы можем почерпнуть из данного эпиграфа? Слайд 3 Работа с иллюстрациями
Что изображено на иллюстрациях? Как называются люди, посвятившие значительную часть своей жизни морским путешествиям? Соотнесите эпиграф к уроку с иллюстрациями и сформулируйте тему урока. Слайд 4 Так что нам предстоит сегодня узнать? Слайд 5 Почему же финикийцы считались лучшими мореплавателями древнего Востока? | Работа с иллюстрациями. Предлагают темы урока - «Финикийцы- мореплаватели». Определяют проблему. Выдвижение гипотезы. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Фиксируют шаг, на котором возникло затруднение, определяют, причину затруднения. | |
Построение проекта выхода из затруднения 2 мин | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Диалоговое взаимодействие Целеполагание. | Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: Сотрудничество с учителем. Регулятивные: Саморегуляция. | Предлагает, исходя из темы, определить цель урока, способы работы. Определите, исходя из темы урока цель нашей работы. Знания можно получить двумя способами: - выслушать рассказ учителя и попробовать его запомнить, так больше узнаешь, но мудрее не станешь; - а можно постараться добыть знания самостоятельно, работая с разными историческими источниками. В результате и узнаешь новое и научишься сам добывать знания. Выберите способ работы. | Учащиеся определяют, что основной целью будет получение знаний о занятиях и вкладе финикийцев в мировую культуру. Выбирают способы работы. Готовность к коллективной работе. | ||
Реализация построения проекта 10 мин | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение. | Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение. | Проблемный метод, частично-поисковый. Пропущенное слово. Работа с текстом и историческими документами. Составление определения к термину. Модельный ответ (постановка вопросов по теме и выход на задачи). Составление кластера. | Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Работа с информацией; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения. Регулятивные: Управление своей деятельностью;инициативность и самостоятельность. Коммуникативные: Речевая деятельность; навыки сотрудничества. | Организация самостоятельного изучения материала с выполнением заданий по группам (приложение 1). | Способность сознательно организовывать свою деятельность. Решение (в группах) типовых заданий на новый способ действия. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 6 мин | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Природно-климатические условия Финикии и влияние их на жизнь и устройство государства; главные занятия жителей страны, достижения и открытия народа этой страны. | Работа с картой. Диалоговое взаимодействие. | Познавательные: Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; составление определения к термину. Регулятивные: Коррекция, саморегуляция. Коммуникативные: Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Беседа по вопросам самостоятельной работы. Слайды 6-10 1) Что такое полис? Показать на карте крупные города-государства. 2) Что такое колонии? 3) Какое открытие сделали финикийцы? 4) Какими изобретениями древних финикийцев мы пользуемся до сих пор? 5) Назовите основные занятия финикийцев. Что же повлияло на выбор занятий древних финикийцев? 6) Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока? Запись в тетрадь: полис - «город-государство» колония – поселение Теперь мы можем закончить заполнение таблицы, начатую в начале урока. Сделаем вывод по таблице. Слайд 11. | Представление результатов работы. Ответы учащихся. | |
Динамическая пауза 2 мин | Слово учителя: Сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем небольшую зарядку. Я буду говорить фразу, если она верная вы встаете на носочки и тянетесь, если я говорю неверную фразу, вы делаете наклон вперед. Финикийцы занимались земледелием. (Наклоны) Финикийцы были хорошими мореплавателями. (Тянуться) В Финикии было много полноводных рек. (Наклоны) Поселения финикийцев на берегах Средиземного моря называются колониями. (Тянутся) Финикия находилась на севере Африки (Наклоны) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4 мин | Применение нового знания в типовых заданиях. | Занятия финикийцев, колонии, алфавит. | Тест | Регулятивные: Контроль. Саморегуляция. | Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия и самопроверки по эталону. Слайд 12-13 Компьютерный тест: итоговый контроль по теме «Финикийские мореплаватели» 1. Финикийские купцы привозили в разные страны мира: 1) дерево, пурпурные ткани, стекло, рабов, оливковое масло, вино; 2) зерно, финики, шкуры, глиняную посуду; 3) зерно, сладости, фрукты, папирус, серебро. 2. Финикийцы основывали свои колонии – поселения для: 1) ведения военных действий с местным населением; 2) оживления торговли с другими странами и подготовки к новым, более далёким путешествиям; 3) распространения своего образа жизни среди местного населения. 3. Система письма, используемая жителями Финикии, называется: 1) клинопись; 2) иероглифическое письмо; 3) алфавит. Ключ к тесту: 1-1, 2-2, 3-3. | Выполнение теста. Самопроверка. | |
Включение в систему знаний и повторение 5 мин | Повторение и закрепление ранее изученного | Финикийцы - лучшие мореплаватели древнего Востока | ПОПС - формула | Коммуникативные: Умение аргументировать свою точку зрения. | Предлагает ответить на вопрос: «Почему же финикийцы считались лучшими мореплавателями древнего Востока?» Слайд 14 «Я считаю, что…». «Потому что …». «Я могу это доказать это на примере …». «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». | Записывают предложения. | |
Рефлексия учебной деятельности 5 мин | Выявление уровня осознания содержания пройденного. | Упражнение «Плюс – минус – интересно» | Коммуникативные: Умение аргументировать свою точку зрения. | Предлагает устно выполнить упражнение. Слайд 15 | Выполняют задание. | ||
Домашнее задание (по выбору) Параграф 15.
| |||||||
Дополнительная информация | |||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Урок способствует развитию у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Кроме того, обучающиеся овладеют ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, что позволит применять их для решения новых задач. | ||||||
Ресурсы, оборудование и материалы | Компьютер, проектор, интерактивная доска | ||||||
Список учебной и дополнительной литературы | Учебник Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» | ||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/11/14/finikiyskie-moreplavateli http://kopilkaurokov.ru/istoriya/presentacii/urok-18-finikiiskiie-morieplavatieli http://festival.1september.ru/articles/524345/ http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/02/24/pril1_finikiya.ppt | ||||||
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | Карточки для групповой работы с учебным материалом и документами, ММ-презентация | ||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технология проблемного обучения и ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология дифференцированного обучения, критического мышления Проблемный, объяснительно – иллюстративный метод, частично-поисковый метод Приемы:
| ||||||
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | Нет | ||||||
Дополнительная необходимая информация | - |
Приложение 1
- Финикийские города
Прочитайте §15 пункт 1 стр. 90-91, атлас: стр. 11 и выполните задания:
1. Географическое положение и города Финикии.
-Какой рельеф на территории Финикийского государства?
-Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат?
-Покажите на карте крупные города Финикии. Почему там не нужна была сильная деспотическая власть и единое государство?
2. Прочитайте п. 1 стр. 91 учебника, заполните схему, вставив, пропущенные слова:
3. Назовите основные занятия финикийцев.
II. Торговцы и пираты
Прочитайте §15 пункт 2 стр. 91-92; атлас: стр. 11.
1. Составьте кластер по теме: «Чем торговали финикийцы?»
2. Подтвердите примерами то, что о древних финикийцах не зря ходила дурная слава. Известно, что они почти не вели войн. Где же тогда они брали рабов? (стр. 91-92)
3. Сделайте вывод об изобретениях финикийцев.
III. Финикийские колонии
Прочитайте §15 пункт 3 стр. 92-93; атлас стр. 11.
Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Сделайте вывод о причинах основания колоний.
IV. Путешествия финикийцев
Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы к нему.
Геродот о финикийцах «Путешествие финикийцев»
... Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне.
Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию...
(Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987.С. 74).
Задание: Составьте вопросы к тексту и ответьте на них.
Прочитайте (§15 пункт 4 стр. 93; атлас: стр. 11) и выполните задание:
- Известно, что около 600 года до н. э. египетский фараон Нехо, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям. Сосчитайте, сколько примерно лет прошло от плавания вокруг Африки до наших дней.
- Сформулируйте вывод по теме задания.
V. Финикийский алфавит
Прочитайте §15 пункт 5 стр. 94.
1. Заполните пустые колонки в таблице
Египет | Двуречье | Финикия |
Иероглифы | Клинопись | Буквенное письмо |
2. Вставьте пропущенные слова: «Древний алфавит был создан в__________________. Он состоял из ___ букв. В алфавите были только _____________ звуки».
3. «Более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва начав учиться – проходило каких-нибудь несколько недель, - могли записать и прочитать несложный текст».
Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?
4. Сделайте вывод по теме задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати
Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила
Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...