Рабочая программа по истории на уровень 5-9 классы
рабочая программа по истории на тему
Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена на основании:
-авторской программы «История Древнего мира, 5 класс», А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);
-авторской программы «История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы / Под общ.ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой.- М.: Вентатна-Граф, 2007»;
-примерной программы основного общего образования по истории (курс «Средние века»);
-авторской программы «История России, 6-9 классы» А.А.Данилова, Л.Г.Косулина (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);
-авторской программы «Новая история, 7-8 классы» А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкин (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);
-авторской программы «Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI века, 9 класс» А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_5-9.doc | 800.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по истории
(5-9 класс)
2014 год
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена на основании:
-авторской программы «История Древнего мира, 5 класс», А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);
-авторской программы «История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы / Под общ.ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой.- М.: Вентатна-Граф, 2007»;
-примерной программы основного общего образования по истории (курс «Средние века»);
-авторской программы «История России, 6-9 классы» А.А.Данилова, Л.Г.Косулина (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);
-авторской программы «Новая история, 7-8 классы» А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкин (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);
-авторской программы «Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI века, 9 класс» А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006).
Рабочая программа ориентирована на следующие учебники:
- История древнего мира, 5 класс, А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, Просвещение, 2004.
- Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс: Учебник для уч-ся общеобраз.учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г. Просвещение, 2006
-История Средних веков: учебник 6 кл.общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение, 2007.
- История России конец 16-18 века, 7 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2006.
- Новая История, 1500-1800, 7 класс, Юдовская А.Я., Баранов П.А., Л.М.Ванюшкина Л.М., Просвещение, 2006.
- История России конец 19 века, 8 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2010.
- Новая История, 1800-1913, 8 класс, А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, просвещение, 2006.
- История России 20 век, 9 класс, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Просвещение, 2009.
- Новейшая история 1918-1999, 9 класс, О.С.Сорока-Цюпа, А.О.Сорока-Цюпа, Просвещение, 2009-2010.
Цели и задачи курса: изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Распределение учебных часов по истории России и всеобщей истории в школах Белгородской области остается прежним: в соответствии с требованиями Федерального компонента ГОС (2004 г.), примерными программами и методическим письмом Министерства образования и науки РФ 2005 г. «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». Содержательно сохраняется преподавание двух курсов истории – всеобщей истории и истории России и рекомендации прошлых учебных лет об использовании синхронно-параллельного изучения с пропорцией часов на историю России и всеобщую историю 1,3 и 0,7 соответственно:
Класс | Общее кол-во часов | ИСТОРИЯ (название предмета) | |
История России | Всеобщая история | ||
5 | 68 | В соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по истории в рабочую программу внесен раздел «Введение в изучение истории» (10 ч.) | |
--- | История древнего мира –58 ч. | ||
6 | 68 | История России (с древнейших времен до конца XV в.) | История средних веков – не менее 30ч. |
7 | 68 | История России (XVI -XVIII вв.) | Новая история (XVII-XVIII вв.) – не менее 24ч. |
8 | 68 | История России (XIX в.) | Новая история (XIX в.) – не менее 24ч. |
9 | 68 | История России (XX - начало XXI вв.) | Новейшая история (XX в.) - не менее 24ч. |
Изменения, внесенные в примерную и авторскую учебную программу и их обоснование.
5 класс. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по истории для 5-го класса предусматривает обучение в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю. В соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по истории в рабочую программу внесен раздел «Введение в изучение истории» (10 ч.), что привело к изменениям в реализации авторской программы по истории древнего мира:
1)в календарно-тематическом планировании отсутствует тема «Введение» (2ч.), т.к. в курсе «Введение в изучение истории» рассматриваются аналогичные вопросы;
2)раздел 2 «Древний Восток» изучается 16ч. (по программе 18ч.) за счет уплотнения изучения следующих тем:
- «Древний Египет» (6ч. вместо 7ч.);
- «Западная Азия в древности» (6ч. вместо 7ч.);
- «Индия и Китай в древности» (3ч. вместо 4ч.);
3)раздел 3 «Древняя Греция» изучается 17ч. (по программе 20ч.) за счет уплотнения изучения следующих тем:
- «Древняя Греция» (3ч. вместо 5ч.);
- «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» (6ч. вместо 7ч.);
- «Возвышение Афин в 5 в.» (4ч. вместо 5ч.).
6 класс. Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 68 ч. Внесенные изменения. КУРС «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ». Календарно-тематическое планирование данного курса осуществляется в соответствии с примерной программой основного общего образования по истории из-за отсутствия авторской. С целью повышения эффективности использования учебного пособия (История Средних веков: учебник 6 кл.общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение), все вопросы содержания примерной программы рассматриваются в последовательности, определенной учебным пособием для учащихся (в соответствии с нумерацией параграфов).
КУРС «ИСТОРИЯ РОССИИ»: для повышения качества изучения вопросов содержательной линии «Культура» были добавлены 2 часа из резерва на изучение следующих тем:
- Образование единого русского государства (8 ч.+1=9ч.);
- Московское государство в 16 в (5 ч.+1=6ч.).
Т.о., на изучение курса «Всеобщая история» отводится 30 часов в соответствии с Примерной программой, на изучение курса «История России» отводится 36 часов. Т.к. продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели, то резерв учебного времени - 2 часа (68 – 30 – 36 = 2).
7 класс. Рабочая программа для 7 класса составлена на 68 часов. Корректировка произведена за счет следующих тем:
Тема | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | |
Тема 2. Россия в XVII в. | 10 | 10 |
Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. | 10 | 11 |
Новая история. Введение. | 1 | - |
Тема 6. Европа и мир в начале нового времени | 17 | 15 |
Тема 7. Эпоха Просвещения. Время преобразований | 8 | 7 |
8 класс. На изучение курса всеобщей истории в 8 классе предполагается 24 учебных часа: 68-44 (история России)=24 (Всеобщая история). По сравнению с авторской программой внесены следующие изменения:
-«Тема 1. Становление индустриального общества» (4ч. вместо 6ч.)
-«Тема 5. Художественная культура 19 столетия» (2ч. вместо 3ч.)
- Часть 2. Мир во второй половине XIX века (13ч. вместо 15 ч.)
-добавлен 1 урок повторения
9 класс. Рабочая программа предполагает интегрированное изучение курсов истории России и всеобщей истории при их синхронно-параллельном прохождении. Рассчитана на 68 часов, так как согласно базисному учебному плану продолжительность учебного года в 9 классе составляет 34 недели.
Так как программы А.А. Данилова Л.Г. Косулиной и А.О. Сороко-Цюпы, О.Ю. Стреловой рассчитаны на изучение курсов из расчета 3 ч. в неделю (т.е. не менее 102 ч), а в Базисном учебном плане на историю выделяется 2 часа в неделю (68 ч.) произведено пропорциональное сокращение уроков, выделенных на изучение тем. В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
класс | Объем учебного материала | История России | Всеобщая история | Резерв учебного времени |
9 класс | 68 часов | 44 часа | 24 часа | - |
Тема | Часы по авторской программе | Часы по рабочей программе | |
ИР | Россия в начале 20 в. 1900-1916 | 13 | 8 |
ВИ | Страны Европы и США в 1900-1918гг. Первая мировая война | 6 | 4 |
ИР | Россия в 1917-1927 | 14 | 7 |
ВИ | Версальско-Вашингтонская система в действии | 10 | 4 |
ИР | СССР в 1928-1938 гг. | 7 | 6 |
ВИ | Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. | 3 | 1 |
ИР | Великая Отечественная война | 6 | 4 |
ВИ | Мир во второй половине 20 в.: основные тенденции развития | 5 | 2 |
ВИ | Страны и регионы во второй половине 20в. | 4 | 5 |
ИР | СССР в сер. 60х-сер.80х | 4 | 3 |
ИР | Перестройка в СССР 1985-1991 | 4 | 3 |
ИР | Новая история 1991-2003 | 6 | 5 |
В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода на освоение программы основного общего образования по истории (5 – 9 классы) выделяется 340 часов учебного времени
Изучение истории на уровне основного общего образования складывается следующим образом:
5 класс – 68 часов федерального компонента;
6 класс – 68 часов федерального компонента;
7 класс – 68 часов федерального компонента;
8 класс – 68 часов федерального компонента;
9 класс – 68 часов федерального компонента.
II. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся 5 класса должны знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории мира; выдающихся деятелей всеобщей истории;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
Учащиеся 6 класса должны знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Учащиеся 7 класса должны знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Учащиеся 8 класса должны знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по истории: в результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
III. Тематический план.
5 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | |||
Введение в изучение истории (10 ч.) | |||||
1. | Историческая память народа. | 1 | |||
2. | Источники знаний о прошлом. | 1 | |||
3 | Как в географических названиях отражается история. | 1 | |||
4 | Историческая карта. Легенда карты. | 1 | |||
5 | Способы измерения времени в разные исторические эпохи. | 1 | |||
6 | Летоисчисление в истории. | 1 | |||
7 | Человек в истории. Моя родословная. | 1 | |||
8 | Государственные символы. | 1 | |||
9 | Государственные символы. | 1 | |||
10 | Как работать с учебным материалом по истории. | 1 | |||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч.) | |||||
11 | Понятие «первобытные люди». | 1 | |||
12 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | |||
13 | Возникновение искусства и религии. | 1 | |||
14 | Представление о зарождении производящего хозяйства. | 1 | |||
15 | Родовые общины земледельцев и скотоводов. | 1 | |||
16 | Урок повторения: «Жизнь первобытных людей». | 1 | |||
Раздел 2. Древний Восток (16 ч.) | |||||
17 | Древний Египет. Местоположение и природные условия. | 1 | |||
18 | Возникновение единого государства в Египте. | 1 | |||
19 | Неограниченная власть фараонов. Жизнь и служба вельмож. | 1 | |||
20 | Религия древних египтян. | 1 | |||
21 | Искусство древних египтян. | 1 | |||
22 | Особенности древнеегипетского письма. Научные знания. | 1 | |||
23 | Двуречье в древности. Местоположение и природные условия | 1 | |||
24 | Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи. | 1 | |||
25 | Города Финикии. | 1 | |||
26 | Древние евреи. Древнееврейское царство и его правители. | 1 | |||
27 | Ассирийская держава. | 1 | |||
28 | Образование Персидской державы. | 1 | |||
29 | Местоположение и природа Древней Индии. | 1 | |||
30 | Представление о кастах. | 1 | |||
31 | Местоположение и природа Древнего Китая. | 1 | |||
32 | Урок повторения: «Древний Восток». | 1 | |||
Раздел 3. Древняя Греция (17 ч.) | |||||
33 | Древняя Греция. Местоположение и природные условия. | 1 | |||
34 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | 1 | |||
35 | Религиозные верования греков. | 1 | |||
36 | Возникновение самостоятельных государств. Местоположение и природные условия Аттики. | 1 | |||
37 | Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. | 1 | |||
38 | Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. | 1 | |||
39 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | |||
40 | Олимпийские игры – общечеловеческие празднества. | 1 | |||
41 | Греко-персидские войны. | 1 | |||
42 | Афинский морской союз. Гавани Пирея. | 1 | |||
43 | Город Афины. | 1 | |||
44 | Образование афинян. Возникновение театра. | 1 | |||
45 | Афинская демократия в 5 в. до н.э. | 1 | |||
46 | Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии. | 1 | |||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | |||
48 | Распад державы Александра после его смерти. | 1 | |||
49 | Урок повторения: «Древняя Греция» | 1 | |||
Раздел 4. Древний Рим (18 ч.) | |||||
50 | Местоположение и природные условия Италии. | 1 | |||
51 | Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией. | 1 | |||
52 | Устройство Римской республики. | 1 | |||
53 | Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. | 1 | |||
54 | Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. | 1 | |||
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | |||
56 | Разорение земледельцев Италии и его причины. | 1 | |||
57 | Крупнейшее в древности восстание рабов. | 1 | |||
58 | Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Возвышение Цезаря. | 1 | |||
59 | Установление империи. | 1 | |||
60 | Территория империи. Соседи Римской империи. | 1 | |||
61 | Обожествление императоров. | 1 | |||
62 | Возникновение христианства. | 1 | |||
63 | Расцвет Римской империи. | 1 | |||
64 | Рим – столица империи. | 1 | |||
65 | Вторжение варваров. | 1 | |||
66 | Разделение Римской империи на два государства. Ликвидация власти императора на Западе. | 1 | |||
67 | Урок повторения: «Древний Рим». | 1 | |||
68 | Итоговое повторение: «Вклад народов древности в мировую культуру». | 1 |
6 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | ||||||
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (30 часов) | ||||||||
1 | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья | 1 | ||||||
2 | Великое перенаселение народов | 1 | ||||||
3 | Роль христианства в раннем средневековье. Создание и распад империи Карла Великого | 1 | ||||||
4 | Политическая раздробленность. Норманнские завоевания | 1 | ||||||
5 | Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос | 1 | ||||||
6 | Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Культурное наследие Византии | 1 | ||||||
7 | Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий | 1 | ||||||
8 | Арабские племена: расселение, занятие. Возникновение ислама | 1 | ||||||
9 | Сословное общество средневековой Европы. Феодализм. Европейское рыцарство | 1 | ||||||
10 | Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян | 1 | ||||||
11 | Средневековый город. Цех и гильдии | 1 | ||||||
12 | Жизнь и быт горожан | 1 | ||||||
13 | Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Ереси и борьба церкви против их распространения | 1 | ||||||
14 | Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества | 1 | ||||||
15 | Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции | 1 | ||||||
16 | Особенности сословно-представительной монархии в Англии | 1 | ||||||
17 | Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги | 1 | ||||||
18 | Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера | 1 | ||||||
19 | Война Алой и Белой Розы | 1 | ||||||
20 | Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове | 1 | ||||||
21 | Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Папы и императоры | 1 | ||||||
22 | Гуситское движение в Чехии. Ян Гус | 1 | ||||||
23 | Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя | 1 | ||||||
24 | Появление университетов. Схоластика | 1 | ||||||
25 | Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили | 1 | ||||||
26 | Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе | 1 | ||||||
27 | Культурное наследие Средневековья | 1 | ||||||
28 | Страны Азии в эпоху средневековья (V-XV вв.). Особенности средневековой культуры народов Востока | 1 | ||||||
29 | Доколумбовые цивилизации Америки | 1 | ||||||
30 | Обобщающее занятие по всеобщей истории. | 1 | ||||||
ИСТОРИЯ РОССИИ (36 часов) | ||||||||
31 | Введение. Что изучает история Отечества | 1 | ||||||
32 | Восточные славяне и их соседи | 1 | ||||||
33 | Восточные славяне и их соседи. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 1 | ||||||
Русь в IX-первой половине 12 в (6 ч.) | ||||||||
34 | Формирование Древнерусского государства | 1 | ||||||
35 | Первые русские князья | 1 | ||||||
36 | Князь Владимир. Крещение Руси | 1 | ||||||
37 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 1 | ||||||
38 | Культура Древней Руси | 1 | ||||||
39 | Быт и нравы Древней Руси | 1 | ||||||
Русь во второй половине XII-XIII в (8 ч) | ||||||||
40 | Раздробленность Древнерусского государства. | 1 | ||||||
41 | Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынская земля | 1 | ||||||
42 | Великий Новгород | 1 | ||||||
43 | Монгольское нашествие на Русь | 1 | ||||||
44 | Борьба русских земель с западными завоевателями | 1 | ||||||
45 | Русь и Орда | 1 | ||||||
46 | Русь и Литва | 1 | ||||||
47 | Культура русских земель. | 1 | ||||||
48 | Родной край в древности | 1 | ||||||
Образование единого русского государства (8 ч.+1=9ч.) | ||||||||
49 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1 | ||||||
50 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва | 1 | ||||||
51 | Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в. | 1 | ||||||
52 | Создание единого Русского государства | 1 | ||||||
53 | Создание единого Русского государства | 1 | ||||||
54 | Церковь и государство | 1 | ||||||
55-56 | Культура и быт в XIV-начале XVI в. | 2 | ||||||
57 | Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в. | 1 | ||||||
Московское государство в XVI в (5 ч.+1=6ч.) | ||||||||
58 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 1 | ||||||
59 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | ||||||
60-61 | Опричнина | 2 | ||||||
62-63 | Культура и быт в XVI веке | 2 | ||||||
64 | Родной край в XIV-XVI вв. | 1 | ||||||
Итоговое повторение и обобщение (2 ч.) | ||||||||
65 | Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы | 2 | ||||||
66 | ||||||||
Резерв учебного времени (2 ч.) | ||||||||
67-68 | Уроки повторения учебного материала за курс 6 класса | 2 |
7 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | ||||
История России | ||||||
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа) | ||||||
1 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | 1 | ||||
2 | Смута. Причины и суть Смутного времени. | 1 | ||||
3 | Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. | 1 | ||||
4 | Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых. | 1 | ||||
Тема 2. Россия в XVII в. (10 часов) | ||||||
5 | Политический строй | 1 | ||||
6 | Экономическое и социальное развитие | 1 | ||||
7 | Экономическое и социальное развитие | 1 | ||||
8 | Народные движения Власть и церковь | 1 | ||||
9 | ||||||
10 | Внешняя политика | 1 | ||||
11 | Внешняя политика | 1 | ||||
12 | Образование и культура | 1 | ||||
13 | Сословный быт. Обычаи и нравы | 1 | ||||
14 | Повторение и обобщение | 1 | ||||
Тема 3. Россия в 1 четв. XVIII в. (12 часов) | ||||||
15 | Предпосылки петровских преобразований | 1 | ||||
16 | Преобразования Петра I. Реорганизация армии. | 1 | ||||
17 | Преобразования Петра I. Реформа управления. Церковная реформа. | 1 | ||||
18 | Преобразования Петра I. Реформы в экономике. | 1 | ||||
19 | Цена и последствия реформ Петра I. | 1 | ||||
20 | Внешняя политика Петра I. Северная война. | 1 | ||||
21 | Внешняя политика Петра I. Восточное направление. | 1 | ||||
22 | Итоги внешней политики Петра I. | 1 | ||||
23 | Народные движения. | 1 | ||||
24 | Изменения в культуре | 1 | ||||
25 | Изменения в быту. | 1 | ||||
26 | Повторение и обобщение | 1 | ||||
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 часа) | ||||||
27 | Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. | 1 | ||||
28 | Внутренняя политика. | 1 | ||||
29 | Экономическая политика. | 1 | ||||
30 | Внешняя политика. | 1 | ||||
Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (10 часов) + 1 | ||||||
31 | Внутренняя политика Екатерины II. | 1 | ||||
32 | Внутренняя политика Екатерины II. | 1 | ||||
33 | Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. | 1 | ||||
34 | Экономическое развитие. | 1 | ||||
35 | Внешняя политика. | 1 | ||||
36 | Внешняя политика. | 1 | ||||
37 | Внутренняя политика Павла 1 | 1 | ||||
38 | Внешняя политика Павла 1 | 1 | ||||
39 | Культура и быт во второй половине 18 в. | 1 | ||||
40 | Культура и быт во второй половине 18 в. | 1 | ||||
41 | Повторение и обобщение. Итоговое повторение. | 1 | ||||
Новая история | ||||||
Тема 6. Европа и мир в начале нового времени (15 часов) | ||||||
42 | Эпоха Великих географических открытий Новые изобретения и усовершенствования. | 1 | ||||
43 | Западноевропейская колонизация новых земель. Значение Великих географических открытий. | 1 | ||||
44 | Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизма». | 1 | ||||
45 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 | ||||
46 | Социальные слои европейского общества, их отличительные черты | 1 | ||||
47 | Европейское население и основные черты повседневной жизни | 1 | ||||
48 | От Средневековья к Возрождению. | 1 | ||||
49 | Развитие новой науки в XVI – XVII вв. | 1 | ||||
50 | Реформация – борьба за переустройство церкви. | 1 | ||||
51 | Учение и церковь Жана Кальвина. | 1 | ||||
52 | Королевская власть и Реформация в Англии. | 1 | ||||
53 | Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. | 1 | ||||
54 | Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. | 1 | ||||
55 | Революция в Англии | 1 | ||||
56 | Международные отношения. | 1 | ||||
Тема 7. Эпоха Просвещения. Время преобразований (7 часов) | ||||||
57 | Западноевропейская культура 18 в. | 1 | ||||
58 | Западноевропейская культура 18 в. | 1 | ||||
59 | Промышленный переворот в Англии. | 1 | ||||
60 | Североамериканские колонии в борьбе за независимость. | 1 | ||||
61 | Образование Соединенных Штатов Америки. | 1 | ||||
62 | Великая французская революция 18 в. | 1 | ||||
63 | Великая французская революция 18 в. | 1 | ||||
Тема 8. Традиционные общества в раннее новое время (3 часа) | ||||||
64 | Колониальный период в Латинской Америке. | 1 | ||||
65 | Традиционные общества Востока. | 1 | ||||
66 | Начало европейской колонизации. | 1 | ||||
Резерв (2 часа) | ||||||
67 | Итоговое повторение по истории России | 1 | ||||
68 | Итоговое повторение Новой истории | 1 |
8 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы | |||
Россия в первой четверти XIX века (8 ч.) | |||||
1 | Россия на рубеже веков | 1 | |||
2 | Внутренняя политика в 1801-1806гг. | 1 | |||
3 | Внешняя политика в 1801-1812гг. | 1 | |||
4 | Отечественная война 1812г. | 1 | |||
5 | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825гг. | 1 | |||
6 | Внутренняя политика в 1814-1825гг. | 1 | |||
7 | Социально-экономическое развитие | 1 | |||
8 | Общественные движения | 1 | |||
Россия во второй четверти XIX века (9 ч.+1ч.) | |||||
9 | Династический кризис 1825 г. | 1 | |||
10 | Внутренняя политика Николая I | 1 | |||
11 | Социально-экономическое развитие | 1 | |||
12 | Внешняя политика в 1826-1849гг. | 1 | |||
13 | Народы России (национальная политика самодержавия, польский вопрос, кавказская война) | 1 | |||
14 | Общественное движение 30-50х гг. | 1 | |||
15 | Общественное движение 30-50х гг. | 1 | |||
16 | Крымская война 1853-1856гг. | 1 | |||
17 | Крымская война 1853-1856гг. | 1 | |||
18 | Культура и быт в первой половине XIX века (4 ч.) Развитие образования, научные открытия | 1 | |||
19 | Русские первооткрыватели и путешественники | 1 | |||
20 | Особенности и основные стили в художественной культуре | 1 | |||
21 | Культура народов Российской империи | 1 | |||
22 | Обобщение. Россия на пороге перемен | 1 | |||
Россия во второй половине XIX века (20ч.+2ч.) | |||||
23 | Отмена крепостного права | 1 | |||
24 | Отмена крепостного права | 1 | |||
25 | Либеральные реформы 60-70х гг. | 1 | |||
26 | Либеральные реформы 60-70х гг. | 1 | |||
27 | Национальный вопрос в царствование Александра II | 1 | |||
28 | Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права | 1 | |||
29 | Общественное движение | 1 | |||
30 | Причины роста революционного движения в пореформенный период | 1 | |||
31 | Народнические организации второй половины 1860-начала 1870х гг. | 1 | |||
32 | Внешняя политика Александра II | 1 | |||
33 | Внешняя политика Александра II | 1 | |||
34 | Внутренняя политика Александра III | 1 | |||
35 | Экономическое развитие страны в 80-90е гг. | 1 | |||
36 | Положение основных слоев общества | 1 | |||
37 | Общественное движение в 80-90х гг. | 1 | |||
38 | Внешняя политика Александра III | 1 | |||
39 | Развитие культуры во второй половине XIX в. | 1 | |||
40 | Развитие культуры во второй половине XIX в. | 1 | |||
41 | Развитие культуры во второй половине XIX в. | 1 | |||
42 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | 1 | |||
43 | Родной край во второй половине XIX века | 1 | |||
44 | Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX века | 1 | |||
Новая история XIX век. Часть 1. Становление индустриального общества в XIX веке (10 ч.) | |||||
45 | От традиционного общества к обществу индустриальному. Время технического прогресса | 1 | |||
46 | Рост городов. Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества | 1 | |||
47 | Развитие науки в XIX веке | 1 | |||
48 | Идейные течения в обществознании | 1 | |||
49 | Франция в период консульства и империи | 1 | |||
50 | Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов | 1 | |||
51 | Англия в первой половине XIX века | 1 | |||
52 | Борьба за объединение Германии | 1 | |||
53 | Борьба за независимость и национальное объединение Италии | 1 | |||
54 | Франко-прусская война и Парижская коммуна | 1 | |||
Часть 2. Мир во второй половине XIX века (13ч. + 1ч.) | |||||
55 | Германская империя | 1 | |||
56 | Создание Британской империи | 1 | |||
57 | Третья республика во Франции | 1 | |||
58 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | |||
59 | Австро-Венгрия | 1 | |||
60 | США в XIX веке | 1 | |||
61 | США в период монополистического капитализма | 1 | |||
62 | Латинская Америка | 1 | |||
63 | Художественная культура XIX столетия | 1 | |||
64 | Художественная культура XIX столетия | 1 | |||
65 | Япония | 1 | |||
66 | Китай. Индия | 1 | |||
67 | Международные отношения в последней трети XIX века | 1 | |||
68 | Урок повторения | 1 |
9 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | ||||
Россия в начале 20 в. (8 ч.) Страны Европы и США в 1900-1918 гг. Первая мировая война(4 ч.) | ||||||
1 | ВИ | Введение. Мир в начале XX в. | 1 | |||
2 | ВИ | Мир в начале XX в. | 1 | |||
3 | ИР | Российская империя на рубеже веков и ее место в мире | 1 | |||
4 | ИР | Политическое и экономическое развитие России в начале XX в. | 1 | |||
5 | ИР | Внешняя политика Николая II | 1 | |||
6 | ИР | Общественно-политическое движение в начале 20 в. Первая русская революция | 1 | |||
7 | ИР | Реформы П.А.Столыпина | 1 | |||
8 | ВИ | Повод и причины Первой мировой войны | 1 | |||
9 | ИР | Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации | 1 | |||
10 | ВИ | Оформление Версальско-Вашингтонской системы | 1 | |||
11 | ИР | Серебряный век русской культуры | 1 | |||
12 | ИР | Урок обобщения. | 1 | |||
Россия в 1917-1927 гг. (7 ч) Версальско-Вашингтонская система (2 ч.) | ||||||
13 | ИР | От Февраля к Октябрю | 1 | |||
14 | ИР | Становление Советской власти. Эволюция экономической политики советской власти | 1 | |||
15 | ИР | Гражданская война | 1 | |||
16 | ВИ | Социальные последствия Первой мировой войны | 1 | |||
17 | ВИ | Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни | 1 | |||
18 | ИР | Новая экономическая политика | 1 | |||
19 | ИР | Развитие политического процесса в 20е годы. Образование СССР | 1 | |||
20 | ИР | Внешняя политика в 20е годы | 1 | |||
21 | ИР | Духовная жизнь | 1 | |||
СССР в 1928-1938 гг. (6 ч.) Версальско-Вашингтонская система (2 ч.). Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. (1 ч.) | ||||||
22 | ВИ | Причины экономического кризиса 1929-1933. Великая депрессия | 1 | |||
23 | ВИ | Формирование тоталитарных и авторитарных режимов | 1 | |||
24 | ВИ | Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. | 1 | |||
25 | ИР | Экономическое развитие. Индустриализация | 1 | |||
26 | ИР | Экономическое развитие. Коллективизация | 1 | |||
27 | ИР | Политическая система 1928-1938гг. | 1 | |||
28 | ИР | Социальная система | 1 | |||
29 | ИР | Внешняя политика | 1 | |||
30 | ИР | Духовная жизнь. Родной край в 30-е годы | 1 | |||
Вторая мировая война (3 ч.). Великая Отечественная война (4 ч.). | ||||||
31 | ВИ | Причины и характер Второй мировой войны. Начало войны | 1 | |||
32 | ИР | СССР накануне войны. Начало Великой Отечественной войны | 1 | |||
33 | ВИ | Создание антигитлеровской коалиции | 1 | |||
34 | ИР | Тыл | 1 | |||
35 | ИР | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 1 | |||
36 | ИР | Завершающий период Великой Отечественной войны | 1 | |||
37 | ВИ | Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945гг.) | 1 | |||
СССР в 1945-1952 гг. (4 ч.) Мир во второй половине 20 века: основные тенденции развития (2 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (2 ч.). | ||||||
38 | ВИ | Причины и главные черты «холодной войны» | 1 | |||
39 | ВИ | Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы | 1 | |||
40 | ИР | Послевоенное восстановление хозяйства | 1 | |||
41 | ИР | Политическое развитие страны | 1 | |||
42 | ИР | Идеология и культура | 1 | |||
43 | ИР | Внешняя политика СССР | 1 | |||
44 | ВИ | Страны и регионы мира во второй половине 20 в. | 1 | |||
45 | ВИ | Восточноевропейские страны | 1 | |||
СССР в 1953-сер.60х гг. (4 ч) Страны и регионы во второй половине 20 в. (2 ч.) | ||||||
46 | ИР | Изменения политической системы | 1 | |||
47 | ИР | Экономическое и социальное развитие | ||||
48 | ИР | Развитие науки и образования. Духовная жизнь | 1 | |||
49 | ИР | Внешняя политика | 1 | |||
50 | ВИ | Революции 1989-1990гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма | 1 | |||
51 | ВИ | Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация | 1 | |||
СССР в сер. 60х-сер.80х (3 ч.) | ||||||
52 | ИР | Политическое развитие России | 1 | |||
53 | ИР | Экономика «развитого социализма» | 1 | |||
54 | ИР | Внешняя политика | 1 | |||
Перестройка в СССР 1985-1991гг. (3 ч.) Страны и регионы во второй половине 20 в. (1 ч.) | ||||||
55 | ИР | Реформа политической системы | 1 | |||
56 | ИР | Экономические реформы 1985-1991гг. | 1 | |||
57 | ИР | Общественная жизнь и внешняя политика | 1 | |||
58 | ВИ | Международные отношения | 1 | |||
Новая Россия (5 ч.) 20 век и культура (2 ч.). Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1ч) | ||||||
59 | ИР | Российская экономика на пути к рынку | 1 | |||
60 | ИР | Политическая жизнь. Духовная жизнь | 1 | |||
61 | ИР | Национальная политика и межнациональные отношения | 1 | |||
62 | ИР | Геополитическое положение и внешняя политика России. | 1 | |||
63 | ИР | Россия на пороге 21 века | 1 | |||
64 | ВИ | Культура в первой половине 20 в. | 1 | |||
65 | ВИ | Культура во второй половине 20 в. | 1 | |||
66 | ВИ | Глобализация, тенденции и проблемы современного мира | 1 | |||
67-68 | ВИ | Обобщающее занятие | 2 |
IV. Содержание программы.
5 класс
Введение в изучение истории (10 ч.)
Историческая память народа (что изучает наука история; исторические факты и события; причины и следствия). Источники знаний о прошлом (источники устные, письменные, вещественные; о чем говорят пословицы, песни, сказания; архивы, библиотеки, музеи; деятельность археологов, этнографов). Как в географических названиях отражается история (история в названиях городов, улиц). Историческая карта. Легенда карты. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летоисчисление в истории (время; тысячелетие, столетие-век, год; историческое развитие; деление истории на периоды). Человек в истории. Моя родословная (происхождение фамилий; мое имя). Государственные символы (история становления гербов; история Российского герба; герб СССР; знамена; национальные цвета; гимны).
Тема 1. Жизнь первобытных людей (6 ч.)
Понятие «первобытные люди». Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие, скотоводство, ремесло. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие, скотоводство, ремесло. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Повторение по теме «Жизнь первобытных людей».
Тема 2. Древний Восток (16 ч.)
Древний Египет. Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Возникновение единого государства в Египте. Неограниченная власть фараонов. Жизнь и служба вельможи. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Научные знания. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи. Города Финикии. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царство и его правители. Ассирийская держава. Образование Персидской державы. Местоположение и природа Древней Индии. Представление о кастах. Местоположение и природа Древнего Китая. Повторение по теме «Древний Восток».
Тема 3. Древняя Греция (17 ч.)
Древняя Греция. Местоположение и природные условия. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Возникновение самостоятельных государств. Местоположение и природные условия Аттики. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры – общечеловеческие празднества. Греко-персидские войны. Афинский морской союз. Гавани Пирея. Город Афины. Образование афинян. Возникновение театра. Афинская демократия в 5 в. до н.э. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. Распад державы Александра после его смерти. Александрия Египетская. Повторение по теме «Древняя Греция»
Тема 4. Древний Рим (18 ч.)
Местоположение и природные условия Италии. Легенда об основании Рима. Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией. Устройство Римской республики. Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Разорение земледельцев Италии и его причины. Крупнейшее в древности восстание рабов. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Возвышение Цезаря. Установление империи. Территория империи. Соседи Римской империи. Обожествление императоров. Возникновение христианства. Расцвет Римской империи. Рим – столица империи. Вторжение варваров. Разделение Римской империи на два государства. Ликвидация власти императора на Западе. Итоговое повторение. Особенности цивилизации Греции и Рима. Итоговое повторение. Вклад народов древности в мировую культуру.
6 класс
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (30 часов).
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Великое перенаселение народов. Роль христианства в раннем средневековье. Создание и распад империи Карла Великого. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Культурное наследие Византии. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Арабские племена: расселение, занятие. Возникновение ислама. Сословное общество средневековой Европы. Феодализм. Европейское рыцарство. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Цех и гильдии. Жизнь и быт горожан. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Война Алой и Белой Розы. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Появление университетов. Схоластика. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили. Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Средневековья. Страны Азии в эпоху средневековья (V-XV вв.). Особенности средневековой культуры народов Востока. Доколумбовые цивилизации Америки. Обобщающее занятие по всеобщей истории.
ИСТОРИЯ РОССИИ (36 часов)
Введение. Что изучает история Отечества.
Восточные славяне (2 ч.). Восточные славяне и их соседи. Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Русь в IX-первой половине 12 в (6 ч.).
Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси.
Русь во второй половине XII-XIII в (8 ч)
Раздробленность Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынская земля. Великий Новгород. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Орда. Русь и Литва. Культура русских земель. Родной край в древности.
Образование единого русского государства (8 ч.+1=9ч.)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в. Создание единого Русского государства. Церковь и государство. Культура и быт в XIV-начале XVI в. Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в.
Московское государство в XVI в (5 ч.+1=6ч.)
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Культура и быт в XVI веке. Родной край в XIV-XVI вв.
Итоговое повторение и обобщение (2 ч.)
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы
Резерв учебного времени (2 ч.)
Уроки повторения учебного материала за курс 6 класса
7 класс
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смута. Причины и суть Смутного времени. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Тема 2. Россия в XVII в. (10 часов)
Политический строй. Экономическое и социальное развитие. Народные движения. Власть и церковь. Внешняя политика. Образование и культура. Сословный быт. Обычаи и нравы. Повторение и обобщение.
Тема 3. Россия в 1 четв. XVIII в. (12 часов)
Предпосылки петровских преобразований. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформа управления. Церковная реформа. Реформы в экономике. Цена и последствия реформ Петра I. Внешняя политика Петра I. Северная война. Восточное направление. Итоги внешней политики Петра I. Народные движения. Изменения в культуре. Изменения в быту. Повторение и обобщение.
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 часа)
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя политика. Экономическая политика. Внешняя политика.
Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (11 часов)
Внутренняя политика Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Экономическое развитие. Внешняя политика. Внутренняя политика Павла 1. Внешняя политика Павла 1 Культура и быт во второй половине 18 в. Повторение и обобщение. Итоговое повторение.
Тема 6. Европа и мир в начале нового времени (15 часов)
Эпоха Великих географических открытий Новые изобретения и усовершенствования. Западноевропейская колонизация новых земель. Значение Великих географических открытий. Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизма». Дух предпринимательства преобразует экономику. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Европейское население и основные черты повседневной жизни. От Средневековья к Возрождению. Развитие новой науки в XVI – XVII вв. Реформация – борьба за переустройство церкви. Учение и церковь Жана Кальвина. Королевская власть и Реформация в Англии. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Революция в Англии. Международные отношения.
Тема 7. Эпоха Просвещения. Время преобразований (7 часов)
Западноевропейская культура 18 в. Промышленный переворот в Англии. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Великая французская революция 18 в.
Тема 8. Традиционные общества в раннее новое время (3 часа)
Колониальный период в Латинской Америке. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени».
Резерв (2 часа)
8 класс
Россия в первой четверти XIX века (8 ч.).
Россия на рубеже веков. Внутренняя политика в 1801-1806гг. Внешняя политика в 1801-1812гг. Отечественная война 1812г. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825гг. Внутренняя политика в 1814-1825гг. Социально-экономическое развитие. Общественные движения.
Россия во второй четверти XIX века (9 ч.+1ч.)
Династический кризис 1825 г. Внутренняя политика Николая I. Социально-экономическое развитие. Внешняя политика в 1826-1849гг. Народы России (национальная политика самодержавия, польский вопрос, кавказская война). Общественное движение 30-50х гг. Крымская война 1853-1856гг. Культура и быт в первой половине XIX века (4 ч.) Развитие образования, научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Культура народов Российской империи. Обобщение. Россия на пороге перемен.
Россия во второй половине XIX века (20ч.+2ч.)
Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70х гг. Национальный вопрос в царствование Александра II. (Польское восстание 1863, рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии, усиление русификаторской политики, расширение автономии Финляндии, еврейский вопрос, «культурническая русификация» народов Поволжья). Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Общественное движение. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Народнические организации второй половины 1860-начала 1870х гг. Внешняя политика Александра II. Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие страны в 80-90е гг. Положение основных слоев общества. Общественное движение в 80-90х гг. Внешняя политика Александра III. Развитие культуры во второй половине XIX в. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Родной край во второй половине XIX века. Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX века. Новая история XIX век.
Часть 1. Становление индустриального общества в XIX веке (10 ч.)
От традиционного общества к обществу индустриальному. Время технического прогресса. Рост городов. Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Развитие науки в XIX веке. Идейные течения в обществознании. Франция в период консульства и империи. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Англия в первой половине XIX века. Борьба за объединение Германии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Франко-прусская война и Парижская коммуна.
Часть 2. Мир во второй половине XIX века (13ч. + 1ч.)
Германская империя. Создание Британской империи. Третья республика во Франции. Италия: время реформ и колониальных захватов. Австро-Венгрия. США в XIX веке. США в период монополистического капитализма. Латинская Америка. Художественная культура XIX столетия. Япония. Китай. Индия. Международные отношения в последней трети XIX века. Уроки повторения.
9 класс
Россия в начале 20в. (8ч). Страны Европы и США в 1900-1918гг. Первая мировая война (4ч.)
Введение. Мир в начале XX в. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Политическое и экономическое развитие России в начале XX в. Внешняя политика Николая II. Общественно-политическое движение в начале 20 в. Первая русская революция. Реформы П.А.Столыпина. Повод и причины Первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации. Оформление Версальско-Вашингтонской системы. Серебряный век русской культуры. Урок обобщения.
Россия в 1917-1927 гг. (7 ч.) Версальско-Вашингтонская система (2ч.)
От Февраля к Октябрю. Становление Советской власти. Эволюция экономической политики советской власти. Гражданская война. Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни. Новая экономическая политика. Развитие политического процесса в 20е годы. Образование СССР. Внешняя политика в 20е годы. Духовная жизнь.
СССР в 1928-1938 гг. (6 ч.) Версальско-Вашингтонская система. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. (1 ч.)
Причины экономического кризиса 1929-1933. Великая депрессия. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. Экономическое развитие. Индустриализация. Коллективизация. Политическая система 1928-1938гг. Социальная система. Внешняя политика. Духовная жизнь. Родной край в 30-е годы.
Вторая мировая война (3ч.).Великая Отечественная война (4ч.)
Причины и характер Второй мировой войны. Начало войны. СССР накануне войны. Начало Великой Отечественной войны. Создание антигитлеровской коалиции. Тыл. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Завершающий период Великой Отечественной войны. Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945гг.).
СССР в 1945-1952 гг. (4ч.). Мир во второй половине 20 века: основные тенденции развития (2 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (2ч.)
Причины и главные черты «холодной войны». Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Идеология и культура. Внешняя политика СССР. Страны и регионы мира во второй половине 20 в. Восточноевропейские страны.
СССР в 1953-сер.60х гг. (4 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (2 ч.)
Изменения политической системы. Экономическое и социальное развитие. Развитие науки и образования. Духовная жизнь. Внешняя политика. Революции 1989-1990гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация.
СССР в сер. 60х-сер.80х. (3 ч.)
Политическое развитие России. Экономика «развитого социализма». Внешняя политика.
Перестройка в СССР 1985-1991гг. (3 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (1 ч.)
Реформа политической системы. Экономические реформы 1985-1991гг. Общественная жизнь и внешняя политика. Международные отношения.
Новая Россия. 20 век и культура (5 ч.) Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1 ч.)
Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь. Духовная жизнь. Национальная политика и межнациональные отношения. Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия на пороге 21 века. Культура в первой половине 20 в. Культура во второй половине 20 века. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира. Обобщающее занятие.
V. Формы и средства контроля
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
- устные и письменные развернутые ответы;
- тестирование: Контрольно-измерительные материалы. История: 5-9 класс. / Сост. К.В. Волкова. М. 2010-2012;
- работа с терминами (письменно и устно);
- выполнение творческих заданий.
VI.Учебно-методические и материально-технические средства обучения
Основная литература
- История древнего мира, 5 класс, А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, Просвещение, 2004.
- Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс: Учебник для уч-ся общеобраз.учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г. Просвещение, 2006
-История Средних веков: учебник 6 кл.общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение, 2007.
- История России конец 16-18 века, 7 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2006.
- Новая История, 1500-1800, 7 класс, Юдовская А.Я., Баранов П.А., Л.М.Ванюшкина Л.М., Просвещение, 2006.
- История России конец 19 века, 8 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2010.
- Новая История, 1800-1913, 8 класс, А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, просвещение, 2006.
- История России 20 век, 9 класс, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Просвещение, 2009.
- Новейшая история 1918-1999, 9 класс, О.С.Сорока-Цюпа, А.О.Сорока-Цюпа, Просвещение, 2009-2010.
Дополнительная литература
- Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М. 2011.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.
-Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011.
- Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: 9 класс / Сост. К.В.Волкова.: ВАКО, 2012.
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО, 2007
Карты:
- Древний Восток.
- Индия и Китай.
- Государства древности
- Древняя Греция
- Рост Римского государства в 3 в. до н.э. – 2 в.
- Римская империя 1-3 в.
- Падение Римской империи
- Египет и Азия в древности
- Завоевания Александра Македонского
- Европа в 14-15 вв.
- Византийская империя и славяне 6-11 вв.
- Европа 16-17 вв.
- Западная Европа. Крестовые походы
- Европа в 10-11 вв.
- Индия и Китай в средние века
- Европа в 14-15 вв.
- Франки 5-9 вв.
- Российская империя в 16 в.
- Первобытнообщинный строй
- Русское государство в 16 веке
- Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 в.
- Расширение Русского государства в 16 веке
- Древнерусское государство Киевская Русь в 9-12 вв.
- Русские княжества и Золотая Орда в 13 в.
- Русь в 13 веке.
- Российское государство в 17 веке
- Российская империя в 18 веке (Северная война)
- Великие географические открытия и колониальные захваты 15-17 вв.
- Франция с 1794 по 1799 гг.
- Европа в начале нового времени
- Война за независимость и образование США
- Россия после реформы 1861г. (развитие капитализма 1861-1900гг.)
- Отечественная война 1812 года
- Российская империя с начала 19 века по 1861 г. Крымская война.
- Наполеоновские войны.
- Образование независимых государств в Латинской Америке (19 век)
- Европа в 50-60е годы 19 века.
- Европа с 1815 по 1849 гг.
- Гражданская война в США.
- Европа 1870-1914 гг.
- «Россия XIX – начала XX вв.»
- «Россия в начале XX столетия»
- «Русско-японская войны»
- «Россия 1905-1907. Первая русская революция»
- «Россия 1907-1914»
- «Первая мировая война»
- «Великая Октябрьская социалистическая революция»
- «Военная интервенция»
- «Индустриальное развитие СССР в годы довоенных пятилеток»
- «Великая Отечественная война»
- «Великая битва под Москвой»
- «Сталинградская битва»
- «Народное хозяйство СССР 1945-1965»
- «Российская Федерация»
- «Территориально-политический раздел мира 1871-1914»
- «Первая мировая война»
- Западная Европа 1918-1923»
- «Западная Европа 1924-1939»
- «Вторая мировая война»
- «Политическая карта мира»
Цифровые образовательные ресурсы (электронные издания):
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории до 19 века» и «Уроки Всемирной истории. Новая история»
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории до 19 века» и «Уроки Всемирной истории. Средние века»
- д/ф «История государства Российского» (500 серий)
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Древний мир
- д/ф «Великая Китайская стена»
- д/ф «История Олимпийских игр»
- д/ф «Исторические личности (проект «Энциклопедия»)»
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 век.
- АНИМИРОВАННАЯ карта «Отечественная война 1812 года»
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Новейшая история
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 вв.
- «Битва за Москву», 2006 г.
СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОСНАЩЕНИИ
ИСТОРИЯ, 5-9 КЛАСС
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | ИМЕЕТСЯ | ||||||
Основная школа | Старшая школа | ||||||||
Базов. | Проф. | ||||||||
1. | БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||||||||
1.1 | Стандарт основного общего образования по истории | Д | 100% 100% 100% 50% 100% | ||||||
1.4 | Примерная программа основного общего образования по истории | Д | |||||||
1.7 | Авторские рабочие программы по курсам истории | Д | Д | Д | |||||
1.9 | Учебник «Введение в изучение истории» (5 класс) | Ф | |||||||
1.13 | Учебники по предмету «История» (5-9 классы) | К | |||||||
1.30 | Дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории | Ф | Ф | Ф | 100% | ||||
1.31 | Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории | Ф | Ф | Ф | 100% | ||||
1.33 | Хрестоматия по истории | К | 20% 20% | ||||||
1.35 | Хрестоматия по истории России | К | |||||||
1.44 | Книги для чтения по истории России и Всеобщей истории | П | 20% 30% | ||||||
1.45 | Научная, научно-популярная, художественная историческая литература. | П | |||||||
1.46 | Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.) | П | П | П | 100% | ||||
2. | ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||||||
2.1 | Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие). | Д /Ф | Д/Ф | Д/ Ф | 100% 100% 50% | ||||
2.2 | Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории). | Д/Ф | Д/Ф | Д/ Ф | |||||
2.10 | Атлас по истории России ( | К | |||||||
2.16 | Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | 100% | ||||
3. | ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА | ||||||||
3.1 | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории | Д/П | Д/П | Д/П | 100% | ||||
4. | ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | ||||||||
4.1 | Видеофильмы по всеобщей истории и истории России | Д | Д | Д | ок.300 100% | ||||
5. | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||||||
5.4 | Мультимедийный компьютер | Д | Д | П | 100% | ||||
5.10 | Диапроектор | Д | Д | Д | 100% | ||||
5.11 | Мультимедиапроектор | Д | Д | Д | |||||
5.12 | Экран (на штативе или навесной) | Д | Д | Д | 100% | ||||
6. | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||||||
7. | СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ | ||||||||
7.1 | Компьютерный стол | 100% |
ИТОГО – 92%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории (профильный уровень) для 10 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «История России» под редакцией А.Н. Сахарова, С.И. Козленко и «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.» под редакцией В....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 136 часов....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 5-х классов
Рабочая программа по истории древнего мира с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 6-х классов
Рабочая программа по истории для 6 класса, включающая календарно-тематическое планирование и пояснительную записку. В программу входит история Средних веков и история Отечества....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.
Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) 7 «С» класс
Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета история для 7 «С» класса. Рабочая программа и тематическое планирование учебного ...