Рабочая программа по истории на уровень 5-9 классы
рабочая программа по истории на тему

Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

     Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена на основании:

-авторской программы «История Древнего мира, 5 класс», А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы «История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы / Под общ.ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой.- М.: Вентатна-Граф, 2007»;

-примерной программы основного общего образования по истории (курс «Средние века»);

-авторской программы  «История России, 6-9 классы» А.А.Данилова, Л.Г.Косулина (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы  «Новая история, 7-8 классы» А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкин (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы «Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI века, 9 класс» А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_5-9.doc800.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по истории

(5-9 класс)

2014 год

I. Пояснительная записка.

     Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

     Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена на основании:

-авторской программы «История Древнего мира, 5 класс», А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы «История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы / Под общ.ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой.- М.: Вентатна-Граф, 2007»;

-примерной программы основного общего образования по истории (курс «Средние века»);

-авторской программы  «История России, 6-9 классы» А.А.Данилова, Л.Г.Косулина (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы  «Новая история, 7-8 классы» А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкин (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы «Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI века, 9 класс» А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006).

Рабочая программа ориентирована на следующие учебники:

- История древнего мира, 5 класс, А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, Просвещение, 2004.

- Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс: Учебник для уч-ся общеобраз.учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г. Просвещение, 2006

-История Средних веков: учебник 6 кл.общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение, 2007.

- История России конец 16-18 века, 7 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2006.

- Новая История, 1500-1800, 7 класс, Юдовская А.Я., Баранов П.А., Л.М.Ванюшкина Л.М., Просвещение, 2006.

- История России конец 19 века, 8 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2010.

- Новая История, 1800-1913, 8 класс, А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, просвещение, 2006.

- История России 20 век, 9 класс, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Просвещение, 2009.

- Новейшая история 1918-1999, 9 класс, О.С.Сорока-Цюпа, А.О.Сорока-Цюпа,  Просвещение, 2009-2010.

Цели и задачи курса:  изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Распределение учебных часов по истории России и всеобщей истории в школах Белгородской области остается прежним: в соответствии с требованиями Федерального компонента ГОС (2004 г.), примерными программами и методическим письмом Министерства образования и науки РФ 2005 г. «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». Содержательно сохраняется преподавание двух курсов истории – всеобщей истории и истории России и рекомендации прошлых учебных лет об использовании синхронно-параллельного изучения с пропорцией часов на историю России и всеобщую историю 1,3 и 0,7 соответственно:  

Класс

Общее кол-во часов

ИСТОРИЯ

(название предмета)

История России

Всеобщая история

5

68

В соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по истории в рабочую программу внесен раздел «Введение в изучение истории» (10 ч.)

---

История древнего мира –58 ч.

6

68

История России (с древнейших времен до конца XV в.)

История средних веков –

не менее 30ч.

7

68

История России (XVI -XVIII вв.)

Новая история (XVII-XVIII вв.) –

не менее 24ч.

8

68

История России (XIX в.)

Новая история (XIX в.) –

не менее 24ч.

9

68

История России (XX - начало XXI вв.)

Новейшая история (XX в.) -

не менее 24ч.

        Изменения, внесенные в примерную и авторскую учебную программу и их обоснование.  

5 класс. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по истории для 5-го класса предусматривает обучение в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю. В соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по истории в рабочую программу внесен раздел «Введение в изучение истории» (10 ч.), что привело к изменениям в реализации авторской программы по истории древнего мира:

1)в календарно-тематическом планировании отсутствует тема «Введение» (2ч.), т.к. в курсе «Введение в изучение истории» рассматриваются аналогичные вопросы;

2)раздел 2 «Древний Восток» изучается 16ч. (по программе 18ч.) за счет уплотнения изучения следующих тем:

- «Древний Египет» (6ч. вместо 7ч.);

- «Западная Азия в древности» (6ч. вместо 7ч.);

- «Индия и Китай в древности» (3ч. вместо 4ч.);

3)раздел 3 «Древняя Греция» изучается 17ч. (по программе 20ч.) за счет уплотнения изучения следующих тем:

     - «Древняя Греция» (3ч. вместо 5ч.);

     - «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» (6ч. вместо 7ч.);

     - «Возвышение Афин в 5 в.» (4ч. вместо 5ч.).

6 класс.  Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 68 ч.  Внесенные изменения.  КУРС «ВСЕОБЩАЯ  ИСТОРИЯ». Календарно-тематическое планирование данного курса осуществляется в соответствии с примерной программой основного общего образования по истории из-за отсутствия авторской. С целью  повышения эффективности использования учебного пособия (История Средних веков: учебник 6 кл.общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение), все вопросы содержания примерной программы рассматриваются  в последовательности, определенной учебным пособием для учащихся (в соответствии с нумерацией параграфов).

КУРС «ИСТОРИЯ  РОССИИ»: для повышения качества  изучения вопросов содержательной линии «Культура» были добавлены 2 часа из резерва на изучение следующих тем:

- Образование единого русского государства (8 ч.+1=9ч.);

- Московское государство в 16 в (5 ч.+1=6ч.).

        Т.о., на изучение курса «Всеобщая история» отводится 30 часов в соответствии с Примерной программой, на изучение курса «История России» отводится 36 часов. Т.к. продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели, то резерв учебного времени  - 2 часа (68 – 30 – 36 = 2).

7 класс. Рабочая программа для 7 класса составлена на 68  часов. Корректировка произведена за счет следующих тем:

      Тема

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Тема 2. Россия в XVII в.

10

10

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг.

10

11

Новая история. Введение.

1

-

Тема 6. Европа и мир в начале нового времени

17

15

Тема 7. Эпоха Просвещения. Время преобразований

8

7

8 класс. На изучение курса всеобщей истории в 8 классе предполагается 24 учебных часа: 68-44 (история России)=24 (Всеобщая история). По сравнению с авторской программой внесены следующие изменения:

-«Тема 1. Становление индустриального общества» (4ч. вместо 6ч.)

-«Тема 5. Художественная культура 19 столетия» (2ч. вместо 3ч.)

- Часть 2. Мир во второй половине  XIX века (13ч. вместо 15 ч.)

-добавлен 1 урок повторения

9 класс. Рабочая программа предполагает интегрированное изучение курсов истории России и всеобщей истории при их синхронно-параллельном прохождении. Рассчитана на 68 часов, так как согласно базисному учебному плану продолжительность учебного года в 9 классе составляет 34 недели.

        Так как программы А.А. Данилова Л.Г. Косулиной и А.О. Сороко-Цюпы, О.Ю. Стреловой рассчитаны на изучение курсов из расчета 3 ч. в неделю (т.е. не менее 102 ч), а в Базисном учебном плане на историю выделяется 2 часа в неделю (68 ч.) произведено пропорциональное сокращение уроков, выделенных на изучение тем.  В рабочей программе предусматривается  следующая система распределения учебного материала:

класс

Объем учебного материала

История России

Всеобщая история

Резерв  учебного времени

9 класс

68  часов

44 часа

24 часа

-

Тема

Часы по авторской программе

Часы по рабочей программе

ИР

Россия в начале 20 в. 1900-1916

13

8

ВИ

Страны Европы и США в 1900-1918гг. Первая мировая война

6

4

ИР

Россия в 1917-1927

14

7

ВИ

Версальско-Вашингтонская система в действии

10

4

ИР

СССР в 1928-1938 гг.

7

6

ВИ

Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в.

3

1

ИР

Великая Отечественная война

6

4

ВИ

Мир во второй половине 20 в.: основные тенденции развития

5

2

ВИ

Страны и регионы во второй половине 20в.

4

5

ИР

СССР в сер. 60х-сер.80х

4

3

ИР

Перестройка в СССР 1985-1991

4

3

ИР

Новая история 1991-2003

6

5

В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода на освоение программы основного общего образования по истории (5 – 9 классы) выделяется 340 часов учебного времени

Изучение истории на уровне основного общего образования складывается следующим образом:

5 класс – 68 часов федерального компонента;

6 класс – 68 часов федерального компонента;

7 класс – 68 часов федерального компонента;

8 класс – 68 часов федерального компонента;

9 класс – 68 часов федерального компонента.

II.  Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся 5 класса должны знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории мира; выдающихся деятелей всеобщей истории;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

Учащиеся 6 класса должны знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Учащиеся 7 класса должны знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Учащиеся 8 класса должны знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Требования к уровню подготовки  выпускников основной школы по истории: в результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

III. Тематический план.

5 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Введение в изучение  истории (10 ч.)

1.

Историческая память народа.

1

2.

Источники знаний о прошлом.

1

3

Как в географических названиях отражается история.

1

4

Историческая карта. Легенда карты.

1

5

Способы измерения времени в разные исторические эпохи.

1

6

Летоисчисление в истории.

1

7

Человек в истории. Моя родословная.

1

8

Государственные символы.

1

9

Государственные символы.

1

10

Как работать  с учебным материалом по истории.

1

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч.)

11

Понятие «первобытные люди».

1

12

Родовые общины охотников и собирателей.

1

13

Возникновение искусства и религии.

1

14

Представление о зарождении производящего хозяйства.

1

15

Родовые общины земледельцев и скотоводов.

1

16

Урок повторения: «Жизнь первобытных людей».

1

Раздел 2. Древний Восток (16 ч.)

17

Древний Египет. Местоположение и природные условия.

1

18

Возникновение единого государства в Египте.

1

19

Неограниченная власть фараонов. Жизнь и служба вельмож.

1

20

Религия древних египтян.

1

21

Искусство древних египтян.

1

22

Особенности древнеегипетского письма. Научные знания.

1

23

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия

1

24

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи.

1

25

Города Финикии.

1

26

Древние евреи. Древнееврейское царство и его правители.

1

27

Ассирийская держава.

1

28

Образование Персидской державы.

1

29

Местоположение и природа Древней Индии.

1

30

Представление о кастах.

1

31

Местоположение и природа Древнего Китая.

1

32

Урок повторения: «Древний Восток».

1

Раздел 3. Древняя Греция (17 ч.)

33

Древняя Греция. Местоположение и природные условия.

1

34

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

1

35

Религиозные верования греков.

1

36

Возникновение самостоятельных государств. Местоположение и природные условия Аттики.

1

37

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона.

1

38

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис.

1

39

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

40

Олимпийские игры – общечеловеческие празднества.

1

41

Греко-персидские войны.

1

42

Афинский морской союз. Гавани Пирея.

1

43

Город Афины.

1

44

Образование афинян. Возникновение театра.

1

45

Афинская демократия в 5 в. до н.э.

1

46

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии.

1

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

48

Распад державы Александра после его смерти.

1

49

Урок повторения: «Древняя Греция»

1

Раздел 4. Древний Рим (18 ч.)

50

Местоположение и природные условия Италии.

1

51

Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией.

1

52

Устройство Римской республики.

1

53

Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье.

1

54

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.

1

55

Рабство в Древнем Риме.

1

56

Разорение земледельцев Италии и его причины.

1

57

Крупнейшее в древности восстание рабов.

1

58

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Возвышение Цезаря.

1

59

Установление империи.

1

60

Территория империи. Соседи Римской империи.

1

61

Обожествление императоров.

1

62

Возникновение христианства.

1

63

Расцвет Римской империи.

1

64

Рим – столица империи.

1

65

Вторжение варваров.

1

66

Разделение Римской империи на два государства. Ликвидация власти императора на Западе.

1

67

Урок повторения: «Древний Рим».

1

68

Итоговое повторение: «Вклад народов древности в мировую культуру».

1

6 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

ИСТОРИЯ   СРЕДНИХ   ВЕКОВ  (30 часов)

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья

1

2

Великое перенаселение народов

1

3

Роль христианства в раннем средневековье. Создание и распад империи Карла Великого

1

4

Политическая раздробленность. Норманнские завоевания

1

5

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос

1

6

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Культурное наследие Византии

1

7

Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий

1

8

Арабские племена: расселение, занятие. Возникновение ислама

1

9

Сословное общество средневековой Европы. Феодализм. Европейское рыцарство

1

10

Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян

1

11

Средневековый город. Цех и гильдии

1

12

Жизнь и быт горожан

1

13

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Ереси и борьба церкви против их распространения

1

14

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества

1

15

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции

1

16

Особенности сословно-представительной монархии в Англии

1

17

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги

1

18

Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера

1

19

Война Алой и Белой Розы

1

20

Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове

1

21

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Папы и императоры

1

22

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус

1

23

Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя

1

24

Появление университетов. Схоластика

1

25

Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили

1

26

Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе

1

27

Культурное наследие Средневековья

1

28

Страны Азии в эпоху средневековья (V-XV вв.). Особенности средневековой культуры народов Востока

1

29

Доколумбовые цивилизации Америки

1

30

Обобщающее занятие по всеобщей истории.

1

ИСТОРИЯ   РОССИИ  (36 часов)

31

Введение. Что изучает история Отечества

1

32

Восточные славяне и их соседи

1

33

Восточные славяне и их соседи. Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

Русь в IX-первой половине 12 в (6 ч.)

34

Формирование Древнерусского государства

1

35

Первые русские князья

1

36

Князь Владимир. Крещение Руси

1

37

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

38

Культура Древней Руси

1

39

Быт и нравы Древней Руси

1

Русь во второй половине XII-XIII в (8 ч)

40

Раздробленность Древнерусского государства.

1

41

Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынская земля

1

42

Великий Новгород

1

43

Монгольское нашествие на Русь

1

44

Борьба русских земель с западными завоевателями

1

45

Русь и Орда

1

46

Русь и Литва

1

47

Культура русских  земель.

1

48

Родной край в древности

1

Образование единого русского государства (8 ч.+1=9ч.)

49

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

50

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

1

51

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.

1

52

Создание единого Русского государства

1

53

Создание единого Русского государства

1

54

Церковь и государство

1

55-56

Культура и быт в XIV-начале XVI в.

2

57

Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в.

1

Московское государство в XVI в (5 ч.+1=6ч.)

58

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

1

59

Внешняя политика Ивана IV

1

60-61

Опричнина

2

62-63

Культура и быт в XVI веке

2

64

Родной край в XIV-XVI вв.

1

Итоговое повторение и обобщение (2 ч.)

65

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы

2

66

Резерв учебного времени  (2 ч.)

67-68

Уроки повторения учебного материала за курс 6 класса

2

7 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

История России

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа)

1

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

1

2

Смута. Причины и суть Смутного времени.

1

3

Освободительная борьба против польских и шведских интервентов.

1

4

Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

1

Тема 2. Россия в XVII в. (10 часов)

5

Политический строй

1

6

Экономическое и социальное развитие

1

7

Экономическое и социальное развитие

1

8

Народные движения

Власть и церковь

1

9

10

Внешняя политика

1

11

Внешняя политика

1

12

Образование и культура

1

13

Сословный быт. Обычаи и нравы

1

14

Повторение и обобщение

1

Тема 3. Россия в 1 четв. XVIII в. (12 часов)

15

Предпосылки петровских преобразований

1

16

Преобразования Петра I. Реорганизация армии.

1

17

Преобразования Петра I. Реформа управления. Церковная реформа.

1

18

Преобразования Петра I. Реформы в экономике.

1

19

Цена и последствия реформ Петра I.

1

20

Внешняя политика Петра I. Северная война.

1

21

Внешняя политика Петра I. Восточное направление.

1

22

Итоги внешней политики Петра I.

1

23

Народные движения.

1

24

Изменения в культуре

1

25

Изменения в быту.

1

26

Повторение и обобщение

1

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 часа)

27

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия.

1

28

Внутренняя политика.

1

29

Экономическая политика.

1

30

Внешняя политика.

1

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (10 часов) + 1

31

Внутренняя политика Екатерины II.

1

32

Внутренняя политика Екатерины II.

1

33

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

1

34

Экономическое развитие.

1

35

Внешняя политика.

1

36

Внешняя политика.

1

37

Внутренняя политика Павла 1

1

38

Внешняя политика Павла 1

1

39

Культура и быт во второй половине 18 в.

1

40

Культура и быт во второй половине 18 в.

1

41

Повторение и обобщение.

Итоговое повторение.

1

Новая история

Тема 6. Европа и мир в начале нового времени (15 часов)

42

Эпоха Великих географических открытий Новые изобретения и усовершенствования.

1

43

Западноевропейская колонизация новых земель. Значение Великих географических открытий.

1

44

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизма».

1

45

Дух предпринимательства преобразует экономику.

1

46

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты

1

47

Европейское население и основные черты повседневной жизни

1

48

От Средневековья к Возрождению.

1

49

Развитие новой науки в XVI – XVII вв.

1

50

Реформация – борьба за переустройство церкви.

1

51

Учение и церковь Жана Кальвина.

1

52

Королевская власть и Реформация в Англии.

1

53

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.

1

54

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии.

1

55

Революция в Англии

1

56

Международные отношения.

1

Тема 7. Эпоха Просвещения. Время преобразований (7 часов)

57

Западноевропейская культура 18 в.

1

58

Западноевропейская культура 18 в.

1

59

Промышленный переворот в Англии.

1

60

Североамериканские колонии в борьбе за независимость.

1

61

Образование Соединенных Штатов Америки.

1

62

Великая французская революция 18 в.

1

63

Великая французская революция 18 в.

1

Тема 8. Традиционные общества в раннее новое время (3 часа)

64

Колониальный период в Латинской Америке.

1

65

Традиционные общества Востока.

1

66

Начало европейской колонизации.

1

Резерв (2 часа)

67

Итоговое повторение по истории России

1

68

Итоговое повторение Новой истории

1

8 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы

Россия в первой четверти XIX  века (8 ч.)

1

Россия на рубеже веков

1

2

Внутренняя политика в 1801-1806гг.

1

3

Внешняя политика в 1801-1812гг.

1

4

Отечественная война 1812г.

1

5

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825гг.

1

6

Внутренняя политика в 1814-1825гг.

1

7

Социально-экономическое развитие

1

8

Общественные движения

1

Россия во второй четверти XIX  века (9 ч.+1ч.)

9

Династический кризис 1825 г.

1

10

Внутренняя политика

Николая I

1

11

Социально-экономическое развитие

1

12

Внешняя политика в 1826-1849гг.

1

13

Народы России (национальная политика самодержавия, польский вопрос, кавказская война)

1

14

Общественное движение

30-50х гг.

1

15

Общественное движение

30-50х гг.

1

16

Крымская война 1853-1856гг.

1

17

Крымская война 1853-1856гг.

1

18

Культура и быт в первой половине XIX века (4 ч.)

Развитие образования, научные открытия

1

19

Русские первооткрыватели и путешественники

1

20

Особенности и основные стили в художественной культуре

1

21

Культура народов Российской империи

1

22

Обобщение. Россия на пороге перемен

1

Россия во второй половине XIX  века (20ч.+2ч.)

23

Отмена крепостного права

1

24

Отмена крепостного права

1

25

Либеральные реформы  

60-70х гг.

1

26

Либеральные реформы  

60-70х гг.

1

27

Национальный вопрос в царствование Александра II

1

28

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права

1

29

Общественное движение

1

30

Причины роста революционного движения в пореформенный период

1

31

Народнические организации второй половины 1860-начала 1870х гг.

1

32

Внешняя политика

Александра II

1

33

Внешняя политика

Александра II

1

34

Внутренняя политика Александра III

1

35

Экономическое развитие страны в 80-90е гг.

1

36

Положение основных слоев общества

1

37

Общественное движение в 80-90х гг.

1

38

Внешняя политика

Александра III

1

39

Развитие культуры во второй половине XIX в.

1

40

Развитие культуры во второй половине XIX в.

1

41

Развитие культуры во второй половине XIX в.

1

42

Быт: новые черты в жизни города и деревни

1

43

Родной край во второй половине XIX века

1

44

Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX века

1

Новая история XIX  век.

Часть 1. Становление индустриального общества в XIX  веке (10  ч.)

45

От традиционного общества к обществу индустриальному. Время технического прогресса

1

46

Рост городов. Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества

1

47

Развитие науки в XIX веке

1

48

Идейные течения в обществознании

1

49

Франция в период консульства и империи

1

50

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов

1

51

Англия в первой половине XIX века

1

52

Борьба за объединение Германии

1

53

Борьба за независимость и национальное объединение Италии

1

54

Франко-прусская война и Парижская коммуна

1

Часть 2. Мир во второй половине  XIX века (13ч. + 1ч.)

55

Германская империя

1

56

Создание Британской империи

1

57

Третья республика во Франции

1

58

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

59

Австро-Венгрия

1

60

США в XIX веке

1

61

США в период монополистического капитализма

1

62

Латинская Америка

1

63

Художественная культура XIX столетия

1

64

Художественная культура XIX столетия

1

65

Япония

1

66

Китай. Индия

1

67

Международные отношения в последней трети XIX века

1

68

Урок повторения

1

9 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Россия в начале 20 в. (8 ч.)

Страны Европы и США в 1900-1918 гг. Первая мировая война(4 ч.)

1

ВИ

Введение. Мир в начале XX в.

1

2

ВИ

Мир в начале XX в.

1

3

ИР

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

1

4

ИР

Политическое и экономическое развитие России в начале XX в.

1

5

ИР

Внешняя политика Николая II

1

6

ИР

Общественно-политическое движение в начале 20 в. Первая русская революция

1

7

ИР

Реформы П.А.Столыпина

1

8

ВИ

Повод и причины Первой мировой войны

1

9

ИР

Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации

1

10

ВИ

Оформление Версальско-Вашингтонской системы

1

11

ИР

Серебряный век русской культуры

1

12

ИР

Урок обобщения.

1

Россия в 1917-1927 гг. (7 ч)

Версальско-Вашингтонская система (2 ч.)

13

ИР

От Февраля к Октябрю

1

14

ИР

Становление Советской власти. Эволюция экономической политики советской власти

1

15

ИР

Гражданская война

1

16

ВИ

Социальные последствия Первой мировой войны

1

17

ВИ

Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни

1

18

ИР

Новая экономическая политика

1

19

ИР

Развитие политического процесса в 20е годы. Образование СССР

1

20

ИР

Внешняя политика в 20е годы

1

21

ИР

Духовная жизнь

1

СССР в 1928-1938 гг. (6 ч.)

Версальско-Вашингтонская система (2 ч.). Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. (1 ч.)

22

ВИ

Причины экономического кризиса 1929-1933. Великая депрессия

1

23

ВИ

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов

1

24

ВИ

Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в.

1

25

ИР

Экономическое развитие. Индустриализация

1

26

ИР

Экономическое развитие. Коллективизация

1

27

ИР

Политическая система 1928-1938гг.

1

28

ИР

Социальная система

1

29

ИР

Внешняя политика

1

30

ИР

Духовная жизнь. Родной край в 30-е годы

1

Вторая мировая война (3 ч.).

Великая Отечественная война (4 ч.).

31

ВИ

Причины и характер Второй мировой войны. Начало войны

1

32

ИР

СССР накануне войны. Начало Великой Отечественной войны

1

33

ВИ

Создание антигитлеровской коалиции

1

34

ИР

Тыл

1

35

ИР

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

36

ИР

Завершающий период Великой Отечественной войны

1

37

ВИ

Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945гг.)

1

СССР в 1945-1952 гг. (4 ч.)

Мир во второй половине 20 века: основные тенденции развития (2 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (2 ч.).

38

ВИ

Причины и главные черты «холодной войны»

1

39

ВИ

Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы

1

40

ИР

Послевоенное восстановление хозяйства

1

41

ИР

Политическое развитие страны

1

42

ИР

Идеология и культура

1

43

ИР

Внешняя политика СССР

1

44

ВИ

Страны и регионы мира во второй половине 20 в.

1

45

ВИ

Восточноевропейские страны

1

СССР в 1953-сер.60х гг. (4 ч)

Страны и регионы во второй половине 20 в. (2 ч.)

46

ИР

Изменения политической системы

1

47

ИР

Экономическое и социальное развитие

48

ИР

Развитие науки и образования. Духовная жизнь

1

49

ИР

Внешняя политика

1

50

ВИ

Революции 1989-1990гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма

1

51

ВИ

Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация

1

СССР в сер. 60х-сер.80х (3 ч.)

52

ИР

Политическое развитие России

1

53

ИР

Экономика «развитого социализма»

1

54

ИР

Внешняя политика

1

Перестройка в СССР 1985-1991гг. (3 ч.)

Страны и регионы во второй половине 20 в. (1 ч.)

55

ИР

Реформа политической системы

1

56

ИР

Экономические реформы 1985-1991гг.

1

57

ИР

Общественная жизнь и внешняя политика

1

58

ВИ

Международные отношения

1

Новая Россия (5 ч.) 20 век и культура (2 ч.). Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1ч)

59

ИР

Российская экономика на пути к рынку

1

60

ИР

Политическая жизнь. Духовная жизнь

1

61

ИР

Национальная политика и межнациональные отношения

1

62

ИР

Геополитическое положение и внешняя политика России.

1

63

ИР

Россия на пороге 21 века

1

64

ВИ

Культура в первой половине 20 в.

1

65

ВИ

Культура во второй половине 20 в.

1

66

ВИ

Глобализация, тенденции и проблемы современного мира

1

67-68

ВИ

Обобщающее занятие

2

IV. Содержание программы.

5 класс

Введение в изучение  истории (10 ч.)

     Историческая память народа (что изучает наука история; исторические факты и события; причины и следствия). Источники знаний о прошлом (источники устные, письменные, вещественные; о чем говорят пословицы, песни, сказания; архивы, библиотеки, музеи; деятельность археологов, этнографов). Как в географических названиях отражается история (история в названиях городов, улиц). Историческая карта. Легенда карты. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летоисчисление в истории (время; тысячелетие, столетие-век, год; историческое развитие; деление истории на периоды). Человек в истории. Моя родословная (происхождение фамилий; мое имя). Государственные символы (история становления гербов; история Российского герба; герб СССР; знамена; национальные цвета; гимны).

Тема 1. Жизнь первобытных людей (6 ч.)

     Понятие «первобытные люди». Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие, скотоводство, ремесло. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие, скотоводство, ремесло. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Повторение по теме «Жизнь первобытных людей».

Тема 2. Древний Восток (16 ч.)

     Древний Египет. Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Возникновение единого государства в Египте. Неограниченная власть фараонов. Жизнь и служба вельможи. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Научные знания. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи. Города Финикии. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царство и его правители. Ассирийская держава. Образование Персидской державы. Местоположение и природа Древней Индии. Представление о кастах. Местоположение и природа Древнего Китая. Повторение по теме «Древний Восток».

Тема 3. Древняя Греция (17 ч.)

     Древняя Греция. Местоположение и природные условия. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Возникновение самостоятельных государств. Местоположение и природные условия Аттики. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.  Олимпийские игры – общечеловеческие празднества. Греко-персидские войны. Афинский морской союз. Гавани Пирея. Город Афины. Образование афинян. Возникновение театра. Афинская демократия в 5 в. до н.э.  Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии. Поход Александра Македонского на Восток.  Распад державы Александра после его смерти. Александрия Египетская. Повторение по теме «Древняя Греция»

Тема 4. Древний Рим (18 ч.)

     Местоположение и природные условия Италии. Легенда об основании Рима. Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией. Устройство Римской республики. Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Разорение земледельцев Италии и его причины. Крупнейшее в древности восстание рабов. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Возвышение Цезаря. Установление империи. Территория империи. Соседи Римской империи. Обожествление императоров. Возникновение христианства. Расцвет Римской империи. Рим – столица империи. Вторжение варваров. Разделение Римской империи на два государства. Ликвидация власти императора на Западе. Итоговое повторение. Особенности цивилизации Греции и Рима. Итоговое повторение. Вклад народов древности в мировую культуру.

6 класс

ИСТОРИЯ   СРЕДНИХ   ВЕКОВ  (30 часов).

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Великое перенаселение народов.  Роль христианства в раннем средневековье. Создание и распад империи Карла Великого. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Культурное наследие Византии.  Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Арабские племена: расселение, занятие. Возникновение ислама. Сословное общество средневековой Европы. Феодализм. Европейское рыцарство. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Цех и гильдии. Жизнь и быт горожан. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Война Алой и Белой Розы. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Появление университетов. Схоластика. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили. Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Средневековья. Страны Азии в эпоху средневековья (V-XV вв.). Особенности средневековой культуры народов Востока. Доколумбовые цивилизации Америки. Обобщающее занятие по всеобщей истории.

ИСТОРИЯ   РОССИИ  (36 часов)

Введение. Что изучает история Отечества.

Восточные славяне (2 ч.). Восточные славяне и их соседи. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Русь в IX-первой половине 12 в (6 ч.).

Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси.

Русь во второй половине XII-XIII в (8 ч)

Раздробленность Древнерусского государства.  Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынская земля. Великий Новгород. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Орда. Русь и Литва. Культура русских  земель. Родной край в древности.

Образование единого русского государства (8 ч.+1=9ч.)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в. Создание единого Русского государства. Церковь и государство. Культура и быт в XIV-начале XVI в. Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в.

Московское государство в XVI в (5 ч.+1=6ч.)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Культура и быт в XVI веке. Родной край в XIV-XVI вв.

Итоговое повторение и обобщение (2 ч.)

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы

Резерв учебного времени (2 ч.)

Уроки повторения учебного материала за курс 6 класса

7 класс

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа)

     Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смута. Причины и суть Смутного времени. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Тема 2. Россия в XVII в. (10 часов)

     Политический строй. Экономическое и социальное развитие. Народные движения. Власть и церковь. Внешняя политика. Образование и культура. Сословный быт. Обычаи и нравы. Повторение и обобщение.

Тема 3. Россия в 1 четв. XVIII в. (12 часов)

Предпосылки петровских преобразований. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформа управления. Церковная реформа. Реформы в экономике. Цена и последствия реформ Петра I. Внешняя политика Петра I. Северная война. Восточное направление. Итоги внешней политики Петра I. Народные движения. Изменения в культуре. Изменения в быту. Повторение и обобщение.

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 часа)

     Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя политика. Экономическая политика. Внешняя политика.

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (11 часов)

     Внутренняя политика Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Экономическое развитие. Внешняя политика. Внутренняя политика Павла 1. Внешняя политика Павла 1 Культура и быт во второй половине 18 в. Повторение и обобщение. Итоговое повторение.

Тема 6. Европа и мир в начале нового времени (15 часов)

     Эпоха Великих географических открытий Новые изобретения и усовершенствования. Западноевропейская колонизация новых земель. Значение Великих географических открытий. Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизма». Дух предпринимательства преобразует экономику. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Европейское население и основные черты повседневной жизни. От Средневековья к Возрождению. Развитие новой науки в XVI – XVII вв. Реформация – борьба за переустройство церкви. Учение и церковь Жана Кальвина. Королевская власть и Реформация в Англии. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Революция в Англии. Международные отношения.

Тема 7. Эпоха Просвещения. Время преобразований (7 часов)

     Западноевропейская культура 18 в. Промышленный переворот в Англии. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Великая французская революция 18 в.

Тема 8. Традиционные общества в раннее новое время (3 часа)

     Колониальный период в Латинской Америке. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени».

Резерв (2 часа)

8 класс

Россия в первой четверти XIX  века (8 ч.).

Россия на рубеже веков. Внутренняя политика в 1801-1806гг. Внешняя политика в 1801-1812гг.   Отечественная война 1812г.  Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825гг. Внутренняя политика в 1814-1825гг.  Социально-экономическое развитие. Общественные движения.

Россия во второй четверти XIX  века (9 ч.+1ч.)

Династический кризис 1825 г. Внутренняя политика  Николая I. Социально-экономическое развитие. Внешняя политика в 1826-1849гг.  Народы России (национальная политика самодержавия, польский вопрос, кавказская война). Общественное движение 30-50х гг. Крымская война 1853-1856гг.  Культура и быт в первой половине XIX века (4 ч.) Развитие образования, научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Культура народов Российской империи. Обобщение. Россия на пороге перемен.

Россия во второй половине XIX  века (20ч.+2ч.)

Отмена крепостного права. Либеральные реформы  60-70х гг. Национальный вопрос в царствование Александра II. (Польское восстание 1863, рост национального самосознания на Украине  и в Белоруссии, усиление русификаторской политики, расширение автономии Финляндии, еврейский вопрос, «культурническая русификация» народов Поволжья).  Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.  Общественное движение. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Народнические организации второй половины 1860-начала 1870х гг. Внешняя политика  Александра II. Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие страны в 80-90е гг.  Положение основных слоев общества. Общественное движение в 80-90х гг. Внешняя политика  Александра III. Развитие культуры во второй половине XIX в. Быт: новые черты в жизни города и деревни.  Родной край во второй половине XIX века. Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX века. Новая история XIX  век.

Часть 1. Становление индустриального общества в XIX  веке (10  ч.)

От традиционного общества к обществу индустриальному. Время технического прогресса. Рост городов. Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Развитие науки в XIX веке. Идейные течения в обществознании. Франция в период консульства и империи. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Англия в первой половине XIX века. Борьба за объединение Германии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии.  Франко-прусская война и Парижская коммуна.

Часть 2. Мир во второй половине  XIX века (13ч. + 1ч.)

Германская империя. Создание Британской империи. Третья республика во Франции. Италия: время реформ и колониальных захватов. Австро-Венгрия. США в XIX веке. США в период монополистического капитализма. Латинская Америка. Художественная культура XIX столетия.  Япония. Китай. Индия. Международные отношения в последней трети XIX века. Уроки повторения.

9 класс

Россия в начале 20в. (8ч). Страны Европы и США в 1900-1918гг. Первая мировая война (4ч.)

Введение. Мир в начале XX в. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Политическое и экономическое развитие России в начале XX в. Внешняя политика Николая II. Общественно-политическое движение в начале 20 в. Первая русская революция. Реформы П.А.Столыпина. Повод и причины Первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации. Оформление Версальско-Вашингтонской системы. Серебряный век русской культуры. Урок обобщения.

Россия в 1917-1927 гг. (7 ч.) Версальско-Вашингтонская система (2ч.)

От Февраля к Октябрю. Становление Советской власти. Эволюция экономической политики советской власти. Гражданская война. Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни. Новая экономическая политика. Развитие политического процесса в 20е годы. Образование СССР. Внешняя политика в 20е годы. Духовная жизнь.

СССР в 1928-1938 гг. (6 ч.) Версальско-Вашингтонская система. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. (1 ч.)

Причины экономического кризиса 1929-1933. Великая депрессия. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. Экономическое развитие. Индустриализация. Коллективизация. Политическая система 1928-1938гг. Социальная система. Внешняя политика. Духовная жизнь. Родной край в 30-е годы.

Вторая мировая война (3ч.).Великая Отечественная война (4ч.)

Причины и характер Второй мировой войны. Начало войны. СССР накануне войны. Начало Великой Отечественной войны. Создание антигитлеровской коалиции. Тыл. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Завершающий период Великой Отечественной войны. Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945гг.).

СССР в 1945-1952 гг. (4ч.). Мир во второй половине 20 века: основные тенденции развития (2 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (2ч.)

Причины и главные черты «холодной войны». Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Идеология и культура. Внешняя политика СССР. Страны и регионы мира во второй половине 20 в. Восточноевропейские страны.

СССР в 1953-сер.60х гг. (4 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (2 ч.)

Изменения политической системы. Экономическое и социальное развитие. Развитие науки и образования. Духовная жизнь. Внешняя политика. Революции 1989-1990гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация.

СССР в сер. 60х-сер.80х. (3 ч.)

Политическое развитие России. Экономика «развитого социализма». Внешняя политика.

Перестройка в СССР 1985-1991гг. (3 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (1 ч.)

Реформа политической системы. Экономические реформы 1985-1991гг. Общественная жизнь и внешняя политика. Международные отношения.

Новая Россия. 20 век и культура (5 ч.) Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1 ч.)

Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь. Духовная жизнь. Национальная политика и межнациональные отношения. Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия на пороге 21 века. Культура в первой половине 20 в. Культура во второй половине 20 века. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира. Обобщающее занятие.

V. Формы и средства контроля

     Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:

- устные и письменные развернутые ответы;

- тестирование: Контрольно-измерительные материалы. История: 5-9 класс. / Сост. К.В. Волкова. М. 2010-2012;

- работа с терминами (письменно и устно);

- выполнение творческих заданий.

VI.Учебно-методические и материально-технические  средства обучения

Основная литература

- История древнего мира, 5 класс, А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, Просвещение, 2004.

- Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс: Учебник для уч-ся общеобраз.учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г. Просвещение, 2006

-История Средних веков: учебник 6 кл.общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение, 2007.

- История России конец 16-18 века, 7 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2006.

- Новая История, 1500-1800, 7 класс, Юдовская А.Я., Баранов П.А., Л.М.Ванюшкина Л.М., Просвещение, 2006.

- История России конец 19 века, 8 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2010.

- Новая История, 1800-1913, 8 класс, А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, просвещение, 2006.

- История России 20 век, 9 класс, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Просвещение, 2009.

- Новейшая история 1918-1999, 9 класс, О.С.Сорока-Цюпа, А.О.Сорока-Цюпа,  Просвещение, 2009-2010.

Дополнительная литература

- Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М. 2011.

- Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.

- Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011

- Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.

- Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

- Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.

-Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

- Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

- Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: 9 класс / Сост. К.В.Волкова.: ВАКО, 2012.

- Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО, 2007

Карты:

  • Древний Восток.
  • Индия и Китай.
  • Государства древности
  • Древняя Греция
  • Рост Римского государства в 3 в. до н.э. – 2 в.
  • Римская империя 1-3 в.
  • Падение Римской империи
  • Египет и Азия в древности
  • Завоевания Александра Македонского
  • Европа в 14-15 вв.
  • Византийская империя и славяне 6-11 вв.
  • Европа 16-17 вв.
  • Западная Европа. Крестовые походы
  • Европа в 10-11 вв.
  • Индия и Китай в средние века
  • Европа в 14-15 вв.
  • Франки 5-9 вв.
  • Российская империя в 16 в.
  • Первобытнообщинный строй
  • Русское государство в 16 веке
  • Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 в.
  • Расширение Русского государства в 16 веке
  • Древнерусское государство Киевская Русь в 9-12 вв.
  • Русские княжества и Золотая Орда в 13 в.
  • Русь в 13 веке.
  • Российское государство в 17 веке
  • Российская империя в 18 веке (Северная война)
  • Великие географические открытия и колониальные захваты 15-17 вв.
  • Франция с 1794 по 1799 гг.
  • Европа в начале нового времени
  • Война за независимость и образование США
  • Россия после реформы 1861г. (развитие капитализма 1861-1900гг.)
  • Отечественная война 1812 года
  • Российская империя с начала 19 века по 1861 г. Крымская война.
  • Наполеоновские войны.
  • Образование независимых государств в Латинской Америке (19 век)
  • Европа в 50-60е годы 19 века.
  • Европа с 1815 по 1849 гг.
  • Гражданская война в США.
  • Европа 1870-1914 гг.
  • «Россия XIX – начала XX вв.»
  • «Россия в начале XX столетия»
  • «Русско-японская войны»
  • «Россия 1905-1907. Первая русская революция»
  • «Россия 1907-1914»
  • «Первая мировая война»
  • «Великая Октябрьская социалистическая революция»
  • «Военная интервенция»
  • «Индустриальное развитие СССР в годы довоенных пятилеток»
  • «Великая Отечественная война»
  • «Великая битва под Москвой»
  • «Сталинградская битва»
  • «Народное хозяйство СССР 1945-1965»
  • «Российская Федерация»
  • «Территориально-политический раздел мира 1871-1914»
  • «Первая мировая война»
  • Западная Европа 1918-1923»
  • «Западная Европа 1924-1939»
  • «Вторая мировая война»
  • «Политическая карта мира»

Цифровые образовательные ресурсы (электронные издания):

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории до 19 века» и «Уроки Всемирной истории. Новая история»
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории до 19 века» и «Уроки Всемирной истории. Средние века»
  • д/ф «История государства Российского» (500 серий)
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Древний мир
  • д/ф «Великая Китайская стена»
  • д/ф «История Олимпийских игр»
  • д/ф «Исторические личности (проект «Энциклопедия»)»
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 век.
  • АНИМИРОВАННАЯ карта «Отечественная война 1812 года»
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Новейшая история
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 вв.
  • «Битва за Москву», 2006 г.

СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОСНАЩЕНИИ

ИСТОРИЯ, 5-9 КЛАСС

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

 ИМЕЕТСЯ

Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1

Стандарт основного общего образования по истории

Д

100%

100%

100%

50%

100%

1.4

Примерная программа основного общего образования по истории

Д

1.7

Авторские рабочие программы по курсам истории

Д

Д

Д

1.9

Учебник «Введение в изучение истории»  

(5 класс)

Ф

1.13

Учебники по предмету  «История»  (5-9 классы)

К

1.30

Дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Ф

Ф

100%

1.31

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Ф

Ф

100%

1.33

Хрестоматия по истории

К

20%

20%

1.35

Хрестоматия по истории России

К

1.44

Книги для чтения по истории России и Всеобщей истории

П

20%

30%

1.45

Научная, научно-популярная, художественная историческая  литература.

П

1.46

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов,  Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.)

П

П

П

100%

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

(синхронистические, хронологические,  сравнительные, обобщающие).

Д /Ф

Д/Ф

Д/ Ф

100%

100%

50%

2.2

Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

Д/Ф

Д/Ф

Д/ Ф

2.10

Атлас по истории России (

К

2.16

Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

100%

3.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории

Д/П

Д/П

Д/П

100%

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

4.1

Видеофильмы по всеобщей истории и истории России

Д

Д

Д

ок.300

100%

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

5.4

Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

100%

5.10

Диапроектор

Д

Д

Д

100%

5.11

Мультимедиапроектор

Д

Д

Д

5.12

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

100%

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

7.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

7.1

Компьютерный стол 

100%

ИТОГО –  92%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории (профильный уровень) для 10 класса

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «История России» под редакцией А.Н. Сахарова, С.И. Козленко и «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.» под редакцией В....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 136 часов....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 5-х классов

Рабочая программа по истории древнего мира с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 6-х классов

Рабочая программа по истории для 6 класса, включающая календарно-тематическое планирование и пояснительную записку. В программу входит история Средних веков и история Отечества....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) 7 «С» класс

Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета история для 7 «С» класса.       Рабочая программа  и тематическое планирование учебного ...