Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 6-х классов
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа по истории для 6 класса, включающая календарно-тематическое планирование и пояснительную записку. В программу входит история Средних веков и история Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ist._6.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8», г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ.
Директор _______(Захарова Г.П.)
«____»______20___г.
Рабочая программа по истории
(базовый уровень)
для 6-х классов
Составитель: Калинина Мария Леонидовна,
учитель истории высшей категории
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории в 6 классе состоит из двух модулей «История Средних веков» и «История России» и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №8, учебного плана на 2017-2018 уч. год, с учетом авторской программы «Всеобщая история»: История Средних веков под редакцией А.О.Чубарьяна (М.: «Просвещение», 2014 г.) и примерной программы учебного предмета «История России» на уровне основного общего образования, утвержденного Федеральным государственным образовательным стандартом в 2013-14 г.
В рамках предмета «История» изучается ряд тем предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: «Милосердие и сострадание» ур. №7, «Совесть ур. №3, «Правда и ложь» ур. №13, 35, «Мужество» ур. № 18, 19, 20, 27, «Традиции воспитания» ур. №3, «Честь и достоинство» ур. №5, «Терпение и терпимость» ур.№19, «Доверие и доверчивость» ур.№9.
В программе «История России» предусмотрено 4 резервных часа. Я добавила их в две первые темы для более глубокого их изучения.
Цели и задачи курса
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли Рос сии во всемирно-историческом процессе;
— воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
— развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе;
- сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении данного курса у школьников формируется научное понимание истории как закономерного, поступательного процесса. С учетом знаний учащихся 6 класса и их возрастных особенностей, при изучении предмета закладывается первоначальное понимание закономерностей истории человеческого общества.
Учащиеся последовательно знакомятся с периодами феодализма: становление, феодальная раздробленность, образование централизованных государств. Содержание всеобщей истории эпохи Средневековья открывает большие возможности для освещения роли народных масс в развитии производства, культуры, в освободительной борьбе, в развитии общества в целом.
Курс содержит огромные возможности для нравственного воспитания, способствует воспитанию патриотизма в ходе изучения ряда тем всеобщей истории, где показана освободительная борьба народов за свою независимость.
В процессе изучения курса показывается взаимодействие и взаимовлияние культур разных народов, осуществляется эстетическое воспитание.
Изучая курс истории Средних веков, ученики осваивают основополагающие ценности и исторический опыт других стран мира, приобретают знания об истории человеческих цивилизаций народов мира.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение истории в 6 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год). На изучение модуля «История Средних веков» - 28 часов, а на изучение «Истории России» - 40 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание
курса «История Средних веков»
Раздел I. Раннее Средневековье (8 часов)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 часа)
Великое переселение народов.
Образование германских королевств.
Христианская церковь в раннее Средневековье.
Империя Карла Великого.
Западная Европа в IX-XI вв.
Тема 2. Византия и славянский мир (3 часа)
Византийское тысячелетие. Культура Византии.
Возникновение славянских государств.
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (1 час)
Рождение новой религии. Мир ислама.
Раздел II. Расцвет Средневековья (10 часов)
Тема 4. Феодальное общество (3 часа)
Социальная структура средневекового общества.
Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 часа)
Крестовые походы.
Тема 6. Разные судьбы государства (3 часа)
Франция и Англия: пути объединения.
Тема 7. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. (2 часа)
Знания и образование в зените Средневековья.
Время соборов.
Раздел III. «Осень» Средневековья (6 часов)
Тема 8. Западная Европа в XIV-XV вв. (4 часа)
14 век в истории Европы. Столетняя война.
Культура Западной Европы в XIV-XV вв.
Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 часа)
Полумесяц против креста.
Раздел 4. Вдали от Европы (3 часа)
Раздел IV. Вдали от Европы (3 часа)
Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки. (3 часа)
Средневековая Индия.
Поднебесная империя. Культура Китая.
Итоговое повторение (1 час)
Содержание
курса «История России»
Введение (1час)
Важнейшие особенности исторического развития России. Памятники культуры. Исторические источники.
Тема 1. Древние жители нашей Родины (5 часов)
Древнейшие люди на территории России.
Славяне и их соседи накануне возникновения государства Русь.
Тема 2. Русь в IX – XII веках (13 часов)
Возникновение государства у восточных славян и первые русские князья.
Принятие христианства. Владимир Святославич.
Культура Древней Руси.
Быт и нравы Древней Руси.
Тема 3. Русские земли в середине XII –начале XIII веках (6 часов)
Начало периода раздробленности.
Главные политические центры Руси.
Монголо-татарское нашествие на Русь.
Тема 4. Русь между Востоком и Западом (6 часов)
Русь и Золотая Орда.
Борьба на северо-западе Руси.
Русь и Литва.
Культура русских земель в XII-XIII веках.
Тема 5. Русские земли в середине XIII – XV веке ( 9 часов)
Начало объединения русских земель вокруг Москвы и борьба против ордынского ига.
Усиление Московского княжества.
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Образование Русского единого государства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Домашнее зада ние | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
6 а | 6б | 6а | 6б | ||||
Раздел I. Введение. Раннее Средневековье (8ч.) Тема 1. Западная Европа в Раннее Средневековье (4 часа) | |||||||
1. | Введение. Великое переселение народов. Техника безопасности в кабинете истории обществознания. | Описывать занятия, образ жизни древних германцев. Групповая работа. | §1 | ||||
2. | Христианская церковь в раннее Средневековье. | Называть имена известных правителей и религиозных деятелей. Индивидуальная работа составление сравнительной таблицы | §2 | ||||
3. | Империя Карла Великого. | Показывать по карте завоевания Карла Великого. Объяснять причины распада империи Карла Великого и начало феодальной раздробленности. Работа по составлению схемы. | §8 | ||||
4. | Западная Европа в IX-XI вв. | Показывать по карте завоевания Карла Великого. Объяснять причины распада империи Карла Великого и начало феодальной раздробленности. | §5,6 | ||||
Тема 2. Византия и славянский мир (3 часа) | |||||||
5. | Византийское тысячелетие. | Работа в парах, анализ фрагмента исторического документа Решение проблемного задания | §3 | ||||
6. | Культура Византии. | Групповая работа, анализ текста и иллюстраций учебника, участие в дискуссии. | §4 | ||||
7. | Образование славянских государств. | Называть характерные черты славянских государств. Работа с документами составление таблицы. | §10 | ||||
Тема 3. Арабский мир в VI-XIвв. (1 час) | |||||||
8. | Мир ислама. | Объяснять причины возникновения новой религии. Называть имя Мухаммеда и основные положения его учения. Показывать по карте завоевания арабов. | §5,6,7 | ||||
Раздел II. Расцвет Средневековья (10часов) Тема 4. Феодальное общество (3 часа) | |||||||
9. | Сеньоры и вассалы. | Групповая форма работы участие в беседе. | §11 | ||||
10. | Средневековая деревня. | Получают информацию о феодальном устройстве. Описывать их быт. | §13 | ||||
11 | Средневековый город. | Усваивают политическое устройство обществ, социальное положение людей в средние века | §14 | ||||
Тема 5. Католическая церковь в XI-XIIIвв. (2 часа) | |||||||
12 | Католическая церковь. | Составляют план развития католической церкви. Знакомятся с ее достижениями и слабыми сторонами. | §15 | ||||
13 | Крестовые походы. | Объяснять основные причины крестовых походов. Называть хронологические рамки. | §16 | ||||
Тема 6. Разные судьбы государств (3 часа) | |||||||
14 | Франция. | Работа с картой. Групповая работа. Объяснять основные причины крестьянских восстаний во Франции и в Англии. | §17 | ||||
15 | Англия. | Называть основные события преобразований Англии. Работа с картой и историческими источниками. | §18 | ||||
16 | Германия. | Работа с картой. Групповая работа. | §21 | ||||
Тема 7. Культура Западной Европы в XI-XIIIвв. (2 часа) | |||||||
17 | Образование, наука и философия в зените Средневековья. | Называть представления средневекового человека о мире, религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в обществе. Групповая работа. | §23 | ||||
18 | Время соборов. | Путем исследования документального материала формулирую вывод о причинах гибели Византии. | §24 | ||||
Раздел III. Осень Средневековья (6 часов) Тема 8. Западная Европа в XIV-XVвв. (4 часа) | |||||||
19 | Столетие бедствий. | Сопоставлять успехи хозяйства, культуры и религиозные верования в Европе. | §23,24 | ||||
20 | Самая долгая война в истории. | Усваивают причины и ход войны, самостоятельно выделяют историческое значение войны. | §20 | ||||
21 | Торжество королевской власти. | Объяснять представления средневековых людей Востока о мире. | §24 | ||||
22 | Культура Западной Европы в XIV-XV вв. | Выполняют тестовую работу. | §25 | ||||
Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XVвв. (2 часа) | |||||||
23 | Польша и Чехия. | Выступают с опережающим заданием, демонстрируют презентации. | §26 | ||||
24 | Полумесяц против креста. | Работа с контурными картами. Применение поискового метода в процессе изучения темы. | §27, 28 | ||||
Раздел IV. Вдали от Европы 3 часа) Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки (3 часа) | |||||||
25 | Индия, Китай, Япония. | Называть участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в средние века. | §26-29 §31 | ||||
26 | Державы Чингисхана и Тимура. | Работа с документами с элементами исследования. | §32 | ||||
27 | Африка и Америка. | Работа в контурных картах. Исследовательская работа с применениями карт. | §33 | ||||
Итоговое повторение (1 час) | |||||||
28 | Итоговое повторение раздела «Вдали от Европы». | Работа с тестами. |
История России
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Домаш нее зада ние | Скорректирован ные сроки прохождения | Плановые сроки прохождения | ||
6 а | 6 б | 6 а | 6 б | ||||
Введение (1 час) | |||||||
Введение. Техника безопасности в кабинете истории обществознания. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное. | стр. 5-7 | |||||
Тема 1. Древние жители нашей Родины (5 часов) | |||||||
Первобытная эпоха. | Учатся работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации. | §1 | |||||
Народы и государства на территории нашей страны в древности. | Выделяют основные верования славян. Учатся работать в парах. | §2 | |||||
Восточная Европа в середине первого тысячелетия нашей эры. | Самостоятельно выявляют причины создания государства Русь. | §3 | |||||
Восточные славяне в древности. | Обобщают изученный материал с использованием исторических документов. | §4 | |||||
Повторение темы: «Древние жители нашей Родины». | Обобщение знаний разных направлений. | §1-4 | |||||
Тема 2. Русь в IX – XII веках (13 часов) | |||||||
Образование государства Русь. | Изучение новой темы с использованием исторических документов. | §5 | |||||
Образование государства Русь. | Учатся работать с историческими документами. | §6 | |||||
Первые русские князья. | Знакомство с разными слоями общества. Умение работать с дополнительной литературой. | §7 | |||||
Первые русские князья. | Обобщение знаний разных направлений в культуре. Создание презентаций. | §7 | |||||
Князь Владимир и крещение Руси. | Учатся устанавливать соответствие между терминами и их определениями. Работают с таблицами. | §8 | |||||
Русь при Ярославе Мудром. | Пошагово вспоминают выполнение презентаций. Выступления с рефератами и сообщениями. | §9 | |||||
Борьба за киевский престол. | Выступления с рефератами и сообщениями. | §10 | |||||
Устройство государства. | Выполняют тестовые задания. Обобщают знания о Древней Руси. | §11 | |||||
Экономическое развитие Руси. | Работают с таблицами. Работа в парах. Выясняют причины слабого развития экономики. | §12 | |||||
Православная церковь. | Заслушивание сообщений учащихся о городах Древней Руси. Изучение особенностей развития городов. | §13 | |||||
Литература Древней Руси. | Учатся устанавливать соответствие между терминами и их определениями. Выступления с рефератами и сообщениями. | §14 | |||||
Искусство Древней Руси. | Самостоятельно изучают сражение на Калке и выясняют причины его поражения. | §15 | |||||
Повторение темы: Русь в IX – XII вв. | Выступления с рефератами и сообщениями. | ||||||
Тема 3. Русские земли в середине XII –начале XIII веках (6 часов) | |||||||
Начало раздробленности Руси. | Работа с учебником и картой. Характеризуют рыцарей вторгающихся с Севера. | §16 | |||||
Земли южной Руси. | Самостоятельная работа. Выступают с сообщениями и презентациями. | §17 | |||||
Юго-Западная Русь. | Демонстрация презентаций, заслушивание сообщений и докладов на заданную за ранее тему. | §18 | |||||
Новгородская земля. | Определяют причины быстрого развития отдельных городов. Знакомятся с культурой Великого Новгорода | §19 | |||||
Северо-Восточная Русь. | Работа в парах. Составление таблицы об основных направления в развитии культуры. | §20 | |||||
Повторение темы: Русские земли в середине XII –начале XIII веках. | Обобщение документального материала. Выполнение тестового задания. | §16-20 | |||||
Тема 4. Русь между Востоком и Западом (6 часов) | |||||||
Монгольское нашествие на Русь. | Заслушивание сообщений на заданную тему. Работа в группах в виде семинара. | §21 | |||||
Монгольское нашествие на Русь. | Выполнение тестовых заданий. | §21 | |||||
Натиск с Запада. | Работа с документами. Обобщение исторического материала. | §22 | |||||
Золотая Орда. | Определяют значение объединения государства и роль православной церкви в победе на Куликовом поле. | §23 | |||||
Русские земли под властью Золотой Орды. | Составление плана о правлении Василия I и распаде Золотой Орды. | §24 | |||||
Литовское княжество. | С применением поискового метода выясняют отношения между Русью и Литвой. Самостоятельная работа. Работа с картой. | §25 | |||||
Тема 5. Русские земли в середине XIII – XV веке ( 9 часов) | |||||||
Северо-Западная и Восточная Русь после монгольского нашествия. | Обобщение документального материала. Выполнение тестового задания. | §26 | |||||
Дмитрий Донской. Куликовская битва. | На основании изученного ученики должны сделать вывод о значении победы на Куликовом поле. | §27 | |||||
Русские земли в конце XIV первой половине XV века. | Изучают предпосылки возрождения государства и роль православной церкви в этом процессе. | §28 | |||||
Конец раздробленности. | Выступают с опережающими заданиями. Учатся работать с первоисточниками. | §29 | |||||
Русская православная церковь во второй половине XIII XV веке. | Знакомство с развитием страны через опережающие задания. | §30 | |||||
Русская литература во второй половине XIII XV веке. | Работа с учебником и документами. Работа в парах. | §31 | |||||
Искусство во второй половине XIII XV веке. | Работа в группах, учатся корректно дополнять товарищей, выделять главное из большого количества материала. | §32 | |||||
Повторение темы: «Русь между Востоком и Западом». | Работа с документами, учебником, интернет ресурсами. | §21-32 | |||||
Итоговое повторение. | Работа с документами с использованием исследовательского метода. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Программа по истории Средних веков (под ред. А.О.Чубарьяна., М. «Русское слово» 2016г.)
- Программа по истории России под редакцией Е.В.Пчелова и П.В. Лукина М. «Русское слово» 2016г.)
- История России с древнейших времен до началаа XVI века. Е.В. Пчелов, П.В. Лукин, М. «Русское слово» 2016
- История Средних веков В.А.Ведюшкин М. «Просвещение» 2015г.
- Книга для чтения по истории Средних веков под ред.В.П.Будановой. – М., 2010
- http: //www.vostlit.info – письменные источники эпохи Средневековья.
- http: //artclassic.edu.ru – тексты и иллюстрации по истории искусства Средневековья.
- Карамзин Н.М. История государства российского. М.: Эксмо 2010г.
- Карташев А.В. История Русской Церкви. М.: Эксмо 2011г.
- Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо 2010г.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее
главнейших деятелей. М.: Эксмо 2010г.
- Практикум по истории России с IX по XVIII век. А.А. Романова. М. «Просвещение» 2012г.
- Поурочные разработки по истории России. 6 класс Б.Н. Серов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса 6 класса ученик научится:
-анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие изученных европейских стран и основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- составлять характеристику исторических деятелей;
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся;
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические события.
Ученик получит возможность научится:
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять характеристику исторических деятелей.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей
социального и естественного циклов
от «30» 08 2017г. № ____
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
________(Калиновская М.А.)
«____»_____2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории(базовый уровень)
рабочая программа по истории, 7 класс (базовый уровень)...
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 5-х классов
Рабочая программа по истории древнего мира с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 7-х классов
Рабочая программа по Новой истории и истории Отечества с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) для курса 10 -11 классы (134 часа)
Данная рабочая программа по истории России с древнейших времен до начала XXI века и Всеобщей истории с древнейших времен до – начала XXI составлена на основе федерального компонента государствен...
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.
Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) 7 «С» класс
Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета история для 7 «С» класса. Рабочая программа и тематическое планирование учебного ...